В ДТП попадает каждый второй российский водитель, и всем приходится сталкиваться с получением компенсационных выплат, однако с марта 2017 года действуют новые правила возмещения ущерба по ОСАГО.
Ранее пострадавшие граждане могли компенсировать ремонт своих транспортных средств за счет денег, перечисляемых страховыми компаниями, но после внесения поправок в ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности» у СК в приоритете натуральное возмещение, т.е. ремонт поврежденных автомобилей, а денежные выплаты отходят на второй план.
Новые правила возмещения по ОСАГО в законодательстве были вызваны увеличением случаев мошенничества: некоторые водители специально подставляли свои машины, например, если они ранее уже были повреждены по их вине. Это привело к повышению затрат страховыми компаниями на фактически нестраховые случаи.
По мнению представителей власти, новые правила выплат по ОСАГО помогут снизить количество подобных правонарушений, и СК будут возмещать убытки только за действительно произошедшие ДТП.
Еще одна причина, по которой страховым компаниям более выгодно оплачивать ремонт на СТО, с которой у них заключен договор – это большое количество обращений потерпевших лиц в суды для получения компенсационных выплат.
Дело в том, что в таком случае в процессе участвуют автоюристы, и благодаря ним большинству истцов удается получить желаемые деньги, т.к. суды чаще всего принимают их сторону, при этом перечисленные суммы не всегда соответствуют фактически причиненному имущественному ущербу.
Изменения
Как говорилось ранее, основным изменением в ФЗ «Об обязательном страховании…» является приоритет оплаты ремонта над денежным возмещением ущерба, нанесенному транспортным средствам в результате ДТП.
В целом, хронология изменений в законодательстве об ОСАГО выглядит так:
17 марта 2017 года Госдума приняла закон о внесении изменений в законодательный акт, пояснив, что при ДТП потерпевшие водители в первую очередь должны доставлять свои автомобили на сервисы, с которыми у СК заключены договоры, денежные выплаты при этом отходят на второй план;
- 28 марта закон был утвержден Президентом РФ и вступил в силу.
Стоит учитывать, что вышеперечисленные изменения коснутся только автовладельцев, купивших полисы ОСАГО после 28 апреля 2017 года.
Те, кто приобрели страховку до указанной даты, могут получать компенсацию за причиненный в результате ДТП ущерб автомобилю, как и до внесения поправок – в денежном эквиваленте, однако расчет страховой суммы будет производиться с учетом износа поврежденных деталей.
Согласно внесенным поправкам в Закон «Об ОСАГО», теперь водители должны обращаться в СК за ремонтом, а не за деньгами, как это было ранее. Разница между теми, кто приобрел полис до 28 апреля 2017 года и после заключается в том, что в первом случае износ запчастей будет учитываться, а во втором – нет.
Т.е. даже если автомобилю 10 лет, расчет стоимости деталей теперь производится по реальным рыночным ценам, ведь именно по ним все сервисы приобретают необходимые материалы. На руки автовладельцы получать деньги будут только в исключительных случаях.
Если ремонт на СТО был произведен некачественно, и через некоторое время после него автомобиль снова пришел в неисправность, это необходимо зафиксировать посредством проведения независимой экспертизы.
Впоследствии автовладельцы могут предъявить претензию своей СК, т.к.
именно она несет ответственность за качество ремонта, и в случае обнаружения недостатков компания обязана компенсировать повторное обращение на сервис.
ОСАГО: правила выплат
Существенных отличий между правилами получения компенсаций до 28 марта 2017 года и оформления документов в страховой при ДТП после вышеуказанной даты нет, однако некоторые нюансы все же следует учитывать.
Так, в первую очередь после ДТП, как и ранее, процедура начинается с посещения офиса СК, а в дальнейшем последовательность действий выглядит так:
- по закону расположение СТО не может быть более 50 км от места ДТП или адреса проживания обратившегося в СК гражданина. Если же расстояние больше вышеуказанного, компания должна оплатить и организовать доставку автомобиля до места проведения ремонта;
- все документы (Европротокол, справка о ДТП из ГИБДД и т.д.) предоставляются сотруднику страховой компании, который предлагает ему несколько автосервисов, на которых возможно проведение ремонта;
- транспортное средство доставляется на сервис, где производится ремонт в течение 30 дней с момента обращения;
- по истечении указанного времени или ранее работники СТО или страховой компании оповещают автовладельца о завершении ремонта, и тот забирает свой автомобиль, подписав акт о принятии и квитанции.
Немаловажным вопросом является послеремонтная гарантия. Предполагается, что на различные детали ее длительность будет составлять полгода, а на кузовные – 1 год.
Что нужно учитывать тем, кто попал в ДТП и только собираются обратиться в СК:
- если автомобиль был выпущен менее двух лет назад, его ремонт должен производиться только в авторизованном дилерском центре;
- при ремонте должны использоваться только новые детали. Ставить на место поврежденных б/у запчасти можно только с согласия владельца автомобиля, или же если найти новые не представляется возможным. В любом случае собственник транспорта должен быть оповещен об этом;
- если автомобиль ремонтируется более 30 суток, страховая обязуется выплачивать по 0,5% от суммы ущерба за каждый день просрочки.
В некоторых случаях допускается проведение ремонта на сервисе, выбранном самим автовладельцем, если у компании с ним не заключен договор. Чтобы быть уверенным в качестве ремонта, лучше всего обратиться в проверенную СТО, но для этого нужно заручиться согласием СК.
Когда ущерб возместят деньгами?
Денежное возмещение по ОСАГО по новым правилам 2020 при ДТП полностью не отменено, и оно вполне возможно в следующих случаях:
- автомобиль не подлежит восстановлению;
- не получилось найти подходящий автосервис;
- владелец ОСАГО или другой потерпевший погиб при ДТП, а за выплатами обращаются родственники;
- компания сама согласилась оплатить ущерб деньгами;
- при ДТП потерпевшим были получены средние или тяжкие повреждения;
- стоимость ремонта превышает величину максимальных выплат – 400 000 руб.;
- потерпевший имеет инвалидность.
Требования к ремонту
В связи с вступлением поправок в ФЗ «Об обязательном страховании…» появились и новые требования к ремонту, согласно которым он должен производиться только на сервисах, с которыми у СК заключены договоры. Исключением является согласие компании на проведение работ на других сервисах при отсутствии соглашения по желанию автовладельца.
Какие правила возмещения ущерба по ОСАГО существуют:
- новые автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться только на авторизованных сервисах. Если таковых нет, и владелец транспорта не согласен на проведение ремонта на другой станции, ему обязаны перечислить деньги за ущерб при ДТП;
- на лакокрасочные работы дается гарантия 12 месяцев, на замененные детали – полгода. Ответственность за ремонт несет страховщик, и если на него будет поступать слишком много жалоб, Банк России может обязать его оплачивать ущерб деньгами;
- если при ДТП пострадало более двух машин, их собственники могут обращаться к своему страховщику, а впоследствии их СК будут разбираться с СК виновников.
Компромиссный вариант
Создание законопроекта было начато еще в 2016 году, когда депутат М. Емельянов предложил отдать право выбора (ремонт или денежные выплаты) страховым компаниям, а не автовладельцам. Во время второго чтения было решено оставить ремонт по умолчанию, а деньги перечислять только в отдельных случаях.
Кроме того, предыдущий закон о выплатах по ОСАГО существенно снижпл требования к качеству ремонта, а также предполагалось, что расстояние до сервиса должно быть не более 200 км, а не 50 км, как сейчас.
- Отдельно депутатами обсуждались и сроки вступления законопроекта в законную силу: одни утверждали, что закон будет действовать на все полисы ОСАГО, в том числе и приобретенные даже до его создания, а другие ссылались на недопустимость подобных мер.
- После ряда чтений было решено отменить обратную силу закона, благодаря чему он стал действовать только в отношении новых договоров.
- Несмотря на, казалось бы, радужные перспективы, для добросовестных автовладельцев поправки имеют ряд минусов:
- велика вероятность некачественного проведения ремонта, т.к. сам процесс проконтролировать практически невозможно, как и доказать, что он был проведен недобросовестно;
- по факту сервис выбирает не потерпевший водитель, а страховая компания, т.к. списки СТО, с которыми заключены договоры, могут быть якобы «закрытыми»;
- при установке новых запчастей в некоторых случаях придется доплачивать разницу между ценами от СК и их фактической стоимостью, иначе без доплаты забрать свой автомобиль после ремонта будет невозможно.
Инструкция по возмещению ущерба при ДТП от страховой компании по договору ОСАГО
Для полисов ОСАГО заключенных с 28 апреля 2017 года, начали действовать новые правила по возмещению ущерба после ДТП по договорам ОСАГО.
В нашей статье мы приведем пошаговую инструкцию для автовладельцев, которые попали в ДТП и желают получить денежную компенсацию на восстановление транспортного средства либо ущерба здоровью или морального вреда от страховой компании по новым правилам.
Когда ущерб подлежит возмещению и какие суммы выплат по полисам ОСАГО
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
Итак, гражданин может требовать возмещения по ОСАГО в следующих случаях:
- в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред имуществу;
- в результате ДТП есть пострадавшие, т.е. причинен вред здоровью;
- также страхователь может подать на возмещение утраченного заработка;
- расходы на погребение;
- кроме этого можно заявить на компенсацию расходов, причиной которым является потеря кормильца.
Максимальная компенсация (Статья 7 Закон об ОСАГО), которую можно получить по ОСАГО в зависимости от указанных выше случаев содержится в следующей таблице:
Страховой случай | Максимальная компенсация ОСАГО (руб.) |
Вред, причинен жизни и здоровью каждого потерпевшего | 500 000 |
Пострадало имущество одного или нескольких потерпевших | 400 000 |
Помните, что при любых ДТП, ущерб по которым не превышает 50 тыс. руб. можно составлять «Европротокол» (без сотрудников ГИБДД), подробнее о том, что это такое и как его заполнять читайте в нашей статье.
Новые правила в законе об ОСАГО в 2017 году
С 2017 года законодатель ограничили право граждан на получения денежных компенсаций по страховым случаям, теперь их можно получить только в следующих случаях:
- при полной гибели автотранспортного средства
- если лимит (400 тыс. руб.) по ОСАГО был превышен;
- если в ДТП потерпевшему причинен вред здоровью или наступила его смерть;
- если потерпевший является инвалидом;
- если страховщик не имеет возможности провести ремонт автомобиля на станции технического обслуживания отвечающей требованиям закона.
Во всех остальных потерпевшему будет возмещен ущерб в натуральном виде, т.е. будет осуществлен ремонт автомобиля на автосервисе.
Пошаговая инструкция по возмещению ущерба при наступлении страхового случая по ОСАГО
Для получения положенной по закону денежной компенсации (возмещение), необходимо придерживаться, пошаговой инструкции, написанной ниже.
Шаг №1. Сообщаем в страховую компанию о наступлении страхового случая.
Важно понимать, что если потерпевший желает претендовать на право воспользоваться страховым возмещением, он должен в положенный срок (обычно 15 дней с даты ДТП, точнее написано в правилах вашей СК) уведомить страховую компанию (СК) о произошедшем страховом случае (требования ФЗ №40, п.3,ст.11).
Также участнику ДТП (водителю) нужно оповестить других участников ДТП, о намерении предъявить о возмещении вреда, предоставить данные из полиса ОСАГО (его серию и номер, наименование, адрес и телефон страховщика).
- Если в результате ДТП вред причинен исключительно имуществу (без пострадавших), либо авария произошла с участием двух транспортных средств (включая прицепы), владельцы которых имеют действующий полис ОСАГО. То за возмещением вреда, причиненного имуществу нужно обращаться к своей страховой компании.
- Во всех остальных случаях с требованиями о возмещении вреда, нанесенного имуществу потерпевшего нужно обращаться в страховую компанию виновника ДТП.
Важно! Право на получение денежной компенсации для возмещения убытков, не ограничивает право участника аварии (потерпевшего) обратиться к страховой, которая заключила договор ОСАГО с виновником ДТП, за возмещением вреда, нанесенного жизни или здоровью, который проявился уже после предъявленных требований по компенсации убытков и о котором не знала пострадавшая сторона на момент выставления таких требований. (ФЗ-40, п.3 ст.14.1 и п.3.17 положения №431-П).
Шаг №2. Необходимые документы, которые нужно предоставить страховщику.
Перечень необходимых документов достаточно обширен, есть основной список, который потребуется собрать каждому потерпевшему, и есть дополнительный список, давайте рассмотрим их подробнее.
Основной перечень документов следующий:
- заявление о страховом возмещении;
- копия паспорта, заверенная у нотариуса, либо оригинал паспорта, предоставленный страховщику и после снятия копии заверенный их сотрудником на месте;
- нотариальная доверенность представителя потерпевшего (если возмещением занимаетесь не вы);
- реквизиты лицевого счета потерпевшего, если денежную компенсацию планируете получать безналичным способом;
- если потерпевший не достиг возраста 18 лет, то требуется разрешение от органов опеки и попечительства;
- справка о ДТП (о ней вы можете прочитать в нашей отдельной статье);
- извещение о ДТП.
Возмещение ущерба при ДТП виновником
Дополнительный перечень документов, в зависимости от случая приведен ниже.
Причинение вреда имуществу потерпевшего:
- документ подтверждающий владением транспортного средства на правах собственности (обычно это ПТС);
- экспертная оценка специалиста (заключение экспертизы), и документы, подтверждающие ее оплату (в случае если был нанят независимый эксперт);
- квитанция на уплату расходов по эвакуации транспортного средства (если вы хотите получить за это возмещение);
Документы подтверждающие расходы на хранение автомобиля (считается от даты ДТП до даты осмотра авто страховщиком или независимым экспертом).
Возмещение утраченного заработка в связи с причинением вреда здоровью потерпевшего:
- документы от медицинских учреждений доказывающие получение травм или увечий (например, справка о периоде нетрудоспособности);
- заключение врача судмедэксперта о степени утраты общей или профессиональной трудоспособности (при наличии);
- если медосмотр производился на месте ДТП, то нужна соответствующая справка от бригады скорой помощи;
- документ подтверждающий официальные доходы, например, справка 2-НДФЛ или налоговая декларация, необходимы только в случае возмещения утраченных доходов потерпевшего.
Возмещение расходов на лечение и дополнительных расходов:
- в организации, которая занималась вашим лечением нужно запросить выписку из истории вашей болезни;
- квитанции, чеки и др. документы, доказывающие что вы оплачивали услуги медучреждения;
- чеки на купленные лекарства;
- заключение врачей, что вам требуется дополнительное питание, сиделка, установка протезов, лечение в санатории и т.д. (необходимо при возмещении доп. расходов);
- и другие документы подтверждающие ваши расходы, например, на инвалидное кресло, квитанция или справка из санатория и т.д.
Возмещение вреда при потере кормильца:
- заявление, в котором указаны данные всех членов семьи, которые находились на иждивении или имели такое право;
- копия свидетельства о смерти;
- свидетельство о рождении детей, если на дату наступления ДТП, у погибшего имелись дети на иждивении;
- если в семье есть дети инвалиды, то нужна соответствующая справка;
- справка из ВУЗа, лицея и других образовательных учреждений, что член семьи находящийся на иждивении погибшего, обучался в одном из них;
- справка о необходимости постороннего ухода;
Возмещение расходов на погребение:
- копия свидетельства о смерти;
- документы, подтверждающие произведенные расходы на погребение.
- сумма, которая подлежит возмещению на погребение, будет не более 25 000 рублей.
Шаг №3. Предоставьте документы страховой компании.
Не позднее 5-ти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия, необходимо вручить все бумаги представителю страховой или при личном визите к страховщику. Способы вручения, следующие:
- отправка заказного письма с уведомлением почтой России;
- при личном визите, важно попросить сотрудника страховой произвести опись принятых документов и поставить его подпись, печать и текущую дату.
Страховое возмещение по КАСКО от А до Я
Шаг №4. Экспертиза поврежденного автомобиля.
Если вы как потерпевшее лицо желаете получить возмещение ущерба причиненного в результате ДТП своему автомобилю, то в вашу обязанность входит в течении пяти рабочих дней (после подачи заявления) предоставить свое авто на осмотр в страховую компанию. Страховщик же в свою очередь должен за 5 дней произвести оценку нанесенных повреждений своими силами или с привлечение независимого эксперта.
Если транспортное средство находиться не на ходу, то в страховую нужно сообщить адрес местонахождения ТС.
Если результаты оценки устраивают обе стороны, согласны с результатами и размерами оцененного ущерба экспертом страховой, то дополнительных проверок не нужно, если нет, то привлекается независимый эксперт.
Шаг №5. Дождаться выплаты страхового возмещения.
Выдать направление на ремонтные работы, выплатить денежную компенсацию или отправить потерпевшей стороне, аргументированный отказ страховая компания должна в течении 20 дней (не беря в расчет выходные и праздничные дни), со дня получения от потерпевшего необходимого перечня документов, если же будет осуществляться выплата в натуральном виде, то ремонт ТС производиться на автосервисе из предоставленного страховщиком списка потерпевшей стороне – в течении месяца.
Когда страховщик может отказать в страховой выплате по полису ОСАГО
Причин, по которым страховая компания может отказать в выплате много, вот самые распространённые из них:
- был предоставлен неполный перечень необходимых документов;
- предоставленные документы имеют признаки фальсификации;
- в документах допущены грубые ошибки;
- ДТП наступило в результате мошеннических действий страхователя;
- имеется заключение что потерпевший находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- у потерпевшего не было водительских прав или их срок действия закончился, либо он не вписан в страховой полис ОСАГО;
- автомобиль не прошел должным образом технический осмотр;
- ущерб наступил в результате заводского дефекта и т.д.
Что делать если страховая компания не платит
Автовладельцы, попавшие в ДТП, очень часто оказываются в ситуации, когда, заявив свое право на страховую выплату, она не соответствует их ожиданиям, либо м во все в ней отказано, если так произошло, то нужно:
- Провести независимую экспертизу поврежденного ТС, и соберать доказательства причиненного вреда жизни или здоровью.
- Составить и вручить лично или отправив письмом с уведомлением претензию страховщику(вот статья как ее составить).
- Пожаловаться на действия страховой компании в Российский союз страховщиков (РСА).
- Направить жалобу на страховщика в Департамент страхового рынка Банка России.
- Подготовить исковое заявление и передать его в суд.
Автор и редактор портала Руказакона
Как получить возмещение ущерба пострадавшей стороне при ДТП по ОСАГО
Полис обязательного автострахования является непременным спутником любого участника дорожного движения. В случае возникновения транспортных происшествий именно он гарантирует пострадавшей стороне возмещение ущерба по ОСАГО.
Но несмотря на то, что система защиты гражданской ответственности действует в России давно, далеко не все водители знают, как при ДТП получить компенсацию от страховщика.
Как сейчас происходит возмещение ущерба пострадавшему по ОСАГО
Законодательство в области страхования гражданской ответственности регулярно совершенствуется.
Нередко новый календарный год приносит с собой и изменения, в курсе которых должны быть все автолюбители. Не стал исключением и 2017 год. Вступивший в силу в апреле закон № 49-ФЗ от 28.03.
2017 года изменил порядок, по которому ранее производилось взыскание страхового возмещения по договорам ОСАГО.
В настоящее время страховщик уже не предлагает пострадавшей стороне получить компенсацию в денежной форме.
Автомобиль, получивший при аварии повреждения, направляется на ремонт в сервисный центр, аккредитованный страховой компанией.
Справедливости стоит заметить, что автомобилист имеет право и самостоятельно выбрать СТО для ремонта своего авто, но прежде чем передавать машину в руки мастеров, ему необходимо согласовать данный сервис со своим страховщиком.
Новые страховые правила распространяются только на те договоры, дата заключения которых предшествовала вступлению закона в силу. Их введение было вызвано необходимостью предотвращать возможные случаи фальсификации со стороны физических лиц или страховых компаний данных об авариях с целью получения денежного возмещения.
Но, как и любое правило, данная законодательная норма предусматривает ряд исключений:
- потерпевший получил вред здоровью средней или тяжкой степени или погиб в результате аварии;
- автомобиль получил настолько сильные повреждения, что не подлежит восстановлению;
- стоимость ремонтных работ превышает лимитированную законом сумму компенсации, а владелец отказывается производить доплату из собственных средств;
- страховая компания и пострадавшая сторона заключили соответствующее письменное соглашение;
- при столкновении был нанесен вред инвалиду 1 или 2 группы.
В этих случаях взыскание по ОСАГО будет производиться в денежной форме.
Финансовая компенсация будет рассчитана с учетом износа автомобиля на момент столкновения, а натуральная форма возмещения износ авто не учитывает.
Сумма компенсации при ДТП
В 2014 году лимиты страховых выплат, утвержденные законом «Об ОСАГО», были пересмотрены в сторону увеличения, и сейчас они составляют достаточно внушительные суммы. Учитывая, что пострадать в дорожном инциденте может не только машина, но и человек, виды выплат делятся на компенсацию:
- имущественного ущерба;
- вреда здоровью и жизни;
- потери заработка;
- погребения;
- потери кормильца.
Проще всего дело обстоит с компенсацией материального ущерба, полученного автомобилем. Его владелец может рассчитывать на получение от страховщика 400 тысяч рублей. Конечно, это максимальная сумма.
Фактический размер компенсации, подлежащий выплате водителю, чей автомобиль получил повреждения в результате действий виновной стороны, определяется на основании данных экспертизы.
При расчете будут учтены:
- износ машины;
- число и характер полученных повреждений;
- рыночная стоимость авто.
Если же страховщик установит, что ущерб, причиненный автомобилю, превышает установленный законом лимит в 400 тысяч рублей, расход в объеме разницы в стоимости ремонта предстоит нести виновнику аварии.
Совсем другие суммы выплачиваются в случае, если в результате аварии вред был нанесен не имуществу, а жизни и здоровью потерпевших. Закон предусматривает в подобных ситуациях выплату:
- 500 тысяч рублей при причинении вреда здоровью;
- 475 тысяч близким родственникам в случае гибели пострадавшего;
- 25 тысяч близким родственникам дополнительно на похороны;
- 50 тысяч дальним родственникам на погребение погибшего.
Кроме того, практика показывает, что страховщики производят выплату компенсации с учетом градации ущерба здоровью:
- 500 тысяч при получении инвалидности 1 степени;
- 350 тысяч, если человек стал инвалидом 2 степени;
- 250 тысяч инвалиду 3 степени;
- 500 тысяч, если в результате ДТП инвалидом стал ребенок.
Кроме того, порядок расчета возмещения по факту причинения ущерба здоровью подразумевает и степень полученных повреждений:
- 35 тысяч может быть выплачено при внутренних кровотечениях, подразумевающих потерю до 1 литра крови;
- 50 тысяч получит пострадавший при большой кровопотере.
Чья страховая компания выплачивает ущерб
Нередко после оформления бумаг, фиксирующих факт аварии, автомобилист не знает, в какую из страховых компаний ему следует направить заявление о компенсации урона:
- в организацию, с которой он сам заключил договор;
- или в компанию, обслуживающую виновника столкновения.
Ответ на вопрос, кто выплачивает ущерб по ОСАГО при ДТП, четко дает закон об ОСАГО.
- Пострадавшему автомобилисту следует обратиться к своему страховщику, если соблюдены следующие условия:
- число машин, участвовавших в дорожном инциденте, 2 или более;
- никому из участников аварии не был нанесен урон здоровью, и никто из них не погиб;
- оба водителя имеют действующие полисы обязательного страхования;
- в результате происшествия не задеты имущественные интересы третьих лиц.
- Во всех остальных случаях, где имеет место наличие человеческих жертв или причинение вреда здоровью, пострадавший автолюбитель должен нести заявление в страховую компанию, защищающую ответственность виновника аварии.
Если же инициатор столкновения и вовсе не имеет полиса ОСАГО и при этом отказывается добровольно компенсировать урон, потерпевшему водителю предстоит обращаться в суд, чтобы получить решение о принудительном взыскании денежной компенсации с виновной стороны.
Порядок возмещения по полису ОСАГО
Даже самый аккуратный водитель может в любой момент стать участником дорожного происшествия не по своей вине.
И тем более ему будет обидно, если из-за ошибок, допущенных при оформлении ДТП, страховая компания по формальным признакам откажет ему в страховой выплате.
А поскольку страховщики не желают расставаться с деньгами, каждый автолюбитель должен знать, как ему получить положенную компенсацию.
Чтобы своевременно и в полном объеме получить страховую выплату нужно придерживаться четкого порядка действий:
- Сразу же после наступления страхового случая включить аварийную сигнализацию и выставить предупреждающий аварийный знак. Если есть пострадавшие люди, немедленно вызвать на место происшествия медиков.
- Оформить ДТП. Это можно сделать с помощью сотрудников полиции или самостоятельно, использовав бланк Еевропротокола. Если водители не имеют спора в отношении размера ущерба, который не превышает 50 тысяч рублей, и сходятся во мнении по вопросу виновности сторон, они могут:
- осуществить фото- и видеосъемку места столкновения;
- после этого убрать автомобили с проезжей части, если они мешают движению;
- заполнить бланк Европротокола самостоятельно или доехать до ближайшего поста ГИБДД и обратиться к сотрудникам полиции по вопросу оформления аварии.
- Известить своего страховщика о происшествии. Срок, в течение которого водитель должен известить своего страховщика о полученном ущербе, оговаривается в законе и составляет 5 дней.
- Собрать комплект необходимых документов. Их перечень указан в Положении о правилах ОСАГО и включает:
- паспорт гражданина;
- доверенность, если в страховую обращается посредник, а не владелец авто;
- документ о регистрации авто;
- действующий страховой полис;
- документы, подтверждающие факт аварии, например, копия протокола ГИБДД, Европротокол, постановление о возбуждении административного дела.
- Обратиться в страховую компанию. В адрес страховщика следует написать заявление, приложить к нему все собранные документы, предъявить автомобиль для экспертного осмотра.
Действуя по данному алгоритму, автомобилист должен помнить, что закон об ОСАГО отводит для обращения в страховую с заявлением только 5 рабочих дней. И отсчитываются они, начиная с даты произошедшего ДТП.
Последним шагом является получение возмещения, которое может быть представлено в двух формах:
- натуральная – подразумевает ремонт машины на СТО.
- денежная – выплачивается только в предусмотренных законом исключительных случаях наличными через кассу или безналичным переводом на банковский счет заявителя.
Страховщик обязан выплатить заявителю компенсацию или выдать ему направление на ремонт машины в срок, не превышающий 20 календарных дней, за исключением праздничных.
Отсчет срока производится от даты подачи заявления и предоставления требуемых документов. На проведение ремонтных работ отводится месяц.
Если страховщик не выполняет свои обязательства в срок, заявитель имеет право взыскать с него неустойку в размере 1 процента за каждый день просрочки.
Система защиты гражданской ответственности водителей действует на территории России уже давно, но законодательство в сфере страхования продолжает изменяться, преподнося автовладельцам все новые сюрпризы. Чтобы быть уверенным в том, что полис ОСАГО поможет покрыть полученный при аварии ущерб, следует следить за нормативными новшествами, а также неукоснительно соблюдать правила движения на дорогах.
Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов
С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Запомните:
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Всё.
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.
Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.
Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.
https://www.youtube.com/watch?v=YUZD9hoD6HY
Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.
ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.
Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.
Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.
Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.
Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова.
Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление.
Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
- за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
- за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
- за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.