Порядок осуществления государственного экологического надзора

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Порядок осуществления государственного экологического надзораГлавное направление деятельности Росприроднадзора — мониторинг соответствия деятельности предприятий действующему экологическому законодательству.

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды. Он охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того, соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически, по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству. Мониторинг соответствия включает в себя:

  1. Разработка и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны окружающей среды;
  2. Мониторинг соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая проверку разрешений, данных и другой документации);
  3. Мониторинг соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность, координация программ, надзор и поддержка;
  4. Обучение, проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  1. Методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  2. Разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Что такое инспекция экологического надзора?

Порядок осуществления государственного экологического надзораИнспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например, предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте. Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в себя:

  1. Интервьюирование представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр записей и отчетов;
  3. Фотографирование, аудио и видео фиксация;
  4. Сбор образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической, например, качества воды в реке;
  2. Объекта или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической, например, региона или местности;
  4. Экосистемной, например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Федеральный и региональный экологический надзор

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Виды экологического надзора

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Органы государственного экологического надзора проводят следующие виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и использования:

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е.

несколько недель, по сравнению с одним или несколькими днями).

Они назначаются теми органами (федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные жалобы граждан;
  2. Официальной информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Источник: https://vyvoz.org/blog/gosudarstvennyj-jekologicheskij-nadzor/

Основные задачи и виды экологического надзора

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.

В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.

Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.

Задачи экологического надзора

Замечание 1

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Главная задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

  1. предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  2. предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  3. предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Рисунок 1.

Система экологического надзора

В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:

  1. наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
  2. обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
  3. прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
  4. обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.

Виды экологического надзора

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. производственный;
  4. общественный.
  • Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
    Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.
  • Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.
    Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений.
    В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.
  • Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.
    Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.
  • Общественный экологический контроль – это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.
Читайте также:  Договор бригадного подряда с физическим лицом - образец

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskie_pravootnosheniya/osnovnye_zadachi_i_vidy_ekologicheskogo_nadzora/

Государственный экологический надзор

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Содержание

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  1. Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  2. Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  3. Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  4. Составление протоколов при выявлении нарушений.
  5. Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  6. Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения. 

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда.

Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.06.2019 08:50

Задать дополнительный вопрос

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:21

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 08:45

Задать дополнительный вопрос

  • Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина11.04.2019 22:15

  1. Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/gosudarstvennyj-ekologicheskij-nadzor.html

Государственный экологический надзор

Материал актуален на 04.08.2014

  • — Что такое «государственный экологический надзор»? — Объекты государственного экологического надзора — Полномочия органов экологического надзора — Порядок проведения государственного экологического надзора — Оформление результатов государственного экологического надзора
    -Обжалование результатов государственного экологического надзора
  • Зачастую происходит так, что субъекты хозяйственной деятельности при соблюдении природоохранного законодательства допускают уклонение и несвоевременное выполнение требований, ошибки и неточности.
  • Для защиты экологических прав и интересов общества основополагающим инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды является государственный экологический надзор.
Читайте также:  Отличие агентского договора от договора оказания услуг

Справка поможет уяснить, что подразумевается под понятием «государственный экологический надзор», из чего он состоит, какие полномочия есть у инспекторов и как можно обжаловать их неправомерные действия, как документально оформляется проверка. Таким образом, справка подготовит предприятие к государственному экологическому надзору и поможет отстоять свои интересы.

Что такое «государственный экологический надзор»?

Государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (п.1 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

     Уровни государственного экологического надзора

  • Федеральный
    . Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • Региональный
    . Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора

Согласно п.2 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, государственный экологический надзор включает в себя:     

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;   
  • государственный надзор в области обращения с отходами;     
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;     
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный государственный лесной надзор;    
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный государственный охотничий надзор;  
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Дополнительная информация Государственный экологический надзор регулируется Положениями, которые устанавливают порядок осуществления федерального государственного надзора в различных областях. Вы их можете найти в ярлыке «Законодательство России».

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор (его территориальные органы) согласно Постановлению Правительства  РФ от 30.07.2004 г. № 400. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования

Региональным органом исполнительной власти государственного экологического надзора является орган, наделенный полномочиями по проведению регионального экологического надзора на территории субъекта РФ.

Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53.

Государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте

Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п.7 Правил).     

Объекты государственного экологического надзора

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285).

  1. Объекты федерального государственного экологического контроля согласно Перечню:
  2. 1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении РФ
    :
  3. а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  4. б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;
  5. в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;
  6. г) объекты, расположенные на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ;
  7. д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
  8.           — объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров РФ;
  • природные объекты Байкальской природной территории.

2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
.

3. Объекты, подлежащие федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с Критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 640.

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/gosudarstvennyij-ekologicheskij-nadzor/

Государственный экологический контроль (надзор). Его виды и задачи

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие

  • Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.
  • Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.
  • Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства.

При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции).

При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов.

Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду.

Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  1. С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.
  2. Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.
  3. Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.
  4. Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.
  5. В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.
  6. Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).
Читайте также:  Сколько стоит оформить дарственную на квартиру в 2019 году

Источники: Экологическая доктрина РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Cт. 3510. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2003 году». —М.

, 2004; Теоретические и методические основы технологии регионального контроля природной среды по данным экологического мониторинга. Левич А.П., Булгаков Н.Г., Максимов В.Н. —М., 2004; Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды.

Под общей редакцией Никитина А.Т. и Степанова С.А. —М., 2001.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/gos-eko-kontrol/

26. Порядок организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора)

  • Государственный
    экологический надзор осуществляется

    уполномоченными федеральными органами
    исполнительной власти (федеральный
    государственный экологический надзор)
    и органами исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации
    (региональный государственный
    экологический надзор) (далее — органы
    государственного надзора) согласно
    их компетенции в соответствии с
    законодательством Российской Федерации
    в порядке,
    установленном соответственном
    Правительством Российской Федерации
    и высшим исполнительным органом
    государственной власти субъекта
    Российской Федерации.
  • Объекты надзора – смотри выше ( лесной,
    земельный, за недрами, водными объектами
    и др).
  • Должностные
    лица органов государственного надзора,
    являющиеся государственными инспекторами
    в области охраны окружающей среды, в
    порядке, установленном законодательством
    Российской Федерации, имеют право:
  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
  • Иные, в зависимости от отрасли (в охотнечем, например-право носить оружие, проверять документы, изымать незаконно добытых животных)

Органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации организуют и
осуществляют региональный государственный
экологический надзор при
осуществлении
хозяйственной и (или) иной деятельности
с использованием объектов, подлежащих
государственному экологическому
надзору, за исключением объектов,
указанных для федерального контроля
.

27. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности-?

  1. Общие
    требования в области охраны окружающей
    среды при размещении, проектировании,
    строительстве, реконструкции, вводе в
    эксплуатацию, эксплуатации, консервации
    и ликвидации зданий, строений, сооружений
    и иных объектов:
  2. Размещение, проектирование, строительство,
    реконструкция, ввод в эксплуатацию,
    эксплуатация, консервация и ликвидация
    зданий, строений, сооружений и иных
    объектов, оказывающих прямое или
    косвенное негативное воздействие на
    окружающую среду, осуществляются в
    соответствии с требованиями в области
    охраны окружающей среды
    .
  3. При этом
    должны предусматриваться
    мероприятия
    по охране окружающей среды, восстановлению
    природной среды, рациональному
    использованию и воспроизводству
    природных ресурсов, обеспечению
    экологической безопасности.
  4. Нарушение требований в области охраны
    окружающей среды влечет за собой

    приостановление по решению суда
    размещения, проектирования, строительства,
    реконструкции, ввода в эксплуатацию,
    эксплуатации, консервации и ликвидации
    зданий, строений, сооружений и иных
    объектов.
  5. Прекращение
    в полном объеме
    размещения,
    проектирования, строительства,
    реконструкции, ввода в эксплуатацию,
    эксплуатации, консервации и ликвидации
    зданий, строений, сооружений и иных
    объектов при нарушении требований в
    области охраны окружающей среды
    осуществляется на основании решения
    суда и (или) арбитражного суда
    .
  6. Требования
    в области охраны окружающей среды при
    размещении, проектировании, строительстве,
    реконструкции, вводе в эксплуатацию,
    эксплуатации и выводе из эксплуатации
    военных и оборонных объектов, вооружения
    и военной техники
  7. Требования в области охраны окружающей
    среды, предъявляемые при размещении,
    проектировании, строительстве,
    реконструкции, вводе в эксплуатацию,
    эксплуатации и выводе из эксплуатации
    зданий, строений, сооружений и иных
    объектов, в полной мере распространяются
    на военные и оборонные объекты, вооружение
    и военную технику, за исключением
    чрезвычайных ситуаций, препятствующих
    соблюдению требований в области охраны
    окружающей среды.
  8. Требования в области охраны окружающей
    среды при эксплуатации объектов
    сельскохозяйственного назначения-
    При
    эксплуатации объектов сельскохозяйственного
    назначения должны соблюдаться требования
    в области охраны окружающей среды,
    проводиться мероприятия по охране
    земель, почв, водных объектов, растений,
    животных и других организмов от
    негативного воздействия хозяйственной
    и иной деятельности на окружающую среду.

Требования в области охраны окружающей
среды в сфере водоснабжения и
водоотведения-
При эксплуатации
централизованных и нецентрализованных
систем горячего водоснабжения, холодного
водоснабжения и системы водоотведения
должны соблюдаться требования в области
охраны окружающей среды.Мероприятия
по охране окружающей среды осуществляются
в соответствии с настоящим Федеральным
законом, Федеральным законом
«О водоснабжении и водоотведении»
и другими федеральными законами.

Требования
в области охраны окружающей среды при
производстве и эксплуатации автомобильных
и иных транспортных средств —

Юридические и физические
лица, осуществляющие эксплуатацию
автомобильных и иных оказывающих
негативное воздействие на окружающую
среду транспортных средств, обязаны
соблюдать нормативы допустимых выбросов
и сбросов веществ и микроорганизмов, а
также принимать меры по обезвреживанию
загрязняющих веществ, в том числе их
нейтрализации, снижению уровня шума и
иного негативного воздействия на
окружающую среду.

И иные
требования.

Источник: https://studfile.net/preview/10075950/page:19/

Правовые основы государственного экологического надзора

Представляется важным отметить определенность законодателя в теоретическом вопросе соотношения экологического контроля и экологического надзора, а также самостоятельности использования того и другого понятия.

Определение экологического надзора

В соответствии со ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», под государственным экологическим надзором понимается деятельность, осуществляемая посредством:

1) организации и проведения проверок

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.

2010 по делу № А58-3273/10 указано следующее: на основании требования прокуратуры административный орган издал приказ о проведении рейда с целью проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды.

ФАС указывает, что данный приказ издан в рамках полномочий ответчика, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не требует соблюдения положений Закона о защите прав юридических лиц.

В соответствии с положениями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, деятельностью государства надзору за осуществлением активности, не выходящей за пределы особых условий использования земельных участков, которые находятся в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, исполнение государственной функции включает в себя: принятие решения о проведении проверки с последующей подготовкой к проведению проверки (плановой и внеплановой, выездной и документарной), с составлением акта проверки и ознакомлением субъекта с его содержанием, а также осуществлением по результатам проверки действий, предусмотренных действующим законодательством, в случае выявления нарушений.

В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.

2008 № 05АП-22/2008 по делу № А51-11944/2007-19-432 оговорено, что как правом осуществления проверок, так и правом наложения санкций на лиц, нарушивших экологическое законодательство, органы местного самоуправления не обладают.

Данные функции, в соответствии с природоохранным законодательством возложены на органы государственной власти, обладающие правоприменительными функциями в области экологического контроля и надзора.

  • 2) принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений
  • В доктрине отмечается, что одной из форм государственного надзора является взятие платы за осуществленное загрязнение окружающей среды, хотя ФЗ о таком не говорит.
  • 3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований

Чему соответствует также пункт 7 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 29.06.2012 № 191.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/ekologicheskoe-pravo/300-pravovye-osnovy-gosudarstvennogo-ekologicheskogo-nadzora

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *