Кто является конкурентом фас?

Кто является конкурентом ФАС?

  • 3 Декабря, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

Деятельность этой организации важна как для потребителей, так и для участников бизнес-отношений. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В статье мы разберем, что это за учреждение, чем оно занимается, каковы его главные функции и полномочия, какова структура данной организации.

Что это?

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

Кто является конкурентом ФАС?

Общая информация

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

Кто является конкурентом ФАС?

Основные задачи

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель — обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.

Кто является конкурентом ФАС?

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:

  • ФЗ «О защите конкуренции».
  • ФЗ «О контрактных системах в области закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и общегосударственных нужд».
  • ФЗ «Об оборонном и госзаказе».
  • ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегически важные для РФ хозяйствующие общества».
  • ФЗ «О рекламе».
  • ФЗ «Об основах госрегулирования в РФ торговой деятельности».

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

Кто является конкурентом ФАС?

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

  • Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
  • Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
  • Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
  • Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
  • Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
  • Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.

Кто является конкурентом ФАС?

Кто может обратиться?

Чем занимается антимонопольная служба? Пожалуй, самое главное и масштабное направление ее деятельности — возбуждение дел о нарушениях российского законодательства в сфере собственной компетенции. Кто может направить жалобу в антимонопольную службу? Это следующие адресанты:

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительная структура (предоставление материалов).
  • Сообщения СМИ.
  • По собственной инициативе — по результатам проведенных ФАС проверок.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.

Фас в сми: на защите конкуренции

О специфике работы регионального УФАС, реализации Национального плана и перспективах внедрения во внутренние управленческие системы органов власти и компаний антимонопольного комплаенса в интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Гузель Шафигуллиной.

— Гузель Шаукатовна, Вы на антимонопольной службе уже более 12 лет. Как оцениваете произошедшие за этот период изменения и каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы ведомства?

— Задача по развитию конкуренции на протяжении последних 10 лет является одним из инструментов развития экономических отношений, активизации рыночных процессов и одним из факторов, который позволит создать сильную экономику.

Сегодня нам приходится решать задачи, с которыми раньше не приходилось сталкиваться. Возьмём, например, те же закупки. Как известно, по закону, чтобы приобрести что-то для государственных и муниципальных нужд, предприятие должно провести процедуру торгов. Информация о предмете и условиях торгов размещается в электронном виде.

И возникают ситуации, когда конкурсная процедура сформирована таким образом, что подавляющее большинство потенциальных участников закупочных процедур просто не могут её найти в силу ошибки в названии предмета закупки. Налицо нарушение. Или другой пример: наши специалисты расследуют возможный сговор и выясняют, что его заключила программа-робот.

Кому в таком случае предъявлять претензии?! Экономика становится другой, значит, и законы должны быть другими. Поэтому сейчас центральный аппарат ФАС готовит пятый антимонопольный пакет, который предусматривает контроль за цифровой экономикой и процессами, которые следуют за её активным и повсеместным развитием.

Думаю, что в нём будут учтены те ситуации, о которых я говорила.

— ФАС России всегда привлекала к себе повышенное внимание и с точки зрения контролируемых законов, и с точки зрения рассматриваемых дел, а в 2017 году новым информационным поводом, который не стихает до сих пор, стал масштабный Национальный план развития конкуренции. И это тот случай, когда ведомство заставило говорить о себе на высоком федеральном уровне. Как Вы оцениваете эту инициативу и какую работу в рамках реализации Нацплана ведёт непосредственно Татарстанское УФАС России?

— На первом же Государственном совете после своего избрания Президент Российской Федерации обратился к теме развития конкуренции, утвердив Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы.

Документ предусматривает снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, изменения в сфере тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса.

Национальный пан предусматривает снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза; увеличение доли государственных закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом; обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее 3 хозяйствующих субъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу.

Внимание к теме развития конкуренции вполне объяснимо: страна должна совершить экономический рывок, а сделать это, не обеспечив развитие конкуренции, невозможно, и тому есть много подтверждений. Все страны-лидеры мировой экономики этот путь уже прошли.

Применительно к деятельности ФАС России и её территориальных органов, одним из которых является Татарстанское УФАС, национальные проекты как государственные инициативы предусматривают внушительное финансирование и должны реализовываться на принципах конкуренции, в противном случае они не дадут положительного эффекта для экономики страны. И нами как региональным подразделением ФАС России проводятся проверки по государственным контрактам, заключаемым в рамках нацпроектов. Это связано и в целом с мониторингом государственных закупок, и нарушениями, которые выявляются в ходе их проведения, и обращениями, которые поступают в антимонопольную службу.

— Ценностями Федеральной антимонопольной службы выступают три элемента: открытость, сотрудничество и эффективность. Ваши публикации в социальных сетях часто идут с хештегом «Открытое ведомство». Что для вас значит каждое из этих понятий, какое из них расцениваете как самое важное?

Читайте также:  Образец встречного искового заявления

— Открытость ФАС я воспринимаю как последовательное и неукоснительное соблюдение информационной открытости при реализации своих полномочий, вовлечённость институтов гражданского общества во взаимодействие по осуществлению качественных изменений в деятельности Татарстанского УФАС России. При этом деятельность ведомства должна быть подотчётной гражданскому обществу и, несомненно, понятной ему, то есть должны быть чётко определены и донесены цели, задачи, планы и результаты работы в простой и доступной для восприятия форме.

Сотрудничество вижу в необходимости обеспечить возможность участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учёта их мнений и приоритетов.

Эффективность рассматриваю не столько с точки зрения соотношения затраченных ресурсов и результата (хотя это весьма важно!) сколько с удовлетворённости граждан итогами нашей работы.

Эффективной является прежде всего деятельность, подотчётная гражданском обществу: раскрытие УФАС России по Республике Татарстан информации о своей деятельности с учётом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечение возможности осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля за деятельностью УФАС России по Республике Татарстан.

— Оправдывают ли себя предпринимаемые Вашим ведомством превентивные меры в виде предупреждений? Они представлены как возможность исправить допущенное нарушение и снизить риски возбуждения дела и, как его итога, административного штрафа. Эффективен ли этот инструмент? Насколько, если можно так сказать, он «востребован» бизнесом и органами власти?

— Защита конкуренции осуществляется не через применение мер юридической ответственности, а путём восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства. В качестве основных инструментов защиты выступают предупреждения и предписания, а также иски антимонопольных органов в суд.

Предупреждение — это мера, направленная на оперативное (незамедлительное) пресечение фактически совершаемых нарушений в сфере конкурентных отношений. Этот институт зарекомендовал себя с положительной стороны.

По статистике более 80% выданных антимонопольной службой предупреждений исполняются.

Семилетняя практика применения института предупреждения показала повышение эффективности регуляторного воздействия антимонопольных органов на экономику вследствие быстрого по времени прекращения нарушения антимонопольного законодательства и устранения его последствий.

Предупреждение можно рассматривать в качестве особого механизма освобождения от административной ответственности и иных принудительных мер.

И оно выгодно всем: нарушителю, на которого не налагается крупный штраф, и потерпевшему, поскольку его нарушенное право и законный интерес вследствие вовремя исполненного предупреждения восстановлены.

Кроме того, это выгодно и самому антимонопольному органу, который не проводит длительное и кропотливое разбирательство дела.

— На пресс-конференции в апреле текущего годы Вы говорили о таком инструменте как антимонопольный комплаенс. Насколько эффективным, на Ваш взгляд, может быть его применение?

— Внедрение антимонопольного комплаенса — внутренней системы предупреждения нарушений антимонопольного законодательства — является важным элементом государственной политики по развитию конкуренции. Это отражено в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г.

№618, в «Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг.».

Соответствующие изменения планируется внести и в Федеральный закон «О защите конкуренции», и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, чтобы стимулировать внедрение комплаенс-систем, причём это касается как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной и муниципальной власти.

Эффект от его внедрения почувствует и сама антимонопольная служба, и бизнес-сообщество, и органы власти поскольку комплаенс-система позволит предупредить нарушения антимонопольного законодательства либо выявить их на ранней стадии. Это, с одной стороны, снизит число фактических нарушений, а с другой стороны сократит количество антимонопольных разбирательств, следствием которых может стать существенный штраф.

— Этим летом последовал ряд публикаций, связанных с намерением ФАС России контролировать закупки в сфере национальных проектов. Как в этом направлении работает Ваше региональное подразделение? Можно ли говорить о каких-то предварительных итогах работы?

— В Татарстане на сегодняшний день утверждено 13 проектов развития экономической, социальной, сельскохозяйственной, производственной и иных сфер жизни. На их реализацию выделено в общей сложности 44 млрд рублей, из которых 34,1 млрд — из федерального бюджета, 10,6 — из республиканского.

Для того, чтобы не получилось так, что реализация проектов превратилась в механизм для необоснованной прибыли недобросовестных участников рынка, и проводятся мониторинг и анализ проводимых в рамках нацпроектов закупок.

Выделение средств должно осуществляться на конкурентной основе с применением тех инструментов, которые для этого созданы: федеральные законы №№44-ФЗ и 223-ФЗ.

Сами же конкурсные процедуры не должны становится полем, где активно действуют только компании с государственным участием — МУПы и ГУПы, которые работают на конкурентных рынках, а по факту получают преференции и преимущества.

Конкуренция должна быть честной, а доступ к торгам — максимально открытым.

Татарстанским УФАС России в текущем году были рассмотрены 23 обращения на нарушение процедуры реализации республиканских национальных проектов при проведении торгов В 12 случаях выявлены нарушения, в том числе связанные с необоснованным ограничением участников на участие в торгах, отклонение заявок, не допуск на торги. В 6-ти случаях выданы предписания об отмене процедуры торгов, и проведении их повторно с устранением нарушений.

Так, в мае 2019 года рассмотрены жалобы 2-х участников закупки, проводимой ФКУ «ВолгоВятскуправдор» на обслуживание систем видеонаблюдении на мостах, расположенных на территории Республик Татарстан и Чувашия. Сумма контракта — 167,5 млн руб.

По итогам проведения торгов 4 из 6 участников были отклонены сразу: за то, что неправильно описали используемые ими при выполнении работ материалы.

При этом правильность/неправильность определялась не по 44-ФЗ, а по правилам, которые заказчик прописал в своей документации.

— В Вашем ведении сегодня находятся кадровые вопросы территориального подразделения ФАС России. Государственная служба, как правило, не отличается высокими зарплатами и достаточно много требует от тех, кто на ней состоит. Какова сегодня кадровая политика ведомства и удалось ли как-то изменить тот факт, что госслужбе свойственна текучка кадров?

— Бесспорно, смена кадров — нормальное явление. Отсутствие движения свидетельствует о застое. Часть работников, набравшись опыта, переходит на вышестоящие должности, часть увольняется по различным причинам, их место занимают новые сотрудники, и это благоприятно сказывается на обновлении коллектива.

Как правило, работают в антимонопольной службе юристы и экономисты. Наша работа имеет свою специфику.

Вы не представляете, в чём только не приходится разбираться нашим специалистам! Пожалуй, УФАС — это единственная структура, сотрудники которой сами проводят расследование, производят разбор дел, выносят определённое решение, возбуждают и рассматривают административные дела, а потом ещё и сопровождают эти дела в судах.

На госслужбе большая нагрузка. Другое дело, что у нас молодой специалист может получить бесценный опыт: госслужба даёт хорошие профессиональные навыки и опыт, который трудно приобрести в коммерческой структуре. Если есть желание, максимум за три года можно стать опытным юристом или специалистом в подконтрольных антимонопольной службе сферах экономики.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС): описание, история, функции

24.03.2020

Так выглядит эмблема Федеральной антимонопольной службы России (ФАС)

Рынок – это весьма устойчивая и самодостаточная система, которая легко подстраивается под новые условия и успешно справляется с кризисами. Однако есть у него и ахиллесова пята – монополии.

Конкуренция – одно из важнейших условий для нормального функционирования рыночной экономики. Монополии наносят огромный вред государству. В 2011 году группа известных ученых подсчитала, что из-за недостаточной конкуренции Россия ежегодно теряет около 1,3 трлн рублей. Не меньшие издержки от картелей несут и обычные потребители.

На Западе давно поняли, насколько опасны монополии, и прикладывают немало усилий для нейтрализации этого негативного явления. В нашей стране главным борцом против недобросовестной конкуренции является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Эффективность отечественной политики в данной сфере – тема ожесточенных дискуссий, которые продолжаются уже не один год.

Ведь она может не только обеспечивать честную конкуренцию на рынке, но и служить инструментом в рыночных войнах, порождая коррупцию и нарушая права собственности.

Российские борцы с монополиями возбуждают дел больше, чем все их зарубежные коллеги вместе взятые. Причем от их действий чаще всего страдает средний и мелкий бизнес.

Что же это за организация ФАС РФ? Какие она имеет полномочия, и чем занимается ФАС? За что чаще всего критикуют российскую антимонопольную службу?

Что такое ФАС

Федеральная антимонопольная служба – это орган центральной исполнительной власти, который занимается улучшением правовых норм антимонопольного законодательства, а также осуществляет контроль его соблюдения.

Главная функция ФАС РФ – защита конкуренции на различных рынках, товарных и финансовых, в сфере рекламы и государственных закупок. Ведомство ведет контроль естественных монополий и санкционирует продажу предприятий, которые имеют стратегическое значения для безопасности страны и ее обороноспособности.

Флаг антимонопольной службы

Антимонопольная служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев находится на своем посту с 2004 года. Центральный офис ведомства находится в Москве, по адресу: ул. Садовая-Кудринская, дом 11. Официальный сайт организации: fas.gov.ru.

В структуру ФАС России входит центральный аппарат и региональные представительства ведомства. Их общее количество составляет 84 единицы.

В 2014 году в московском аппарате службы работало 1189 сотрудников, а в его территориальных отделениях – 2315 человек.

Читайте также:  Образец договора купли-продажи гаража_образец

В составе ведомства есть управление по защите государственной тайны, промышленности, социальной сферы и торговли, топливно-энергетического комплекса, контрольно-финансовое. Также имеется секретариат и отдел по связям с общественностью.

ФАС – исключительно российское ведомство, у него нет представительств в других странах, зато оно учится работать по международным стандартам. В 2012 году антимонопольная служба получила сертификат ISO 9001:2008. В 2018 году ФАС прошел еще один аудит, получив документ новейшего стандарта ISO 9001:2015.

Для чего вообще нужно бороться с монополиями

Что плохого в монополиях? Для чего необходимо создавать структуры, подобные ФАС? Может лучше оставить все как есть и пускай рынок сам разбирается с препятствиями для конкуренции?

Сомнения о необходимости специальной антимонопольной службы высказывались еще в начале 90-х годов – вскоре после ее создания.

Однако быстро выяснилось, что российская экономика, возникшая на обломках милитаризированного советского хозяйства, не способна обеспечить нормальную конкуренцию.

Кроме того, возникла потребность защиты внутреннего производителя от недобросовестной монопольной политики иностранных компаний.

Многолетний руководитель ФАС Игорь Артемьев

Конкуренция дает ощутимые бонусы любой экономике. Серьезные выигрыши получает от нее и конечный потребитель. Монополисту нет никакого резона повышать качество своей продукции или услуг и снижать цены – у него и так все купят. Он фактически диктует свою волю остальным участникам рынка, завышая, а иногда и занижая цены.

Ситуация кардинально меняется, если один и тот же товар предлагают сразу несколько производителей. Тогда у покупателя появляется возможность выбирать наилучшее предложение по наименьшей цене, и уже продавцы вынуждены подстраиваться под него.

Необходимость уменьшать цену заставляет производителей резать издержки, что стимулирует инновации и улучшает кадровую политику.

Несомненным плюсом конкуренции является более справедливое распределение доходов – больше денег получают более эффективные компании.

Однако не все так просто: компании-конкуренты могут легко договориться о совместной политике сбыта. Это называется картельный сговор и именно с ним и борется ФАС России.

Есть еще одна сторона этого вопроса. Ежегодно в нашей стране тратится несколько триллионов рублей на государственные закупки.

Международная практика показывает, что на тендерах участники повышают цену предложений примерно процентов на двадцать. В масштабах страны – это огромные деньги.

Если антимонопольная служба сумеет хотя бы на треть уменьшить злоупотребления, то многократно окупит свой бюджет.

Монопольное положение крайне выгодно любому хозяйствующему субъекту, поэтому компании идут на самые изощренные ухищрения, чтобы доминировать на рынке. Поэтому антимонопольная политика насаждается «сверху». Обнаружить картельный сговор, а тем более доказать его, неимоверно сложно. По этой причине антимонопольные службы всего мира имеют право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Монополии могут быть естественными и государственными. К первой группе относятся поставщики коммунальных услуг (вода, газ) и железные дороги.

Они, как правило, возникают в силу технологических особенностей производства товаров или оказания услуг. Государственные монополии создаются законодательной волей власти.

Ее примером может быть валютная монополия в СССР и алкогольная – в царской России или странах Скандинавии.

Любопытно, что в нашей стране самыми злостными нарушителями антимонопольного законодательства являются чиновники, на втором месте идут естественные монополии и только затем частный бизнес.

Задачи, цели и функции ведомства

Чтобы лучше понять, что такое ФАС, необходимо посмотреть на задачи, поставленные перед этим ведомством. Стратегическая цель антимонопольной службы – обеспечение свободной конкуренции на всем пространстве страны. Исходя из нее, главными направлениями деятельности ФАС являются:

  • Формирование условий, необходимых для развития конкуренции в различных сферах экономической деятельности;
  • Предотвращение коррупционных действий при осуществлении госзакупок у частных компаний;
  • Гарантирование равного доступа к услугам и товарам, предлагаемым субъектами естественных монополий.

Юридической основой для деятельности ФАС является целый ряд законодательных актов, решений и постановлений правительства. Служба выполняет следующие функции:

  • надзор за естественными монополиями;
  • надзор за деятельностью иностранных инвесторов в хозяйственных субъектах, имеющих для государства стратегическое значение;
  • контроль государственных закупок;
  • регулирование рынка рекламы.

Антимонопольная служба наделена широкими полномочиями. Центральный аппарат ведомства имеет право принимать нормативные акты в пределах своей компетентности.

ФАС может контролировать соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими организациями, государственными структурами и физическими лицами, проводить исследования рынков с целью определения возможного монопольного положения его субъектов.

Со службой должны согласовывать сделки по продаже акций и имущества в случаях, предусмотренных законодательством. ФАС ведет реестр не слишком добросовестных поставщиков услуг и товаров на государственных тендерах. Также в полномочия ведомства входит согласование сделок, касающихся стратегических предприятий.

Региональные управления ФАС и его центральный аппарат наделены правом возбуждать дела о нарушении законодательства. Основанием для этого могут быть заявления граждан, обращения правоохранительных органов, информация СМИ или собственная инициатива.

В конце 2019 года Федеральная антимонопольная служба открыла дело против сервиса Booking.com

Фас россии: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами.

В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Меры воздействия на участников рынка

При поступлении жалобы на действия заказчика контрольная инстанция вправе приостановить процедуру подписания госконтракта по ч. 7 ст. 106 44-ФЗ. В случае обнаружения нарушений уполномоченный контрольный орган в лице ФАС вправе (согласно ч. 22 ст. 99 44-ФЗ):

  1. Составить протокол об административных нарушениях и рассмотреть дело.
  2. Принять меры по предотвращению правонарушения.
  3. Выдать предписание, обязательное для исполнения, о предотвращении правонарушения.
  4. Решение об отмене процедуры.
  5. Обратится в суд о признании закупки недействительной.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

ФАС может вынести предписание об устранении нарушений и указать на этот факт в вынесенном решении. База данных решений ФАС представлена по ссылке.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Фас россии: задачи, функции, полномочия и поиск решений федеральной антимонопольной службы

Государство в лице его правоустанавливающих органов большое внимание уделяет осуществлению контроля за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков с целью исключения возможных нарушений действующего законодательства.

Понятие Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.

Создание Федеральной антимонопольной службы произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.

Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:

  • Положение о Федеральной антимонопольной службе. Утверждение данного Положения произошло на основании Постановления Правительства РФ под номером 331, принятом в 2004 году;
  • Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый в 2006 году;
  • в 2004 году было принято также Постановление Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы ФАС»;
  • локальные нормативные акты, которые принимаются в том числе внутри самой Федеральной антимонопольной службы для регулирования функционирования данной службы.

Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Осуществлять свои функции ФАС имеет право на всех властных уровнях – от федерального до местного, так как контролировать заключение контрактов и их исполнение следует вне зависимости от того, на каком из таких уровней они были заключены.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Полномочия в сфере регулирования рынка

Федеральная антимонопольная служба обладает определенными полномочиями, то есть правами и обязанностями, которыми она наделена при выполнении своих функций. К числу основных полномочий относятся:

  • постоянный мониторинг имеющейся информации о тех субъектах правоотношений, которые ФАС контролирует в рамках исполнения своих полномочий, то есть о самих заказчиках и их должностных лицах, осуществляющих различные мероприятия в сфере закупочной деятельности (например, контрактного управляющего или сотрудников контрактной службы), об операторах существующих электронных торговых площадок, о других контролирующих органов, о главных распорядителях бюджетных средств и т. д.;
  • осуществление проверок планового и внепланового типов в отношении государственных и муниципальных заказчиков с соблюдением периодичности один раз в шесть месяцев;
  • в случае выявления нарушений действующего законодательства в различных сферах его применения Федеральная антимонопольная служба проводит также мероприятия по возбуждению административных дел по различным основаниям;
  • вынесение предписаний в случаях, если в ходе проводимых проверок были выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства, которые могут быть устранены в рамках разумных сроков, установленных в таких предписаниях;
  • вынесение предложений относительно внесения изменений в действующие нормативные акты с целью устранения возможных недочетов или пробелов в части их правоприменения;
  • участие в судебных заседаниях с позиции контролирующего государственного органа, который имеет право при наличии определенных обстоятельств выступать в качестве инициатора оспаривания совершенных сделок;
  • рассмотрение жалоб участников закупочных процессов в случае возможного нарушения со стороны заказчика или иных исполнителей действующего законодательства в сфере закупок (несмотря на то, что данное полномочие не зафиксировано в Федеральном законе №223-ФЗ, а есть только в Федеральном законе №44-ФЗ, данное полномочие осуществляется указанным государственным органом в отношении всех заключаемых контрактов вне зависимости от их правового основания).

Меры, применяемые для воздействия на участников рынка

Для того чтобы осуществлять воздействие на участников рыночных правоотношений на территории Российской Федерации, у Федеральной антимонопольной службы имеется достаточно большой арсенал средств, которые она может применять.

Чаще всего применение таких мер воздействия происходит на основании поступивших жалоб от потерпевших участников рынка на действия или бездействие других участников таких финансово-хозяйственных и экономических отношений.

В этом случае Федеральная антимонопольная служба может применить следующие меры воздействия:

  • если правонарушение еще не было совершено, то сотрудники указанного государственного органа должны осуществить различные действия, которые будут направлены на предупреждение совершения такого правонарушения;
  • если правонарушение все-таки имело место быть, то может быть составлен протокол об административном правонарушении, который в последующем выливается в специальное дело с вынесением различных видов наказания;
  • составление предписания на осуществление действий, которые будут рассмотрены в качестве направленных на устранение совершенных правонарушений;
  • инициация судебного рассмотрения дела с позиции отмены совершенной сделки (если договор или контракт были подписаны) либо с позиции отмены проведенной процедуры, если она еще не завершилась подписанием контракта или договора;
  • проведение внеплановой проверки, как крайняя мера воздействия с целью выявления других нарушений действующего законодательства в тех сферах, за контроль которых отвечает Федеральная антимонопольная служба.

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Поиск решений ФАС можно осуществить на официальном сайте данного государственного органа по ссылке.

  • Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).
  • При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Загрузка…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *