Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект)

С 29 августа 2017 года идет публичное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 18.10, 18.15, 231 и 233 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Данный законопроект разработан в рамках реализации пункта 3.

6 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о мерах по совершенствованию государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который направлен на усовершенствование законодательства в сфере контроля за выполнением гражданами государств-членов Евразийского экономического союза и их работодателями положений Договора ‎о Евразийском экономическом союзе в части, касающейся осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Договор содержит положения, согласно которых государство может привлекать работников другого государства-члена без необходимого на то разрешения для осуществления трудовой деятельности, поэтому осуществление контроля за трудовой деятельностью таких работников затрудняется.

Достаточно сложно осуществлять контрольные функции и за соблюдением цели въезда иностранных граждан или лиц без гражданства, так как им не требуется на то разрешение или патент.

По правилам пункта 5 статьи 96 Договора, а также статьи 2 Федерального закона от 25.07.

2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства должно осуществляться на основании трудового или гражданско-правового договора, однако ответственность за их отсутствие предусматривается в части только трудового, но не миграционного законодательства.

Для решения неопределенности при осуществлении контрольных мероприятий относительно иностранных работников, для которых не требуется разрешение на осуществление трудовой деятельности, законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации нормами, которые будут устанавливать ответственность за отсутствие у иностранного работника, лица без гражданства, или работодателя, принявшего такого работника, трудового или гражданско-правового договора, а также в случаях, если у работника в миграционной карточке отсутствует запись «работа» в целевом назначении прибытия в страну, за исключением лиц, прибывших по иной причине, но имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами право на осуществление трудовой деятельности.

Предложенные дополнения предусматривают ответственность за осуществление иностранными гражданами или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без заключения трудового или гражданско-правового договора с работодателем в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. Кроме того, трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора, повлечет наложение административного штрафа:

  •  на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяносто суток.

В случаях, когда работодатель привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина или лицо без гражданства, не заявивших в качестве цели пребывания «работу» на территории Российской Федерации, за исключением отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, ответственность так же устанавливается в виде административного штрафа:

  •   на граждан —  от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

На данный момент ответственности за подобное в миграционном законодательстве нет и работодателя можно лишь оштрафовать за уклонение от заключения трудового договора, а сумма штрафа для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Помощник адвоката Коллегии «Терновцов и партнеры»
Екатерина Гладких

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2020 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.

Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы. Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.  Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации. Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов

Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:

  • Отсутствие полного пакета документов;
  • Нарушение трудового законодательства;
  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
  • Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так  и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо. 

В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.

Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2020 году

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный  гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной.

В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.  Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов,  но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ. 

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали. 

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.  Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа. 

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

  • Штраф за работу не по профессии

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.  Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.  В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.  Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое.  При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2020 году – от 5 000 до 7 000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц  — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период  от 14 до 90 суток.  

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.

  • Штраф за привлечение мигрантов

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток. 

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо,  от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

  • Штраф за работу без оформления

В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника. 

Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

  • Штраф за оформление трудового договора с нарушениями
Читайте также:  Международный третейский суд и коммерческий арбитраж

В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то  работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.  В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен. 

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц  — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до  20 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Не многие работодатели знают, что трудовая инспекция может также наложить штраф за нарушение условий охраны труда сотрудников на предприятии.

  • В случае если работодатель нарушает государственные нормативные требования охраны труда, то должностное лицо получает предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 50 000 до 80 000 рублей.
  • В случае если работодатель не проводит или неправильно проводит оценку условий труда на рабочих местах, то на должностное лицо получает предупреждение или на него накладывается штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
  • В случае если работодатель допускает работника к исполнению должностных обязанностей без прохождения обучения, проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей.
  • В случае если работодатель не обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей.
  • За повторное правонарушение должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 года до 3 лет и получает штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей, при этом на юридическое лицо накладывается штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей и также возможна приостановка деятельности организации на срок до 90 суток.

Полный перечень нарушений и штрафов работодателя вы можете скачать по ссылке.

Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?

После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки».  Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта.

Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке.  Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.

  Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов.  Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.

Если вам была полезна наша статья про штрафы за иностранных рабочих, пожалуйста, плюсаните материал:

Ответственность работодателя за прием на работу без трудового договора

Официальное трудоустройство — залог социальных гарантий, наличия отпуска и других преимуществ.

 При устройстве в организацию сотрудник желает быть защищенным от действий работодателя, который не учитывает положения нормативно-правовых актов, нарушает права трудящихся.

Некоторые предприятия предпочитают работать без заключения договора со специалистами, что освобождает учредителя от уплаты налоговых взносов, отчислений в Пенсионный фонд, обязанности соблюдать интересы работающих в фирме людей.

Сотрудники, устраиваясь на работу, зачастую не обращают внимания на вид заключаемых договоров между сторонами. Им необходимо проявлять правовую грамотность, так как каждый из типов соглашений предполагает свои условия профессиональной деятельности и последствия неисполнения обязательств руководителем.

Трудовой или гражданско-правовой договор с работником

Правовые отношения, складывающиеся между сторонами при трудоустройстве, регулируются законом через положения Гражданского (статья 420) и Трудового кодексов (глава 10-14). Согласно каждому из них, юридические и физические лица вправе заключать два типа договоров – гражданско-правовой и трудовой. Они имеют существенные различия, но многие организации предпочитают оформлять соглашение первого варианта, так как оно очерчивает отношения с сотрудником, не акцентируя внимание на защите прав работника.

Основными отличиями этих двух форм договоров являются:

  • Установление предмета деятельности – в трудовом договоре им выступает обязательство выполнять вид работ, за что человек получает денежные средства, подчиняется нормам дисциплины, а руководитель обеспечивает условия для реализации функций, а также оплачивать труд по установленным срокам. Гражданско-правовые отношения предполагают получение результата от выполняемой деятельности и соответствующую заработную плату не за рабочий процесс, а за результат.
  • Согласно статье 22 ТК, фирма обязуется выплачивать зарплату равноценно произведенному труду с учетом его квалификации, наличия стажа, сложности работ, качества их выполнения, при этом ее размер не может составлять меньше МРОТ. При оформлении гражданской формы договора человек получает деньги только за достигнутый результат – количество изделий по выработке, качество оказанных услуг и т.д.
  • В трудовом законодательстве имеется представление о финансовой, материальной и имущественной ответственности сторон, граждане и юридические лица связываются возможностью наложения дисциплинарных взысканий, в гражданских же правоотношениях эти пункты отсутствуют, документы составляются только на договорной основе.

Во всех государственных учреждениях, финансируемых из средств федеральных, региональных, местных бюджетов, заключаются трудовые договоры, так как они подразумевают стабильность и надежность, призваны защитить права той стороны, которая в случае невыполнения условий осталась ущемленной.

Плюсы и минусы работы без договора

Трудоустройство без оформления отношений на официальной основе согласно нормам законодательства в большинстве случаев предполагает выгоду для работодателей, ведь в таком случае:

  • на стороны не распространяются законодательные нормы, поэтому фирма не обязана обеспечивать комфортные условия для выполнения работ, может устанавливать сроки выплаты зарплаты на свое усмотрение;
  • учреждение не уплачивает сборы в налоговую инспекцию и Пенсионный фонд, тем самым экономя прибыль;
  • руководство в любой момент может расторгнуть отношения с работником, так как только согласно трудовым нормам он обязан уведомлять его заранее и увольнять лишь по объективным причинам.

Преимуществами в этой форме устройства для специалиста является:

  • увеличение оплаты труда, так как заработанные им денежные средства полностью могут выдаваться ему наличными (не отчисляются в налоговый орган и Пенсионный фонд);
  • не требуется полный сбор документов, актуальный для официального способа трудоустройства;
  • отсутствие обязательств по уведомлению при увольнении и ответственности за имущество.

ВАЖНО! Для работодателя работники, поступающие на работу неофициальным образом, могут представлять серьезные риски в виде больших штрафов, особенно при их нахождении на территории страны нелегально, без гражданства.

Таким образом, плюсы ведения деятельности без контракта важны в основном для юридического лица, а основным минусом считается возможность контролирующих органов привлечь его к ответственности. Для граждан в этом вопросе можно рассмотреть преимущества, но необходимо учитывать и риски правовой незащищенности в случае конфликтных ситуаций, обернувшихся нарушенными правами.

Можно ли работать без заключения договора с сотрудником

Прием сотрудника на работу неофициально без договора не разрешается законодательством. Согласно статье 67 ТК, если гражданин допущен руководителем до исполнения должностных обязанностей, контракт считается заключенным. После чего организация обязана оформить его в письменном виде в течение 3 рабочих дней с того момента, как специалист начал выполнять работу.

Какую ответственность несет работодатель за отсутствие трудового договора

Существует 2 вида ответственности работодателя за неоформление трудового договора – административное и уголовное наказание.

К административной ответственности по статье 5.27 КоАП относятся следующие меры воздействия на нарушителей:

  • штраф в виде 20 тысяч рублей для работодателя лично;
  • санкция в качестве 100 тысяч рублей для организации.

ВАЖНО! Налоговый кодекс (статья 123) в этом случае предполагает право учреждения, занимающегося налогами и сборами, взыскать с фирмы все неуплаченные за период работы человека взносы, а также штраф в размере 20% от их общей суммы.

Меры воздействия в сфере уголовного преследования возникают в соответствии со статьей 199.1 УК. Они реализуются в таких формах:

  • штрафные санкции от 100 до 300 тысяч рублей либо оплаты труда виновного в течение 1 года;
  • назначение принудительных работ до 2 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • нахождение в государственном режимном учреждении до 2 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет.

Если эти действия обернулись крупными размерами нарушений (то есть в казну государства в течение 3 лет не осуществлялись отчисления, сумма которых составила более 5 миллионов рублей), человеку могут назначить:

  • штрафные санкции от 300 до 500 тысяч рублей либо в сумме оплаты труда от 2 до 5 лет;
  • назначение принудительных работ до 5 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет;
  • нахождение в государственном режимном учреждении до 6 лет с отстранением от ранее выполняемых функций до 3 лет.

Какую меру применить в той или иной ситуации, решает судебный орган с учетом всех обстоятельств дела.

Действия работника, если работодатель не хочет оформить трудовые отношения

Если после собеседования работодатель выразил желание принять физическое лицо в свою организацию, но официально заключать контракт отказывается, это сразу должно насторожить человека, так как он, в первую очередь, сам стоит на защите своих интересов.

ВАЖНО! Особенно рискованной является ситуация, когда руководитель предлагает поработать в течение испытательного срока без контракта. Тогда специалист в случае увольнения может остаться без работы и оплаты труда.

Если фирма не желает составлять его, у соискателя имеется несколько вариантов развития событий:

  • не связывать себя отношениями с организацией;
  • настаивать на оформлении всех необходимых данных;
  • начать исполнять функции, но предусматривать возможность сбора информации для отстаивания своей позиции в суде в случае неполучения соответствующих гарантий.

Каждый специалист самостоятельно принимает решение о своих действиях, которые он будет предпринимать в той или иной ситуации, но они должны соответствовать нормам законодательства и исходить из собственных интересов по защите прав.

Читайте также:  Дела о недействительности сделок должника возможны за рамками банкротства

Как доказать факт работы на нанимателя

Разбор ситуаций, создавшихся в результате конфликтной ситуации в организации, происходит в судебном порядке. Только в этой обстановке специалист должен доказывать свою правоту и факт выполнения работы за определенный период времени у руководителя.

Сделать это можно несколькими способами фиксации:

  • предоставление документации, касающейся деятельности фирмы – платежные поручения, счета и другие информационные носители, где указаны реквизиты учреждения и фамилия с инициалами гражданина;
  • направление фотоотчета, где запечатлено пребывание работника по месту заработка;
  • с помощью свидетельских показаний, когда другие работники могут подтвердить факт осуществления деятельности.

Если разбирательство касается взыскания заработной платы, то устанавливается срок исковой давности, который равен одному году с момента ее невыплаты или отказа в начислении.

Источник

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2020 году

В современной России наем иностранных рабочих стал распространяться повсеместно.

Организациям различного масштаба и индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что приём иностранных работников отличается от трудоустройства российских граждан.

Все отличия выявляются с помощью регламента трудового кодекса и миграционного законодательства, при несоблюдении которых с физического или юридического лица происходит взыскание штрафа за незаконный приём на работу иностранных граждан.

Подробно рассмотрим частые нарушения законодательства работодателем и возможные штрафы со стороны государства на организацию за принуждение иностранных граждан, нелегальных жителей страны к трудовой деятельности.

Распространенные случаи взыскания за незаконный приём на работу иностранцев и размер оплаты

Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.

Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:

  1. Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
  2. Нарушение трудового права, законов.
  3. Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
  4. Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
  5. Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
  6. Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
  7. Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.

Данные факторы более популярны в применении штрафных санкций на нанимателей мигрантов. Соблюдая трудовое законодательство РФ, компании или предприниматели смогут избежать различных мер наказаний, и не допустить возможность трудоустройства лиц, нелегально проживающих на территории РФ (не имеющих гражданства).

Причины наложения штрафных санкций на работодателя в текущем году

Несоблюдение законодательства РФ в сфере миграции

  1. Штрафные санкции за приём на работу иностранного гражданина без патента/государственного разрешения.

Нелегальный труд подразумевает собой незаконную организацию трудовой деятельности мигрантом на территории жительства работодателя, без предварительного получения патента или государственного разрешения, гражданства. С компании/предпринимателя взимается штраф за наем нелегалов.

  1. Недействительность документов (истекший срок действия).

Официальное оформление мигранта на работу возлагает ответственность на работодателя за предоставленную документацию с разрешением на пребывание и работу на территории РФ. При истекшем сроке действия или незаконном оформлении документа на работодателя налагается штраф. Простыми словами – тот, кто предоставляет рабочее место для иностранца, должен следить за сроком годности его документации.

Пример 1: мигрант при приёме на работу предоставил весь необходимый пакет документов, после чего организация его официально трудоустроила. По истечению месяца разрешение на трудовую деятельность стало недействительным, за чем компания не следила. При плановой проверке организацию оштрафовали за нелегальный прием иностранца на работу.

Пример 2: иностранец был принят на работу по патенту. При наступлении даты оплаты налога по данному документу, трудоустроенный не внес необходимую оплату, после чего патент стал недействительным и полностью аннулировался.

Стоит отметить, что о данной проблеме не уведомляют ни работника, ни работодателя. Поэтому иностранец может работать без изменений, не уведомив руководство о пропущенном платеже. Нарушения выявляются только при проверке УФМС, после которой с компании производят взыскание за нелегальную трудовую деятельность иностранца.

Работодателю необходимо отслеживать регулярность оплаты налогов трудоустроенным иностранцем. Единственная просрочка может привести к недействительности патента, что привлечет за собой меру наказания для работодателя.

Дополнительно важно отслеживать сроки действия всех документов, предоставленных иностранцем.

При выявлении недействительного срока которых, возлагаются большие денежные взыскания не только с рабочего, но и с организации (физического лица).

  1. Трудовая деятельность, несовместимая с имеющейся профессиональной квалификацией.

Патентом/разрешением на работу оформляется допуск к определенному виду профессиональной деятельности. Если иностранный гражданин принят на должность, противоположную профессии, указанной в документе, на работодателя возлагают штраф за нелегальную работу иностранца.

Поэтому работодатель вправе трудоустраивать мигранта только на те должности, которые прописаны в разрешении. При данном нарушении трудовая инспекция осуществляет крупное денежное взыскание за каждого устроенного иностранца-рабочего.

Штрафные санкции накладываются на физические, юридические лица, исходя из того, кем был трудоустроен иностранный рабочий.

Текущие размеры штрафных санкций за осуществление нелегальной трудовой деятельности мигрантом:

  • Физическое лицо – от 5000 до 7000 рублей;
  • Юридическое лицо – от 400 000 до 1 000 000 рублей, дополнительно отстранение от труда на период от двух недель до 90 суток;
  • Должностное лицо – от 35 000 до 70 000 рублей.
  1. Незаконное применение рабочей силы.

Перед приёмом гражданина другого государства на работу, любой трудоустраивающий должен оформить разрешение на привлечение и трудоустройство иностранных граждан.

В случае несоблюдения текущего законодательства и дальнейшей нелегальной деятельности, представители трудового законодательства взыскивают с работодателя денежные средства за нелегальное привлечение мигрантов к трудовой деятельности.

Размер платежа для должностного лица за нелегальное привлечение варьируется от 35 000 до 70 000 рублей, а для предпринимателя – 5000-7000 рублей. Для юр.лиц предусматриваются более ужесточенные меры — штраф до 1 000 000 рублей с отстранением от работы на 2 недели или 90 суток.

При трудовом оформлении иностранного гражданина, увольнения, переоформления физ.

лицо, организация обязаны предупредить службу миграции о составлении (прекращении) трудового, гражданско-правового договора на трудовую деятельность иностранца.

В случае если трудоустраивающий не уведомил ФМС о совершенных действиях, на него налагается штраф, соразмерный с санкциями за нелегальное использование рабочей силы.

Несоблюдение положений ТК РФ

  1. Неофициальное трудоустройство иностранца (лица без гражданства).

Гражданин другого государства трудоустраивается только при официальном его оформлении в имеющийся штат и составления трудового договора с оглашением необходимым трудовых обязанностей.

При нарушении данного пункта трудоустраивающий будет оштрафован. Иностранного гражданина штрафуют на 5000 рублей и выдворяют за пределы России.

  1. Неправильно (фиктивно) составленный договор.

Если в трудовом договоре были допущены всевозможные ошибки: от неправильной даты до отсутствия подписи одной из сторон, трудовая инспекция вправе считать данный документ фиктивным/недействительным. После чего на компанию также налагается санкция за незаконное трудоустройство иностранца или неправильно составленный документ по факту нарушения нормативов ТК РФ.

Размер штрафной санкции в 2020 году:

Несоблюдение требований охраны труда, установленных государством

Если работодатель официально трудоустроил мигранта, правильно составил трудовой договор и уведомил об этом миграционную службу, на него возлагается ответственность за дальнейшее обеспечение охраны труда по трудовому кодексу РФ. При несоблюдении следующих нормативов инспекция вправе оштрафовать работодателя.

Причины штрафных взысканий:

  1. Несоблюдение государственных нормативных положений по охране труда приводит к предупреждению или штрафу: физ.лицо (предприниматель) – 2000-5000 рублей, организация – 50 000-80 000 рублей.
  2. Отсутствие проведенных оценочных актов рабочего места, предоставленных условий труда, также приводит работодателя к штрафным взысканиям: предприниматель – 5000-10 000 рублей или предупреждение, юридическое лицо – 60 000-80 000 рублей или предупреждение.
  3. Допуск иностранного работника без медицинского осмотра, заключения нарколога/психиатра, проверки профессиональной пригодности, обучения и с имеющимися медицинскими противопоказаниями на работодателя налагается штрафное взыскание или предупреждение: должностное лицо – 15 000-25 000 рублей, компания – 110 000-130 000 рублей.
  4. Отсутствие индивидуальной защиты рабочего при работе повышенной опасности налагается штраф 20 000-30 000 рублей, денежные взыскания для юридических лиц в размере 130 000-150 000 рублей.
  5. При повторном нарушении закона должностное лицо штрафуют на 30000-40000 рублей и отстраняют от работы на срок до трех лет. При повторных нарушениях юридическое лицо штрафуют на 100 000-200 000 рублей с возможностью отстранения от работы на 3 месяца.

Как проверить наличие штрафов у работодателей

Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.

«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки.

Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации.

В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.

Оспаривание всех нарушений и наложенных штрафов за нелегальный наём иностранца, после проведенной проверки миграционной службой, происходит только через суд.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства"

  •  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН 
  • О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
  • об административных правонарушениях в целях предотвращения  незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства  
  • Статья 1 
  • Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  следующие изменения:
  • 1) абзац первый части 1 статьи 3.12 после слов «(в том числе в торговых комплексах)» дополнить словами «или на объектах строительства»; 
  • 2) в примечаниях к статье 18.15:
  • а) пункт 2 после слов «настоящей статьей» дополнить словами «и другими статьями настоящей главы»;  
  • б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. В случае нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении одного и того же иностранного гражданина или лица без гражданства одновременно двумя или более лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическими лицами, их филиалами или представительствами либо должностными лицами указанных юридических лиц, филиалов и представительств, административная ответственность за нарушение указанных правил, установленная настоящей статьей и другими статьями настоящей главы, наступает в отдельности в отношении каждого из указанных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов или представительств либо должностных лиц указанных юридических лиц, филиалов и представительств.»; 

3) дополнить статьей 18.16.1 следующего содержания:

«С т а т ь я  18.16.1.   Локальные  нарушения  правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на объектах строительства, и незаконное нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на таких объектах. 

  1. 1. Заключение лицом, осуществляющим в отношении объекта строительства функции заказчика (застройщика) или подрядчика (генерального подрядчика), трудового договора или гражданско-правового договора (в том числе договора строительного подряда), связанных со строительством, реконструкцией либо капитальным или иным ремонтом указанного объекта строительства, на основании которых на указанном объекте строительства иностранный гражданин или лицо без гражданства привлечены к трудовой деятельности с нарушением установленных правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, –
  2. влечет в отношении лица, осуществляющего в отношении объекта строительства функции заказчика (застройщика) или подрядчика (генерального подрядчика), наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от трехсот пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот пятидесяти  тысяч до восьмисот тысяч рублей. 
  3. 2. Допуск владельцем объекта строительства на данный объект (включая отдельное производственное, складское или бытовое здание или сооружение либо отдельное помещение такого здания или сооружения, находящееся на территории данного объекта) в качестве подрядчика (субподрядчика) или в ином качестве на основании соответствующего  гражданско-правового договора (в том числе договора строительного подряда), связанного со строительством, реконструкцией либо капитальным или иным ремонтом указанного объекта строительства, либо без такового основания лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо юридического лица, которыми к трудовой деятельности на указанном объекте строительства иностранный гражданин или лицо без гражданства привлечены с нарушением установленных правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, –
  4. влечет в отношении владельца объекта строительства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 
  5. 3. Размещение владельцем объекта строительства на данном объекте  (включая отдельное производственное, складское или бытовое здание или сооружение либо отдельное помещение такого здания или сооружения, находящееся на территории данного объекта) либо невоспрепятствование владельцем объекта строительства присутствию на данном объекте (включая отдельное производственное, складское или бытовое здание или сооружение либо отдельное помещение такого здания или сооружения, находящееся на территории данного объекта) иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся в Российской Федерации с нарушением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, –
  6. влечет в отношении владельца объекта строительства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона  рублей либо административное приостановление деятельности на срок  до девяноста суток. 

П р и м е ч а н и е.

   В целях настоящей статьи под владельцем объекта строительства понимается лицо, осуществляющее в отношении объекта строительства функции заказчика (застройщика), не передавшее данный объект подрядчику (генеральному подрядчику), либо лицо, осуществляющее в отношении объекта строительства функции подрядчика (генерального подрядчика), которому данный объект передан от заказчика (застройщика), либо иное лицо, осуществляющее титульное (формальное) или фактическое владение объектом строительства на основании соответствующего административного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора строительного подряда, либо по другому правовому основанию, либо при отсутствии таких оснований.»; 

4) абзац первый части 1 статьи 27.16 после слов «(в том числе в торговых комплексах)» дополнить словами «или на объектах строительства». 

  • Статья 2 
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года. 
  • Президент
  • Российской Федерации
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА
  • к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства» 
  • Представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях предотвращения незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы на объектах строительства» подготовлен в связи с необходимостью урегулирования имеющихся весьма многочисленных, но неправомерных по существу ситуаций, когда, на указанных объектах, в первую очередь,  в отношении генподрядных строительных организаций и реже –  в отношении застройщиков, территориальными органами и отдельными подразделениями Федеральной миграционной службы фиксируется фактическое использование иностранных работников без соблюдения установленных в Российской Федерации правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Имеющиеся в настоящее время пробелы в российском законодательстве позволяют – при использовании труда иностранных работников – недобросовестным работодателям, в основном, из числа  подрядчиков (генеральных подрядчиков),  не только обходить условие о требуемом наличии у них самих разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы и, соответственно, не выполнять при этом обязанности принимающей таких работников стороны, но и привлекать к трудовой деятельности на различных объектах строительства иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих для этого необходимых разрешительных документов (разрешений на работу или патентов). При этом достаточно широкое распространение получил механизм уклонения российских подрядчиков, использующих труд иностранных граждан и лиц без гражданства, от административной ответственности за нарушение своих обязанностей и как принимающей стороны, и как работодателей посредством фактического, а иногда и мнимого привлечения на объекты строительства субподрядных организаций, которые часто не имеют необходимых разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности занятых у них иностранных работников, но соблюдение которыми правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы  генподрядные организации формально не могут контролировать. В результате создаётся положение, при котором оказать реальное воздействие на лицо, осуществляющее общий организационный, производственный, режимный и иной контроль в отношении территории строящегося либо реконструируемого (ремонтируемого)  здания или сооружения   — объекта строительства, — (т.е., как правило, на генерального подрядчика или, реже, на самого застройщика), с целью побуждения надлежащего исполнения им правил миграционного законодательства либо в целях пресечения или предотвращения нарушения им таких правил уполномоченные государственные органы (и в первую очередь, подразделения Федеральной миграционной службы) не имеют возможности.

Для изменения отмеченного положения и введения в правовое русло ситуации с сегодняшним фактически нерегулируемым на локальном хозяйственном уровне привлечением и использованием иностранных работников на объектах строительства субподрядными организациями, по существу предложенных в законопроекте изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается законодательно ввести административную ответственность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и представительств, (а также их должностных лиц), осуществляющих формальный (титульный) или фактический контроль над объектами строительства, во-первых, за заключение ими каких-либо трудовых или гражданско-правовых договоров, на основании которых к трудовой деятельности на объектах строительства иностранные граждане и лица без гражданства привлечены с нарушением действующих правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; во-вторых, за допуск на объекты строительства (включая их отдельные производственные, складские или бытовые здания или сооружения либо отдельные помещения данных зданий и сооружений) субподрядных организаций, со стороны которых иностранные граждане и лица без гражданства привлечены на таких объектах к трудовой деятельности с нарушением установленных правил, и в-третьих, за размещение или невоспрепятствование присутствию на объектах строительства иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации с нарушением установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, (что направлено на исключение возможной мотивации лиц, контролирующих объекты строительства, о «случайности»  появления на таких объектах фактически и неправомерно занятых там иностранных работников).

Учитывая, что лицом, формально (титульно) или фактически контролирующим объект строительства в организационном, производственном и режимном аспектах, является, как правило, генподрядная строительная организация, (когда такой объект передан ей для производства работ заказчиком (застройщиком)), — или сам заказчик (застройщик), (когда на объекте строительства, например, отсутствует генподрядчик, а имеется несколько независимых друг от друга подрядных организаций, либо такой объект ещё не передан по договору строительного подряда какому-то подрядчику (генподрядчику),  —  предлагаемые в законопроекте нормы об административной ответственности т.н. «владельцев объекта строительства» (т.е. реально контролирующих его лиц) предусмотрены, в первую очередь, в отношении подрядчиков (генподрядчиков) и заказчиков (застройщиков). Вместе с тем, юридико-технической конструкцией разработанных в законопроекте новаций намечается охватить  и иные специфические случаи, когда формальное (титульное) или вообще, только лишь фактическое владение (а значит, и контролирование) объектом строительства осуществляют – помимо генподрядчиков и заказчиков (застройщиков) – другие лица, (например, балансодержатели земельного участка, на котором расположен такой объект, и т. д.).

Для избежания возможных случаев рассредоточения («размывания») ответственности за незаконное привлечение и использование на объектах строительства иностранной рабочей силы со стороны контролирующих такие объекты заказчиков (застройщиков), генеральных подрядных строительных организаций и иных подрядчиков (включая субподрядные организации), — в тех случаях, когда согласно договорным или иным документам четко определить степень их компетенции в приоритетности регулирования или соблюдения на объектах строительства организационных, производственных или режимных правил невозможно, — законопроектом предлагается закрепить в КоАП РФ норму, согласно которой при нарушении правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства  в отношении одного и того же иностранного гражданина или лица без гражданства одновременно двумя или более индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, юридическими лицами, их филиалами или представительствами (либо должностными лицами указанных юридических лиц, филиалов и представительств), административная ответственность за нарушение соответствующих правил наступает в отдельности в отношении каждого из таких субъектов (т.е. заказчиков, подрядчиков и др.).

Таким образом, принятие предложенного законопроекта позволит обеспечить превентивное достижение тех целей, которые отражены в самом его наименовании, — т.е. создать условия для предотвращения незаконного привлечения и использования на объектах строительства в Российской Федерации иностранной рабочей силы. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *