Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

Телеканал «Царьград» уже много раз широко освещал как проблему оттока капитала из России, так и идущие в минфиновском закулисье разговоры о либерализации валютного контроля.

Одно из центральных предложений, получивших обсуждение как в министерстве Антона Силуанова, так и в Банке России, предполагало избавление компаний от необходимости возвращать на родину деньги, полученные после продажи на Западе добытых в России ресурсов.

Многие экономисты тогда начали бить тревогу и называли инициативу Минфина предложением «грабить Россию без ограничений». А вот сами компании, разумеется, только поддерживают такие начинания.

Кроме того, после введения в апреле санкций США против России многие политики и чиновники открыто предложили «поддержать» попавшие под антироссийские меры российские компании, отменив для них требование возвращать выручку в Россию или штрафы за ее невозвращение.

Однако сейчас в Минфине, да и в правительстве в целом идет все больше разговоров о необходимости отказа России от долларов в расчетах за международные торговые операции.

Для этого в рамках ослабления валютного контроля Минфин и предлагает стимулировать расчеты в национальной валюте, позволяя компаниям не возвращать рубли в Россию.

Приведет ли инициатива финансового министерства к переходу на рубли или она узаконит и без того существующий отток капитала?

Репатриация валютной выручки - обязательность возврата

Глава Минфина Антон Силуанов. www.globallookpress.com

Рубли оставим за границей

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» уже опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Этот документ стал первым в ряду законопроектов Минфина по валютной либерализации. Он касается двух центральных вопросов – валютного контроля за рублевыми операциями и использования физическими лицами зарубежных счетов.

Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса. В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами,

– рассказали «Коммерсанту» в Минфине.

Таким образом, по логике финансового министерства, поправки в закон о валютном контроле в части рублевых операций призваны расширить сферу деятельности российского бизнеса на зарубежных площадках и даже помочь снизить отток капитала из страны. Кроме этого, предполагается, что поправки должны снизить административную нагрузку на экспортеров.

При этом Минфин предлагает в законопроекте сделать исключение для резидентов из числа участников бюджетного процесса, которые работают через счета казначейства. В первую очередь, речь идет о ФГБУ и ФГУП.

Деньги есть, но не для населения: зачем Минфину иностранная валюта на 8 трлн?

Перспективы либерализации по рублевым операциям, как представляется, достаточно велики. Ведь все чаще звучат призывы из-за санкций США перевести вообще всю торговлю России с зарубежными партнерами на рубли.

Расчеты по нефтяным сделкам не являются тут исключением, хотя эксперты уверены в том, что такой переход в обозримом будущем невозможен – доллар остается мировым эквивалентом стоимости нефти и инструментов котирования.

В то же время при увеличении объема рублевых операций могут улучшиться условия для российского бизнеса за границей, считают в Минфине. Кроме этого, такая мера поддержала бы и зарубежные «дочки» российских банков, да и вообще увеличила бы оборот рубля за границей.

В законопроекте речь также идет о том, чтобы распространить режим счетов и вкладов в иностранных банках на «организации финансового рынка». Под ними понимаются небанковские кредитные организации – брокеры и фонды. Однако тут может возникнуть противоречие с определениями таких организаций в других юрисдикциях.

Репатриация валютной выручки - обязательность возврата

HANK50 / Shutterstock.com

Нелепость для физлиц?

Для резидентов-физлиц в законопроекте тоже есть много интересного. Основное положение касается снятия требований на зачисление средств от нерезидентов на зарубежные счета только в уполномоченных банках.

С 2020 года такие зачисления смогут проводиться без ограничений по объему и на счета не только в уполномоченных банках, но и в кредитных организациях, расположенных в странах ОЭСР (36 членов, включая США и страны ЕС) и FATF при условии, что государство ведет обмен финансовой информацией с ФНС России.

При этом поправки предполагают, что резиденты России свободно могут получать на заграничные счета выигрыши в лотерею в любом объеме и доходы от продаж драгоценных металлов. В некоторой степени данное положение, конечно, упрощает жизнь резидентов за границей, открывая им возможность получать крупные суммы на банковские счета и пользоваться ими.

Кроме того, изменения должны коснуться и принципов уведомления ФНС о счетах физлиц за границей и движений по таким счетам. Если гражданин России проживет за границей более 183 дней в году, он не должен ни о чем сообщать в ФНС вообще. Если же гражданин является полноценным резидентом России, то тут вступают в силу странные ограничения.

Так, например, ФНС можно не ставить в известность, если на счете находится не более 600 тыс. рублей (8,9 тыс. долларов) или же объем операций по счету за год не превышает этой суммы. Конечно, это малозначительная сумма для большинства живущих на две страны предпринимателей или просто обеспеченных людей.

Но такое ограничение может заставить резидента дробить вклады, чтобы не превышать безотчетный лимит.

Определенные опасения вызывает также разрешение гражданину России, проживающему бо́льшую часть года за рубежом, не представлять в ФНС информацию о своем счете и движениям по нему. Уже сейчас можно предположить, что данная лазейка будет потворствовать выводу крупных сумм на такой счет, а заодно и отъезду собственной персоны за границу.

Возможные последствия

По мнению опрошенных ранее Царьградом экспертов, Минфин четко идет по пути тотальной либерализации валютного контроля.

Рублевый шаг здесь – неплохая затравка для того, чтобы развернуть отмену контроля и затем перекинуть соответствующие нормы и на валютные операции.

Рубль используется как флаг для привлечения внимания, а затем важность рублевых операций может сойти на нет – зачем они нужны компаниям, когда будет полностью отменена репатриация валютной выручки?

Нужно заканчивать с этой историей, с обязательной репатриацией валютной выручки, сократить или вообще отменить наказание за нерепатриацию. Штрафы будут отменены, а само требование по репатриации значительно либерализовано. Эти предложения согласованы и, я надеюсь, в ближайшее время будут реализованы,

– заявил еще в мае замминистра финансов Алексей Моисеев.

При этом, как сообщал Царьград, за первые четыре месяца 2018 года отток капитала из России превысил годовой прогноз ЦБ и достиг 21 млрд долларов, тогда как регулятор предсказывал вывод только 19 млрд.

Однако в Минфине не увидели в этом ничего плохого: там сообщают, что попавшие под санкции российские предприятия очень серьезно пострадали, и оставить для них возможность не возвращать выручку на родину, то есть добавлять миллиарды в копилку выведенных из страны средств – это помощь для них, потому что их стабильность и есть стабильность всей российской сырьевой экономики.

Добавим, что, по обновленному прогнозу ЦБ, отток капитала из России в ближайшие два года будет в два раза более интенсивным, чем предполагалось ранее. Если нефть российской марки Urals будет продаваться по 65 долларов за бочку (а нынешние цены уже перевалили за 70 долларов), то частным бизнесом из страны до конца года будет вывезено как минимум 28 млрд долларов.

Интересно, что позиция ЦБ в этом вопросе была раньше противоположна инициативам Минфина. Представители регулятора заявляли, что репатриация выручки обязательна в рамках соглашения с FATF (Россия является членом договора с 2003 года) и обсуждению не подлежит. Однако затем позиция смягчилась – ради помощи подсанкционным компаниям ЦБ готов отменить штрафы за отказ репатриировать средства.

За отмену требования о репатриации также выступал и нынешний неолиберальный глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Именно он ратовал за установление открытого режима использования зарубежных счетов с последующей отменой отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах ОЭСР.

Либеральная команда понесла очень тяжелый урон в рамках смены правительства. Значит, их задача, пока они еще как бы контролируют ситуацию, максимальным образом обеспечить те планы и задачи, которые они реализовывают. Ключевая задача МВФ – это запретить любые ограничения валютообменных операций. В том числе обязательную репатриацию и т.д. и т.п. Именно эту задачу они и исполняют,

– заявил в интервью Царьграду известный российский экономист Михаил Хазин.

Он отметил, что подобные инициативы выдвигает «реальная властная группировка» в России. Ее логикой экономист считает обеспечение вливания России в западный мир, чтобы страна сначала путем открытых и неограниченных трансакций, а затем и другими способами постепенно становилась его частью.

А то, что при этом 100 млн человек как бы попадут в тотальную нищету или просто умрут, нам-то что, мы же либералы. Каждый сам за себя. Для нас это общество, эта страна ценности не представляет,

– привел Хазин пример либерального взгляда на проблему.

Насколько эффективной будет мера по стимулированию именно рублевых расчетов, потому что рубли можно не возвращать в Россию – покажет время.

Однако очевидно, что внесение поправок в закон о валютном контроле с целью этот контроль ослабить, во-первых, соответствует кудринскому плану по полному развязыванию рук олигархам, а во-вторых, вообще подкрепляет англосаксонскую идею о свободном международном движении капитала.

Репатрианты получили отсрочку

Минфин обнародовал меры по либерализации валютного контроля

Штрафы за несвоевременную репатриацию экспортной выручки будут начисляться при просрочке от 30 дней, а максимальный штраф за невозврат выручки снизится вдвое. Такие предложения, выполняя поручения президента, представил Минфин

Репатриация валютной выручки - обязательность возврата

Pascal Lauener / Reuters

Минфин предложил смягчить валютный контроль за внешнеторговыми операциями резидентов — не штрафовать экспортеров за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов (а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар), если просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за то, что средства вообще не поступили, предложено снизить с текущих 75–100% от суммы неполученных (невозвращенных) средств до 33–50%.

Проект поправок в «валютную» статью Кодекса об административных правонарушениях (ст. 15.25) опубликован Минфином на портале regulation.gov.ru.

Изначально весной 2017 года президент Владимир Путин поручил правительству подумать о снижении штрафов для должностных лиц и юрлиц-экспортеров за неполучение или задержку получения на свои банковские счета выручки за предоставленные нерезидентам товары, работы и услуги.

В конце 2017 года министр финансов Антон Силуанов анонсировал снижение нынешних «драконовских» штрафов за нарушение сроков репатриации экспортной выручки.

По закону о валютном регулировании экспортеры обязаны обеспечивать получение на свои счета в российских банках выручки от зарубежных контрагентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Это относится и к выручке в иностранной валюте, и к выручке в рублях.

О сроках, предусмотренных внешнеторговыми контрактами, российские компании обязаны сообщать уполномоченным банкам. Если средства пришли с опозданием, то за просрочку хотя бы в один день предусмотрен штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.

А если средства не поступили вовсе или поступили не полностью, возможен штраф в размере от 75 до 100% неполученной суммы. При этом оштрафовать на 75–100% могут даже в случае всего лишь задержки возврата выручки, когда поступление средств ожидается.

Срок давности по привлечению резидентов к ответственности за эти нарушения — два года.

Читайте также:  Утвержден перечень документов для признания постройки самовольной

Аналогичные наказания предусмотрены за несвоевременный возврат авансов, уплаченных российскими импортерами за неполученные из-за рубежа товары (невыполненные работы, неоказанные услуги).

Такие строгие меры изначально объяснялись необходимостью ограничения оттока денег из страны, в том числе вывода их на зарубежные счета по фиктивным договорам, но бизнес жалуется, что из-за этого часто страдают добросовестные участники внешнеэкономической деятельности.

Репатриация валютной выручки - обязательность возврата

Владимир Астапкович / РИА Новости

Теперь Минфин предлагает штрафовать, только если просрочка превышает 30 календарных дней, а штрафы за невозврат выручки (предоплаты) уменьшить до уровня «от одной третьей до одной второй размера суммы денежных средств». Новые нормы предполагается ввести с 2019 года, следует из материалов ведомства.

«В настоящее время российские компании-экспортеры попадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки на счет, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может.

В итоге российские компании вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), предоставлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета», — объясняет Минфин в пояснительной записке.

Предложенная мера, по замыслу Минфина, «позволит снизить избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов, а также при возникновении претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки».

Поправки Минфина не трогают ту часть «валютной» статьи КоАП, которая устанавливает штрафы для граждан в размере от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции, к которым, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. «Снижение штрафов в отношении физлиц за незаконные валютные операции в рамках данного законопроекта не обсуждалось», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.

Либерализация недостаточна

«С одной стороны, есть смягчение: раньше санкция наступала даже за просрочку в один день [при неполучении выручки от иностранных резидентов], а теперь — 30 дней от срока. Но дальше, по сути, все равно остается карательный штраф.

Уменьшается его размер, с 75–100% до 33–50%. Но все равно забрать 50% от валютной выручки — это карательный штраф», — говорит партнер юридической компании TaxAdvisor Дмитрий Костальгин.

Можно было бы смягчить санкции еще больше, считает он.

Судебная практика в спорах о штрафах по ст. 15.25 КоАП, как правило, исходит из того, принял ли экспортер (импортер) «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.

Поэтому, по словам Костальгина, 30-дневный срок для освобождения от административной ответственности поможет не всем. «Просрочка бывает совершенно разная по срокам. При этом проблема в том, сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы получить оплату.

Но если у вас большой контракт и важный покупатель, вы же не будете на него в суд подавать. Он вам каждый вечер обещает заплатить, иногда эти переговоры трудно подтвердить документально.

Эти аспекты часто игнорируются, особенно в последнее время, из-за того что у нас такой бюджетный подход к штрафам: они становятся источником пополнения бюджета», — рассуждает Костальгин.

В 2017 году Федеральная налоговая служба (орган валютного контроля наряду с ФТС и Банком России) собрала в бюджет 405 млн руб. штрафов за нарушение валютного законодательства и экспортного контроля, следует из данных Минфина.

«По итогам 2017 года в бюджет поступило почти 70% от суммы начисленных штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, оставшиеся суммы находятся в процедуре обжалования или взыскиваются в установленном законодательством порядке», — сообщила РБК пресс-служба ФНС.

Ведомство участвовало в рассмотрении законопроекта Минфина и представило на него положительное заключение.

Что такое репатриация валютной выручки и как проходит эта процедура, что нужно знать, чтобы не получить штраф?

Репатриация валютной выручки - обязательность возврата

Термин «репатриация» обозначает возвращение на родину. Его можно применить в отношении возвращения в родное государство граждан, беженцев, военнопленных, а также облигаций, капитала и выручки.

Установление правил репатриации, является важным рычагом в валютном регулировании каждой страны.

Понятие и порядок возврата валютной выручки, а так же многие другие аспекты, более подробно рассмотрим в статье.

Скрыть содержание

Что это такое?

Репатриация валютной выручки представляет собой возвращение резидентом валютной выручки, которую он получил в результате заключения внешнеэкономической сделки. Следует отметить, что законодатель обязывает это сделать в отношении как иностранной, так и национальной валюты. Репатриация очень важна в поддержке объема материальных благ в государстве.

Ее суть состоит в том, что экономические агенты, участвующие в международных торговых отношениях не должны полученную выручку оставлять в стране контрагента.

Если из родной страны ушли материальные блага в виде, например, товара, то и уплаченные за них финансовые средства должны поступить сюда же. Основные правила, регулирующие порядок репатриации иностранной и валютной выручки отражены в статье 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Репатриацию должна быть совершена при возникновении двух видов правоотношений:

  1. Составляют отношения, в процессе которых по определенным договорам резиденты передают нерезидентам товары, информацию, исключительные права интеллектуальной собственности, а также оказывают услуги.
  2. Отношения, при которых обязательства не исполнены должным образом. Это случаи, когда резидент уплатил нерезиденту валюту за определенные соглашением товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности и исключительные права на них, а иностранный контрагент не выполнил свою обязанность по ввозу данных благ на территорию Российской Федерации. Этот блок отношений очень важен, так как часто является средством мошенничества.

Важно! Законодатель умышленно включил их в закон, что бы исключить умышленный вывоз валюты из страны.

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

  1. Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
    • предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
    • предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.
  2. Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен Инструкцией от 4 июня 2012 года № 138-И, утвержденная ЦБ РФ.
  3. После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
  4. Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования. Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
  5. Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.

    Внимание! При поступлении финансовых средств на счет фактора из-за границы, он обязан известить об этом лицо, уступившее ему право требования в течении 5 рабочих дней.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

В какие сроки нужно осуществить?

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» репатриацию нужно осуществить в сроки, установленные внешнеэкономическими контрактами. Законодателем установлена такая обтекаемая норма в связи с тем, что каждые договорные отношения индивидуальны.

По некоторым оплата производится единовременно, по другим частями (например, ежеквартально). По некоторым оплата производится по факту доставки продукции, по другим только авансовым платежом. Таким образом, заключая внешнеэкономическое соглашение, уделите особое внимание пунктам о репатриации, с той целью, чтобы быть в силах исполнить требования действующего законодательства в этой части.

Ответственность и штрафы

За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.

Невыполнение обязанности по поступлению валютной выручки на счет резидента по внешнеэкономическому контракту (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ) Невыполнение обязанности по возврату уплаченной валюты за навезённые товары, оказанные услуги, выполненные работы (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ)
Должностные лица 4000-5000 руб. одна стопятидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Юридические лица 40 000-50 000 руб.

Институт репатриации валютной выручки играет большую роль в финансовых процессах государства. С одной стороны, он обеспечивает удержание материальных благ в государстве, с другой стороны обеспечивает родину иностранной валютой. Бытует мнение, что данное обязательство ограничивает свободу экономических агентов, заключающие гражданско-правовые соглашения.

Однако, государству в первую очередь нужно думать о благосостоянии государства.

Репатриацию валютной выручки по контрактам в рублях отменят к 2024 году

Репатриация валютной выручки - обязательность возврата

По действующему закону экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках /Максим Стулов / Ведомости

Минфин и Центробанк согласовали отмену к 2024 г. репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях, сообщил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

«Двигаться здесь надо плавно – я согласен с Центральным банком, потому что валютный контроль, движения капитала влияют на чувствительные макроэкономические показатели страны, в том числе и на курс рубля, который важен абсолютно всем, – сказал Силуанов (цитата по ТАСС). – Поэтому двигаемся здесь постепенно, поэтапно. Мы договорились, чтобы к 2024 г.

Читайте также:  При расчете прибыли сверх 300 000 рублей подлежат ли учету расходы?

полностью отменить репатриацию валютной выручки, если контракт заключен в рублях». Он подчеркнул, что Минфин и ЦБ наметили план смягчения валютного контроля для бизнеса. «Ведомости» ожидают комментариев ЦБ.

По действующему закону экспортеры обязаны зачислять как рублевую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. За каждый день просрочки компания должна платить 1/150 ключевой ставки ЦБ, а штрафы за невозврат составляют 75-100% от суммы сделки.

Ранее Минэкономразвития предложило снизить штрафы и отменить уголовную ответственность за валютные нарушения. Такие предложения содержатся в плане «Трансформация делового климата», который ведомство разработало совместно с экспертами и бизнесом, сообщал РБК. Минфин поддержал эти предложения.

ЦБ инициативы Минэкономразвития поддерживает частично, сообщали в пресс-службе регулятора. Минэкономразвития предложило давать бизнесу 30-дневную отсрочку для зачислений валютной выручки на счета в российских банках, а предельный штраф за нерепатриацию средств снизить до 5% от суммы с сегодняшних 100%.

Помимо этого министерство хочет отменить штрафы за задержку отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам (сейчас – до 600 000 руб.) и уголовное наказание за уклонение от возврата выручки в иностранной валюте.

В перспективе Минэкономразвития предлагает перейти от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех компаний, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов. В Госдуме уже находится правительственный законопроект о снижении штрафов за нерепатриацию валютной выручки и 30-дневной отсрочке.

Минфин уже несколько лет говорит о необходимости смягчения валютного контроля. Летом ведомство предложило снизить штрафы для тех компаний, кто не вернул выручку вовремя. А в сентябре Минфин предложил предоставлять льготы экспортерам, которые заключают контракты в рублях.

«Мы предлагаем льготы экспортерам за экспорт за рубли. Во-первых, послабление в части репатриации валютной выручки, во-вторых, послабления в части мер других валютного контроля.

Также рассматриваются налоговые меры, такие как ускоренный возврат НДС», – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.

В июле был принят закон об отмене штрафов за нерепатриацию выручки для компаний-экспортеров, которые попали под санкции. В октябре Минфин опубликовал очередной законопроект, который расширяет льготное валютное регулирование и на «дочки» санкционных компаний.

Согласно поправкам, такие компании смогут не возвращать на свои счета в уполномоченных банках валюту или рубли по внешнеторговым контрактам, а также не репатриировать в Россию средства, уплаченные нерезидентами за не ввезенные в Россию товары и невыполненные услуги.

Силуанов ранее называл действующие требования о репатриации валютной выручки экспортерами устаревшими, а штрафы – драконовскими. ЦБ подчеркивал, что рассматривает предложения Минфина о либерализации валютного контроля, однако не готов пойти на полную отмену регулирования.

Репатриация валютной выручки: как избежать штрафа?

Репатриация денежных средств – это обязанность участника ВЭД обеспечить поступление выручки за экспортированные товара или оказанные услуги. Для импортера репатриация подразумевает обязательство вернуть на свой банковский счёт уплаченную в качестве аванса валюту за непоставленные товары или неоказанные услуги.

Нарушение обязательств по репатриации является одним из наиболее частых оснований для возбуждения дела за правонарушение в сфере валютного законодательства.

Рекомендуем ознакомиться – «Как избежать штрафа за валютные правонарушения?»

В настоящее время на законодательном уровне широко обсуждается возможная либерализация валютного законодательства. В частности, речь идет об увеличении сроков зачисления выручки, сокращения штрафов и даже освобождения от ответственности за неисполнение обязанности по репатриации.

Проектом нового КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности за невозврат средств ниже минимального порога – 200 тысяч рублей.

На момент подготовки данного материала предполагаемые упрощения валютного законодательства остаются на стадии обсуждения и ответственность за репатриацию установлена в полном объеме.

Ответственность за репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные.

Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Штрафы

Штрафы за нарушение обязательств по репатриации можно считать драконовскими. Так, при невыполнении импортером обязанности по возврату валютной выручки за непоставленный товар ему грозит штраф от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику.

Например, если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч долларов США, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара, импортеру может грозить штраф в размере от 75 до 100 тысяч долларов. В подобной ситуации участник ВЭД не только лишен денег, уплаченных за отсутствующий товар, но и обязан уплатить штраф практически равный потерянной сумме.

Для экспортеров штраф за необеспечение поступления выручки от покупателя – аналогичный.

Рекомендации по минимизации рисков

Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

  • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

  • Помимо проверки контрагента, ключевое внимание должно быть уделено составлению внешнеторгового контракта, в максимальной степени отражающего все условия внешнеэкономической сделки, обязательства сторон и их ответственность за неисполнение.

Грамотно составленный контракт с четкими сроками поставки, оплаты, обязанностями сторон сделки, компенсационными выплатами за их нарушение и целым рядом важных положений может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

  • В отдельных случаях стоит рассмотреть возможность получения банковской гарантии под контракт поставщика.
  • В ходе исполнения контракта контрагенту должны направляться уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
  • До начала исполнения контракта участником ВЭД должен быть разработан фактический план действий в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по контракту.

Например, если в контракте местом арбитража указан Международный арбитраж Стокгольма или Арбитраж Международной торговой палаты в Вене, необходимо учитывать возможные расходы на подобные судебные процессы. Очевидно, что у декларанта должны быть компетентные юристы, способные вести процессы по Арбитражной судебной процедуре МТТ.

Что делать при не репатриации валюты?

Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации.

Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты.

Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

Помощь по делам о репатриации

Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

Требование о репатриации валюты — Право на vc.ru

При осуществлении внешнеэкономической деятельности, валютные резиденты РФ обязаны соблюдать требование валютного законодательства о репатриации валюты.

Это требование существует для недопущения незаконного вывода денежных средств за рубеж. Это требование применимо к заключенным внешнеторговым контрактам и договорам займа.

Репатриация предусмотрена в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Так, валютные резиденты РФ обязаны:

  1. Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках деньги, причитающиеся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Возвратить в РФ деньги, уплаченные нерезидентам за неввезенные в РФ или неполученные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  3. Получить от нерезидентов на свои счета в российских банках денежные средства, причитающиеся по договору займа.

    Но есть несколько исключений, когда резидент может не зачислять на свой счет в уполномоченном банке такие деньги. Об этом чуть ниже.

Срок исполнения обязанности по репатриации зависит от срока, который установлен во внешнеторговом контракте или договоре займа.

Формально требование репатриации не позволяет компаниям прекращать обязательства по внешнеэкономическим контрактам с нерезидентами путем зачета, прощения долга или новации.

Это значит, что если иностранная компания А должна денег российской компании Б по договору № 1, а при этом российская компания Б должна денег иностранной компании А по договору № 2, то зачесть взаимные требования нельзя и компаниям придется совершить две самостоятельные расчетные операции по договору № 1 и по договору № 2.

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся за счет паспорта сделки. С 1 марта 2018 года вступила в силу новая Инструкция Банка России 181-И, устраняющая требование по его заполнению. Теперь вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учет.

Читайте также:  Статьи раздела уставный капитал ао

Важно помнить, что ограничения распространяются и на договоры займа, которые на практике заключаются большим количеством российских компаний, не только осуществляющим внешнеторговую деятельность.

Сегодня отечественные экспортеры не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте B2B. Аналогичные ограничения действуют и внутри страны.

Требования валютного законодательства делают невозможным обращение к электронным денежным средствам для расчетов в рамках трансграничных коммерческих отношений, т. к.

репатриация прямо предусматривает необходимость возврата выручки по внешнеторговым контрактам на счета российских резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именно в уполномоченных банках.

Для исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

За невыполнение резидентом требования о репатриации налагается штраф.

Исключения

В законодательстве предусмотрены исключения, при которых валютный резидент РФ вправе не возвращать/возвращать не в полном объеме деньги предоставленные нерезиденту по договору займа. Это:

  • Финансирование геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых при определенных условиях, если возврат зависит от прибыли или объемов добычи.
  • Зачет встречных однородных требований по договорам займа между нерезидентном и валютным резидентом РФ, если встречное требование — это обязанность валютного резидента РФ вернуть заем, который был предоставлен нерезидентом, но только на российский счет резидента. В качестве встречного требования нерезидента, допустимого к зачету, закон допускает только требование к российской компании по возврату займа. То есть, если встречным обязательством валютного резидента РФ, например, является обязанность по оплате товара или услуг, оплате акций или взносу в уставный капитал, то зачет производить нельзя.
  • Финансирование инвестиционной и инновационной деятельности нерезидента в случае, если происходит невозврат денег в сумме вклада валютного резидента РФ в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае банкротства нерезидента. Это исключение распространяется только на определенную категорию российских резидентов — на российские компании, включенные в специальный перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в установленных законом формах, и их связанных лиц.

Другие мои статьи на схожие темы:

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru

Актуальные проблемы репатриации валютной выручки



В статье на основе обобщения судебной практики проанализированы различные проблемы, связанные с привлечением к ответственности за нарушение требований о возврате валютной выручки продавцами-резидентами.

Ключевые слова: репатриация валютной выручки, продавец-резидент, зачисление выручки от экспорта товаров, работ, услуг, участники внешнеторговой деятельности

Институт репатриации валютной выручки российскими резидентами является предметом регулирования Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валюте) [1].

Законоположения в данной части направлены на удержание нерегулируемого ввоза капитала за рубеж. Большое значение, которое придается этой проблеме, обусловлено возможными существенными экономическими потерями, а также опасностями правового характера для самих резидентов.

  • Законом о валюте содержит нормы, предусматривающие обязанность по репатриации валютной выручки.
  • В соответствии со ст. 19 названного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, анализ положений ст.

19 Закона о валюте позволяет сделать вывод о том, что если участник внешнеэкономической деятельности не выполняет требования закона о возврате валютной выручки, не контролирует получение от своих контрагентов-нерезидентов оплаты по договору, он рискует оказаться подвергнутым ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Резиденты могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4 или ч. 5 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

Если мы обратимся к общим правилам привлечения к административной ответственности, то увидим, что согласно ч. 2 ст. 2.

1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  1. Исходя из этого правила следует вывод, что при рассмотрение дела в отношении резидента по обстоятельствам, связанным с невозвратом валютной выручки, необходимо дать оценку мерам, принятым лицом для получения от нерезидентов оплаты по договору в установленный срок и зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Складывающаяся практика по оценке таких мер, а также поведения резидента, является неоднозначной и противоречивой, нередко суды при схожих обстоятельствах трактуют их по-разному, что вызывает вопросы.
  3. Так, в одних случаях, по мнению суда, что доказательствами принятия мер по соблюдению требований закона являются — телефонные переговоры с контрагентом-нерезидентом, направление писем, требований либо напоминаний о сроках платежей, необходимости погашения задолженности [2], в других случаях суды принимают во внимание факт подачи иска к контрагенту, освобождают от ответственности только при предоставлении одновременно нескольких доказательств принятия необходимых мер по получению валютной выручки [3].
  4. Отметим, что нередко на практике организации с целью избежать негативных последствий, связанных с привлечением к административной ответственности и наложением крупного штрафа, пролонгируют договор, увеличивая срок расчета, срок оплаты поставки товаров, работ, услуг, заключают для этого различные дополнительные соглашения либо применяют неденежные формы расчетов с нерезидентами, например, встречную поставку товаров.
  5. Такого рода попытки суды трактуют как стремление уйти от ответственности и не принимают во внимание при оценке возможности освобождения от наказания [4].
  6. В частности, Верховный Суд Российской Федерации не счел возможным освободить от ответственности организацию, которая договорилась с контрагентом-нерезидентом об оплате неполученной валютной выручки встречной поставкой товаров, несмотря на то, что стоимость товаров в несколько раз превысила сумму неполученной выручки [5].
  7. В научной литературе встречается точка зрения, которая содержит очень рациональные доводы, согласно которым жесткая ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки далеко не всегда содействует борьбе с утечкой капитала из страны, а наоборот, может создать отрицательные последствия для добросовестных участников внешнеторговой деятельности [6].
  8. Так, организация, которая поставила товары на экспорт и при этом не получила за них выручку из-за недобросовестности контрагента, дополнительно еще и обязана уплатить значительную сумму административного штрафа (заметим, что штрафы достигают нескольких миллионов рублей [7]).
  9. В результате вместе целенаправленной взвешенной работы по получению в установленном порядке денежных сумм с контрагента-нерезидента организация начинает заниматься продлением действия сроков расчета.

Следует признать, что санкции, установленные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, являются весьма жесткими и не всегда позволяют учитывать добросовестное поведение организации-резидента. Ранее применение суровых мер вписывалось в контекст требований ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 09.10.

1992 N 3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым были установлены предельные сроки для оплаты по экспорту и импорту товаров (работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

В условиях современного валютного регулирования, когда стороны внешнеторговой сделки вправе самостоятельно определять сроки оплаты, вопросы, касающиеся применения подобных санкций, нуждаются в дополнительном обсуждении.

Нельзя в этой связи не отметить решение Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о конституционности ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, которое имело большое значение для многих российских предпринимателей, столкнувшихся со схожими проблемами.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось ЗАО «Орлэкс», которое в своей жалобе сослалось на то, что положения п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и ч. 4 ст. 15.

25 КоАП РФ содержат неопределенность в том, какие конкретно меры являются достаточными для соблюдения продавцом-резидентом установленной законом обязанности по обеспечению получения от контрагента по договору иностранной валюты [8].

  • Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО «Орлэкс», Конституционный Суд Российской Федерации применил к правоотношениям, возникающим в сфере валютного регулирования и валютного контроля, правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П применительно к таможенным правоотношениям, согласно которой при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания [9].
  • Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации посчитал соответствующим Конституции Российской Федерации привлечение российских участников внешнеторговой деятельности к публично-правовой ответственности за действия третьих лиц, поведение которых они не имеют возможности контролировать, и предложил привлеченным к ответственности лицам рассматривать в качестве убытков взысканные с них в административном порядке штрафы своим иностранным контрагентам.
  • Полагаю, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, содержит очень важное положение, состоящее в том, что ответственность за нарушение правил валютного регулирования должна применяться лишь при условии наличия возможности для их соблюдения, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по соблюдения соответствующих правил.
  • На мой взгляд, существующая практика применения Закона о валюте в части привлечения к административной ответственности за нарушение правил о репатриации валютной выручки нуждается в совершенствовании:
  • 1) следует определить четкие критерии добросовестного поведения организации-резидента, позволяющие определить достаточность мер, предпринимаемых для истребования неполученной валютной выручки;
  • 2) обеспечить возможность (обязательность) страхования рисков невозврата валютной выручки, денежных средств, а также закрепить правила о предоставлении контрагентом-нерезидентом обеспечения возврата денежных средств.
  • Литература:
  1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859.
  2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2015 № Ф01–1585/2015 по делу А82–13654/2014 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *