Предлагается ограничить сферу регулирования 223-фз (законопроект)

Предлагается ограничить сферу регулирования 223-ФЗ (законопроект)

предусмотрено внесение изменений в часть 2.1 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), устанавливающих однозначное определение круга юридических лиц, которые вправе не руководствоваться его положениями в соответствии с данной частью;

предлагается установление исчерпывающего перечня способов осуществления закупок, которые должны содержаться в положении о закупке и могут быть использованы заказчиками при осуществлении закупок с учетом специфики их финансово-хозяйственной деятельности.

К таким способам кроме конкурса и аукциона предлагается отнести запрос котировок, запрос предложений, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

предлагается статью 3 Закона N 223-ФЗ дополнить частью 4.1, устанавливающей понятие закупки в электронной форме.

Указанная корректировка определяет обязанность заказчиков при проведении закупки в электронной форме обеспечить прием заявок (предложений) участников закупки в форме электронных документов, а также обеспечить ее проведение в электронной информационной системе, определенной в соответствии с положением о закупке;

предусмотрено исключение обязанности размещать на официальном сайте извещение о закупке, осуществляемой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

увеличивается количество случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

[3]

Практика применения Федерального закона N 223-ФЗ (Кошелева В.В.)

Дата размещения статьи: 13.08.2015

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18 июля 2011 г.

N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в конце прошлого года (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г.

N 324-ФЗ), часть юридических лиц была выведена из-под его действия. Тем не менее с каждым годом ряды заказчиков, попадающих в сферу регулирования Закона N 223-ФЗ, пополняются.

В круг заказчиков, на которых распространяется действие Закона N 223-ФЗ, попадают в том числе государственные корпорации, субъекты естественных монополий, у которых доля выручки от монопольных видов деятельности превышает 10% и доля участия государства в которых более 50%, государственные автономные учреждения, унитарные предприятия. С 2014 г.

к ним примкнут и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, иные хозяйственные общества, созданные муниципальными образованиями. А в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в число субъектов, применяющих Закон N 223-ФЗ, могут войти и бюджетные учреждения.

О самостоятельности заказчика

Следует отметить, что многие заказчики не только разместили положение о закупке на официальном сайте, но и, проработав по нему некоторое время, успели неоднократно его изменить в части способов закупок, отдельных технических правок по процедурам и в первую очередь по корректировке и расширению оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом напомним, что в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» на сайте размещается не только измененное положение о закупке, но и отдельный документ, содержащий перечень внесенных изменений. Однако практически никто из заказчиков этого не делает, а размещают лишь положение о закупке в новой редакции.

О разнообразии процедур

О пользе связей

В числе «экзотических» способов закупок, встречающихся на практике, можно назвать, например, такой, как «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей».

Суть его сводится к тому, что предложение о заключении договора направляется одному конкретному участнику закупки (без рассмотрения альтернатив) на основании того, что рынок закупаемого товара, работы, услуги изучен и избранный потенциальный участник закупки признан заказчиком лидером на данном рынке, способным предложить наиболее выгодные условия на долгосрочную перспективу. Либо потенциальный участник признан комиссией наиболее добросовестным контрагентом по результатам длительных (не менее года) отношений по аналогичным видам договоров. При этом критериями для оценки могут являться суммы договоров, периодичность сделок, отсутствие претензий к результатам сделки.Такой способ имеет место, но фактически это прямая закупка у единственного поставщика, просто выделенная в отдельную процедуру. По ней заказчиком также размещаются извещение, документация о закупке, протокол, в котором раскрываются сведения о лицах, «имеющих длительные связи с заказчиком».

О правоте компаний

Из-под действия Закона N 223-ФЗ предлагается вывести заключение ряда сделок

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 225227-6 «О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Законопроект). В нем предлагается вывести из-под действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) заключение ряда сделок.

  • Из сферы действия Закона N 223-ФЗ планируется вывести операции с производными финансовыми инструментами и покупку драгметаллов
  • Предполагается, что субъекты, осуществляющие закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, смогут без соблюдения его требований совершать, в частности, следующие сделки:
  • — купля-продажа драгоценных металлов;

Читайте так же:  Какая ответственность за повреждение имущества по коап рф

— заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. При этом планируется не распространять действие Закона N 223-ФЗ на такие сделки только при условии, что они заключены на бирже. Договоры на внебиржевом рынке, исполнение обязательств по которым предусматривает поставку товаров, будут заключаться в общем порядке.

Как указывают разработчики Законопроекта, названные виды сделок предполагают их заключение в режиме реального времени и по ценам, постоянно изменяющимся в соответствии с конъюнктурой внутреннего и внешних рынков. Отсутствие у заказчика обязанности при совершении этих сделок соблюдать требования Закона N 223-ФЗ позволит заключать их на рыночных условиях.

Отметим, что в соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик в своем положении о закупке может предусмотреть любой способ ее осуществления. В том числе упомянутым Законом не запрещено использовать способы, предусматривающие осуществление закупок в сжатые сроки.

Однако установленные в Законе N 223-ФЗ требования об обязательном размещении плана закупок не менее чем на год, а также информации о каждой закупке на сайте www.zakupki.gov.ru могут затруднить совершение сделок в режиме реального времени.

В то же время отсутствие такой возможности, как указывают авторы Законопроекта, приводит к повышению ценовых рисков для кредитных организаций.

Межбанковские и лизинговые операции предлагается совершать без соблюдения требований Закона N 223-ФЗ

В Законопроекте предложено исключить из-под действия Закона N 223-ФЗ осуществление заказчиком — кредитной организацией межбанковских и лизинговых операций.

Напомним, что на основании ст. 28 Федерального закона от 02.12.

1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» под межбанковскими операциями понимаются привлечение и размещение на основе договоров кредитными организациями друг у друга средств в форме вкладов, кредитов, а также совершение других взаимных операций.

В настоящее время в сферу действия Закона N 223-ФЗ включаются, например, операции по открытию корреспондентского счета кредитной организации — заказчику по Закону N 223-ФЗ другой кредитной организацией.

Согласно действующей редакции Закона N 223-ФЗ его положения могут применяться также и к лизинговым операциям заказчиков.

В частности, соблюдать установленную процедуру закупок обязаны заказчики-лизингодатели, приобретающие в собственность имущество для предоставления его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за плату.

Разработчики Законопроекта предлагают исключить из-под действия Закона N 223-ФЗ лизинговые операции заказчиков, являющихся кредитными организациями. Для иных заказчиков-лизингодателей Законопроектом исключений не предусмотрено.

О законодательстве в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: взгляд прокурора (максютов м.ф.)

Дата размещения статьи: 27.11.2017

Другое исключение касается распространения действия Закона N 223-ФЗ на все юридические лица, включая закрепленные в ч. 2.1 ст. 1 и вовсе на не перечисленные в ст. 1 Закона N 223-ФЗ юридические лица в случае реализации ими инвестиционных проектов, стоимость которых превышает 10 млрд руб. и которым оказывается государственная поддержка, предусмотренная в ч. 3 ст. 3.

1 Закона N 223-ФЗ при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.В общем, характеризуя Закон N 223-ФЗ, следует отметить, что он предоставляет корпоративным заказчикам своего рода карт-бланш по разработке и установлению собственных правил игры. По этому поводу исследователь Т.А.

Гусева справедливо отмечает, что «Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках — документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров» .———————————

Гусева Т.А. Актуальные вопросы применения Закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 11. С. 52 — 55.

Положения данного законопроекта направлены на совершенствование механизма закупок, в том числе посредством установления запрета применения непредусмотренных законом способов закупок, поскольку, по данным официального сайта www.zakupki.gov.ru, в настоящее время имеется информация о более чем 2,7 тыс. наименований способов закупок. В ряде случаев под иными способами закупок маскируются закупки у единственного поставщика .———————————

См.: Там же.

В этой связи считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть закрытый перечень способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя, из числа которых корпоративный заказчик будет вправе выбрать наиболее оптимальный способ (несколько способов) с учетом специфики его деятельности и планируемого к закупке товара, работы, услуги.

Рассматривая недостатки Закона N 223-ФЗ, полагаем необходимым проанализировать принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении еще 15 сентября 2015 г. проект Федерального закона N 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — законопроект).

Детальный и предметный анализ указанного законопроекта проведен Е. Смирновой, справедливо рассмотревшей изменения, направленные на обеспечение более широкого доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам .——————————— См.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=821534-6&02 (дата обращения — 27 июля 2016 г.).

Смирнова Е. Доля корпоративных закупок // Конкуренция и право. 2016. N 1. С. 14 — 18.

Проведение госзакупок с помощью электронных аукционов предлагается ограничить

ESB Professional/ Shutterstock.com

Депутат Госдумы Андрей Барышев выступил с инициативой не проводить электронный аукцион при осуществлении госзакупок товаров и услуг, не включенных в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) и дополнительный перечень, утвержденный высшим исполнительным органом власти субъекта Федерации при осуществлении госзакупок для обеспечения нужд субъекта (ч. 2 ст 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон о госзакупках). Для этого предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 59 закона о госзакупках.

Соответствующий законопроект 1 внесен сегодня в нижнюю палату парламента. Депутат аргументировал свое предложением тем, что электронный аукцион не гарантирует заключение контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества, так как заявки участников оцениваются только по цене, а другие (неценовые характеристики) не учитываются.

Читайте также:  Образец записи в трудовой книжке о переводе

Обзор актуальных законопроектов по изменению 223-ФЗ

Эксперты Фабриканта подготовили обзор законопроектов, внесенных в Государственную Думу РФ и размещенных ФОИВами на федеральном портале проектов НПА в конце июня — июле 2017 года. Рекомендуем специалистам по закупкам в рамках 223-ФЗ обратить внимание.

  1. ЗАКУПКИ ГУПОВ И МУПОВ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫВЕСТИ ИЗ-ПОД ДЕЙСТВИЯ 44-ФЗ
  2. Проект изменений предусматривает право указанных унитарных предприятий перевести под действие №223-ФЗ те закупки, которые осуществляются без привлечения бюджетных средств.
  3. Чтобы проводить закупки в соответствии с 223-ФЗ уже в 2017 году, ГУПы и МУПы в сфере водоснабжения и водоотведения, должны утвердить или изменить положение о закупке и план закупки в срок до 1 декабря 2017 года, а также разместить их в ЕИС.

Напомним, с 1 января 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом о контрактной системе №44-ФЗ. Исключение составляют отдельные ФГУПы, список которых утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016г. № 2931-р .

Законопроект № 231707-7

Фас предложила существенные поправки к закону n 223-фз

Предлагается ограничить сферу регулирования 223-ФЗ (законопроект)

Регулирование закупок по Закону N 223-ФЗ становится все более похожим на правила госзакупок. Антимонопольная служба подготовила проект очередных поправок, которые существенно дополнят Закон N 223-ФЗ. Расскажем об основных из них.

Как хотят изменить содержание документации

При размещении закупок придется использовать КТРУ

Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета закупки надо будет излагать в соответствии с КТРУ. Можно будет указать и дополнительные характеристики, однако их необходимость придется обосновать.

  • Нужно будет обосновать максимальную цену договора
  • В документацию необходимо будет включить обоснование НМЦД или цены единицы товара, работы или услуги для закупок с неизвестным объемом.
  • Будут предъявлять больше требований к участникам конкурентных закупок
  • В ряде случаев нужно будет установить требование к наличию опыта исполнения договоров по Закону N 223-ФЗ и госконтрактов.
  • Изменят правила обеспечения заявок и обеспечения исполнения договоров
  • Если в закупке будут предусмотрены обеспечение заявок и обеспечение исполнения договоров, в документации надо будет установить их размер, срок и порядок предоставления.

Предоставить обеспечение заявки на участие в конкурентной процедуре можно будет только в виде денег или банковской гарантии. Возможность прибегнуть к другим способам, установленным в ГК РФ, хотят исключить.

  1. Банковские гарантии, предоставляемые в обеспечение заявок и исполнения договора, должны будут соответствовать тем же требованиям, что и гарантии по Закону N 44-ФЗ.
  2. Уточнят требования к содержанию заявки на участие в закупке
  3. В законе хотят закрепить перечень сведений, которые заказчик вправе запросить, в частности:

наименование, адрес и учредительный документ — для юрлица, Ф.И.О., паспортные данные и место жительства — для ИП;

  • ИНН участника закупки, а также для юрлица — ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа;
  • документ, подтверждающий полномочия действовать от имени участника закупки;
  • декларация о том, что участник является СМСП, если таких сведений нет в едином реестре СМСП;
  • документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, если эта информация не является общедоступной;
  • декларация о соответствии участника единым требованиям.
  • Иные документы и информацию требовать будет нельзя.
  • Будет меньше возможностей провести неконкурентную закупку
  • Ограничат объем неконкурентных процедур
  • Годовой объем неконкурентных закупок, кроме закупок у единственного поставщика, не должен будет превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика.
  • Для закупок у единственного поставщика предусмотрят закрытый перечень случаев
  • В проекте приведено 22 случая, когда заказчик может заключить договор с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем, например:

закупка товаров, работ или услуг в электронном магазине на сумму до 100 тыс. руб.;

закупка товаров в электронном магазине на сумму до 300 тыс. руб.;

  1. закупка у монополиста или центрального депозитария;
  2. закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;
  3. закупка товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС по перечню, утвержденному правительством;
  4. оказание услуг по водо-и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
  5. Товары можно будет закупать с помощью электронного магазина
  6. Где будут проходить закупки

Закупки через электронный магазин будут проводить на тех же электронных площадках, что и остальные закупки по Законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ. Площадки смогут брать плату с победителя котировочной сессии.

Информационное взаимодействие будет проходить с помощью ЕИС. При этом участник сможет разместить предложение о товаре с использованием других информационных систем. После заключения договора оператор площадки направит информацию о нем в ЕИС для включения в специальный реестр.

  • Какие закупки можно будет провести
  • Заказчик сможет провести через электронный магазин как конкурентную, так и некоторые неконкурентные закупки.
  • При проведении неконкурентной закупки заказчик сможет:

направить поставщику согласие на поставку товара, описание которого поставщик разместил в соответствии с КТРУ. Договор будет считаться заключенным с момента направления согласия. Цена договора не должна превышать 300 тыс. руб.;

провести запрос ценовых предложений (котировочную сессию).

При проведении конкурентной закупки заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора на поставку товара и проект договора. Затем проводится котировочная сессия. Предложение должно содержать информацию о характеристиках товара, НМЦД, сроках и месте поставки товара. Характеристики товара должны в точности соответствовать КТРУ, а НМЦД не может превышать 50 млн руб.

Как будет проходить котировочная сессия

Заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора и проект договора. С этого момента начинается котировочная сессия. Она длится 6 часов в рабочее время заказчика.

В этот период любой участник закупки сможет подать ценовое предложение. Победителем признают того, кто предложит наименьшую цену.

Договор можно будет подписать только через 5 часов после окончания сессии. При этом нужно будет уложиться в 24 часа с учетом правил обжалования, предусмотренных для закупок в электронном магазине.

Уточнят правила обжалования закупок

Ограничат возможность пожаловаться на закупку

До окончания срока подачи заявок пожаловаться на закупку сможет только участник, соответствующий требованиям документации. Если он не будет им отвечать, жалобу вернут.

После окончания срока подачи заявок пожаловаться смогут только участники, подавшие заявку. Это правило действует и сейчас.

Контрольный орган будет учитывать все нарушения

Проверяющие будут принимать решение с учетом всех нарушений, выявленных при рассмотрении жалобы. Сейчас антимонопольщики рассматривают только то, на что пожаловался участник.

Для закупок через электронный магазин определят специальный порядок обжалования

Чтобы жалобу на заказчика или оператора площадки рассмотрели в порядке, предусмотренном для закупок через электронный магазин, ее нужно подать через ЕИС в течение 5 часов с момента обжалуемого действия или бездействия.

О появлении жалобы система уведомит заказчика и оператора площадки в течение 10 минут. На подготовку и направление возражения у сторон будет 3 часа.

В течение 6 часов с момента направления жалобы контрольный орган приостановит закупку, рассмотрит жалобу и разместит в ЕИС решение и предписание (при необходимости). До этого момента заключать договор нельзя.

  1. Что еще предлагают изменить в закупках по Закону N 223-ФЗ
  2. Участникам с хорошей репутацией хотят дать льготы на обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора
  3. Для участников с высоким рейтингом деловой репутации могут снизить размер обеспечения заявки и исполнения договора. Для определения рейтинга будут учитывать:
  4. опыт участника закупки на основании сведений из единого реестра участников закупок;
  5. данные ЕИС об исполнении договоров по Закону N 223-ФЗ и госконтрактов.
  6. Хотят уточнить содержание протокола рассмотрения и оценки заявок
  7. В протоколе предлагают указывать, в частности, информацию о допущенных и отклоненных заявках, а также причины их отклонения.
  8. Предлагают закрепить порядок заключения и исполнения договоров

В поправках установлено, что именно должен содержать проект договора и в какие сроки заключать договор. Так, 5 дней дадут заказчику на размещение в ЕИС проекта договора, а участнику — на подписание и размещение договора или на подготовку протокола разногласий. Разместить протокол можно будет только один раз.

Поправки определяют меры по исполнению договора и обязанности сторон. Обмениваться информацией об исполнении, изменении и расторжении договора заказчик и поставщик будут через ЕИС.

  • Изменить существенные условия договора в процессе его исполнения можно будет только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
  • Правительство установит дополнительные правила закупок по Закону N 223-ФЗ
  • В дальнейшем правительство может установить:
  • доптребования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг;
  • порядок оценки заявок, окончательных предложений, в том числе предельные величины значимости каждого критерия;
  • правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору;
  • порядок обоснования НМЦД.
  • Когда заработают поправки

Не стоит ожидать изменений в ближайшее время. Поправки вступят в силу только через 180 дней после опубликования закона. Сейчас проект проходит стадию общественного обсуждения. Оно продлится до 8 апреля.

Ссылка на Документ:

Проект федерального закона Подробнее >>>

Фас подготовила свои поправки к закупочному законодательству, направила на согласование

18 февраля 2020 19:01

Москва. 18 февраля.

ИНТЕРФАКС — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила два законопроекта о внесении поправок в законы «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), направила их на согласование заинтересованным ведомствам, законодателям и экспертным организациям, заявил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев журналистам в Москве.

«В госзакупках есть проблемы, требующие решения, собрали свои предложения в законопроекте, — сказал он.

— В небольшой части наши предложения пересекаются с оптимизационным законопроектом, подготовленным Минфином (был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов в понедельник — ИФ).

Не все наши предложения в него были включены, поэтому оформили их отдельным документом. В идеале должен быть один правительственный законопроект».

По словам Евраева, законопроект ФАС с поправками к 44-ФЗ включает в себя предложения по установлению «только согласия» от участника закупки с условиями, указанными в извещении о проведении закупки работ, услуг (по аналогии с закупками строительных работ).

При использовании (или поставке) товаров предлагается ввести ограниченный перечень характеристик товара (например, не более 5).

Также предлагается установить закрытый перечень случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, срок проведения аукциона через 2 часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

Читайте также:  Ипотечные каникулы будут урегулированы специальным законом

Одним из ключевых предложений Евраев назвал создание и запуск рейтинга деловой репутации (РДР), который должен вестись автоматически на основании данных в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. При этом для компаний, включенных в рейтинг, предлагается ввести различные преференции, включая, например, снижение размера обеспечения по контракту.

Также ФАС предлагает расширить функционал ЕИС. По замыслу ведомства, подача жалоб и официальное информирование участников разбирательств должно осуществляться через ЕИС. Также через эту систему должна вестись вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем по контракту.

Помимо этого ФАС предлагает ввести единую форму для банковской гарантии, универсальную предквалификацию для участников закупок, расширить применение специальной предквалификации (применяется в строительстве) на закупку других видов товаров, работ, услуг.

Часть этих (аналогичных) предложений ФАС включила и в законопроект с поправками к 223-ФЗ, который по словам Евраева требует значительного совершенствования. Речь идет о введении предквалификаций, распространение на сегмент закупок госкомпаний действия РДР.

Также ФАС предлагает реализовать в 223-ФЗ некоторые нормы, которые действуют в 44-ФЗ.

В их числе, введение исчерпывающего перечня требований к составу заявок и к участникам закупок, обязанности для заказчика обосновывать начальную цену договора, исчерпывающего перечня случаев заключения контрактов с единственными поставщиками, унифицированных требования к банковским гарантиям, единой формы банковской гарантии.

Помимо этого ФАС предлагает ввести для госкомпаний предельный размер закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика (помимо исчерпывающего перечня) на уровне, например, 10% от годового объема закупок. Еще одно положение законопроекта ФАС предусматривает перевод всех закупок госкомпаний на восемь электронных площадок, отобранных правительством РФ для проведения госзакупок.

  • Кроме того, ФАС предлагает исключить для госкомпаний возможность изменять существенные условия договора при его заключении, регламентировать действия госкомпаний при рассмотрении вопроса о включении поставщика в РНП.
  • Минфин ранее заявлял, что планирует активно заняться вопросом совершенствования 223-ФЗ после завершения основных работ по модернизации 44-ФЗ.
  • Так, летом прошлого года заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал, что во второй половине 2019 года Минфин планирует подготовить два пакета поправок к 44-ФЗ (эти сроки сдвинулись на первую половину текущего года — ИФ). «На этом основная работа по нормативному обеспечению госзакупок будет завершена, и мы сможем более системно заняться развитием закона о закупках госкомпаний», — говорил он

Фас в сми: фас предложила госкомпаниям принять участие в проработке единых правил для сферы закупок госкомпаний

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила госкомпаниям принять участие в проработке единых правил для сферы закупок госкомпаний. Такое предложение участникам рынка закупок озвучил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев в ходе заседания экспертного совета ФАС по 223-ФЗ (закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

«Подготовленный (ФАС — ИФ) законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ — предложение к участию в работе по развитию закупочного законодательства, — сказал Евраев. — Хотелось бы, не впадая в крайности, обеспечить развитие законодательства».

При этом Евраев подчеркнул, что необходимость в развитии 223-ФЗ имеется — подтверждается множеством запросов со стороны тех же госкомпаний об урегулировании тех или иных вопросов. «Нужны единые подходы к закупкам как для заказчиков и предпринимателей, так и для унификации работы ФАС. При этом во многих случаях это могут быть и рамочные нормы», — сказал он.

Евраев отметил, что качество поправок в 223-ФЗ во многом будет зависеть от активности участников экспертного совета.

На начальном этапе ФАС предлагает организовать работу совета в рамках трех рабочих групп. Одна должна будет заниматься направлением закупок в сфере промышленности, радиоэлектронной продукции, связи и информационных технологий. Второй группе предстоит заняться аналогичными вопросами в сфере проектирования и строительства, а третьей — проработкой изменений 223-ФЗ общего характера.

По результатам первого заседания экспертного совета Евраев отметил, что возможно будет организована рабочая группа по направлению электронных торговых площадок (ЭТП).

Дело в том, что предложенный ФАС законопроект предусматривает формирование закрытого перечня ЭТП для проведения закупок госкомпаний.

Возможно, по аналогии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ — правительством РФ для проведения госзакупок отобрано восемь универсальных ЭТП и одна специализированная). Это предложение вызывало критику со стороны ЭТП, которые не входят названный перечень, а также со стороны ряда госкомпаний.

«У нас уже было не ограниченное число ЭТП и к чему это привело все знают, — подчеркнул Евраев. — Ограничение числа площадок — попытка превратить торги именно в торги, а не в профанацию. Можно ли контролировать много площадок? Не уверен. Даже с отобранными площадками есть множество проблем».

При этом Евраев отметил, что все попытки ввести работающие требования для ЭТП (такой подход предполагает, что проведением госзакупок или закупок госкомпаний смогут заниматься любые площадки, которые удовлетворяют определенным требованиям — ИФ) провалились. Поэтому, по его словам, в итоге был сделан выбор в пользу закрытого перечня ЭТП, которые также должны удовлетворять конкретным требованиям. «Мы за любую конкурентную схему, но работающую», — подчеркнул Евраев.

Что касается собственно рабочих групп, то их основными задачами, по замыслу ФАС, станет подготовка с учетом лучших закупочных практик госкомпаний антимонопольного комплаенса, который субъекты 223-ФЗ могли бы начать применять, не дожидаясь внесения тех или иных поправок в 223-ФЗ. Также группы должны будут прорабатывать конкретные предложения по изменению 223-ФЗ и оказывать экспертную поддержку по вопросам правоприменительной практики в сфере закупок госкомпаний.

Стоит отметить, что госкомпании в целом одобрили инициативу ФАС, однако указали, например, на необходимость тщательной проработки всех предложений, а также на ряд моментов, которые могут значительно затруднить работу по совершенствованию 223-ФЗ.

В частности, по оценке госкомпаний, основной трудностью при подготовке единых правил для субъектов 223-ФЗ может стать разнообразие самих госкомпаний.

«Мы слишком разные, и чтобы создавать такие единые правила, надо будет потратить годы, чтобы изучить и учесть все особенности, без чего можно будет просто застопорить работу компаний», — сказали эксперты.

Как сообщалось, в феврале ФАС сообщила о подготовке комплексного законопроекта по внесению изменений в 223-ФЗ. Этот законопроект предусматривает, в частности, введение для госкомпаний ограничений на закупки у единственных поставщиков или неконкурентными способами.

«Предлагаем ввести ограничение на закупки у едпоставщика в размере, например, 10% от совокупного годового объема закупок, — говорил тогда Евраев. — Возможно, цифра нужна другая, 15%, 20%, но она нужна».

Ряд положений этого законопроекта предусматривает введение в 223-ФЗ ряда норм, которые действуют в 44-ФЗ.

В их числе перевод всех закупок госкомпаний на ЭТП для проведения госзакупок, введение исчерпывающего перечня требований к составу заявок и к участникам закупок, обязанности для заказчика обосновывать начальную цену договора, исчерпывающего перечня случаев заключения контрактов с единственными поставщиками, унифицированных требования к банковским гарантиям, единой формы банковской гарантии.

Кроме того, ФАС предлагает исключить для госкомпаний возможность изменять существенные условия договора при его заключении, регламентировать действия госкомпаний при рассмотрении вопроса о включении поставщика в РНП.

Стоит отметить, что накануне, в четверг, прошло заседание экспертного совета по 223-ФЗ при Минфине РФ.

На нем министерство представило точечные поправки к 223-ФЗ, предусматривающие введение единых требований к банковским гарантиям по закупкам госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также направленные на устранение конфликта интересов при проведении госзакупок и закупок госкомпаний.

Помимо этого Минфин предложил госкомпаниям самостоятельно подготовить предложения по нормированию закупок госкомпаний.

Также на этом заседании был представлен законопроект ФАС по внесению изменений в 223-ФЗ. С предлагаемым службой подходом (создание единых правил и требований, использование в 223-ФЗ норм, апробированных в рамках 44-ФЗ) не согласился как Минфин, так и представители госкомпаний.

Впрочем, последние отметили, что в законопроекте ФАС есть положительные предложения, требующие определенной доработки.

В их числе использование «электронного магазина», использование возможностей ЕИС для организации взаимодействия госкомпаний с регуляторами и участниками закупок, а также ряд других.

Новеллы в сфере регулирования 223-ФЗ. Обзор решений ФАС и судов в рамках нововведений, результатов проверок прокуратурой исполнения договоров. Алгоритм подготовки инициатором технического задания

Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич — Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», г. Москва.

Опыт работы главным государственным инспектором в Управлении по контролю за размещением государственного заказа Центрального аппарата ФАС РФ.

Разработчик семинаров по методикам электронных площадок (более 9 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 14-летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». 

1-й день с 10:00 до 17:00

Ожидаемые поправки в 223-ФЗ в 2020 году:

  • Новые требования к комиссии при введении понятия «конфликт интересов»;
  • Установление предельного срока оплаты по всем договорам;
  • Корректировка содержания оснований закупок, не регулируемых 223-ФЗ;
  • Новые основания для включения поставщика в РНП;
  • Отмена возможности закупки у взаимозависимых лиц без использования 223-ФЗ;
  • Право уменьшить объем обеспечения пропорционально объема исполнения;
  • Заключение договоров на закупку иностранных товаров с использованием 44-ФЗ;
  • Обязанность поставщика раскрывать всех выгодоприобретателей в заявке;
  • Право поставщика уступить денежные требования по договору;
  • Новые требования к содержанию закупочной документации и извещения;
  • Новый порядок закупки ДМС;
  • Обязанность расчета начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен;
  • Новый порядок внесения сведений в реестр договоров по закупкам радиоэлектроники;
  • Запрет закупать по Закону N 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных;
  • Запрет допуска иностранной радиоэлектроники;
  • Льготы для тех, кто готов быстро уплатить штраф за сговор;
  • Преимущества по участию в закупках для самозанятых граждан.
  • Обзор законопроектов и проектов НПА связанных с корректировкой 223-ФЗ;
  • Предложения ФАС и Минфина по модернизации электронных закупок в 223-ФЗ;
  • Проект поправок в КОАП – новые виды административной ответственности:
  • Новые штрафы на членов комиссии;
  • Штрафы за сокращение срока подачи заявок;
  • Штрафы за нарушение срока отмена закупки;
  • Штрафы за невыборку объема закупок у СМСП;
  • Штрафы за заключение договора с нарушением объявленных в закупке и заявке условий;
  • Штрафы за нарушение сроков и порядка оплаты по договору;
  • Штрафы за нарушение сроков и порядка заключения договора или отказа от заключения;
  • Штрафы за нарушение порядка разъяснения документации;
  • Штрафы за нарушение требований к содержанию протоколов;
  • Штрафы за нарушение сроков или невнесение информации в реестр договоров.
  1. Правоприменительная практика ФАС по рассмотрению жалоб в рамках нововведений;
  2. Практика проверок и контроля новых редакций положений о закупке;
  3. Обзор административной и судебной практики — результаты дел;
  4. Административная ответственность и обжалование постановлений о наложении штрафа;
  5. Способы минимизации ответственности;
  6. Рекомендации по взаимодействию с контрольными органами;
  7. Порядок и особенности проведения проверок и привлечения к административной ответственности.
  8. Обзор практики и актуальных изменений законодательства:
  • Порядок применения ПП РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 при закупках радиоэлектронной продукции в соответствии с реестром;
  • Новый порядок и сроки планирование закупок у СМСП;
  • Сроки оплаты по договорам с СМСП;
  • Новые требования к объемам закупок у СМСП;
  • Новые требования к порядку оценки заявок (необходимость обоснования прироста эффективности исполнения при приросте показателя подкритерия);
  • Последствия чрезмерного усложнения инструкции по подготовке заявок;
  • Новые требования к использованию в ТЗ параметров из национальных стандартов;
  • Новый порядок публикации документов в реестре договоров;
  • Новый порядок обоснования цены и проведения закупок по цене единицы Т/Р/У;
  • Новый порядок формульного ценообразования на примере формулы на закупку топлива моторного (включая бензин) от ФАС;
  • Порядок и особенности подтверждения происхождения товара сертификатом СТ-1 – что
  • проверяет комиссия заказчика;
  • Позиция ФАС о возможном предельном сроке действия договора;
  • Товары, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению;
  • 127-ФЗ от 04.06.2018 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия
  • Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»- практика применения;
  • Ограничения предельного объема закупок у ед. поставщика на примере положений заказчиков;
  • Обязанность заказчика отвечать на запросы о разъяснении документации;
  • Контрольные сроки проведения конкурентных закупок;
  • Требования к обеспечению заявок –порядок предоставления, размер, возврат, удержание;
  • Право заключения договора с несколькими участниками закупки – примеры реализации;
  • Сроки, основания и порядок отмены закупки. Риски и последствия неправомерной отмены!;
  • Особенности закупок у взаимосвязанных лиц;
  • Требования к сроку и форме хранения заказчиком документов, относящихся к закупке;
  • Три варианта указания Н(м)ЦД в Документации (за объем, цена единицы, формула);
  • Два разрешенных вида рамочных договоров;
  • Порядок обоснование Н(м)ЦД — позиции ФАС и Минфина;
  • НДС в составе цены – как проводить оценку предложений (позиции Судов, ФАС, Минфина);
  • Требования к содержанию ежемесячной отчетности;
  • Требования к содержанию протоколов – обезличенность заявок в протоколах;
  • Измененный порядок рассмотрения жалоб в ФАС;
  • Особенности установления требований к заявке и порядку оценки коллективного участника;
  • Изменение понятия «участник закупки»;
  • Аффилированность и конфликт интересов – понятия, практика, риски. Введение понятия «конфликт интересов» в 223-ФЗ. «Портрет» среднестатистического коррупционера по версии
  • Генпрокуратуры;
  • Особенности закупок создания произведения архитектуры, градостроительства;
  • Особенности закупок на выполнение проектных и (или) изыскательских работ;
  • Случаи, когда заказчик не имеет право устанавливать обеспечение заявки;
  • Поправки в УК – уголовная ответственность заказчиков, экспертов, участников;
  • КОАП – случаи инициирования ФАС расторжения договора;
  • Чрезвычайная закупка у ед. поставщика – возможность проведения без наличия ЧС;
  • Примеры правильного обоснования закупки у ед. поставщика;
  • Примеры обжалования оснований закупки у ед. поставщика;
  • ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС;
  • Переход через «0» — доплата заказчику за право бесплатно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора при переходе через «0» в закупках по цене единицы;
  • Референтная цена основной источник при обосновании Н(м)ЦД
  • Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ – организация и должностное лицо;
  • Цессия – практика применения в 223-ФЗ;
  • В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд;
  • В каких случаях можно проводить закупку на строительство «под ключ»;
  • В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора;
  • Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика.
Читайте также:  Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки

Особенности проведения электронных закупок:

  • Случаи обязательности проведения конкурентных закупок в электронной форме;
  • Последствия ухода от электронных процедур путем дробления закупок;
  • Новая форма предоставления обеспечения заявки в электронной закупке;
  • Электронные магазины малых закупок в 223-ФЗ;
  • ЕАТ «Березка» — в каких случаях заказчики проводят в нем закупки 100/500 тыс.;
  • Обязанность отдельных заказчиков установить лимит по договорам 100/500 тыс.;
  • ЭПГИС «Независимый регистратор» — видео фиксация действий в ЕИС и на ЭП;
  • Специальный счет участника — блокирование / разблокирование / списание средств

Проведение электронных закупок:

  • Особенности проведения электронных закупок у СМСП;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного конкурса;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного аукциона;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса предложений;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса котировок;
  • Требования к составу и содержанию заявок на участие в электронных закупках

Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.

  • 2-й день с 10:00 до 17:00
  • Эффективность закупок – вертикальная и горизонтальная эффективность закупок на основе результатов проверок Счетной палаты и Прокуратуры.
  • Нарушения при подготовке Технических заданий и обоснований Н(м)ЦД несущие риски уголовной ответственности.
  • Практика подготовки технических заданий.
  • Новые правила указания товарных знаков при проведении закупок:
  • ЗАПРЕТ указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
  • Случаи исключения — когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
  • Случаи исключения — когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
  • Особенности указания товарных знаков, являющихся предметом контракта;
  • Особенности указания товарных знаков используемых при выполнении работ, оказании услуг.
  • Тонкости подготовки ТЗ на закупку уникальной/эксклюзивной продукции;
  • Особенности описания предмета закупки по чертежу, артикулу и т.д.;
  • Примеры правильного обоснования потребности в конкретном Товарном знаке;
  • Неправомерность дробления закупок (позиция ФАС и Суда);
  • Обязанность заказчика предоставить полный комплект документов для исполнения договора;
  • Правомерность требования о сохранении номера при закупке услуг мобильной связи;
  • Новый порядок применения КАТАЛОГА товаров/работ/услуг – закрытый набор характеристик и параметров, порядок описания в ТЗ позиций отсутствующих в каталоге;

Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания:

  • Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов;
  • Порядок и особенности формирования лотов;

Правила описания Товаров/Работ/Услуг:

  • когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
  • термин «новый товар»;
  • особенности установления требований к указанию общеизвестных характеристик;
  • указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонам и др.

Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;

Декларация о соответствии и сертификат соответствия:

  • Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
  • Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Регистрация продукции- регистрационные удостоверения;

Технические регламенты и национальные стандарты;

  • Требования к продукции – ГОСТ-Р, СНиП, СанПиН и т.д.;
  • Лицензирование деятельности участников – сроки действия лицензий, наличие обязательных пунктов и адресов осуществления деятельности;
  • Термины — товарный знак и страна происхождения товара;
  • Ловушки технических заданий не нарушающие действующее законодательство;
  • Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.

Разъяснения ФАС по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:

  • Порядок определения улучшенных характеристик товара;
  • Возможность покупки товара бывшего в употреблении;
  • Можно ли предусмотреть возможность заранее осмотреть место работ;
  • Можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
  • Можно ли требовать обслуживания товара официальным сервисным центром;
  • Когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием и т.д.

Обзор результатов обжалований технических заданий:

  • анализ более 1100 решений ФАС по жалобам на технические задания;
  • анализ более 2000 решений судов по жалобам на технические задания;

В том числе по вопросам:

  • установление положений ТЗ — ограничивающих количество участников закупки;
  • установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
  • перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
  • «дробление» и «укрупнение» предмета закупки;
  • установления требований о соответствии Техническим условиям;
  • указание требований к химическому составу товара;
  • установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
  • избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
  • избыточные требования о наличии лицензий и допусков и т.д.

Особенности подготовки Технического задания на закупку:

  • Продуктов питания /Лекарственных средств/Услуг связи/Образовательных услуг/Информационных услуг/Программного обеспечения/Компьютерной и оргтехники /Расходных материалов/Услуг по сопровождению и работ по техническому обслуживанию/Услуг охраны/Транспортных средств (в том числе ремонта) /Страхования/Услуг субъектов естественных монополий/Работ по строительству, капитальному и текущему ремонту.

Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков.

Повышение эффективности подготовки Технических заданий:

  • разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
  • разработка типовых технических заданий;
  • эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
  • введение в КПЭ инициаторов показателя – «качество и своевременность подготовки ТЗ».

Практикум по подготовке Технического задания с учетом требований 223-ФЗ и 135-ФЗ:

  • Заполняем раздел — Предмет закупки;
  • Заполняем раздел — Ограничения на участие в закупке;
  • Заполняем раздел — Описание товара, работы, услуги;
  • Заполняем раздел — Описание требований к количеству;
  • Заполняем раздел — Описание требований к срокам (периодичности) поставок;
  • Заполняем раздел — Описание требований к месту (ам) поставок;
  • Заполняем раздел — Описание требований к комплектации;
  • Заполняем раздел — Описание требований к количеству расходных материалов;
  • Заполняем раздел — Описание требований к обслуживанию товара;
  • Заполняем раздел – Описание требований к расходам на эксплуатацию;
  • Заполняем раздел – Описание требований к качеству;
  • Заполняем раздел – Описание требований к шефу – монтажу;
  • Заполняем раздел — Описание требований к обучению персонала заказчика;
  • Заполняем раздел — Описание требований к сроку и объему предоставления гарантий;
  • Заполняем раздел — Описание требований к передаваемой документации;
  • Заполняем раздел — Описание требований к подтверждению соответствия Поставщика;
  • Заполняем раздел — Описание требований к остаточному сроку годности/хранения;
  • Заполняем раздел — Описание требований к указанию технических параметров;
  • Заполняем раздел — Обоснование НМЦД;
  • Заполняем раздел — Определение условий поставки/выполнения/оказания;
  • Заполняем раздел — Определение условий приемки.

Закупка по цене единицы товара/работы/услуги: ​

  • как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
  • как правильно опубликовать и провести закупку;
  • обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.

Стандарт закупочной деятельности от ФАС: ​

  • порядок формирования критериев и подкритериев оценки заявок;
  • порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора;
  • порядок формирования лотов при составлении технических заданий.

Договора и экспертиза/приемка товаров, работ, услуг: ​

  • Обзор результатов проверок прокуратурой исполнения договоров;
  • Условия договора защищающие интересы заказчика;
  • Обзор слабых разделов проектов договоров и рекомендации по их доработке;
  • Пролонгация или продление договора – отличия, условия, порядок;
  • Обеспечение Гарантий;
  • Требования к порядку приемки;
  • Особенности проведения и оформления результатов экспертизы товаров, работ, услуг;Требования к порядку приемки;
  • Как правильно расторгнуть договор при нарушении поставщиком условий;
  • Примеры установления порядка одностороннего расторжения договора;
  • Примеры эффективных и сбалансированных требований к срокам и качеству;
  • Примеры установления в документации эффективных мер ответственности участника;
  • Неправомерные условия проектов договоров!

Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством.

Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ – ст. 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Реестр недобросовестных поставщиков (ПП РФ от 22.11.2012 N 1211).

Обзор интересных решений и постановлений о наложении штрафов ФАС за 2019г.

Обзор постановлений о наложении штрафов по 223-ФЗ. ​

Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *