При проведении выездной налоговой проверки инспектор вправе изучать программное обеспечение налогоплательщика

В целях защиты прав и законных интересов налогоплательщика необходима всесторонняя оценка рисков и определение конкретных действий, предпринимаемых в ходе налоговых проверок. Опыт показывает, что возможности, предусмотренные законодательством, не в полной мере используются налогоплательщиками, что в итоге оборачивается для них неблагоприятными налоговыми последствиями.

Сегодня на практике нередко встречаются случаи, когда во время проведения налоговых проверок принимаемые налоговыми органами акты и действия (бездействие) их должностных лиц не только нарушают права и законные интересы налогоплательщика, но и препятствуют осуществлению экономической деятельности. При этом у проверяемого субъекта есть два варианта поведения: выполнять требования налогового органа и его должностных лиц (лояльная политика) либо занять более жесткую позицию и не выполнять такие требования.

Прежде всего необходимо определиться, какая именно налоговая проверка назначена. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) в ст.

87 предусматривает два возможных вида налоговых проверок: камеральную налоговую проверку и выездную налоговую проверку.

Повторная выездная налоговая проверка проводится в большей степени по правилам, предусмотренным налоговым законодательством для выездной проверки, и является разновидностью последней.

В зависимости от того, какая именно проверка назначена, следует выбрать своеобразную тактику поведения.

И если при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщику достаточно знать определенный набор своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей налогового органа, то к тактике своего поведения при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику необходимо подойти более серьезно.

Сначала поговорим о тех основных моментах статуса налогоплательщика, его правах и обязанностях, на которые необходимо обратить особое внимание.

Права налогоплательщиков, в том числе при проведении налоговых проверок, перечислены в ст. 21 НК РФ. Многие из них действительно могут сыграть важную, а иногда и решающую роль при условии их правильного и своевременного применения на практике. В соответствии с указанной статьей НК РФ налогоплательщику предоставлено право:

— получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

  • — на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • — на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (ознакомьтесь с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»);
  • — представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 мая 2009 г. N КА-А41/3611-09 по делу N А41-19255/08; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2009 г. по делу N А01-1972/2008-12).

— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. N КА-А40/1670-09 по делу N А40-22512/08-141-71);

— получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (смотрите Постановление ФАС Центрального округа от 7 мая 2007 г. по делу N А64-5197/06-19; Постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2006 г. N КА-А41/7976-06 по делу N А41-К2-10142/05);

  1. — требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  2. — не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  3. — обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  4. — на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  5. — на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

— на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 25 мая 2009 г. N Ф09-3310/09-С3 по делу N А07-13312/2008-А-ЧСЛ; Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. N КА-А40/1670-09 по делу N А40-22512/08-141-71).

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст.

22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

  • Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
  • Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) также обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
  • Отмечаем, что налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации, а порой и своих собственных интересов (применительно, например, к таким субъектам, как руководитель и/или главный бухгалтер).
  • Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения выездной налоговой проверки. Перечислим некоторые из них:
  • — вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • — представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • — выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • — в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Подробнее об обязанностях налогоплательщиков в рамках выездной налоговой проверки смотрите в ст. ст. 23 и 89 НК РФ.

  1. Обратите внимание также на положения ст. 33 НК РФ, закрепляющей общие нормы, касающиеся обязанностей должностных лиц налогового органа, а именно:
  2. — действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
  3. — реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  4. — корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Отмечаем, что в соответствии со ст. 89 НК РФ визиту налогового инспектора в компанию в обязательном порядке должно предшествовать решение о проведении такой проверки, подписанное руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

При этом не допускается подписание указанного документа лицом, исполняющим обязанности руководителя или заместителя налогового органа, без точной расшифровки его должности и фамилии.

В этом случае такой документ не может быть законным, поскольку отсутствует подпись полномочного лица.

В ходе проведения выездной проверки важно не забыть о реализации такого права, как возможность присутствия при проведении налоговой проверки. Причем, как следует из ст.

21 НК РФ, такое право есть не только у руководителя организации и/или ее главного бухгалтера, но и у любого иного лица при наличии доверенности, выданной ему на это юридическим лицом.

Порой это бывает актуально, если уже в ходе проверки возникают какие-либо разногласия и требуется квалифицированная помощь сторонних специалистов или штатных сотрудников фирмы.

Не стоит игнорировать и такое право налогоплательщика, как возможность представления пояснений по исчислению и уплате налогов, поскольку многие из возникших неясностей могут разрешиться уже в ходе проверки. При этом такие объяснения могут даваться как устно, так и письменно, если в этом есть необходимость.

Итак, исходя из сущности выездной налоговой проверки и набора прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов в целом обозначаем следующие рекомендации для налогоплательщиков:

— помнить, что многие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете могут быть устранены еще до того, как начнется выездная налоговая проверка. При возникновении каких-либо сомнений в правильности применения налогового законодательства существует, в том числе, и легальная возможность проконсультироваться у налоговых органов еще до начала выездной налоговой проверки;

— до начала проведения проверки необходимо по возможности уточнить, какие налоги будут проверяться. Такую информацию можно получить при изучении перечня вопросов, которые у представителя налогового органа должны быть готовы, когда он приходит к налогоплательщику с целью проведения проверки.

Указанные вопросы, как правило, представляют собой программу проверки и, несмотря на служебное назначение, не являются конфиденциальными сведениями.

При этом обратите внимание, что если какие-либо вопросы расписаны более детально, можно обоснованно предположить, что им будет уделено особое внимание;

  • — следует фиксировать нарушения налоговых органов, но не помогать их устранять. При выявлении нарушений, допущенных сотрудниками налоговых органов, следует составлять акт о нарушении с участием двух и более лиц, в присутствии которых это нарушение допущено;
  • — в ходе проверки следует оценивать последствия указаний налогоплательщика на допускаемые налоговыми инспекторами нарушениями в ходе проверки;
  • — следует корректно отвечать на требования представителей налоговых органов;
  • — внимательно относиться к требованиям налоговых органов. Во время проверки инспекторы предъявляют налогоплательщикам немало требований: представить подтверждающие документы, дать необходимые пояснения и так далее, однако многие из таких требований не имеют законных оснований;

— перед исполнением требования налогового органа обязательно оценить свою позицию после совершения определенных действий. Нередко налоговые органы пытаются переложить свою работу на налогоплательщиков, например не изучают первичную документацию компании, а требуют представлять справки и выписки, содержащие сводные или аналитические данные.

С одной стороны, налогоплательщик не обязан представлять документы, которых у него нет, а обязанность составлять новые документы специально для проверяющих лиц налогового органа законодательством не установлена. Поэтому налогоплательщик вправе сообщить налоговому органу об отсутствии затребованных документов.

В то же время в некоторых случаях налогоплательщику гораздо выгоднее самому подготовить такие документы;

— внимательно изучить акт выездной налоговой проверки. Все указанные в акте нарушения должны быть подтверждены соответствующими законодательными актами.

Согласно ст.

103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

  1. Налогоплательщику при проведении выездной налоговой проверки полезно помнить основные принципы налоговой ответственности, закрепленные в ст. 108 НК РФ, а именно:
  2. — никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  3. — никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  4. — основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;
  5. — привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;
  6. — привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени;
Читайте также:  Процентные ставки по вкладам могут различаться у разных филиалов одного банка

— лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы;

— неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Независимо от того, занимал налогоплательщик жесткую или лояльную политику в отношениях с налоговым органом, у него имеется в последующем право обжалования в установленном порядке актов налогового органа и действий (бездействия) его должностных лиц.

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде.

Обратите внимание, что в свете последних изменений законодательства решение налогового органа, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе (то есть в указанном случае обязателен досудебный порядок урегулирования спора).

Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки — Блог о налоговых проверках — как эффективно защитить свои права?

Налоговый контроль в России ужесточается.

Экономическая ситуация в стране усугубляется в связи с санкциями и определенной изоляцией государства. В то же время средняя зарплата позволяет отнести большинство населения к категории «бедных».

Усугубление финансовых проблем приводит к стремлению уклониться от налогообложения. А дефицит бюджета влечет за собой ужесточение контроля со стороны ФНС РФ, что иногда приводит к перегибам.

Именно поэтому так важно знать, какие у нас есть права.

Когда можно присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, какие документы нужно предоставлять, как защититься от произвола со стороны контролирующих органов? Ответы на все эти вопросы содержатся в НК РФ.

Начало проверки

В первую очередь обращаться нужно к НК РФ. Там про все написано. Правда, не по-порядку, а вразброс, чтобы «На то и щука, чтобы карась не дремал»!

В частности, в статье 89 сказано, что проведение выездной налоговой проверки возможно исключительно по решению руководителя (его зама) соответствующей службы. Причем данное решение должно быть надлежащим образом оформлено и подписано одним из вышеназванных лиц.

Этот документ имеет принципиальное значение. Дело в том, что с момента его составления и предъявления начинается отсчет срока проведения соответствующего мероприятия. По законодательству срок проведения ВНП должен составлять 2 месяца.
Как всегда, есть исключения — проверку могут продлить до 4, если будут серьезные основания, а в исключительных случаях – до 6.

А серьезные основания всегда найдутся. тем более, что этот вопрос оставлен на усмотрении налогового инспектора.

Налогоплательщика в обязательном порядке должны уведомить о том, что в отношении него проводится ВНП.

К тому же, из Решения о производстве ВНП он вправе получить информацию по поводу следующего:

  1. Кому именно поручено проведение проверки — должностные лица, которые обычно указываются списком, а также фиксируется Ф И О проверяющих.
  2. Цели и предмет проверки. Важно, чтобы их обозначили достаточно конкретно.
  3. Период осуществления проверки. Здесь тоже важна точность.
  4. Список определенных налогов и других отчислений, которые интересуют ФНС.

Вы вправе получить перечисленную информацию, что, в свою очередь, позволит не выдавать документы, которые не имеют непосредственного отношения к поднятым в решении о проверке вопросам. Это принципиально, поскольку иногда такие дополнительные сведения становятся основанием для более тщательного и глубокого разбирательства.

К чему нужно быть готовым?

Для начала стоит понять, на что имеют право сами инспекторы. В частности, они могут:

  1. Привлекать свидетелей. Причем речь идет как о сотрудниках самой фирмы, так и о контрагентах.
  2. Истребовать любые документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
  3. Осмотреть как территорию, так и любые помещения налогоплательщика. Правда, если речь идет о жилье, то здесь возникают свои нюансы.
  4. Провести выемку предметов и документов.

    Разумеется, этот момент регулируется отдельными нормативами. Но вообще инспекторы обычно идут на такие меры, если им добровольно не предоставляют информацию.

  5. Организовать инвентаризацию всего имущества субъекта.
  6. Собрать сведения или же документы о проверяемом по поводу отдельно взятых сделок и т. п.

    Иногда выплаты в бюджет шли или должны были идти через третье лицо (налоговый агент). В таком случае ФНС вправе затребовать информацию и по нему.

Все это установлено НК РФ и регулируется им же. Однако процедура реализации прав инспекторов может быть связана с разными подзаконными нормативно-правовыми актами.

В частности, большое внимание стоит уделять письмам самого ФНС РФ, в которых содержатся пояснения по поводу всего механизма.

Помимо перечисленного, инспекторы вправе также привлекать специалистов ради реализации налогового контроля (экспертов, переводчиков и т. п.). И им тоже надо предоставить доступ ко всем данным.

Но привлечение профессионалов возможно, если объективно существует соответствующая необходимость. И задача инспекторов – ее обосновать.

Кроме того, введение эксперта в ситуацию всегда надлежащим образом оформляется.

Итак, что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Существуют ли способы минимизировать для налогоплательщика негативные последствия от столкновения с ФНС РФ?

Да, если следовать определенным рекомендациям.

Еще до того, как инспекторы появились, при условии, что время позволяет, желательно связаться с контрагентами и разобраться, нет ли по документам у вас каких-то противоречий, закрыты ли все сделки, которые должны быть завершены на конкретное число. Особое внимание стоит уделить взаиморасчетам, регистрации официальных бумаг и т. п.

Также стоит предупредить контрагентов о том, что у них возможна встречная проверка.

Если у вас есть сделки с «проблемными» компаниями, нужно собрать доказательства того, что вы действовали с надлежащей осмотрительностью, а сделка была экономически выгодной.

О каких контрагентах идет речь? Это реорганизованные, ликвидированные или же несостоятельные.

  • Особое внимание всегда уделяется «фирмам-однодневкам».
  • Вообще инспекторы в первую очередь обращают внимание на установление взаимосвязей недобросовестных контрагентов, не пытались ли они злоупотребить своими правами, выплачивали ли все налоги в полном объеме, не занижали ли объем полученной прибыли по факту.
  • Также особый акцент делается на НДС и на использование льгот.

Большое внимание стоит уделить офису. В нем не должны находиться посторонние документы, штампы, реквизиты других фирм и т. п. Чем меньше данных, тем в большинстве случаев лучше.

Разумеется, кроме тех, которые объективно необходимо предоставить.

В частности, если в помещении инспекторы найдут печати или, например, бланки контрагента, может встать вопрос о том, не были ли сделки между вами фиктивной с целью ухода от налогов.

Также нужно выделить компетентных сотрудников, которые будут заниматься инспекторами: предоставлять им необходимые данные, документы, отвечать на вопросы и прочее.

Желательно, чтобы это была группа опытных специалистов, хорошо знакомых как с действующим налоговым законодательством, так и со спецификой работы фирмы.

Имеет смысл назначить конкретного ответственного за прохождение проверки сотрудника.

Кроме того, благоприятный результат дает грамотная подготовка сотрудников компании к предстоящему мероприятию. Всех нужно собрать, пояснить, что именно будет происходить, какие у кого есть права и обязанности.

Некоторые руководители на период проверки переводили проблемных подчиненных в другие места, договаривались с ними об отпуске или же использовали иные схемы, чтобы не допустить их встречи с налоговыми инспекторами.

Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки

По закону налогоплательщик вправе:

  1. Попросить предоставить служебные удостоверения и сличить их с документом (решением) о проведении соответствующей проверки. Дело в том, что у инспекторов есть не только права, но и обязанности. Например, они не могут распространять узнанную ими случайно информацию, представляющую коммерческую тайну. А вот третьи лица никак не связаны обязательствами. Так что допускать их к документам не стоит.
  2. Предоставить инспекторам рабочую территорию. Желательно соответствующее помещение подготовить заранее и так, чтобы туда не попала «лишняя» информация. Грамотное размещение часто позволяет избежать утечки данных от сотрудников.
  3. Предоставить документы на основании письменного акта приема-передачи. Обратите внимание на то, как именно тот будет оформлен, подпишет ли его инспектор и т. п.
  4. Контролировать законность действий сотрудников ФНС РФ. Любые мероприятия, например, сбор дополнительных данных, допрос свидетелей и т. п. должны проводиться строго с соблюдением норм материального и процессуального законодательства. Между тем именно в данной отрасли чаще всего совершаются грубые нарушения. Если налогоплательщик наблюдает подобное, он должен собирать доказательства, чтобы впоследствии, во-первых, приобщить их к результатам проверки, во-вторых, иметь основание опротестовать сделанные инспекторами выводы.

Учтите, что не только сотрудники ФНС вправе привлекать для проведения проверки третьих лиц. Налогоплательщик тоже может это сделать. Например, ему никто не мешает обратиться к юристам для отстаивания своей позиции. Но подробнее о правах данного лица будет ниже.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) — из НК РФ

Естественно, права есть далеко не только у представителей ФНС РФ. Они имеются и у налогоплательщиков согласно статье 21 НК РФ, причем в значительном объеме. А если конкретнее, то такие лица вправе:

  1. Делать запросы в Минфин РФ в письменном виде по поводу применения российского налогового законодательства. Аналогичное касается финансовых органов РФ разных уровней по поводу поступлений в местный бюджет и того, как именно они должны оформляться, в какие конкретно сроки производиться и т. д.
  2. Делать запросы в ФНС и получать ответы (включая письменные рекомендации) бесплатно по поводу актуальных налогов и прочих отчислений, определенных нюансов в законодательстве (причем это касается как законов, так и отдельных подзаконных нормативно-правовых актов), механизмов начислений, составления документов и прочее. У любого лица есть возможность запросить сведения о своих правах и обязанностях, и еще о полномочиях ФНС РФ. Ему должны бесплатно выдавать формы определенных документов (декларации и расчеты), пояснять, как именно те заполнять. Если лицо нарушило действующее законодательство в соответствующей сфере, потому что получило неправомерные разъяснения от ФНС РФ, то оно освобождается от ответственности.
  3. Получать в оговоренном в НК РФ порядке налоговые кредиты, рассрочки или же отсрочки выплат.
  4. Пользоваться льготами в соответствии с НК РФ, если для подобного есть обозначенные в законе основания. Причем конкретный механизм тоже зафиксирован.
  5. Производить вместе с фискальными органами сверку расчетов по всевозможным отчислениям (речь идет о сборах, налогах, штрафах и другом). Кроме того, такое лицо вправе претендовать на свою копию акта сверки.
  6. Получить вовремя зачет или же возвращение обратно сумм всех налогов (сборов и т. п.), если те были излишне выплачены или же взысканы.
  7. Присутствовать лично при проверке. Для этого налогоплательщику не нужно предоставлять какие-то отдельные документы или же обоснования, делать запросы и т. п.
  8. Представлять собственные интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством как непосредственно, так и через другое лицо (при наличии доверенности).
  9. Предъявлять инспекторам пояснения по поводу произведения расчетов и выплат налогов. Аналогичное – по всем актам тех проверок, которые уже состоялись в прошлом.
  10. Настоять на сохранении налоговой и коммерческой тайн. В противном случае негативные последствия наступят уже у сотрудников соответствующей службы.
  11. Получить копию акта, составленного по факту проведенной проверки. То же самое в отношении всех решений налоговых органов, если они непосредственно затрагивают субъекта. Это же касается и права на своевременное уведомление.
  12. Требовать от сотрудников ФНС РФ и прочих контролирующих органов соблюдения налогового законодательства. Кроме того, налогоплательщик может предпринять установленные законом меры для защиты своих прав.
  13. Проигнорировать незаконные требования и документы от сотрудников ФНС РФ. Это же касается и иных контролирующих органов. Причем неважно, чему конкретно те противоречат: подразумевается все правовое поле РФ в комплексе.
  14. Подать жалобу в расписанном в законе виде на составленные инспекторами акты, а также на сотрудников контролирующих органов (действия и бездействие). При этом налогоплательщик должен получить отклик. Обратите внимание: подобное еще не означает, что его претензии в любом случае будут удовлетворены.
  15. Быть вовлеченным в механизм изучения материалов проведенной проверки или же других касающихся самого лица документов в установленном в НК РФ порядке.
  16. Получить компенсацию убытков, если ущерб обусловлен незаконными действиями или бездействием сотрудников ФНС РФ и других контролирующих структур. Но для этого пострадавшему в большинстве случаев нужно обосновать не только вред, но и наличие причинно-следственной связи.

Перечисленные права закреплены в актуальном законодательстве. Налогоплательщика нельзя их лишить или же ограничить никаким образом, кроме как по закону. Однако вместе с тем пристальное внимание уделяется злоупотреблением правами.

Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки

После окончания проверки всегда составляют соответствующий акт. В нем должны быть закреплены результаты этого мероприятия, подведены итоги. При этом сам по себе акт не меняет правомочия налогоплательщика. Он состоит из 3 частей (вводная, описательная, итоговая).

В документе указано следующее:

  1. В вводной части фиксируется точная дата составления самого документа, полное название налогоплательщика, адрес, по которому находится он лично или его организация. Также нужно проставить дату оформления и принятия решения по поводу проверки, список документов, которые предоставил налогоплательщик в процессе этого мероприятия. Не забудьте о том, что в акте следует вписать период, за который изучались отчисления налогов и сборов. Также в акте необходимо проставить даты (с какого и по какое число проходила проверка). И, наконец, тут же стоит обозначить предпринятые меры.
  2. Описательная часть касается установленных фактов нарушения налогового законодательства с указанием доказательств. Здесь же фиксируются смягчающие или же отягчающие обстоятельства. Если нарушений нет, то именно это и надо будет написать.
  3. В конце вносятся выводы, а также конструктивные предложения инспекторов по поводу того, как устранить обнаруженные нарушения. Тут же нужно вставить отсылки на конкретные статьи и пункты НК РФ, а также прочих нормативных документов. После обычно прописываются должности тех, кто проводил проверку. В акте в этом месте обязательно должно идти внятное разъяснение права на предоставление возражений. Если к акту прилагается приложение, то нужно зафиксировать конкретное количество страниц.

Указанный документ всегда оформляется в 2 экземплярах. Один должен вручаться налогоплательщику на протяжении 5 суток после его составления. Как правило, документ предоставляют руководителю фирмы. А второй экземпляр будет храниться в ФНС РФ.

Когда налогоплательщик получил и изучил акт, он может в случае несогласия со сделанными выводами предоставить в налоговую службу свои возражения в письменном виде. Причем претензии подаются как на весь акт, так и на конкретные части. Если возражения вполне реально подтвердить определенными документами, то лучше всего так и поступить.

Из анализа практики увидеть, что лучше всего воспринимаются судом возражения, когда у налогоплательщика есть доказательства того, что проверка проводилась поверхностно и формально, инспекторы неверно трактовали НК РФ и прочие законы в данной области. То есть, что они исходили из ошибочных предпосылок, следовательно, сделанные ими выводы тоже неверны. Однако можно указывать и на различные ошибки.

Следующим этапом рассматривают сам акт. Причем об этом налогоплательщика должны заблаговременно уведомить. С соответствующей целью ему предварительно направляют по официальному адресу сообщение. Впрочем, зачастую его вручают вместе с актом.

Итак, все документы обычно изучает руководитель налоговой службы. По факту впоследствии подготавливается протокол. Руководитель должен подтвердить, что налогоплательщик явился или же получил извещение. Если проверяемому лицу не сообщили о дате рассмотрения акта, ее переносят до тех пор, пока налогоплательщик не получит уведомление.

По итогам изучения материалов проверки руководитель налоговой службы или же его зам может вынести решение о том, что соответствующее лицо нужно привлечь к ответственности за нарушение.

Есть и другой вариант: для налогоплательщика не наступают негативные последствия, потому что для этого нет оснований (тогда никаких санкций не будет). И, наконец, есть и третий вывод.

В частности, он заключается в том, что необходимо провести дополнительное мероприятие в рамках фискального контроля.

Решение должно быть оформлено надлежащим образом согласно законодательству. Его вручают налогоплательщику, после чего начинается отсчитываться срок (один месяц) для вступления указанного документа в силу. Это время дается на защиту своих прав. В частности, налогоплательщик может обратиться в суд или же в другие органы, в том числе и в вышестоящее отделение ФНС РФ.

Проведение выездной налоговой проверки очень часто в нашей стране происходит с достаточно грубыми нарушениями. Знание своих прав и понимание механизма их реализации гарантирует надежную защиту. И при отсутствии подобной базы стоит обратиться к опытному юристу, который обязательно вникнет в детали.

На тему о том, как себя вести во время ВНП читайте так же другую мою статью:

Налоговая проверка. Камеральные и выездные

Основой системы контроля за правильностью исчисления обязательных платежей является налоговая проверка. Налоговая проверка бывает камеральной и выездной. Рассмотрим, чем похожи и чем отличаются эти виды ревизий.

Сходства между камеральными и выездными налоговыми проверками

Общее между камеральными и выездными налоговыми проверками (КНП и ВНП) только одно – и те, и другие являются формами налогового контроля. Их задача – проверить правильность расчета и уплаты бизнесменами различных платежей в бюджет и страховые фонды.

Фактически речь идет о том, что целью каждой налоговой проверки являются доначисления, т.е. дополнительные налоги и взносы, а также пени и штрафные санкции. Но решается эта задача разными способами.

Кто может «попасть» под налоговую проверку

Камеральная налоговая проверка не минует ни одного налогоплательщика. Инспектора обязательно проверяют любую сданную декларацию.

Отбор «кандидатов» на выездную налоговую проверку налоговики проводят на основании определенных критериев. Их открытая часть изложена в письме ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, но у инспекторов явно имеются и «секретные» приемы анализа, которыми они не делятся с бизнесменами.

  • В целом можно сказать, что проверяющие «не любят» любые отклонения от средних показателей, которые приводят к снижению налоговых платежей.
  • Зарплата ниже средней по отрасли, невысокая рентабельность (или вообще убытки), возмещение НДС – все это может привлечь внимание налоговиков.
  • Предмет и период налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка относится к отдельной декларации, и в ее рамках инспектора анализируют уплату конкретного налога или взноса. Соответственно – проверяемый период соответствует налоговому, т.е. может длиться от месяца до года.

Выездная налоговая проверка касается не отдельного отчета, а исчисления обязательных платежей в целом. Это может быть, как один или два налога, так и все обязательные выплаты, которые перечисляет предприятие.

«Спектр» выездной налоговой проверки определяют сами налоговики. Но по периоду здесь тоже есть ограничение — проверка может охватывать не более чем три предыдущие года (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Частота налоговых проверок

Камеральную налоговую проверку проходит каждая декларация, поэтому каких-либо ограничений по их частоте закон не предусматривает.

Выездных проверок может быть не более двух в течение календарного года. Исключения допускаются только по решению вышестоящего налогового органа (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Также возможны повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный период (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Вышестоящей инспекцией — с целью контроля.
  2. Специалистами той же ИФНС – если бизнесмен сдал за проверяемый период уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.

Повторные выездные налоговые проверки не учитываются при определении установленного лимита (две в год). Это же относится и к проверкам, которые назначаются в связи с реорганизацией или ликвидацией компании.

Методы налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в помещении инспекции, исключая особые ситуации, когда требуется осмотр.

Выездная налоговая проверка, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Однако и здесь возможны исключения: если проверяемая компания не имеет возможности предоставить помещение, то налоговики могут работать на своей территории.

Камеральная налоговая проверка в общем случае – это только анализ налоговой декларации. Дополнительные документы инспектор может запросить только в особых ситуациях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Например, проверяющие имеют право потребовать уточнений, если в отчете выявлены несоответствия. Также налоговики могут запросить документы, подтверждающие налоговые вычеты, если в декларации по НДС заявлено возмещение.

Во всех подобных случаях налогоплательщик обязан в течение пяти дней предоставить проверяющим необходимую информацию.

При камеральной налоговой проверке по НДС налогоплательщик обязан предоставлять пояснения в электронном виде, иначе его обязанность считается неисполненной. Исключение здесь сделано только для тех, кто имеет право отчитываться «на бумаге», т.е. для налоговых агентов, которые не платят НДС по иным основаниям.

Из других мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки может проводиться только осмотр помещений, документов и предметов. И здесь речь снова идет об НДС.

Если налогоплательщик запросил возмещение из бюджета, либо у инспекторов возникли сомнения в правомерности заявленных вычетов, то они имеют право выйти «на объект» и получить дополнительную информацию о бизнесмене (п. 1 ст. 92 НК РФ).

  1. А при проведении выездной налоговой проверки инспектора могут не только изучать документы, относящиеся к проверяемому периоду, но и пользоваться всеми дополнительными способами налогового контроля.
  2. Кроме упомянутого осмотра это может быть еще инвентаризация, выемка и экспертиза документов, допрос свидетелей и встречные проверки контрагентов налогоплательщика.
  3. Сроки налоговой проверки и оформление ее итогов
  4. Общий срок для проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с момента сдачи декларации. Возможны следующие исключения:
  1. При проверке деклараций по НДС российских налогоплательщиков в случае отсутствия нарушений срок составляет два месяца.
  2. При проверке деклараций по НДС нерезидентов, оказывающих услуги в электронной форме, срок увеличивается до шести месяцев.

Если в течение камеральной налоговой проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию, то срок начинает идти заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Поэтому при получении запросов налоговиков лучше по возможности не менять отчет, а давать отдельные пояснения, дополняющие его.

Если налогоплательщик не корректировал декларацию, то налоговики не могут продлить срок камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в общем случае не может продолжаться более двух месяцев. Но допускается ее продление до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основанием для продления выездной налоговой проверки может быть, в частности:

  1. Разветвленная филиальная структура компании.
  2. Непредставление запрошенных документов налогоплательщиком или банком.
  3. Чрезвычайная ситуация (пожар, наводнение и т.п.).

Также выездная налоговая проверка может неоднократно приостанавливаться для получения документов или запроса иной информации. Общая длительность всех «пауз» не должна превышать шести месяцев. Если же требуется получить информацию от иностранных государств, то допускается дополнительная приостановка еще на три месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам проверки налоговики составляют акт. После рассмотрения возражений бизнесмена (если они были) руководитель инспекции или его заместитель выносит решение.

Сроки для рассмотрения результатов проверок приведены в ст. 100 и 101 НК РФ.

Проверка Оформление акта по окончании проверки Передаче акта налогоплательщику Возражения налогоплательщика Вынесение решения
камеральная 10 дней  
5 дней
 
1 месяц
 
10 дней
выездная  2 месяца

Камеральная налоговая проверка оформляется актом только в случае, когда инспектор выявил нарушения. Если же декларация заполнена без ошибок, то налогоплательщик может узнать о результатах прошедшей ревизии только косвенно. Если после сдачи декларации прошло больше 3,5 месяцев, а налоговики не предъявили претензий, то все в порядке.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае. Впрочем, выездных проверок без найденных нарушений практически не бывает. Ведь на этапе отбора «кандидатов» для ревизии инспектора выделяют именно тех бизнесменов, достоверность отчетности которых вызывает сомнение.

Таким образом, предельная длительность налоговой проверки, от начала до вынесения решения может составить:

  1. Для камеральной налоговой проверки, без учета иностранных плательщиков НДС – до пяти месяцев.
  2. Для выездной налоговой проверки, включая периоды приостановки и также без учета международных взаимоотношений – более 15 месяцев.
  • Вывод
  • Основные мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок.
  • Камеральная налоговая проверка представляет собой анализ конкретной декларации и, при необходимости – отдельных подтверждающих документов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговики изучают все документы, относящиеся к исчислению включенных в план налогов за определенный период. Также при этом могут проводиться и дополнительные контрольные мероприятия: осмотр, допрос свидетелей, экспертиза и т.п.

Контроль деклараций налоговики производят в любом случае. Выездная налоговая проверка назначается только, если у инспекторов возникли серьезные подозрения по результатам анализа данных налогоплательщика.

Таким образом, избежать камеральной проверки невозможно. А чтобы «застраховаться» от визита инспекторов в компанию, нужно стремиться к тому, чтобы отчетные показатели не привлекали внимания налоговиков.

Выездная налоговая проверка в 2020: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.

Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. В 2020 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Права налогоплательшика и налоговых органов при проведении налоговой проверки

  • Полное описание
  • Камеральная налоговая проверка представляет собой мероприятие налогового контроля, проводимое в связи с представлением налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и других документов.
  • Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
  • Налоговый кодекс не ограничивает период, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой.
  • Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Представление в налоговый орган при проведении камеральной проверки документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Такие документы (выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы) налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган одновременно с пояснениями относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Налоговый орган вправе при проведении камеральной налоговой проверки по НДС истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

Перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по НДС, не конкретизирован и сформулирован как открытый. Соответственно налоговые органы вправе требовать представления при проведении камеральной налоговой проверки наряду с прочим и первичные учетные документы.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

  1. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
  2. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  3. Проверка является повторной, если совпадают предмет проверки и период, за который она проводится.
  4. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.
  5. Перед проведением выездной налоговой проверки сотрудники ИФНС должны предоставить налогоплательщику решение о проведении проверки и служебные удостоверения.

Налоговые инспекторы обязаны предъявить оба указанных документа одновременно. Служебное удостоверение без решения о проверке не дает права на ее проведение.

Если налоговые инспекторы предъявили вам только свои служебные удостоверения или только решение о проведении проверки, вы вправе им отказать в допуске на предприятие с целью проведения проверки.

 В проверке имеют право участвовать только те налоговые инспекторы, которые указаны в решении.

Если кто-то из инспекторов в нем не указан, вы можете не допустить его к проверке.

Следует также убедиться, что решение о проведении проверки содержит все необходимые реквизиты (дата и место вынесения решения, наименование налогового органа, наименование, ИНН и КПП проверяемого юридического лица, проверяемый период, налоги, по которым производится проверка, должности и ФИО сотрудников, которым поручено провести проверку, подпись и ФИО руководителя (заместителя руководителя) ИФНС, подписавшего решение, печать налогового органа). Если какие –либо из этих сведений не указаны, или указаны иные данные (например, ИНН или наименование не Вашего предприятия), Вы вправе отказать в допуске на предприятие с целью проведения проверки.

Требование о предоставлении документов должно быть предоставлено Вам в письменной форме. Истребуемые  документы  представляются  в  виде  копий, заверенных должностным лицом и печатью организации. Налоговые органы не вправе требовать нотариально заверенные копии документов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также при выемке документов. При наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения. Исключение составляют личные жилые помещения индивидуального предпринимателя — без судебного решения или согласия проживающих там граждан такой осмотр запрещен.

Сотрудники налогового органа вправе также вызывать свидетелей для дачи показаний. Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции.

Кроме того, налоговики могут провести инвентаризацию имущества, отраженного в Ваших документах в целях соответствия действительности данных этих документов. Такая инвентаризация проводится на основании письменного распоряжения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

После получения акта проверки Вам необходимо детально его изучить. Все ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.

Если Вы обнаружили в нем ошибки, то Вы вправе направить руководителю налоговой инспекции свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта.

После получения Решения налоговой инспекции по результатам проверки Вы вправе обжаловать его в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган и арбитражный суд.

Смотрите: налоговые консультации Консультации юриста в Тюмени

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *