Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты

Реализация валютной политики государства, регулирование финансовых операций, проведенных с инвалютой, а также обеспечение соответствующего режима, актуального для оформления подобных транзакций, невозможны без осуществления контроля над всеми процедурами.

При их проведении представители уполномоченного органа осуществляют проверку выполнения законодательных требований и возложенных на субъектов правоотношений обязанностей. Валютный контроль является задачей государства.

Он направлен на получение информации обо всех проводимых в стране операциях и о состоянии финансового рынка, а также на приведение деятельности всех его участников в соответствие установленных законом требованиям. Разберем подробно, что такое валютный контроль, кто и как его проводит.

Понятие и назначение валютного контроля

Комплекс определенных действий, ориентированных на обеспечение соблюдения законодательных норм в сфере валютных расчетов и на ограничение оттока капитала из страны, называется валютным контролем.

Нерезидентам он предоставляет возможность свободного проведения зарубежных переводов без ограничений. Их можно также оформить между резидентами и нерезидентами.

Между резидентами переводы в валюте запрещены за исключением некоторых случаев, оговоренных законом.

Валютному контролю подлежат операции, в которых основной валютой является иностранная. Если она используется российской компанией, к примеру, для проведения расчетов с зарубежными партнерами, то сделка обязательно подлежит мониторингу, вне зависимости, занимается объект валютного контроля импортом или экспортом.

Кем осуществляется валютный контроль - органы и агентыДля отслеживания операций в иностранной валюте применяется валютный контроль

Мониторинг транзакций проводят уполномоченные российским правительством организации, а также органы валютного контроля в РФ и его агенты. Основные функции деятельности принадлежат Центробанку РФ, однако их могут выполнять и исполнительные власти на федеральном уровне, которые наделены соответствующими полномочиями от правительства. Их задачами являются:

  • разработка и издание нормативных актов;
  • контроль исполнения законодательных позиций;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение проверок.

Обязанность контроля действий в валютной сфере над резидентами и нерезидентами, не относящимся к категории кредитных и финансовых организаций, возлагается на банковские учреждения, через которые проводятся соответствующие транзакции. Агентами валютного контроля являются банки. Они находятся в подчинении Центробанка РФ. Задачи агентов могут выполнять и другие организации, в том числе и Федеральная Налоговая Служба и «Внешэкономбанк».

Агенты регулируют и мониторят все виды валютных операций, и при этом оформляют необходимую для накопления информации и формирования статистики документацию.

Принципы деятельности заключаются в исключении вмешательства в государственные операции, если они не оправданы. При этом они обеспечивают единство системы валютного регулирования и контроля.

Права всех участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Какие операции являются валютными

В законодательстве четко отражено, что относится к категории валютных операций. Согласно положениям нормативных актов под это понятие подходят финансовые операции:

  • получения и передачи иностранной валюты между резидентами страны;
  • получение, передача, использование иностранной, национальной валюты и ценных бумаг между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
  • ввоз в страну или вывоз из нее иностранной или национальной валюты, а также ценных бумаг, выпущенных в РФ;
  • перевод инвалюты, рублей или ценных бумаг между счетами, один из которых открыт в РФ, а другой – за рубежом;
  • перевод между резидентами рублей с одного заграничного счета на другой.

Валютные операции классифицируются и по более узким признакам и параметрам. По срокам исполнения они бывают капитальными, кассовыми и текущими. Операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

Они могут быть направлены на достижение различных целей и совершаться в собственных интересах или в интересах клиентов.

Также они подразделяются на активные и пассивные с точки зрения бухгалтерского учета и особенностей его ведения.

Кем осуществляется валютный контроль - органы и агентыВсе виды валютных операций отражены в законодательстве

Валютные операции бывают индивидуализированные под характер сделки или универсальные, актуальные для клиентов любого банка. По такой классификации они могут быть проведены посредством:

  • корреспондентской связи с другими банками;
  • торговли иностранной валютой на территории РФ;
  • сопровождения экспортно-импортных операций;
  • перевода между банковскими счетами;
  • накопления иностранной валюты в государстве для улучшения позиций экономики;
  • кредитования в международной финансовой среде.

В отдельную категорию выделяются конверсионные валютные операции, которые проводятся с целью обмена одной иностранной валюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких операций, можно привести торговлю на финансовом рынке форекс.

Кто относится к органам и агентам

Валютный контроль в РФ осуществляется агентами и государственными органами. Общий мониторинг, координация и управление подобными транзакциями осуществляются правительством.

К контролирующим органам относятся Министерство финансов и Центральный банк.

Агентами, отвечающими за контроль прохождения таких операций, являются уполномоченные банки, а также дилеры, фискальные органы и госкорпорация «Внешэкономбанк».

Субъекты валютного контроля обладают правами мониторинга в пределах своей компетенции. Они могут проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами норм законодательства в сфере валютного оборота и регулирования.

При проведении подобных мероприятий они вправе проверять достоверность ведения учета и актуальность отчетности. Для этого контролируемые субъекты обязаны им предоставлять документы и информацию о ведении валютных операций, об открытии и обслуживании счетов.

После отправки запроса по закону им дается семь дней для подготовки и представления требуемых бумаг.

Субъекты валютного контроля после выявления нарушений законодательства, вправе оформлять предписания с отображением в нем требований об устранении выявленных недостатков.

Кем осуществляется валютный контроль - органы и агентыВалютные операции требуют составления отчетности

В их компетенции привлечение к ответственности нарушителя, предполагающее меры административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. Для каждого органа установлен свой порядок работы. Они вправе запрашивать документы:

  • удостоверяющие личность физического лица;
  • о государственной регистрации субъекта хозяйствования резидента;
  • подтверждающие статус субъекта предпринимательства нерезидента;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • о праве собственность на недвижимое имущество;
  • подтверждающие права нерезидентов на проведение валютных операций;
  • уведомление Налоговой Службы об открытии счета в финансовой организации, расположенной за пределами РФ;
  • соглашения, контракты, договоры, протоколы общих собраний;
  • подтверждающие проведение валютных операций;
  • таможенные декларации;
  • подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и валюты;
  • паспорта сделок;
  • уведомления об уступке денежного требования финансовому агенту;
  • договора страхования;
  • подтверждающие право проведения предпринимательской деятельности без специального образования;
  • по внешнеторговым операциям.

Субъекты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые имеют непосредственное отношение в рассматриваемой операции.

Все предъявляемые бумаги должны быть актуальными на день подачи для рассмотрения.

По требованию органов контроля их нужно переводить на русский язык, если оригинальные версии документов оформлены на иностранном языке, а также заверять руководителем проверяемого субъекта или нотариусом.

Вся документация предоставляется органам и агентам контроля в оригинальном виде или в ксерокопированном, но заверенном надлежащим образом.

Если к проведению операции имеет отношение только часть документа, то допускается предоставление его выписки.

Если бумаги оформлены в ненадлежащем виде, то банк, через который проводятся операции вправе отказать в их реализации, о чем субъект уведомляется в срок одного дня, после вынесения решения об отказе.

После ознакомления с документацией представители контролирующего органа возвращают ее оригинальные версии владельцу. В материалы дела помещаются только заверенные ксерокопированные версии бумаг. При осуществлении обмена информации в электронном виде, все участники процедуры обязуются сохранять нормы конфиденциальности.

Выводы

Валютный контроль — это комплекс мероприятий, ориентированных на обеспечение организации наблюдения за проведением внешнеторговых операций, на сбор информации о движении денежных потоков и на корректировку денежной политики страны.

С его помощью представители государства получают необходимую информацию для введения, корректировки или отмены мер регулирования с целью приведения деятельности субъектов, оперирующих валютой в соответствие требованиям закона. Валютный контроль облегчает процесс сбора информации, необходимой для формирования статистики.

На систему валютного регулирования оказывают влияние международные договоры, в которых РФ принимает непосредственное участие.

Валютный контроль: что это такое + принципы, этапы и документы

Кем осуществляется валютный контроль - органы и агенты

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Читайте также:  Кассационная жалоба по уголовному делу - образец

1

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

3

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Также прочитайте: Консультация по валютному контролю: список банков, на какие вопросы ответят специалисты + отзывы

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Также прочитайте: Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар.

(1

Валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля — Студопедия

При проведении валютных операций осуществляется валютный контроль, который является одним из видов финансового контроля. Его осуществляют органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного контроляв РФ являются ЦБ РФ, феде­ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ст.22 ФЗ о валютном регулировании).

К федеральному органу исполнительной власти, являюще­муся органом валютного контроля, в настоящее время отно­сится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (со­здана в июне 2004 г. и подотчетна Министерству финансов РФ).

Она следит за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов ва­лютного регулирования и валютного контроля, а также за со­ответствием проводимых валютных операций условиям лицен­зий и разрешений.

Агентами валютного контроляявляются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполно­моченными банками профессиональные участники рынка цен­ных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Федеральная таможенная служба, созданная в июле 2004 г. на базе Государственного таможенного комитета РФ, Фе­деральная налоговая служба, созданная в июле 2004 г. на базе Министерства РФ по налогам и сборам.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельнос­ти в области валютного контроля федеральных органов испол­нительной власти, являющихся органами валютного контро­ля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ, а также обеспечивает взаимодействие с ЦБ РФ не явля­ющихся уполномоченными банками профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля.

  • ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномочен­ных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
  • Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ст.23 ФЗ о валютном регулировании):
  • 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов орга­нов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезиден­тов;

3)запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления докумен­тов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

  1. Для органов валютного контроля определены следующие права выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
  2. В целях осуществления валютного контроля агенты валют­ного контроля в пределах своей компетенции имеют право зап­рашивать и получать от резидентов и нерезидентов установленные документы, связанные с проведением ва­лютных операций, открытием и ведением счетов: документы, удостоверяющие личность физического лица; документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов и др. Для агентов валютного контроля определены следующие обязанности:
  3. 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  4. 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
  5. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодатель­ством РФ, за неисполнение функций, установленных валют­ным законодательством, а также за нарушение ими прав рези­дентов и нерезидентов.
  6. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны (ст.24 ФЗ о валютном регулировании):
  7. 1)представлять органам и агентам валютного контроля до­кументы и информацию, которые предусмотрены валютным законодательством РФ;
  8. 2)вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  9. 3)выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законо­дательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и нерезидентов, виновные в нарушении валютно­го законодательства, несут уголовную (ст. 191—193 УК РФ), ад­министративную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Уполномоченные агенты валютного контроля: основные функции и полномочия

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.
Читайте также:  В какой форме допускается составление завещания – образец

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

Органы и агенты валютного регулирования

Один из самых известных видов финансового контроля — это валютный контроль, зависящий от операций проводимых над валютами. В России этот контроль управляется правительством нашей страны, а также агентами и определенными органами валютного регулирования.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Замечание 1

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России.

Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

Замечание 2

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос.

корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

  1. Документы служащие подтверждением личности физического лица.
  2. Документ указывающий на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Документы, которые доказывают наличие у лица юридического статуса — это относительно нерезидентов, что же касается резидентов, то для них документ свидетельствующий о государственной регистрации юридического лица.
  4. Свидетельство служащее доказательством о постановке на учет в налоговом органе.
  5. Документы, подтверждающие, что лица имеют права на недвижимое имущество.
  6. Документы, которые служат удостоверением прав нерезидентов на осуществление операций с валютой, открытием счетов (вкладов), выданные и при этом оформленные органами страны по месту регистрации нерезидента, если же для нерезидента получение такого документа предусмотрено законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление органов занимающихся налогами на месте учета резидента об открытии им счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.
  8. Наличие документов подтверждающих регистрацию в тех случаях, когда рассматривается предварительная регистрация.
  9. Документы или проектные документы, которые служат основанием для проведения операций с валютой, включая при этом договоры (контракты соглашения), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; также документы, которые содержат сведения о результатах торговли (в случае ее проведения); документы, свидетельствующие о том, что была передача товаров (по выполнению работы, оказанию услуг), информации и результатов умственной деятельности, в том числе исключительных прав на эти документы, акты государственных органов.
  10. Документы, выдаваемые после оформления кредитными организациями, включающие банковские выписки; документы свидетельствующие подтверждением совершения валютной операции.
  11. Документы и таможенные декларации, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, любой другой зарубежной валюты и внешних, а также внутренних ценных бумаг, в документарной форме.
  12. Паспорт сделки — это документ используемый агентами и органами контроля над валютой для осуществления валютного контроля, и содержащий в себе сведения необходимые для обеспечения учета, и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Обязательства органов валютного контроля

Агенты, в полномочия которых входит валютный контроль, а также их должностные лица обязаны:

  1. Осуществлять контроль за тем как резиденты и нерезиденты соблюдают акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, которые занимаются валютным регулированием.
  2. Представлять органам, которые занимаются контролем валюты все данные о валютных операциях, проводимые с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ.

Агенты и органы контроля над операциями с валютой и их должностные лица обязуются сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну в соответствии с законодательством РФ, которая стала им известна при вступлении в свои полномочия.

Агенты и органы валютного контроля обладая информацией о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования лицом, которое осуществляет валютные операции, при открытии вклада (счета) в банке за пределами территории РФ, имеют право применить к нему санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, или передать информацию иным органам контролирующим валюту, которые при этом имеют право применять санкции.

Замечание 4

Агенты и органы контролирующие валюту, а также должностные лица несут полную ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за отказ от исполнения функций, установленных валютным законодательством и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Читайте также:  Отчёт по производственной практике

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Опиши задание Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

§ 3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

  • Валютное регулирование как правовой режим состоит из валютных ограничений и мер валютного контроля. Этому делению соответствует и деление субъектов валютного регулирования, реализующих публично-правовые функции:
  • – в сфере установления валютных ограничений;
  • – в сфере валютного контроля.
  • Несколько упрощая, можно сказать, что резиденты и нерезиденты в валютном регулировании – субъекты воздействия государства, а органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля – это субъекты воздействующие, определяющие права и обязанности всех остальных.
  • Однако следует помнить, что, хотя эти отношения имеют публично-правовой, властный характер, резиденты и нерезиденты не находятся в прямом административном подчинении органов валютного регулирования и контроля.

Кроме того, органы валютного регулирования необходимы государству тогда, когда система валютных ограничений подвижна, гибка и постоянно пересматривается исходя из текущей экономической ситуации.

В тех же случаях, когда во главу угла ставится стабильность хозяйственного оборота и правил поведения, устанавливаемых государством для участников валютных отношений, компетенция органов валютного регулирования объективно сокращается.

Когда валютные ограничения устанавливаются только законодательно, как это имеет место согласно действующему Закону о валютном регулировании, органы валютного регулирования не устанавливают правил самостоятельно. Это не означает, что они остаются в стороне от реализации валютной политики. Как правило, на тех же самых субъектов государство возлагает функции реализации мер экономического валютного регулирования, а также организации и ведения валютного контроля.

Органы валютного регулирования

Применительно к валютному регулированию, понимаемому в узком смысле как правовой режим, органы валютного контроля – это те субъекты валютных регулятивных отношений, которые наделены правом устанавливать правила поведения для участников валютных операций, валютные ограничения. Согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании к органам валютного регулирования отнесены:

– Правительство РФ;

– Центральный банк РФ.

В системе валютного регулирования, основанной на индивидуальных разрешениях, орган валютного регулирования (как правило, Центральный банк страны или аналогичное ему учреждение) может иметь право издавать ненормативные акты, разрешающие конкретному субъекту совершение валютной операции. Именно такая система действовала в России в 1991 – 2003 гг.

Все операции, кроме текущих, было запрещено совершать без разрешения (лицензии) Банка России.

Таким образом, валютное регулирование реализовалось в индивидуальном порядке: орган валютного регулирования изучал информацию о планируемой сделке, анализировал ее возможные последствия с точки зрения цели и задач валютного регулирования и разрешал операцию, если приходил к выводу, что она не будет иметь критических негативных последствий.

Разумеется, эта система неприемлема в ситуации, когда перед валютным регулированием не ставится задача ограничить краткосрочные портфельные инвестиции, так как механизм получения индивидуальных разрешений рассчитан на единичные случаи согласования крупных инвестиционных проектов, а не на рассмотрение массовых обращений на ежедневной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании органы валютного регулирования наделены правом издавать нормативные правовые акты – “акты органов валютного регулирования” для реализации своих функций. Одновременно ч. 1 ст. 4 Закона оговаривает, что такие акты издаются, только если это прямо предусмотрено Законом.

Закон о валютном регулировании в действующей в настоящее время редакции предусматривает единичные случаи, в которых подзаконными нормативными актами могли бы устанавливаться валютные ограничения как таковые. Поэтому полномочия органов валютного регулирования по изданию актов валютного регулирования в действующем Законе ограничены по сравнению с его первоначальной редакцией.

Так, п. п. 5 и 9 ч. 3 ст.

14 Закона разрешают резидентам и нерезидентам совершать переводы без открытия банковского счета (трансграничные и на территории РФ) с одновременным наделением Банка России правом устанавливать ограничение суммы перевода. Это практически единственный пример, когда действующее законодательство сохраняет за органом валютного регулирования право определять содержательную часть валютного ограничения.

Кроме того, Банк России устанавливает “единые формы учета и отчетности по валютным операциям”. Правительство РФ по согласованию с Банком России определяет порядок предоставления юридическими лицами – резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам и др.

По своему содержанию эти акты устанавливают права и обязанности резидентов и нерезидентов, относящиеся к валютному контролю, не затрагивая содержательной части валютных операций.

Тем не менее, поскольку граница между валютными ограничениями и мерами контроля достаточно подвижна и установленный в целях учета и контроля “порядок” совершения валютных операций может перерастать в фактические валютные ограничения, эти нормы могут рассматриваться как пример нормотворческих полномочий органов валютного регулирования, пусть и с оговорками.

В пользу такой их квалификации, несколько разрушающей логичное разграничение органов регулирования и органов контроля по их нормотворческой компетенции, свидетельствует еще одно соображение.

Подзаконные акты в области валютного контроля именуются в Законе о валютном регулировании актами валютного контроля, и издавать их могут органы валютного контроля.

В случае с Банком России особой разницы нет, так как он признается и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. А вот Правительство РФ к органам валютного контроля Законом не отнесено.

Следовательно, любой подзаконный акт, который оно издает в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, должен считаться актом валютного регулирования.

Этот на первый взгляд сугубо схоластический вопрос влечет сугубо практические последствия: ст. 15.25 КоАП РФ, в которой сконцентрированы меры административной ответственности за нарушения правил валютного регулирования и контроля, применима только к случаям нарушения:

– валютного законодательства в узком смысле слова, т.е. Закона о валютном регулировании;

– актов органов валютного регулирования.

Поэтому, чтобы защита того или иного подзаконного акта обеспечивалась мерами административной ответственности, с формально-юридической точки зрения нужно, чтобы он издавался исключительно и только в рамках полномочий Правительства РФ и Банка России как органов валютного регулирования.

Поскольку и Правительство РФ, и Банк России могут выступать в валютных операциях в роли их непосредственных участников, Закон о валютном регулировании оговаривает их право проводить все виды валютных операций без ограничений. Это необходимо для того, чтобы эти субъекты могли реализовать меры экономической валютной политики, выполняя валютное регулирование в широком смысле слова – как совокупность юридических и экономических мер.

  1. Органы валютного контроля
  2. Органы валютного контроля – это публично-правовые субъекты, в задачи которых входят:
  3. – нормативное правовое регулирование валютного контроля в рамках, установленных законодательством;
  4. – проведение контрольных мероприятий;
  5. – применение мер административной ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Право органов валютного контроля на издание нормативных правовых актов по вопросам валютного контроля ограничено. Согласно ч. 5 ст.

4 Закона о валютном регулировании они издают акты валютного контроля в случаях, предусмотренных валютным законодательством и актами валютного регулирования; эти акты не могут затрагивать вопросы регулирования валютных операций.

По смыслу Закона о валютном регулировании система мер валютного контроля предусмотрена Законом непосредственно. В тех случаях, когда Закон наделяет органы валютного контроля правом издания подзаконных актов, речь идет о конкретизации порядка проведения валютного контроля.

Например, Закон предусматривает возможность применения такой меры контроля, как наблюдение за валютными операциями резидентов посредством паспортов сделок, одновременно возлагая на Банк России установление правил оформления таких паспортов .

——————————–

Здесь наблюдение – термин, обозначающий метод финансового контроля, основанный на регулярном получении информации.

См.: ст. 20 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета дополнительными банками валютных операций и контроля за их проведением”.

Закон о валютном регулировании не относит Правительство РФ к органам валютного контроля, хотя оно и названо в ч. 1 ст.

22 Закона в одном ряду с органами и агентами валютного контроля как субъект, “осуществляющий валютный контроль”.

На Правительство РФ Закон возлагает координационные и нормотворческие функции в области валютного контроля. Контрольных мероприятий оно, конечно же, само не проводит.

  • К собственно органам валютного контроля относятся:
  • – Росфиннадзор;
  • – Центральный банк РФ.
  • Агенты валютного контроля

Непосредственное проведение валютного контроля возлагается государством не только на публично-правовых субъектов, но и на частноправовых. Такая организация валютного контроля обусловлена как объективно присущей финансам контрольной функцией, так и историческими причинами.

Различные финансовые институты – банки, биржи, участники рынка ценных бумаг – в соответствии с родом деятельности обладают информацией о финансовых операциях своих клиентов и об их валютных операциях в том числе. Отсюда – объективно существующая возможность использовать это их свойство в государственных интересах.

Поскольку валютное регулирование в своем классическом виде сформировалось в странах Западной Европы в XX в., ему присуще такое не очень характерное для российской правовой системы явление, как возложение публично-правовых контрольных функций на негосударственные учреждения – банки.

Это было сделано по соображениям удобства и экономии, так как создание разветвленной сети государственных контрольных органов было бы слишком дорогостоящим.

Тот же подход был воспринят Россией при переходе от валютной монополии, при которой валютный контроль был не нужен, к валютному регулированию.

Таким образом, агенты валютного контроля – это в первую очередь банки и иные финансовые учреждения. Хотя они выполняют отдельные публично-правовые контрольные функции, они не наделены никакими юрисдикционными полномочиями по отношению к своим клиентам.

Этим объясняется такое важнейшее отличие от органов валютного контроля, как отсутствие полномочий по изданию нормативных правовых или правоприменительных актов. Агенты валютного контроля не могут ни издавать правил, ни привлекать лиц к ответственности.

Они могут только собирать информацию, а в случае выявления признаков нарушений валютного законодательства – передавать сведения органам валютного контроля.

Однако система частноправовых агентов валютного контроля в России дополняется возложением функций валютного контроля на некоторые федеральные органы исполнительной власти, которые благодаря специфике своей деятельности располагают информацией о валютных операциях и о внешнеторговых сделках, с которыми связана основная часть валютных операций. В настоящее время это таможенные и налоговые органы.

Круг полномочий таких “суперагентов” несколько шире, чем обычных агентов, так как они обладают властными полномочиями и вправе самостоятельно составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в случае выявления нарушений валютного законодательства.

Кроме того, они могут собирать информацию от других агентов валютного контроля (тогда как обычный агент – уполномоченный банк “видит” только информацию о своих клиентах). Такие агенты занимают промежуточное положение между агентами и органами валютного контроля.

Тем не менее их основная задача в качестве агентов валютного контроля – сбор и документирование сведений о валютных операциях с передачей материалов, свидетельствующих о нарушениях, на рассмотрение органов валютного контроля. Правом привлечения к административной ответственности они не наделены.

Перечень видов агентов валютного контроля закреплен в ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании.

  1. К агентам валютного регулирования в России относятся:
  2. – уполномоченные банки и Госкорпорация Внешэкономбанк;
  3. – профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  4. К агентам валютного регулирования – федеральным органам исполнительной власти относятся:
  5. – налоговые органы (ФНС России и ее структурные подразделения);
  6. – таможенные органы (ФТС России и ее структурные подразделения).
  7. К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *