Законопроект о гаражной амнистии

На улице владельцев гаражей по всей стране зажегся зеленый свет — в правительство РФ был внесен проект федерального закона по так называемой гаражной амнистии.

Ее суть проста — у миллионов владельцев гаражей появилась реальная возможность стать хозяевами своей «малой недвижимости» не только на словах, но и на деле. Сегодня по закону очень многие из них никак не могут оформить гаражи в собственность, хотя пользуются ими десятилетия, вложили в них деньги и труд.

Законопроект о гаражной амнистии

«Дорогая, я в гараж». Водители все чаще отказываются от ремонта на СТО

Документ называется так: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены».

Проект разрабатывался Минэкономразвития России совместно с Росреестром в течение двух лет. В Росреестре подчеркивают: при подготовке законопроекта они работали с органами власти в регионах и с органами местного самоуправления.

Судя по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, незарегистрированными в стране являются более чем 3,5 миллиона гаражей.

Судя по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, незарегистрированными в стране являются более чем 3,5 миллиона гаражей

Из-за отсутствия, как выражаются чиновники, «правоустанавливающих» документов граждане годами не могли оформить эти объекты недвижимости. А сами постройки из-за отсутствия в законе даже такого определения, как «гараж», не учитывались.

Правовые аспекты гаражного строительства эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Поэтому количество фактически существующих, но не оформленных как положено объектов велико, но точную цифру никто не знает.

Законопроект о гаражной амнистии

Обманутым дольщикам выплатят компенсации за гаражи и кладовки

Не так давно глава Росреестра, а ныне заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко сравнивала предлагаемые «гаражным» законопроектом меры с «дачной амнистией», которая серьезно упростила порядок оформления собственности для граждан. По ее мнению, «гаражная амнистия» облегчит жизнь более 4,5 миллиона автовладельцев.

Минэкономразвития предложило особый механизм оформления прав граждан на участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых стоят гаражи.

Море гаражей в нашей стране возводили именно на государственных и муниципальных землях. Посмотрите на окраины больших и маленьких городов: буквально в каждом — целые «улицы» бесконечно тянущихся гаражей.

В документах на мой гараж, к примеру, сказано, что он располагается на земле, которая выделена в аренду местному обществу автолюбителей.

Такие гаражи построили до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. А еще мы гаражами называли принадлежащие гражданам машино-места, расположенные в коллективном гараже. Такие вообще располагаются чуть ли не у каждой многоэтажки.

Росстандарт отказался от собственных систем сертификации

  • Все это добро было вроде бы наше, и в то же время по бумагам нам не принадлежало.
  • А теперь, по сути этого документа, законопроектом устанавливается перечень документов, подтверждающих владение гражданином таким «объектом гаражного назначения».
  • Обратите внимание: слова «гараж» раньше в законодательстве просто не было.

Такими доказательствами, к примеру, являются длительное добросовестное использование, выплата пая в гаражном кооперативе или ранее полученное решение о распределении гаража.

А также документы, подтверждающие оплату различных платежек при эксплуатации или полученные в прежние годы документы технической инвентаризации и другое.

Обратите внимание: даже такого слова, как «гараж», раньше в отечественном законодательстве просто не существовало

Но и это не все. Законопроектом субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом.

А теперь ответ на главный вопрос: когда же владельцам гаражей ждать обещанной амнистии? Если правительство и парламентарии поддержат документ, то согласно законопроекту вступление в силу нового порядка ожидается в 2021 году.

Цитата

Законопроект о гаражной амнистии

Александр Астафьев / РИА Новости

Виктория Абрамченко, заместитель председателя правительства РФ:

— По данным Единого реестра недвижимости, в стране 4 млн гаражей. Каково количество неоформленных объектов, никому не известно. Как правило, у фактических владельцев есть проблемы с постановкой на учет.

Гаражно-строительные кооперативы возникали еще в советское время. У кого-то земля не оформлена, у кого-то участок был выделен при предприятии, но нет документов.

В законодательстве отсутствуют даже понятия «гараж», «гаражно-строительный кооператив».

Не установлены лица, ответственные за содержание и эксплуатацию. Мы написали концепцию решения вопроса по аналогии с «дачной амнистией». Граждане быстро получат право на свой гараж.

Закон о гаражной амнистии в 2020 году

14.05.2018

Автолюбители в последние годы высказывают серьезные опасения по поводу владения собственными гаражами. У них нет возможности официально подтвердить свое право собственности. Закон о гаражной амнистии в 2020 году призван установить юридический статус построек.

Что говорит федеральный закон № 218 о праве владения гаражами:

ФЗ-218 определяет законодательно установленные правила регистрации недвижимости, к которой при соблюдении определенных условий может относиться и гараж. В частности, таковым может быть гараж, являющийся капитальным строением.

Однако на практике владельцы гаражей сталкиваются со всевозможными проблемами в процессе легализации строений, среди которых:

  • несоответствие санитарным, техническим, градостроительным или иным правовым нормам, возникшее ввиду допущенных ошибок при строительстве или появившееся ввиду технического износа, реконструкции постройки,
  • отсутствие правоустанавливающих документов,
  • отсутствие письменных или иных доказательств добросовестного приобретения гаража, владения этим имуществом,
  • нарушение прав иных лиц,
  • использование постройки не по назначению и т.д.

Не меньше трудностей появляется и из-за невозможности оформить право собственности на постройку, в том числе:

  • сложности с подводом коммуникаций;
  • невозможность страхования помещения;
  • запрет на легальную куплю-продажу.

Также владельцы построек опасаются, что из-за отсутствия разрешающих документов их могут снести. С проблемами сталкиваются и чиновники. Гаражи не облагаются налогом, и владельца нельзя привлечь к ответственности за неправомерные действия на территории.

В связи с этим государство решило рассмотреть законопроект, устанавливающий имущественный статус гаражей. В середине 2017 г.

был разработан правовой документ, который поступил на рассмотрение депутатов Госдумы. Законопроект предусматривал внесение изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Последние поправки касаются гаражной амнистии, которая призвана установить следующие положения:

  • вводится раздел о государственном кадастровом учете нежилых построек;
  • дополняется статья, регламентирующая процедуру регистрации нежилых построек в составе комплекса гаражей.

Чтобы человек мог воспользоваться своим правом, требуется предоставить документ, в котором будет содержаться информация об оплате паевого взноса за помещение, относящееся к комплексу гаражей. Также необходим документ, фиксирующий факт выделения земельного участка гаражному кооперативу.

Но по тем или иным причинам указанный законопроект так и не доходил до стадии принятия.

Что предлагают разработчики

В настоящее время законопроект находится на стадии обсуждения. Если его одобрят, владельцы построек смогут оформлять их в собственность. Однако не стоит радоваться раньше времени.

«Гаражная амнистия» не предполагает стопроцентной легализации всех строений гаражного типа на территории РФ.

И тем более, в законопроекте не идет речи о передачи земли под гаражами в собственность граждан бесплатно.

Читать так же:  ​​Обязательные работы

Определенные послабления предусмотрены для тех, кто построил индивидуальный гараж или использовал кооперативный гараж до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, т. е. до 30.12.2004 г. Таким лицам могут предложить упрощенную схему легализации при предоставлении ими необходимых справок. К примеру, оформление земли под постройкой в аренду на 5 лет без проведения торгов.

В остальной же части законопроект направлен главным образом на регламентацию и упорядочение гаражной сферы и процедуры легализации гаражей в стране. В настоящее время четкого законодательного алгоритма просто нет. Более того, в законодательстве не закреплен даже сам термин «гараж».

Официальный текст предложенного документа содержит пункт о признании гаража полноценным нежилым помещением. После принятия закона постройки можно будет продавать, страховать и даже оформлять в ипотеку. Для владельцев это упростит подвод коммуникаций и избавит от опасений по поводу возможного сноса.

Законопроект предлагает ввести в гражданско-правовой оборот такие понятия, как:

  • «индивидуальный гараж» (который, в свою очередь, может иметь подвал/погреб, общие с другими гаражами стены, крышу и фундамент),
  • «машино-­место»,
  • «территория гаражного назначения»
  • «коллективный гараж»,
  • «гаражный кооператив».

Все эти помещения или расположения на определенной территории объекты относятся к капитальным строениям,  имеющим фундамент.

По словам самих авторов проекта, НПА будет носить, по большому счету, социальный характер, поскольку позволит упростить также процедуру возведения гаражных построек инвалидам. В проекте будет предусмотрено еще одно понятие «некапитальный гараж».

Его введение даст возможность предоставлять инвалидам вне очереди места для возведения гаражей или автостоянки вблизи их места проживания (по закону “О соцзащите инвалидов в РФ”).

Сейчас наибольшие трудности возникают по поводу формирования земельного участка с целью последующего возведения гаража или обустройства стоянки на территории, занятой МКД.

Важно! Рассматриваемый проект закона вообще не коснется:

  • гаражей, построенных рядом с индивидуальными жилыми и садовыми домами (такие гаражные постройки считаются вспомогательными объектами и регистрируются по-другому),
  • подземных гаражей,
  • гаражных помещений, находящихся внутри МКД,
  • коммерческих объектов,  к примеру, торговых, офисных, бизнес- центров.

Следующее существенное изменение, планируемое к внесению в действующее законодательство — запрет на использование гаражей любого типа (включая машино-места) в предпринимательских целях.

Что есть сейчас

Сегодня собственники могут доказать свои права только через суд. Однако и в этом случае существует большая вероятность отказа.

Гаражная амнистия позволит оформлять право собственности без привлечения судебной инстанции. Для постановки помещения на учет потребуется собрать и предоставить все необходимые документы.

Гараж будет поставлен на кадастровый учет, его занесут в систему налогообложения.

Предполагается, что оформление постройки в собственность обойдется владельцу в 15 – 20 тыс. руб. Исключение предлагают сделать для ветеранов, позволив им регистрировать гаражи бесплатно. Процедура оформления будет производиться в несколько последовательных этапов:

  • владелец собирает необходимые документы, которые могут подтвердить его право на владение объектом недвижимости;
  • специалисты проводят кадастровую оценку и оформляют технический план помещения, затем вносят его в систему налогообложения;
  • окончательная регистрация происходит в отделении Росреестра (либо МФЦ).

Читать так же:  Возврат налога при покупке квартиры

Процедура оформления должна занять до 12 рабочих дней. К сумме, которую владельцу придется затратить на проведение всех необходимых действий, добавится оплата госпошлины за регистрацию. Она составит 2 тыс. руб. (при оформлении в общем порядке).

 Госрегистрация права собственности физлица на земельный участок, документально предназначенный (выделяемый) для индивидуального гаражного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества обойдется в 350 руб.

Скачать закон о гаражной и дачной амнистии

Законопроект о гаражной амнистии

Закон о гаражной амнистии предполагает внесение изменений в уже существующий правовой документ «О государственной регистрации недвижимости». Официально он действует с начала 2017 г. Проект, хоть и был принят недавно, уже неоднократно дорабатывался парламентариями.

Читайте также:  Квадрокоптеры и дроны придется зарегистрировать - приняты правила учета беспилотных летательных аппаратов

Поправки в него вносят раз в несколько месяцев. Предлагаем скачать текст закона по следующей ссылке. В нем содержится последняя редакция документа, в которой приведены изменения, касающиеся создания положений об упрощенной регистрации права собственности.

Заключение

В случае принятия законопроекта о гаражной амнистии текст федерального закона № 218 будет дополнен новыми положениями, определяющими юридический статус гаражных построек. Вы можете также скачать предложенный разработчиками документ, чтобы понять, как изменится существующее законодательство в сфере постановки на учет объектов недвижимости.

Закон о гаражной амнистии позволит владельцам нежилых построек узаконить свой правовой статус и более свободно распоряжаться собственным имуществом.

Специалисты считают, что после принятия законопроекта увеличится стоимость земельных участков и владельцы смогут более выгодно продавать гаражи.

В дальнейшем это может привести к более интенсивной застройке гаражных кооперативов и развитию районов, где они располагаются.

Когда вступит в силу гаражная амнистия: последние новости 2020 года

Последнее обновление: 11.02.2020

Уже несколько лет в России ждут закон, который будет регулировать «гаражную» деятельность граждан. В народе это явление назвали «гаражная амнистия», по аналогии с дачной. Соответствующий нормативный акт уже есть в свободном доступе, но работать он пока не начал.

218 ФЗ о гаражной амнистии ― основные положения и статьи

Гаражи и аналогичные постройки, имеющие общие родовые признаки, относятся к объектам недвижимости. Регистрация имущественных прав на них обязательна. Например, если строение признано капитальным и имеет признаки гаража, то на него должно быть оформлено вещное право.

Многие собственники желают узаконить своё право, но сталкиваются с некоторыми препятствиями. В частности:

  • строение не соответствует санитарным, гигиеническим, техническим, градостроительным и прочим нормам. Виноват в этом не владелец, ошибки были допущены при строительстве или появились из-за технического износа строения;
  • отсутствие документов, подтверждающих возникновение права у заявителя;
  • нет доказательств того факта, что данный гараж был приобретён добросовестно, а не является самовольной постройкой;
  • при использовании гаража нарушаются права третьих лиц;
  • строение используется не по назначению.

При оформлении имущественного права могут возникнуть и другие сложности. В частности:

  • нет возможности подвести коммуникации;
  • нет возможности застраховать строение и титул на него;
  • существует законный запрет на проведение сделок по отчуждению права.

Если право собственности на строение не оформлено, его могут снести. Это волнует не только владельцев гаражей, но и чиновников. В бюджет не поступают налоги на имущество, отсутствуют основания для привлечения пользователей к ответственности.

Законопроект о гаражной амнистии

В 2017 году появилась инициатива по внедрению законопроекта, который будет регулировать действия собственников гаражных строений и установит имущественный статус таких построек. Сразу же были подготовлены основные положения, которые были вынесены на обсуждение депутатам. Они должны были стать нововведениями в Федеральный Закон № 218-ФЗ. Эти коррективы подразумевают следующее:

  • теперь все нежилые гаражные строения будут ставить на кадастровый учёт;
  • появилась новая статья, которая регламентирует порядок оформления вещного права на гаражи, находящиеся в комплексах.

Когда вступит в силу гаражная амнистия, интересует многих владельцев построек. Предварительное обсуждение началось ещё в мае  2019 года. Необходимо пройти ещё 3 чтения. Поэтому законопроект вступит в свою юридическую силу не раньше 2020 года.

Последние новости года о гаражной амнистии

Если законотворцы  одобрят все положения будущего закона, которые сейчас вынесены на обсуждение, то владельцы построек смогут оформлять их в собственность по упрощённой схеме. Но это не означает, что все постройки, имеющие признаки гаража, можно будет легализовать. Кроме того, земля под гаражом не будет передана в собственность на безвозмездной основе.

Гаражная амнистия началась: кого коснется и в чем суть

Минэкономразвития подготовило проект закона «О гаражах…», который в народе уже назвали «гаражной амнистией«.

Динамика цен на недвижимость, март 2019: «вторичка», ставки и безденежьеЦены на «вторичку» взмыли вверх: купить сейчас или подождать падения?Ипотека и госпрограммы повышают доступность жилья?

Слово «амнистия» не совсем подходит для данного законопроекта: никого прощать, освобождать и уж тем более раздавать земли под гаражами-самостроями государство не собирается.

Некоторые послабления предусмотрены для тех, кто возвел индивидуальный гараж или использовал гараж в кооперативе до введения Градостроительного кодекса РФ, то есть до 30 декабря 2004 г. – почти 15 лет назад. Этим гражданам предлагают упрощенную схему легализации при предоставлении необходимых справок.

По словам гендиректора юридической компании Алексея Петропольского, проект закона направлен на наведение порядка в гаражной сфере и легализацию гаражей в стране.

Пока там творится настоящий бардак. Сейчас официально зарегистрировано лишь 20–30% сооружений, называемых гаражами. В законодательстве нет даже такого понятия, как «гараж«.

Проект же закона предлагает ввести такие понятия, как «индивидуальный гараж» (он может иметь подвал или погреб, общие с другими гаражами стены, крышу и фундамент), «машино-место«, «коллективный гараж«, «территория гаражного назначения«, «гаражный кооператив«.

Все они относятся к капитальным строениям, которые имеют фундамент.

Как помогут инвалидам в предоставлении очереди на гараж?

Законопроект вводит понятие «некапитальный гараж«. Это даст возможность предоставлять инвалидам вне очереди места для строительства гаража или стоянки для машин вблизи их места жительства (по закону «О соцзащите инвалидов в РФ«).

«В целом от законопроекта ожидается большой социальный эффект», – говорит директор департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Алексей Бутовецкий.

В настоящее время бывают трудности с формированием земельного участка для строительства гаража или стоянки на территории, занятой многоквартирными домами. Часто инвалиды, желающие получить участок земли, несут расходы за внесение изменений в проекты планировки и межевания.

Законопроект планируется внести в правительство в мае, а заработать может уже с 2020 года.

При этом он не касается гаражей, которые построены рядом с индивидуальными и садовыми домами (такие гаражи считаются вспомогательными объектами и регистрируются иначе), а также подземных гаражей и тех, которые находятся внутри многоквартирных домов и коммерческих объектов, например торговых и офисных центров.

«Гаражная экономика»

Отдельным пунктом в законе указано: «Использование индивидуальных гаражей, некапитальныхгаражей и машино-мест для осуществления в них предпринимательской деятельности не допускается».

Это означает одно: государство обратило внимание на «гаражную экономику», в которую вовлечены миллионы граждан.

В гаражах производится почти все – от мебели до сосисок, от водки до тротуарной плитки. Там размещаются автомастерские, шиномонтажки, зерносклады. По новому закону гаражи можно будет использовать только для размещения транспортных средств, а также для личных и бытовых нужд.

Все капитальные строения стоит зарегистрировать в Росреестре, получить на них право собственности и платить налог на имущество. При этом в Минэкономразвития подчеркивают: регистрировать объекты недвижимости в ЕГРН – это право граждан, а не обязанность.

Сейчас в РФ зарегистрировано всего 37 тысяч гаражно-строительных кооперативов, а на кадастровый учет поставлено лишь 5,6 млн гаражных объектов.

Как будут выводить из тени остальных?

Об этом можно прочитать в проекте закона: «До 1 января 2022 г.

органы местного самоуправления поселений или городских округов осуществляют мероприятия, направленные на выявление правообладателей расположенных в границах соответствующих муниципальных образований индивидуальных гаражей и машино-мест, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и оказание содействия гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки.»

В гаражах производится почти все – от мебели до копченой скумбрии, от водки до тротуарной плитки. Там размещаются автомастерские, шиномонтажки и зерносклады. Есть даже особая ниша – аренда жилых гаражей.

— Ваш вопрос про недвижимость можно задать здесь.— Пишите на почту, всем отвечаю — yneumannspb@yandex.ru

✔️ Друзья, ДАРЮ чек-лист проверки надежности застройщика в обмен на подписку на мой Инстаграм про недвижимость! Надо ПОДПИСАТЬСЯ на профиль и в приветственном сообщении Вам придет ссылка на скачивание инструкции БЕСПЛАТНО.

Новый закон: кто попадет под «гаражную амнистию»

В 2021 году имеющие гаражи россияне смогут узаконить право владения ими. Это следует из законопроекта, внесенного в правительство. В Росреестре рассчитывают, что в целом документ позволит облегчить жизнь 4,5 млн автовладельцев.

Минэкономразвития и Росреестр внесли в правительство РФ законопроект о так называемой «гаражной амнистии». Документ разрабатывался два года.

Проект содержит поправки в действующее законодательство «в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены». Вступить в силу нововведения могут уже в 2021 году.

По плану «гаражная амнистия» продлится до 2025 года, пояснили в Росреестре. Документ предусматривает особый механизм оформления прав на земельные участки, где построены частные гаражи, а также на машино-места, расположенные в коллективных гаражах.

Как отмечают в Росреестре, грядущая амнистия облегчит жизнь 4,5 млн автовладельцев.

Россияне годами не могли оформить в собственность машино-места по целому ряду причин. В частности, из-за отсутствия правоустанавливающих документов. Также мешало то, что в законодательстве нет отдельного документа, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов, и определения понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Но новый порядок оформления прав на машино-места будет распространяться не на все строения. Законопроект позволит легализовать только те гаражи, которые построены на принадлежащих муниципалитетам земельных участках до 2004 года. Именно тогда в силу вступил Градостроительный кодекс.

В законопроекте определен перечень необходимых документов. Чтобы получить права на земельный участок, на котором расположен гараж, нужны данные о погашении пая (части стоимости объекта) в гаражном кооперативе. Кроме того, требуются ранее полученное решение о распределении гаража, чеки о внесенных платежах за эксплуатацию, документы технической инвентаризации.

При этом список дополнительных документов, необходимых для приобретения земли под гаражом, будут устанавливать региональные власти.

Экс-глава Росреестра, на данный момент заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко сравнивала предлагаемые меры с «дачной амнистией». В рамках нее был упрощен порядок оформления собственности на садовых участках. «Этот законопроект позволит тем, кто добросовестно в свое время заплатил за пай в гаражном кооперативе или получил решение о распределении гаража на муниципальной собственности в свою пользу, а также своевременно вносил плату по счетам за эксплуатацию объекта, узаконить свой гараж и не опасаться, что он будет снесен по решению властей», — говорит «Газете.Ru» директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Однако одновременно этот законопроект также позволит снести объекты или изъять их у тех, кто не сможет документарно доказать, что платежи за эксплуатацию или паи на приобретение своевременно оплачивались.

Амнистия будет интересна владельцам строений, которые приобрели их до 2004 года, подчеркивает Жарский.

«То есть это участники гаражно-строительных кооперативов или же владельцы, которые получили машино-места в советский или постсоветский период», — поясняет он.
Как отмечает Павел Герасимов, генеральный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн», проблема с легализацией строений уже давно назрела. С ней необходимо наконец разобраться.
«Многие вопросы по строительству гаражей и оформления в собственность земельных участков под ними не урегулированы. Упрощение процедуры регистрации позитивно скажется на легализации строений законными владельцами. При этом нормы, прописанные в законе, одновременно не дадут простор для злоупотреблений со стороны гаражных владельцев. Так что самовольные и стихийные постройки не будут легализованы. В каждом конкретном случае в целом необходимо разбираться в условиях возникновения и основаниях строительства гаражных кооперативов», — резюмирует Павел Герасимов.

Читайте также:  Комментарий 14268 к статье: как написать жалобу в роспотребнадзор - образец

Видео дня. Какие выплаты получат семьи с детьми

Шанс для миллионов: кого затронет «гаражная амнистия»

«Законным путём идти можно. Дойти трудно», — сетовала героиня легендарного фильма «Гараж», повествующего о жарких заседаниях гаражного кооператива во времена СССР. Будни владельцев гаражей с тех пор не стали легче: местные власти периодически сносят гаражи, пользуясь пробелами в законодательстве, в котором не был прописан статус гаражей и порядок регистрации прав на них.

В Москве кампания по сносу гаражей стартовала еще в 2000-х. «Очень много московской земли занято «плоскостными» гаражами типа бунгало. И все они должны быть перестроены в многоэтажные», — настаивал бывший мэр Юрий Лужков.

Гаражи сносят «только тогда, когда без этого невозможно построить новую дорогу, станцию метро или поликлинику», —  объяснял политику мэр Сергей Собянин.

За каждый снесенный гараж власти выплачивают компенсацию 150-300 000 рублей, указывал Собянин.

У большинства владельцев гаражей нет документов на постройки, кроме гаражных книжек кооперативов, которые правоустанавливающими документами не являются, объясняет председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков причину, по которой власти с легкостью сносят такие постройки. Гаражные кооперативы и товарищества, как правило, землю в собственность не получали, а арендовали ее, и часть участков была выделена еще советскими исполкомами и предприятиями и своевременно  переоформлена не была.

Госдума предпринимала попытку упорядочить взаимоотношения властей и граждан в гаражном вопросе в 2016 году, но законопроект был отправлен на доработку. Правовой статус «гаражей» и «машиномест» как объектов недвижимости долгое время оставался не урегулированным, частично это было сделано в 2017 году, но касалось кадастрового учета только тех машиномест, которые расположены в зданиях. 

Новую попытку узаконить гаражи власти предприняли 13 февраля: Минэкономразвития внесло в правительство новый законопроект о «гаражной амнистии», который должен заполнить пробелы текущего законодательства. Forbes ознакомился с основными положениями законопроекта.

Гаражных построек, которые потенциально могут попасть под «амнистию», насчитывается более 5,7 млн, сообщил Forbes представитель Росреестра (ведомство участвовало в разработке проекта).

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, почти 3,1 млн объектов записаны в ЕГРН как здания или сооружения, но права зарегистрированы только на 1,7 млн из них, еще 2,6 млн объектов записаны как помещения, но зарегистрированы только 65% из них. По факту гаражей еще больше.

Есть дополнительная информация по неоформленным строениям, которую предоставили регионы, однако точных цифр не существует, пояснил представитель Росреестра.

Предложенный Минэкономразвития документ определяет несколько условий, которым должны соответствовать гаражи, чтобы попасть под «амнистию».

Первое: это должны быть капитальные постройки — в виде индивидуального гаража или бокса в гаражном кооперативе, которые были построены до 2004 года. Второе: они должны быть расположены на государственной или муниципальной земле.

Самовольные и стихийные постройки легализованы не будут, отмечает представитель Росреестра в ответ на запрос Forbes.

Оформление прав граждан на участки будет проводится в заявительном порядке — при подаче в Росреестр соответствующего заявления и документов, подтверждающих права гражданина на строение и землю под ним.

На первом этапе хозяин гаража сможет получить земельный участок на правах аренды. Переоформить землю в собственность можно будет после того, как будет оформлен сам гараж.

  Вопрос с собственностью земли будет отдан на откуп муниципалитетам, которые получат возможность установить дополнительный перечень документов, позволяющий оформлять права на землю.

Законопроектом установлен перечень документов, которые могут считаться подтверждением права владения гаражом. В их числе:

  • квитанции на оплату содержания и ремонт гаража
  • выплаты пая в кооперативе
  • договор купли—продажи
  • решение кооператива о распределении гаража
  • документы технической инвентаризации

Гаражная амнистия должна занять 4 года. Предполагается, что новый порядок регистрации гаражного имущества вступит в силу в 2021 году, планируемый срок окончания «гаражной амнистии» — 1 января 2025 года.

Введение земли, занятой гаражами, в гражданский оборот, приведет к оживлению экономической активности — россияне смогут по закону продавать это имущество, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин.

Впрочем, амнистия — «социально чувствительный вопрос», который потребует «аккуратного прописывания новых нормативных требований», признает глава «Опоры России».

Кроме того, с зарегистрированных объектов недвижимости владельцам гаражей придется платить налог, так что в первую очередь в таком законопроекте заинтересовано правительство, отмечает директор департамента развития продукта ГК ФСК Павел Брызгалов.

Необходимость «гаражной амнистии» назрела сама по себе, как и «дачная амнистия», это не результат какого-то лобби, уверен гендиректор девелопера ГК МИЦ (входит в топ-20 крупнейших застройщиков страны по версии Forbes) Даромир Обуханич.

Новое регулирование не решит вопроса с землей, в котором как раз и заключается главная проблема для  большинства гаражей, отмечает партнер Bryan Cave Leighton Paisner Russia Виталий Можаровский: «Оформлять гаражи без земли — это нонсенс, а если это будет дорого, многие на это просто не пойдут». 

«Возможно, половина обладателей гаражей не пойдет их регистрировать. Речь может идти об огромном земельном массиве, который в некоторых случаях можно использовать более эффективно, в том числе для девелопмента»,  — предполагает Широков из ТПП.

  Если не будет принято политическое решение отдать землю за символическую цену, и если сумма расходов на оформление земли и регистрацию права собственности на гараж останется сопоставимой со стоимостью самого гаража, то вряд ли найдется много желающих оплатить такие расходы и зарегистрировать свои гаражи, критичен Можаровский. 

Участки, которые заняты гаражами, безусловно, представляют для девелоперов интерес, признает гендиректор ГК МИЦ Даромир Обуханич.

Особенно привлекательными, по его словам, могут быть те участки, к которым прилегает другая незастроенная территория.

Впрочем, ввод в оборот земли под гаражами на земельный рынок вряд ли повлияет, уточняет он — это сложный и медленный процесс, и девелоперы столкнутся с рядом трудностей на начальном этапе привлечения проектного финансирования.

Коллеги Обуханича по девелоперскому рынку еще более скептичны по отношению к землям под гаражами. Гаражи часто расположены на пустырях и в технических зонах, такие участки редко представляют интерес для жилищной застройки, говорит Брызгалов из ГК ФСК.

Еще один барьер для девелоперов — у таких участков много собственников, а значит, трудно договориться. «Привлекательность земель гаражных кооперативов не стоит преувеличивать», — согласна управляющий партнер компании «Метриум» Марина Литинецкая.

Помимо зачастую невыгодного расположения гаражных кооперативов, в любом ГСК найдутся десятки и даже сотни человек, с которыми нужно договориться о продаже участка с гаражом, объясняет она. «Многие из них могут быть пожилыми людьми, жить за границей, либо находиться в состоянии судебных споров по поводу гаража.

Это огромное количество обременений», — продолжает Литинецкая. Пока, по ее словам, у столичных застройщиков масса других привлекательных вариантов земельных участков — земли вдоль Москвы-реки, участки у МЦК и МКАД, бывшие промзоны. 

Разъяснились детали гаражной амнистии — МК

Чем она поможет и чем навредит миллионам автовладельцев

Внесенный в правительство законопроект о так называемой гаражной амнистии призван облегчить жизнь 4,5 млн автовладельцев. Амнистия предположительно будет действовать с 2021-го по 2025 год.

Законопроект предусматривает особый механизм оформления прав на земельные участки, где построены частные гаражи, а также на машино-места, расположенные в коллективных гаражах.

Правда, новый порядок будет распространяться не на все строения, а лишь на те, что возведены на принадлежащих муниципалитетам земельных участках до 2004 года.

По данным авторов законопроекта, в стране зарегистрировано не более 30% от всего фонда гаражных построек. Работавшие над текстом документа два года Минэкономразвития и Росреестр рассчитывают, что «гаражная амнистия» позволит облегчить жизнь 4–4,5 млн автовладельцев.

Проект содержит поправки в действующее законодательство «в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены». Вступить в силу нововведения должны, как рассчитывают их авторы, в 2021-м, и продлится амнистия до 2025 года.

Эксперты, опрошенные «МК», в один голос утверждают, что вопрос назрел уже давно и даже успел перезреть. Россияне годами не могут оформить в собственность машино-места из-за отсутствия правоустанавливающих документов. А в федеральном законодательстве зияют дыры: там попросту нет определения понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Новый законопроект эти пробелы ликвидирует, но его положения будут распространяться не на все гаражные строения. Легализации подлежат только те из них, которые построены на принадлежащих муниципалитетам земельных участках до 2004 года. Этот срок обусловлен тем, что именно тогда в силу вступил Градостроительный кодекс.

Чтобы получить права на земельный участок, на котором расположен гараж, владельцу потребуются данные о погашении пая (части стоимости объекта) в гаражном кооперативе.

Кроме того, необходимо будет предоставить решение о распределении гаража, чеки о внесенных платежах за эксплуатацию, документы технической инвентаризации.

Региональные власти по своему усмотрению могут добавить в этот список документы, необходимые для приобретения земли под гаражом.

Эксперты признают важность и социальную значимость предстоящей «гаражной амнистии», но находят в предлагаемых мерах и свои «подводные камни».

Ведь помимо легализации одновременно законопроект позволит сносить объекты или изымать их у тех, кто не сможет документально доказать, что платежи за эксплуатацию или паи на приобретение своевременно оплачивались. И это может коснуться не только самовольных и стихийных построек.

«Надо учитывать, что в большинстве своем те, кого коснется нововведение, — граждане, имеющие гаражи еще с советских или первых постсоветских лет. Эта категория людей — по большей части с ограниченными доходами и юридически неподкованные.

При желании местные власти могут обвести их вокруг пальца и изъять наиболее привлекательные участки в пользу девелоперов», — предупреждает топ-менеджер ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода.

При этом эксперт полагает, что плюсов в этой истории намного больше: «Прозрачный и регулируемый сегмент даст спокойно спать честным россиянам, выплатившим ранее свой пай в гаражных кооперативах; снизится уровень недобросовестных практик по купле-продаже неучтенных государством объектов недвижимости; наконец, получится изжить правовые изъяны 90-х годов. Легализация машино-мест может подстегнуть создание и новых кооперативов, разгрузить сверхуплотненные стояночные места у домов жителей крупных городов».

Доктор экономических наук Сергей Смирнов считает главным в предстоящей амнистии то, что она дает владельцам гаражей определенную правовую защиту: «Если частный гараж, внесенный в Росреестр в результате амнистии, попадает в зону сноса, который осуществляется в интересах государственных либо муниципальных субъектов РФ, гараж будет снесен, но собственник по закону обязательно получит какое-то возмещение».

Закон о гаражной амнистии в 2020 году: когда примут, документы для оформления

Министерством экономического развития РФ подготовлен законопроект «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который уже получил название «Гаражная амнистия». Что нового ожидать владельцам гаражей, если он будет согласован и вступит в силу?

Читайте также:  Существенные условия договора займа

Что такое гаражная амнистия — это возможность оформить по упрощенной схеме землю и узаконить свои права собственности на гараж без привлечения суда.

Официальный текст законопроекта — Федеральный закон о гаражах…

Последние новости «Гаражной амнистии» в 2020 году

Первая редакция законопроекта под номером 1043216-6 «О праве собственности на гаражи и гаражные объединения» поступила на рассмотрение Государственной думы еще в апреле 2016 года, но была отклонена 25 июля 2018 года.

Новая редакция проекта получила название «О гаражах, о порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была подготовлена Минэкономразвития в феврале 2019 года. Ее текст подразумевает внести изменения в другие законодательные акты:

  • о социальной защите инвалидов;
  • об ипотеке;
  • земельный кодекс;
  • градостроительный кодекс;
  • о государственной регистрации недвижимости;
  • о банках и банковской деятельности.

Законопроект довольно масштабный и требует всесторонней проработки вопросов, связанных с правовым регулированием в отношении гаражей. Информация о поступлении его на рассмотрение пока не зарегистрировано. Будем следить за дальнейшими изменениями.

Здесь же разберем часто задаваемые вопросы:

  1. Какая площадь бесплатного участка? Все зависит от самого гаража не более 30 кв. метров.
  2. За сколько времени можно оформить? Регистрация проходит 12 дней, без учета сбора документов.

Законопроект гаражной амнистии

В январе 2019 года Госдума приняла решение внести изменения в 218-ФЗ, в том числе добавив в статью 49.1 понятие индивидуального гаражного строительства. Поэтому можно сделать вывод, что Закон о гаражной амнистии скоро будет принят.

Целью внедрения такой инициативы послужило желание:

  • систематизировать положение и правовой статус гаражных кооперативов;
  • узаконить правовую основу деятельности гаражных и гаражно-строительных объединений;
  • сформулировать основы регистрации прав на объекты такого узкого назначения, как гаражные.

Отмечается, что в тексте законопроекта имеются положения, которые регулируют отношения, связанные со строительством и использованием гаражей индивидуальных, коллективных, а также машино-мест. Также учитываются особенности возникновения прав на участки земли, расположенные под гаражами и машино-местами.

Документ также:

  • дает формулировку понятиям, связанным с хранением транспортных средств. Закон даст четкое определение таким терминам, как гараж индивидуальный, коллективный, гаражный комплекс и кооператив, машино-место. Введется понятие некапитального гаража;
  • устанавливает механизмы, согласно которым гражданам могут быть переданы участки земель государства или муниципалитета, где были возведены гаражи до вступления в силу норм Градостроительного кодекса. Для этого разработан перечень документов, которые необходимо подготовить для оформления их в собственность;
  • накладывает запрет на коммерческое применение индивидуальных или некапитальных гаражей, а также машино-мест, извлечение прибыли;
  • предоставляет субъектам РФ самостоятельно определять состав документов для передачи земельных наделов под гаражами в собственность граждан;
  • определяет правовое положение ГСК и их членов;
  • устанавливает порядок установки и эксплуатации гаражей некапитального характера, которые могут располагаться на землях муниципалитета или государственной собственности;
  • определяет для инвалидов первоочередное право получения надела с целью возведения индивидуального капитального гаража либо установки некапитального гаражного места на участке государственной или муниципальной собственности с условием установления сервитута.

Однако, действие законопроекта не будет направлено на следующие объекты:

  • подземных парковок, а также гаражей, расположенных в многоквартирных жилых домах и коммерческих объектах;
  • гаражей, являющихся частью индивидуального жилого или садового дома, строений производственного, промышленного, коммерческого назначения (к ним же относятся строения, где оказываются услуги ремонта, технического обслуживания и мойки автотранспорта);
  • помещений гаражного назначения, используемых государственными органами и иными субъектами власти территорий, а также транспортных компаний.

Основным плюсом принятия закона о гаражной амнистии считают возможность оформить право собственности на место, используемое для хранения транспортного средства, без привлечения суда. Для этого хозяину потребуется:

  • собрать документы в соответствии с перечнем и передать его в орган государственной регистрации — Росреестр;
  • получить выписку из ЕГРН о праве владения.

После того, как объект будет зарегистрирован в собственность, владелец сможет полноправно им распоряжаться: продать, подарить, провести коммуникации и т.д.

С другой же стороны он станет плательщиком налога с этого имущества. Дополнительно у органов власти появится возможность обязать хозяина содержать его в надлежащем состоянии.

В частности осуществлять своевременный вывоз мусора от своего гаража.

Проект закона о гаражной амнистии предусматривает следующие изменения:

  • равнозначными понятиями будут считаться «гаражный кооператив», «гаражно-строительный кооператив», «гаражный потребительский кооператив». Соответственно их учредительные документы должны быть приведены в соответствие с законом;
  • индивидуальными гаражами признают помещения и здания высотой в один этаж, где имеются площади только для хранения, размещения автотранспорта, а также необходимого для его эксплуатации имущества;
  • коллективными гаражами являются недвижимые объекты этажностью один и более, содержащие машино-места, разделенные стеной или без таковых;
  • собственнику машино-места будет принадлежать доля в праве собственности в гараже коллективного формата пропорционально площади такого места. Исключается возможность оформить право собственности на земельный участок общего пользования в границах коллективного гаража.

Когда вступит в силу закон о гаражной амнистии?

Разговоры о необходимости принятия закона о гаражах ведутся на протяжении трех последних лет. Ранее действующее в отношении гаражных объектов законодательство устарело и на смену ему должно придти другое правовое регулирование. Поэтому возникла необходимость не только дать четкое понятие терминам, применяемым к гаражному владению, но и закрепить их правовой статус.

Юридическое оформление гаражных кооперативов является важным фактором для налогового учета таких объектов. Сегодня по факту их гораздо больше, чем официально зарегистрированных. Поэтому гаражная амнистия является необходимой для владельцев гаражей и выгодна для государства.

В мае 2019 планируется внести в Госдуму, а примерным сроком вступления в законную силу считают 2020 год при условии, что законопроект успешно пройдет все согласования.

Предполагается, что положение статей закона, касающиеся предоставления государственных и муниципальных земель, на которых расположены индивидуальные и коллективные гаражи будут действовать до 1 января 2024 года.

Как оформить участок по гаражной амнистии

Помимо самого строения, используемого для хранения автотранспорта, закон позволит зарегистрировать право собственности и на земельный участок под ним. Следует учитывать, что это касается строений, возведенных до введения в действие Градостроительного кодекса, а именно до 2005 года, при соблюдении условий:

  • земля была выделена гаражному кооперативу;
  • место в коллективном гараже используется гражданином на основании распределения.

Каким образом это будет происходить и какие документы для оформления земли нужны, рассмотрим подробнее.

В аренду под индивидуальным гаражом

согласно положений статьи 5, граждане, которые используют индивидуальные гаражи, смогут оформить земли под ними, находящиеся в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов на срок до 5 лет.

для этого потребуется обратиться в соответствующую территориальную администрацию с заявлением, приложив к нему документы:

  • паспорт;
  • устав гаражного кооператива (копия);
  • подтверждающие членство в гаражном кооперативе;
  • документ о выделении кооперативу участка земли под застройку гаражей и выписку из егрюл подтверждающий государственную регистрацию гск (по желанию);
  • документ, подтверждающий факт оплаты паевого взноса (даже без указания полностью или нет), выданный гаражным кооперативом;
  • чек оплаченной госпошлины 2000 рублей.

вместо вышеизложенных документов заявитель может представить:

  • договор на подключение гаража к инженерным сетям и (или) договор на оплату услуг по их использованию. дополнительно следует приложить квитанции по оплате по указанным договорам;
  • документ о факте проведения технической инвентаризации либо государственного технического учета по состоянию до 1 января 2013 года, где заявитель указан в качестве правообладателя гаража.

гражданам, прекратившим членство в гаражном кооперативе (в результате ликвидации кооператива или прекращения недействующего юридического лица с исключением из егрюл), земельные участки предоставляются в соответствии с частями 2 — 6 статьи 5. тогда заявитель должен указать в заявлении информацию о ликвидации или исключении кооператива из егрюл, не предоставляя вышеперечисленные документы. гражданин вправе подтвердить данный факт выпиской из егрюл.

отказ в предоставлении участка земли под гаражом возможен по следующим основаниям, предусмотренным земельным законодательством:

  • в судебном порядке использование индивидуального гаража признано опасным для здоровья и жизни человека, окружающей среды;
  • в судебном или ином порядке установлено, что гараж является самовольной постройкой.

в аренду или в собственность под коллективными гаражами

в статье 6 в законе о гаражной амнистии имеется возможность оформить земельный участок под коллективным гаражом в аренду без проведения торгов на срок до 10 лет.

для получения участка в аренду необходимо обратиться в орган местного самоуправления всем гражданам или одному, у которых в пользовании находятся машино-места в коллективном гараже. если инициатором оформления является один участник, то остальных администрация обязана известить о подписании договора аренды в течении 30 дней.

муниципалитет, в ведении которого находится участок, в трехмесячный срок с даты подписания договора аренды обязан обратиться в судебный орган для понуждения собственников коллективных гаражей к заключению договора аренды, если они уклонились от подписания. в договоре должно быть предусмотрено условие вступления в аренду на землю под коллективным гаражом иных граждан, имеющих на это право в случаях, предусмотренных ч. 3 — 4, ст. 6.

по договору аренды размер платы должен быть определен каждому владельцу машино-места пропорционально занимаемой площади.

в ситуации, когда каждый из пользователей в коллективном гараже оформил на свое машино-место право собственности, земельный участок под гаражами может быть предоставлен им в общую долевую собственность.

приобретение имущества общего пользования

Имущество общего пользования в соответствии со статьей 8 принадлежит собственникам гаражей и машино-мест на праве общей долевой собственности. И распоряжаться им члены гаражного кооператива могут только в соответствии с его уставом. При этом доля собственности должна быть пропорциональна площади, занимаемой гражданином для хранения транспортного средства.

Законопроект устанавливает запреты относительно распоряжения местами общего назначения:

  • владелец гаража или места не сможет выделить свою долю в общем имуществе в натуре;
  • совершать сделки со своей долей отдельно от права владения гаражом или местом.

Право собственности на долю в недвижимом имуществе общего пользования переходит к другому владельцу только вместе с переходом права собственности на гараж или машино-место.

Ограничение доступа владельцев по участкам общего пользования к местам для хранения их транспортных средств недопустимо.

Исключена возможность получения в собственность или аренду части участка, являющегося придомовой территорией. Вся эта территория вместе с машино-местами, расположенными в ее пределах, принадлежит собственникам многоквартирного дома, как имущество общего пользования. Это их общедолевая собственность, наравне с крышей, подвалом, лестничными клетками и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *