Производство в суде надзорной инстанции

Конституция нашей страны предоставляет жителям защиту прав в суде, еще протекцию свобод и интересов, утвержденных законодательно. Для наибольшей объективности и действенности правосудия, возможные упущения судопроизводства могут исправлять посредством изменения вердиктов и определений суда в надзорном порядке.

Под надзорным производством понимают методику проверки судебных постановлений, заступивших в законную силу.

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции

Надзор в уголовном процессе, административных и гражданских делах производится Верховным судом (ПВС) нашей страны.

Полномочия

Оспорить в ПВС допустимо вердикты и определения, полученные от судов первой, кассационной и апелляционной инстанций.

Сюда относят еще региональные военные суды, коллегиальные подразделения высшего судебного органа.

ПВС принимает во внимание обжалования вердиктов, уже начавших действовать, и определений ВС РФ, утвержденных им по первой инстанции, когда подобные вердикты выступали при вынесении апелляции.

Когда жалобы будут проанализированы, ПВС нашей страны должен будет составить определение:

  • отрицательное относительно направления жалобы для изучения в процессе заседания ПВС;
  • положительное относительно направления жалобы, отправка с делом в заседание ПВС России.

Производство в суде надзорной инстанции

В Президиуме Верховного суда можно оспорить вердикты других судов

Председатель суда или лицо, его замещающее, вправе возразить вынесенному судьей ВС вердикту. Это касается отрицательного решения относительно утверждения жалобы. Тогда оформляется документ об отмене отказа, а впоследствии надзорная жалоба отправляется на заседание суда.

Когда происходит отмена актов суда по надзорному регламенту, Верховный суд обязан использовать данные критерии, способные попасть под нарушающие.

КритерийПримечание
Нарушения прав и свобод человека и гражданина Они регламентируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами, общеизвестными нормами и принципами международного права.
Нарушения прав и законных интересов неопределенного числа граждан Нормы также указаны в различных законодательных актах РФ и других стран.

Акт суда можно отменить, когда расшифровка и трактовка судом толкования норм права слишком однообразна.

Производство в суде надзорной инстанции

Верховный суд обязательно учитывает нормы Конституции

Жалоба надзорного плана обязана быть рассмотрена судьей. Когда имеется нужда в затребовании дела, судья может вынести определение, «замораживающее» исполнение судебного решения до момента завершения процессуальной деятельности в надзорном суде. Временной отрезок, отводимый на возможное оспаривание судебного вердикта, составляет максимум три месяца с момента начала действия.

Обратите внимание! Если вы пропустили сроки, то обжалование может быть принято с заявлением заинтересованного гражданина.

Понятие и значение производства

Производство в суде надзорной инстанции представляет собой анализ соблюдения законодательства, обоснованность приговоров, который производится по прошению участника судебного разбирательства

В роли утверждения инстанции надзора выступают:

  • люди, участвующие в ходе суда;
  • процессуальный статус участников;
  • выдвинутые временные рамки;
  • вердикт об утверждении постановления в форме документа.

Надзорная роль в судебных процессах:

  • используется для отслеживания следования законодательству, постановлений нижестоящих органов, анализа причин для вынесенных приговоров, начавших действовать;
  • помимо оспариваемого постановления либо приговора, отслеживаются любые акты, оформленные в процессе кассационного либо апелляционного пересмотра;
  • само предоставление обжалования не обещает, что дело будет рассмотрено заново;
  • на подачу обжалования имеет право должностное лицо, действия должны быть согласованы с правилами УПК.

Новое рассмотрение дела произойдет:

  • когда цель жалобы – улучшить положение осужденного гражданина;
  • после выдвижения предположительного решения о допуске по выбору судьи.

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции не гарантирует, что приговор будет изменен

Обратите внимание! Дело не всегда попадает в «надзорный» этап. Рассмотрение в данный временной отрезок не производится в обязательном порядке. Это происходит лишь тогда, когда осужденный думает, что решение относительно его дела несправедливо.

Прежде чем начать производство по надзору, законодатель установил необходимость решения основных задач.

  1. Обнаружение отклонений от существующих законов нижестоящими инстанциями суда.
  2. Избавление от проблем, связанных с отсутствием официальных пояснений к использованным нормам права.
  3. Обнаружение и исправление ошибок и совершенных нарушений посредством отправки дела обратно нижестоящей инстанции либо смена приговора.

Зачем нужно надзорное производство:

  • для общего анализа апелляции с гарантией соблюдения прав, регламентируемых Конституцией: иными словами, осужденный может защищать собственные права любыми законными путями;
  • для преграды, не позволяющей выносить несправедливые судебные решения, если нормы законодательства игнорируются;
  • для наибольшей эффективности работы суда посредством применения различного рода разъяснений со стороны органов надзора.

Производство в суде надзорной инстанции

Дело не всегда проходит «надзорный» этап

Данное производство в прокуратуре способно помочь не только осужденному и его адвокату. Если углубиться в этот вопрос, то порой пересмотр уголовного дела имеет выгоду даже для судей.

Обратите внимание! Инстанция надзора в подобных ситуациях является органом самопроверки.

Аналогия надзора с прочими пунктами нового рассмотрения дела:

  • правовое значение;
  • цели, обязательные к достижению;
  • невозможность ухудшения положения осужденного;
  • анализ деятельности нижестоящих инстанций суда;
  • обнаружение упущений и указание на необходимость внесения поправок;
  • объяснение, как нужно поступать, если поступила жалоба;
  • произведение проверок относительно соблюдения законов в вынесенных вердиктах.

Производство в суде надзорной инстанции

Данное производство происходит, как правило, при желании осужденного

Обратите внимание! Эффектом совокупности всех пунктов может быть отмена выносимых вердиктов по причине их несоответствия законам.

Различия между надзором и апелляцией.

  1. Отправка на новое рассмотрение вердиктов.
  2. Процессуальные временные рамки, регуляция решений (временные рамки относительно надзора не контролируются законодательно, а относительно апелляции – нужно смотреть УПК нашей страны).
  3. Субъективный состав (в апелляции отсутствует такой термин, как «заявитель»).
  4. Мероприятия по пересмотру.

В производстве в суде надзорной инстанции приведенные доказательства спокойно принимаются. Если говорить об апелляции, то там могут заново изучать дела, заново рассматривать доказательства.

Производство в суде надзорной инстанции

Апелляция и «надзор» — разные вещи

Отличия между надзорным и кассационным регламентом.

  1. Надзор входит в прерогативу ВС России. Кассацией занимается Верховный Суд.
  2. Регламент надзора относительно оспаривания вердикта суда разрешает присутствие Генпрокурора нашей страны, должностных лиц и заявителя. Что касается кассации, здесь за участников принимают потерпевших, доверенных лиц, обвинителей, сторону защиты, осужденного гражданина.
  3. За гарантию проведения кассационного судебного дела берут жалобу, оформленную в соответствии со всеми правилами. Что касается надзора – здесь подобное не предусмотрено, все решает судья.

Производство в суде надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции предполагает при необходимости присутствие генерального прокурора

Обратите внимание! В надзорном порядке допускается оспаривание данных решений.

Производство в суде надзорной инстанции

Решение каких судов можно оспорить в надзорном порядке?

Производство надзора призвано внести поправки в судебные недочеты и должно контролировать права и законные интересы всех участвующих в суде граждан. По сравнению с кассацией, предмет рассмотрения надзора – исключительно постановление суда, начавшее действовать.

Написание жалобы

Надзорный суд стартует с отправки жалобы. Форма и содержание документа строго контролируются. Что нужно прописать:

  • название органа суда, куда направляется жалоба;
  • ФИО гражданина-составителя документа, место его проживания или же местонахождение в текущий момент;
  • перечисление лиц, принимающих участие в деле, адреса их проживания;
  • постановления, с которыми гражданин не согласен;
  • причина для пересмотра дела с подробным описанием;
  • просьба гражданина – автора документа.

Производство в суде надзорной инстанции

Для начала производства должна быть составлена жалоба

Жалоба надзорной разновидности закрепляется подписью автора. Закон разрешает отправление документа представителем автора. В такой ситуации обязательно нужно прикрепить доверенность либо прочее официальное подтверждение полномочий доверенного лица.

Надзорное представление следует утвердить подписью Генпрокурора страны либо лица, его замещающего. К подобному оспариванию требуется прикрепить копии постановлений по делу, утвержденных каким-либо судом.

Помимо этого, обязательно нужно приложить квитанцию о выплате госпошлины.

Жалоба отправляется конкретно в надзорный суд. Обязательно нужно прикрепить к документу копию приговора.

Обратите внимание! В отдельных ситуациях требуются экземпляры прочих официальных бумаг, касающихся судебного процесса, утверждающих, как считает автор заявления, доказательства, прописанные в жалобе.

К жалобе прикрепляют копии приговора, иных бумаг, которые касаются производства

Как проходит производство в суде надзорной инстанции?

В целом, можно поделить рассматриваемый нами процесс на два этапа.

Первый из них предполагает рассмотрение судьей необходимой инстанции надзора на протяжении месяца с момента поступления документа этой жалобы либо представления и разрешение вопроса о необходимости начала надзора. В некоторых ситуациях судья имеет право потребовать нужное ему уголовное дело – разумеется, в рамках своей компетенции.

Проанализировав полученную жалобу, судья определяет, нужно ли начинать надзорное производство и направлять полученную документацию на изучение суду наряду с делом, если это требуется. Возможен и отказ в утверждении жалобы.

Тогда можно подать обжалование данного вердикта – подается оспаривание на имя председателя краевого, областного и аналогичных им судов, Председателя ВС России или лица, его замещающего.

Они в свою очередь могут не согласиться со мнением судьи, вынесшего отрицательный вердикт, обнулить его законную силу и вынести собственное решение о необходимости начала производства и отправки жалобы на изучение суду.

Далее следует изучение жалобы.

Обратите внимание! Длится этот процесс максимум 15 дней, а если ситуация касается ВС страны – максимум месяц с момента вынесения вердикта.

Судья принимает решение, начнется ли надзорное производство

В судебном процессе участвуют прокурор, осужденный, адвокат, прочие граждане, интересы которых могут быть ущемлены предоставленным документом, если эти лица перед заседанием подали соответствующие ходатайства. Данные граждане имеют право просмотреть изучаемую нами жалобу.

Дело разъясняется участником президиума краевого, областного или аналогичных судов либо другим судьей, который до этого не участвовал в судебном процессе относительно этого дела. Потом дают право высказаться прокурору, чтобы он поддержал внесенное представление надзорного плана.

В деле принимает участие другой судья, который ранее никак не относился к делу

Обратите внимание! Участники дела имеют право после объяснений прокурора очертить свое видение данной ситуации.

Потом стороны должны быть удалены из зала суда. После этого президиум принимает решение и выносит постановление.

Производство в суде надзорной инстанции: в гражданском процессе, в уголовном процессе

Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Производство в суде надзорной инстанции является заключительной стадией обжалования судебных актов нижестоящих судов. Надзор – компетенция Президиума Верховного суда РФ, а основания для отмены или изменения судебных решений предельно ограничены и носят исключительный характер.

Надзорная инстанция есть в любом виде процесса – арбитражном, гражданском, уголовном. Процедура рассмотрения дел в порядке надзора примерно одинаковая, за исключением некоторых процессуальных нюансов. В надзор поступает небольшое количество дел, и решения по большинству из них, особенно если жалоба удовлетворена, формируют важнейшие судебные прецеденты.

Основания для обращения в надзорную инстанцию

Производство в суде надзорной инстанции

Перечень оснований, установленных ГПК, для обращения в надзор предельно краток:

  1. Нарушены гарантированные международным правом или конституционные права и свободы человека и гражданина.
  2. Нарушены публичные интересы либо права и интересы неограниченного круга лиц.
  3. Нарушено единообразие в толковании и применении судами правовых норм (на практике – позиция суда, принявшего оспариваемый судебный акт, расходится с позицией Верховного суда, изложенной в постановлениях Пленума или Президиума). 

Таким образом, при обращении в надзор основания серьезно отличаются от тех, что допускаются при обращении в апелляционную или кассационную инстанцию. При этом мало указать на наличие какого-то основания – нужно пояснить, в чем конкретно оно выражается, как повлияло на принятие обжалуемого судебного акта. И, разумеется, важно подтвердить свою позицию, свои доводы весомыми доказательствами.

Читайте также:  Изменения налогового законодательства с 2019 года

В уголовном процессе деятельность надзорной инстанции носит несколько иную роль, нежели по гражданским и арбитражным делам. Во-первых, здесь можно обжаловать непосредственно приговоры и другие итоговые решения районных судов и мировых судей.

Во-вторых, совершенно иначе выглядит перечень оснований для обращения с надзорной жалобой.

По уголовным делам в надзорной инстанции в большинстве случаев обжалуются либо слишком суровые приговоры (стороной защиты), либо слишком мягкие и оправдательные (стороной обвинения).  

Основания для надзорной жалобы по уголовным делам:

  1. Существенные нарушения УК РФ (норм материального права) или УПК РФ (процессуальных норм), которые повлияли на исход дела.
  2. Выявление данных о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Серьезное ограничение на надзорное обжалование – недопустимость ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого прекращено преследование.

Жалобы, влекущие такие последствия, могут быть направлены и приняты к рассмотрению. Однако пересмотр судебных решений возможен лишь при условии, что не прошел 1 год с момента вступления обжалуемого решения в силу.

При этом допускается применение только двух оснований:

  • допущенные нарушения не просто повлияли на исход дела, но и исказили суть правосудия и смысл обжалуемого решения;
  • выявлены данные о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Подготовка и рассмотрение жалобы

Производство в суде надзорной инстанции

Содержание жалобы должно отвечать требованиям ст. 391.3 ГПК РФ. Их нарушение (любого плана) влечет возврат жалобы. Содержание примерно идентично по структуре апелляционным и кассационным жалобам. Но очень важно сделать акцент на обоснованности жалобы: четко привести основания и подтвердить их наличие доказательствами.

Рассмотрение жалобы – процесс двухэтапный. Первично поступившие материалы изучает один судья Верховного суда. Он решает, передать жалобу на рассмотрение Президиума или вернуть заявителю.

Если жалобе дан ход, она будет рассмотрена на заседании вместе с позицией судьи, который принял решение о таком рассмотрении. Срок пересмотра решений в порядке надзора – 2-3 месяца.

По итогам работы надзорной инстанции обжалуемый акт (акты) может быть отменен или изменен.

В уголовном процессе нет временных рамок для подачи надзорной жалобы. Учитывать нужно только срок, который установлен для допустимости пересмотра, ухудшающего положение осужденного.

Требования к жалобе – ст. 412.1 УПК РФ. Их обязательно нужно соблюсти, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Как и по гражданским делам, очень важно сконцентрироваться на обосновании жалобы – четко изложить основания и доказательства их наличия.

Порядок рассмотрения жалобы по уголовному делу очень схож с работой надзорной инстанции по гражданским делам. Он так же предусматривает 2-этапный процесс.

Сначала жалобу и материалы дела изучает один судья, который принимает решение о дальнейшем движении обращения.

Если жалоба представлена на рассмотрение Президиума ВС РФ, по ней должно быть принято решение в течение 1-2 месяцев со дня поступления в надзор.

В любом процессе (гражданском, уголовном) решение судьи о возврате жалобы без рассмотрения может быть отменено Председателем ВС РФ или его заместителем, а дело, соответственно, передано на рассмотрение надзорной инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что происходит такое редко, но все-таки возможно. Зачастую инициативу в этом проявляет лицо, направившее жалобу.

Надзор пересматривает решения путем их отмены или внесения изменений. Ориентиром служит изложенное в жалобе требование. Дополнительно могут приниматься решения о направлении дела на новое разбирательство в первой инстанции, апелляционной или кассационной.

Производство в надзорной инстанции

Определение 1

Производство в надзорной инстанции является стадией уголовного процесса, на которой вышестоящим судом при поступлении надзорной жалобы или представления проверяется законность и обоснованность вступившего в силу приговора, определения или постановления, вынесенных судом первой инстанции, мирового судьи, а также определений и постановлений, которые были вынесены судебными органами в кассационном или надзорном порядке.

  • Цель надзорного производства состоит в исправлении судебных ошибок и обеспечении прав и законных интересов участников судопроизводства.
  • Предмет надзорного судопроизводства представлен судебным решением (приговором, определением или постановлением), которые вступили в законную силу.
  • Надзорную жалобу или представление направляют в суд надзорной инстанции с приложением:
  • копии обжалуемого приговора или решения;
  • копий выносимых по делу приговоров, определений или постановлений апелляционной, кассационной или надзорной инстанций;
  • копий других процессуальных документов, которые могут по мнению заявителя подтвердить доводы, излагаемые в жалобе или представлении.

Производство в суде надзорной инстанции

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Производство в надзорной инстанции имеет сходство с другими стадиями уголовного процесса, на которых проверяются судебные решения (апелляционное и кассационное производство) и выполняются следующие задачи:

  • проверяется законность судебных решений, а также законность деятельности органов расследования и судов предшествующих инстанций;
  • принимаются меры по устранению либо исправлению выявленных нарушений закона.

Замечание 1

Суд надзорной инстанции полномочен отменять или изменять приговор и иные проверяемые решения в соответствии с законом.

Надзорное производство полномочен осуществлять только Президиум Верховного Суда РФ, в задачи которого входит рассмотрение:

  • судебных решений судов областного уровня, которые были вынесены по первой инстанции, если они являлись предметом апелляционного производства в Верховном суде РФ;
  • определений Судебной либо Военной коллегий Верховного Суда РФ, выносимых ими в апелляционном или кассационном производстве;
  • иных постановлений Верховного Суда РФ.

Участники процесса могут обжаловать судебные решения на протяжении 1 года со дня их приобретения законной силы.

Надзорную жалобу подписывает подавшее ее лицо. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителями.

Как рассматриваются дела в надзорной инстанции

Замечание 2

Структура надзорной инстанции, рассматривающей дела, включает в себя:

  • судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, в которую входят как минимум три члена суда;
  • президиумы судов, в том числе и Президиум ВС РФ с составом большинства членов президиума.

Рассмотрение дел осуществляется в течение 15 суток, а дела, рассматриваемого Верховным Судом РФ – на протяжении месяца с момента, когда поступило дело с протестом.

Дело имеет право докладывать судья, который ранее не участвовал в рассмотрении дела. Он должен изложить обстоятельства дела, а также судебное решение, протест.

Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции

Производство
в порядке надзора

– это самостоятельная и исключительная
стадия гражданского процесса. Пересмотр
в порядке надзора решений и определений,
вступивших в законную силу, имеет большое
значение для правильного, единообразного
применения закона и исправления ошибок,
допускаемых судами.

Надзорное
производство

это
исключительный способ проверки судебных
постановлений, вступивших в законную
силу.

Вступившие
в законную силу судебные постановления,
указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть
пересмотрены в порядке надзора Президиумом
Верховного Суда Российской Федерации
по жалобам лиц, участвующих в деле, и
других лиц, если их права, свободы и
законные интересы нарушены этими
судебными постановлениями.

  • В
    Президиум Верховного Суда Российской
    Федерации обжалуются:
  • 1)
    вступившие в законную силу решения
    верховных судов республик, краевых,
    областных судов, судов городов федерального
    значения, суда автономной области, судов
    автономных округов, принятые ими по
    первой инстанции, если указанные решения
    были предметом апелляционного рассмотрения
    в ВС РФ;
  • 2)
    вступившие в законную силу решения
    окружных (флотских) военных судов,
    принятые ими по первой инстанции, если
    указанные решения были предметом
    апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  • 3)
    вступившие в законную силу решения и
    определения ВС РФ, принятые им по первой
    инстанции, если указанные решения и
    определения были предметом апелляционного
    рассмотрения;
  • 4)
    определения Апелляционной коллегии ВС
    РФ;
  • 5)
    определения Судебной коллегии по
    административным делам ВС РФ, определения
    Судебной коллегии по гражданским делам
    ВС РФ и определения Военной коллегии
    ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном
    порядке;
  • 6)
    определения Судебной коллегии по
    административным делам ВС РФ, определения
    Судебной коллегии по гражданским делам
    ВС РФ и определения Военной коллегии
    ВС РФ, вынесенные ими в кассационном
    порядке.
  • Правом
    на обращение в Президиум Верховного
    Суда РФ с представлением о пересмотре
    судебных постановлений, если в рассмотрении
    дела участвовал прокурор, имеют
    Генеральный прокурор РФ и его заместители.
  • Общий
    срок на обжалование в порядке надзора
    – три месяца. На подачу

жалобы
на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В
отличие от кассационных и апелляционных
жалоб, надзорные жалоба, представление
подаются непосредственно в Верховный
Суд РФ.

Надзорные
жалоба, представление, поданные в
соответствии с требованиями закона,
изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные
жалобы, представления изучаются по
материалам, приложенным к жалобе,
представлению, либо по материалам
истребованного дела. В случае истребования
дела может быть вынесено определение
о приостановлении исполнения решения
суда до окончания производства в суде
надзорной инстанции при наличии просьбы
об этом в надзорных жалобе, представлении
прокурора или ином ходатайстве.

  1. По
    результатам изучения надзорных жалобы,
    представления судья Верховного Суда
    РФ выносит одно из следующих определений:
  2. 1)
    об отказе в передаче надзорных жалобы,
    представления для рассмотрения в
    судебном заседании Президиума ВС РФ,
    если отсутствуют основания для пересмотра
    судебных постановлений в порядке
    надзора. При этом надзорные жалоба,
    представление, а также копии обжалуемых
    судебных постановлений остаются в суде
    надзорной инстанции;
  3. 2)
    о передаче надзорных жалобы, представления
    с делом для рассмотрения в судебном
    заседании Президиума ВС РФ.
  4. Следует
    отметить, что Председатель ВС РФ, либо
    его заместитель вправе не согласиться
    с определением судьи ВС РФ об отказе в
    передаче надзорных жалобы, представления
    для рассмотрения в судебном заседании
    Президиума ВС РФ и вынести определение
    о его отмене и передаче надзорных жалобы,
    представления с делом для рассмотрения
    в судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Надзорные
    жалоба, представление рассматриваются
    в Верховном Суде РФ не более чем два
    месяца, если дело не было истребовано,
    и не более чем три месяца, если дело было
    истребовано, не считая времени со дня
    истребования дела до дня его поступления
    в Верховный Суд РФ.
  6. Следуем
    учитывать, что Председатель ВС либо его
    заместитель в случае истребования дела
    с учетом его сложности могут продлить
    срок рассмотрения надзорных жалобы,
    представления, но не более чем на два
    месяца.
  7. Основаниемдля
    отмены судебных актов в порядке надзора
    может являться в принципе любое (исходя
    из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ)
    нарушение, в результате которого
    обжалуемым постановлением нарушаются:
  8. 1)
    права и свободы человека и гражданина,
    гарантированные Конституцией Российской
    Федерации, общепризнанными принципами
    и нормами международного права,
    международными договорами Российской
    Федерации;
  9. 2)
    права и законные интересы неопределенного
    круга лиц или иные публичные интересы;
  10. 3)
    единообразие в толковании и применении
    судами норм права.
  11. Президиум
    ВС РФ принимает дело к рассмотрению на
    основании определения судьи ВС РФ о
    передаче надзорных жалобы, представления
    с делом для рассмотрения в судебном
    заседании Президиума ВС РФ.

Лица,
участвующие в деле, извещаются о времени
и месте рассмотрения дела Президиумом
ВС РФ по правилам, предусмотренным гл.
10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и
извещенных надлежащим образом о времени
и месте рассмотрения дела не препятствует
рассмотрению дела в порядке надзора.

  • Надзорные
    жалоба, представление с делом
    рассматриваются Президиумом ВС РФ в
    судебном заседании не более чем два
    месяца со дня вынесения судьей определения.
  • В
    судебном заседании могут принимать
    участие лица, участвующие в деле, их
    представители, иные лица, подавшие
    надзорные жалобу, представление, если
    их права и законные интересы непосредственно
    затрагиваются обжалуемым судебным
    постановлением.
  • В
    случае, если прокурор является лицом,
    участвующим в рассмотрении дела, в
    судебном заседании Президиума ВС РФ
    принимает участие Генеральный прокурор
    РФ или его заместитель.
  • Надзорные
    жалоба, представление с делом,
    рассматриваемые в порядке надзора в
    Президиуме ВС РФ, докладываются судьей
    ВС РФ.
  • Судья-докладчик
    излагает обстоятельства дела, содержание
    судебных постановлений, принятых по
    делу, доводы надзорных жалобы,
    представления, послужившие основаниями
    для передачи надзорных жалобы,
    представления с делом для рассмотрения
    в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Читайте также:  Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Лица,
явившиеся в заседание Президиума, вправе
дать объяснения по делу. Первым дает
объяснения лицо, подавшее надзорные
жалобу, представление.

По
результатам рассмотрения надзорных
жалобы, представления с делом Президиум
ВС РФ принимает постановление.

Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина.

В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты.

При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний.

Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
  • Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
  • К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Читайте также:  При разводе с кем остается ребенок

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Надзорное производство в гражданском процессе

  • Под надзорным производством понимается самостоятельная стадия процесса в гражданском деле, на которой происходит пересмотр итоговых документов судебных органов по рассмотренным делам.
  • При надзорном производстве уполномоченные на данные действия лица проверяют обоснованность и соответствие законодательству решений судебных органов, вступивших в силу.
  • Наличие возможности произвести рассмотрение дел в надзорном производстве является очень важной составляющей судебной системы, так как иногда происходят ситуации, в которых в решениях и постановлениях судебных органов имеются ошибки и нарушения действующего законодательства и не всегда имеется возможность исправить данные недочеты в судах, не относящихся к надзорным инстанциям.
  • Значимость надзорного производства
  • Возможность применить в гражданском процессе пересмотр дел в порядке надзорного производства является очень значимой по нескольким причинам.
  • Причины применения надзора:
  • надзорное производство в гражданском процессе представляет собой дополнительную защищенность интересов и прав людей и предприятий, ввиду того, что проверяется законность принятых судебных решений;
  • обеспечивается формирование судебной практики, которая единообразна и должна неуклонно исполняться на территории нашей страны.

Законами РФ утвержден временной период, в который решения и постановления можно направить в суд соответствующей инстанции для рассмотрения в порядке надзора. Данный период составляет три месяца. Рассмотрение данных решений и постановлений производит Верховный суд.

Жалобу о том, чтобы пересмотрели судебное дело в порядке надзора, могут направить:

  • лица, которые заинтересованы в итоговых результатах рассмотрения судебных дел (участвующие лица);
  • лица, интересы и права, которых затронули данные судебные решения.

Особенности проведения надзорного производства

Наиболее важными особенностями надзорного производства являются:

  • суды надзорных инстанций получают дела по определению судьи, который рассматривает жалобы либо представления от прокурора о пересмотре итогов судебных дел в порядке надзорного производства.
  • в порядке надзорного производства могут пересматриваться постановления судебных органов, которые вступили в силу.
  • судами надзорных инстанций, утвержденными в законодательстве, производится рассмотрение итогов судебных дел в надзорном порядке.

Данные суды располагают наиболее обширными полномочиями, чем суды других инстанций.

Как подать жалобу в надзорную инстанцию? Порядок пересмотра судебных постановлений в гражданских процессах

Завершающей стадией любого судебного процесса может быть рассмотрение конкретного дела в порядке надзорного производства. В этой связи возникает много вопросов – что это за процесс? Какие основания нужны для его возбуждения? Как протекает разбирательство такого формата?

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Показать содержание

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

В ст.391.9 ГПК РФ четко определены три фактора, которые могут являться основаниями для отмены или внесения изменений в судебное постановление (в порядке надзора). Речь идет о решении суда, в результате принятия которого были нарушены:

  • права и свободы граждан, прописанные в Конституции РФ, продиктованные нормами международного права и обозначенные в договорах, заключенных между Россией и другими странами;
  • права и интересы всего общества в целом;
  • единообразный подход к толкованию и применению норм действующего законодательства.

Таким образом при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований судебное решение может быть отменено или изменено в порядке надзорного производства.

Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?

Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.

Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.

Стоит отметить, что надзорное производство является окончательной стадией рассмотрения того или иного дела. Постановление, вынесенное по итогам данной процедуры, не может быть в дальнейшем обжаловано.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:

  • оставить итог судебного разбирательства без каких-либо изменений;
  • первоначальное решение отменить полностью или частично, а дело направить на повторное рассмотрение;
  • постановление нижестоящего суда отменить, оставив при этом заявление без рассмотрения или же прекратив разбирательство;
  • оставить неизменным одно из решений, принятых нижестоящими судами по конкретному делу;
  • отменить (изменить) первоначальное постановление и принять новое, не направляя дело на повторное рассмотрение (такой вариант допускается, если обнаружена ошибка в толковании и использовании норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения при наличии весомых оснований, прописанных в ст.391.4 ГПК РФ.

В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.

Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:

  1. Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2—391.3 ГПК РФ.
  2. Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
  3. Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
  4. Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.

Что должна содержать жалоба?

В законе четко прописаны требования, которым должна соответствовать надзорная жалоба. Структура этого документа представлена следующими пунктами:

  1. название судебного органа, в который направляется ходатайство о пересмотре дела;
  2. информация о заявителе (Ф.И.О., адрес и статус в конкретном разбирательстве);
  3. имена и адреса иных участников;
  4. сведения о судебных органах, которые ранее рассматривали конкретное дело, и принятых ими решениях (речь идет о суде первой, апелляционной и кассационной инстанции);
  5. реквизиты дела, которые были присвоены судом первой инстанции;
  6. описание оснований пересмотра вынесенного решения с приведением конкретных доводов и доказательств;
  7. просьба, которую выражает заявитель в рамках своей жалобы.

Лицо, желающее оспорить вступившее в силу судебное постановление, обязательно должно подписать заявление.

При этом к нему следует приложить:

  • доверенность (если от имени заявителя действует другое лицо);
  • копии судебных постановлений, которые были приняты ранее;
  • квитанцию о внесении госпошлины.

Срок подачи согласно ГПК РФ

В соответствии с п.2 ст.391.2 ГПК РФ надзорная жалоба (представление) подаются в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента вступления в силу судебного решения, которое подлежит обжалованию. При наличии уважительных причин пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен.

Как изучается ходатайство?

После поступления жалобы ее начинает изучать судья ВС РФ в соответствии с порядком, прописанным в ст.391.5 ГПК РФ. В рамках данного этапа:

  1. рассматриваются и изучаются материалы, приложенные к заявлению;
  2. анализируются основания, по которым подана жалоба;
  3. выносится определение об отказе или дальнейшем рассмотрении дела.

Ходатайство о пересмотре дела может рассматриваться в течение следующих промежутков времени (ст.391.6 ГПК РФ):

  • до 2 месяцев – в том случае, если не было истребования;
  • до 3 месяцев – если имело место истребование.

Кроме того, в последнем случае может быть принято решение о продлении срока рассмотрения представленного ходатайства. Обычно это происходит при поступлении сложного дела.

Результаты рассматривания

По итогу рассмотрения ходатайства лицами, недовольными принятым судебным постановлением, может быть принято одно из следующих решений:

  1. О возврате документа заявителю – случаи, когда это может произойти описаны в ст.391.4 ГПК РФ. Причинами отказа могут быть:
    • несоответствие содержания и формы жалобы требованиям, описанным в законе;
    • заявителем является лицо, не имеющее право инициировать надзорное производство;
    • ходатайство представлено несвоевременно и при этом отсутствуют уважительные причины для восстановления срока обжалования;
    • заявитель пожелал забрать свою жалобу;
    • в документе речь идет о пересмотре судебных решений, которые не входят в перечень, приведённый в ч.2 ст.391.1 ГПК РФ.

    Жалоба, оставленная без рассмотрения, должна быть возвращена заявителю в течение 10 дней с момента ее поступления в ВС РФ.

  2. О принятии дела в производство и дальнейшем его рассмотрении – в этом случае судья тщательно изучает и анализирует все представленные материалы. По итогам данной процедуры выносится определение о передаче жалобы в Президиум ВС РФ для дальнейшего разбирательства или об отказе в этом.

Пересмотр постановлений

Порядок пересмотра судебных постановлений регламентируется положениями ст.391.10—391.11 ГПК РФ. Так, Председатель ВС РФ (или заместитель) может передать дело в Президиум данного органа государственной власти. Причем основная цель такого действия заключается в устранении нарушений, допущенных нижестоящими судами при проведении разбирательства.

Общий срок рассмотрения жалобы Президиумом ВС РФ не должен превышать 2 месяцев. Этот период исчисляется с момента поступления соответствующего определения судьи.

По итогам данного этапа Президиум выносит окончательное постановление по делу, содержание которого доводится до сведения всех участников разбирательства. Данный документ начинает действовать с его момента принятия.

При этом обжаловать такое решение не получится.

Инстанция в арбитражном процессе

Следует отметить, что инициирование надзорного производства допускается не только в гражданском, но и в арбитражном процессе. В этом случае порядок его организации регламентируется положениями гл.36.1 АПК РФ.

В целом, данная процедура ничем не отличается от надзорного производства в гражданском процессе. Причем государственным органом, уполномоченным рассматривать дела в таком порядке, также является ВС РФ.

Таким образом, если участники судебного разбирательства твердо уверены, что вынесенное судьей постановление содержит ошибку, они вправе возбудить надзорное производство. Основанием для этого будет выступать официальная жалоба. Однако для того чтобы ее приняли следует соблюдать все требования, прописанные в законе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *