Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов

Компания «РосБезопасность®» предлагает комплекс услуг по разработке паспорта безопасности и согласованию в компетентных органах документации антитеррористической безопасности для объектов любой категории сложности.

Антитеррористическая защищенность

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Перечень объектов, которым нужен паспорт безопасности

Таким образом, разработка паспорта безопасности и выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта должны проводить практически все организации и учреждения:

  • школа, детский сад, институт, университет, иные образовательные учреждения,
  • кафе, ресторан, иные предприятия общественного питания,
  • больница, поликлиника, учреждения здравоохранении,
  • торговый центр, офисный центр, административное здание,
  • гостиница, отель, хостел, средства коллективного размещения людей и др.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.

2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки паспорта безопасности объекта, реализация указанных требований и контроль за их выполнением.

Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов

Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности

Фактически мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности (антитеррористическое обеспечение) включают в себя:

  • Создание, модернизация и поддержание в исправном состоянии технических средств обеспечения безопасности.
  • Отработка и изучение нормативно-правовой базы в области антитеррористической защищенности. Проведение учений и тренировок с персоналом организации. А также разработка и своевременная корректировка паспорта безопасности учреждения и другой документации на объекте.

Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов

Требования к антитеррористической защищенности объектов

Основные требования к антитеррористической защищенности объектов изложены в Постановлениях Правительства РФ. На данный момент их вышло более трех десятков, и каждое из них определяет основные требования по обеспечению антитеррористической безопасности объектов в зависимости от их ведомственной принадлежности и профиля деятельности.

Законодательство в области антитеррористической защищенности объектов постоянно совершенствуется и развивается, вводятся в действие новые документы, вносятся поправки и корректировки в действующие законы.

На нашем сайте представлены основные документы в этой области, если у Вас есть вопросы по другим документам и/или сопутствующей документации можете оставить заявку на нашем сайте или позвонить по указанному телефону – наши специалисты качественно и аргументировано помогут решить Вашу проблему.

Более подробно ознакомиться с документами антитеррористической защищенности Вы можете прямо у нас на сайте.

Документы по антитеррористической защищенности объекта

  • Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектовАнтитеррористическая защищенность объекта и документы по АТЗ для организаций, являющихся правообладателями объектов на территории РФ, обусловлены требованиями законодательства в области безопасности и антитеррористисческой защищености.
  • Разработка документов (документооборота) по антитеррористической защищенности в организации является обязанностью руководителя организации или (при наличии) работника, назначенного приказом или распоряжением по организации ответственным за антитеррористическую защищенность объекта (территории).
  • Если в организации не назначен  ответственный за антитеррористическую безопасность, обязанность (и ответственность) по обеспечению (соблюдению) мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта, возлагается на руководителя юридического лица (организации) лично.

Перечень документов по антитеррористической защищенности в организации.

В организации, являющейся правообладателем места массового пребывания людей (торговые объекты, спортивные объекты, гостиницы, медицинские учреждения, образовательные учреждения, вокзалы, дворцы культуры и т.п.) должны быть разработаны следующие документы по антитеррористической защищенности:

Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»
Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»
Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»
Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 г. № 447 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов”
Постановление Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
Приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»

Планируют смягчить требования к антитеррористической защищенности торговых объектов

Созданы требования обеспечения антитеррористической защищённости торговых объектов

На публичное обсуждение вынесли проект, изменяющий требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий). Поправки должны упростить действующие правила. Планируют также скорректировать форму паспорта безопасности. Рассмотрим основные положения проекта.

  • Станет проще определить категорию объекта
  • Определять ее будут только на основании прогнозируемого количества пострадавших:
  • более 1 тыс. человек — первая категория;
  • от 200 до 1 тыс. человек — вторая категория;
  • от 50 до 200 человек — третья категория.
  • Сейчас помимо этих данных нужно учитывать количество совершенных и предотвращенных терактов на аналогичных объектах в регионе, возможный максимальный материальный ущерб и др.
  • Напомним, категорию определяет комиссия, которую должен создать правообладатель объекта.
  • Будет меньше бумажной работы

Правообладатель должен будет направлять в территориальные органы безопасности и Росгвардии по месту нахождения объекта заверенные электронные копии паспорта безопасности. Сейчас допустимы бумажные копии. В список адресатов входит также территориальный орган МЧС.

  1. Сократят количество антитеррористических мер для не самых опасных объектов
  2. По действующим правилам любой торговый объект независимо от категории нужно оборудовать системами:
  3. видеонаблюдения;
  4. оповещения и управления эвакуацией;
  5. освещения.

Проект сохраняет это требование только для объектов первой и второй категорий. Кроме того, их нужно будет оборудовать еще и охранной сигнализацией. Для объектов третьей категории останется обязательной лишь система освещения.

Кроме того, уточнят: для объектов без категории (неважно, включены они в региональный перечень или нет) не потребуется ни одна из систем, перечисленных выше.

Отметим, что речь идет о системах, предназначенных для антитеррористических целей. Поправки не касаются систем, необходимых, например, для обеспечения пожарной безопасности.

Обновят форму паспорта безопасности

Уберут строки, в которых сейчас указывают срок действия паспорта, а также информацию о его согласовании с различными органами. В остальном форма практически не изменится.

Ответственность за нарушение требований

Напомним, с 16 декабря прошлого года за нарушение требований к антитеррористической защищенности торговых объектов юрлицам грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Должностным лицам могут назначить дисквалификацию от полугода до трех лет или штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такую же ответственность предусматривает и проект нового КоАП РФ, который планируют ввести в действие с 2021 года.

  • Документ:
  • Проект постановления Правительства РФ
  • ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от ___________________ г. №_____
  • МОСКВА
  • О внесении изменений
  • в требования к антитеррористической защищенности торговых
  • объектов (территорий) и форму паспорта безопасности торгового
  • объекта (территории)
  • Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
  • Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в требования к
  • антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и
  • форму паспорта безопасности, утвержденные постановлением Правительства
  • Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении
  • требований к антитеррористической защищенности торговых объектов
  • (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 44, ст. 6509).

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Мишустин

Важно! Несколько слов об обеспечении физической охраны торгового объекта

Трагедия в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове послужила толчком к проверке торговых центров на предмет безопасности. Жаль, что к таким мерам решили прибегнуть уже после того, как произошло непоправимое. Ещё более жаль, что результаты проверок весьма неутешительны.

Помимо многочисленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности выяснилось, что большинство торговых центров (включая «Зимнюю вишню») охраняется так называемыми САВОКерами (контролерами, сторожами и т.д.

Читайте также:  Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа

), которые, как известно, не имеют законного права на охрану объектов антитеррористической защищенности и обеспечения на данных объектах пропускного и внутриобъектового режимов.

А законным правом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обладают частные охранные организации, имеющие лицензию на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества, а также на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, в отношении которых установлены обязательные к выполнению требования к антитеррористической защищённости. Об этом почему-то никто не говорит. Создаётся впечатление, что все или забыли или просто не знают о существовании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273*, в соответствии с которым утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий). 

  • Вкратце напомним, что настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов.
  • Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями,  используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании , а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
  • Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
  • Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий).
  • В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
  • Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется:
  • а) системой видеонаблюдения;
    б) системой оповещения и управления эвакуацией;
  • в) системой освещения.
  1. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных.
  2. Система оповещения на торговом объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на торговом объекте (территории) террористического акта.
  3. Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
  4. Категории же торговых объектов следующие:
  5. а) Первая категория — торговые объекты (территории):
  • на которых в течение последних 3 лет совершено или предотвращено 4 и более террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев совершено или предотвращено 2 и более террористических акта;
  • в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности более 4 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности более 8 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности более 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности более 4 раз;
  • в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — более 50 млн. рублей.

б) Вторая категория — торговые объекты (территории):

  • на которых в течение последних 3 лет совершено или предотвращено от 1 до 4 террористических акта и (или) в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;
  • в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 2 до 8 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности более 6 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («желтый») уровень террористической опасности от 1 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности от 2 до 4 раз;
  • в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 200 до 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — от 15 до 50 млн. рублей.

в) Третья категория — торговые объекты (территории):

  • на которых в течение последних 3 лет не зафиксировано совершение (попытка к совершению) террористических актов;
  • в районе расположения которых в течение последних 3 лет вводился высокий («желтый») уровень террористической опасности не более 1 раза или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 4 раз либо в течение последних 12 месяцев вводился критический («красный») уровень террористической опасности от 1 до 2 раз и (или) высокий («желтый»)
    уровень террористической опасности от 2 до 4 раз или повышенный («синий») уровень террористической опасности менее 2 раз;
  • в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 200 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости — от 5 до 15 млн. рублей.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) первой и второй категории правообладателем торгового объекта (территории) организуется его физическая охрана.

К обеспечению физической охраны торгового объекта (территории) привлекаются специализированные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. А таковыми на сегодняшний день являются:

  • вневедомственная охрана и ФГУП «Охрана» Росгвардии;
  • ведомственная охрана;
  • частные охранные организации.

Первые, в основном, занимаются охраной объектов, подлежащих государственной охране, вторых в этой сфере деятельности нет. Остаются частные охранные организации.

И именно они призваны оказывать услуги по охране объектов и (или) имущества, а также на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, в отношении которых установлены обязательные к выполнению требования к антитеррористической защищённости.

*Для удобства читателя ниже публикуем полный текст Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273. Также, при желании, его можно скачать по ССЫЛКЕ.

ГардИнфо

Антитеррор в торговых центрах

Торговым центрам и рынкам будут присвоены категории в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности.

Антитеррористическая защищенность торговых объектов и территорий должна будет соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения, а также должна обеспечивать эффективность использования сил и средств, задействованных в обеспечении их безопасности.

Попробуем с практической точки зрения немного разобрать Постановление Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)». С точки зрения обывателя и бизнеса, с точки зрения рационального человека.

Начнём с того, что любое инженерно-техническое укрепление в торговых объектах одновременно с антитеррористической защищенностью создаёт и антимаркетинговый барьер. Попросту говоря, может отпугнуть часть клиентов.

Именно поэтому менеджмент безопасности должен быть не столько приказным (в форме обязательного технического задания), сколько рационально-диалектическим.

Если вспомнить последние телефонные заведомо ложные «минирования» торговых центров по всей стране, то становится очевидным, что никакая инженерно-техническая укреплённость в ТЦ вообще не способна защищать от современного сетевого и стендап терроризма. Антитеррористичекий менеджмент – это, прежде всего, экономическая категория.

В терминологии Требований к торговому объекту относятся все ТЦ, супермаркеты, молы, кэш и керри, даже магазины шаговой доступности. Правда, у многих крупных ТРЦ возникает коллизия в нормативном регулировании, т.к.

они могут признаваться ещё и местом массового пребывания людей. Но защищаться по полной программе придётся не всем, для каждого торгового объекта предусмотрят категорию.

На вооружение тут берётся подход к оценке безопасности методами риск-менеджмента.

Ответственность – краеугольный вопрос обязательственного права. Так вот, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий возлагается на юридических и физических лиц, владеющих ими на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на должностных лиц (руководителей).

Означает ли это, что правоохранительные органы более не будут вмешиваться в практическую деятельность хозяйствующих субъектов по обеспечению антитеррористической защищенности на своих объектах? Вмешиваться будут (в составе комиссий по категорированию), нести ответственность – нет. Ответственность только на собственнике.

Но вместе и с негативной ответственностью собственники объектов [хочется верить] приобретают и позитивную норму о том, что вопросы антитеррористической безопасности в торговом объекте – вопросы локального права и объектовой практики (пункт 9). Правда, этот тезис напрямую закреплён не для всех объектов. Обязанности без прав – это тренд.

Возможно, нас ждут увлекательные судебные кейсы.

Читайте также:  Регистрация юрлиц и ип будет подтверждаться электронными документами

Всеобъемлющая антитеррористическая паспортизация, последовательно развиваемая антитеррористической бюрократией, вскоре, возможно, доберётся до каждой квартиры (в целях безопасности необходимо запаспортизировать каждый нож, чтобы исключить возможность сургутского сценария) и до каждого автомобиля (чтобы исключить теракты-тараны). Это, конечно, чёрная шутка. Но в каждой шутке только доля шутки. А соль в том, что антитеррористический паспорт не защищает от теракта. При чрезвычайной ситуации обученность персонала и спланированность действий помогают минимизировать последствия. Но вместе с системными процессами защиты унифицированные планы увеличивают и вероятность системных ошибок и дефектов защищенности, которыми пользуются террористы, «взламывающие» традиционные системы управления безопасностью новыми изощрёнными методами. Необходимо расширять меры объективного контроля за физическими лицами, а не за зданиями и территориями. 

Дословно: «8. Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий)».

Сетевые террористические угрозы не связаны с территориальными районами, они связаны с лицами, коммуникациями и социальными ценностями. Физическим лицам свойственна мобильность. Торговые объекты не способны воздействовать на террористические умыслы и коммуникацию людей.

Если антитеррористическая защищенность торгового объекта должна соответствовать оперативной обстановке, то план его охраны нужно засекречивать? Кто определяет меру эффективности использования сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов? В противоречивости антитеррорстических требований и объективной реальности закладываются стратегические ошибки: мы будет тратить деньги на меры безопасности, но эффект от них нам никем не гарантирован.

Категорирование торговых объектов и территорий с их экономической и социальной деятельностью никак не связано, а связано с уровнем террористической преступности в субъекте РФ, деятельностью правоохранительных органов и криминальным умыслом злодеев.

Прогнозируемое количество пострадавших больше зависит от злоумышленников и способа теракта, чем от торговых центров. При желании классифицировать по высшей первой категории можно многие торговые объекты в экономически активных субъектах РФ.

А самое главное – какой от этого практический смысл, если любой злоумышленник может совершить в любом месте стендап-теракт с близкой и легкодоступной незащищённой целью?

Такое ощущение, что просто взяли приказ по категорированию ведомственных объектов и копи-пастом переделали на торговые. Проблема в том, что в рыночной экономике эффективность таких административных методов спорна.

Нужны как минимум экономические методы, а ещё лучше – рыночные. И эксперты к категорированию должны привлекаться не только из технологической области, но и из экономической. Безопасность – это и экономическая категория.

Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Паспорт безопасности торгового объекта (территории) устареет практически одновременно с его утверждением. Но самое главное: его содержание конфиденциально с точки зрения безопасности, а с точки зрения защищённости сведений – высоко компроментативно. Засекречивать его настолько же бессмысленно, насколько невозможно, бесполезно и не нужно. Составляется такой паспорт для бюрократии.

Чтобы получить подпись руководителя торгового объекта и, в случае выявления нарушения требований, привлечь его – руководителя – к ответственности. Паспорт безопасности – это бюрократический балласт, который будет отвлекать ресурсы времени, сил и средств на его актуализацию.

Получается, что руководитель торгового центра должен косвенно отвечать за состояние террористической преступности в субъекте и за умыслы неподконтрольных ему злодеев?

Комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности на торговом объекте может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки. Административно.

Антитеррористическая защищенность торгового объекта обеспечивается путем определения и устранения причин и условий, способствующих совершению террористического акта на торговом объекте.

Дело вот в чём: то, что способствует теракту (свободный проход, например), одновременно способствует и развитию торговли. Это торговые объекты, а не административные.

Дословно: «37.

При обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на торговом объекте (территории) или совершении террористического акта на торговом объекте (территории) руководитель объекта (лицо, его замещающее) либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом любыми доступными средствами связи территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории), а также правообладателя торгового объекта (территории), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и администрацию муниципального образования». Через запятую, без союза «или». Позвонить в каждый орган?

В менеджменте безопасности необходимо чётко по критериям отделять риски от угроз. И оценивать их должны те, кто несёт ответственность за безопасность, кто её обеспечивает, кто тратит на безопасность свои экономические ресурсы.

Исходя из этого, тот, кто управляет безопасностью на объекте, тот и имеет право (а может – обязан?) принимать ключевые решения, которые в итоге повлияют и на безопасность, и на экономическую эффективность торгового объекта.

Ведь если ежедневно по ложным доносам эвакуировать персонал и посетителей торговых объектов, то не будет торговли, не будет и экономики. А главное – цель злодеев-то будет достигнута: паника, устрашение и экономический ущерб.

Классическая формула, которой пользуются злоумышленники, заранее рассчитывая на наши системные предсказуемые антитеррористические действия. Нет ли в них системных ошибок? Не пора ли начать обсуждать?

"Разъяснения о порядке применения требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)"

  • РАЗЪЯСНЕНИЯ
  • О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
  • ЗАЩИЩЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Настоящие разъяснения подготовлены в целях организации работы по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и категорированию этих объектов.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее — Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г.

N 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

В соответствии с пунктом 5 Требований постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г.

N 1273 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и координацию данной деятельности.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее — Перечень).

Возложение данных полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обусловлено положениями статей 5.1. и 5.2. Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 2 статьи 26.

3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статей 1, 6 и 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г.

N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, участие органов местного самоуправления в разработке предложений для включения в Перечень предусмотрено проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)», разработанным Минпромторгом России в соответствии с предложениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом результатов рабочих встреч с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подразделений территориальных органов безопасности, Росгвардии, служб безопасности торговых объектов.

Читайте также:  Нарушение тайны переписки - ук рф предусматривает последствия

Вносимыми изменениями также уточняется порядок взаимодействия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и правообладателей торговых объектов (территорий) при формировании Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также уточняются функции по работе в комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) представителей уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Указанный проект постановления Правительства Российской Федерации был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для общественного обсуждения.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации формирует Перечень по форме, установленной приказом Минпромторга России от 15 января 2018 г.

N 78, и согласовывает его установленным порядком с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

  1. Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
  2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.
  3. На основании данного уведомления правообладатель торгового объекта (территории) в течение 1 месяца создает комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории).
  4. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.

Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию.

Учитывая значительное количество торговых объектов в субъектах Российской Федерации, подлежащих обследованию и категорированию, и значительно меньшее количество специалистов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минпромторг России полагает целесообразным обязать правообладателя торгового объекта (территории) информировать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о присвоенной комиссией торговому объекту (территории) категории. Данное предложение учтено вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 изменениями.

При этом участие представителей уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в работе комиссии, а также в проверках выполнения Требований полагаем целесообразным, так как органы государственной власти субъекта Российской Федерации реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (Ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов, проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») и при реализации указанных полномочий должны обладать информацией и контролировать соблюдение требований к антитеррористической защищенности торговых объектов, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность применяемых мер, направленных на развитие торговли.

Безопасность торговых объектов в 2019 году

Объекты торговли относятся к категории объектов, которые предполагают повышенное скопление людей. Этот фактор, в свою очередь, влечет за собой определенные риски в области безопасности, включая возможность террористической атаки.

В этой связи в Российской Федерации собственники торговых точек обязаны иметь так называемые паспорта антитеррористической защищенности.

Кроме того, к таким объектам предъявляются особые требования по безопасности, которые различаются в отдельных регионах.

Обеспечение антитеррористической защищенности

Общий порядок деятельности владельцев коммерческих объектов в области обеспечения антитеррористической защищенности регулируется положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.

Данный нормативный документ, посвященный вопросам противодействия терроризму, устанавливает общие требования к работе собственников различных предприятий в этой области.

Они являются обязательными к соблюдению для компаний всех категорий, вне зависимости от характера принадлежащих им объектов.

Более конкретные требования к организациям в части противодействия терроризму сформулированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272.

Оно распространяет свое действие на объекты, предполагающие повышенное скопление людей в пределах ограниченной территории, а также мест, которые должны охраняться полицейскими нарядами.

Согласно ему, все такие объекты должны иметь официальный документ, в котором содержатся ключевые сведения об уровне их антитеррористической защищенности.

Безопасность торговых объектов

Однако ясно, что необходимые меры защиты будут существенно различаться в зависимости от того, о каком типе объекта идет речь.

Поэтому для основных категорий объектов, предполагающих одновременное нахождение большого количества граждан на их территории, Правительством РФ принимаются специализированные нормативные документы, содержащие конкретные требования к данному типу организаций.

Такой документ разработан и для торговых объектов: речь идет о Постановлении  Правительства РФ от 19 октября 2017 г. N 1273.

Данный документ определяет обязанности предприятия в области обеспечения антитеррористической защищенности, а также полномочия надзорных и контролирующих органов в данной сфере.

В частности, ключевая роль в этом вопросе отводится субъектам Федерации, которым вменяется в обязанность проведение плановых и внеплановых проверок, имеющих целью установить уровень безопасности на исследуемых объектах.

При этом для целей документирования факта выполнения основных требований торговые организации должны иметь корректно заполненный паспорт антитеррористической защищенности (ПАЗ). В постановлении № 1273 приводится форма этого документа.

Безопасность торговых организаций в Москве

Требование о заполнении ПАЗ по форме, предусмотренной постановлением № 1273, распространяется на все московские предприятия, занятые в сфере торговли. Указанная форма включает в себя полный перечень сведений, отражающих реальное состояние безопасности в данной организации.

Согласно постановлению, заполненный документ должен пройти согласование в целом ряде инстанций, включая МЧС, органы безопасности региона и др. Однако в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 января 2011 г. N 9-ПП основные функции по обеспечению безопасности крупных объектов торговли возлагаются на Департамент торговли и услуг.

Он был создан на основании постановления Правительства Москвы № 1020-ПП от 17 ноября 2010 года. Он осуществляет плановые и внеплановые проверки торговых объектов, а также другие формы контроля деятельности таких предприятий.

В процессе выполнения такой работы учитывается, что в настоящее время продолжает действовать распоряжение Правительства Москвы от 3 ноября 2004 года N 2196-РП, которое посвящено вопросам усиления мер безопасности в торговле данного субъекта Федерации.

Безопасность торговых организаций в Санкт-Петербурге

Общий порядок обеспечения антитеррористической безопасности объектов торговли в Санкт-Петербурге также реализуется в соответствии с постановлением № 1273. Оно предусматривает, что требования к принимаемым мерам защиты от террористической угрозы должны быть дифференцированы в зависимости от категории такого объекта.

Работу по осуществлению категорирования торговых предприятий и последующей проверке соблюдения ими действующих требования возлагаются на Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

Такое распределение полномочий осуществляется на основании постановления губернатора Санкт-Петербурга от 26 июля года N 58-пг.

Деятельность данного органа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года N 489. Оно содержит основные принципы и мероприятия, направленные на обеспечение законности, охраны правопорядка и общественного благополучия в городе. Контроль работы Комитета осуществляет вице-губернатор субъекта Федерации.

Требования к мероприятиям по обеспечению безопасности торговых организаций

Требования к деятельности торго вого объекта в области обеспечения безопасности могут отличаться в зависимости от его категории, места расположения и других факторов. Однако постановление № 1273 содержит ряд общих требований, которые должны выполнять все предприятия вне зависимости от их характеристик. К ним относятся:

  • осуществление нужных организационных мероприятий по обеспечению достаточного уровня защищенности;
  • выявление и ликвидация факторов, повышающих риск террористической угрозы на объекте;
  • использование современных технологий охраны, связи и коммуникаций для защиты объекта;
  • регулярная проверка соблюдения действующих требований в области безопасности организации;
  • обеспечение готовности персонала к правильным действиям в случае возникновения реальной угрозы теракта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *