Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

Кто по законодательству является резидентом, а кто нерезидентом. Кого относит к понятию «нерезидент» законодательство

Резидент обладает политико-правовой связью с государством. Согласно ст. 1 закона № 173 резиденты — это:

  • физлица, которые являются гражданами РФ;
  • граждане других государств и не имеющие гражданства лица, на постоянной основе живущие на территории РФ;
  • юридические лица, учрежденные в РФ согласно законам России, и их представительства, находящиеся за пределами страны. Исключение из этого правила составляют международные компании (см. закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ);
  • консульства, представительства и посольства РФ, представительства органов федеральной власти, находящиеся в других странах;
  • РФ, ее административные единицы, государственные образования в составе РФ.

Нерезидентом считается любое другое лицо, не подпадающее под указанные категории.

Кто именуется резидентом в валютном праве (2018 — 2019)

Резидентами в валютном праве именуются все граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на проживание согласно ст. 8 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115, — вид на жительство.

Касательно лиц юридических, определяя их статус резидента, нужно учесть 2 фактора:

  • адрес регистрации;
  • самостоятельность.

Дочернее предприятие иностранной компании признается резидентом и независимым хозяйствующим субъектом.

Филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц-резидентов, находящиеся за пределами РФ также являются резидентами.

Правомочия и обязанности, возникающие в валютных отношениях между их участниками

Резидентам и нерезидентам в валютных правоотношениях нормами российского права предоставляются равные правомочия. Так, к ним в соответствии со ст. 24 закона № 173 принято относить:

  • ознакомление с актами осуществленных агентами валютных операций ревизий;
  • подачу жалоб в специальные органы на противозаконные действия или халатность агентов валютных операций;
  • возмещение ущерба, ставшего результатом действий агентов валютных операций.

Обязанности субъектов валютных правоотношений:

  • представлять всю запрашиваемую по валютным переводам документацию в указанные учреждения и органы власти;
  • в соответствии с установленными правилами осуществлять учет своих валютных операций;
  • исполнять в установленный срок указание органа власти в сфере валютного регулирования.

Данные правомочия и обязанности резидентов и нерезидентов в валютных правоотношениях считаются обобщенными и не регулируют определенные случаи проведения операций с валютой. В таком смысле все субъекты имеют свои особенности в правомочиях и обязанностях.

Особых правовых положений, касающихся нерезидентов, не так уж много. Это говорит об отсутствии действенных механизмов государственного воздействия на самих нерезидентов и их участие в валютных операциях.

Правомочие открывать счета в национальной валюте России или валюте другой страны ограничено ст. 13 закона № 173. Согласно ей такие счета могут открываться только уполномоченными банками (подробнее – в статье Особенности открытия банковского счета нерезиденту).

Правила учреждения и ведения подобных счетов определяются постановлением Центрального Банка России от 04.05.2005 № 269-П. Для ведения валютных счетов у банков должна быть специальная лицензия.

Резидент РФ в рамках валютного законодательства — это…

Кто такие нерезиденты и когда они попадают под валютный контроль?

Под валютным контролем понимается работа, которую выполняют специальные государственные органы и агенты в сфере соблюдения валютного законодательства, когда проводятся операции с использованием иностранной валюты. Все это помогает защитить российский рубль, сохранить планируемый в бюджете его курс по отношению к мировым валютам, что в конечном счете должно привести к стабильности экономики и ее прогнозируемому развитию.

Органами валютного контроля выступают два крупнейших государственных института страны — Центральный банк и Правительство России. А вот агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные ЦБ.

В принципе система построена логично: все крупные валютные операции сегодня проходят через банковские финансовые учреждения, так что они и требуют с участников сделок всю информацию и отчетность по проведенным операциям.

А ЦБ ее потом консолидирует и обобщает.

Нерезиденты: определение и общие характеристики

Основным законом, который регулирует деятельность в данной сфере, является Федеральный закон № 1730-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый еще в 2003 году и постоянно дополняемый и изменяемый в зависимости от целей и задач правительства.

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, которые не являются гражданами РФ;
  • граждане РФ, которые постоянно не проживают на территории страны. Недавно слово «постоянно» получило математический окрас: если гражданин России более 183 дней проводит за границей, то он автоматически становится нерезидентом для целей валютного контроля;
  • юридические лица, которые зарегистрированы не в России и работают не в соответствии с законодательством нашей страны;
  • организации (например, общественные, межправительственные и дипломатические), которые не имеют статуса юридических лиц, зарегистрированные за пределами РФ и действующие в соответствии с законодательством той страны, где они зарегистрированы;
  • подразделения и представительства этих компаний и организаций, которые ведут свою деятельность на территории России.

Какие операции попадают под валютный контроль нерезидентов

Если валютные резиденты попадают под серьезный валютный контроль и должны постоянно отчитываться о движениях по своим счетам в иностранной валюте (а еще чего хуже, открытых в иностранных банках), то с нерезидентами такого уровня контроля добиться невозможно.

Ну как можно обязать посольство Германии в России или представителей Гринписа отчитываться о движениях по своим счетам? Так что действующее в РФ валютное законодательство не устанавливает никаких специальных требований, касающихся осуществления нерезидентами платежей.

Но только если эти платежи проходят в иностранной валюте.

А вот если нерезиденты осуществляют операции в рублях, тогда ситуация кардинально меняется — сразу возникает необходимость в формировании отчета. Есть даже специальная Инструкция Банка России, выпущенная в августе 2017 года под номер № 181-И, которая регулирует порядок представления нерезидентами своим банкам подтверждающих документов и другой информации при осуществлении таких операций.

Одна радость: это требование касается исключительно юридических лиц, о чем прямо сказано в п. 1.5. настоящей Инструкции. Так что физические лица могут спать спокойно в прямом и переносном смыслах этого слова. Даже если они и попадают в поле зрения проверяющих органов (например, взаимодействуя финансово с резидентами), то требование отчитываться предъявляется к резидентам, а не к ним.

Субъекты валютных правоотношений: понятие, виды

Государство, осуществляя процесс по регулированию при помощи специальных норм юридического характера отношений, которые складываются в сфере валютного типа определяет субъектов права валютной направленности.

Что касается точного определения субъекта валютного права, то оно имеет важное значение практического порядка, так как дает определенную возможность выявить круг граждан, которые в свое время вступают в валютные отношения правового характера и деяния которых влекут юридически значимые последствия.

Наличие критериев, которые позволяют относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам валютного права дает конкретную возможность установить какие конкретно лица и их деяния подпадают под юрисдикцию валютного законодательства.

Только данные субъекты могут иметь конкретные права, а также нести обязанности, которые предусмотрены законодательством валютной направленности.

Определение 1

Субъектами права валютного характера являются определенные граждане (резиденты, а также нерезиденты), органы валютного регулирования, агенты, а также органы валютного контроля, за которыми специальным валютным законодательством признано особое юридическое свойство (которое еще называют качеством) правовой субъектности, которое дает определенную возможность принимать участие в совершенно различных валютных отношениях правового порядка.

Указанное выше определение содержит основной признак юридического характера субъекта валютного права – наличие правосубъектности, то есть признаваемой валютным законодательством способности быть участником каких-либо конкретных валютных отношений правового порядка. Понятие «валютная правосубъектность» включает понятия «валютная правовая способность», а также «валютная дееспособность».

Определение 2

Валютная правовая способность – это способность иметь определенные права, а также нести обязанности, которые в свое время были предусмотрены нормами валютного права.

Определение 3

Дееспособность валютной направленности – это специальная способность какого-либо субъекта самостоятельно либо через представителей получать, а также осуществлять, изменять и, что самое главное прекращать права, и различные обязанности в валютной сфере, а также нести определенную ответственность за их неправомерную реализацию.

Субъекты валютных правоотношений обладают определенными правами и несут конкретные обязанности, выполнение, и, что самое главное соблюдение которых дает гарантию на осуществление операций валютной направленности в соответствии с требованиями нормативного характера государства.

Специфика валютного законодательства

Замечание 1

Специфика законодательства валютной направленности заключается именно в том, что каких-либо известных категорий общеправового типа субъектов вовсе не достаточно для того чтобы осуществить те или иные валютные отношения.

Валютное законодательство по большей части применяет совершенно новые категории субъектов не известные российскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты. Выделение данных категорий субъектов в первую очередь обусловлено их отношением правового характера к государству – регулятору отношений валютной направленности.

В зависимости от принадлежности лица к той или иной категории различается правовой режим осуществления ими операций валютного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень резидентов, а также нерезидентов установлена пунктом 6 частью 1 статьи 1 Закона о валютном контролировании. Согласно названной норме к резидентам имеют отношения:

  • лица физического характера, которые выступают в качестве граждан Российской Федерации за исключением тех лиц Российской Федерации, которые постоянно проживают в зарубежном государстве на протяжении определенного времени, которое составляет не менее одного года в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего зарубежного государства вид на жительство, либо на какой-либо временной отрезок пребывающих в зарубежном государстве не менее одного года на основании специальной визы по работе или учебной визы, которая имеет срок действия не менее одного года или на основании совокупности данных виз у которых срок общего действия составляет не менее одного года;
  • лица, которые в свое время на постоянной основе проживают в Российской Федерации на основании конкретного вида на жительство, который в свое время предусматривается законодательством Российской Федерации, зарубежные граждане, а также определенные лица не имеющие гражданства;
  • лица юридического характера, которые были созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • филиалы, которые находятся за пределами территории Российской Федерации, а также представительства и различные иные подразделения резидентов;
  • представительства дипломатической направленности, специальные консульские учреждения Российской Федерации и иные представительства официального характера Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при организациях межгосударственного и межправительственного характера;
  • Российская Федерация, а также ее субъекты валютного отношения и образования муниципальной направленности, которые принимают участие в данном виде отношений правового порядка.

Что касается нерезидентов, то к ним имеют отношения:

  • лица физического характера, которые не являются резидентами;
  • лица юридического характера созданные в соответствии с законодательством различных зарубежных государств и при этом имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • какие-либо организации, которые не являются лицами юридической направленности созданные в соответствии с законодательством зарубежных государств и при этом имеющие определенное местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • представительства дипломатического характера, которые являются аккредитованными в Российской Федерации, консульские учреждения зарубежных государств и постоянные представительства отмеченных государств при различных организациях межгосударственной или межправительственной направленности;
  • организации межгосударственной и межправительственной направленности, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • различные филиалы, которые находятся на территории Российской Федерации, представительства постоянного порядка и иные обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

Закон валютного контроля

Специальный закон о валютном контролировании называет права общего характера, а также обязанности всех резидентов и нерезидентов, которые тем или иным образом осуществляют в Российской Федерации валютные операции:

  • право для того чтобы знакомиться с актами проверок, которые были проведены органами и, что самое главное агентами валютного контроля;
  • право на то чтобы обжаловать решения, а также действия (бездействие) органов и, конечно, агентов контроля валютной направленности и их лиц при должности;
  • специальное право на возмещение в конкретном установленном порядке реально нанесенного ущерба, который в свою очередь был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также субъектов валютного контроля и их лиц при должности;
  • конкретная обязанность предоставлять агентам и органам валютного контроля в свое время установленные законом специальные акты, и различного рода информацию;
  • определенная обязанность вести в четко установленном порядке учет, а также составлять конкретную отчетность по проводимым ими операциям валютного характера, при этом обеспечивая сохранность соответствующих актов и материалов в течение промежутка времени, который в свою очередь составляет не менее трех лет с момента совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • конкретная обязанность выполнять четкие предписания органов контроля валютного порядка об устранении нарушения документов, которые в свое время были выявлены валютным законодательством Российской Федерации и документами органов валютного контролирования.
Читайте также:  Образец письма приставам об увольнении алиментщика

Комплексный характер права валютной направленности по большей части обуславливает именно наличие двух категорий субъектов: публичных и, что самое главное частных.

Определение 4

Субъектами частного характера в валютных отношениях правового порядка являются физические и юридические лица, которые в валютных правовых отношениях получают статус резидентов или нерезидентов.

Публичными субъектами в правовых отношениях валютной направленности выступают: органы валютного контролирования (Банк России, Правительство Российской Федерации); органы осуществляющие валютный контроль (Банк России, орган власти исполнительного характера, уполномоченный Правительством Российской Федерации, – Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка каких-либо ценных бумаг в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные органу федеральной направленности исполнительной власти по рынку ценных бумаг; органы таможенного порядка; налоговые органы); различные валютные биржи.

В качестве одного из самых главных критериев, который отличает рассматриваемых субъектов выступает характер реализуемых ими интересов в валютных отношениях правового порядка.

Например, коммерческие лица юридического порядка, в большинстве случаев, вступают в валютные правовые отношения с конкретной целью удовлетворить собственные (то есть частные) имущественные интересы.

В отличие от них Банк России или какие-либо органы таможенного порядка принимают участие в валютных правовых отношениях от имени и по поручению государства.

Замечание 2

Поскольку публичные, а также частные субъекты имеют противоположные интересы, то выступают они в роли совершенно противоположных сторон валютного правоотношения.

В качестве самостоятельных субъектов валютного права выступают определенные уполномоченные банки, а также специальные валютные биржи. В большей мере их специфика кроется именно в том, что в валютных правоотношениях отмеченные субъекты вполне могут реализовывать как частный, так и публичный интерес.

Уполномоченными банками являются определенные организации кредитного характера, которые в свое время были созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и при этом имеющие определенное право на основании лицензий Банка России осуществлять операции банковского порядка со средствами в зарубежной валюте.

Различные банки уполномоченного порядка играют достаточно значимую роль в механизме валютного контроля Российской Федерации. Такие банки по большей части являются главными участниками внутреннего валютного рынка Российской Федерации, то есть основными участниками связанных с валютными ценностями операций, которые осуществляются на территории Российской Федерации.

Важность специального института уполномоченных банков по большей части кроется именно в том, что в России только через такие банки производится продажа, а также купля зарубежной валюты, а также чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в какой-либо зарубежной валюте.

Но также кроме этого, операции валютной направленности проводимые между какими-либо уполномоченными банками и резидентами осуществляются без каких-либо ограничений.

Что же касается нерезидентов, то они на территории Российской Федерации обладают специальным правом открывать как рублевые, так и валютные счета опять же только в уполномоченных банках.

Приоритет специальных уполномоченных банков на внутреннем рынке валютного порядка Российской Федерации нашел юридическое закрепление в частности в 11 статье «Внутренний рынок валютного характера Российской Федерации» Закона о валютном контролировании, который предусматривает конкретную возможность купли-продажи зарубежной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых отмечена в зарубежной валюте, в Российской Федерации исключительно через уполномоченные банки. Кроме того, при поставке товаров (услуг, а также работ) на экспорт или для того чтобы осуществить импорт товаров (услуг и работ) субъекты внешнеэкономической деятельности нуждаются в специальном банковском обслуживании своих валютных операций, так как при осуществлении экспортно-импортных операций расчеты осуществляются именно через обслуживающий его уполномоченный банк.

4 часть 22 статьи Закона о валютном контролировании предусматривает, что специальный контроль за осуществлением операций валютного характера кредитными организациями осуществляет именно Банк России. Но также важно заметить, что Банк России, согласно указанному Закону, является органом валютного контроля, а это в свою очередь говорит о том, что в его компетенцию входит:

  1. осуществление процесса по проведению различных проверок соблюдения резидентами, а также нерезидентами определенных документов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютных органов контролирования;
  2. проведение определенных проверок полноты, а также достоверности отчетности и учета по конкретным операциям валютной направленности резидентов, и нерезидентов;
  3. получение, а также запрос информации и актов, которые тем или иным образом связаны с проведением каких-либо валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления актов по конкретным запросам агентов, а также органов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней с момента подачи запроса;
  4. выдача специальных предписаний об устранении выявленных нарушений актов законодательства валютного характера Российской Федерации и документов органов валютного контролирования;
  5. использование установленных законодательством Российской Федерации определенных мер ответственности за нарушение определенных актов валютного законодательства Российской Федерации и документов органов валютного контролирования.

Торговые организаторы

Замечание 3

Одно из самых значимых положений среди субъектов отношений валютного типа правового характера занимают торговые организаторы (в т.ч.

биржи), роль которых в большей мере определяется именно их влиянием на состояние системы денежно-кредитной направленности Российской Федерации в целом и на устойчивость валюты национальной направленности, состояние золотовалютных резервов государства в частности.

Определение 5

Торговый организатор – это конкретное лицо, которое определенным образом оказывает совершенно разные услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках (в т.ч.

зарубежной валютой) на основании специальной лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Статус правовой направленности организаторов торговли и участников торгов, а также порядок в ходе которого осуществляется проведение организованных торгов устанавливаются законом Федеральной направленности от 2011 года 21 ноября № 325-Φ3 «Об организованных торгах».

Торговый организатор зарубежной валютой выполняет две главные функции:

  • организацию торгов, а также заключение сделок по купле и, что самое главное продаже иностранной валюты с участниками торгов;
  • проведение, а также организацию расчетов в зарубежной валюте и в рублях по сделкам, которые заключаются на бирже.

Значение торговых организаторов кроется именно в том, что они играют одну из самых важных ролей, предоставляя контролирующим органам возможность достаточно эффективно осуществлять действия по управлению курсом валютного характера при помощи рыночных методов.

На торгах организационного порядка осуществляется именно процесс свободной купли-продажи валют национальной направленности основываясь на курсовом соотношении между ними (котировки), складывающегося на рынке под воздействием определенного предложения, а также спроса.

Котировка в большей мере зависит именно от покупательной способности обмениваемых валют, которая в свое время, определяется ситуацией экономической направленности в странах-эмитентах.

Операции на каких-либо торгах организованного порядка в большей мере основаны на конвертируемости валют обмениваемых на них.

Стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации осуществляют свои действия восемь специализированных межбанковских бирж валютного характера, которые осуществляют организованные торги зарубежной валютой: Московская межбанковская биржа валютной направленности (город Москва), Санкт-Петербургская биржа валютного порядка (город Санкт-Петербург), а также валютная биржа Уральского региона (город Екатеринбург), Сибирская валютная биржа межбанковского типа (город Новосибирск), межбанковская биржа валютного характера Азиатско-Тихоокеанского порядка (город Владивосток), Ростовская межбанковская валютная биржа (город Ростов-на-Дону), Нижегородская фондовая биржа валютной направленности (город Нижний Новгород), Самарская валютная межбанковская биржа (город Самара).

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Понятие и виды валютных операций. Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях

  • Валютные операции — это конкретная форма проявления валютных отношений в народнохозяйственной практике, в узком понимании — операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, использованием валютных ценностей как средства платежа в международном обороте, ввозом, вывозом, пересказыванием на территорию страны и за ее границы валютных ценностей.
  • Основные виды валютных операций:
  • 1) Конверсионные операции (обмен одной валюты на другую) и депозитно-кредитные операции (предоставление межбанковских займов (размещение депозитов) в разных валютах).

2) Основные и вспомогательные. Первые предназначаются для покупки и продажи валюты, вторые страхуют исполнителя от возможных рисков.

  1. 3) Валютные операции, осуществляемые нерезидентами и резидентами.
  2. 4) По срокам исполнения различают: текущие, кассовые, срочные
  3. 5) Клиентские и собственные
  4. 6) Активные и пассивные
  5. Резиденты – это:
  6. а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  7. б) юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
  8. в) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;
  9. г) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.
  10. Нерезиденты – это:
  11. а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
  12. б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  13. в) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
  14. г) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Понятие страхования. Виды страхования.

  • Страхование — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
  • Виды страхования:
  • 1) Личное страховани Объект: жизнь, здоровье, достижение определённого возраста или наступление иного страхового случая в жизни страхователя.

2) Имущественное страхование. Договор страхования имущества оговаривает обязанности страховщика возместить страхователю материальный ущерб в случае наступления страхового события. При этом сумма выплаты указана в договоре. Объектами страхования может выступать недвижимость; грузы; транспортные средства (наземные, водные, воздушные); иное имущество.

3)Страхование ответственности. Вид страхования предусматривает в качестве объекта страхования ответственность перед третьими лицами, которым потенциально может быть нанесен ущерб по причине каких-либо действий (бездействия) страхователя.

Договор страхования ответственности перекладывает ответственность (в случае наступления страхового события) за ущерб на страховую компанию, которая обязуется компенсировать страхователю суммы, которые он должен уплатить третьим лицам в качестве возмещения за причиненный ущерб.

Перестрахование.

В соответствии с договором перестрахования страховщик, принимая на страхование риски, определённую часть ответственности и премии по ним оставляет на собственном удержании, а оставшуюся часть передаёт на согласованных условиях другим страховщикам (перестраховщикам) с целью создания по возможности сбалансированного страхового портфеля, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Перестрахование позволяет страховой компании принимать риски клиентов, которые были бы слишком велики для одного страховщика. Перестрахование называют также «вторичным» страхованием или страхованием страховщиков. С помощью перестрахования можно выравнивать колебания в результатах деятельности страховой компании на протяжении ряда лет. В перестраховании действует тот же принцип распределения риска, что и в страховании. На результатах деятельности страховой компании в течение одного года могут неблагоприятно сказаться либо существенные потери от большого числа страховых выплат, вызванных наступлением одного страхового случая, либо очень плохие результаты по всему страховому портфелю в течение года. Перестрахование выравнивает такие колебания. Тем самым достигается стабильность результатов деятельности страховой компании на протяжении ряда лет, и это крайне важно для обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

Читайте также:  Комментарий 17198 к статье: увольнение генерального директора по собственному желанию

Валютный резидент и его обязательства

Многим знакомо понятие налоговый резидент РФ. Им признаётся лицо, которое фактически находится на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (немного больше 6 месяцев). Налоговое резидентство никак не связано с гражданством. Данное понятие введено законом для определения степени налогового обязательства лица перед государством.

https://www.youtube.com/watch?v=sVR8nVUKER0

Налоговые резиденты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по всем полученным ими доходам, независимо от их источника.

При этом доходы бывают от источников в РФ (сдача в аренду либо продажа квартиры, находящейся в РФ, выполнение трудовых обязанностей в российской организации, получение дивидендов от участия в российских компаниях и др.

) и от источников за пределами РФ (продажа дома, находящегося в иностранном государстве, выполнение трудовых обязанностей за рубежом и др.) (ст. 208 НК РФ). Налоговый нерезидент платит налоги только с доходов от источника в РФ.

Однако не спешите терять статус налогового резидента, если вы имеете доходы из источников в России. Потому что, став налоговым нерезидентом в РФ, вы теряете возможность применения налоговых вычетов в России и ставка налога на прибыль из России вырастает до 30% (ст. 224 НК РФ):

«3.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых: в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов; от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов».

Таким образом, обладая статусом налогового резидента, вы имеете наиболее тесную связь с налоговыми органами и ряд обязательств перед ними. Должны отчитываться по своим реальным и потенциальным доходам. Сообщать об участии в иностранных компаниях, отчитываться о контролируемый иностранных компаниях, о счетах в иностранных банках.

А если нет, то, казалось бы, и отчитываться ни о чём не должны перед российскими налоговыми органами. Если налоги с прибыли из-за рубежа платить не должен, то зачем отчитываться? Однако у законодателя другая логика. Потому в законе о валютном регулирование введено отдельное понятие резидента, которое гораздо шире понятие налогового резидента:

Валютный резидент – все граждане РФ + постоянно проживающие на территории РФ иностранцы с видом на жительство (год и более). Исключение — граждане РФ, которые непрерывно живут за пределами страны не менее года (П. 6 части 1 статьи 1 ФЗ «О валютном регулирование и валютном контроле» ) . Условие непрерывности нарушается, как только вы въезжаете на территорию России даже на один день.

Обязательство отчитываться о наличие счёта в иностранном банке и сообщать об остатках и операциях по счёту предусмотрено именно этим законом, соответственно применимо к валютным резидентам. Остановимся немного подробнее на этом обязательстве: Уведомление об иностранных счетах (обязательство всех валютных резидентов) :

I. Об открытии (закрытии) счетов (вкладов), движении средств по счетам в банках, расположенных за границей и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) (Ст 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

  • Валютные резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов).
  • Санкции: Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.
  • Непредставление в налоговый орган такого уведомления влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб.

II. Отчёт о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (п.7 ст.12 Закона о валютном регулирование).

Санкции: за несоблюдение гражданами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.

Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3000 руб.

Помимо обязательства отчитываться перед российскими налоговыми органами, у валютных резидентов есть ряд ограничений по операциям, осуществляемым по их иностранным счетам. Разрешённые операции по счетам валютных резидентов в иностранных банках (П.4, 5 ст. 12 Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»):

  •  Перечисление своих средств с российских счетов
  • Проценты по вкладу, минимально требуемая для банка сумма, конверсионные доходы
  • Перечисления валюты РФ со счёта резидента на счёт резидента в иностранном банке (между резидентами в разных банках)
  • Дарение валютных ценностей супругам и близким родственникам
  • Получение зарплаты от нерезидентов по выполненным за пределами РФ работами по трудовому договору
  •  Выплаты по решениям иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)
  • Пенсии, стипендии, алименты и др. соц. выплаты
  •  Страховые выплаты от иностранных компаний
  • Возврат средств (при ошибочном перечислении или возврате купленного товара (услуги) у нерезидента.

Если банк в стране члене ОЭСР и ФАТФА, то также разрешены следующие поступления на счёт:

  • Кредиты и займы в валюте
  • Арендные платежи по имуществу за рубежом
  • Доходы от ценных бумаг.

Все иные операции по счетам, не перечисленные выше, признаются незаконными.

Санкции: за нарушение (проведение по иностранным счетам операций, не предусмотренных валютным законодательством, как указано ниже) (п. 1, ст. 15.25 КоАп) – штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Таким образом, несмотря на то, что вы не обязаны платить налоги в России, поскольку не проживаете на её территории и не ведёте коммерческой деятельности, а только являетесь гражданином, у вас всё равно есть обязательства отчитываться перед налоговой.

Просто потому, что вы на пару недель в году приезжаете навестить свою бабушку или ещё зачем-то. Это становится похоже на американскую систему, где гражданин США обязан отчитываться обо всех своих доходах и платить налоги вне зависимости от места проживания и источника дохода.

Кто знает, может наши налоговые органы тоже к этому стремятся, хотя не хотелось бы в это верить.

Буду оптимистичнее и отмечу, что сегодня данные ограничения валютного законодательства применимые к налоговым нерезидентам кажутся чрезмерными не только мне, потому сейчас рассматривается законопроект, смягчающий данное требования.

Его целью является расширение срока возможного пребывания на территории России без риска потерять статус валютного нерезидента до 3х месяцев в году.

Этим законопроектом предусмотрен ряд других изменений помимо названного, но об этом поговорим, когда проект будет утверждён.

Налоговый или валютный резидент? И что за это бывает? — Право на vc.ru

Наше законодательство разделяет понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Можно быть «валютным» резидентом, но не быть налоговым, или быть и тем, и тем.

Понятие налоговый резидент описано в статье 207 НК РФ. Им признается физическое лицо, находящееся на территории РФ суммарно не менее 183 дня в году. Налоговыми резидентами могут быть и граждане РФ, и иностранцы.

Само понятие налогового резидентства определяет в каком размере платиться НДФЛ от доходов, полученных на территории РФ – для резидентов он 13%, для нерезидентов он 30%, за исключением высококвалифицированных специалистов и граждан стран, входящих ЕАЭС.

С налоговым резидентством все более-менее понятно, перейдем к валютному резиденту.

Валютными резидентами автоматически считаются все граждане РФ, кроме тех, кто непрерывно проживают за границей не менее года. Условие непрерывности нарушается при въезде на территорию РФ даже на 1 день.

То есть Вы может не быть налоговым резидентом, проживая за границей, но приезжая на Родину даже на день, Вы становитесь валютным резидентом.

Вместе со статусом валютного резидента у Вас появляются обязанность уведомлять налоговые органы об открытии банковских счетов и движении средств на них.

Стоит быть особо внимательным, так как с 2018 года Россия начала обмен налоговой информацией со странами-участниками ОЭСР. Это означает, что налоговые органы теперь могут проверить достоверность сведений, передаваемых резидентами, имеющими активы в одной из стран, входящих в ОЭСР.

Тема особенно актуальна для Кипра, так как там проживают много россиян, которые не хотят рвать связь с Родиной.

Почему Кипр? Так как в стране очень легко получить статус налогового резидента (нужно прожить в стране всего 60 дней), а еще действуют льготные условия, благодаря которым от НДФЛ освобождается половина зарплаты, не облагается налогом доходы, полученные от продажи ценных бумаг и дивиденды.

Теперь при открытии счета кипрские банки просят предоставлять дополнительные данные о владельце, ИНН и источник происхождения средств. Поэтому стоит быть внимательнее и не путать понятия налогового и валютного резидентства во избежание проблем с налоговыми органами.

Для того, чтобы иметь возможность проживать за пределами РФ и не считаться в глазах закона валютными резидентом, необходимо стечение определенных обстоятельств. Для этого потребуется ВНЖ в другой стране, рабочая или учебная виза, либо второе гражданство.

#кипр #налоги #валютныйрезидент

Статья: Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов (Смирникова Ю.Л.) ("Внешнеторговое право", 2007, n 1)

В валютных правоотношениях
их участники реализуют принадлежащий им
валютно-правовой статус. В связи с этим
понятие субъекта валютного правоотношения
тесно связано с понятием субъекта
валютного права, так как «чтобы быть
субъектом правового общения, необходимо
иметь качества субъекта права» .

Вступая в
конкретные правоотношения, субъект
валютного права приобретает новые
свойства. Он становится субъектом
(участником) правоотношения, сохраняя при
этом свои качества, которыми обладал до
вступления в них.

Читайте также:  Образование представителя — верховный суд разъяснил, как его подтвердить

Таким образом, субъектов
валютного права характеризует
потенциальная способность быть
участниками конкретного валютного
правоотношения, а субъекты валютного
правоотношения выступают их реальными
участниками. ———————————

Гревцов Ю.И. Правовые отношения и
осуществление права. Л., 1987. С. 20.Специфика
правового регулирования валютных
отношений во многом проявляется в
установлении особенностей правовых
статусов применительно к различным
субъектам валютного права.

Отметим, что в
юридической науке термин «правовой статус»
используется в различных значениях, что
приводит к спорам о его понимании, которые
ведутся в основном относительно
определения совокупности входящих в
структуру правового статуса элементов.

В общей теории права правовой статус
исследуется применительно к субъекту права
или анализу правового положения личности.
Так, Н.И.

Матузов в структуру правового
статуса включает правовые нормы,
устанавливающие данный статус,
правосубъектность, основные права и
обязанности, законные интересы,
гражданство, юридическую ответственность,
правовые принципы, правоотношения общего
(статусного) типа .

Применительно к
предмету валютного права такой подход
представляется слишком широким, поскольку
включение в содержание правового статуса
практически всех взаимосвязанных с ним
юридических явлений не позволит выявить
сущность валютно-правового статуса. ———————————

См.: Матузов Н.И.
Правовой статус личности: понятие,
структура, виды // Теория государства и
права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,
А.В. Малько, Саратов. 1995. С.
205.Составляющими валютно-правовой статус
юридическими элементами являются права и
обязанности в сфере валютных отношений,
характеризующие непосредственное
обладание валютно-правовым статусом.

Предпосылкой, основой приобретения
валютно-правового статуса субъектов
выступает валютная правосубъектность,
представляющая собой установленную
нормами валютного права способность быть
субъектом валютного права (способность
быть носителем юридических прав и
обязанностей в валютных отношениях).

Выступая предпосылкой валютно-правового
статуса, валютная правосубъектность
определяет способность субъекта
приобретать права, исполнять обязанности,
быть субъектом валютного права, не
конкретизируя прав и обязанностей.

Валютно-правовой статус содержит
конкретные права и обязанности,
возможность обладания которыми
предопределена наличием валютной
правосубъектности, так как способность
иметь права и обязанности еще не означает
их фактическое наличие у субъекта.

Таким
образом, свое продолжение валютная
правосубъектность получает в таком
юридическом элементе валютно-правового
статуса, как валютные права и
обязанности. Практическая реализация
валютно-правового статуса субъектов
осуществляется в валютных правоотношениях.

Валютные правоотношения отличаются
многообразием участвующих в них субъектов,
а соответственно и разнообразием правовых
статусов субъектов, реализующихся в них.
Субъекты валютного права реализуют общий и
особенный валютно-правовые статусы.

Общий
валютно-правовой статус характеризует
определенную категорию субъектов
валютного права, определяет их место и роль
в системе всех участников валютных
правоотношений. Например, выделяется общий
валютно-правовой статус резидентов, общий
валютно-правовой статус органов валютного
контроля и т.д.

Характерная черта этого вида
статуса в том, что нормативное правовое
закрепление он получает в нормах
федерального законодательства. Особенный
валютно-правовой статус конкретизирует
общий статус и принадлежит конкретному
субъекту валютного права в рамках
соответствующей категории субъектов.

Например, особенный валютно-правовой
статус Центрального банка РФ в рамках
общего валютно-правового статуса как
органа валютного регулирования. Как
правило, нормативное правовое закрепление
особенный статус находит на уровне
подзаконного регулирования.

В связи с
тем что валютное законодательство
использует специфические термины в
определении участвующих в валютных
правоотношениях субъектов, их изучение
целесообразно построить, следуя логике
Федерального закона «О валютном
регулировании и валютном контроле». Анализ
валютно-правовых норм и практики их
применения позволяет выявить следующие
группы субъектов валютных
правоотношений.

Согласно Федеральному
закону «О валютном регулировании и валютном
контроле» перечень субъектов, относящихся к
резидентам, является исчерпывающим, и
перечень субъектов, являющихся
нерезидентами, не закрыт.

Резидентами
являются: а) физические лица, являющиеся
гражданами Российской Федерации, за
исключением граждан РФ, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с
законодательством этого государства; б)
постоянно проживающие в Российской
Федерации на основании вида на жительство,
предусмотренного законодательством РФ,
иностранные граждане и лица без
гражданства; в) юридические лица,
созданные в соответствии с
законодательством РФ; г) находящиеся за
пределами территории Российской Федерации
филиалы, представительства и иные
подразделения резидентов — юридических лиц,
созданных в соответствии с
законодательством РФ; д)
дипломатические представительства,
консульские учреждения РФ и иные
официальные представительства РФ,
находящиеся за пределами территории
Российской Федерации, а также постоянные
представительства РФ при
межгосударственных или
межправительственных организациях; е)
Российская Федерация, субъекты РФ,
муниципальные образования, которые
выступают в отношениях, регулируемых
Федеральным законом «О валютном
регулировании и валютном контроле» и
принятыми в соответствии с ним иными
федеральными законами и другими
нормативными правовыми актами; Нерезидентами являются: а) физические
лица, не являющиеся резидентами; б)
юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством иностранных
государств и имеющие местонахождение за
пределами территории Российской
Федерации; в) организации, не являющиеся
юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством
иностранных государств и имеющие
местонахождение за пределами территории
Российской Федерации; г)
аккредитованные в Российской Федерации
дипломатические представительства,
консульские учреждения иностранных
государств и постоянные представительства
указанных государств при
межгосударственных или
межправительственных организациях; д)
межгосударственные и межправительственные
организации, их филиалы и постоянные
представительства в Российской
Федерации; е) находящиеся на территории
Российской Федерации филиалы, постоянные
представительства и другие обособленные
или самостоятельные структурные
подразделения нерезидентов — юридических
лиц, созданных в соответствии с
законодательством иностранных государств
и имеющих местонахождение за пределами
территории РФ и нерезидентов — организаций,
не являющихся юридическими лицами,
созданными в соответствии с
законодательством иностранных государств
и имеющими местонахождение за пределами
территории РФ; ж) иные лица. Очевидно, что Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле» не
раскрывает в деталях характеристики
резидентов и нерезидентов, поэтому для
точного уяснения сути указанных категорий
необходимо обращаться к иным нормативным
правовым актам. Физические лица —
резиденты и нерезиденты. Отнесение
физических лиц к резидентам или
нерезидентам осуществляется на основе
определения их постоянного места
жительства. Резидентами признаются
физические лица, являющиеся гражданами
Российской Федерации, а также постоянно
проживающие в Российской Федерации на
основании вида на жительство,
предусмотренного законодательством РФ,
иностранные граждане и лица без
гражданства. Нерезидентами являются
граждане РФ, признаваемые постоянно
проживающими в иностранном государстве в
соответствии с законодательством этого
государства, а также иные физические лица,
не являющиеся резидентами. В
соответствии со ст. 5 Федерального закона «О
гражданстве Российской Федерации»
гражданами Российской Федерации
являются: а) лица, имеющие гражданство
Российской Федерации на день вступления в
силу данного Федерального закона; б)
лица, которые приобрели гражданство
Российской Федерации в соответствии с
настоящим Федеральным законом. Таким
образом, гражданами РФ признаются лица,
которые до 1 июля 2002 г. уже являлись
гражданами РФ, а также приобрели
гражданство по законодательно
предусмотренным основаниям: по рождению; б)
в результате приема в гражданство
Российской Федерации; в) в результате
восстановления в гражданстве Российской
Федерации; г) по иным основаниям,
предусмотренным настоящим Федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации, имеющий также иное
гражданство, рассматривается Российской
Федерацией только как гражданин Российской
Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных международным договором
Российской Федерации или федеральным
законом. Приобретение гражданином
Российской Федерации иного гражданства не
влечет за собой прекращение гражданства
Российской Федерации. Правовой статус
резидентов физических лиц — иностранных
граждан и лиц без гражданства, которые
постоянно проживают в России на основании
вида на жительство, регулируется
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О
правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации». Документом,
подтверждающим факт постоянного
проживания иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории РФ является вид
на жительство, который представляет собой
документ, выданный этим лицам в
подтверждение их права на постоянное
проживание в РФ, а также их права на
свободный въезд в РФ и выезд из нее. Для
получения вида на жительство иностранный
гражданин обязан прожить в РФ не менее
одного года на основании разрешения на
временное проживание. Юридические лица
— резиденты и нерезиденты. Критерием
разделения юридических лиц на резидентов и
нерезидентов является законодательство, в
соответствии с которым юридическое лицо
создано. Резидентами являются
юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством РФ, а нерезидентами —
юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством иностранных
государств и имеющие местонахождение за
пределами территории Российской
Федерации. Законодательство, которому
подчиняется деятельность юридического
лица, определяется по месту его
регистрации. Создание юридического лица по
российскому праву предполагает его
регистрацию и внесение в Единый
государственный реестр юридических лиц.
Моментом государственной регистрации
признается внесение регистрирующим
органом соответствующей записи в
Государственный реестр. Государственная
регистрация юридических лиц при их
создании осуществляется регистрирующими
органами по месту нахождения постоянно
действующего исполнительного органа.
Регистрация осуществляется в настоящее
время Федеральной налоговой службой в
соответствии с требованиями Федерального
закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей» (в
ред. от 2 июля 2005 г.). Юридические лица —
нерезиденты должны пройти государственную
регистрацию в соответствии с национальным
законодательством страны их учреждения.
Законодательство зарубежных стран
возлагает на разные государственные органы
обязанность по государственной
регистрации юридических лиц (например, на
суды общей юрисдикции, органы юстиции,
налоговые органы и т.д.).

Например, в
Великобритании государственная
регистрация большинства юридических лиц
осуществляется специальным служащим
Департамента торговли и промышленности —
Регистратором компаний.

В подтверждение
государственной регистрации Регистратор
выдает сертификат об инкорпорации. В
Германии некоммерческие организации
регистрируются в реестре союзов, который
ведется в соответствующем участковом суде.

Торговый реестр также ведется судами . ———————————

Сапожников Н.В.
Основные понятия, используемые в
Федеральном законе // Комментарий в
Федеральному закону «О валютном
регулировании и валютном контроле»
(постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 12.

В
состав субъектов, признаваемых
нерезидентами, включаются также
организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств
и имеющие местонахождение за пределами
территории Российской Федерации.

Например,
такими субъектами являются полные
товарищества, созданные по
законодательству стран (Германия,
Швейцария), не признающих их юридическими
лицами. В Италии не признаются юридическими
лицами коммандитные товарищества.

В
Великобритании не являются юридическими
лицами и не подлежат государственной
регистрации (инкорпорации) организации,
созданные в форме партнерства, ассоциации,
преследующие некоммерческие цели
(общественные и благотворительные
ассоциации, профессиональные союзы) с
числом членов не более 20 . ———————————

Сапожников Н.В.
Основные понятия, используемые в
Федеральном законе // Комментарий в
Федеральному закону «О валютном
регулировании и валютном контроле»
(постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2004. С.
12.

Отнесение обособленных или иных
самостоятельных структурных подразделений
организаций, как являющихся юридическими
лицами, так и не являющихся таковыми, к
резидентам или нерезидентам
осуществляется исходя из страны
резидентства самой организации.

Резидентами являются находящиеся за
пределами территории РФ филиалы,
представительства и иные подразделения
резидентов — юридических лиц. Нерезидентами
признаются находящиеся на территории РФ
филиалы, постоянные представительства и
другие обособленные или самостоятельные
структурные подразделения нерезидентов.

Статья 55 ГК РФ закрепляет общие положения
о филиалах и представительствах
юридического лица.

Представительством
является обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне места
его нахождения, которое представляет
интересы юридического лица и осуществляет
их защиту.

Филиалом признается
обособленное подразделение юридического
лица, расположенное вне места его
нахождения и осуществляющее все его
функции или их часть, в том числе функции
его

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *