Реестр недобросовестных поставщиков по 44-фз

Действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок в настоящее время говорит о том, что все заключаемые контракты должны исполняться в полной мере. В том случае, если по каким-то причинам исполнитель отказался от взятых на себя обязательств либо исполняет их ненадлежащим образом, он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что это такое и что грозит за попадание в него?

Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех исполнителях по контрактам, которые по каким-то причинам, чаще всего, не признаваемым объективными, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту. При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта подписать соглашение.

Для того чтобы ознакомиться с данными, внесенными в этот реестр и получить подробную информацию о том, кто из потенциальных исполнителей включен в данный реестр, а кто – нет, следует обратиться к официально размещенной базе данных.

Ранее вся информация, которая была доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами, размещалась в специальном разделе официального сайта Федеральной антимонопольной службы как государственного органа, уполномоченного на проведение процедур контроля за осуществлением государственных закупок.

В настоящее время все данные перенесены в соответствующий раздел Единой информационной системы в сфере государственных закупок, а доступ можно получить путем обращения к сайту zakupki.gov.ru.

Если ранее данный реестр был ограничен в части использования, так как информация в нем могла быть получена только потенциальными заказчиками, то на сегодняшний день Реестр недобросовестных поставщиков является открытым ресурсом и позволяет получать информацию всем тем, кто к нему обратился.

Причины включения в РНП

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков – это всегда мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать исполнителя по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков происходит в тех случаях, когда нет возможности по-другому воздействовать на исполнителя контракта в связи с неоднократными нарушениями им не только взятых на себя обязательств, но и положений действующего законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупок.

К числу основных нарушений на сегодняшний день, предусмотренных статьей 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», относятся:

  • уклонение победителя, определенного по результатам проведения той или иной закупочной процедуры, от подписания контракта. При этом если победитель не может подписать предоставленный проект контракта по объективным причинам (например, подпадание под санкции или приостановление действия организации-победителя по причине возникновения стихийных действий природного или техногенного характера), и о такой невозможности подписания уведомлен государственный заказчик, то такие действия потенциального исполнителя не будут считаться уклонением от заключения контракта. Однако объективность причин отказа придется подтвердить документально;
  • неисполнение в срок обязательств по подписанному контракту, если такое неисполнение не имеет под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные. В том случае, если исполнитель контракта заранее уведомляет государственного или муниципального заказчика о том, что по объективным причинам не может исполнить контракт в срок и документально подтверждает наличие таких объективных причин, то такое неисполнение не становится основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • ненадлежащее исполнение обязательств, которые были взяты на себя победителем закупочной процедуры.

К ненадлежащему исполнению относятся следующие действия со стороны победителя закупочных процедур:

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

  • поставка товара, оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества, которые государственный заказчик не может принять, о чем составлен соответствующий акт, а сам факт ненадлежащего исполнения контракта отражен в соответствующем акте экспертизы и аналогичных документах;
  • исполнение контракта, независимо от того, что именно входит в объект закупки для государственного или муниципального заказчика, с серьезными нарушениями сроков работы. Факт такого нарушения сроков должен быть отражен в приемочных документах, чтобы послужить основой для признания нарушения сроков действующего контракта как существенных условий такого контракта;
  • превышение установленной в результате закупочной процедуры цены контракта без наличия на то объективных обстоятельств либо поставка по указанной цене товара, который не соответствует требованиям государственного заказчика, установленным в документации к проводимой закупочной процедуре.

Каждый из перечисленных случаев нарушения, полного или частичного неисполнения заключенного государственного или муниципального контракта выступает в качестве оснований для внесения сведений об исполнителе такого контракта в РНП.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

Не играет роли, идет речь о физическом или юридическом лице – последствия будут едиными для всех недобросовестных исполнителей, которые были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.

Все перечисленные последствия направлены на то, чтобы ограничить возможности таких исполнителей участвовать в государственных процедурах определения поставщика, направленных на удовлетворение нужд различных государственных и муниципальных учреждений.

Процедура внесения сведений

Внесение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании соответствующей заявки, поданной заказчиком, пострадавшим от действий недобросовестного исполнителя. Такая заявка должна быть подана в уполномоченные государственные органы, которые ответственны за ведение данного реестра.

Общий порядок действий по включению недобросовестного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом:

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

  1. Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта, подписанного с таким исполнителем. Нарушения могут быть по срокам выполнения контракта, а также по качеству и виду оказываемых услуг, поставляемых товаров и выполняемых работ. Однако каждый вид такого нарушения должен быть зафиксирован в виде специального экспертного заключения или протокола.
  2. Передача сведений о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в уполномоченный государственный орган, который занимается контролем за выполнением государственных и муниципальных закупок. В настоящее время такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
  3. Передача данных на недобросовестного исполнителя в Федеральную антимонопольную службу для внесения данных в Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. По итогам проведения специальной проверки уполномоченными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы происходит установление действительности отраженных в заявлении о включении в РНП исполнителя фактов и последующее включение таких исполнителей в содержание Реестра.

Сведения вносятся в РНП на срок не менее двух лет. Однако если будет установлен факт повторного нарушения действующего законодательства или условий другого заключенного контракта, срок нахождения в РНП может быть продлен.

Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП

Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков – это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.

  • В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.
  • Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.
  • Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.

Меры ответственности, которые налагаются на юридическое лицо, коим является государственный или муниципальный заказчик, определяются отдельно в зависимости от количества выявленных нарушений.

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства.

Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы.

Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vklucenie-v-reestr.html

Рнп реестр недобросовестных поставщиков — внесение участников закупок 2020 г

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ 1. Включение участников закупок в реестр РНП по 44 и 223 ФЗ2. Что такое РНП (реестр недобросовестных поставщиков)3. Внесение в РНП4. Участие в закупках поставщиков находящихся в РНП5. Видео-инструкция реестр недобросовестных поставщиков В реестр РНП включают поставщиков товаров, услуг и работ, недоброкачественно выполнившие ранее поставленные перед ними обязательства.

Могу ли я как поставщик принимать участие в тендере, если нахожусь в реестре недобросовестных поставщиков? Сложный вопрос, требующий знания из следующих фактов

Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?

             Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

Работать с авансированием

2. Что такое РНП (реестр недобросовестных поставщиков)

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) несёт в себе информацию о тех поставщиках, подрядчиках или исполнителях, которые уклонились от заключения контракта, либо договор с которыми был расторгнут в одностороннем порядке, а так же по решению суда в связи с нарушением условий контракта.

В данном случае поставщик на 2 года лишается права участия в госзакупках.

Заказчик вправе требовать информацию об отсутствии участника закупки, его учредителей и руководителя в РНП, что указывает в своей закупочной документации (ч.1.1. ст.31. 44-ФЗ)

Важно помнить о «двойном рубеже», когда заказчик устанавливает требование об отсутствии сведений об участнике не только в реестре по 223-ФЗ, но и по 44-ФЗ.

Коммерческие закупки также могут включать в себя такие требования.   Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

3. Внесение в РНП

Ваше нахождение в одном из таких реестров не означает полного лишения возможности участия в тендере.

Вы можете подавать заявки на участие в тендерах, однако лишь для создания видимости конкуренции, так как заявка в любом случае будет отклонена. Конечно, на таком простом способе нельзя достаточно зарабатывать.

Спасение находится в участии в электронных аукционах. Такая схема называется «Таран». Т.е. определенный участник ставит в начале торгов минимальный шаг 0,5% или 1% от НМЦК. Затем два других участника, находящихся в РНП (либо сознательно допустивших ошибку во 2-й части заявки, либо не приложивших нужный документ) начинают торг между собой и быстро снижают цену.

Они снижают цену до той отметки, когда другим участникам подавать свои предложения уже не целесообразно. На этом аукцион завершается. По итогам рассмотрения 2-х частей заявок тех участников, которые активно торговались друг с другом, отклоняют и победителем признается участник, сделавший шаг в самом начале аукциона, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Именно так участники, находящиеся в РНП, могут держаться на плаву, используя «серую» схему.

Важно, что согласно ч.22, ст.44 44-ФЗ участник закупки, отклоненный по 2-й части заявки в третий раз за квартал на одной электронной площадке, берёт на свой счёт обеспечение последней заявки.

Да, участие в тендерах при наличии сведений в РНП реально, но не вполне законно и мало чем выгодно. Но с 1 июля 2018 года и такая возможность пропадает. Однако можно заключить прямые контракты при чем без участия в тендере и получать на этом прибыль.

4. Участие в закупках поставщиков находящихся в РНП

Согласно новым правилам п.5 ч.11 ст. 66 44-ФЗ, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона.

В случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления Заказчиком требования, предусмотренного ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.

А это означает, что теперь необходимо вести «честную игру». Добросовестно выполняйте взятые на себя обязанности и не попадайте в реестр недобросовестных поставщиков. Испытываете сложности с участием в торгах?

             Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

Выбрать заказчиков для работы по прямым договорам

5. Видео-инструкция реестр недобросовестных поставщиков

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/vklyuchenie-uchastnikov-zakupok-v-reestr-rnp-po-44-fz-i-223-fz/

Госзакупки: последствия попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Как туда не попасть?

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

«Поставщик императорского двора» – данный титул, ласкающий слух любого бизнесмена, когда-то получали купцы и предприниматели, предоставлявшие товары для царственных особ.

Звание было весьма престижным, ведь качество бренда, оцененное самим императором, не подлежало сомнению, как и безупречная репутация поставщика. Лучшей рекламы товаров и услуг для бизнесмена было не придумать.

Правда, чтобы добиться права поставлять товары, претенденту приходилось добрый десяток лет подтверждать высокое качество своей продукции, участвовать в промышленных выставках, не иметь нареканий от покупателей и т. п.

Современным аналогом данной вышеописанной процедуры можно считать госзакупки, в которых принимают участие все желающие при соблюдении соответствующих требований. Закупки – прибыльное дело, однако ему сопутствуют определенные риски.

К примеру, если компания или предприниматель попадут в реестр недобросовестных поставщиков, это может иметь весьма плачевные последствия для их бизнеса.

Как избежать подобной ситуации, рассказывает Валерий Овечкин, консультант, бизнес-тренер по госзакупкам.

– Валерий, что такое РНП в общих чертах?

В этот реестр попадают компании, которые не подписали или не выполнили государственный контракт (нарушили его условия). Иными словами, это опубликованный в свободном доступе черный список поставщиков.

Какие санкции влечет попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Компании из этого списка в дальнейшем не смогут участвовать в государственных торгах на протяжении двух лет.

Кроме того, если вы являетесь учредителем ООО и ваш ИНН попал в РНП, то вы, будучи в статусе индивидуального предпринимателя или учредителя в других компаниях, также не сможете участвовать в торгах.

И соответственно в закупках не могут участвовать компании, учредителем которых вы являетесь.

Другие негативные последствия отсутствуют, но и эта санкция для многих компаний является роковой и буквально закрывает дорогу в бизнес, ведь в первую очередь наносится ущерб ее деловой репутации, а предприниматель не может, например, учредить новое общество для участия в госзакупках.

– Возможно ли не попасть в РНП, даже если имели место конкретные нарушения?

– Прежде всего нужно знать, что при внесении в РНП за неподписание или неисполнение контракта заказчики согласно части 12 статьи 95 ФЗ 44 должны придерживаться четко прописанных в законе правил и соблюдать определенные процедуры. Если хотя бы одно из этих правил нарушено, то ФАС, если вы ей на это укажете, решит, что вас не нужно вносить в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральная антимонопольная служба заинтересована в сохранении конкуренции, и компания имеет все шансы избегнуть черного списка, если имеются хоть сколько-нибудь обоснованные сомнения в ее виновности.

Второе, что следует учитывать, – это обстоятельства дела. Если речь идет об электронном аукционе и у вас на расчетном счете было обеспечение контракта, или была выпущена банковская гарантия, или вы намеревались подписать этот контракт, но не смогли этого сделать по не зависящим от вас причинам (не работала ЭЦП, отключился Интернет и т. п.), это тоже не является поводом для внесения в РНП.

Важно учитывать еще один момент. Внесение в РНП – процесс длительный, он занимает минимум 40 дней, и на протяжении этого периода вы можете участвовать в госзакупке.

Наконец, если речь идет об аукционе, запросе котировок или каком-то другом формате торгов по ФЗ 44, вы можете не подписывать контракт безо всяких санкций, если докажете, что со стороны заказчика имелись нарушения в техническом задании. Приведу примеры из личного опыта.

Компания выиграла тендер на снос дома, но часть работ по сносу уже была произведена с нарушением ТЗ, или поставщик победил в запросе котировок и не смог подписать контракт, потому что вовремя не получил проект контракта. В обоих случаях никаких наказаний со стороны ФАС не последовало.

Правило всего одно: если вы чувствуете, что заказчик в чем-то неправ, либо можете доказать, что не смогли подписать или исполнить контракт по каким-то не зависящим от вас причинам, уведомите об этом ФАС, когда вас пригласят на заседание.

В качестве крайней меры вы можете обратиться к специалистам, которые во время процедуры внесения в РНП в 80 % случаев помогут этого избежать. Стоимость такой услуги порядка 20–25 тыс.

рублей, что часто несравнимо с теми убытками, которые вы понесете в случае попадания в этот реестр.

  • Программа для поиска тендеров (регулярно) — AuSe scanner
  • Робот AuSe для выигрыша в тендерах и на аукционах.
  • Материал написана по документам из открытых источников.

Источник: https://ausee.ru/articles/reestr-nedobrosovestnyh-postavshikov

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр. 

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт.

Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки.

Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС. 

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт 

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы. 

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Читайте также:  Заявление об отзыве исполнительного листа - образец

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/308

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для включения, правила ведения, образец справки об отсутствии в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой ресурс, где содержатся сведения обо всех участниках закупок, не исполнивших свои обязательства перед государственными заказчиками в рамках 44-ФЗ. Реестр выступает «черным списком» подрядчиков.

Общие сведения

В законодательстве отсутствует понятие реестра недобросовестных поставщиков. Но под ним понимается перечень исполнителей, которые были признаны недобросовестными по 44-ФЗ. Ведение данного реестра направлено на предупреждение всех участников контрактной системы о неблагонадежности контрагента.

В отрасли закупок товаров, работ и услуг различают несколько реестров недобросовестных поставщиков:

  • тот, который ведется по 44-ФЗ и содержит сведения о недобросовестных поставщиках в рамках контрактной системы;
  • реестр по 223-ФЗ;
  • реестр подрядных организаций по Постановлению Правительства №615 от 2016 года.

Самым многочисленным является реестр недобросовестных поставщиков, который ведется по 44-ФЗ. В настоящее время в него входит более 10 тысяч поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков начали вести еще в 2006 году в рамках 94-ФЗ, который являлся предшественником 44-ФЗ.

В реестре по 223-ФЗ состоит гораздо меньше участников, чем по 44-ФЗ, так как к поставщикам предъявляют более лояльные требования.

Реестры по 223-ФЗ и 44-ФЗ не пересекаются. Если поставщик включен в реестр по 223-ФЗ, то он вправе участвовать в закупках в рамках контрактной системы и наоборот. Ведение реестра недобросовестных поставщиков в рамках контрактной системы регулируется в ст. 104 44-ФЗ.

На основании п. 2 ст.

104 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включают сведения об участниках закупок, с которыми государственный заказчик расторгнул контракт по решению суда или при одностороннем отказе от исполнения государственного контракта со стороны заказчика из-за существенных нарушений условий договора.

В п. 3 ст. 104 44-ФЗ закреплен перечень информации, который передается в реестр. Это:

  1. Сведения о поставщике: его наименование, местонахождение (для юрлица), ФИО (для физлица или ИП), ИНН.
  2. Сведения об учредителях юрлица и руководителях юрлица.
  3. Дата проведения электронного аукциона, подведения итогов закупки в виде конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса), запроса предложений и котировок в случае, если победитель данной закупки уклонился от подписания контракта.
  4. Дата подписания неисполненного или исполненного ненадлежащим образом контракта.
  5. Дата расторжения контракта в одностороннем порядке со стороны заказчика с указанием основания расторжения (если контракт был расторгнут без соглашения сторон в одностороннем порядке).
  6. Идентификационный код госзакупки.
  7. Объект закупки, сроки его исполнения, цена контракта (существенные условия).
  8. Дата поступления сведений в РНП.

ФАС также присваивает каждой записи в реестре свой номер и указывает наименование органа, включившего сведения в РНП.

Полномочия по ведению реестра недобросовестных поставщиков закреплены за Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по ч. 1 ст. 104 44-ФЗ.

Именно ФАС принимает решения о включении поставщика в реестр, ведет РНП, удаляет и исправляет неактуальную информацию и пр.

Но факты о нарушении условий реализации контракта по 44-ФЗ в ФАС передает сам заказчик.

Антимонопольный орган не занимается поиском недобросовестных поставщиков по своей инициативе.

Рнп фас — официальный сайт

Хотя полномочия по ведению реестра недобросовестных поставщиков закреплены за ФАС, но вся информация о поставщиках представлена не на сайте антимонопольного органа, а в ЕИС. Под реестр здесь выделен специальный раздел, его можно найти в пункте «Контроль и аудит».

До вступления в силу ФЗ-44 (до 2014 года) реестр располагался по ссылке. Но теперь понятие РНП ФАС было упразднено, вместо него действует реестр на официальном сайте госзакупок.

Информация из реестра представлена в открытом доступе, и каждый желающий может ознакомиться с его содержанием безвозмездно (на основании п. 8 ст. 104 44-ФЗ).

Последствия внесения информации об участнике закупок в РНП

Нахождение сведений о поставщике в реестре фактически закрывает ему доступ к закупкам по 44-ФЗ. Согласно положениям закона о контрактной системе, заказчики вправе прописывать требования к поставщику об отсутствии его в реестре, хотя и не обязаны этого делать. Но по сложившейся практике практически все закупки предполагают ограничения для участников, которые состоят в РНП.

Право на установление требований о включении в закупочную документацию требования об отсутствии компании в реестре предоставлено заказчику в ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ. Наличие таких сведений о поставщике в реестре, в том числе сведений о его учредителях и членах исполнительного органа, является законным основанием для отклонения заявки от такого участника.

Порядок внесения информации

При включении сведений в реестр ФАС ориентируется на порядок, утвержденный Постановлением Правительства №1062 от 2013 года.

В РНП попадают сведения о неблагонадежных контрагентах по 44-ФЗ: об ИП и организациях, об учредителях и руководителях юрлица, членах правления и иного коллегиального органа.

Перед тем как передавать сведения о поставщике в реестр, заказчику стоит зафиксировать факт допущенных нарушений в ходе процесса подписания контракта или при его исполнении. Факт нарушений фиксируется в протоколе, и об этом уведомляется поставщик в письменной форме.

Порядок внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков будет следующим (на основании п. 7 ст. 104 44-ФЗ):

  1. Заказчик в установленные сроки передает комплект сведений для включения данных в реестр.
  2. ФАС будет проверять предоставленные документы в течение 5 дней после их поступления (ранее указанные сроки составляли от 10 дней).
  3. В комиссии, которая рассматривает вопрос внесения в РНП, могут участвовать две стороны: поставщик и заказчик.
  4. При подтверждении достоверности предоставленных данных и фактов ФАС включает информацию о поставщике в реестр в течение 3 рабочих дней.

Для включения информации в РНП заказчик должен предоставить в ФАС установленный комплект сведений:

  1. Обоснование решения об одностороннем расторжении контракта заказчиком (если оно было принято без судебного решения).
  2. Судебное решение о расторжении контракта (копия).
  3. Протокол допущенных нарушений поставщиком.

Сроки включения сведений

Сроки для передачи заказчиком информации в ФАС для включения данных в реестр установлены следующие:

  1. Три рабочих дня с даты признания победителя конкурентной процедуры уклонившимся от подписания контракта (на основании ч. 4 ст. 104 44-ФЗ).
  2. Три рабочих дня с даты уклонения от подписания контракта участника, который выступает единственным поставщиком, если контракт подписывается по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. В аналогичные сроки при расторжении контракта по решению суда (сроки отсчитываются с даты принятия этого решения) или при расторжении контракта в одностороннем порядке (на основании ч. 6 ст. 104 44-ФЗ).

Сведения в реестре недобросовестных поставщиков будут храниться не менее 2 лет (на основании ч. 9 ст. 104 44-ФЗ). После указанного срока сведения о поставщике будут автоматически удалены из реестра, и тот сможет продолжить участие в закупках по 44-ФЗ.

Никаких дополнительных документов для удаления сведений о компании из реестра передавать не нужно.

Основания для включения в реестр

Основания для включения информации в реестр достаточно разнообразны, но в 44-ФЗ приведены исчерпывающие причины для попадания в РНП. Их две:

  1. Уклонение от подписания контракта.
  2. Недобросовестное исполнение своих обязательств по контракту.

В качестве оснований для передачи сведений в реестр выступают:

  1. Участник стал победителем конкурентной закупки, но уклонился от подписания государственного контракта. При этом государственный заказчик подписал контракт с участником, который стал вторым или не подписал его. К уклонению от подписания контракта приравниваются пропущенные сроки подписания госконтракта, непредставленная обязательная информация для подписания контракта. Уклонением также могут считаться такие случаи: банковская гарантия для внесения обеспечения исполнения контракта признана неверной; не было внесено обеспечение по исполнению госконтракта; не прикреплена платежка о внесении денежного обеспечения исполнения контракта; были допущены ошибки в государственном контракте; не предоставлены все подписанные экземпляры контракта.
  2. Единственный допущенный до торгов участник уклонился от подписания контракта, либо уклонился тот участник, который оказался единственным подавшим заявку на участие.
  3. Контракт с участником расторгли по судебному решению.
  4. Государственный участник принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ сведения о поставщике не передаются в реестр. Таким образом, при расторжении контракта по соглашению сторон или по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ сведения о нем не перенаправляются в реестр, так как наличие договоренности о расторжении контракта указывает на отсутствие признаков недобросовестности поставщика.

Сведения не включаются в реестр, если договор был расторгнут в третейском суде. В этом случае для передачи сведений в реестр нужно получить решение арбитражного суда.

Заказчик не должен передавать сведения в РНП, если от подписания контракта уклонился участник, заявке которого присвоен второй номер. Такие пояснения предоставили Минэкономразвития в письме от 2015 года №Д28и-1968, ФАС в письме от 2014 года № АЦ/50130/14. Связано это с тем, что указанные лица не обязаны подписывать договор, поэтому никаких санкций для них неподписание контракта не имеет.

Как проверить организацию на нахождение в РНП

Отсутствие сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков указывает на ее добросовестность или на то, что она ранее не участвовала в сфере государственных закупок по 44-ФЗ.

При наличии такой информации у участника ограничены возможности для участия в закупке. Поэтому перед тем как допустить поставщика к закупке, заказчики обычно проверяют наличие сведений о нем в реестре.

Для проверки сведений о наличии поставщика в РНП или о его отсутствии в реестре необходимо перейти на главную страницу в ЕИС.

На панели выбирается пункт «Контроль и аудит». В открывшемся списке нужно выбрать опцию «Реестр недобросовестных поставщиков». Для того чтобы получить сведения о поставщиках, которые входят только в реестр по 44-ФЗ, нужно убрать галочку с перечня недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

Проверку поставщика в реестре можно вести по ИНН. Для этого номер указывается в поисковой строке, и нажимается кнопка поиска. Без ИНН поставщик не может зарегистрироваться в ЕИС. Для быстрого поиска можно указать наименование контрагента.

На сайте ЕИС предусмотрена возможность автоматической проверки контрагента на то, состоит ли участник в РНП. Данная процедура выполняется в процессе рассмотрения итоговых протоколов и протокола рассмотрения единственной заявки на участие.

Данные из реестра автоматически проверяются в отношении победителя или компании, которые заняли второе место (если такие были). Если сведения о поставщике будут обнаружены в реестре, то система выдаст предупреждение. Предупреждение возникает в момент публикации итогового протокола.

Как подтвердить отсутствие

С учетом положений ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ заказчик вправе установить требования об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки, хотя и не обязан этого делать. Заказчик может и не устанавливать требования об отсутствии компании в реестре, но это встречается очень редко.

На основании ч. 8 ст. 31 44-ФЗ закупочная комиссия не вправе возлагать на участников подтверждать свое соответствие требованиям. Заказчик должен сам определить факт наличия или отсутствия сведений о компании в реестре. Но если участник сам проявил инициативу, то он может подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков можно посмотреть здесь.

Вместо этой справки участник может передать заказчику обычное письмо на официальном бланке с указанием на отсутствие сведений о компании в реестре. Задекларировать факт отсутствия в реестре можно и в составе декларации о соответствии участника закупки требованиям ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

Административная ответственность заказчика за непредоставление или несвоевременное предоставление информации и документов в ФАС

Передача информации об участнике для включения ее в РНП — это не право, а обязанность заказчика. Если поставщик нарушил положения договора или действующий регламент подписания контракта, то заказчик обязан сообщить об этом в ФАС. При невыполнении этой обязанности заказчика привлекут к ответственности по ст. 19.7.2 КоАП.

Штрафные санкции для заказчиков установлены как за нарушение сроков, так и за несоответствие документации установленным требованиям. За нарушение сроков передачи сведений в РНП штрафы составляют 20-30 тыс. р.; за несоответствие документации, поданной для внесения участника в РНП, полагается штраф в размере 30-50 тыс. р.

Как исключить попадание поставщика в РНП

Чтобы поставщику не попасть в РНП, ему следует:

  1. Добросовестно исполнить свои обязательства по контракту.
  2. Внимательно изучать закупочную документацию.
  3. При необходимости реализовывать свое право на обжалование действий заказчика.
  4. Принимать участие в заседаниях комиссии ФАС по вопросу включения в РНП.

Но если сведения о поставщике попали в РНП, то у поставщика есть два варианта действий: дождаться своего исключения из реестра через 2 года или постараться его обжаловать.

Как оспорить действия заказчика

Чтобы сведения о поставщике не внесли в реестр, ему следует оспорить действия заказчика.

Так, если поставщика признали уклонистом, вынесли в отношении него протокол и направили такой протокол в ФАС, то поставщик может попробовать опротестовать его в антимонопольном органе.

Если ФАС признает жалобу обоснованной, то протокол отменят и закупку опять вернут на этап подписания контракта с заказчиком.

Если поставщик доказал свою правоту на заседании комиссии о внесении сведений в РНП, то он также может быть признан добросовестным поставщиком. На заседании комиссии поставщику нужно подтвердить и аргументировать, что его вина в неподписании контракта отсутствует.

Этот факт необходимо подтвердить документально, приложив скрины и иные доказательства отсутствия вины.

В случае если комиссия вынесла решение в пользу заказчика и сведения о поставщике передали в РНП, то единственное, что ему остается — это постараться обжаловать сведения заказчика в судебной инстанции.

Суд может признать незаконным включение в реестр и отменить его.

Для подачи жалобы и отмены решения заказчика об уклонении от подписания контракта необходимо:

  1. Определиться с предметом жалобы и нарушенными заказчиком нормами.
  2. Подать аргументированное возражение на жалобу заказчика. При его подготовке стоит учитывать судебную практику, гражданское законодательство и пр. При подготовке жалобы следует ознакомиться с образцами жалобы из ЕИС.
  3. Подготовить текст жалобы. Он не может быть анонимным и должен содержать указание на пункты 44-ФЗ, которые нарушил заказчик. Полный спектр сведений в жалобе должен быть указан, согласно ст. 105 44-ФЗ.
  4. Выбрать подходящую форму передачи жалобы: в территориальный орган ФАС в письменном виде; в форме электронного документа, подписанного ЭЦП; на сайте ФАС в электронной приемной.

При подаче жалобы стоит постараться уложиться в установленные сроки. Обычно они составляют не более 10 дней с момента оформления и передачи протокола заказчиком.

После поступления жалобы в ФАС у контролирующей инстанции будет 5 дней на ее рассмотрение и отправку уведомления по результатам. Если жалоба была принята, то назначается заседание комиссии, на котором выносится решение об обоснованности жалобы.

ФАС направляет поставщику уведомление о назначении комиссии по вопросу рассмотрения обоснованности жалобы. Уведомление приходит поставщику на почту и содержит сведения о том, что назначена комиссия; о сроке, месте и времени ее проведения; список обязательных сведений, которые нужно взять с собой; напоминание о необходимости отправки уведомления о назначении комиссии.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ — это своеобразный черный список подрядчиков, который делает невозможным участие в закупках в рамках контрактной системы в течение 2 лет.

Заказчик обязан передать сведения о поставщике, который уклонился от подписания контракта или исполнил его недобросовестно, в ФАС.

ФАС на основании рассмотрения сведений, предоставленных заказчиком, принимает решение о включении сведений о компании в реестр или об их исключении.

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/rnp.html

Недобросовестный поставщик по 44 ФЗ

В современный век рыночных отношений довольно большое число участвующих в закупках попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Туда заносят тех, кто совершил нарушения в части заключения контракта, сделки с заказчиком в силу каких-либо обстоятельств. Поставщик наказывается сроком до двух лет. По истечении оного его в тот же день, что и день включения, должны удалить из реестра.

Списки формируются Федеральным антимонопольным комитетом, но основанием для включения в такой реестр служит решение суда, хотя некоторым поставщикам удается оспорить этот факт. Для того, чтобы признать решение судьи необоснованным надо тщательным образом подготовить и продумать все действия.

Проверить организацию

Проверить организацию на присутствие в реестре недобросовестных поставщиков по ИНН или ее названию, можно по ссылке:

http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Недобросовестный поставщик по 44-ФЗ

В части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ сказано следующее. В реестр недобросовестных поставщиков попадают данные участников закупок, которые просрочили или отказались от заключения договора, нарушили требования, прописанные в нем. Или же те поставщики, договор с которыми расторгнут по решению суда. 

Сравнительный анализ 94 и 44 ФЗ

В первую очередь проведем сравнительный анализ старого (94-го) и нового (44-го) законов, когда участника торгов признавали уклонившимся от заключения договора.

В результате сравнения видим идентичные положения, о том что закон в старой и новой редакции признавал поставщика уклонившимся от обязанностей по заключению контракта, если в назначенный период заказчик не получал заверенный договор или бумаги, подтверждающие обеспечение договора. Расхождения в законах тоже имеются, но они не настолько значимы и затрагивают в основном пункты электронных торгов (аукциона).

Плюсы и минусы ФЗ

В старом законе предусмотрено, что на уклонившегося от исполнения обязательств участника, заказчик вправе подать заявление о его недобросовестности в период до трех дней. Далее место победителя достается второму по очереди участнику, и обязательства переходят уже к нему.

Новый закон позволяет отказаться от заключения договорных отношений второму участнику в списке поставщиков, если он по каким-либо причинам решит не принимать на себя такие обязательства. Но, в нем прописано условие, если предметом закупок является запрос котировок, то следующий по очереди за отказавшимся участник, также как и раньше обязан заключить договор с заказчиком.

Еще одним главным плюсом в новом законе стало предоставление отсрочки на срок не более 30-ти дней. Таким образом, если у поставщика или заказчика возникают причины, затрудняющие заключение договора, то необходимо поставить сторону в известность в течение одного дня. Для этого нужно предоставить всего лишь письменное уведомление.

Решение о внесении в реестр

Судебные инстанции, рассматривающие дела по включению участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуются причинами, побудившими виновную сторону отказаться от выполнения названных обязательств. Суд тщательно анализирует все доводы поставщика и если судом будут приняты доказательства, то только тогда решение Федеральной антимонопольной службы о недобросовестности будет отменено.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/236-nedobrosovestnyj-postavshchik-po-44-fz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *