Упростятся правила изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Упростятся правила изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая 3 декабря с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, говоря о развитии АПК, предложил изымать неиспользуемые сельхозземли у нерадивых и недобросовестных владельцев. 

По этому вопросу на страницах нашей рубрики «Аграрное право» мы попросили высказаться начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Курганской области Сергея Извекова.

Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации стоит уже на протяжении 25 лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью.

Пути решения данного вопроса заключаются в создании условий, соответствующих принятию мер, направленных на добровольный отказ от прав на неиспользуемые земельные участки.

Либо, как справедливо отметил Глава государства Владимир Владимирович Путин, принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью продажи этих земель добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.

В результате земельной реформы, которая была начата в 1990 году, большая часть сельскохозяйственных угодий путем приватизации была передана гражданам Российской Федерации.

В настоящее время из 4 млн га сельскохозяйственных угодий Курганской области примерно половина принадлежит хозяйствующим субъектам и иным предприятиям, а так же государственным и муниципальным предприятиям.

Вторая половина — гражданам, которые фактически не способны самостоятельно использовать полевые земли, которые располагаются за чертой населенных пунктов.

  В то же время инвесторы, желающие взять свободные (неиспользуемые) земли, главным образом смотрят на земли, переданные в общую долевую собственность, которые занимают компактные, большие массивы с удобным расположением вблизи дорог с твердым покрытием и т. п.

А вот отмежеванные земельные участки, находящиеся в собственности граждан, им не интересны. Располагаются они раздроблено и при этом, как правило, присутствует чересполосица, то есть границы используемых земельных участков сопряжены с границами не используемых земельных участков, которые приходится объезжать, а порой к ним попросту невозможно подъехать.  Получается, что земля у граждан есть, но сдать её реально в аренду или в пользование они не могут. 

Если ранее до 2008 года контролем за использованием земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, занимался практически один орган — Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам  и  землеустройству, который не охватывал большую часть земель сельскохозяйственного назначения.

Сейчас этим вопросом занимаются три государственных органа, два из которых — Росреестр и Россельхознадзор — непосредственно нацелены на  вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения.

Поэтому процент выявленных правонарушений, связанных с неиспользованием  или не рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, значительно возрос.

Если раньше штрафные санкции за нарушение земельного законодательства были относительно невелики — от нескольких сот рублей до нескольких десятков тысяч рублей, то сейчас от нескольких десятков тысяч рублей до миллиона и более,  что зависит от площади неиспользуемого земельного участка и принадлежности его физическому или юридическому лицу.  

Кроме того, необходимо учесть тот факт, что если ранее повторное неисполнение предписания не предусматривало увеличение штрафа, то сейчас размер штрафа при повторном неисполнении предписания, вынесенного государственным органом, осуществляющим земельный надзор, увеличивается практически в 2,5 — 3 раза.  Вышеуказанные обстоятельства вынуждают собственников и иных правообладателей (арендаторы, землепользователи и др.) отказываться от прав на принадлежащие им неиспользуемые земельные участки.

До 2010 года практически отказов не было.  А далее по результатам принятых Управлением Россельхознадзора по Курганской области мер, начиная с 2010 года,  люди пошли отказываться от земельных участков:  2010 год — 9 фактов, 2011 год — 26 фактов, 2012 год — 47 фактов, 2013 год — 59 фактов, и за  I — полугодие 2015 года — уже более 40 фактов отказа.

За 2014 год физические лица отказались от прав собственности на земельные участки общей площадью 17 тыс. га.

В случае если собственник или иной правообладатель, нарушающий земельное законодательство, не использует земельные участки сельскохозяйственного назначения в течение более 3 — х лет подряд и добровольно не намерен отказываться от прав на него, то законодательством  Российской Федерации предусмотрено принудительное изъятие земельного участка на основании решения суда.

За период с 2008 года по настоящее время Управлением Россельхознадзора по Курганской области выявлено нарушений земельного законодательства Российской Федерации, главным образом связанного с неиспользованием земельных участков сельскохозяйственного назначения на площади более 145 тыс. га.

За этот период принудительно изъято только 225 га у восьми собственников.

Вопрос принудительного изъятия неиспользуемых земель сопряжен с несовершенством законодательства в этом вопросе. Так, сам факт изъятия предусмотрен, но порядок исполнения данной нормы закона в отношении собственников земельных участков не установлен.       

Статья 44 Земельного Кодекса Российской Федерации гласит, что данный порядок устанавливается гражданским законодательством, а статья 286 Гражданского Кодекса РФ, в части установления порядка изъятия земельных участков находящихся в собственности,  отсылает к земельному законодательству Российской Федерации. 

Статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации действительно предусмотрен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования ввиду ненадлежащего использования земельного участка.  При этом предусмотрено предупреждение правообладателя о возможном принудительном изъятии в случае не устранения допущенных нарушений и обязательное привлечение виновного лица к административной ответственности.

Статьей 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  предусмотрены основания, при наличии которых возможно принудительное изъятие,  в том числе и у собственника земельного участка, но сам порядок изъятия не конкретизирован.

Например, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трёх и более лет со дня возникновения права собственности земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства или иной сельскохозяйственной деятельности.  В то же время в указанный срок не включается срок, необходимый на освоение земельного участка по причине невозможности его использования. Срок освоения неиспользуемого сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.  Следовательно, можно предположить, что максимальный срок неиспользования земельного участка, по истечении которого он может быть изъят у правообладателя, в том числе и у собственника,  составляет 5 лет.  Но это при условии, если правообладатель в течение предусмотренного на освоение срока предпринял меры, направленные на введение земельного участка в оборот.

Кроме того, неиспользуемые земельные участки чаще подвергаются захламлению ТБО.  Земельным законодательством Российской Федерации так же предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случае если площадь захламления составляет 0,5 га и более.

  • В данном случае принудительное изъятие возможно, также как и при  неиспользовании земельного участка, с обязательным соблюдением 3-х условий:
  • — привлечение к административной ответственности за допущенное правонарушение:
  • — обязательное предупреждение о возможном принудительном изъятии в судебном порядке
  • — наличие факта неисполнения предписания о ликвидации свалки ТБО в течение установленного срока.

Или, например, еще одна ситуация. В результате земельной реформы труженики села в ходе приватизации получили земельные доли, размер которых по районам в среднем колеблется от 7-8 га до 15-17 га.  Некоторые желающие объединились и организовали КФХ (вхождение нескольких собственников земельных долей, каждый со своей долей).

  Через какое-то время часть КФХ была ликвидирована, а принадлежащие  гражданам земельные участки переданы в собственность с разрешенным видом использования — для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство).  Но при этом в настоящее время в Курганской области установлен предельно — допустимый размер земельного участка, используемого для ЛПХ — 2,5 га.

  В связи с чем многие люди спрашивают — могут ли у них принудительно изъять эти «лишние гектары»? 

О т в е ч а ю: 

В случае, если Вы эти «гектары» используете, например, как минимум ежегодно выкашивая на сено, тем самым предотвращаете зарастание сельскохозяйственных угодий, в том числе древесно-кустарниковой растительностью, то нет. 

А вот если Вы не используете или нерационально используете переданный Вам для ведения личного подсобного хозяйства участок, он может быть изъят в принудительном судебном порядке и тому в Курганской области уже есть примеры. Здесь есть только один выход — отмежевать эту часть земельного участка, например, 2,5 га или меньше, которую Вы  реально можете использовать, а от остальной части земельного участка можно отказаться.

Таким образом, можно сделать вывод, что принудительное изъятие нерационально используемого либо неиспользуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения — это вынужденная мера, которой в обязательном порядке предшествует предоставление возможности устранения допущенных нарушений.  Но при этом следует учесть один существенный момент.  В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 76 Земельного Кодекса Российской Федерации принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правоотношениями вреда.  Но это, как говорится, совсем другая история, на которой можно остановиться позднее, тем более, что срок давности привлечения к ответственности за причинение вреда почвам составляет 20 лет.

  1. Сергей Извеков,
  2. начальник отдела государственного земельного надзора
  3. Управления Россельхознадзора по Курганской области
  4. «Нивы Зауралья» №11 (133) ДЕКАБРЬ 2015

Изъятие Земель Сельхозназначения При Неиспользовании 2020

В июле 2020 года законодательно упростили порядок изъятия земельных участков, если они не используются или используются с нарушением законодательства. Министерство сельского хозяйства представило данные, что с начала реализации нормы в оборот вернули более 120 тысяч гектаров земель сельхозназначения.

В целом в прошлом году посевная площадь в стране впервые за последние 15 лет превысила 80 миллионов гектаров.

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Процедура изъятия земельного участка за неиспользование

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Министерство просит изъять у этого ЗАО земельный участок, который не используется по целевому назначению, рассказал «Ведомостям» зампредседателя правительства Московской области Александр Чупраков. Речь идет об участке площадью 226,9 га к северо-западу от д. Родионово Егорьевского района.

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2020

Устанавливается, что исполнительный орган власти субъекта РФ обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также организацию и проведение публичных торгов по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления решения суда о его изъятии в законную силу.

. Согласно принятому закону, срок, по истечении которого сельскохозяйственный участок может быть изъят у собственника в случае его использования не по целевому назначению или с грубым нарушением закона, сокращается до двух лет (ранее срок равнялся пяти годам).

Рекомендуем прочесть:  Сколько Человек Покинуло Россию В 2020 Году

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2020

В таком случае комиссией может быть выдано предписание об устранении последствий. Если деятельность на участке нарушила права соседей или повредило их землям, последствия также должен устранить виновник. Эти требования не исключают других мер.

Региональный орган исполнительной власти обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2020

Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения.Согласно СНи П их ширина напрямую зависит от высоты строения.При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.

Читайте также:  Образец содержащего оферту письма

ЗК РФ описывает процедуры, которые можно осуществлять относительно земельного пая.В данном разделе рассмотрим подробно требования к оформлению паев, какие правовые сделки можно с ними осуществлять, как их продавать и передавать в аренду, как продать часть земельного пая в России.

Пай можно приобрести только для использования в качестве сельхознадела гражданами и юридическими организациями.Приоритетные права на покупку имеют члены кооператива, где находится надел, или сельскохозяйственного учреждения, которое было организовано как итог переорганизации колхоза.

Изъятие земельного участка: правила и законы 2020 года

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.
  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Рекомендуем прочесть:  На Сколько Повысится Пенсия В 2020 Году В России

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Также установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением или если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока. Совершение такого нарушения грозит штрафом в размере от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб. для юридических лиц, от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2000 руб. — для граждан и индивидуальных предпринимателей.

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2020

Федеральными законами в законодательство вносится ряд изменений, направленных на предоставление участникам долевого строительства дополнительных гарантий защиты их прав. Кадастровая система.

Федеральным законом уточняется порядок действий исполнителя комплексных кадастровых работ в случае выявления объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, предусматриваются особенности проведения таких работ для отдельных видов объектов недвижимости и устанавливается порядок предоставления заинтересованными лицами документов исполнителю комплексных кадастровых работ.

Принудительное изъятие земельного участка допускается также в случае его использования с нарушением российского законодательства, повлёкшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Принудительное изъятие земельного участка у собственника допускается, только если он не устранил нарушения и после назначения административного наказания в срок, установленный предписанием Росреестра.

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2020

  • Рассмотрим особенности земельного пая в 2020 году, как осуществить различные сделки по нему и какие документы для этого требуются.
  • Расскажем, кто вправе получить пай во владение и как осуществить процесс, сроки и стоимость.
  • Пай земли – это тип недвижимости, выделенный конкретному лицу из общей земельной территории.

Если граждане внесли в уставной капитал компании свои земельные паи, тогда по закону такому юрлицу выдается свидетельство на право собственности на территорию земли, общий размер которой равен внесенным в уставной капитал предприятия земельным долям.

Рекомендуем прочесть:  Дотация Мэрии Москвы Студентам 2020

Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Изъятие земель сельхозназначения

Специалистами Управления, одновременно по должности являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель, проводятся проверки соблюдения земельного законодательства в отношении правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Тверской области.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения.

Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц.

Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В первый день апреля 2020 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

Изъятие земель сельхозназначения 2020 владимирская область

В соответствии с положениями действующего законодательства РФ в сфере земельных отношений Управление Россельхознадзора по Владимирской области в отчетном году активно проводило работу в части изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

«Россия обладает уникальным ресурсом, и наша задача — максимально использовать его для того, чтобы развивалось сельское хозяйство, производились качественные и экологически чистые продукты по доступным ценам»

Упростятся правила изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Как указывают авторы законопроекта, земля, изъятая в связи с неиспользованием по назначению, может быть настолько в плачевном состоянии, что работы по ее восстановлению до состояния, пригодного для последующего использования, могут составить 83 тыс. руб. за гектар, что может быть значительно выше кадастровой стоимости самой земли.

Порядок изъятия сельхозземель изменился

С 1 июля 2011 года меняется порядок оборота земель сельхозназначения. В частности, усовершенствована процедура изъятия участков, а также изменились правила использования земельных долей. К некоторым новшествам желательно подготовиться заранее.

Нововведения установлены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ (далее – Закон № 435-ФЗ). Он вступает в силу с 1 июля 2011 года (за исключением положений, вступающих ранее) и вносит изменения сразу в несколько законов. В частности, в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

Отметим, что оборот земель сельхозназначения строго регламентирован. Если порядок использования таких земель нарушается, то они могут быть принудительно изъяты через суд. Часть поправок как раз касается процедуры изъятия земель у собственника. Они были внесены в статью 6 Закона № 101-ФЗ. Сразу скажем, что основания для изъятия земель стали более конкретизированы.

Ранее у организации могли изъять земельный участок, если он использовался ненадлежащим образом или использовался не по назначению в течение трех лет. В соответствии с новыми нормами организация может лишиться участка, если она нарушает требования земельного законодательства о рациональном использовании земель.

Но только если нарушения привели к существенному снижению плодородия или значительному ухудшению экологической обстановки. Критерии снижения плодородия и ухудшения экологии устанавливает Правительство РФ. В настоящее время они не утверждены, но ко времени вступления закона в силу критерии скорее всего появятся.

Напомним, что участок могут изъять и в том случае, если в течение трех и более лет (с момента возникновения прав собственности) он не использовался для производства сельхозпродукции или иной деятельности, связанной с сельхозпроизводством. Эта норма остается. При этом критерии неиспользования земли для данных целей установлены не были. Теперь такие критерии должны появиться.

Их опять же обязано определить Правительство РФ. Скорее всего это будет также сделано к моменту вступления поправок в силу. Отметим, что законодателями была сделана оговорка насчет трехлетнего срока. Так, в этот срок не включается время, когда участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в данный срок не включается период освоения земельного участка. Вместе с тем оговорено, что такой период не может составлять более чем два года.

В соответствии с новой редакцией Закона № 101-ФЗ собственника сначала должны привлечь к административной ответственности и только потом можно начинать процедуру изъятия. Конечно, при условии, что собственник не устранит нарушения, за которые его привлекли к административной ответственности.

В связи с этим Законом № 435-ФЗ внесены поправки в статью 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, организацию могут привлечь к административной ответственности, если она: – не выполняет обязанностей по приведению сельхозземель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; – не использует земли для сельхозпроизводства или для целей, связанных с сельхозпроизводством в течение трех и более лет. В последнем случае предусмотрена административная ответственность в виде штрафов: – от 2000 до 5000 руб. – для граждан; – от 4000 до 6000 руб. – для должностных лиц; – от 80 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц. Действия властей в рамках процедуры изъятия земель также претерпели некоторые изменения. Напомним, что государственный конт-роль в сфере земельных отношений находится в ведении Росреестра. Это ведомство вправе привлекать организации к административной ответственности. Так вот, если контролеры выявили нарушения, они должны вынести собственнику участка предупреждение. В нем устанавливаются сроки для устранения обнаруженных нарушений. Если в течение этого срока нарушения не будут устранены, Росреестр направляет соответствующие материалы в орган исполнительной власти субъекта РФ. В свою очередь орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Их можно будет провести в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения. В том случае, когда публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов. Это должно быть сделано в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику участка за вычетом расходов на подготовку публичных торгов.

Владельцы долей земельного участка (при условии, что их более пяти) вправе самостоятельно определить правила владения, использования и распоряжения участком. Для этого созывается общее собрание участников долевой собственности.

Читайте также:  Квадрокоптеры и дроны придется зарегистрировать - приняты правила учета беспилотных летательных аппаратов

Так вот, Закон № 435-ФЗ регламентирует вопросы проведения таких собраний.

Итак, с предложением провести собрание может выступить не только собственник доли, но также и организация, которая использует данный участок для сельхозпроизводства.

  • >|СМИ, в котором публикуется извещение, определяется региональными властями.|

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада. При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

Главная проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Минсельхоз хочет упростить изъятие неиспользуемых земель

Минсельхоз планирует упросить правила изъятия неиспользуемых земель и подготовил проект изменений в федеральный закон об обороте земель сельхозназначения. Его публичное обсуждение продлится до 5 сентября, следует из данных портала проектов нормативных правовых актов.

Документ направлен на устранение недостатков действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, выявленных правоприменительной практикой, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект позволит сократить сроки изъятия земельных участков, которые не используются по целевому назначению.

Сейчас при выявлении таких земель Россельхознадзор обязан в течение следующих трех лет подтверждать, что участки по-прежнему не используются, и лишь затем может добиться их изъятия у владельца через суд.

В случае принятия поправок, службе не нужно будет подтверждать факт неиспользования земель в течение трех лет. Исключением станут ситуации, когда собственник участка сменился до установления факта его неиспользования, в этом случае у него будет год на освоение земли. Таким образом срок вовлечения земель в оборот может быть уменьшен на три года, рассчитывает Минсельхоз.

Критерии, по которым можно будет определить, как использовалась земля, должно утвердить правительство. Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства утверждены постановлением правительства № 369 от 23 апреля 2012 года. В частности участок может быть признан неиспользуемым, если на пашне не производятся работы по возделыванию агрокультур и обработке почвы, на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади участка, если залесенность и (или) закустаренность превышает 15% площади пашни и др.  По информации «Известий», за последние три года было выявлено свыше 2,3 млн га неиспользуемых участков. После изъятия и продажи земли бывшему собственнику выплатят сумму, полученную на торгах. Однако поправки в закон предусматривают, что стоимость участка может оказаться существенно ниже рыночной, если он пришел в негодность для ведения сельского хозяйства и необходимо проведение культуртехнической мелиорации, следует из пояснительной записки. Сейчас начальная цена такого участка может быть уменьшена не более чем на 20%, поправки допускают снижение не более чем на 85%. Ориентировочные затраты на ввод неиспользуемых земель в оборот в зависимости от различной степени зарастания деревьями и кустарниками, заболачивания, развития эрозионных процессов достигают 83 тыс. руб./га, что зачастую превышает кадастровую стоимость участков, поясняет ведомство. Кроме того, если земля не была продана на повторных открытых торгах, то владелец соседнего участка сможет купить ее на 10% ниже стоимости, заявленной на вторые торги. Это связано с тем, что неиспользуемые земли оказывают негативное влияние на фитосанитарное состояние и пожарную безопасность посевов на соседних земельных участках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Действие законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, обращает внимание Минсельхоз. Земли изымаются в судебном порядке при условии неустранения выявленных нарушений после назначения административного наказания, а также с выплатой бывшему собственнику земельного участка средств, вырученных от его продажи. В случае устранения выявленных нарушений земля остается у собственника.

Директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин в эфире Национальной службы новостей сказал, что если огромные количества сельхозземель в России не используются, то потому что это невыгодно. «Минсельхозу надо заняться другим — обеспечением доходности сельхозпроизводства. Тогда туда пойдут инвестиции, начнут производить много продукции, а Минсельхоз хочет отобрать [землю], чтоб потом опять кому-то дать. Это обыкновенные рейдеры. Этим не достигается увеличение производства сельхозпродукции», — подчеркнул он.

В середине мая премьер-министр Дмитрий Медведев отчитал чиновников за низкую исполнительскую дисциплину при выполнении поручений, в том числе был поднят вопрос вовлечения в оборот земель сельхозназначения.

Читайте также:  Проверки гибдд автошкол для лицензии будут проводиться по новым правилам

  Если бы он был решен, то АПК мог показывать более существенные темпы роста, отмечал глава кабмина.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев тогда говорил, что у ведомства есть определенные разногласия с Минэкономразвития и Минфинов, в том числе относительно изъятия неиспользуемых земель.

В 2015 году президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе. В июле 2016-го статья о возможности изъятия земель была внесена в Гражданский кодекс.

Кроме того, Минсельхоз заявлял о намерении создать госреестр сельхозземель, чтобы вести оперативный учет. По оценке агроведомства, в России не используется 40 млн га сельхозугодий, однако проведенная в 2016 году сельскохозяйственная перепись показала, что их площадь составляет 97,2 млн га.

Согласно поручению главы государства, к 2024 году посевные площади в России должны быть увеличены на 10 млн га.

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения

Земельное право Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения

Одной из острых проблем современности является сохра­нение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, используемых для производства сельскохозяйственной про­дукции: в целом по Российской Федерации за период с 1990 по 2014 год площадь сельскохозяйственных угодий сократи­лась на 2203,4 тыс.

га; земель, используемых под пашню, — на 10814,3 тыс. га. Как отмечает Г. Е. Быстров: «для того, чтобы повысить роль государства в создании эффективной системы землевла­дения и землепользования…» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) «…

закрепляет ком­плекс мер, направленных на усиление и защиту земель сель­скохозяйственного назначения от нецелевого, нерационально­го использования, охрану особо ценных сельскохозяйственных угодий…».

К числу указанных мер, как представляется, отно­сятся принудительное изъятие у собственников не используе­мых или используемых с нарушением установленных законом требований земельных участков сельскохозяйственного назна­чения и принудительное прекращение иных прав, например, права пожизненного наследуемого владения, по аналогичным основаниям. Принудительное изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на та­кие участки осуществляется исключительно в судебном поряд­ке. Споры данной категории встречаются в судебной практике, однако, не так часто, как можно было бы ожидать, учитывая, что в 2014 году на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 17 960 нарушений, а, в среднем, по составам «неис­пользование земельных участков» и «использование земель не по целевому назначению» устраняются не более половины правонарушений.

  1. Как правило, по данной категории споров определение состава лиц, участвующих в деле, а также подведомственность и подсудность дел не вызывает затруднений.

Истцами по спорам об изъятии земельных участков яв­ляются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по спорам о прекращении иных прав — органы го­сударственной власти или органы местного самоуправления, представляющие интересы соответствующего публичного собственника.

Суды проверяют наличие у истца полномочий на обращение с иском, например, Департамент имуществен­ных и земельных отношений Ярославской области был при­знан ненадлежащим истцом, так как «на дату обращения… не обладал полномочиями на обращение в суд от своего имени.

Доказательства, что Ярославская область делегировала истцу соответствующие полномочия, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлены».

Ответчиками по данной категории споров являются об­ладатели права собственности или иных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Если это юри­дические лица или крестьянские (фермерские) хозяйства, то иски направляются в арбитражные суды, хотя есть примеры рассмотрения таких споров судами общей юрисдикции: как с участием глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и с участием юридических лиц.

Нередко ответчиками оказываются физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предприни­мателей и не ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, но являющиеся собственниками земельных участков, предна­значенных для сельскохозяйственного производства, иски к таким ответчикам рассматриваются судами общей юрисдик­ции.

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании или ненадлежащем использовании

К участию в деле могут привлекаться третьи лица, как правило, не заявляющие самостоятельных требований.

В их числе чаще других встречаются территориальные управления Россреестра, органы местного самоуправления муниципаль­ного образования, на территории которого находится земель­ный участок, органы, осуществлявшие государственный зе­мельный надзор, кадастровые палаты по месту нахождения земельного участка и др.

  1. Как показал анализ судебной практики, заявляемые истцами требования не всегда соответствуют содержанию спо­ра и требованиям закона.

Так, в отношении земельного участка, находящегося на праве пожизненного наследуемого владения, было заявлено не только требование о прекращении соответствующего пра­ва, но и «о продаже земельного участка с публичных торгов».

Однако, удовлетворение судом требования о продаже земель­ного участка с публичных торгов привело бы к его отчужде­нию из государственной или муниципальной собственности, что противоречит установленному законом порядку, предпо­лагающему принудительное прекращение права пожизнен­ного наследуемого владения, но не права публичной собствен­ности.

В другом случае было заявлено требование об изъятии зе­мельного участка сельхозназначения в собственность Тульской области ввиду его ненадлежащего использования и последую­щей продаже его с публичных торгов.

Однако, изъятие участ­ка «в собственность Тульской области» противоречит закону, предусматривающему переход участка от одного собственни­ка к другому посредством публичных торгов, минуя публич­ную собственность.

Еще один пример. В отношении земельного участка, на­ходящегося в частной собственности, в дополнение к требова­нию «об изъятии земельного участка», было также заявлено требование «о прекращении права собственности», что пред­ставляется излишним, так как право собственности (в отличие от иных прав) прекращается не на основании решения суда, а по результатам публичных торгов.

Таким образом, исходя из статьи 6 Закона об обороте в отношении земельного участка, находящегося в частной соб­ственности ответчика, следует заявлять требование об его изъ­ятии и продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования — требова­ние о прекращении соответствующего права, а в отношении права аренды — требование о расторжении договора аренды.

  1. Разрешая споры, суды устанавливают наличие одного из двух оснований изъятия земельных участков, предусмо­тренных статьей 6 Закона об обороте.

Первое основание — «использование земельного участка с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного на­значения или причинение вреда окружающей среде» (п. 2 ст. 6 Закона об обороте).

Как показал анализ судебной практики, данное основание истцами практически не использовалось или указывалось в дополнение ко второму основанию. Как предполагает В. В. Устюкова, причина может заключаться в том, что «изъятие земельного участка допускается после пред­варительного привлечения собственника к административной ответственности…

Однако именно таких составов администра­тивного правонарушения в КоАП РФ нет».

Изъятие земельного участка

Второе основание — «не использование земельного участ­ка для ведения сельскохозяйственного производства или осу­ществления иной связанной с сельскохозяйственным произ­водством деятельности в течение трех и более лет» (п. 3 ст. 6 Закона об обороте) указывалось практически во всех исках.

Разрешая споры, суды проверяли причины неиспользо­вания ответчиками земельных участков.

Так, в одном случае было установлено, что неиспользование земельного участка связано с его нахождением в санитарно-защитной зоне по­лигона мусоросортировочного комплекса, где производство сельскохозяйственной продукции запрещено, в другом — что часть земельного участка сельскохозяйственного назначения была занята кладбищем.

В обоих случаях суды пришли к выводу об отсутствии ос­нований для принудительного изъятия земельных участков, так как их неиспользование было вызвано уважительными, не зависящими от воли ответчиков причинами.

  1. При разрешении споров данной категории суды также устанавливали соблюдение порядка принудительного изъятия земельного участка, установленного статьей 6 Закона об обороте.
  • Основания (самостоятельные или в числе других) отказа судами в исках в связи с нарушением порядка принудительно­го изъятия можно условно разделить на две группы.
  • Первая — нарушения досудебного порядка, в их числе со­ставление актов осмотра, актов о проведении обследования земельных участков в отсутствие их собственника и не пред­ставление доказательств его надлежащего извещения о про­водимых проверках; не представление доказательств при­влечения ответчика к административной ответственности за неиспользование земель с вынесением предупреждения о не­обходимости устранения выявленных нарушений; ответчик не был привлечен к административной ответственности за не­использование земельного участка, хотя привлекался за иное правонарушение, связанное со спорным земельным участком, например, за неисполнение законного требования органа го­сударственного земельного надзора.
  • Вторая — нарушения порядка обращения в суд: орган го­сударственной власти обратился в суд раньше истечения сро­ка, установленного для устранения земельного правонарушения; исковое заявление подано неуполномоченным органом государственной власти.
  1. Институт изъятия земельных участков сельскохозяй­ственных угодий при их неиспользовании или ненадлежащем использовании претерпел значительные изменения в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Россий­ской Федерации». Отметим основные из них, которые могут оказать существенное влияние на судебную практику.

Изменен момент, с которого начинается исчисление трех­летнего срока неиспользования земельного участка, необходи­мого для его принудительного изъятия: теперь это выявление в рамках государственного земельного надзора факта неиспользо­вания земельного участка по целевому назначению или исполь­зования с нарушением законодательства Российской Федерации (ранее срок исчислялся с момента регистрации права на земель­ный участок). Обращение в суд с иском до истечения указанного срока может стать причиной отказа в его удовлетворении.

Срок освоения земельного участка включен в трехлетний срок неиспользования земельного участка — ранее этот срок составлял два года и мог прибавляться к трехлетнему сроку.

Данная новелла позволит обеспечить единообразие судебной практики, тогда как раньше в одних случаях суды «автомати­чески» увеличивали трехлетний срок до пятилетнего, а в дру­гих — учитывали этот срок лишь при наличии доказательств осуществления деятельности по освоению участка.

Из числа земельных участков, которые могут быть прину­дительно изъяты, исключены земельные участки, являющиеся предметом ипотеки, а также участки, в отношении собствен­ников которых судом возбуждено дело о банкротстве.

Приме­ры реализации данного положения уже имеются в судебной практике, например, судом апелляционной инстанции было отменено решение суда первой инстанции и отказано в удов­летворении исковых требований, поскольку участок был обре­менен залогом.

Закреплен ряд мер, реализация которых начнется с 1 января 2017 года, направленных на предотвращение злоупо­треблений со стороны собственников изымаемых земельных участков.

В частности, в отношении таких земельных участ­ков предусмотрено внесение в ЕГРН записи о невозможно­сти государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.

Как представляется, данная новелла позволит устранить выявленные в судебной практике случаи отказов в удовлетворении исков об изъятии неиспользуемых земельных участков, поскольку собственники отчуждали их третьим ли­цам до принятия судом решения по делу.

Таким образом, в судебном порядке изымается лишь часть земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых или используемых ненадлежащим образом, — в отношении других земельных участков либо отсутствует обращение в суд, либо суды отказывают в удовлетворении соответствующих требований.

Повышению эффективности изъятия в судебном порядке неиспользуемых или ненадлежа­щим образом используемых земельных участков сельскохо­зяйственного назначения могут способствовать устранение до­пускаемых органами государственной власти нарушений при определении оснований изъятия земельных участков сельско­хозяйственного назначения, при осуществлении досудебного порядка изъятия, при обращении в суд с исками о принуди­тельном изъятии или прекращении прав на земельные участ­ки, а также учет внесенных в законодательство Российской Федерации изменений в части оснований и порядка принуди­тельного изъятия земельных участков из земель сельскохозяй­ственного назначения при неиспользовании по целевому на­значению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.

СЫРЫХ Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия  
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *