Стандарт осуществления закупочной деятельности — фас

Стандарт осуществления закупочной деятельности - ФАС

ФАС России представила на своем официальном сайте Стандарт закупочной деятельности для заказчиков, действующих на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ разработан на основе анализа практики применения этого закона.

Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками.

Так, для процесса планирования закупки заказчикам рекомендовано установить единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки, а также обязанность внесения изменений в план закупки до размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе.

Целесообразно также, по мнению ФАС России, публиковать сообщение о закупке не только на Портале закупок, но и на сайте самого заказчика.

Кроме того, ведомство советует размещать наряду с информацией о закупке, обнародование которой обязательно по закону, дополнительные сведения: внутренние распорядительные документы заказчика, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистическую информацию о проведенных закупках.

В целях повышения эффективности закупочной деятельности и сокращения издержек ведомство предлагает заказчикам переходить к централизованным закупкам и разъясняет некоторые их нюансы (как определить место поставки товаров, как правильно осуществить консолидированную закупку сразу для нескольких заказчиков и нужно ли при этом учитывать ограничения антимонопольного законодательства т. д.).

В Стандарте содержатся также конкретные способы предотвращения конфликта интересов при осуществлении закупки и профилактики нарушений законодательства о защите конкуренции.

Отдельный раздел посвящен экономическим механизмам, применяемым в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок.

К примеру, рекомендуется конкретизировать в положении о закупках случаи удержания представленного участником закупки обеспечения заявки, связанные с его недобросовестным поведением.

Прописывать конкретные банки, которые могут предоставить участнику закупки обеспечение, напротив, не советуется.

Рекомендации даны и по регламентации закупочных процедур в целом (например, ФАС России полагает, что заказчикам следует избегать установления в положении о закупке способов закупки, отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур), заключению контракта и оптимизации функций заказчиков.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой, Стандарт направлен на единообразие применения законодательства, повышение открытости и прозрачности закупок, а также увеличение количества их участников, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции.

Закупочный стандарт

29.09.2015

ФАС России 21 июля 2015 г. опубликовала на своем официальном сайте (fas.gov.ru) Стандарты осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Этот документ имеет рекомендательный характер и представляет собой обобщения выводов, сделанных антимонопольным органом в результате анализа практики применения Федерального закона от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение 2014–2015 гг.

Стандарт конкретизирует и (или) восполняет многие из положений Закона о закупках. Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки.

Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками.

Стандарт разработан прежде всего для установления и поддержания открытости и прозрачности закупочного процесса, борьбы с коррумпированными элементами в этой сфере и увеличения эффективности расходования средств заказчиков.

Так, ФАС России советует включить в положение о закупках исчерпывающий перечень применяемых способов закупки. Предпочтение антимонопольный орган отдает таким способам, как аукцион и конкурс, считая их наиболее открытыми и прозрачными.

Запрос котировок, предложений, по мнению ведомства, целесообразно применять, когда возникает необходимость обеспечить срочные, неотложные нужды заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

К сокращению издержек проведения закупочных процедур, повышению профессионализма участников этого процесса приводят консолидированные (совместные) закупок, оформленные соглашением между заказчиками.

Однако, осуществляя такие закупки, необходимо учитывать ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности статьями 11 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольная служба приводит перечень методов, которые помогут минимизировать риск конфликта интересов. В частности, предлагается установление в положении о закупке запретов на координацию деятельности участников закупок, на ведение переговоров, не предусмотренных положением о закупке, на нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках, предложениях участников и т.д.

Регулятор предостерегает также от объединения в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, работ, услуг; установления необоснованных требований, ограничивающих доступ к участию в закупке; необоснованного укрупнения предмета закупки и закрепление требований, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе безальтернативное указание на товарный знак, модель, марку товара. Такие рекомендации, безусловно, обобщают правоприменительную практику и направлены на предотвращение наиболее грубых нарушений в процессе осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, следует включить в положения о закупках заказчиков возможность применения к недобросовестным участникам антидемпинговых мер, не раскрывая их содержания. Такая политика может привести к тому, что каждый заказчик будет устанавливать антидемпинговые меры согласно своему пониманию.

В сфере государственных закупок, например, применяются конкретные антидемпинговые меры в форме дополнительных требований к участникам, снизившим начальную (максимальную) цену договора на 25% и более (требование обеспечения исполнения договора в большем размере, чем предусмотрено документацией о проведении закупки, подтверждение добросовестности и т.д.).

Как отмечает ФАС России, необходимо устанавливать требование по обеспечению не только исполнения договора, но и заявки на участие в закупке.

Формулировка второго требования, использованная антимонопольной службой, может стать барьером на пути малых и средних предприятий к участию в закупочном процессе, так как антимонопольный орган не рекомендует конкретный, в том числе максимальный, размер обеспечения, что может привести к произвольному толкованию заказчиками этих положений Стандарта.

В сфере государственных закупок, например, установлены общие (от 0,5 до 5% от цены контракта) и специальные (1% от цены контракта, если при проведении аукционов начальная цена не превышает 3 млн руб.) требования к определению размера обеспечения заявки.

Для унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц целесообразно включить в Стандарт перечень рекомендуемых к применению заказчиками антидемпинговых мер, а также установить конкретные, в том числе максимальные, размеры обеспечения заявок на участие в закупках.

Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц

  • 1. Установление единого порядка обоснования (расчета) начальной (максимальной) цены договора
  • Законом о закупках в отношении формирования начальной (максимальной) цены договора предусмотрена обязанность заказчика по указанию в документации о закупке сведений о порядке ее формирования – с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
  • Таким образом, заказчикам целесообразно в положении о закупке предусмотреть методику обоснования начальной (максимальной) цены договора, в том числе в зависимости от предмета договора.
  • С целью надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены договора, определения общего порядка расчета начальной (максимальной) цены договора в положении о закупке рекомендуется предусмотреть обоснование (расчет) начальной (максимальной) цены договора путем использования преимущественно метода сопоставимых рыночных цен.

При установлении порядка обоснования начальной (максимальной) цены договора возможно использовать методы, описанные в Приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

Необходимо отметить, что согласно Правилам формирования плана закупки план закупки должен содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора.

С учетом возможности корректировки заказчиком плана закупки, а также необходимости достижения целей расширения числа лиц, участвующих в закупке, заказчикам целесообразно корректировать до публикации извещения о закупке обоснование начальной (максимальной) цены договора с учетом изменившихся во времени условий рынка, с указанием итоговой цены в измененном плане закупки.

2. Выбор способа закупки. Обоснование закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также выбора конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

На основании изложенного, для обеспечения конкуренции и достижения целей закона заказчикам при осуществлении закупочной деятельности необходимо исходить из следующего.

Положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. При этом для повышения прозрачности проводимых закупок заказчику следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

В случае, если закупаются товары, работы, услуги, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам (например, товары серийного производства, типовые работы, услуги), целесообразно проведение аукциона. При этом заказчики вправе разработать собственный перечень продукции, закупка которой осуществляется посредством проведения аукциона.

В случае закупки товаров, работ, услуг по конкретным заявкам заказчика (НИР, ОКР и проч.

), в том числе, если предмет договора носит технически сложный характер, и для эффективного проведения закупки необходимо не только установление заказчиком в документации требований к предмету договора, но и оценка иных условий исполнения договора, в том числе предложения о качестве предлагаемых участником товаров, работ, услуг, возможно проведение конкурсных процедур.

Читайте также:  Статистические коды организации по инн - как узнать

Запрос котировок, запрос предложений целесообразно применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Также в целях обеспечения возможности ознакомления участников закупки с техническим заданием заказчика и формирования конкурентного предложения о качестве товаров, работ, услуг при проведении конкурентных процедур, в положении о закупке целесообразно устанавливать срок подачи заявок не менее 15 дней. В случае внесения заказчиком изменений в техническое задание документации о закупке срок подачи заявок целесообразно продлевать не менее чем еще на 10 дней.

  1. Кроме того, заказчикам следует избегать установления в положении о закупке способов закупки отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур.
  2. Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.
  3. Кроме того, с целью недопущения коррупционных проявлений, для реализации принципа прозрачности и гласности проводимых закупок, а также развития добросовестной конкуренции заказчикам рекомендуется расширять число закупок, проводимых в электронной форме.

Необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 3 Закона о закупках заказчик обязан осуществлять в электронной форме закупки товаров, работ, услуг, входящих в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616.

  • При этом, закупки в электронной форме целесообразно преимущественно проводить не только с возможностью подачи участником закупки заявки в виде электронного документа и размещения заказчиком на сайте информации о проводимой закупке, но и определения заказчиком победителя закупки с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки, а также с дальнейшей возможностью заключения договора путем обмена документами через такого оператора.
  • Особое значение для соблюдения принципа прозрачности и гласности закупочной деятельности имеет техническая возможность фиксации оператором электронной площадки совершаемых действий при проведении закупки и обеспечение конфиденциальности сведений об участнике закупки и сделанных им предложениях.
  • При установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

  1. Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.
  2. 3. Установление требований к участникам закупки, к составу заявки, а также исчерпывающего перечня оснований для отказа участнику закупки в допуске к участию в закупке
  3. Законом о закупках установлено, что заказчикам необходимо указать в документации о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к описанию участниками закупки предмета договора, а также иные требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  4. С целью обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок заказчиком в документации о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, а также к представляемым в составе заявки документам и информации.
  5. С целью расширения числа участников закупок при установлении требований к участнику закупки необходимо указывать в документации о закупке вид подлежащего представлению в составе заявки документа, в том числе подтверждающие общую, специальную правоспособности, качество поставляемого товара, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг.
  6. Кроме того, в случае необходимости описания участником закупки в заявке условий исполнения договора, документация о закупке должна содержать исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат описанию, а также конкретные разделы документации, которые используются участником при описании предмета договора.
  7. В документации о закупке также необходимо определить форму представляемых в составе заявки документов (например, приложить их к документации) и регламентировать порядок их оформления (в том числе, порядок проставления росписей, печатей, сшивки, нумерации, заверения).
  8. При этом в документации о закупке рекомендуется конкретизировать положения документации, нарушение которых является основанием для отказа в допуске участнику закупки.
  9. Следует также обратить внимание, что при установлении в положении о закупке возможности проведения предквалификационного отбора заказчикам необходимо соблюдать ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

В положении о закупке должны быть указаны случаи проведения предквалификационного отбора, требования к участнику закупки и необходимым для представления документам. При этом указанные требования должны быть связаны с предметом закупки, а также не приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  • 4. Порядок формирования предмета закупки
  • Законом о закупках установлено, что документация о закупке должна содержать в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
  • При установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить к ограничению числа участников закупок, и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок, в частности, в результате:
  • – объединения в предмет закупки товаров, работ, услуг технологически и функционально не связанных между собой (например, закупка систем кондиционирования и компьютерного оборудования);
  • – установления требований, непредусмотренных законодательством Российской Федерации и ограничивающих доступ к участию в закупке (например, установление требования о наличии у участника закупки лицензии на деятельность, не осуществляемую при исполнении договора);
  • – укрупнения предмета закупки для ограничения числа участников закупки, в том числе путем необходимости выполнения работ, оказания услуг на территории значительного числа субъектов Российской Федерации в один временной интервал при необходимости наличия у участника закупки в каждом субъекте Российской Федерации соответствующих материальных и трудовых ресурсов (например, оказание услуг по ремонту и обслуживанию автотранспорта на территории нескольких федеральных округов);
  • – установления требований к поставляемому товару, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе указание на товарный знак, модель, марку товара без сопровождения словами «или эквивалент», «или аналог» и определения параметров эквивалентности, за исключением случаев необходимости обеспечения технологической совместимости предмета закупки с товаром, имеющимся у заказчика, а также в случае закупки уникального (наилучшего) товара из товаров, имеющихся на соответствующем товарном рынке.
  • 5. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
  • Законом о закупках установлено, что в документации о закупке заказчикам необходимо указать в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
  • При установлении порядка оценки и сопоставления заявок следует устанавливать критерии, а также их содержание, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, порядок расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.
  • Кроме того, необходимо учитывать, что предметом оценки могут служить только параметры, связанные с предметом закупки.

С целью повышения прозрачности проводимых закупок, получения объективно качественного результата процедуры закупки в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке необходимо определить формулу расчета баллов в зависимости от конкретных предложений участника закупки по условиям договора, позволяющую осуществить пропорциональное начисление баллов в зависимости от степени предпочтительности предложений участников закупки. В случае невозможности применения указанного метода оценки заявок возможно предусмотреть порядок начисления баллов путем установления шкалы баллов, то есть количества и основания присваиваемых баллов участнику закупки, либо иной порядок оценки заявок, позволяющий определить победителем закупки лицо, предложившие наилучшие условия исполнения договора.

С целью недопущения коррупционных проявлений целесообразно минимизировать количество и значимость субъективных критериев оценки заявок, отдавая предпочтение критериям, присвоение баллов по которым носит администрируемый, объективный характер (например, формулы, прямая пропорция).

При этом общие правила оценки заявок, на основании которых будут разработаны и установлены в документации о закупке критерии и порядок оценки заявок при проведении конкретной закупки рекомендуется установить в положении о закупке.

Фас предлагает оптимизировать и унифицировать закупочную деятельность по закону № 223-фз на основе стандарта

28.07.2015

На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы 21 июля 2015 г. размещен «СТАНДАРТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ», призванный на основе лучших практик применения закона № 223-ФЗ оптимизировать и унифицировать закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц путем использования стандарта при утверждении положения о закупке.

На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы, в разделе «Аналитика», 21 июля 2015 г.

размещен «СТАНДАРТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (далее – Стандарт), который не является нормативный правовым актом, обязательным для применения заказчиками по закону № 223-ФЗ, но может быть использован для понимания позиции ФАС при решении различных вопросов закупочной деятельности. Положения Стандарта также могут применяться заказчиками в качестве рекомендуемой редакции отдельных условий Положения о закупке.

Стандарт включает следующие разделы:

I. Введение. II. Планирование закупок товаров, работ, услуг. III. Обеспечение публичности, открытости закупочного процесса заказчика. IV. Централизация закупочной деятельности заказчиков, осуществление консолидированных (совместных) закупок. V.

Отсутствие конфликта интересов при осуществлении закупочной деятельности. VI. Экономические механизмы, применяемые в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок. VII. Регламентация закупочных процедур. VIII.

Порядок заключения договора.

  • IX. Механизмы, направленные на оптимизацию функций заказчиков
  • Стандарт ориентирует заказчиков на установление следующих требований к закупочной деятельности по 223-ФЗ:
  • необходимость обоснования (расчета) начальной (максимальной) цены
  • полнота описания предмета договора в плане закупки
  • решение вопроса о централизации закупочной деятельности, осуществлении консолидированных (совместных) закупок
  • необходимость установления требования об отсутствии конфликта интересов
  • установление условий применения способов закупок в зависимости от предмета и (или) цены договора. Наиболее предпочтительными способами закупки, по мнению ФАС, являются аукцион и конкурс
  • расширение числа закупок, проводимых в электронной форме, с использованием электронных площадок независимых операторов. Победителя закупки рекомендуется определять с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки, а договор заключать в форме электронного документа
  • для закупок у единственного поставщика в Положении о закупке необходимо установить исчерпывающий перечень оснований, в который возможно включение закупок на низкоконкурентных рынках, а также закупок, которые невозможно провести конкурентным способом по объективным причинам. При этом заказчикам необходимо обосновывать саму закупку у единственного поставщика, цену договора, выбор конкретного контрагента
  • установление требований обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора, антидемпинговых мер
  • необходимость установления исчерпывающего перечня требований к участнику закупки, перечня предоставляемых документов в составе заявки, конкретных оснований для отказа в допуске; квалификационные требования к участникам должны быть связаны с предметом закупки
  • запрет на ограничение конкуренции, в т.ч. при формировании лота, описании объекта закупки (предмета договора)
  • оценка заявок должна производиться только по параметрам, связанным с предметом закупки; расчет рейтинга заявок должен быть однозначно описан в документации закупки, с преимущественным использованием формул для расчета, а в случае невозможности использования формул – с использованием шкалы для определения количества баллов. Заказчикам необходимо минимизировать количество и значимость субъективных критериев
  • включение в договоры типовых условий о приемке товаров, применении неустоек
  • установление разумных сроков заключения контракта, не ранее истечения срока на обжалование действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок
  1. Для понимания логики Стандарта приведем несколько цитат, наиболее ярко отражающих его содержание:
  2. Раздел 2 «Планирование закупок»: «Описание заказчиком при формировании, корректировке плана закупки предмета договора в объеме, позволяющем в полной мере оценить потребности заказчика в определенных товарах (работах, услугах) в планируемом периоде времени, позволит расширить число участников закупок, а значит достигнуть целей регулирования Закона о закупках.»
  3. Раздел 7 «Регламентация закупочных процедур»:
  4. «Запрос котировок, запрос предложений целесообразно применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.»
  5. «…заказчикам следует избегать установления в положении о закупке способов закупки отличных по названиям и срокам проведения, но аналогичных формам проведения конкурсных или аукционных процедур.»
  6. «С целью недопущения коррупционных проявлений, целесообразно минимизировать количество и значимость субъективных критериев оценки заявок, отдавая предпочтение критериям, присвоение баллов по которым носит администрируемый, объективный характер (например, формулы,прямая пропорция).»
  7. Стандарт в полном объеме можно найти по ссылке.
Читайте также:  Форма приказа на увольнение по собственному желанию

Что такое закупочная деятельность?

Многие начинающие участвовать в электронных торгах путаются в понятиях — что такое закупки по 223-ФЗ, что такое закупки по 44-ФЗ, чем они отключаются от коммерческих закупок? Давайте прежде всего разберемся, что такое закупочная деятельность. Закупка — это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг).

Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене.

Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого — с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации.

  • Законодательное регулирование закупочной деятельности необходимо в первую очередь для того, чтобы упорядочить эту деятельность, установить единые и прозрачные правила её проведения и условия для открытой конкуренции за право заключить договор с заказчиком.
  • Всё это в совокупности должно обеспечивать минимизацию риска злоупотреблений при проведении закупок и повышать их эффективность.
  • В обобщённом виде иерархию нормативных правовых и локальных актов, посвящённых закупкам, можно представить в следующем виде:
  • Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции».
  • Закон № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ.
  • Федеральные подзаконные нормативные акты.
  • Региональные нормативные правовые акты.
  • Корпоративный закупочный стандарт.
  • Корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы.
  • План закупок.
  • Извещение о закупках.
  • Закупочная документация, в том числе техническое задание и проект контракта.
  • Итоговой протокол закупки.

Все причисленные выше документы являются юридически значимыми, то есть влияющими на установление правоотношений между заказчиком и поставщиком либо прямо определяющими содержание этих правоотношений.

В России закупочная деятельность разных организаций регулируется законодательством не одинаково. Это обусловлено различными уровнями рисков при проведении закупок разными категориями заказчиков.

Наиболее детально урегулированы закупки государственных и муниципальных заказчиков: строгость требований законодательства о госзакупках обусловлена, во-первых, тем, что эти закупки призваны обеспечивать оказание гражданам государственных и муниципальных услуг на высоком уровне, а во-вторых, тем, что эти закупки финансируются за счёт бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств имеет следствием то, что без жёстких и детализированных требований, контроля и неотвратимости наказания для нарушителя риск злоупотреблений существенно повышается.

Если государственные и муниципальные закупки проводятся ненадлежащим образом, не приходится надеяться на предоставление государственных и муниципальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, негативные последствия от злоупотреблений при проведении госзакупок для государства выше, чем от нарушений при проведении коммерческих закупок.

Для закупок естественных монополий, госкомпаний, организаций коммунального хозяйства и иных субъектов Закона №223-ФЗ законодательством предусмотрены определённые рамки, устанавливающие пределы усмотрения компании в организации собственной закупочной деятельности, поскольку, с одной стороны, эти компании не расходуют бюджетные средства и имеют внутреннюю экономическую мотивацию к рациональному использованию собственных средств, но, с другой стороны, эффективность их закупок влияет в том числе на уровень тарифов, а следовательно имеет социальную значимость.

Иными словами, если субъект Закона №223-ФЗ провёл закупку неэффективно или потратил на неё лишние деньги, то это может ударить по кошельку конечного потребителя, хотя связь между этими закупками и качеством оказания услуг не столь непосредственная, как в ситуации с госзаказом. Наконец, для коммерческих организаций гражданским и антимонопольным законодательством установлены обязательные, но вместе с тем общие требования, поскольку у таких компаний, рискующих при осуществлении своей хозяйственной деятельности собственными деньгами, существует наибольший внутренний стимул к эффективному расходованию этих средств при проведении закупок. Социальный эффект от деятельности большинства коммерческих организаций не такой значительный, чтобы устанавливать жёсткие законодательные требования к их закупкам.

Общие гражданско-правовые и антимонопольные требования, установленные в гл. 28 ГК РФ и ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» обязательны для всех.

При этом субъектами Закона № 223-ФЗ, а также государственными и муниципальными заказчиками эти требования применяются с учётом особенностей, установленных отраслевым законодательством, а также с учётом дополнительных требований, установленных этим законодательством.

Заказчик может проводить в электронной форме закупки всеми способами — в том числе с помощью электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса предложений, электронного запроса цен, электронных конкурентных переговоров и т.п.

Постановлением Правительства РФ № 616 утверждён перечень продукции, которую заказчик обязан закупать только в электронной форме. При этом, даже закупая продукцию из этого перечня, заказчик вправе использовать любой электронный способ размещения заказа, а не только аукцион. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 исключительно в электронной форме закупаются:

  • Природная вода и лед.
  • Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них.
  • Полиграфическая и печатная продукция.
  • Канцелярские принадлежности.
  • Оргтехника.
  • Аппаратура радио, телевидения и связи.
  • Фото- и киноаппаратура.
  • Медицинская аппаратура.
  • Средства измерения.
  • Часы.
  • Автомобили, их детали и принадлежности.
  • Транспортные средства.
  • Услуги по торговле, ТО и ремонту автомобилей.
  • Услуги по ремонту оргтехники для офисов.
  • Услуги по уборке зданий.

Закупка товаров, работ и услуг, включённых в этот перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке содержит сведения, составляющие государаственную тайну;
  • если Правительством РФ принято решение проводить данную закупку в закрытом режиме;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке самой регулируемой организации. При этом регулируемая организация имеет право закупать в электронной форме и продукцию, не входящую в перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Фас россии разработала стандарт закупочной деятельности

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения.

При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации.

Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:

  • Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
  • Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
  • Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
  • Для выполнения обязательств по договорам.
Читайте также:  Права потребителя при покупке товара по акции: памятка от роспотребнадзора

Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.

АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.

АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.

АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.

Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.

  • АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  • АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.
  • АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.

АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.

ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.

Практикум по закупкам в рамках 223-ФЗ. Закупочная деятельность заказчика — работа над ошибками. Практика реализации 223-ФЗ

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Курс предназначен для работающих специалистов в области закупок по 223-ФЗ:

  • руководителей и специалистов государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений и субъектов естественных монополий, их дочерних организаций, отвечающих за размещение заказов и закупки, членов закупочных комиссий
  • руководителей компаний, руководителей и специалистов тендерных отделов, имеющих опыт работы в рамках 223-ФЗ
  • заказчиков государственных бюджетных учреждений, которым дано право осуществлять закупки с 2014 года в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года

Введение

Новая уникальная программа КУРСА — ПРАКТИКУМА даст Вам возможность:

  • получить разъяснения сложных положений законодательства по корпоративным закупкам
  • научиться избегать ошибок в своей повседневной практической деятельности
  • получить информацию о новых законодательных инициативах, которые будут реализованы в качестве пакета поправок к Федеральному закону № 223
  • познакомиться с материалами по обжалованию закупочных процедур ФАС РФ, материалами прокурорского надзора и судебно-арбитражной практикой за период действия 223-ФЗ

Неясность многих положений, противоречия, законодательные пробелы и неопределенности Федерального закона № 223- ФЗ от 01.01.2012 не освобождает заказчиков от ответственности, установленной 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Каждому участнику курса в качестве раздаточного материала предоставляется значительное количество необходимых заказчику рабочих документов, полный объем нормативно-правовых актов, принятых в развитие 223-ФЗ.

ПРОГРАММА

МОДУЛЬ I. Особенности регулирования закупок отдельными видами юридических лиц в рамках ФЗ-223.

  • Обзор основных положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ:
  • Преимущества и отличия Федерального закона № 223-ФЗ от Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Нормативно-правовые акты и иные документы, подлежащие применению при осуществлении закупок в рамках ФЗ-223
  • Нормативно-правовые акты, разрабатываемые Министерством экономического развития

МОДУЛЬ II. Организация деятельности заказчика при осуществлении закупок в соответствии с требованиями 223-ФЗ.

2.1. Положение о закупке – основной документ заказчика при работе по 223-ФЗ.

  • Анализ конкретных положительных и отрицательных примеров Положений о закупках отдельных заказчиков
  • Установление в Положении о закупке требований, защищающих права и интересы заказчика
  • Практика и итоги проверок прокуратурами Положений о закупках заказчиков: основные ошибки и пути их устранения.

2.2. Планирование закупок. Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»:

  • формирование плана закупки, рассмотрение практических примеров надлежащего/ненадлежащего порядка, содержания и формы планов закупок
  • типичные ошибки заказчика, практические рекомендации по их устранению
  • корректировка плана закупки, алгоритм действий заказчика в случае возникновения необходимости внесения изменений в план закупок

Комиссия заказчика:

  • формирование и работа закупочной комиссии
  • состав, права и полномочия председателя и членов закупочной комиссии – работаем в рамках правового поля
  • ответственность членов закупочной комиссии в соответствии с нормами КоАП в редакции Федерального закона № 122-ФЗ

МОДУЛЬ III. Процедуры закупок. Учимся у «старшего брата» — 44-ФЗ.

3.1. Способы закупок:

  • обзор способов закупок
  • правила выбора и проведения процедур закупок
  • торги в форме конкурса и аукциона (разновидности данных процедур), особенности закупок путем проведения запросов предложений, запросов котировок, конкурентных переговоров, предквалификационного отбора и иных способов закупок, закупки у единственного поставщика
  • основные ошибки заказчика при определении выбора процедуры закупки

3.2. Участники процедур закупок. Правомерные/неправомерные требования к участникам процедур закупок.

  • определение и установление требований к участнику процедуры закупки
  • документы, подтверждающие соответствие участника требованиям заказчика

3.3. Возможные способы закупок и их особенности:

3.3.1. Открытый конкурс. Аукцион. Запрос предложений. Запрос котировок.

  • порядок опубликования извещения, документации, изменений, разъяснений
  • структура документации о закупке
  • правила расчета начальной максимальной цены договора – возможность использования положений приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 – уходим от рисков обжалования
  • установление обеспечения заявки, обеспечения договора
  • возможность применения критериев оценки конкурсных заявок в соответствии с НПА, принятыми в целях реализации 44-ФЗ
  • особенности проведения конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых торгов
  • возможность применения антидемпинговых мер при проведении закупок – эффективный антидемпинг

3.4. Проведение закупок в электронной форме:

  • перечень товаров, работ и услуг, закупаемых в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 с последними изменениями – закупки в электронной форме)
  • преимущества и недостатки проведения закупок в электронной форме

3.5. Осуществление закупки у единственного поставщика:

  • основания для размещения заказа способом у единственного поставщика
  • порядок совместных действий заказчика и участника при подготовке документов для участия в закупке
  • исчерпывающий перечень документов для закупки способом у единственного поставщика (образцы документов, конкретные примеры)

Модуль IV. Заключение и исполнение договора на закупку товаров, работ и услуг.

4.1. Порядок заключения договоров. Виды договоров. Сроки действия договоров. 4.2. Возможные меры повышения эффективности взаимодействия сторон: 4.2.1. Одностороннее расторжение договоров заказчиками и поставщиками 4.2.2.

Возможность и порядок изменения договора. Дополнительное соглашение 4.2.3. Проведение экспертизы результатов исполнения договора; товаров, работ, услуг. Порядок проведения экспертизы, оформления результатов. 4.2.4.

Ответственность за нарушение условий договора. Правила расчета пени и штрафа.

4.2.5. Возможность удержания денежных средств штрафных санкций из окончательной оплаты по договору, отсрочка уплаты и удержания начисленной неустойки

Модуль V. РЕВОЛЮЦИЯ В 223-ФЗ:

Изменения, вступившие в силу в 2015 – 2016 годах. Обзор новых законодательных инициатив, которые будут реализованы в качестве пакета поправок к Федеральному закону № 223-ФЗ.

(!) «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Документ подготовлен ФАС России (дата публикации на официальном сайте ФАС России 21.07.2015) (!) – РАБОТАЕМ ГРАМОТНО, РАБОТАЕМ ПО-НОВОМУ!

  • Эффективное планирование, анализ положительных и отрицательных примеров планов закупок — работа над ошибками
  • Экономические механизмы, применяемые в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок
  • Регламентация закупочных процедур, способы закупок, условия их выбора. Типичные нарушения при выборе способа закупки
  • Последовательность, продолжительность и содержание процедур, оформляемые документы
  • Установление единого порядка обоснования (расчета) начальной (максимальной) цены договора
  • Порядок заключения договора. Последствия отказа заказчика от заключения договора

Модуль VI. Система контроля в сфере закупок по 223-ФЗ. Антимонопольное регулирование закупок.

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 мая 2014 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях» (!)
  • Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы в сфере нарушения законодательства по корпоративным закупкам
  • Реестр недобросовестных поставщиков в корпоративном сегменте закупок
  • Обжалование процедур закупок (сроки, порядок подачи и содержание жалобы, процедура рассмотрения)
  • Ответы на вопросы слушателей.
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • ЛАВРИКОВА Вера Олеговна

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки».

  1. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
  2. Стоимость обучения составляет 25 800 рублей.
  3. При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека – 7%, 3 человека – 10%, 4 человека и более – 12%.
  4. Для участников предусмотрено
  5. Методический материал, обеды, кофе-паузы.
  6. Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.
  7. Документ по окончании обучения
  8. По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 28 сентября 2015 года №036595, выдана Департаментом образования города Москвы)
  9. Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Получить более подробную информацию и записаться на обучение можно на сайте организатора, по телефону +7812 438 0033 или по электронной почте seminar-spb@fcaudit.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *