Органы государственной власти рф: система, полномочия, виды

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

Содержание статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Полномочия президента РФ:

  • 1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства
  • 2) принимает решение об отставке Правительства
  • 3) формирует и возглавляет Совет Безопасности
  • 4) утверждает военную доктрину РФ
  • 5) формирует Администрацию Президента
  • 6) назначает:
  •          а) полномочных представителей Президента
  •          б) высшее командование Вооруженных Сил РФ
  •          в) дипломатических представителей РФ
  • 7) назначает выборы Государственной Думы
  • 8) распускает Государственную Думу
  • 9) назначает референдум
  • 10) подписывает и обнародует федеральные законы
  • 11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране
  • 12) осуществляет руководство внешней политикой РФ
  • 13) вводит в стране военное положение
  • 14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища
  • 15) осуществляет помилование
  • Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

  1. 1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ
  2. 2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения
  3. 3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ
  4. 4) Назначение выборов президента
  5. 5) Отрешение президента от должности
  6. 6) Назначение на должность:
  7.           а) Конституционного суда Верховного суда
  8.           б) Генерального прокурора
  9.           в) заместителя Председателя Счетной палаты
  10. Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

  • 1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ
  • 2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ
  • 3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности
  • 4) Назначение на должности:
  •           а) Председателя Центрального банка                   
  •           б) Председателя Счетной палаты
  •           в) Уполномоченного по правам человека
  • 5) объявление амнистии
  • 6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности
  • Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Полномочия Правительства РФ:

  1. 1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет
  2. 2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии
  3. 3) осуществляет управление федеральной собственностью
  4. 4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности
  5. 5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
  6. Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • в)между высшими государственными органами субъектов РФ;
  • 3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  • 4) дает толкование Конституции РФ;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  • Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды :

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) — это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть — это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть — это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть — это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти — это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные — орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

  • Вторичные — это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

Система органов государственной власти — студопедия

  • Система органов государственной власти включает:
  • — Глава государства — Президент Российской Федерации;
  • — Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;
  • — Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
  • — Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ
  • — Судебный орган — Верховный Суд Российской Федерации
  • 1. Президент РФ

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так же определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума избирается сроком 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

  1. 3. Правительство РФ
  2. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
  3. На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
  4. — разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  5. — обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  6. — обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • — осуществляет управление федеральной собственностью;
  • — осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • — осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • — осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
  • — осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Читайте также:  Договор перевозки пассажиров и багажа (образец)

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

  1. 4. Верховный суд РФ:
  2. — является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
  3. — осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.
  4. — в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.
  5. — является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.
  6. — изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
  7. — разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Принципы разделения властей, его содержание и значение

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Государственные органы: понятие, признаки, классификация.

  • Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.
  • Признаки государственного органа:
  • 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;
  • 2) государственный орган обладает властными полномочиями;
  • 3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов гос. власти.

Государственный орган — это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

Различают государственные органы:

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.

В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем.

Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации.

Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти.

К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

  1. Классификация государственных органов:
  2. 1. С учетом порядка образования (формирования):
  3. — Первичные органы — формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);
  4. — Вторичные органы (производные) — это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;
  5. 2. С учетом сферы действия:
  6. — Высшие органы — действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;
  7. — Местные органы — это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
  8. 3. По территориальному принципу:
  9. — Общегосударственные,
  10. — Региональные;
  11. — Местные.
  12. 4. С учетом принципа разделения властей:
  13. — Законодательные органы — высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы;
  14. — Исполнительные органы — правительство, министерства, отделы — занимаются непосредственно управленческой деятельностью — исполнение законов;
  15. — Судебные органы — осуществляют правосудие.
  16. 5. По временной деятельности:
  17. — высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);

— созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются).

  • 6. По форме деятельности:
  • — органы, предусмотренные конституцией;
  • — органы, предусмотренные федеральными законами;
  • — органы, предусмотренные подзаконными актами.
  • Органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории).

Органы государственной власти Российской Федерации

  • Основные понятия: орган государственной власти, государственное устройство РФ, уровни государственной власти, ветви государственной власти, Федеральное собрание, функции Федерального собрания, палаты Федерального собрания, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, полномочия Правительства РФ, судебная власть в Российской Федерации, Президент РФ, полномочия Президента РФ, функции Президента РФ
  • Орган государственной власти (государственный орган) — часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
  • Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции (полномочий) между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.
  • Государственное устройство РФ
  • Глава государства — Президент РФ
Уровни государственной власти Ветви государственной власти
Законодательная (представительная) Исполнительная Судебная
Система федеральных органов государственной власти Федеральное собрание — парламент РФ
  1. — Правительство РФ
  2. — Федеральные министерства и ведомства
  3. — Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
  • — Конституционный суд РФ
  • — Верховный суд РФ
  • — Другие федеральные суды
Система региональных органов государственной власти (субъектов РФ) Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т. д. — Правительства (в республиках)
— Администрации, мэрии (в других субъектах РФ)
— Региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.
  1. — Конституционные суды (в республиках)
  2. — Уставные суды (в других субъектах РФ)
  3. — Мировые судьи

Высшая законодательная власть в Российской Федерации

Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.

Функции Федерального собрания
  • Законодательная
  • Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

  • Представительская
  • Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный, переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

  • Контрольная
  • Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

  • Верховного руководства делами государства
  • Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения

    Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия
    Государственная Дума (Нижняя палата) Совет Федерации (Верхняя палата)
    Особенности формирования
    Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством
    Предмет ведения
    • Обсуждение и принятие законов.
    • Обсуждение и принятие федерального бюджета.
    • Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
    • Ратификация (утверждение) международных договоров, вопросы войны и мира.
    • Вопросы статуса и защиты государственных границ.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооружённые силы РФ за пределами территории России.
    • Назначение выборов Президента РФ.
    • Отрешение Президента РФ от должности.
    • Назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности: Генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; части членов Центральной избирательной комиссии РФ
    • Высшая исполнительная власть в Российской Федерации
    • Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
    • Правительство РФ — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
    • Правительство:
    • обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти;
    • осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.
    Процедура формирования Правительства РФ
    • Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ, или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой.

    Право

    Цель лекции: определение предмета конституционного права, выявление свойств Конституции РФ, анализ конституционных прав и обязанностей.

    План лекции

    1. Конституционное право: понятие, предмет.
    2. Понятие, юридические свойства и структура Конституции РФ.
    3. Права и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ.

    1. Конституционное право: понятие, предмет. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основопола­гающими.Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздейст­вию.

    Эти базовые отношения — системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства.

    В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

    По содержанию, функциональному назначению можно выде­лить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим их.

    1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано уст­ройство государства и общества.

    В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная ха­рактеристика государства; суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

    2. Предметом конституционного права являются такие общест­венные отношения, которые определяют основы взаимоотноше­ний человека с государством, т.е. главные принципы, характери­зующие положение человека в обществе и государстве, гражданст­во, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федера­цией и ее субъектами.

    Урегулирование этих общественных отно­шений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федера­цией и ее субъектами.

    Данные отношения тоже входят в предмет конституционного нрава. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

    4.

    Нормы конституционного права закрепляют основные принци­пы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компе­тенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

    • К предмету конституционного права относится практически вся сфера общественных отношений, связанных с установлением правового статуса представительных, законодательных органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Рос­сийской Федерации.
    • Полно охватываются конституционно-правовым регулирова­нием и общественные отношения, связанные с функционированием института главы государства — Президента Российской Феде­рации.
    • Что касается сферы общественных отношений, связанных с ор­ганами исполнительной власти, то к предмету отрасли конститу­ционного права относятся только те отношения, в которых выра­жаются конституционные основы, главные принципы, опреде­ляющие порядок формирования, статус исполнительных орга­нов — главным образом Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
    • Более детально компетенция правительства, всех остальных органов исполнительной власти регулируется нормами отрасли административного права.

    Аналогичным образом решается вопрос о пределах конституци­онно-правового регулирования судебных органов. Предмет отрасли конституционного права в этой сфере включает только те отношения, в которых определяются основы системы судебных органов, принци­пы правосудия.

    Детально структура, полномочия судебных органов, порядок судопроизводства регулируются нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального права.

    Однако от­ношения в сфере конституционного судопроизводства, связанные с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционных, уставных судов субъектов Федерации, полнос­тью охватываются предметом конституционного права.

    Что касается органов местного самоуправления, то предмет конституционного права охватывает отношения, определяющие основы их правового статуса, главные принципы их организации и деятельности, взаимоотношений с органами государственной власти. В целом отношения, возникающие в сфере деятельности органов местного самоуправления, входят в предмет такой ком­плексной отрасли как муниципальное право.

    Итак, можно сделать следующий вывод.

    Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые опреде­ляют организационное и функциональное единство общества: ос­новы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой­ство, систему государственной власти и систему местного самоуп­равления.[1]

    2. Понятие, юридические свойства и структура Конституции РФ. Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов тра­диционно отличают следующие черты:

    1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

    2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

    3) всеохватывающий характер конституционной регламен­тации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

    4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфичес­кие формы охраны и др.

    Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

    По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конститу­цию и включает девять глав. Они называются:

    1. 1) Основы конституционного строя;
    2. 2) Права и свободы человека и гражданина;
    3. 3) Федеративное устройство;
    4. 4) Президент Российской Федерации;
    5. 5) Федеральное Собрание;
    6. 6) Правительство Российской Федерации;
    7. 7) Судебная власть:
    8. 8) Местное самоуправление;
    9. 9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
    10. Раздел второй именуется «Заключительные и переходные по­ложения».
    11. В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:
    12. 1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы обществен­ного строя и политики»), что представляет собой не простую заме­ну терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя;
    13. 2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания», причем Советы рассматривались как антипод парламенту);
    14. 3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;
    15. 4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Пра­вительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не оп­ределяло суд как орган государственной власти);
    16. 5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись раз­делы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государствен­ной власти и управления края, области, автономной области, авто­номного округа и города федерального значения);
    17. 6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Кон­ституции в последние годы был неоправданным);
    18. 7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).
    19. Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необ­ходимость его включения в качестве составной ее части.

    В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978г. является более компактной, четкой и юриди­чески строгой по последовательности расположения ее глав.

    Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впе­рвые. В конституциях зарубежных стран такой раздел — явление нередкое.

    В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекраще­ние действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжа­ют действовать ранее образованные органы.[2]

    3. Права и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ. Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нор­мах всех отраслей действующего права.

    • К основам правового статуса личности относятся консти­туционно закрепленные права и свободы.
    • Эти права и свободы:   
    • а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами.;
    • б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином.;
    • в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина.;
    • г) отличаются особым механизмом реализации;

    д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фик­сируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции.

    Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина.

    Оно может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

    Личные права и свободы

    В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой сте­пени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

    Специфические особенности личных прав и свобод заключают­ся в следующем:

    1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

    2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

    3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается.

    Это — естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

    К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступления­ми против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

    Важное значение имеют и мероприятия медицинского характе­ра: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помо­щи, борьба с наркоманией и т.д.

    К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).

    Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

    Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

    Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22-25 Конституции:

    • право на свободу и личную неприкосновенность,
    • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства,
    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщении,
    • неприкосновенность жилища.

    Указанные права обеспечивают защиту частной жизни человека от какого-либо постороннего вмешательства, вторжения в те сферы, в которых человек должен быть свободен. Они отвечают естественному праву человека на анонимность его частной, личной и семейной жизни.

    1. К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции)
    2. Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
    3. Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

    Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст.

    28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека.

    Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

    Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

    Политические права и свободы

    В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

    Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

    Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

    Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

    Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

    Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Система государственных органов РФ

    Все государственные органы РФ образуют единую целостную систему. Согласно статье 11 Конституции России, в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Единство их системы обеспечивается тем, что она основана на государственной целостности РФ, а также на единстве системы государственной власти.

    Единство системы государственных органов России находит проявление в разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

    Также единство проявляется в том, что все органы действуют на совместной основе, они находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии.

    При этом одни органы системы могут избираться либо назначаться другими, одни руководят другими, одни подотчетны или подконтрольны другим. Между всеми элементами системы устанавливается тесная правовая и организационная взаимосвязь.

    Единство системы государственной органов РФ находит усиление в том, что её составные части в свою очередь образуют собственную систему органов.

    Так, в соответствии со статьей 77 Конституции РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в России.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе деления на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно и система органов власти РФ состоит из нескольких их видов.

    Статьи 10 и 11 Конституции РФ предусматривают наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждый из указанных видов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ.

    Она в свою очередь может делиться по различным признакам на иные входящие в неё звенья.

    Президент РФ выступает главой государства, гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 80 Основного закона он обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех элементов системы государственной власти. Президент реализует общее руководство деятельностью Правительства России и иных звеньев исполнительной власти.

    • Система органов законодательной власти представлена:
    • – Федеральным Собранием РФ;
    • – народными и государственными собраниями, верховными советами, законодательными собраниями республик РФ;
    • – думами, законодательными собраниями, областными собраниями и другими законодательными структурами власти областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и области.

    Их главная особенность заключается в том, что они избираются непосредственно народом, другим образом они формироваться не могут. Их совокупность создает систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

    Они как законодательные структуры отражают государственную волю многонационального народа РФ, а также придают ей общеобязательный характер. Они вырабатывают решения, которые воплощаются в соответствующих актах, а также принимают меры для исполнения собственных решений и контролируют их реализацию.

    Решения законодательных собраний являются обязательными к исполнению всеми иными органами данного уровня, всеми нижестоящими структурами госвласти и местного самоуправления.

    В России государственные органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов РФ). Федеральным законодательным и представительным органом России выступает Федеральное Собрание РФ.

    Оно является общегосударственным, общероссийским органом государственной власти, который действует на территории всей России.

    Все иные законодательные органы государственной власти на территории РФ являются региональными, они действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации.

    1. Органами системы исполнительной власти являются:
    2. – Правительство РФ (высший орган федеральной исполнительной власти);
    3. – иные федеральные структуры исполнительной власти (министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве России);
    4. – органы исполнительной власти субъектов РФ (главы субъектов РФ, их правительства, министерства и другие ведомства).
    5. Все они в целом формируют единую систему исполнительной власти, которая возглавляется Правительством РФ.

    Органы исполнительной власти характеризуются тем, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти или избираются непосредственно населением.

    Например, Правительство России образуется Президентом, который с согласия Государственной Думы назначает его Председателя и по предложению последнего – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

    Органы исполнительной власти занимаются особым видом государственной деятельности, которая имеет распорядительный и исполнительный характер. Они исполняют положения актов представительных структур госвласти, указов Президента, а также организуют их исполнение либо своими распоряжениями обеспечивают их реализацию.

    Субъекты исполнительной власти издают собственные распоряжения на основе и во исполнение положений Конституции РФ, конституций и уставов её субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей субъектов Федерации, распоряжений и постановлений вышестоящих органов исполнительной власти.

    По территории деятельности органы исполнительной власти принято делить на федеральные и региональные. К федеральным относят: Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты и иные ведомства. К системе органов субъектов Федерации относят: глав администраций субъектов, их правительства, министерства, комитеты и другие ведомства.

    В зависимости от характера полномочий органы исполнительной власти делятся на:

    органы общей компетенции, они занимаются всеми либо многими отраслями исполнительной деятельности. К ним относят, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации;

    органы специальной компетенции, они занимаются отдельными отраслями либо сферами исполнительной деятельности. К ним относят министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и её субъектов.

    В зависимости от способов принятия решений органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные. Коллегиальными являются Правительство РФ и правительства её субъектов. Единоначальными выступают министерства и комитеты.

    Органами судебной власти в России являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды, суды субъектов РФ. Совокупность субъектов правосудия формирует судебную систему РФ. Ключевой их особенностью выступает осуществление судебной власти через отправление конституционного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства.

    Особое место в системе государства занимает прокуратура (она не относится ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти). Согласно статье 129 Конституции, Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, при этом нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

    Ключевой особенностью органов прокуратуры выступает их право на осуществление надзора за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов положениям законодательства. Важной функцией прокуратуры является участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Также прокуратура занимается расследованиями преступлений, что является своеобразной формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства.

    В систему госорганов РФ также входят и другие госорганы, которые обычно выполняют различные вспомогательные и иные подобные функции.

    К ним относят: Администрацию Президента РФ (обеспечивает его деятельность); Совет Безопасности РФ (обеспечивает условия для реализации Президентом конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности), а также ряд иных государственных органов.

    Таким образом, в системе государственных органов РФ существуют различные их виды, правомочия каждого из которых имеют свои особенности.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *