Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Кто и сколько должен платить за утилизацию бытовых отходов, кто и как будет контролировать тарифы на вывоз мусора — обо всем рассказал на «Деловом завтраке» министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

Дмитрий Николаевич, в «мусорную» реформу вовлечено сразу несколько ведомств. Например, тариф устанавливает госкомитет, норматив — региональное правительство, а контрольные функции — у ФАС. Не получится ли так, что тарифы будут устанавливаться бесконтрольно, а люди не смогут найти ведомство, кому написать жалобу?

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

За незаконные свалки хотят ввести миллионный штраф

Дмитрий Кобылкин: Надеюсь, что ничего такого, о чем вы говорите, не будет. К тарифам для населения сейчас приковано внимание всех. В том числе контролирующих органов.

Действительно, в работу с системой твердых бытовых отходов (ТБО) вовлечены многие ведомства. Реформа касается не только минприроды. Раньше этим занимался минстрой. Два месяца назад президент страны определил ответственных, и теперь полномочия сконцентрированы у нас.

В начале декабря у меня появился заместитель — Владимир Логинов, который будет курировать вновь созданный департамент госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Кроме того, появится публично-правовая компания — интегратор и сопроводитель реформы. В нее будут «погружены» деньги экологического сбора и другие средства для того, чтобы помочь регионам создать необходимые мощности и всю инфраструктуру.

Безусловно, весь этот процесс не останется без контроля. Нужно понимать, что нам предстоит глобальная реформа, поэтому процесс непростой.

Многим сложно понять, сколько они будут платить за мусор со следующего года. У нас на руках есть любопытный документ из Иркутска — в уведомлении о необходимости заключения договора с регоператором по обращению с ТБО сказано, что плата за вывоз мусора с 2019 года составляет 650 рублей за кубометр. Как гражданам это понять? Зато сумма штрафа прописана четко — две тысячи рублей…

Дмитрий Кобылкин: Грамотное доведение до населения такой информации — это работа местных органов власти: губернатора и глав муниципальных образований. Они должны проследить, чтобы такого не происходило. Нельзя просто прислать бумажку и сказать: мы повышаем тариф, а если не заплатите, то мы вас оштрафуем.

Это неправильный подход. Думаю, первые месяцы 2019 года покажут, где власть не работает с населением. У меня есть и позитивные примеры территорий, где губернаторы очень ответственно к этому отнеслись.

Они лично принимают участие в том, чтобы объяснить гражданам, почему это необходимо делать, рассчитывают обоснованные тарифы.

К 2024 году предстоит создать дополнительно семь заводов для утилизации батареек и энергосберегающих ламп

В Орловской области в территориальную схему попали всего две из 15 свалок, потому что остальные не включены в Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Но их мощности не хватит на весь регион. Что будет со свалками, не попавшими в реестр?

Дмитрий Кобылкин: Мы разрабатываем по этому субъекту РФ отдельную «дорожную карту», он находится в зоне особого внимания.

В целом по полигонам существует федеральный проект в рамках программы «Экология». Он предусматривает рекультивацию 191 свалки в черте городских поселений.

Если у них небольшой срок накопления, то их можно рассортировать и пустить на вторичную переработку. Это тоже часть бизнеса.

Некоторые свалки, как, например, в Московской области, невозможно рекультивировать, не засыпав их. Потому что внутри уже идет термический процесс, может случиться самовозгорание. И спичек не нужно. Если упрощенно: мы предусматриваем дегазацию таких полигонов — бурение и выведение газа, который можно преобразовывать в электроэнергию.

Когда в «РГ» приходил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, он буквально рисовал схемы, что будет происходить на полигонах, рассказывал, как пришлось привлечь японцев…

Дмитрий Кобылкин: Японцев и голландцев. На самом деле, в мире не так много компаний, которые обладают большим опытом по борьбе со свалками. Такие компании начинают появляться и у нас в стране.

Так, в Челябинск приехали на рекультивацию специалисты, которые занимались подмосковным Кучинским полигоном.

И когда их осторожно спросили, смогут ли они решить проблему мусорных полигонов, они заверили, что это не страшно — объем работ составляет всего десять процентов от московских свалок.

А что будет с незаконными мусорными свалками? Как вы их собираетесь контролировать?

Дмитрий Кобылкин: По закону ликвидировать несанкционированные свалки обязан собственник земельного участка, для этого устанавливаются определенные сроки. Если земля муниципальная, то это зона ответственности местных властей.

Если в течение установленного срока незаконный полигон так и остался на месте, региональный оператор обязан ликвидировать свалку самостоятельно, а собственнику выставить счет за проведенную работу. «Мусорную» реформу нужно начать с себя, мы это должны сделать все вместе.

Мусор ниоткуда к нам не прилетел, его создали мы сами. И за это в ответе перед будущим поколением.

Невозможно быстро изменить людей, которые все равно станут выбрасывать мусор куда попало. Что с этим делать?

Дмитрий Кобылкин: Когда я говорю, что «мы контролируем», то имею в виду не только Росприроднадзор, наших работников.

Мы — это все общественники, Народный фронт и политические партии, которые уже создали экологические десанты, это волонтеры и местная власть… Все мы ответственны за реализацию реформы.

И у губернаторов в КPI (ключевой показатель эффективности. — Прим. «РГ») эти пункты тоже будут включены.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Президент рассказал, как наладить переработку мусора

Как планируется решать проблему утилизации опасных бытовых отходов, в частности батареек и энергосберегающих ламп? Во многих городах такой мусор сдать просто некуда.

Дмитрий Кобылкин: У нас пока существует только одна профессиональная точка сбора таких отходов — в Челябинске. Там работает завод, созданный энтузиастом, но это была больше частная инициатива. Есть и такие компании, которые сами утилизируют то, что производят. Это хорошая практика, должна существовать ответственность производителей.

Но этого недостаточно, нам предстоит создать дополнительно семь заводов к 2024 году. Федеральным оператором выступит «Росатом», накопивший большой опыт утилизации отходов 1-2-го классов опасности. Сегодня же мы можем только переоснастить какие-то заводы и дать им дополнительную нагрузку.

Минувшим летом губернатор Ямала Дмитрий Артюхов предложил для арктических территорий законодательно утвердить особую схему вывоза, переработки и утилизации отходов, иначе они станут «золотыми»…

Дмитрий Кобылкин: Такая проблема существует не только на Ямале. Посмотрите на Якутию, на Красноярский край. Там же огромные расстояния. Для таких территорий должна быть отдельная схема, технологии.

Но у нас есть и свои «кулибины». По их изобретениям уже производятся печи-контейнеры, которые можно расположить в том или ином муниципальном образовании и заниматься переработкой мусора на месте.

Читатель из Башкирии спрашивает: 40 процентов населения республики это сельские жители.

Они возмущены тем, что в частном секторе тариф на вывоз мусора и его утилизацию будет выше, чем у жителей многоэтажек.

Сельчане, как правило, пищевые отходы закапывают на участке, а твердый мусор сжигают. Почему же тогда они должны платить больше, тем более учитывая более низкие доходы жителей деревень?

Дмитрий Кобылкин: Те поправки, которые мы внесли в Госдуму, как раз исключают эту возможность. И дают право региональной власти минимизировать этот тариф.

Все дело в том, что у небольшого населенного пункта, в отличие от города, так называемое транспортное плечо, то есть расстояние до полигона, будет больше. Рядом с селом, где несколько десятков дворов, никто специально строить полигон не будет.

Поэтому, с учетом того, что в тарифе на вывоз бытовых отходов 80 процентов — это расходы на топливо, которое с каждым годом будет увеличиваться, платежку сельчане вряд ли потянут.

Чтобы этого не допустить, мы дали право региональным операторам формировать площадки временного накопления с определенным сроком. Они будут действовать до того момента, пока компания не сформирует здесь какие-либо сортирующие и перерабатывающие мощности.

В единый тариф не закладывается компенсация расходов до места временного хранилища. Как будут компенсироваться расходы регоператору на транспортировку до мест временного хранилища?

Дмитрий Кобылкин: Нет такого. Вы считаете, что деревня никуда мусор не вывозила? Рядом с поселками есть места, которые исторически используются для накопления отходов. Регоператор сформирует единый тариф и для города, и для небольшого населенного пункта.

Жители Кузмищенского сельского поселения Костромской области столкнулись с неожиданной проблемой. В санитарно-защитной зоне Башутинского водозабора решили построить мусорный полигон.

Он будет в 800 метрах от жилых домов. Жители обратились к застройщику с просьбой предоставить им документацию и провести общественную экологическую экспертизу проекта. Им отказали.

Правомерно ли засекречены документы?

Дмитрий Кобылкин: Могу точно сказать, что президент страны, глава правительства категорически запретили нам всем, и главам субъектов в том числе, без общественных обсуждений принимать какие-то решения, особенно связанные с такой чувствительной для всех «мусорной» реформой. Тот, кто пытается свой проект принять без учета мнения населения, столкнется с огромным сопротивлением. Нужно разъяснять жителям все, «где, что и зачем». Мы планируем привлечь к этой работе 800 тысяч волонтеров. Общественники свою готовность уже выразили.

Скрывать от населения ту или иную площадку формирования сортировки не то что неправильно — глупо. Мы сегодня живем в мире, где вся информация тут же доступна онлайн.

70 миллионов тонн бытового мусора накаппливается ежегодно в России

Сейчас важна достоверная экспертная подача информации. Например, если жителям просто скажут, что собираются построить мусоросжигательный завод вблизи населенного пункта, люди естественно возмутятся.

Какой мусоросжигательный завод там, где живут и растут дети? А если объяснить, что сжигать-то вы ничего не собираетесь и нагрузка на окружающую среду будет минимальная, что такие же производства работают в центре европейских столиц, — тогда будет понимание.

Всем понятно, что дальше, ничего не делая, жить нельзя. «Мусорную» реформу откладывать было невозможно.

На открытии крупнейшего мусороперерабатывающего завода в Тюмени вы сказали, что будет сформирован пул лучших практик по сбору и утилизации отходов в стране. Есть уже первые претенденты помимо этого завода-гиганта?

Дмитрий Кобылкин: Конечно, есть. Например, Екатеринбург занимает первое место в России по сбору вторсырья и вторичной переработке.

И это удивительно, потому что туда вторичный пластик привозят даже из очень отдаленных территорий — только для того, чтобы переработать в гранулы, а из гранул изготовить то или иное сырье.

Екатеринбург — это одна из лучших практик, там — территория мастеров, демидовские корни.

Ключевой вопрос

Есть ряд регионов, которые не смогут войти в реформу с 1 января. Как субъекты могут воспользоваться правом отсрочки?

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Свалки будут производить электроэнергию

Дмитрий Кобылкин: На сегодняшний день приняты поправки к закону «Об отходах производства и потребления», которые дают дополнительные механизмы, способные оперативно решать возникающие вопросы, как то: внезапное прекращение деятельности регоператора или возникновение дефицита мощностей зарегистрированных полигонов.

Для чего сейчас будут взяты на баланс неучтенные свалки и установлен окончательный срок их ликвидации. При этом решается проблема логистики в отдаленных территориях. Регионам дается дополнительное время — до года, чтобы полностью отладить новую систему обращения с отходами.

Читайте также:  Опубликован образец положения об архиве для частных компаний

Также внесенными поправками определен срок окончательной ликвидации мест размещения отходов, которые не вошли в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Соответствующие решения в первую очередь направлены на то, чтобы защитить общество от рисков — максимально снизить издержки для граждан и установить в регионах приемлемую плату за вывоз мусора.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Ольга Бухарова

Вопросы наших партнеров

«Российская газета» предоставляет своим партнерам из региональных СМИ возможность спросить гостей «Деловых завтраков». В ходе беседы с министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Кобылкиным прозвучали вопросы, поступившие от газет — партнеров «РГ» в регионах.

Газета «Калужские Губернские ведомости», Калуга.

Будет ли ужесточен контроль за компаниями — перевозчиками ТБО? В условиях дефицита полигонов у мусороперерабатывающих предприятий велик соблазн вывозить отходы в лесные массивы, карьеры, в соседние регионы.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Сколько жители разных стран платят за переработку мусорных отходов

Дмитрий Кобылкин: Сейчас уже рассматривается необходимость оснащения транспорта регоператоров системой ГЛОНАСС. Это практика существует в коммунальном секторе давно и должна стать нормой для всех.

Такой контроль позволит контролировать все передвижения, что выгодно предприятию для исключения не только несанкционированных выбросов на сторону, но и в целом для фиксирования рабочего графика и маршрута. И конечно, мы выступаем за ужесточение наказания в этой сфере.

В Госдуму внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые значительно увеличивают санкции за нарушение закона об отходах.

В случае принятия поправок штрафы за несанкционированные свалки для граждан вырастут до 5 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — до миллиона рублей.

«Областная газета», Екатеринбург.

Поскольку «мусорная реформа» приводит к увеличению расходов населения, будет ли министерство природных ресурсов и экологии публиковать сравнительные тарифы в разных регионах?

Дмитрий Кобылкин: Рост в общей платежке за счет строки «вывоз ТБО» будет не значительный — не более 5%. Понятно, что регионы у нас все разные — страна огромная, будут обоснованно разные показатели.

У нас есть субъекты РФ, где плата за вывоз мусора даже уменьшится, есть территории, где будут происходить компенсационные выплаты из бюджета. Даже в границах одного региона в населенных пунктах есть разница. Если усредненные показатели будут востребованы, то, конечно, будем размещать.

Но то, что вся информация должна быть открыта для населения и СМИ, — это безусловно.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Невозможно быстро изменить людей, которые все равно станут выбрасывать мусор куда попало. Михаил Синицын/ РГ

Мусорная реформа: что такое, в чём суть, краткое описание

Последнее обновление: 27.01.2020

Проблема мусора в России всегда стояла довольно жёстко. Например, в Европе половина всех отходов перерабатывается во вторичное сырьё, в России – только 5%. Поэтому уже несколько лет открыто стоял вопрос о реорганизации всей «мусорной» системы. Необходимо было менять порядок сбора, вывоза, переработки. Так в 2019 году началась мусорная реформа.

Необходимость мусорной реформы

Каждый год количество ТБО увеличивается почти на 50 млн. тонн. Это катастрофические цифры! В России не так много заводов, которые могут перерабатывать мусор в достаточном количестве – всего лишь 10% от ежегодно вывозимого объёма.

По этой причине почти все мусорные полигоны переполнены, они наносят вред окружающее среде. Кроме того, близлежащие населённые пункты становятся «зоной отчуждения», что наносит вред экономике региона и страны в целом.

Поэтому был принят закон о мусорной реформе, который вступил в силу с января 2019 года. Разработчики законопроекта предлагают, в первую очередь, создать современные мусорные полигоны, на которых будут располагаться перерабатывающие заводы. Отвечать за утилизацию ТБО будут собственники участков или организации, которые взяли на себя ответственность за переработку.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Предполагается, что все нелегальные свалки и полигоны будут ликвидированы в ближайшие годы. Для этих целей выделяются средства из федерального и регионального бюджета. В обязанности местных властей входит разработка планов по рекультивации этих участков с целью возрождения плодородности.

Цели и задачи мусорной реформы

Мусорная реформа с 1 января 2019 года преследует определённые цели. Основная из них – ликвидация незаконных свалок и полигонов, возрождение испорченных земель, их последующее целевое использование. Есть и другие цели:

  • Переход на раздельный сбор мусора. Это означает, что ТБО различного назначения должны собираться в разные контейнеры, вывозиться на разных машинах, складироваться на отдельных полигонах и перерабатываться по-разному.
  • Правильная сортировка отходов.
  • Их своевременная переработка.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Мусор должен быть рассортирован уже в момент выбрасывания

Примечание. Согласно системе, которая действовала до принятия соответствующего законопроекта, компании, которые занимались сбором мусора, могли отвезти его в любое место, даже в лес. К ответственности их привлекали редко. Эту систему необходимо искоренить!

Внедрить и осуществить эти цели в короткие сроки – основная задача внедрённого законопроекта. Последние новости мусорной реформы  таковы – к 2024 году объём сжигаемого и перерабатываемого мусора должен увеличиться с 5% до 60%. К началу 2021 году в России должно быть ликвидировано подавляющее большинство нелегальных свалок.

Суть мусорной реформы

Она заключается в следующем:

  • передача полномочий по организации системы обращения с ТБО на региональный уровень;
  • данная услуга должна быть выделена в отдельную строку в платёжных документах граждан за коммунальные услуги. То есть, собственники жилья должны знать, за что они платят;
  • полная замена схемы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами;
  • в качестве исполнителя реформы необходимо привлечь региональных операторов;
  • платежи за сбор и вывоз должны формироваться по новой схеме.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Основные направления мусорной реформы

Обратите внимание! Плату за сбор и вывоз мусора должны теперь осуществлять все – собственники квартир в многоквартирных домах, владельцы нежилых помещений, жители частных домов, различные товарищества и общества, осуществляющие садоводческую и огородническую деятельность.

 Закон о вывозе мусора

Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.

Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса.

Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2020 года.

То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.

Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.

Как формируются тарифы?

Когда речь пошла о нововведениях в «мусорной» сфере, самым спорным вопросом стали тарифы для физических лиц. Ранее они были включены в общедомовые расходы, и собственники жилья «не замечали» их в общей сумме коммунальных платежей.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

С 01.01.2019 года ТБО вывели отдельной строкой в квитанции за услуги ЖКХ. Многие собственники возмутились высокой платой за вывоз и переработку мусора. Многие считают, что она необоснованно высока. Кроме того, некоторые отказываются платить, поэтому долги перед региональным оператором растут. Отсюда проблемы с вывозом мусора на территориях жилых комплексов и во дворах многоквартирных домов.

Определение платы за вывоз и переработку ТБО – обязанность региональных властей с 2019 года. Но тарифы должны определяться в строгом соответствии с нормативными актами. Формирование их в произвольной форме запрещено.

Кроме регионального законодательства, власти регионов должны руководствоваться Законом № 89-ФЗ. Многие регионы вели расчёт, исходя из годового объёма выбрасываемого мусора для различных категорий собственников. Например, жители ЖК и МКД в год выкидывают меньше мусора, чем жильцы частных домов в сельской местности. Отсюда разница в тарифах.

Кто занимается сбором мусора?

Теперь этим должны заниматься региональные операторы. Выбор такового происходит в каждом регионе с помощью проведения открытого конкурса. В одном регионе может работать несколько операторов.

Если предприятие прошло конкурсный отбор, с ним заключается договор. Как правило, срок его действия – 10 лет и более. Но если подрядчик не будет справляться со своими обязанностями, он будет лишён возможности осуществлять свою деятельность.

Чтобы предприятие или частное лицо могло участвовать в тендере, необходимо соблюсти несколько условий. Основное из них – внесение денежного залога, который будет являться гарантией качественного исполнения обязанностей. Поэтому недобросовестному оператору грозят серьёзные финансовые потери.

Обратите внимание! Если мусор не вывозится не по вине регоператора, то ответственность за загрязнение мусорной площадки лежит на УК, местных властях или собственнике участка, на котором эта площадка располагается.

Реализация реформы

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

К реализации норм нового законопроекта приступили 70 субъектов РФ с начал прошлого, 2019 года. В 9 регионах принято решение об отсрочке до 2020-2022 года. Причинами тому стали:

  • отсутствие регионального оператора и возможности его выбора;
  • отсутствие необходимых предприятий для переработки мусора;
  • отсутствие возможностей для формирования новых современных полигонов.

В городах федерального значения отсутствует возможность обустройства новых современных полигонов. Поэтому здесь реформа начнёт своё действие позже – с января 2022 года. Пока эти города плавно переходят на раздельный сбор мусора. Однако эти положения не касаются близлежащих областей.

Регион Москва и Московская область: особенности

К 2022 году планируется построить и оборудовать 4 новых мусороперерабатывающих полигона в Московской области. С этого момента ТБО из Москвы будут вывозить туда. Сейчас «московский» мусор складируется в Ярославской области.

Мусорная реформа в Московской области, в отличие от Москвы, начала своё действие с января прошлого, 2019 года. Как показала практика, регион совершенно не был готов к нововведениям в этой сфере. Область должны была перейти полностью на раздельный сбор мусора, для чего были оборудованы мусорные площадки и закуплены разноцветные баки.

На сегодняшний день, в области работает 7 региональных операторов. За 2019 год объём перерабатываемого мусора увеличился с 7% до 20% от общего объёма привозимого. Дополнительно строится ещё 4 полигона с заводами по переработке мусора. Это позволит значительно увеличить объёмы переработки.

Но существует ряд проблем:

  • население крайне недовольно тарифами на ТБО;
  • строительство новых полигонов также вызвало крайнее недовольство;
  • рекультивация ранее работавших полигонов и свалок также доставляет жителям близлежащих населённых пунктов неудобства.

Поэтому власти предприняли меры поддержки. Те собственники помещений, которые живут вблизи полигонов, получили 70% скидки по тарифам на ТБО.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать

Регион Санкт-Петербург и Ленинградская область: особенности

Аналогичная ситуация с мусорной реформой в Ленинградской области. Регион оказался не готов к нововведениям, проходят митинги. Существуют явные проблемы с вывозом мусора с площадок. Собственники помещений не хотят платить.

Кроме того, выбранные региональные операторы не справляются со своими задачами. То есть, новый тариф за ТБО включён в платёжные документы с января 2019 года, а по факту контейнеров для раздельного сбора мусора нет до сих пор во многих населённых пунктах области.

Читайте также:  Сроки выплаты больничного листа в 2020 году

Предварительные итоги и проблемы реформы

Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.

Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.

Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.

Заключение

Перемены в «мусорных делах» России необходимы. Нельзя допускать образование стихийных свалок, их нужно ликвидировать. Ориентируясь на Европу нужно организовать раздельный сбор мусора, оборудовать современной техникой перерабатывающие заводы.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Мусорная реформа от 1 января 2019 года: суть закона, как не платить за вывоз мусора

Частных лиц интересуют тарифы и возможность получить льготы при оплате новой услуги. Мусорная реформа вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров.

Какие законы определяют суть мусорной реформы

Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.
Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:

  • ст. 435 – определение понятия «оферта»;
  • ст. 436 – невозможность оферту отозвать;
  • ст. 437 – публичная оферта;
  • ст. 438 – определения акцепта.

Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах.

Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями.

Конечная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволяет выбрасывать ТКО в оврагах и лесах.

Основные нововведения:

  • управляющие компании больше не выбирают, кто и по какой стоимости забирает мусор;
  • вывоз отходов становится коммунальной услугой;
  • заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач.

Важно! Стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор — осуществлять раздельный сбор мусора.

Что стало причиной появления

Ответ на вопрос, для чего нужна мусорная реформа в России, простой.

В стране уже накоплено 40 млрд тонн отходов, ежегодно добавляется дополнительных 70 млн тонн, увеличивая площадь свалок на 500 тыс. га. ТКО выбрасываются в основном на несанкционированных площадях.

В последние годы к биологическим и пищевым отходам добавились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсические вещества.

На конец 2018 года сжигалось всего 4-5% мусора. Инициаторы мусорной реформы 2019 планируют утилизировать до 60% в 2024 году и 95% в 2030 году. Для этого должно быть построено 130 комплексов для переработки, позволяющих ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.

Президент Путин высказал мнение о мусорной реформе в послании Федеральному Собранию 20.02.2019. Он заявил, что до конца 2020 года должно быть уничтожено 30 самых крупных свалок в городах, за следующие 6 лет – все остальные. Но это выполнимо лишь при условии, что в проекте не будут участвовать структуры, которые лишь собирают деньги с населения.

Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов

Если переноса мусорной реформы нет:

  • региональная власть выбирает единого оператора;
  • за площади для сбора отходов отвечает региональные власти;
  • тарифы определяет оператор под контролем госорганов.

Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.

Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.

Важно! Тариф для села теоретически должен быть пониженным, но затраты увеличатся по сравнению с расходами до реформы.
Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знатьЗагрязнение природы становится катастрофой в России!

В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу.

Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам. А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы.

Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес. Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.

Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.

На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.

Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.

Кто определяет размер тарифов

До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.

Интересно: Тарифы на вывоз мусора по регионам России на 1 января 2019 г.

Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление.

Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знатьЛюди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года не была введена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. До начала 2022 года утилизация бытовых отходов осуществляется управляющими компаниями, оплата включается в раздел «содержание жилого фонда». Регионы, которые не выбрали оператора, могут отложить начало реформы до 01.01.2020. Что делать с бытовым мусором, решают органы исполнительной власти.

После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.

Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.

Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:

  • многодетных семей;
  • инвалидов всех групп;
  • ветеранов;
  • людей с ограниченными возможностями.

Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.

Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля.

Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе.

Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.

В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:

  • признать нововведение несостоятельным;
  • изучить тарифы и порядок вывоза и утилизации;
  • запретить расширение полигонов и провести их проверку.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знатьФото митинга от КПРФ против мусорной реформы

В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.

Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется.

Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими.

Население – высокими.

На 15 апреля в среднем по стране собрано примерно 50% оплаты. В девяти регионах сборы такие низкие, что операторы почти отказываются работать.

В Самарской области и Дагестане собрано всего 5%, немного больше в Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%) и Пермском крае (20%), не достаточно средств так же в новосибирской области (23%), Алтайском и Красноярском крае (по 25%) и ульяновской области (30%).

Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знатьНе поступайте никогда так, как делает человек на фото, несмотря ни на какие реформы и законы!

Надеемся, что все же загрязнение окружающей среды будет снижаться с принятием новых законов в данной сфере, ведь смотреть на горы мусора, которыми завалена прекрасная российская природа, очень больно, как и видеть поведения людей, которые ведут себя в храме природы хуже животных.

Мусорная реформа в России с 1 января 2019 | Новости 2020

Мусорную реформу в России можно назвать необходимостью, и не только потому, что отходов становится все больше — требуются перемены в плане организации всей системы, в подходе работы со свалками и полигонами.

Во времена СССР в стране работал единый стройный алгоритм сбора и вывоза отходов. Однако в современном мире состав мусора сильно изменился, а методы утилизации – устарели.

В советские времени предварительная сортировка по сути уже существовала, занимались ей пионеры во время сбора макулатуры и вторсырья.

В 90-е годы от этой системы отказались, что параллельно с новыми вызовами, например появился пластик, позволило образоваться масштабной мусорной проблеме.

Повсеместно во всех регионах стали образовываться стихийные свалки, переполнялись полигоны для утилизации ТБО, жители близлежащих с ними населенных пунктов задыхались от смрада. Ежегодно в России образовывалось 70 миллионов тонн мусора, утилизировать который оказалось некуда.

Стало ясно, что пришло время для реформирования мусорной сферы — последние новости пока говорят нам о «сыром» законодательстве, однако уже на начало 2020 года есть серьезные подвижки в сторону повышения качества вывоза и обращения с ТКО.

Цель мусорной реформы

Целью мусорной реформы, по замыслу ее авторов, является ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку с тем, чтобы их можно было использовать повторно.

Читайте также:  Позиция кс о замене стороны по делу на приобретателя имущества

Таким образом, нынешняя система, по которой мусорные компании зачастую занимались тем, что собирали мусор и вывозили его на полигон, а иногда и просто вываливали в лесу, должна прекратить свое существование, уступив место новой методике.

Компании должны быть заинтересованы, чтобы везти мусор в специально отведенные для этого места. Эти места регионы вносят в разработанные территориальные схемы обращения с отходами.

Старые полигоны подлежат рекультивации. А если их собственники отказываются ее проводить, за них это должны делать региональные операторы, а затем – выставлять собственникам счет.

На местах приемки отходов должны строиться сортировочные мощности и перерабатывающие производства.

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2019 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2020 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Региональные операторы вывоза мусора

Региональные операторы по обращению с отходами в каждом регионе выбираются на основе конкурсных процедур. Всего в каждом регионе может быть по одному оператору. Компания-победитель конкурса осуществляет деятельность по:

  • сбору
  • транспортировке
  • обработке
  • утилизации
  • обезвреживанию
  • размещению отходов I — IV классов опасности

Основная задача регионального оператора – решение проблемы с вывозом и переработкой мусора в данном субъекте. Регоператор отвечает за всю деятельность в этой сфере, в том числе – взимает платежи с населения, готовит и создает инфраструктуру по работе с ТБО, включающую в себя строительство комплексов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Региональным оператором также могут быть муниципальные или государственные унитарные предприятия в регионах. Для этого, согласно ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ, они должны иметь необходимые лицензии.

Также к функциям регоператора относится ликвидация стихийных свалок, вывоз мусора с территорий многоквартирных домов, частного сектора, предприятий, строительство контейнерных площадок.

Регоператор вправе заключать договоры с мусорными компаниями. Посредством технологии ГЛОНАСС он осуществляет контроль за мусоровозами. Расчет с транспортными фирмами ведется на основании того объема мусора, который доставляется к месту сортировки и обработки.

Вы уже используете раздельные контейнеры для мусора в своем доме/квартире?

Тарифы: как они формируются

Тарифы для физических лиц стали самым спорным вопросом новой «мусорной реформы».

С 1 января 2019 года тариф на вывоз и сортировку отходов был выделен в квитанции об оплате ЖКХ в отдельную строку. Его выставляет региональный оператор.

До этого тариф включался с содержание и ремонт жилого помещения, а сама услуга значилась в перечне жилищных. Ее предоставляла муниципальная власть.

С 2019 года установка тарифа – прерогатива субъекта РФ. Однако при его формировании власти должны руководствоваться:

  • №89-ФЗ;
  • Правилами коммерческого учета… (Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 №505);

Первый год мусорной реформы. Переработка растет, платежи уменьшаются

МОСКВА, 26 декабря. /ТАСС/. Реформа отрасли обращения с отходами, которая началась в России 1 января 2019 года, призвана решить проблему незаконных свалок, ввести раздельный сбор мусора и значительно сократить вывозимые на полигоны объемы.

Основные показатели реформы определены паспортом нацпроекта «Экология» — например, на переработку к 2024 году должны отправлять 36% бытового мусора, а на сортировку — 60%. Портал «Будущее России.

Национальные проекты» подвел итоги первого года реформы.

Первые оценки

Нацпроект предусматривает увеличение к концу 2019 года направленной на переработку доли отходов с 3% до 7%, а на сортировку для извлечения вторсырья — с 7% до 12%. И этих показателей удалось достичь, заявил порталу заместитель главы «Российского экологического оператора» (РЭО), головной компании отрасли обращения с отходами Алексей Макрушин.

«Наши предварительные оценки, построенные на опросе [профильных] ассоциаций, показывают, что да, мы утилизируем необходимое количество отходов. Что касается обработки отходов, то к концу года мы соберем статистику, сколько объектов было введено, и тоже ожидаем, что этот план будет выполнен», — сказал Макрушин.

Однако, отходы остаются самым сложным направлением нацпроекта «Экология», считает глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Из достижений года он выделил создание РЭО.

«Проревизировали всю страну, достигли четкого понимания, что делать в последующие годы. Планируем в 2020 году поучаствовать в строительстве 21 крупного объекта обращения с отходами.

Частный сектор вложил в этом году в строительство инфраструктуры по обращению с отходами 27 млрд рублей, что является неплохим показателем.

Ликвидировали 16 незаконных свалок, в том числе объекты крупные и серьезные, а также 17 объектов накопленного вреда, среди которых три очень тяжелых в Нижегородской области», — заявил министр на форуме «Чистая страна».

Неустойчивые регионы

Ревизия РЭО выявила первую десятку регионов, на которые можно равняться, — это Тюменская, Ярославская, Брянская, Липецкая, Саратовская, Мурманская, Московская, Белгородская области, Татарстан и Удмуртия. В список критериев вошли активность взаимодействия органов власти с региональными операторами, представителями отрасли и населением, ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры.

Однако, развитие отрасли происходит неравномерно: так, по данным РЭО, близки к прекращению вывоза отходов сегодня 20 операторов в 17 регионах.

Причинами же этого зачастую становятся несбалансированные тарифы и нормативы накопления, низкая собираемость платежей, уклонение юрлиц от заключения договоров на вывоз мусора, появление отходов в большем объеме, чем это предусмотрено территориальной схемой.

В список отстающих, по данным Минприроды, вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская области, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.

Инвестиции пошли

По данным РЭО, к 1 декабря было введено 43 объекта по обращению с отходами: мощности по обработке выросли на 3,4 млн тонн в год, по утилизации — на 1,9 млн тонн. Идет строительство еще 11 объектов по обработке мощностью 2,3 млн тонн, по утилизации — 0,7 млн тонн. Их ввод запланирован уже в декабре.

В 2019 году бизнес инвестировал в отрасль порядка 27 млрд рублей. При этом в целом, чтобы выстроить систему обращения с отходами в стране, по оценкам РЭО, необходимо около 370 млрд рублей. Помимо средств инвесторов, нужна и финансовая поддержка со стороны государства, чтобы предотвратить рост тарифов для населения выше предельных значений, отмечают в компании.

К сегодняшнему дню правительство России одобрило уже два механизма финансирования инвестиционных проектов — участие в уставных капиталах инвесторов и предоставление поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов.

Всего в РЭО поступило 317 инвестиционных проектов в 73 регионах страны на сумму 214,6 млрд рублей. Среди них 123 мусоросортировочных комплекса, 37 заводов по утилизации, 99 комплексов по переработке, 44 полигона, 14 экотехнопарков.

Из 317 проектов только 20 предварительно могут быть определены в качестве пилотных. Источниками их финансирования, предположительно, станут собственные средства инвесторов, также деньги будут привлечены из банков и РЭО.

Тарифы под контролем

С начала года для перехода на новую систему были установлены новые тарифы на вывоз мусора, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов и современный подход к обращению с отходами.

Однако, в некоторых регионах уровень тарифов был определен с нарушениями и вызвал некоторую социальную напряженность, на что обратил внимание президент РФ Владимир Путин. Он сказал, что рост тарифов «не должен быть галопирующим», а если это неизбежно, то необходимо реагировать таким образом, чтобы «регионы не хулиганили, а вовремя, своевременно и взвешенно принимали решения».

Расходы на транспортировку составляют до 70% от тарифа, и в этом году Федеральная антимонопольная служба вместе с Минприроды занималась легализацией мест размещения отходов, рассказал на форуме «Чистая страна» замглавы службы Виталий Королев.

«Если мы закроем все полигоны, то придется мусор везти дальше, и это, конечно, очень дорого для потребителей», — объяснил он.

По словам Королева, с 1 июля тарифы в 47 регионах остались на прежнем уровне, а где-то даже снизились.

Также уменьшился средний платеж за вывоз отходов: если в середине года он был около 94 рублей с человека в месяц, то к декабрю опустился ниже 90 рублей. При этом в 40 регионах тарифы ниже этого уровня.

В ФАС также напомнили, что 1 января 2020 года тарифы не вырастут, их изменение возможно только в июле.

Кадровые перестановки

  • Год начался с создания головной компании отрасли по обращению с отходами: президент России 14 января подписал указ о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор».
  • Госкомпания обладает широким инструментарием: может формулировать предложения по изменению законодательства, проводить экспертизу региональных схем по обращению с мусором и выстраивать их в единую схему в масштабе всей страны, разрабатывать проекты федеральных госпрограмм, поддерживать инвестиции, выпускать облигации, покупать землю, предприятия, оборудование и доли в других компаниях.
  • В феврале правительство назначило гендиректором РЭО Дениса Буцаева, бывшего зампреда правительства и министра инвестиций и инноваций Московской области.
  • В ноябре уволился замглавы Минприроды России Владимир Логинов, курировавший реформу отрасли почти год, и его сменил Константин Румянцев, бывший помощник вице-премьера страны Алексея Гордеева.

В конце ноября Буцаева отправили в отставку. Как объяснил в беседе с тележурналистами премьер-министр Дмитрий Медведев, это связано с тем, что решения в РЭО принимались недостаточно быстро, а в этом деле нужно «больше энергии».

25 ноября Гордеев объявил, что место Буцаева займет аудитор Счетной палаты, бывший глава Минстроя Михаил Мень, и отметил, что для успешного функционирования отрасли необходима более качественная и публичная работа с людьми, региональными и муниципальными властями. Позднее Гордеев, однако, уточнил, что у правительства есть несколько кандидатов на пост главы РЭО.

Итак, в 2020 год совсем молодая отрасль обращения с отходами входит хотя и без руководителя, но на подъеме. Скоро изменятся правила сжигания мусора — это не считается его утилизацией.

Госдума одобрила поправку о возможности использования отходов как возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов.

И кроме того, к концу 2020 года утилизация бытовых отходов должна вырасти с 7% до 16,2%, а обработка — с 12% до 27%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *