Утверждены новые правила продажи и возврата билетов в театры и музеи

Семина Л. , эксперт журнала

Утверждены новые правила продажи и возврата билетов в театры и музеи

С 1 сентября 2019 года ужесточаются требования к оформлению и реализации билетов организациями исполнительских искусств и музеями. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2019 № 193‑ФЗ (далее – Закон № 193‑ФЗ) в Основы законодательства о культуре[1]. Подробнее об изменениях читайте в статье.

Оформление, реализация и возврат билетов

В основы законодательства о культуре вводится новая ст. 52.1, устанавливающая требования к оформлению, реализации и возврату билетов, абонементов, экскурсионных путевок (далее – билетов) на зрелищные мероприятия, проводимые организациями исполнительских искусства и музеями.

К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и (или) непосредственное осуществление (публичный показ) представлений и концертов. Кроме того, в целях применения новой статьи к организациям исполнительских искусств также относятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют создание, исполнение, показ (за исключением кинопоказа) и интерпретацию произведений литературы и искусства.

Требования к форме билетов. Форма билета (в том числе электронного) утверждается Минкультуры как бланк строгой отчетности, содержащий реквизиты билета. Вместе с тем организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов.

На сегодняшний день формы билета, абонемента и экскурсионной путевки как бланков строгой отчетности утверждены Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257.

Признаются недействительными и не принимаются к возврату билеты:

  • форма и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам;
  • элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями;
  • содержащие исправления;
  • являющиеся подделкой.

Требования к лицам, реализующим билеты.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать билеты учреждения культуры самостоятельно либо через уполномоченных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на основании заключенных договоров).

Кроме того, они могут разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов при условии, что такое лицо будет нести ответственность за действия другого лица.

Иные лица к реализации билетов не допускаются (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета по цене, не превышающей указанной в билете).

Ограничение цены реализации билета и стоимости сопутствующих услуг. Реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в билете, не допускается.

Уполномоченные и иные лица, реализующие билеты учреждения культуры по договору, заключенному с организациями исполнительских искусств и музеями, вправе взимать плату за оказание покупателю билета сопутствующих услуг (по бронированию, составлению в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг). Общая стоимость таких услуг не должна превышать 10 % цены билета. Порядок формирования и расчета данной стоимости утверждается Минкультуры.

Реализация именных билетов. Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства РФ о персональных данных.

Именные билеты дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей.

При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, данным, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях посетитель на зрелищное мероприятие не допускается.

  • Возврат стоимости билетов. Гражданин, купивший билет на зрелищное мероприятие, проводимое организацией исполнительских искусств или музеем, вправе вернуть его в случае:
  • 1) отмены, замены либо переноса мероприятия. При этом посетителю возмещается полная стоимость билета;
  • 2) отказа от посещения мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью его родственников. Правила и условия возврата билета при таких обстоятельствах устанавливаются Правительством РФ;

3) отказа от посещения мероприятия по иным причинам. В таком случае возмещаемая стоимость билета будет зависеть от даты его возврата. Если билет возвращен:

  • не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, покупатель вправе получить обратно 100 % его цены;
  • менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия – не менее 50 % цены билета;
  • менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия – не менее 30 % цены билета.

Для абонементов днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Организация исполнительских искусств или музей вправе отказать покупателю в возврате стоимости билета в следующих случаях:

  • если покупатель вернул билет менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия;
  • если билет (за исключением именного) был продан в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате билета, помимо возмещения его стоимости, вправе предложить покупателю посетить это же зрелищное мероприятие в другое время или другое мероприятие.

Правила и условия возврата билетов и переоформления на других лиц именных билетов на проводимые зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от их посещения утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с данными правилами организации исполнительских искусств и музеи утверждают на местах порядок возврата билетов и переоформления их на других лиц (с указанием должностных лиц, которые переоформляют билеты) именных билетов.

Информационная открытость организаций культуры

Закон № 193‑ФЗ уточнил положения ст. 36.2 Основ законодательства о культуре, устанавливающей требования к информационной открытости учреждений культуры.

Согласно ее действующей редакции организации культуры обязаны размещать на своих официальных сайтах следующую информацию:

  • дата создания организации, сведения о ее учредителе, место нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;
  • структура и органы управления организации;
  • виды предоставляемых организацией услуг;
  • материально-техническое обеспечение предоставления услуг;
  • копия устава организации культуры;
  • копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);
  • копия документа о порядке предоставления услуг за плату;
  • информация, опубликованная по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ;
  • иная информация, определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организацией.

С 1 сентября 2019 года список публикуемой информации расширится. Так, организации исполнительских искусств и музеи дополнительно будут обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию:

  • об установленных ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;
  • о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, и других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, включая сведения о сайтах, через которые данные лица реализуют такие билеты, а также о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов сопутствующих услуг;
  • о формах, реквизитах и элементах оформления билетов на проводимые зрелищные мероприятия;
  • о лицах, на которые возложена обязанность по возмещению посетителю полной (частичной) стоимости билета;
  • о зрелищных мероприятиях, которые посещаются при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете в случае реализации именных билетов;
  • о предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки) специальных программах и акциях, включая информацию о праве организаций не принимать к возврату приобретенные в рамках данных программ и акций билеты;
  • о порядке возврата билетов, в том числе именных, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.

* * *

В последнее время в России обострилась проблема, связанная с приобретением билетов на культурно-зрелищные мероприятия недобросовестными покупателями с единственной целью – их перепродажи.

Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае его невостребованности – возвращают организатору. Тот принимает билет и возвращает покупателю его полную стоимость.

Но при этом он несет убытки, поскольку вероятность продать возвращенный в день проведения культурно-зрелищного мероприятия билет невысока.

Кроме того, нелегальная продажа билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Согласно внесенным поправкам на законодательном уровне закрепляются меры, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры. В частности, с 1 сентября 2019 года:

  • продавать билеты могут только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи либо уполномоченные ими лица на основании договора;
  • запрещается продавать билет дороже его номинальной стоимости;
  • к реализации допускаются билеты, заполненные по установленной форме. При этом организации культуры вправе вводить дополнительные элементы оформления билетов на проводимые мероприятия;
  • определен порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом утвержденных Минкультуры требований, в том числе в случаях отказа от посещения мероприятий по инициативе посетителя, а также порядок возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность. В Законе № 193‑ФЗ приводятся максимальные размеры возмещения стоимости билетов в зависимости от причин их возврата.

Установленные данным нормативным актом требования к оформлению, реализации и возврату билетов распространяются также на абонементы и экскурсионные путевки.

С учетом новых требований для организаций исполнительских искусств и музеев расширен перечень информации, размещаемой в обязательном порядке на их официальных сайтах.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612‑1.

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2019 год

«С 1-го числа начинается катастрофа». Нужны ли новые правила продажи билетов в театры?

Министр культуры считает, что билеты станут дешевле, а режиссер Иосиф Райхельгауз с ним не согласен. Снизятся ли цены и почему театральные деятели и легальные сервисы против нововведений?

Утверждены новые правила продажи и возврата билетов в театры и музеи Валерий Шарифулин/ТАСС

Борьба с перекупщиками и право на возврат: с 1 сентября вступают в силу новые правила продажи билетов в театры, на концерты и другие развлекательные мероприятия. Реализовывать билеты теперь смогут только сами театры и компании, с которыми у них есть договор. Наконец, регламентируют единые правила сдачи билетов.

Уже с 1 июля билет не главный пропуск в театр, основной документ теперь — кассовый чек. Без него билет недействителен. А с 1 сентября нельзя продавать билеты по цене выше указанной. Распространять их смогут тoлько сами организации культуры или упoлномоченные организации на основании договора. Комиссия посредника не может превышать 10%.

Унифицируют возврат: схема такая же, как с железнодорожными билетами. При сдаче за десять дней до события покупатель пoлучит полную стoимость, в срок от пяти до десяти дней — не менее половины; и не менее 30%, если до спектакля или концерта от трех до пяти дней.

Business FM обзвонила театральные кассы. В театре имени Сац сказали, что процедура возврата очень сложная, и посоветовали не брать билеты сильно заранее.

В театре имени Пушкина порекомендовали сначала забронировать билет. Только в Маяковке оказались в курсе нововведений.

В то же время театры получают право выпускать и так называемые невозвратные билеты в рамках той или иной акции или абонементов.

Глава Минкульта Владимир Мединский считает, что благодаря новому закону билеты, скорее всего, подешевеют. Из-за театральных спекулянтов теряются колоссальные средства. А вот создатель и худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, наоборот, полагает, что новый закон только будет мешать работать.

— Идет речь о каких-то перепродажах. Ничего этого нет в помине. Самые посещаемые в Москве театры, а я очень хорошо эти театры знаю, ими руководят мои друзья, коллеги, всегда нуждаются в зрителях. Закон, который будет сейчас, бессмысленный и вредный.

На каждый билет нужен какой-то номер, в налоговой инспекции нужна информация об этом билете. Мы сотни отчетов выдаем в течение года. У нас каждую неделю увеличивается количество отчетных документов.

Количество людей, которые управляют культурой, растет в какой-то геометрической прогрессии.

— Мединский сказал, что таким образом билеты на лучшие спектакли станут дешевле, их будет легче купить.

— Нет, это ложь. Извините, при всем уважении к министру, он не понимает ситуации. Самые знаменитые театры — Театр Наций, театр Вахтангова… лежат билеты. Какие спекулянты? Продать билеты сложно.

Рассказы про то, что нам хотят помочь… Не мешайте нам. Все время мешают. Вчера ко мне пришел директор-распорядитель театра и сказал: «С 1-го числа начинается катастрофа.

Нам надо увеличить штат сотрудников еще на двух-трех бухгалтеров».

Читайте также:  Статьи раздела договор долевого участия (дду)

Когда говорят про билетную мафию, имеют в виду криминальную схему. Как правило, в ней задействован сотрудник театра. Он берет билеты, которые в продажу даже не выставлялись, и передает их распространителям. Они создают сайты-клоны и там продают билеты по завышенным ценам.

Казалось бы, легальные сервисы должны быть рады нововведению: закон, по идее, призван истребить их конкурентов. Но управляющий директор Ticketland.ru Виталий Виноградов считает, что закон слишком сырой.

Виталий Виноградов управляющий директор Ticketland.ru

Отдельная история с нововведениями в Большом театре: там меняется схема продажи билетов на основе рекомендаций Счетной палаты. С 1 сентября бронь сокращена более чем на 30%, а освободившиеся в результате этого билеты направляют в открытую продажу.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

С 1 сентября изменится порядок реализации и возврата билетов в театры и музеи

На прошлой неделе были внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Цель поправок — борьба с незаконной перепродажей билетов на культурно-зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в них стоимость. Изменения вступят в силу 1 сентября 2019 года.

Реализацией билетов, абонементов и экскурсионных путевок смогут заниматься только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи, а также уполномоченные ими лица на основании договора. Другим лицам заниматься реализацией билетов запрещено. Исключение — однократная продажа гражданином собственного билета, абонемента или экскурсионной путевки по цене, не превышающей указанной в них цены.

Установлен перечень обязательной информации, которую такие организации должны будут размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет, а также предоставлять по просьбе посетителей при посещении.

Вводится запрет на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок по цене, выше указанной в них стоимости.

Вместе с тем уполномоченные на реализацию билетов лица смогут взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, например, по бронированию, однако общая стоимость таких сопутствующих услуг должна составлять менее 10% цены, указанной в приобретенном билете, абонементе, путевке (если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с этим уполномоченным лицом).

Организации исполнительских искусств и музеи смогут вводить именные билеты, абонементы и экскурсионные путевки. Для посещения мероприятия по таким билету, абонементу, экскурсионной путевке необходимо будет предъявить документ, удостоверяющий личность.

  • Кроме того, рассматриваемым законом установлены общие требования к возврату билетов.
  • Так, если мероприятие отменяется или переносится его организатором, посетителю вернут полную стоимость билета.
  • В случаях отказа от посещения мероприятия по инициативе посетителя, компенсация за возврат билета, абонемента или экскурсионной путевки будет зависеть от времени, оставшегося до дня его проведения:
  • -при возврате билета не менее чем за 10 дней до мероприятия посетитель сможет получить обратно его полную стоимость;
  • -менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней — половину его стоимости;
  • -менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня — 30% стоимости,
  • -если же до мероприятия остается менее 3 дней, организация исполнительских искусств или музей вправе не возвращать посетителю стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.
  • Конкретный порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий установят сами организации исполнительских искусств и музеи на основании правил, которые предстоит утвердить Правительству РФ в соответствии с рассматриваемым законом.
  • Правила и условия возврата билетов в связи с обстоятельствами (документально подтвержденными), связанными с болезнью посетителя или смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником, определит Правительство РФ.
  • А вот льготные или приобретенные в рамках специальных программ и акций билеты, абонементы и экскурсионные путевки (за исключением именных), организации исполнительских искусств и музеи вправе будут не принимать к возврату.

Обратите внимание: рассматриваемым законом предусмотрено, что организации исполнительских искусств и музеи не осуществляют возврат денежных средств, уплаченных посетителем сверх установленной цены билета при его приобретении у уполномоченных на реализацию билетов лиц (т.е. платы за оказание сопутствующих услуг).

Предусмотрен ряд иных нововведений.

В заключение отметим, что вскоре, возможно, будет установлена административная ответственность за нарушение требований к реализации и возврату билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму одновременно с проектом рассматриваемого федерального закона. Правда, на данный момент он все еще ожидает рассмотрения в первом чтении.

Госдума установила новые правила продажи билетов в театры

В четверг, 27 июня, Госдума утвердила в третьем и чтении законопроект, предусматривающий новые правила реализации билетов культурными организациями. В частности, документ вводит запрет на продажу билетов по цене выше номинальной стоимости и прописывает условия их возврата.

Теперь, если зритель пропустил мероприятие по болезни и может это документально подтвердить, организаторы будут обязаны вернуть ему полную стоимость билета. Помимо этого, полностью деньги за билет возвращаются в случае обращения не позднее, чем за десять дней до начала представления. Новые правила должны вступить в силу с 1 сентября 2019 года.

Госдума на пленарном заседании в четверг, 27 июня, приняла законопроект о борьбе с «билетной мафией».

Направленный на борьбу с перекупщиками закон должен вступить в силу 1 сентября 2019 года. C этого момента театральные билеты нельзя будет продавать за стоимость, превышающую указанную в самом билете. Также законопроект обязует театры, а также цирки и музеи размещать цены на билеты в открытом доступе.

Кроме того, продажей билетов помимо непосредственно театров, цирков и музеев смогут заниматься лишь уполномоченные культурной организацией лица при наличии соответствующего договора. Те, у кого оказался лишний билет или абонемент, смогут продать его по номинальной стоимости.

Допускается и взимание платы за оказание покупателю дополнительных услуг. При этом она должна быть менее 10% от стоимости купленных билетов.

Закон предусматривает полный возврат стоимости билета в случае, если он сдан не позднее, чем за десять дней. Половину цены покупатели получат, если до мероприятия осталось не менее пяти дней.

На возвращение 30% от стоимости клиенты могут рассчитывать, если до мероприятия осталось до трёх дней.

В случае, если билет сдаётся в кассу менее чем за три дня, организатор имеет право не возвращать стоимость билета.

Также полная стоимость возвращается в случае отмены или переноса мероприятия. Пропустившие по болезни зрители смогут вернуть полную стоимость билетов при документальном подтверждении.

«Не ссориться со зрителем»

Впервые законопроект был внесён на рассмотрение Госдумы осенью 2018 года. В январе следующего года он был принят в первом чтении. Затем в документ было добавлено большое количество изменений, с которыми он и был утверждён в ходе рассмотрений 25 и 27 июня.

«Изначально в законопроекте было мало регуляторики, он состоял из программных заявлений. Сейчас там появился дифференцированный перечень условий возврата по аналогии с авиа— или железнодорожными билетами», — пояснила тогда председатель Комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская, слова которой приводит официальный сайт нижней палаты российского парламента. Она отметила, что к документу было много претензий у Экспертного управления президента, Генеральной прокуратуры и театрального сообщества. По её словам, комитету потребовалось приложить немало усилий, чтобы учесть интересы всех сторон, участвующих в процессе реализации билетов.

Депутат также добавила, что театры могут и не использовать, к примеру, ограничение, согласно которому им позволяется не возвращать стоимость билета покупателям, если до даты культурного мероприятия осталось меньше трёх дней: законопроект лишь даёт им возможность так поступить, но не обязывает делать это.

«Мы сделали упор на диспозитивные нормы. Если ты страдаешь от перекупщиков — можешь ими пользоваться. Поверьте, что большинству театров не понадобится отсечение в три дня. Абсолютное большинство российских театров принимает билеты к возврату, потому что в их интересах не ссориться со зрителем», — указала Ямпольская.

Продажа билетов на генеральные репетиции и места для пенсионеров

24 июня стало известно, что Большой театр с 1 сентября изменит механизм продажи билетов.

Поводом для изменений стала критика работы театра Счётной палатой: в ходе проверки исполнения бюджета в 2018 году ведомство выяснило, что перекупщики часто выкупают, а затем продают по завышенным ценам более трети мест на исторической сцене, которые забронированы руководством театра. Обычно бронь лежит на 328 местах. «Во исполнение рекомендаций Счетной палаты РФ на спектакли нового сезона с 1 сентября 2019 года увеличено количество поступающих в первый день предварительной продажи билетов на 100 штук, до 960 билетов», — цитирует РИА Новости письмо генерального директора Большого театра Владимира Урина в Счетную палату.

В 2018 году на сайте RT вышел материал, в котором рассказывалось, как сотрудники RT пытались попасть на один из наиболее востребованных балетов Большого театра — «Щелкунчик».

Тогда корреспондент, чтобы приобрести билеты на представление, простояла в очереди целый день.

Позднее она также приобрела билет с надписью «Генеральная репетиция балета „Щелкунчик“ (данный спектакль не был указан в афише на сайте Большого).

Другая сотрудница RT приобрела билет на спектакль 29 декабря за неделю до представления через сторонний ресурс. Причём изначально сотруднику предлагали билет на место для пенсионеров.

Видео дня. Названы условия получения ипотеки под 6,5%

Борьба с перекупщиками: новые правила продажи билетов на концерт, в цирк, музей начнут действовать с 1 сентября 2019 года

С 1 сентября 2019 года вступает в силу, Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ, направленный на борьбу с перекупщиками билетов (абонементов, экскурсионных путевок) в музеи и театры, на концерты и другие подобные мероприятия.

Форма билета

Федеральный закон установил, что форму билетов на культурные мероприятия утверждает Минкультуры России. Организации культуры вправе устанавливать дополнительные реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые мероприятия. Билеты, которые не будут соответствовать утвержденным формам, являются недействительными, не дают права на посещение мероприятий и не подлежат возврату.

Продажа билетов

Федеральный закон установил, что продавать билеты могут только организаторы мероприятий или те, кому они дали это право на основании договора. Исключение – однократная продажа гражданином своего билета по цене, не превышающей его номинальную цену.

Также закреплено право продажи именных билетов. Именные билеты дают право на посещение мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей.

Цена билета

Федеральный закон установил запрет на продажу билетов по цене, превышающей цену, указанную в билете.

При продаже билетов посредниками установлен запрет на взимание платы, превышающей 10% от цены, указанной в купленном билете. При этом организатор мероприятия может в договоре с посредником согласовать другую стоимость сопутствующих услуг (например, за бронирование или доставку билетов).

  • Возврат или отказ от билета
  • Федеральный закон установил, что в случаях отмены, замены или переноса культурных мероприятий посетителю возмещается полная стоимость билета самим организатором или посредником.
  • В случае отказа от посещения зрелищного мероприятия, посетитель имеет право при возврате билета:
  • не позднее чем за 10 дней до дня проведения мероприятия получить обратно 100% цены билета;
  • менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней — не менее 50% цены билета;
  • менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня — не менее 30% цены билета.

По решению организатора мероприятия могут не приниматься к возврату билеты, проданные в рамках специальных программ и акций (в том числе льготные билеты и билеты со скидкой), а также билеты, от которых посетитель отказался менее чем за 3 дня до мероприятия.

Если причина отказа от посещения зрелищного мероприятия – болезнь/смерть посетителя или кого-то из членов семьи или его близких родственников деньги вернут полностью при наличии документального подтверждения.

Читайте также:  Фнс составила обзор правовых позиций высших судов по спорам, возникающим при банкротстве

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

В россии изменится система продажи и возврата театральных билетов — мк

«Наценка — не больше 10 процентов»

  • Замминистра культуры Алла Манилова рассказала депутатам, что законопроект призван «поставить законодательный заслон массовой скупке и перепродаже по спекулятивным ценам билетов на культурные мероприятия».
  • По словам чиновницы, билет на новогодний «Щелкунчик» в Большом доходит до 150 тысяч с рук при максимальной цене театра в 15 тысяч, а билет на недавнюю выставку шедевров из музеев Ватикана в Третьяковке при номинале в 500 рублей «можно было купить у перекупщиков за 14 тысяч, то есть в 28 раз дороже».
  • Имиджу учреждений культуры тем самым наносится ущерб, потому что граждане думают, что это сами театры и музеи завышают цены.

Предлагается объявить законной продажу билетов только в кассах и на сайтах самих учреждений культуры, или у уполномоченных на то организаций. Реализация билетов по цене выше стоимости, указанной на билете, запрещается. Уполномоченные продавцы смогут делать надбавку за оказание услуг — не выше 10%.

Если спектакль отменен самим театром — деньги за билеты покупателям должны быть возвращены в полном объеме. А если гражданин передумал или не смог по какой-то серьезной причине пойти на него? Правила возврата установит сам театр, но в соответствии с общими требованиями, которые Минкульт пропишет в своем приказе.

Законопроект легализует именные билеты, продажа которых происходит по предъявлении удостоверения личности: такое практикуют Большой театр и Третьяковка при проведении социальных акций для студентов и пожилых людей, сказала г-жа Манилова, и это «себя оправдывает».

«Сегодня нет законных оснований пресечь серую зону, в которой процветают сайты-двойники, сайты-реплики, сайты-зеркала, которые присваивают названия учреждений культуры и вводят в заблуждение потребителей, продавая билеты»,- заявила она. Впрочем, никаких мер по борьбе с этой «серой зоной» в Интернете правительство не предложило.

Глава думского Комитета по культуре Елена Ямпольская («ЕР») признала, что проблема спекуляции билетами «нигде в мире не решена полностью».

Предложения правительства — первая попытка ввести в законное русло реализацию и возврат билетов в театры и на концертно-зрелищные мероприятия, сказала она, но к тексту законопроекта у комитета есть «существенные замечания», которые в Думе надеются устранить ко второму чтению.

Депутаты считают справедливым распространить действие закона только на те учреждения культуры, которые получают бюджетное финансирование.

«Пока совершенно не понятно, как смогут распространять билеты профсоюзы или родительские комитеты, и будет ли родительский комитет одного класса, продавший по номиналу билеты другому классу, считаться нарушителем»,- сказала г-жа Ямпольская.

Она напомнила: в Думе лежит ещё один правительственный законопроект (он пока не обсуждался) — о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, и «он написан так, что даже если вы не дождались свою девушку или молодого человека, и решили продать с рук билет без всякой наценки, это грозит несоразмерным штрафом от 100 тысяч до 300 тысяч рублей». Несоразмерным такой размер штрафа для граждан считают и в Генпрокуратуре, заметила депутат.

  1. «Обязательно нужно предусмотреть механизм, при котором билеты можно будет передавать, купили заранее на маму и ребенка, мама заболела — тогда идет папа»,- сказала г-жа Ямпольская.
  2. В комитете считают, что порядок возврата билетов должен быть прописан в самом законе, как это сделано применительно к билетам на самолеты или поезда в Воздушном кодексе или Уставе железнодорожного транспорта — «чтобы человек четко знал, когда, за какую сумму и в каком случае он может билет вернуть, а когда билет становится невозвратным».
  3. Правительство же настаивает на своём: по словам г-жи Маниловой, «приказ Минкультуры — это полноценный нормативный акт, действие которого будет обязательно на всей территории страны, и в нем очень подробно будет написано всё, что связано с процедурными вещами».
  4. Ведомство уже провело два больших совещания с участием более 40 руководителей крупнейших учреждений культуры, вариант возврата, аналогичный принятому на транспорте, там обсуждался тоже, но решение не принято.
  5. Елена Ямпольская согласилась, что «самые знаменитые театры порой страдают, когда в половине седьмого вечера приходит человек и говорит, что все его пятьдесят родственников заболели гриппом, и требует возврата денег».
  6. Западный опыт разный: во Франции все билеты невозвратные, но наказывается лишь их «регулярная перепродажа», а в Австралии четко прописан перечень ситуаций, когда билет вернуть можно, а когда нельзя.

В разговоре с «МК» глава Комитета по культуре напомнила: закон имеет высшую юридическую силу по отношению к любому ведомственному приказу, и может получиться так, что граждане, недовольные установленными Минкультом и театрами правилами возврата билетов, пойдут в суды, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей», который разрешает отказаться от услуги в любой момент. Экспертное управление Администрации президента тоже считает, что правильнее было бы прописать общие правила возврата прямо в законе.

Провальная премьера. К чему приведет новый порядок продажи театральных билетов

Самое интересное и важное в новом законе о правилах продажи билетов, вступившем в силу 1 сентября — запрет на продажу билетов по цене выше номинальной, которая указана на билетах. При этом можно взимать с покупателей дополнительную плату за так называемые сопутствующие услуги, но не более 10%.

Продажей билеты могут заниматься только сами организаторы мероприятий или уполномоченные ими лица/компании. Порядок возврата билетов тоже изменился: теперь, если посетитель без уважительной причины сдаст билет не ранее, чем за три дня до начала мероприятия, то деньги ему не вернут.

Все это призвано сделать билетный рынок прозрачным и уничтожить бизнес перекупщиков. Однако из этого, скорей всего, ничего не получится.

На дворе 2019 год, и вторичному рынку билетов в России давно пора начинать работать в легальном поле, как это происходит во всем мире. Вместо этого его пытаются запретить.

Но проблема — или, точнее, реальность — в том, что на популярных концертах, спектаклях, спортивных состязаниях и т.д.

спрос всегда превышает предложение, особенно при современным уровне маркетинга, когда практически вокруг любого мероприятия можно создать ажиотаж.

Поэтому многие просто не успевают купить билет, и это нормально. Как и нормально — с точки зрения рыночной экономики — когда цены на услуги повышаются при повышенном спросе.

Никто не возмущается высокими ценами в загородном отеле в выходной день по сравнению с буднями, или разными ценами на курортах в зависимости от сезона. Стоимость поездки на такси повышается в час пик, как и стоимость аренды каршеринга.

Заказать клининг квартиры в выходной дороже, чем в среду. Динамическое ценообразование есть и на рынке авиабилетов.

А вот рынок билетов на мероприятия стоит по-прежнему особняком. Здесь отсутствует современное законодательство, а сама структура билетного рынка довольно архаична. Но если рынком не занимается государство, рынок займется собой сам. Именно поэтому вторичный рынок всегда существовал и, вероятно, всегда и будет существовать. А вот в каком виде — это во многом зависит от типа регулирования. 

В США, Европе и других частях света на вторичный рынок давно обратили внимание и успешно его развивают. Там есть прозрачное и понятное всем — организаторам, продавцам и покупателям — регулирование, которое позволяет перекупщикам существовать наравне с первичным рынком.

В Британии разрешено перепродавать билеты даже на футбол (с оговорками) — и это в стране, где к этому виду спорта относятся как к религии. Объем мирового вторичного рынка билетов к 2020 году достигнет  $15,2 млрд. С этих миллиардов платятся налоги, сотрудники получают зарплаты.

Покупатели могут сами выбирать, какие билеты по какой цене они готовы купить. И если они готовы переплатить, они переплачивают. 

Конечно, здесь есть и проблемы. Например, в США приняли закон, запрещающий покупку билетов ботами, которые скупали все билеты буквально за несколько секунд. Во многих странах ограничивают максимальное превышение цен от номинальной стоимости. Однако у этой идеи есть и много противников, которые говорят, что рынок сам должен регулировать цены.

Самая же главная проблема состоит в том, что доходы с продаж на вторичном рынке часто идут мимо карманов музыкантов, спортсменов, артистов и галерей.

Но и эта проблема решается, и в будущем окончательно будет решена, с помощью технологий. Уже есть пилотные проекты, использующие блокчейн-технологии.

С помощью смарт-контрактов можно довольно просто распределить прибыль в соответствии с видением организатора и/или мероприятия.

Кстати, большинство инноваций на мировом билетном рынке внедряются в первую очередь именно на рынке вторичном. Он более маржинальный, и поэтому игроки больше заинтересованы инвестировать в его развитие.

Основное направление инноваций — в сторону удобства и безопасности при совершении сделки для конечных покупателей. В этом крупнейшие игроки на вторичном рынке действуют целиком в русле законодательства стран: там законы прежде всего направлены на защиту потребителей от подделок.

В результате рынок развивается, появляются новые платформы, технологии, а объемы продаж растут на 20% в год.    

В России все немного иначе. Компаний масштаба StubHub (речь даже не про объемы продаж, а про уровень технологий и сервиса) на рынке нет и в ближайшем будущем не предвидится: для этого нет никаких условий и предпосылок. При текущем подходе со стороны государства вряд ли стоит ожидать скорого обеления вторичного рынка. Правда, эффективность нового закона еще только предстоит узнать.

Система могла бы поменяться в лучшую сторону, если бы те же театры, живущие за счет госсубсидий, были больше заинтересованы в развитии удобных для посетителей каналов продаж.

Вторичный рынок здесь как раз мог бы помочь — будь у него возможность оказаться в легальном поле.

Ведь даже сами театры регулярно выступали в том духе, что если на спектакль есть высокий спрос и есть перекупщики, значит, спектакль хороший и попасть на него престижно.  

Многие, наверно, помнят, как еще недавно, чтобы вызвать такси, нужно было его «ловить» на дороге. После введения закона о лицензировании водителей такси рынок изменился. Частный извоз практически исчез, на смену ему пришли сначала агрегаторы такси, а затем и «уберизация».

Это пример нормального развития рынка благодаря современным технологиям. Рынок билетов могло бы ждать то же самое: безопасный, максимально удобный сервис для покупателей, эффективный для организаторов.

Именно так он сейчас и развивается во всем мире: появляются проекты, которые предлагают любым компаниям продавать билеты с помощью блокчейн-технологий, развиваются маркетплейсы, на которых люди могут друг другу продавать билеты с небольшой наценкой, платя комиссию за сделку платформе.

В России же билетный рынок, по сути, оказался в том же состоянии, что и 50 лет назад. Государство запрещает, перекупщики придумывают способы обходить запреты. А люди готовы покупать билеты по любым ценам.

Читайте также:  Заполняем журнал медицинского осмотра водителей (нюансы)

Госдума предложила сделать билеты в театр невозвратными :: Технологии и медиа :: РБК

На этом, как считают авторы законопроекта в Минкультуры и с ними соглашаются депутаты, и построен бизнес спекулянтов.

Недобросовестные покупатели приобретают билеты на культурно-зрелищные мероприятия с единственной целью их перепродажи, если эти билеты оказались невостребованными, то они возвращаются в кассу, говорилось в пояснительной записке к законопроекту. Например, за театральный сезон в столичном Театре наций сумма возврата билетов превышает 3 млн руб.

Депутаты предложили вернуться к существовавшей до 2010 года практике, когда при возврате билета за три дня до мероприятия потребитель получал лишь часть уплаченной суммы.

В новой версии законопроекта предложена такая схема: при возврате билета более чем за десять дней до мероприятия организация культуры обязана вернуть до 100%, за пять—десять дней — 50%, за три-четыре дня — 30%. Возвраты не предусмотрены при отказе менее чем за три дня.

Исключения составляют лишь случаи, когда зритель пропустил мероприятие по причине собственной болезни либо смерти члена семьи или близкого родственника и смог это документально подтвердить.

Невозвратными будут считаться и билеты, проданные «в рамках специальных программ и акций», то есть со льготами и скидками, следует из утвержденных ко второму чтению поправок.

Появление невозвратных билетов будет серьезным ударом по бизнесу перекупщиков, сообщила по итогам заседания думского комитета его председатель Елена Ямпольская. Невозвратные билеты будут эффективной мерой, соглашается директор столичного Театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок.

«У нас возвраты составляют менее 1% от оборота», — рассказывает гендиректор сервиса Ticketland Виталий Виноградов.

Предложенный депутатами механизм невозвратных билетов он называет «косметическими мерами, которые улучшают ситуацию немного с точки зрения процессов».

«Но как вы не могли купить билет на «Щелкунчик», так вы его и не купите на официальных сайтах или в кассе театра», — отмечает Виноградов.

Как билеты поступают к спекулянтам

Счетная палата по результатам проверки Большого театра указывала в мае этого года на другую проблему.

Контрольное ведомство обратило внимание на то, что на спектакли, которые проходят на исторической сцене, сначала в продажу поступают билеты на менее востребованные места и купить их можно только по паспорту.

Лучшие же места остаются забронированными для министерств, ведомств, спонсоров и самого театра. Это 328 билетов, или более трети всех билетов.

Даже на популярные спектакли броня не выбирается на 30%, а без учета брони театра — на все 60%, констатировала Счетная палата по результатам выборочного анализа.

Невыбранные билеты поступают в свободную продажу, причем их можно приобрести уже без предъявления паспорта, и выкупаются они, как правило, за пять минут.

«Такая схема создает риски попадания билетов к спекулянтам, которые потом перепродают эти билеты по завышенным ценам», — резюмировала Счетная палата.

В Большом театре на это отвечали, что он «оставляет за собой право самостоятельно решать, как лучше распространять билеты».

«В таком театре, как Большой, броня, причем существенная, необходима, поскольку существует много институций — государственных, общественных, иностранных, которые имеют право на внеочередное приобретение билетов.

И если только броня не раскупается вовремя, театр имеет право пускать билеты в свободную продажу», — распространила пресс-служба театра заявление гендиректора Владимира Урина.

В законопроекте предусмотрена возможность вводить организациям культуры именные билеты. Ямпольская пояснила, что это была инициатива самих театров. При этом, по ее словам, сейчас «системно» такими именными билетами пользуется только Большой театр, что помогает ему бороться с перекупщиками.

Источник билетных спекуляций — это заниженные цены со стороны самих организаторов, когда Большой театр продает билеты на «Щелкунчика» по 12 тыс. руб., а рынок готов платить за них по 70 тыс. руб., категоричен Виноградов.

Он настаивает, что билетными спекулянтами являются сами сотрудники театров: «Это мафия, она существует много лет, все о ней знают, в том числе на уровне Министерства культуры».

Нужно понижать дотацию государственным театрам, и тогда они будут регулировать продажи ценой билетов, соглашается основной владелец билетного оператора «Кассир.Ру» Евгений Финкельштейн.

Авторы: Мария Истомина, Надежда Федорова

В россии вступают в силу новые правила продажи билетов в театры

С 1 сентября в РФ вступят в силу и новые правила продажи и возврата билетов в театры, на концерты и другие развлекательные мероприятия. Главная цель — борьба с билетными спекулянтами, а значит, и с необоснованно завышенными ценами.

Анастасия Ефанова однажды не успела вовремя купить билет на выступление любимой певицы. А у перекупщиков цена оказалась слишком высокой. В социальных сетях женщина увидела объявление о продаже и перевела незнакомой девушке 4200 рублей. В результате лишилась денег, а билета не получила.

Таких, как Анастасия, по всей России тысячи. Перекупщики или просто мошенники играют на тяге к искусству.

«До 1 сентября бороться с этими людьми было совершенно невозможно. Их даже нельзя было привлечь за незаконное предпринимательство. Единственное, за что их можно было привлечь, — торговля в неположенном месте. Но это штрафы — от 500 рублей до 2500. Это ничто», — говорит глава комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по культуре Елена Ямпольская.

Театры из-за спекулянтов теряют миллионы. Например, Театр Наций за минувший сезон недосчитался трех миллионов рублей: перекупщики сдавали перед премьерой билеты, которые не смогли продать.

«Актеры с творцами, которые создали что-то новое. Не могут достучаться до зрителя, потому что именно мешает этот человек, который скупил кассу, навесил свои цены и занимается собственным барышом», — рассказал «Звезде» актер Евгений Дятлов. 

Теперь, по новому закону, театры и концертные залы имеют право не принимать билеты обратно меньше чем за три дня до спектакля или концерта. Если на то нет уважительной причины — болезни или смерти родственника. Также агентствам отныне можно продавать билеты только по номиналу.

«Стоить билет должен только столько, сколько написано на билете. Ни копейкой больше. Максимум плюс десять процентов за услуги», — уверен министр культуры РФ Владимир Мединский.

Но надо понимать, и что в новом законопроекте, который должен, наконец, связать руки спекулянтам, речь пока идет исключительно о бумажных билетах. При том, что большая часть покупателей давно перешла в Интернет. Там сейчас — раздолье для мошенников. Сайты-дублеры выглядят один-в-один, а цены на них выше в разы. Да и спекулировать электронными билетами куда проще.

«Если бы хоть кто-то хотел побороть этих спекулянтов, хотя бы с них начать. Мы понимаем, что сегодня вот эти спекулянты — официально зарегистрированные спекулятивные организации. Но даже одиночек побороть пока не смогли», — сетует ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

В Госдуме теперь раздумывают над новым законом о торговле билетами в Интернете. И тогда борьба со спекулянтами будет всесторонней. Кроме того, пока закон не предусматривает наказания. Изменений в административный кодекс еще не вносили. Но законодатели рассчитывают на серьезные штрафы.

Продажа и возврат билетов в театр будут усовершенствованы

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 15 января, приняла в первом чтении поправки в Закон «Основы законодательства РФ о культуре», направленный на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театральные, культурные и развлекательные мероприятия. Законопроект, который позволит бороться с так называемой билетной мафией позволит защитить не только театральных зрителей, но и российские театры, подчеркнул Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

«Существует проблема, когда перекупщики приобретают билеты на спектакли, затем перепродают их по цене в разы дороже, обирая наших граждан, а не сумев их продать, возвращают театру, при этом получая обратно полную стоимость», — пояснил он.

«От действий «билетной мафии» страдают и зрители, и театры. Для примера, сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон составляет, в среднем, более 3 млн рублей», — рассказал Председатель ГД.

  • Он пояснил, что законопроектом предлагается запретить реализацию билетов по цене выше стоимости, указанной на билете, а также предусмотреть норму, в соответствии с которой реализацией билетов на театральные и развлекательные мероприятия могут заниматься только уполномоченные театром лица на основании соответствующего договора.
  • «Принятия этого закона ждут и зрители, и театральное сообщество», — резюмировал Вячеслав Володин.
  • Что предложено в законопроекте

Проект закона предусматривает, что Минкультуры получит полномочия по утверждению формы билета на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями и залами, цирками и музеями мероприятия. Форма будет содержать основные реквизиты билета.

Предполагается обязать эти организации культуры размещать на своих сайтах и информационных стендах данные о ценах на билеты и об их реквизитах, о мероприятиях, посещение которых осуществляется на основании именных билетов, а также о лицах, уполномоченных на реализацию билетов. Так, кроме организаций культуры реализовывать билеты на мероприятия смогут только ИП и юрлица, заключившие с этими организациями соответствующие договоры.

Эти ИП и юрлица смогут взимать плату с покупателя за сопутствующие услуги, в том числе за доставку билетов. Факт того, что такие услуги были оказаны, должен быть оформлен в соответствии с законодательством с обязательной выдачей чека. Общая стоимость сопутствующих услуг не должна превышать 10% стоимости билетов.

Законопроектом также предлагается установить, что организации культуры и уполномоченные лица должны вернуть посетителю полную стоимость билета в случае отмены, замены или переноса мероприятия. 

Предусматривается, что порядок возврата билетов, в том числе в случае отказа от посещения мероприятия по инициативе посетителя, утверждается соответствующей организацией культуры и должен соответствовать требованиям, установленным Минкультуры.

Сейчас остро стоит проблема, связанная с недобросовестными
покупателями, приобретающими билеты на мероприятия для их перепродажи по завышенным ценам. Если этого не удается сделать, они возвращают билеты
в кассы, и те возмещают полную стоимость билета. Театры,
концертные залы, цирки и т. д.

несут убытки, потому что продать возвращенный билет
в день проведения мероприятия трудно. Авторы законопроекта приводят такой пример. Сумма возврата
билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон
составляет более 3 млн рублей.

За период с 1 января по 30 апреля 2018 года указанными
покупателями были произведены возвраты на сумму 1 млн 12 тыс. рублей. 

Нажива на продаже билетов на культурно-зрелищные мероприятия
существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России,
отмечается в пояснительной записке. 

Ранее проект закона обсуждался на круглом столе «Навстречу Году театра. Законодательная поддержка театрального дела в Российской Федерации».

Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская отметила, что концепцию документа предполагается поддержать, «но есть огромное количество вопросов, замечаний, связанных не с тем, чтобы раскритиковать прохождение этого документа, а с тем, чтобы сделать его максимально рабочим, чтобы в итоге, когда этот закон будет принят и начнет работать, все участники процесса были удовлетворены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *