Внеплановая проверка трудовой инспекции — основания

Внеплановая проверка трудовой инспекции - основания Государственная инспекция по труду может нагрянуть на предприятие в любой момент. В этой ситуации у руководителя возникает много вопросов. По какому поводу может прийти инспектор? Какие у него полномочия? Можно ли заранее узнать о предстоящей внеплановой проверке? Давайте вместе разберемся в этой непростой ситуации.

Виды внеплановой проверки

Внеплановые проверки инспектора ГИТ бывают разные. И зависят от того, по какой причине и с какой целью их проводят (таблица).

Внеплановые проверки

Виды проверок Процедура
Документарные Инспектор запрашивает необходимые документы. Проверяющий не имеет права требовать у работодателя документы, которые он может получить сам от иных органов государственного или муниципального контроля
Выездные Назначается, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации. Инспекторы проверяют соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимых и реализуемых товаров
Комплексные Инспектор проверяет, как работодатель соблюдает законодательные требования в целом: вопросы охраны труда, правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты
Целевые Целевые проверки проходят по жалобам сотрудников. Это наиболее частые проверки
Тематические Если работник не желает, чтобы о его жалобе стало известно руководству, инспекция проводит тематическую проверку. Ее тему напрямую связывают с заявлением сотрудника и адаптируют под разделы Трудового кодекса

По какому поводу может прийти инспектор?

Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать любое выявленное нарушение работодателем норм трудового права. Инспекторы получают информацию от органов государственной власти или из СМИ. Но чаще всего проверки происходят по заявлениям работников о нарушении их трудовых прав.

Инспектор по труду обязательно придет проверить, исполнил ли работодатель ранее выданные предписания.Внеплановая проверка не обойдет стороной работодателя, если на предприятии произошел несчастный случай. По закону врачи обязаны известить ГИТ о травмах на производстве.

Если в органы государственного контроля поступила информация о возникновении угрозы несчастного случая, который может причинить вред жизни и здоровью граждан, внеплановая проверка будет проведена после согласования с прокуратурой.

Инспектор придет на предприятие с внеплановой проверкой, если в ГИТ поступила жалоба от работника о нарушении его прав в области охраны труда.Если жалоба работника указывает, что на предприятии происходят массовые нарушения трудового законодательства, то инспектор имеет право назначить комплексную проверку.

Обратите внимание

Чтобы подать жалобу, работнику необязательно ехать в инспекцию лично. Он может заполнить специальную форму на сайте Роструда онлайнинспекция.рф

Пример. В инспекцию ГИТ поступило заявление от сотрудника предприятия. В нем он сообщает, что уже неделю работодатель не обеспечивает их строительную бригаду средствами индивидуальной защиты. И сотрудникам приходится выполнять свои обязанности с риском для жизни. Заявление сотрудника стало поводом провести внеплановую комплексную проверку

Чтобы не портить отношения с начальством, работники просят инспекторов не сообщать начальнику об их жалобе. И тут закон на стороне сотрудника. Статья 358 ТК РФ защищает право на анонимность обращения и запрещает инспекторам труда разглашать данные об источнике жалобы. Анонимные заявления не могут быть основанием для проведения внеплановой проверки

Пример. Сотрудник обратился к инспектору ГИТ с жалобой на своего работодателя. В помещении бухгалтерии, где он работает, неисправен кондиционер, поэтому постоянно очень душно. Сотрудник неоднократно сообщал об этой ситуации своему начальнику, но тот никак не реагировал. В своем заявлении в ГИТ, работник просит во время проверки не сообщать руководителю о своей жалобе. По заявлению сотрудника инспекторы ГИТ провели внеплановую проверку. И составили предписание работодателю устранить нарушение, указанное в заявлении

Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?

По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации.

Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее.

Какие решения инспектора по труду можно обжаловать

Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень.

В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом.

Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.

Какие документы оформляет инспектор ГИТ после проверки?

Если проверяющий обнаружит нарушения, в зависимости от ситуации он может составить следующие документы:

  • акт проверки (с указанием нарушений);
  • предписание об устранении нарушений;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление о назначении административного наказания.

Важно: По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены

Акт проверки. Инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один остается в ГИТ, второй с копиями приложений вручают руководителю или иным полномочным представителям организации под расписку.

Либо проверяющий может направить документ почтой с уведомлением о вручении.

Предписание об устранение нарушений. Инспектор составляет предписание на основании акта проверки.

Это распорядительный документ, который обязывает работодателя принять конкретные меры и устранить нарушения.

На что стоит обратить внимание?

Проверяющий не имеет право выносить предписание по вопросам, которые не относятся к его компетенции, например по трудовым спорам.Нередко ошибки инспектора связаны с неправильным применением правовых норм.

Например, он не может выдать предписание провести спецоценку незамедлительно, когда по закону работодатель может проводить ее до 2018 года.Инспектор оформляет предписание в двух экземплярах. Один под расписку отдает работодателю, второй остается в ГИТ.

Закон разрешает направить документ руководителю предприятия по почте с уведомлением о вручении.

Что делать, если срок устранения нарушений, который определил инспектор, слишком маленький

Инспектор определят сроки, ориентируясь на характер нарушений. Если в установленный срок выполнить требование невозможно, работодатель вправе обратиться с просьбой о его продлении, аргументируя свою позицию. В любом случае, предписание нужно выполнить в установленный срок.

Иначе будет назначен штраф (до 50 000 рублей для должностных лиц и до 200 000 рублей для компаний). На практике инспекторы устанавливают достаточные сроки либо продлевают их в соответствии с процедурой.

Протокол об административном правонарушении.

Если инспектор обнаружил достаточно оснований, он имеет право возбудить дело об административном правонарушении. Инспектор оформляет протокол об административном правонарушении немедленно как только выявлено правонарушение или в течение двух суток, если необходимо выяснить все обстоятельства (ч.

1 и 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Инспектор вправе оформить предписание и протокол в один день.

Инспектор может составить протокол в отсутствие работодателя, если его заранее поставили в известность. В этом случае ему в течение 3 дней со дня составления должны направить копию протокола (ч. 4.1 ст. 28.

2 КоАП РФ)В протоколе инспектор указывает:

  • дату и место составления протокола;
  • лицо, составившее протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;
  • место, время совершения и событие правонарушения, объяснения лица;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Внимательный руководитель обязательно проверит, все ли реквизиты и сведения занесены в протокол. Их отсутствие (в зависимости от их значимости для конкретного дела) может стать существенным недостатком составления документа.

Что делать, если работодатель не согласен с протоколом

Закон не предусматривает возможность обжаловать и отменить протокол об административном правонарушении. Однако неправильное его составление может помочь работодателю отменить постановления о назначении административного наказания.

Если руководитель компании не согласен с нарушениями, которые указаны в протоколе, он вправе дать объяснения и замечания. В дальнейшем их можно использовать при обжаловании постановления о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания. На основании составленного протокола и других материалов дела государственные инспекторы труда рассматривают дело.

По результатам они могут вынести постановление о назначении административного наказания. На этом этапе нужно обращать внимание на следующие нарушения инспектора:

  • инспектор может выписать постановление не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение;
  • за повторное совершение правонарушения привлечь к ответственности имеет право только судья (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Инспектор может вручить постановление лично или прислать документ по почте.

Какие документы и как обжаловать

Если руководитель не согласен с решениями инспектора, он может подать жалобу. Это можно сделать двумя способами:

  1. В административном порядке.

    Руководитель пишет жалобу вышестоящему должностному лицу инспектора, который проводил проверку, или главному государственному инспектору труда Российской Федерации (ст. 361 ТК РФ).

  2. В судебном порядке. При этом досудебный порядок обжалования не обязателен, госпошлину платить не надо (ч. 5 ст. 30.

    2 КоАП РФ).

Первый способ не всегда эффективен. Второй — дает шанс на справедливое решение.

Сроки обжалования решений инспектора по труду

Документ Сроки обжалования
Акт проверки На практике обжалование неэффективно
Предписание об устранении правонарушений В административном порядке — в течение 15 дней с момента получения предписания (п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Срок начинает течь на следующий день после получения предписания. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то его переносят на ближайший рабочий день. В суд — в течение 10 дней с момента получения (ч. 2 ст. 357 ТК РФ), но есть позиция, что применяется общий трехгодичный срок давности обращения в суд
Протокол об административном правонарушении Не обжалуют
Постановление о назначении административного наказания В течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если постановление пришло к работодателю по почте, то доказательством даты его доставки будет оттиск почтового штемпеля на конверте

Протокол не является распорядительным документом. Поэтому руководитель организации обжаловать его не может. В отличие от предписания и постановления.

Жалоба на предписание об устранении нарушений, которую направляют в административном порядке, должна содержать:

  • сведения об инспекторе;
  • сведения о работодателе;
  • сведения о предписании;
  • доводы, обосновывающие жалобу.

Можно представить документы, которые подтвердят ваши доводы. Подавать жалобу нужно руководителю инспектора, который выдал предписание.При судебном порядке обжалования подавать иск следует в районный суд по месту нахождения органа, в котором инспектор исполняет свои обязанности. Иск составляют по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.

 Пример 1. По итогам плановой проверки инспектор по труду вынес предписание, в котором обязал руководителя компании провести спецоценку до 1 октября 2016 года. Работодатель обратился в суд, который данное предписание отменил. Решение инспектора суд признал незаконным, так как в отношении рабочих мест, указанных в документе, спецоценку можно проводить поэтапно и завершить не позднее 31 декабря 2018 года

Еще один пример успешного обжалования предписания.

 Пример 2. Компания создала на предприятии аттестационную комиссию по проверке знаний по охране труда, утвердила программу обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов. Свои действия руководитель оформил приказами. Во время проверки инспектор высказал мнение, что руководители и специалисты не могли проходить обучение на базе своей организации. И вынес предписание организовать обучение для руководителей и специалистов в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Руководитель компании обжаловал документ. Суд предписание отменил. И допустил проводить обучение непосредственно в самой организации

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное инспектором по труду, можно подавать в инспекцию, руководителю территориального органа Роструда либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

 Пример 3.В постановлении инспектор назначил руководителю компании штраф за то, что к работе допустили сотрудника, не прошедшего медицинский осмотр (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Суд отменил постановление инспектора, так как протокол об административном правонарушении в отношении компании инспектор составил в отсутствие руководителя или ее представителя. Данных о том, что руководитель компании предупрежден о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела нет. Уведомление по месту нахождения компании не направляли

Пример 4. Компания 7 ноября 2014 года приняла на работу сотрудника по трудовому договору на должность руководителя филиала.

В марте 2016 года инспектор по труду во время проверки вынес постановление о привлечении к ответственности руководителя предприятия за то, что сотрудник не прошел обязательное для руководителей обучение по охране труда при поступлении на работу (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Суд, в который обратился руководитель компании, отменил постановление в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.Руководитель компании должен учесть, что подавать заявление одновременно и в суд, и в ГИТ не запрещено.

Но такое действие не имеет смысла, так как по закону жалобу, которая поступила одновременно и в суд, и вышестоящему должностному лицу, рассматривает суд.

По материалам журнала «Справочник специалиста по охране труда».

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?

Внеплановая проверка трудовой инспекции - основания Проверяющие органы все чаще используют возможности межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий. Так, соглашением от 25 ноября 2016 г. № ММВ-23-2/24@ ФНС РФ и Роструд договорились о проведении совместных проверок с целью выявления компаний, уклоняющихся от уплаты НДФЛ и страховых взносов в связи с ненадлежащим оформлением трудовых отношений с работниками, когда работодатель вместо трудового предлагает заключить гражданско-правовой договор либо вовсе не оформляет никаких документов.

  • Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов.
  • Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.

Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на сайте Генпрокуратуры. Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.

А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.

  • Не выплатили заработную плату.
  • Незаконно уволили.

При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.

Если проверка проводится по жалобе работника, предупреждать об этом компанию запрещено (ч. 9 ст. 360 ТК РФ), в отличие, например, от плановой проверки, о которой работодатель уведомляется не менее чем за 3 рабочих дня. Инспектор может запросить соответствующие документы, и тогда это будет документарная проверка, либо прийти лично (выездная проверка).

Документарная проверка может плавно  перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.

Не стоит этого делать. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» позволяет инспектору использовать любые способы уведомления.

При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным.

Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от  20 до 50 тыс. руб. Ответственность за  повторное нарушение еще жестче:

  • для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
  • для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016). Для выездной проверки срок представления документов законом не установлен. Инспектор, выйдя на проверку, обязан ознакомить руководителя компании либо иное должностное лицо с приказом (распоряжением) о назначении проверки, ее целями и задачами, а также со сроками и условиям проведения (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). При этом инспектор вправе потребовать незамедлительного представления всех документов, необходимых для осуществления контроля.

Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.

Предмет проверки определяет жалоба работника. Соответственно, инспектор вправе запрашивать документы, непосредственно связанные с проверкой жалобы. Другое дело, что перечень таких документов может быть достаточно обширным.

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  • заявление на оформление трудовых отношений;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетные листки;
  • платежные документы на выплату заработной платы.

А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).

Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ).

Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п.

5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

В случае выявления фактов нарушения трудовых прав работника результатом проверки трудовой инспекцией станет возбуждение дела об административном правонарушении и привлечение работодателя к ответственности. Работодатель также получит предписание об устранении выявленных нарушений, неисполнение которого может повлечь новую проверку и новые штрафы.

Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Налоговый орган сможет воспользоваться полученными документами в рамках камеральной проверки при представлении организацией расчета по НДФЛ. Кроме того, с учетом передачи налоговому органу функций по администрированию страховых взносов аналогичные действия могут последовать и при проверке расчета по страховым взносам.

Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

  1. В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам.
  2. О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.
  3. В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией. 
  • Идти на контакт с инспектором, идеально, если получится найти общие интересы – инспектор в первую очередь человек.
  • Не вступать в конфликт и тем более не грубить – кому это в принципе может понравиться?
  • Постараться максимально отработать запрос – инспектору нужно вынести обоснованное решение по проверке.
  • Представить характеристику на работника, особенно в ситуации конфликта, когда работник злоупотребляет – у инспектора должна быть общая картина, в том числе истинная причина обращения работника с жалобой.

Не исключено, что в этом случае дело закончится предупреждением, и дальше трудовой инспекции документы не уйдут. Совместительство никто не отменял Ежедневную сдачу СЗВ-ТД узаконили

Внеплановая проверка трудовой инспекции: основания для проведения, в каких случаях наказывают?

Главная / Трудовая инспекция / Незваные гости — в каких случаях проводится внеплановая проверка трудовой инспекции?

Трудовая инспекция – это надзорный орган, который следит за соблюдением прав трудящихся. Ее деятельность регламентируется статьями 294-ФЗ, а также другими нормативными документами, которые касаются трудовых отношений. К плановой проверке трудовой инспекции можно подготовиться заранее: в интернете в открытом доступе выложен график таких мероприятий.

Однако, даже внеплановая проверка трудовой инспекции не такая уж и «внеплановая». ГИТ предупреждает руководство компании о своем визите заранее. Поэтому, чтобы подготовиться к инспектированию, проверить, соблюдены ли интересы рабочих, необходимо изучить права и полномочия трудовой инспекции при проверке, о которых мы расскажем в этой статье.

Общие положения

Проверки трудовой инспекции делятся на несколько видов:

  1. Документарные. При таких проверках инспектор не посещает организацию, проверяются только документы, которые рассматриваются на территории ГИТ.
  2. Выездные. В этом случае проверяющий посещает организацию лично, при этом он может не только затребовать документы, но и опросить сотрудников, проверить их рабочие места.
  3. Внеплановые. Такие проверки не имеют определенной периодичности, и инициируются по мере необходимости;
  4. Плановые. Проводятся через определенный промежуток времени, по графику.
  5. Предварительные. Данный вид проверок похож на расследование. Проводятся они в случаях, если в ГИТ поступил сигнал о несоблюдении трудовых прав, но у инспекторов недостаточно оснований для инициирования внеплановой проверки. При такой проверке инспектор вправе сделать опрос сотрудников, попросить пояснений от работодателя, но предоставление любых сведений носит чисто добровольный характер и не является обязанностью.

Ревизионные мероприятия, проводимые в рамках проверки трудовой инспекции, часто становятся предметом споров. Прочитав этот материал, вы точно будете знать, что делать.

Особенности таких проверок

Под внеплановую проверку от ГИТ может «попасть» любая фирма, независимо от регистрационной формы. Внеплановые проверки делятся на несколько типов, в зависимости от оснований и целей их проведения:

  1. Целевая. Самый распространенный тип, инициируется по заявлениям трудящихся.
  2. Комплексная. Всесторонне инспектируется деятельность организации в части соблюдения норм трудового права. То есть проверяется и соблюдение прав, и правильность ведения кадрового учета и документации, и соблюдение безопасности на рабочих местах.
  3. Документарная. Чаще всего проходит на территории трудовой инспекции, проверяются только документы. Если нет возможности запросить какие-либо сведения от сторонних госорганов, то их должен предоставить работодатель.
  4. Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если просмотра одних документов недостаточно.
  5. Тематическая. Проводится, по тем же основаниям, что и целевая, но при этом не афишируется имя работника, подавшего жалобу. В таких случаях вместо рассмотрения конкретного факта нарушения, проверяется соблюдение какой-либо нормы закона в целом.

Для подготовки к проверке у работодателя есть 24 часа. Хоть проверка и внеплановая, но инспектор обязан предупредить о своем визите по почте, лично или посредством факсимильной связи.

Однако, редко, но и без предупреждения может «нагрянуть» внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях инспектор не должен предупреждать о своем визите? В случаях, если обращение связано с прямой угрозой жизни и здоровью работника, инспектор выезжает на место проверки в кратчайшие сроки без предупреждения администрации учреждения.

Закрытые организации могут узнать о проверке раньше, чем за сутки, так как для посещения инспектором такого предприятия необходимо будет согласование и пропуск.

Любой результат проверки, если работодатель с ним не согласен, может быть обжалован. Для начала, при подписании акта нужно в письменном виде указать на несогласие, далее обратиться в вышестоящие органы или в суд.

Основания для проведения

Статья № 360 ТК РФ и иные законодательные акты по трудовому праву четко определяют основания для внеплановой проверки трудовой инспекции, среди которых:

  • Сведения о задержке или невыплате зарплаты;
  • Сведения об оплате труда ниже мрот;
  • Проверка из-за неисполнения ранее выданных рекомендаций на устранение нарушений;
  • Проверка по заявлениям работников о нарушении норм трудового законодательства;
  • В организации был несчастный случай или поступили сведения о несоблюдении норм по охране труда;
  • Информация от органов власти, СМИ или граждан о нарушениях прав трудящихся;
  • Инициатива руководителя ГИТ на проведение проверки по требованию Президента, Правительства или прокуратуры.

Обратиться с жалобой на компанию, где нарушают права трудящихся, может любой гражданин, даже если он не является сотрудником данной организации.

Для подачи заявления в ГИТ необязательно посещать организацию лично. Заявление можно оформить через специальный онлайн-сервис на сайте Роструда.

Если заявление было отправлено анонимно, то для основания проведения внеплановой проверки трудовой инспекции будут недостаточными. Однако работник имеет право подать заявление не анонимно, но указать, что он не хочет, чтобы работодатель узнал, кто обратился в инспекцию с жалобой (ТК РФ ст. №358).

Что проверяют?

При внеплановой проверке, если она не является комплексной, инспектируются те нормы законодательства, по которым были подозрения на нарушения. Инспектор может истребовать и изучить только документы, или же лично оценить обстановку, качество оборудования и условия труда работников. В зависимости от причины и цели инспектирования, могут проверяться следующие документы:

  • Трудовые книжки и договоры с работниками;
  • Ведомости по зарплате;
  • Графики отпусков и больничные листы;
  • Документы о квалификации рабочих;
  • Кадровые приказы;
  • Учредительные документы компании;
  • Положения по заработной плате и премировании;
  • Инструктажи;
  • Документы по оценке рабочих мест;
  • Журналы учетов;
  • Справки о прохождении работниками медосмотров.

Моменты, на которые проверяющие особо обращают внимание:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха, отпуска для рабочих. Помимо выходных дней, каждый работник имеет право на отпуск. Если такового не было более 2 лет, это будет засчитано как нарушение.
  2. Своевременная выдача зарплаты. Заработная плата трудящимся должна выдаваться 2 раза в месяц и отображаться в платежных документах. Если зарплата выдается реже, или график платежей не отображен в положении об оплате, это будет считаться нарушением.
  3. Соблюдение норм по охране труда. За соблюдением данного пункта должен отвечать специалист, в обязанности которого входит чтение инструктажей и ведение журнала учета.
  4. Документы по аттестации рабочих. Если деятельность компании требует наличие аттестованных рабочих, то необходимо вести учет аттестаций и оформлять результаты по определенным правилам.

Документы инспектор может запросить лично при посещении организации, или же обязать отправить заверенные руководителем копии документов. Кроме почтовой отправки, документы можно передать в ГИТ лично или в электронной форме, согласно установленным нормам законодательства.

Результаты

В зависимости от выявленных нарушений, по результатам инспектирования сотрудник ГИТ может выдать следующие виды документов:

  • Акт;
  • Предписание об устранении нарушений;
  • Постановление на административное наказание;
  • Протокол об административном наказании.

Акт проверки выдается в том случае, если нарушения выявились незначительные или вообще отсутствуют. Составляется данный документ в двух экземплярах, один из которых выдается руководителю проверяемого учреждения (его уполномоченному лицу), другой остается у инспектора.

Предписание пишется, если были выявлены нарушения. Его пишут на основании акта. В нем указываются конкретные нарушения и сроки на их устранение.

В предписании все перечисленные нарушения должны сопровождаться ссылками на нормы закона, которые были нарушены.

Протокол об административном нарушении выписывается тогда, когда есть достаточные основания для возбуждения дела. Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен быть выписан сразу или в течение 2 суток (время для выяснения всех обстоятельств).

Постановление на административное наказание пишется на основании протокола после рассмотрения всех обстоятельств дела, но не позднее года после совершения нарушения.

В случае выявления нарушений, могут быть следующие исходы:

  • Пишется предписание;
  • Выписывается штраф;
  • Приостанавливается деятельность организации;
  • Принудительно увольняются сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности;
  • Материалы проверки направляются в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Однако при проведении проверки инспекторы могут превысить свои полномочия или вынести ошибочное решение. Если работодатель не согласен с результатами инспектирования, у него есть право их оспорить.

Сроки внеплановых проверок трудовой инспекции

Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

Предприниматель может постараться предварительно выяснить, что проверяет ГИТ при внеплановой проверке, но, как правило, предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Что нового предлагают?

До конца июля 2020 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект, который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.

13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году.

Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась.

Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/, https://proverki.gov.ru, http://plan.genproc.gov.ru/. Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании.

Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска.

Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655.

Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

Узнать больше

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты Подзаконные нормативные акты
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ).

Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.

2016, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.

  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав.

    Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.

  4. Тематические проверки.

    Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ).

    В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора.

Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.

), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Периодичность проведения внеплановых проверок законодательством не установлена. И это вполне логично. Дело в том, что поводом к проведению внеплановых проверок является, как правило, событие, связанное с нарушением трудового законодательства.

Нередко поводом для внеплановой проверки является обращение работника в трудовую инспекцию с сообщением о фактах нарушения работодателем трудового законодательства.

Обратите внимание!

Запрет на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. распространяется только на плановые проверки (ст.26.1 Закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки в этот период проводятся по общим правилам.

Трудовой кодекс РФ называет следующие основания проведения внеплановых проверок:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ч.7 ст.360 ТК РФ).

Теперь разберемся с вопросом, актуальным для работодателей: обязан ли налоговый инспектор уведомлять работодателя о предстоящей внеплановой проверке?

Трудовой инспектор обязан уведомить о проведении внеплановой проверки в том случае, если ее основанием является:

  • истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • наличие распоряжений руководителя Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства Российской Федерации либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

Если внеплановая проверка проводится по указанным выше основаниям, инспектор ГИТ должен уведомить работодателя не позднее, чем за 24 часа до начала проверки. Уведомление может быть сделано любым доступным способом:

  • факсимильной связью,
  • телефонограммой,
  • телеграммой,
  • нарочным и т.п.

Если же проверка проводится по обращению работника о нарушении его прав или вследствие поступления информации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства, уведомление о внеплановой проверке не просто не производится, оно не допускается (п.72 Административного регламента). Иными словами, визит трудового инспектора в таких ситуациях всегда будет неожиданным.

  • Другие материалы по теме:
  • ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  • ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  • ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  • ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  • ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ
  • ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
  • ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  • ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
  • ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
  • ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
  • МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проведение проверки органами трудовой инспекции по жалобе работника происходит с целью защиты прав сотрудников. Уполномоченные должностные лица трудовой инспекции, получившие жалобу от работника, проверяют, как работодатель соблюдает предписания трудовых норм.

Инспекторы выясняют, придерживается ли начальство действующих правил по охране труда и специально выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.

При внеплановой проверке трудовая инспекция проверяет правильность проведения руководством организации профилактических мероприятий, направленных на сокращение риска нарушения норм трудового законодательства.

Внеплановые проверки, организованные по заявлению граждан могут проходить с уведомлением или без предварительного уведомления работодателя.

Важным условием для назначения внеочередной проверки является верное составление жалобы сотрудником, чьи права были нарушены.

Среди главных требований, предъявляемых к письменным жалобам граждан, трудовые инспекторы называют наличие сведений, касающихся:

  • ФИО заявителя, пострадавшего от противозаконных деяний (действий или бездействий), решений работодателя;
  • адрес гражданина, чьи трудовые права были нарушены начальником;
  • наличие сведений о нарушении норм трудового законодательства.

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

Как указано в ст. 360 ТК РФ, основанием для организации контрольных мероприятий по проверке соблюдения интересов рабочего коллектива является:

  • окончание периода, отведенного начальству организации для исполнения властных предписаний;
  • передача информации об отступлении от действующего трудового законодательства государственными органами;
  • получение сотрудником трудовой инспекции обращений и заявлений от заинтересованных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и работников предприятия;
  • поступление запроса от персонала компании на проверку трудовых условий на рабочих местах;
  • передача распоряжения или приказа от руководства, изданного для исполнения соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ;
  • получение требования прокурора в связи с обращением гражданина.

Если проверка проводится на основании акта прокурора, то уполномоченный сотрудник трудовой инспекции:

  • незамедлительно извещает органы прокуратуры о принятии мер по письменному требованию;
  • проводит срочную проверку без предварительного согласования с органами прокуратуры;
  • совершает необходимые контрольные меры без предупреждения работодателя, подлежащего проверке.

Частой причиной для организации проверки является заявление сотрудников предприятия. Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ персонал может пожаловаться на:

  • наличие угрозы жизни и здоровью людей и животных, угрозы причинения вреда растительной среде, а также ценным объектам культурного наследия;
  • риск подрыва безопасности государства;
  • рост вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • фактическое причинение вреда жизни и здоровью лиц, состоянию растений и животных, безопасности государства;
  • отступление от норм, регламентирующих права потребителей.

Как проходит проверка трудовой инспекции

Контрольные мероприятия осуществляются должностными лицами федеральной инспекции труда. Согласно ст. 359 ТК РФ эти государственные служащие являются полномочными представителями государства, которым гарантирована защита и независимость.

Сотрудники трудовой инспекции осуществляют свои полномочия при строгом соблюдении российского законодательства. Инспекции не подконтрольны иным государственным органам или должностным лицам.

Если должностные лица принимают решение об организации контрольных мероприятий, они выбирают вид предстоящей проверки, которая может быть:

  • документальной;
  • выездной.

Органы трудовой комиссии осуществляют согласование предстоящих проверок работодателей с прокуратурой. Уведомление проходит путем направления:

  • письменного сообщения в день подписания приказа о проведении проверки;
  • электронного документа, содержащего усиленную квалифицированную электронную подпись.

Рассмотрев полученное заявление (в течение одного дня, следующего за моментом получения документа) прокурор выносит одно из следующих решений:

  • о согласовании проведения проверки;
  • об отказе в согласовании проведения контрольных мероприятий.

Полномочия трудовой инспекции при внеплановой проверке

Совершая надзорные действия за соблюдением трудовых норм государственные инспекторы, имеющие удостоверения установленного образца, имеют право:

  • беспрепятственно проникать на объекты с любыми организационно-правовыми формами и формами собственности;
  • совершать запрос документов, объяснений и сведений, затрагивающих гражданские трудовые права, у работодателей или их представителей, у властных органов любого уровня;
  • изымать образцы используемых на производстве материалов и веществ с целью проведения диагностики. Изъятие конкретных образцов должно сопровождаться составлением соответствующих актов с четким указанием на полученные объекты исследования;
  • проводить расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • передавать руководству проверенных организаций обязательные для исполнения предписания. В документах должны содержаться требования об устранении отклонений от действующего трудового законодательства;
  • выдавать предписания об отстранении от трудовой деятельности конкретных физических лиц. Отстранению от работы по решению инспектора труда подлежат граждане, которые не прошли обязательное обучение правилам безопасности на производстве, инструктаж по охране труда, а также стажировку на рабочем месте и итоговую проверку знаний;
  • подавать в судебные органы требования о ликвидации организаций, о прекращении деятельности отдельных структурных подразделений юридических лиц, совершивших недопустимые нарушения трудового права;
  • оформлять протоколы и принимать к рассмотрению административные дела, передавать материалы о нарушении трудовых прав в суд и правоохранительные органы;
  • выявлять факты применения непригодных индивидуальных средств защиты и запрещать их использование работниками;
  • участвовать в судебном заседании в роли экспертов, чье мнение учитывается при вынесении решения о возмещении вреда, причиненного здоровью персонала на производстве.

При выполнении контроля исполнения российского законодательства инспекторы должны сохранять в секрете сведения, признанные государственной, служебной, коммерческой тайной. Не допускается распространение информации о заявителе, чья жалоба стала основанием для проведения проверки, если гражданин возражает против сообщения этих данных.

Работник инспекции не может требовать от работодателя юридических бумаг, образцов продукции или проб обследования объектов производственной среды, если они не входят в перечень предметов проверки. Отбирать образцы для исследования инспекторы вправе после составления соответствующего протокола.

Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *