Изменены нормы упк в связи с созданием апелляционных и кассационных судов

Федеральным конституционным законом от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» были образованы новые самостоятельные звенья судебной системы — кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, которые должны начать свою деятельность не позднее 1 октября 2019 года.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в областных и равных им судах в настоящее время рассматриваются одни и те же дела как в апелляционном, так и в кассационном порядке.

Кроме того, промежуточные решения указанных судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции, затем рассматриваются в этом же суде в апелляционной инстанции.

Новая модель судоустройства и принцип экстерриториальной (внерегиональной) подсудности исключает соединение нескольких судебных инстанций в одном суде, что обеспечивает самостоятельность и независимость судебных инстанций.

Указанные структурные изменения в судебной системе потребовали внесения изменений в отраслевое законодательство. Так Федеральным законом от 11.10.

2018 № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определена компетенция создаваемых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, уточнена компетенция действующих судебных органов, а также урегулирована процедура кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.

При этом нововведения в уголовно-процессуальное законодательство затрагивают в основном порядок производства в суде кассационной инстанции, а порядок апелляционного обжалования изменен только для уголовных дел, подсудных областному и равному ему суду.

Так, приговор мирового судьи по-прежнему будет обжаловаться в апелляционном порядке в районный суд, а приговор районного суда в судебную коллегию по уголовным делам областного и равного ему суда.

А вот итоговые и промежуточные судебные решения по уголовным делам, подсудным областному и равному ему суду, будут обжаловаться в апелляционном порядке не в судебную коллегию по уголовным делам того же суда, где они рассматривались в первой инстанции, а в судебную коллегию по уголовным делам апелляционных судов общей юрисдикции. Для этого будут образованы пять апелляционных округов и пять советующих апелляционных судов.

В свою очередь, порядок производства в суде кассационной инстанции претерпел более существенные изменения, для разъяснения которых 25.06.2019 года было издано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от № 19 «О применении норм главы 47.1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

  • В указанном постановлении Пленума Верховного суда РФ подробно рассмотрены два порядка производства в суде кассационной инстанции:
  • — сплошная кассация (с назначением судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании);
  • — выборочная кассации (с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции).
  • В порядке сплошной кассации будут пересматриваться приговоры или иные итоговые судебные решения, а выборочной – промежуточные судебные решения и повторно обжалуемые в кассационном порядке итоговые судебные решения.

Также стоит отметить важные разъяснения относительно суда, в который необходимо подавать кассационную жалобу. Согласно действующему законодательству кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции, однако с введением сплошной кассации данное положение претерпевает изменения.

Кассационные жалоба/представление для их рассмотрения в порядке сплошной кассации подаются в соответствующий суд кассационной инстанции через суд первой инстанции, вынесший обжалуемое решение.

А кассационные жалоба/представление на судебные решения, подлежащие пересмотру в порядке выборочной кассации, подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный проверять их законность.

До реформы судом кассационной инстанции выступал Президиум областного и равного ему суда, а также Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ.

После начала деятельности новых судов в зависимости от обжалуемого решения судом кассационной инстанции будут выступать судебная коллегия по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (кассационного военного суда) либо Судебная коллегия по уголовным делам (Судебная коллегия по делам военнослужащих) Верховного Суда РФ.

  1. Так в судебную коллегиею по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции (кассационного военного суда) могут быть обжалованы:
  2. — итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда;
  3. — итоговое судебное решение областного и равного ему суда, вынесенное в апелляционном порядке;
  4. — промежуточные судебные решения, вынесенные мировым судьей, районным судом, гарнизонным военным судом, областным и равным ему судом, апелляционным судом общей юрисдикции, апелляционным военным судом.
  5. А в Судебную коллегию по уголовным делам (Судебную коллегию по делам военнослужащих) Верховного Суда РФ:
  6. — итоговое судебное решение областного и равного ему суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке;
  7. — итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра перечисленных выше решений;
  8. — итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; итоговое судебное решение областного и равного ему суда, вынесенное в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем абзаце.

Отдельно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ уточнены правила кассационного обжалования постановления суда, вынесенного в порядке исполнения приговора, согласно которым указанные постановления обжалуются по правилам обжалования промежуточных решений, установленным в ч. 1 ст. 401.3 УПК РФ, то есть в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, не зависимо от того, судом какого уровня и территориальной юрисдикции был постановлен приговор.

  • Кроме того, указанное постановление Пленума Верховного суда РФ дает важные разъяснения относительно переходных положений, касающихся обжалования в кассационном порядке судебных решений, вступивших в законную силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
  • Даны разъяснения для следующих ситуаций:
  • — кассационная жалоба/представление были поданы в Президиум областного и равного ему суда до начала работы кассационных судов общей юрисдикции и еще не рассмотрены;
  • — стороны частично реализовали право на кассационное обжалование, пройдя первую ступень кассации в Президиуме областного или равного ему суда;
  • — стороны не подали кассационную жалобу или представление до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.
  • В первом случае сохраняются полномочия президиумов соответствующих судов по рассмотрению поданных кассационных жалоб/представлений.

В случае если судьей областного или равного ему суда по кассационной жалобе/представлению было вынесено постановление об отказе в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, стороны вправе обратиться с кассационными жалобой/представлением в Судебную коллегию по уголовным делам (Судебную коллегию по делам военнослужащих) Верховного Суда РФ. Аналогичным образом в Верховный суд РФ будут обжаловаться постановления Президиума областного и равного ему суда, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб/представлений.

Если же стороны не подали кассационную жалобу или представление до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (на вступившее в законную силу решение до указанного срока), то они могут обжаловать соответствующие решения в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) или в Верховный Суд РФ.

При этом все вышеуказанные жалобы/представления рассматриваются согласно нормам УПК РФ, действующим до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. 

Таким образом согласно переходным положениям, вводимый порядок сплошной кассации будет действовать только для решений, которые вступили в законную силу после начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Для решений, вступивших в законную силу до указанного срока, порядок производства в суде кассационной инстанции остается прежним, то есть порядок выборочной кассации.

Представляется, что рассмотренное Постановление Пленума Верховного суда РФ должно помочь решить возможные правоприменительные вопросы, возникающие в связи с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции и введением такого новшества в уголовное судопроизводство как сплошная кассация.

Изменены нормы УПК в связи с созданием апелляционных и кассационных судов Изменены нормы УПК в связи с созданием апелляционных и кассационных судов

Вс разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ.

Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

Президент подписал закон о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикцииЗаконом, в частности, вводится ограничение срока пребывания в должности председателя СОЮ

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г.

№ 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п.

4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Поправки в ГПК, АПК и КАС от Верховного СудаО законопроекте Верховного Суда, который предполагает целый комплекс поправок в ГПК, АПК и КАС

Как указано в п.

6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п.

7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Читайте также:  В чем состоят особенности ведения дел о трудовых спорах?

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом.

Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он.

Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин.

– Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г.

То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет.

«Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом.

Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он.

– КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры.

Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

Верховный Суд разъяснил применение норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформойПленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п.

2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило.

Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров.

Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п.

5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС.

«Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”.

Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Что изменилось в процессуальном законодательстве в 2019 году

Текущий 2019 год богат на законодательные нововведения, значительные изменения произойдут и в процессуальной сфере.

Весь 2018 год законодательные органы плотно занимались вопросами совершенствования норм процессуального законодательства РФ.

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что 2018 год ознаменовался проведением судебной реформы — реформы судоустройства судопроизводства.

С начала 2018 года на рассмотрении Комитета находилось около 30-и законопроектов по данной тематике, число которых практически не менялось за весь год, поскольку перечень уменьшался за счет принятых и пополнялся за счет вновь вносимых проектов.

В настоящее время принято около полутора десятков федеральных законов в рамках судебной реформы. Основной из них — Федеральный конституционный закон от 29.07.2018г.

№ 1-ФКЗ, согласно которому, в системе судов общей юрисдикции создаются обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды, не связанные рамками административно-территориального деления РФ (по аналогии с арбитражной системной).

До 1 октября 2019 года будет создано 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд».

Так, апелляционные суды будут созданы в:

  1. Калуге (на судебные акты Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, Московского городского суда);
  2. Санкт-Петербурге (на судебные акты Верховных Судов Республик Карелия, Коми, Архангельского, Вологодского, Курганского, Ленинградского, Мурманского, Свердловского, Тюменского, Челябинского областных судов, Санкт-Петербургского городского суда, судов Ненецкого, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов);
  3. Сочи (на судебные акты Верховных Судов Республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарския, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Республики, Крым, Северная Осетия — Алания, Чеченя, Краснодарского, Ставропольского краевых судов, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов, Севастопольского городского суда);
  4. Нижнем Новгороде (на судебные акты Верховных Судов Республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртии, Чувашии, Пермского краевого суда, Кировского, Нижегородского, Оренбургского, Пензенского, Самарского Саратовского, Ульяновского областных судов);
  5. Новосибирске (на судебные акты Верховных Судов Республик Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского Хабаровского краевых судов, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа).

Кассационные суды общей юрисдикции разместятся в:

  1. Саратове (пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов);
  2. Москве (Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская области, город Москва);
  3. Санкт-Петербурге (Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ);
  4. Краснодаре (Республики Адыгея (Адыгея), Калмыкия, Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, город Севастополь);
  5. Пятигорске (Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Чечня, Ставропольский край);
  6. Самаре (Республики Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Кировская, Оренбургская, Самарская области, Ульяновской области);
  7. Челябинске (Пермский край, Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ);
  8. Кемерово (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Забайкальский. Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области);
  9. Владивостоке (Республики Саха (Якутия), Камчатский. Приморский, Хабаровский край, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).

Апелляционный военный суд будет находиться в городском округе Власиха Московской области, кассационный — городе Новосибирске.

В целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) лиц, участвующих в деле, № 1-ФКЗ от 29.07.2018г. предусмотрена также возможность создания постоянных судебных присутствий судов апелляционной и кассационной инстанций, располагающихся вне места постоянного пребывания соответствующих судов.

Информацию о создании таких судебных присутствий следует ожидать, вероятно, не ранее начала деятельности судов апелляционной и кассационной инстанций. Начать действовать новые суды апелляционной и кассационной инстанций должны не позднее 1 октября 2019 года.

Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного Суда РФ.

В связи с созданием обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, изменится и процессуальное законодательство (ГПК РФ, КАС РФ) в части полномочий создаваемых кассационных и апелляционных судов, а также порядка рассмотрения кассационных и апелляционных жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по гражданским и административным делам.

Соответствующие изменения были приняты Федеральным законом 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации«,который получил оценку как одного из наиболее важных законов в рамках проводимой судебной реформы. Изменения вступят в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Законом № 451-ФЗ внесены изменения и в схожие между собой нормы процессуального законодательства (ГПК, АПК, КАС РФ), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Остановимся на некоторых из них подробнее.

1) Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Вместо него законодатель вводит понятие «компетенция суда». Нововведение, на наш взгляд, упрощает процедурные моменты, позволит избежать ситуаций прекращения производства по делу «в связи с неподведомственностью».

Теперь, если при рассмотрении арбитражным судом дела выяснится, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд должен будет передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ (областной, краевой и проч.) для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого дело отнесено законом (ч. 4 ст. 39 АПК РФ в редакции № 451-ФЗ).

Аналогичная по сути норма вводится и в ГПК РФ. Так, согласно ч. 2.1. ст. 33 ГПК РФ (в редакции № 451-ФЗ) если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

2) Меняется порядок разрешения отвода судьи.

Изменения в УПК РФ в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 494640-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции).

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятый закон подготовлен в связи с реформированием судоустройства. Он разработан в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», согласно которому в системе судов общей юрисдикции создаются обособленные надрегиональные кассационные и апелляционные суды.

Эти суды будут рассматривать дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно в пределах определенных судебных округов, включающих несколько субъектов РФ. Всего до 1 октября 2019 года появится пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции.

Эти изменения позволят обеспечить независимость и самостоятельность функционирования судебных инстанций, снизить коррупционные риски и региональное влияние, что положительно скажется на защитите прав граждан, — отметил Павел Крашенинников.

Читайте также:  Образец договора купли-продажи прицепа

Принятым сегодня законом вносятся изменения в УПК РФ, предусматривающие процессуальные полномочия создаваемых кассационных и апелляционных судов по рассмотрению уголовных дел. А также изменения, уточняющие порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, порядок пересмотра судебных решений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, — сообщил Павел Крашенинников.

Закон позволит четко определить инстанционность уголовного судопроизводства, разграничив полномочия по рассмотрению уголовных дел в апелляционном порядке между областными и равными им судами и новыми надрегиональными апелляционными судами. А также по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке между новыми кассационными судами и Верховным Судом Российской Федерации.

Положения принятого закона, за исключением пункта 20 ст. 1, вступят в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, который будет определен решением Пленума Верховного Суда.

Производство в апелляционном или кассационном порядке по жалобам, представлениям, поданным до дня вступления закона в силу, будет осуществляться по правилам, действующим на момент подачи жалобы, представления.

Изменения в уголовно-процессуальном законодательстве в связи с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

С 01 октября 2019 года в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации произошли масштабные изменения – начали свою деятельность 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Решение о проведении судебной реформы и создании обособленных судебных инстанций было принято на законодательном уровне в целях максимального обеспечения независимости и самостоятельности судей при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений.

По судебным актам первой инстанции — мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней.

Однако в случае, если по первой инстанции дело рассматривал суд субъекта, например, Верховный Суд Республики Коми, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу — в кассационный суд общей юрисдикции.

Таким образом, рассмотрение в судах апелляционной и кассационной инстанции жалоб и представлений будет осуществляться не в том же субъекте Российской Федерации, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Апелляционные суды общей юрисдикции действуют в пределах территории соответствующих судебных апелляционных округов и в соответствии с установленной подсудностью рассматривают в качестве суда апелляционной (второй) инстанции:

  1. уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты верховного суда субъекта (которые им приняты в качестве суда первой инстанции);

  2. уголовные дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – ФКЗ) определена дислокация апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Принятым ФКЗ определено, что уголовные дела по апелляционным жалобам и представлениям на не вступившие в силу приговоры Верховного суда Республики Коми в качестве суда апелляционной инстанции будет рассматривать Второй апелляционный суд общей юрисдикции с дислокацией в г. Санкт-Петербурге.

Кассационные суды общей юрисдикции, действующие в пределах территории соответствующих судебных кассационных округов, рассматривают:

  1. уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты;

  2. уголовные дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

ФКЗ установлено, что рассматривать уголовные дела в качестве суда кассационной инстанции и пересматривать судебные акты, принятые городскими и районными судами Республики Коми, будет Третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Санкт-Петербурге.

Таким образом, с 01 октября 2019 года действует модернизированная модель апелляционного и кассационного правосудия, позволяющая гражданам с большей эффективностью защищать свои права и законные интересы.

Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 1 октября 2019 года

1 октября 2019 года вступает в силу новая редакция Уголовно-процессуального кодекса РФ. Поправки связаны с изменением требований к подсудности, порядка принесения апелляционных и кассационных жалобы и представления. Изменения приурочены к началу работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Редакцию Уголовно-исполнительного кодекса РФ с 1 октября 2019 года изменил Федеральный закон от 11.10.2018 N 361-ФЗ. Поправки внесены в рамках, так называемой, «процессуальной революции», приуроченной к началу работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Язык уголовного судопроизводства

Новой редакцией статьи 18 УПК РФ предусмотрено, что уголовное судопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, военных судах ведется на русском языке.

Состав суда

Нормами статьи 30 УПК РФ предписано, что:

Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.

5, 206, 211 УК РФ, частью первой статьи 212 УК РФ,частями первой и второй статей 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 — 4 части шестой.1 статьи 31 УПК РФ.

Также установлено, что рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:

  • судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции;
  • кассационным военным судом;
  • Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Такая коллегия должна состоять из трех судей, а в порядке надзора — из большинства членов Президиума Верховного Суда РФ.

Подсудность

Новая редакция статьи 31 УПК РФ определяет какие уголовные дела подсудны:

  • 1-му Восточному окружному военному суду;
  • 2-му Западному окружному военному суду;
  • Центральному окружному военному суду;
  • Южному окружному военному суду.

Статьей 35 УПК РФ установлено, что не допускается изменение территориальной подсудности уголовных дел, подсудных 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду.

Апелляционное обжалование

Статьей 389.3 УПК РФ установлен новый порядок принесения апелляционных жалобы, представления. В частности, их нужно подавать:

  • на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа — в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
  • на приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда — в апелляционный военный суд;
  • на постановление судьи Верховного Суда РФ — в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ.

Нормы статьи 389.10 УПК РФ предписывает, чтобы рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке было начато:

  • в районном суде —не позднее 15 суток со дня поступления;
  • в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде — не позднее 30 суток со дня поступления;
  • в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде и в Верховном Суде РФ — не позднее 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.

Статьей 401.2 УПК РФ установлено, что право на обращение в суд кассационной инстанции имеют, в том числе:

  1. Генеральный прокурор РФ и его заместители — с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в любой суд кассационной инстанции.
  2. Прокурор субъекта РФ и его заместители — с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции.
  3. Приравненный к прокурору субъекта РФ военный прокурор и его заместители — с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вынесенного окружным (флотским) военным судом в апелляционном порядке, а также вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных гарнизонными военными судами, в кассационный военный суд.

Кассационное обжалование

Новая редакция статьи 401.3 УПК РФ регламентирует порядок подачи кассационных жалобы и представлений. В частности определено, что кассационные жалоба, представление подаются в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции на:

  • приговор и постановление мирового судьи;
  • приговор, определение и постановление районного суда;
  • приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
  • приговор, определение и постановление апелляционного суда общей юрисдикции, за исключением приговора или иного итогового судебного решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенный в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;
  • приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенного по результатам пересмотра такого решения.

В кассационный военный суд подаются жалобы на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, приговор, определение и постановление апелляционного военного суда, за исключением приговора или иного итогового судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговор или другое итоговое судебное решение апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого решения.

Подаются через суд первой инстанции и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.7, 401.8 УПК РФ, кассационные жалоба, представление на:

  • приговоры или иные итоговые судебные решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенные в апелляционном порядке;
  • приговоры или иные итоговые судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговоры апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого судебного решения.

Непосредственно в суд кассационной инстанции можно подавать кассационные жалобы на:

  • промежуточные судебные решения;
  • приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем пункте, если они обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Нормами статьи 401.4 УПК РФ определены требования к содержанию кассационной жалобы и представления. Новая редакция статьи 401.5 УПК РФ установила, что кассационные жалоба или представление должны быть возвращены в течение 20 дней со дня их поступления в суд кассационной инстанции.

Статья 401.7 УПК РФ предписывает судьям судов первой инстанции в случаях, предусмотренных частью второй статьи 401.3 УПК РФ при поступлении кассационных жалобы, представления, поданных в соответствии с правилами, установленными статьями 401.2 — 401.4 УПК РФ:

  1. Известить о поступивших кассационных жалобе, представлении лиц, интересы которых затрагиваются такими жалобой или представлением, с разъяснением права подачи на эти жалобу или представление возражений в письменном виде, с указанием срока их подачи;
  2. Направить заинтересованным лицам копии жалобы, представления, а также возражений на них. Возражения, поступившие на жалобу, представление, приобщаются к материалам уголовного дела;
  3. Разрешить ходатайства лиц, указанных в пункте 1 статьи 401.7 УПК РФ, связанные с их участием в судебном заседании суда кассационной инстанции;
  4. После выполнения вышеперечисленных действий направить уголовное дело с поступившими кассационными жалобой, представлением и возражениями на них в суд кассационной инстанции, о чем сообщается сторонам.
Читайте также:  Какие нужны документы для получения выписки из егрн (егрп)?

В свою очередь, статья 401.8 УПК РФ регламентирует действия суда кассационной инстанции при поступлении уголовного дела с кассационными жалобой или представлением, а статья 401.10 УПК РФ — действия суда кассационной инстанции при поступлении кассационных жалобы или представления.

Новой редакцией статьи 401.11 УПК РФ предусмотрено, что постановление судьи суда кассационной инстанции об отказе в передаче кассационных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании, должно содержать:

  • дату и место вынесения постановления;
  • фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
  • данные о лице, подавшем кассационные жалобу, представление;
  • указание на судебные решения, которые обжалуются;
  • мотивы, по которым отказано в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Какой будет новая апелляция и кассация в уголовном судопроизводстве Андрей Гривцов

  • Главная
  • Аналитика
  • Какой будет новая апелляция и кассация в уголовном судопроизводстве

01 июля 2019

Уже почти год все российское юридическое сообщество живет в ожидании предстоящих существенных изменений в судебной системе, предложенных Верховным Судом РФ.

Нововведения, которые будут приняты вступающим в силу осенью этого года законопроектом, коснутся всех процессуальных кодексов, поскольку предполагают создание нового судебного звена – обособленных апелляционных и кассационных судов.

Однако у представителей адвокатуры наибольший интерес ожидаемо вызвали новые для российской правовой системы институт сплошной кассации в уголовном процессе и порядок апелляционного обжалования.

Попробуем ответить на вопросы о том, что изменится в апелляционном и кассационном обжаловании в уголовном судопроизводстве.

1.    Чем будет регулироваться новая процедура подачи апелляционных и кассационных жалоб? 

Обжалованию решений, принятых судами в рамках уголовного судопроизводства, с 1 сентября 2019 года, будут посвящены две обновленные главы УПК РФ – 45.1 и 47.1. Кроме того, дополнительное регулирование  с целью минимизировать возможные ошибки правоприменителей на переходном этапе обеспечит Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении норм главы 47.

1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», утвержденное 25 июня 2019 г. Не исключается, что аналогичное Постановление будет принято и для разъяснения порядка апелляционного обжалования в уголовном судопроизводстве, однако в целом эта процедура изменяется не столь существенно (об этом ниже).

2.    Где будут располагаться новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции? 

К осени этого года должны быть созданы 7 апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске, апелляционного военного суда – в Московской области (г. о. Власиха) и  10 кассационных судов, которые будут расположены в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. 

3.    Когда начнут работать новые суды? 

Точная дата начала работы новых судов еще не определена. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции могут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда, однако окончательное решение о дне начала их деятельности должен принять Пленум Верховного Суда РФ не позднее 1 октября 2019 г.

Стоит отметить, что процесс формирования кадрового состава судов уже почти окончен. В частности, еще 15 октября 2018, были назначены все председатели новых судебных органов (в основном ими стали бывшие председатели областных судов).

Кроме того, на данный момент к назначению рекомендованы более 560 кандидатов на должность судей кассационных и апелляционных судов, свободными остаются 330 должностей.

4.    Что изменится в порядке апелляции по уголовным делам?

Во многом порядок и сроки апелляционного обжалования останутся прежним. Изменения коснутся только двух видов решений: 

  • приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа будут обжаловаться в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
  • приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда — в апелляционный военный суд.

В остальном подсудность и процедура обжалования не вступивших в силу решений судов с подачей в 10-дневный срок жалобы через суд первой инстанции сохраняется. Неизменными останутся и сроки рассмотрения апелляционных жалоб. Для нового судебного звена апелляционных судов срок начала рассмотрения жалобы составит не более 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, все промежуточные судебные решения и приговоры мировых судей будут обжаловаться в апелляционном порядке в районный суд (или приравненный к нему суд), а аналогичные решения и приговоры районных или приравненных к ним судов – в суд субъекта РФ или приравненный к нему суд. 

5.    Что изменится в порядке кассации по уголовным делам?

С 1 сентября 2019 года в уголовном судопроизводстве будет существовать два порядка кассационного обжалования – сплошная и выборочная кассация.

 В отношении целого ряда решений (приговоры и иные итоговые решения судов первой инстанции, а также апелляционные приговоры) рассмотрение жалоб в кассационном порядке станет обязательным, поскольку судья кассационной инстанции не будет наделен полномочиями по решению вопроса о наличии или отсутствии оснований для передачи кассационной жалобы на судебный акт нижестоящего суда в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу. Рассмотрению подлежат все кассационные жалобы, соответствующие формальным требованиям к полномочности лица на подачу жалобы и ее содержанию. 

  • Иные судебные решения, названные в законе «промежуточными» (например, о назначении судебной экспертизы или о передаче по подсудности), за исключением решений, вынесенных в ходе судебного разбирательства и не подлежащих самостоятельному кассационному обжалованию, пересматриваются в порядке выборочной кассации. 
  • Полномочиями пересматривать решения по уголовном делам в кассационном порядке будут наделены четыре органа: 
  • 1.    Судебная коллегия по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции в отношении:
  • приговора или иного судебного решения мирового судьи;
  • приговора или иного судебного решения районного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в апелляционном порядке.

2.    Судебная коллегия по уголовным делам кассационного военного суда в отношении:

  • приговора или иного итогового судебного решения гарнизонного военного суда; 
  • апелляционного приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке.

3.    Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в отношении:

  • приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке; 
  • апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции.

4.    Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ в отношении:

  • приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке; 
  • апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного военного суда.

Кроме того, за Верховным Судом РФ будут сохранены полномочия инстанции, осуществляющей так называемую вторую кассацию в отношении решения кассационных судов в отношении: 

  • приговора или иного судебного решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда;
  • апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда; 
  • определения судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определения кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений.

В зависимости от порядка кассации существенно разнится процедура подачи жалобы и ее подготовки к судебному разбирательству:

1)    В порядке сплошной кассации жалоба подается через суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение, на который возлагается обязанность по подготовке судебного заседания суда кассационной инстанции.

Также непосредственно на суд первой инстанции возложена обязанность в разумный срок (более конкретные требования к сроку не установлены) передать жалобу или представление на рассмотрение в соответствующий суд с уведомлением сторон.

После поступления уголовного дела с кассационной жалобой судья кассационной инстанции в течение 20 суток решает вопрос о дате назначения заседания.

При этом, за судьей кассационной инстанции также сохраняется полномочие вернуть жалобу, представление без рассмотрения лицу, ее подавшему, для устранения выявленных недостатков в случае ее несоответствия требованиям к содержанию кассационной жалобы. 

2)    В порядке выборочной кассации жалобы подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

Судья суда кассационной инстанции изучает кассационную жалобу в течении 1 месяца, если дело не было истребовано, 2 месяцев – если было истребовано (для жалоб, поданных в Верховный Суд РФ, эти сроки увеличиваются до 2 и 3 месяцев соответственно) и принимает решение об отказе в передаче, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке или о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Таким образом, именно кассационными судами общей юрисдикции и судебной коллегией ВС РФ будут пересматриваться в порядке третьей инстанции вступившие в законную силу решения нижестоящих судов (в том числе, приговоры мировых судей), а верховные суды субъектов РФ полностью лишатся своих кассационных полномочий с вступлением в силу внесенных изменений.

6.    По каким правилам будут рассматриваться жалобы, если решение принято или вступило в силу до начала деятельности новых апелляционных и кассационных судов?

Законодатель и Верховный Суд РФ обращают внимание на ограниченную ретроактивность рассматриваемых нововведений. В частности, все поданные до дня вступления в силу новых положений УПК РФ апелляционные жалобы и преставления рассматриваются в старом порядке. 

Специальное правило предусмотрено и для кассационной инстанции: если обжалуемое судебное решение вступило в законную силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, они могут быть обжалованы соответственно в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) или в Верховный Суд Российской Федерации, но только в порядке выборочной кассации.

В то же время, кассационные жалобы и представления, уже поданные в президиумы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ, действовавшим до начала работы кассационных судов общей юрисдикции.

Кроме того, в случае, если приговор или иное решение Верховного суда субъекта до вступления в силу рассматриваемых изменений Верховным Судом уже обжаловался в апелляционном порядке и ему дана апелляционная оценка, стороны вправе обратиться с кассационными жалобой, представлением в Судебную коллегию по уголовным делам или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

7.    Изменяются ли каким-либо образом правила рассмотрения надзорных жалоб?

Нововведения в судебной системе коснутся надзорной инстанции только косвенно (в связи с изменением подсудности): теперь Президиум Верховного Суда РФ будет вправе пересматривать судебные решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, определения судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке и постановления Президиума Верховного Суда РФ. В остальном, процедура подачи и рассмотрения надзорных жалоб не изменится. 

Подводя итог, отметим, что в целом инициатива Верховного Суда РФ выглядит разумной.

На первый взгляд можно прийти к выводу, что это позволит судьям апелляционной и кассационной инстанции более объективно оценивать приговоры их коллег, поскольку они будут подчиняться разным начальникам – председателям судов, а, значит, не будут столь сильно связаны статистическими пожеланиями и мнением последних.

Впрочем, искривленное правоприменение уже неоднократно губило на корню многие, казалось бы, либеральные законодательные изменения в области уголовного судопроизводства.

К сожалению, новый порядок распространяется лишь на приговоры и иные итоговые судебные решения, а вот промежуточные судебные решения (в том числе многочисленные решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу) будут пересматриваться фактически по старым правилам, то есть вряд ли можно ожидать, что негативная статистика повального удовлетворения всех ходатайств следователей на досудебной стадии уголовного судопроизводства будет существенно исправлена. 

Остается надеяться, что замысел Верховного Суда РФ, направленный  на повышение уровня независимости, беспристрастности и компетентности судей, содержащийся в принятом законе, будет реализован в полном объеме, а новый порядок обжалования обеспечит значительному количеству лиц, права которых нарушены,  дополнительную возможность в судебном заседании обратить внимание суда на существенные нарушения закона, допущенные нижестоящими инстанциями. 

Zakon.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *