Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в нк рф

Чтобы оценить, как именно новые правила игры повлияют на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков, решения арбитражных судов и в какой мере бизнесу придется перестраивать налоговую политику, РБК опросил юристов в области налогового права.

Общая оценка — скорее со знаком «минус», хотя определенные плюсы, например отказ от формального подхода, эксперты все же отмечают.

Юристы считают, что закон может негативно повлиять на бизнес: новая норма дает больше возможностей налоговым органам для доначисления налогов и сокращает число механизмов защиты для добросовестных налогоплательщиков. У ФНС — противоположная позиция.​

Очевидный плюс поправок — теперь в НК РФ четко декларирован отказ от формального подхода к выявлению необоснованной налоговой выгоды.

«Фактически уходят в прошлое те случаи, когда налоговая могла, например, отказать в возмещении налога налогоплательщику или отказать в признании расходов только потому, что в счете-фактуре пропущена запятая или допущена техническая ошибка.

Закон ясно провозглашает приоритет реальности сделки над любыми ошибками, — рассказывал депутат, один из авторов поправок Андрей Макаров. — Теперь налогоплательщик не будет отвечать в тех случаях, если его контрагент не заплатил налоги».

Компании сталкивались с формальным подходом налоговых органов настолько часто, что ФНС даже пришлось издавать письмо, чтобы немного остудить пыл на местах, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.

Более 90% доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок приходилось на претензии к подписям на документах и сомнениям в добросовестности контрагентов, поясняет руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян.

«Суммы доначисления по выездным налоговым проверкам редко составляют менее 15 млн руб.

Почти каждое решение по выездной налоговой проверке оспаривалось, причем до момента вынесения решения судом со счета компании уже списывались деньги, если денежных средств недостаточно, блокировались счета, и по сути деятельность компании была парализована», — говорит Маклозян.

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Реальность сделки вместо «должной осмотрительности»

Исполнение обязательств контрагентом по сделке как подтверждение ее реальности вместо бесконечных проверок налогоплательщиком своих контрагентов как из числа поставщиков, так и из рядов покупателей (а именно это требовалось раньше) — тоже, по идее, должно быть в плюс налогоплательщикам, считают опрошенные РБК эксперты.

Последнее время сам факт контрактных отношений с фирмами-однодневками (о чем налогоплательщик может и не знать) зачастую рассматривался арбитражными судами как бесспорное доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

​«Тенденции в подходе судов к делам о необоснованной налоговой выгоде существенно ужесточились примерно с 2015–2016 годов — в настоящее время абсолютное большинство таких дел рассматривается не в пользу налогоплательщиков», — рассказывает руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Такой разворот в арбитражной практике совпал по времени с упразднением Высшего арбитражного суда России. В августе 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность, и начала действовать учрежденная в это же время коллегия Верховного суда по экономическим спорам. До 2015 года ситуация была лучше. Если компании удавалось доказать, что она проявила должную осмотрительность (один из критериев добросовестности налогоплательщика, утвержденных пленумом ВАС РФ) при выборе контрагента, то суды при условии реального совершения сделки поддерживали налогоплательщика.

Характерным является в этом отношении дело компании «Метинвест Евразия» (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»). Она дважды — в 2015 и в 2017 годах — оспаривала решения налоговой инспекции о доначислении налогов.

В обоих случаях компании вменялось получение необоснованной налоговой выгоды при заключении контракта с перевозчиком. Налоговая инспекция сочла оплаченные компанией транспортные перевозки фиктивными. Арбитражный суд Московского округа пришел к противоположным выводам.

В первый раз суд встал на сторону «Метинвест Евразия», но уже в 2017-м поддержал налоговую инспекцию.

Еще один пример. В 2014 году компании из Башкирии «Опытный завод Нефтехим» (входит в число крупнейших налогоплательщиков) удалось выиграть в трех инстанциях судебный спор с Межрегиональной инспекцией ФНС о якобы скрытых налогах в размере более 120 млн руб.

Налоговая инспекция тогда посчитала, что завод не приобретал химическое сырье (как было указано в отчетности), а при производстве использовал простую воду. Арбитражные суды тогда не нашли признаков получения компанией из Башкирии необоснованной налоговой выгоды. Однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам решения судов отменила.

Свое решение коллегия обосновала тем, что арбитражный суд не исследовал саму возможность исполнения сделки контрагентом завода.

Теперь, согласно поправкам, исполнения сделки контрагентом достаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Но юристы указывают на несколько серьезных «но»: реальность сделки в результате исполнения ее контрагентом еще надо будет доказать. По их мнению, от детальной проверки контрагентов налогоплательщикам уйти все равно не удастся.

ФНС может счесть выгоду необоснованной, если не будет доказано, что у контрагента есть необходимые для оказания услуги оборудование и персонал, приводит пример Диана Маклозян. Поэтому важно проверить контрагента перед заключением сделки, убедиться, что у него есть необходимые ресурсы для выполнения условий договора.

Теперь бизнес должен превентивно формировать защитные механизмы, соглашается управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»​Александр Лемчик.

Чтобы у налоговых органов не возникло выводов о необоснованности налоговой выгоды, компаниям надо собирать «досье о реальности сделки»: фотоотчеты, протоколы встреч, переписка, контактные данные, коммерческие предложения, информация о внутренних тендерах при заключении контрактов, служебные записки о экономической, производственной, организационной необходимости заключения контрактов​. Юридически правильный документооборот и должная осмотрительность также сыграют в пользу налогоплательщика, уверен он.

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

Олег Яковлев / РБК

Деловая цель вместо экономической целесообразности

Второе обязательное условие, при котором компании смогут учитывать расходы и вычеты из налоговой базы, — наличие деловой цели сделки, а не только желания оптимизировать налоги.

Концепция деловой цели достаточно распространена в налоговых правоотношениях европейских стран. Суть ее заключается в том, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов.

«Поправки в НК РФ — это попытка законодателей ввести понятие деловой цели, которое перекочевало в российскую практику из зарубежной доктрины business purpose, легитимированной в 2006 году ВАС РФ», — говорит партнер юридической фирмы TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

В России попытки установить обязательность деловой цели как непременного условия признания расходов и вычетов делались неоднократно.

Впервые эту концепцию предложили юристы компании Нaarmann, Hemmelrath & Partner, выигравшей еще в 2006 году конкурс администрации президента на разработку механизма разграничения законной и незаконной оптимизации налогов. Однако закрепить эту норму в кодексе законодатели тогда не решились.

Арбитражные же суды рассматривали деловую цель сделки как важное, но далеко не единственное условие права налогоплательщика на признание расходов.

Впрочем, юристы считают, что на практике при спорах с налоговиками поправка сильно ситуацию не изменит. Так, в поправках не описаны способы доказать, что основной целью совершения сделки не является неуплата налога, размышляет Диана Маклозян, а значит, эти вопросы опять будет решать суд.

Например, если вы занимаетесь продажей продуктов, то расходы на закупку строительного оборудования вызовут вопросы у налоговой, приводит пример Маклозян. Поэтому надо четко понимать, как расходы связаны с вашей деятельностью и каким образом при проверке вы сможете доказать, что услуги были реально получены.

«Скорее всего, ФНС РФ будет продолжать оспаривать экономическую целесообразность сделок налогоплательщиков. Ведь новые правила этого прямо не запрещают», — согласен и Марат Агабалян.

Иначе думает руководитель правового департамента ФНС России Олег Овчар: «Информация о нарушениях компанией налогового законодательства может быть самой различной.

Вводить какие-либо ограничения по использованию этой информации для выявления нарушений по уплате налогов и возврате средств в бюджет никто не будет. Но экономическую целесообразность сделок мы не исследуем.

Мы проверяем, во-первых, была ли сделка исполнена контрагентом, во-вторых, были ли обоснованы расходы по сделке, то есть послужили ли они достижению экономического результата. Вот и всё».​

НК РФ vs постановление пленума ВАС

Отдельный вопрос, который остается открытым, — как поправки НК РФ будут работать вместе с действующим постановлением пленума ВАС РФ, указывают опрошенные РБК юристы. Их мнения по этому поводу разошлись.

Так, Марат Агабалян считает, что поправки в Налоговый кодекс внесены с целью привести действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой. «Новая статья 54.

1 НК РФ дополняет постановление пленума Высшего арбитражного суда, но принципиально нового ничего не вносит», — говорит он. Схожее мнение у Александра Ерасова: «Фактически новая статья (54.1 Налогового кодекса.

— РБК) представляет из себя сокращенную версию постановления ВАС №53». Но, оговаривается он, «со множеством пробелов и весьма нечеткой терминологией».

Остается надеяться, продолжает Ерасов, что при рассмотрении споров в целях защиты добросовестного бизнеса арбитражные суды в дополнение к положениям новой статьи будут продолжать применять также и отсутствующие в ней положения постановления пленума ВАС».

​В новой статье отсутствуют и такие важнейшие гарантии, как презумпция добросовестности налогоплательщика, концепция должной осмотрительности и действительного экономического смысла сделок, добавляет Ерасов, которые устанавливались постановлением ВАС. ​Законодатель не построил новые рельсы, а проложил дополнительные пути налоговым органам, указывает и старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Олег Овчар видит совместную работу поправок и постановления пленума ВАС следующим образом: «Мы (налоговое ведомство. — РБК) стремимся к прозрачности во взаимоотношениях с бизнесом. Новая статья 54.

1 ввела в Налоговый кодекс два ясных и понятных условия признания расходов по сделке: реальность исполнения обязательств контрагентом и ее деловая цель. Эти условия основные. На их основании будут приниматься решения о признании либо непризнании расходов и вычетов.

Прочие критерии, в том числе и упомянутые пленумом ВАС в постановлении №53, могут использоваться как дополнительные».

Бизнесу предписана бдительность

С учетом всего вышесказанного бизнесу стоит удвоить бдительность, резюмирует Александр Ерасов: «Новая статья 54.1 НК РФ предусматривает гораздо меньше механизмов для защиты прав добросовестного бизнеса по сравнению с постановлением ВАС №53 и гораздо больше возможностей для обоснования налоговыми органами произведенных доначислений».

Кроме того, закон пронизан новой терминологией, но не дает определения этих терминов, указывает Савин: «Например, не совсем понятно, что следует понимать под «искажением сведений о фактах хозяйственной жизни», «правами при исчислении налоговой базы». Это дает возможности для крайне широкой трактовки норм закона, считает юрист.

Также предпринимателям не стоит думать, что способы получения налоговой выгоды, не попадающие под действие норм нового закона, теперь легализованы, поясняет Денис Савин.

Такие методы агрессивной налоговой оптимизации, как дробление и расщепление бизнеса или привлечение офшорных компаний, действительно не попадают под действие новой статьи НК, объясняет он, но в суде ФНС все еще может доказать нелегальность этих схем, опираясь на все то же постановление ВАС.​

Авторы: Анна Могилевская, Армен Оганесов

Поправки в НК РФ в связи с COVID-19

В свете происходящих прямо сейчас событий важно успевать следить за налоговыми изменениями и мерами поддержки бизнеса, предпринимаемыми со стороны государства. Мы постарались собрать в нашем алерте ключевые предложения и новости по данной теме.

В тексте вы найдете ссылки на важнейшие на сегодня официальные документы (включая принятый сегодня законопроект о поправках в налоговый кодекс), а также их краткий анализ.

Надеемся, что наш алерт будет полезен в вашей работе! Желаем вам здоровья, спокойствия и экономической устойчивости!

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

Суть события

В свете складывающейся прямо сейчас сложной экономической ситуации государством предпринимаются беспрецедентные оперативные меры реагирования, прежде всего, в налоговой сфере.

Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России; во исполнение этих предложений уже предпринят ряд мер. В том числе 31 марта в третьем чтении приняты экстренные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (законопроект № 862653-7);

Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления с основными антикризисными мерами, принятие которого ожидается сразу после предоставления Правительству соответствующих полномочий законодателем. ФНС и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования.

Обзор наиболее важных предложений и поправок предлагаем вашему вниманию далее.

Международное налогообложение

Ключевым предложением в данной сфере, прозвучавшим в речи Президента Российской Федерации, стала идея изменить международные налоговые соглашения России таким образом, чтобы перечисление дивидендов за рубеж облагалось в России по общеустановленной ставке 15% несмотря на льготные положения таких соглашений. В выступлении Президента было обозначено, что отказ договаривающихся государств от внесения таких изменений может повлечь за собой денонсацию Россией этих соглашений.

Минфину России на следующий день было поручено в месячный срок разработать предложения по указанному вопросу. Достоверно известно, что изменения не вступят в силу немедленно и точно не будут применяться к доходам, выплачиваемым в 2020 году.

В то же время, по сообщению Минфина России, изменения коснутся не только дивидендных выплат, но и процентов по долговым обязательствам.

Кроме того, налогоплательщикам не стоит забывать об усилившемся в последние годы тренде на переквалификацию многих внутрихолдинговых трансграничных выплат в дивиденды, что не может не оказать влияние на уровень рисков в связи с подобными платежами (см., например, TaxAlert № 110).

  • Дополнительно следует отметить, что, по заверениям Минфина России, указанные изменения коснутся не всех соглашений об избежании двойного налогообложения, а «только так называемых транзитных юрисдикций», «в первую очередь, к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций».
  • По информации Минфина России, «указанные изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками».
  • На сегодня неизвестно точно, каким образом будут осуществлены такие изменения – путем ли непосредственных изменений к действующим соглашениям через подписание дополнительных протоколов, либо через использование жесткого варианта ограничения льгот (LOB) в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI), которая была ранее ратифицирована и предполагается к вступлению в силу для России с 2021 года.
Читайте также:  Как купить квартиру в ипотеку под материнский капитал?

Делегированное законотворчество

Упомянутым законопроектом № 862653-7 Правительство Российской Федерации наделяется специальными полномочиями по принятию налоговых нормативных актов на период с 01 января по 31 декабря 2020 года (включительно) в области:

  • сроков проведения мероприятий налогового контроля;
  • сроков уплаты налогов, сборов, взносов, направления требований об уплате;
  • сроков предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности и иных документов, ответственности за их непредоставление;
  • сроков, порядка, условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
  • особенностей применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Схожие полномочия в отношении сроков уплаты местных и региональных налогов даны главам субъектов Российской Федерации.

При этом если такие сроки меняются не для всех налогоплательщиков, то при выделении «льготных» категорий должны учитываться основные виды экономической деятельности по состоянию на 01.01.

2020, а также некие неконкретизированные в законе данные из реестров ФНС России, налоговой и бухгалтерской отчетности.

Законопроектом прямо предусмотрено правило разрешения возможных коллизий в связи с указанными полномочиями: акты Правительства в соответствующих вопросах будут иметь приоритет перед нормами Кодекса.

Поэтому до конца текущего года при применении перечисленных налоговых правил следует сверяться с актами Правительства России и субъектов федерации.

Соответствующими оговорками дополнены и статьи НК РФ о сроках исполнения налоговых обязанностей (57, 61, 62, 64, 70).

Перечисленные выше полномочия Правительства Российской Федерации внесены и в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Нерабочие дни и налоговые сроки

С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 с 30 марта по 03 апреля 2020 года были установлены «нерабочие дни», не являющиеся «нерабочими праздничными» или «выходными» днями, о которых идет речь в статье 6.1 НК РФ, возник вопрос о том, признаются ли эти дни рабочими по смыслу НК РФ.

К сожалению с некоторым запозданием, но указанная проблема получила решение в налоговых целях – пункты 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ дополнены ссылкой на то, что введенные Указом Президента «нерабочие» дни не признаются рабочими, как и обычные выходные.

Следовательно, сроки, истекающие в указанные дни, должны быть перенесены на первый следующий рабочий день – на дату настоящего алерта таковым должно признаваться 06 апреля. Исполнение налоговых обязанностей до этой даты возможно, но не является обязательным.

Следует отметить, что ранее Минфин России официальным толкованием позволил перенести и сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности на 06 апреля 2020 года.

Ндфл 

Президентом в числе налоговых мер было предложено ввести налогообложение по ставке 13% процентных доходов по банковским вкладам или инвестициям в долговые ценные бумаги, если сума вклада составляет свыше 1 миллиона рублей. В тексте законопроекта реализация этой идеи и не только выглядит несколько иначе, представляя собой фактическое введение прогрессивного налогообложения для физических лиц.

Применительно к банковским вкладам новой редакцией статьи 214.2 НК РФ с 2021 года предложено учитывать в составе доходов сумму процентов по всем вкладам в российских банках, превышающую расчетную величину «вычета».

Последняя определяется как 1 млн.руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на первое число налогового периода. При этом правило о налоговой ставке 35% по вкладам с высокой процентной ставкой отменяется.

Таким образом, ограничение суммы вклада 1 млн. руб. фактически не применяется – если ставка по вкладу окажется выше ключевой ставки, под налогообложение будут попадать и вклады менее 1 млн. руб. Кроме того, предлагается учитывать не каждый вклад в отдельности, а все вклады физического лица в сумме.

Под это правило не будут подпадать процентные доходы по счетам эскроу, а также по счетам, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых.

По вкладам в иностранной валюте будут действовать те же правила исходя из валютного курса ЦБ РФ на дату получения процентного дохода.

Информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган не позднее 01 февраля года, следующего за налоговым периодом. Исчисление и уплата налога налоговым агентом в данном случае производиться не будет. Напротив, налогоплательщики будут уплачивать НДФЛ самостоятельно на основании налогового уведомления от инспекции до 01 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Важным нововведением для физических лиц представляется отмена освобождения от налогообложения процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Кроме того, отменено освобождение от налогообложения доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года.

Точно так же отменено освобождение от обложения НДФЛ дохода в виде дисконта, получаемого при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года.

Страховые взносы

Значимые послабления тем же законопроектом вводятся применительно к страховым взносам для субъектов малого или среднего предпринимательства (МСП). Критерии отнесения бизнеса к таковым установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Среди прочих требований (к составу участников хозяйственных обществ и видам их деятельности) ключевыми являются критерии по среднесписочной численности (как правило, не выше 250 человек) и по годовому доходу (для средних предприятий – до 2 млрд. руб.).

При этом закон требует внесения субъектов МСП в соответствующий реестр на начало года, ведение которого осуществляет налоговый орган в автоматическом режиме.

Применительно к субъектам МСП для ежемесячных выплат в пользу сотрудников свыше установленного на начало года размера МРОТ установлены специальные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% (в пределах МРОТ указанная ставка составляет 22%).

Тем самым ставки взносов для субъектов МСП при выплатах выше МРОТ, но в до достижения предельной величины базы для исчисления взносов будут аналогичны тем, что применяются сегодня к базе свыше этой предельной величины: 10% на пенсионное обеспечение, 5% — на обязательное медицинское страхование, 0% на обязательное социальной страхование на случай временной нетрудоспособности. Социальное страхование от несчастных случаев изменениями не охватывается.

Новые ставки взносов применяются с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года. Однако эти же правила будут действовать и с 2021 года.

Преференции субъектам мсп в части сроков исполнения налоговых обязательств

Указанным выше проектом Постановления Правительства Российской Федерации, которое ожидается к принятию в ближайшие дни, предложен ряд мер и послаблений для субъектов МСП применительно к срокам исполнения ими налоговых обязанностей.

Важно, что указанные меры распространяются не на всех, а только на субъектов МСП, включенных в реестр по состоянию на 01.03.

2020 и «ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации».

На сегодня определен перечень из 22 наиболее пострадавших отраслей, на которые будут распространены указанные меры поддержки. Среди них: перевозки, деятельность в сфере культуры и организации мероприятий, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, бытовые услуги населению, дополнительное образование. Впрочем, указанный перечень наверняка будет еще корректироваться и расширяться.

Среди мер поддержки для попавших в перечень субъектов МСП (организаций и ИП):

  • отсрочка на шесть месяцев по уплате налога на прибыль, единого налога при ЕСХН и УСН;
  • отсрочка на шесть месяцев по уплате авансовых платежей по всем налогам (кроме НДС) за 1 квартал, на 4 месяца – для авансовых платежей за 2 квартал 2020 года;
  • для субъектов МСП, признаваемых микропредприятиями (численность до 15 человек и выручка до 120 млн. руб. в год), отсрочка на полгода по уплате страховых взносов (4 месяца – по взносам, начисленным на вознаграждения физическим лицам за июнь и июль 2020 года).

Примечательно, что одновременно ФНС России соответствующим Письмом приостановила мероприятия, направленные на принудительное взыскание задолженности с субъектов МСП, а также организаций, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей. Первоначально указанный срок действия данных мер (01.05.2020) в настоящее время отсутствует.

Иные меры правительства рф

В числе прочего названным проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие важные для налогообложения меры:

Порядок проведения и оформления налоговых проверок

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

  • Кафедра Финансы и Кредит
  • По дисциплине «Налоги и налогообложение»
  • На тему «Порядок оформления налоговых проверок«
  • 1. Налоговые проверки
  • 1.1 Камеральные налоговые проверки
  • 1.2 Выездные налоговые проверки
  • 2. Оформление результатов налоговой проверки
  • Список использованной литературы
  • Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что налогоплательщик не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организация, предприятие, учреждение), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими страшными и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

  1. Целью контрольной работы является изучение порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимыми налоговыми органами.
  2. В соответствии с поставленной целью в контрольной работе определены следующие задачи:
  3. рассмотреть законодательное регулирование системы налогов и сборов;
  4. классифицировать налоговые проверки по видам и целям их проведения;
  5. изучить порядок оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами

1. Налоговые проверки

Налоговые органы проводят камеральные, выездные и документальные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

При необходимости получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, т.е. Осуществить встречную проверку.

  • Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
  • Вместе с тем лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года
  • Как видно, Кодекс связывает привлечение к ответственности налогового правонарушителя с конкретной датой — днем совершения правонарушения либо следующим днем после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение.

Например, при проведении налоговых проверок в октябре 2009 г. налоговый орган имеет право охватить проверкой весь 2006 г., но применить ответственность может только за правонарушения, возникшие с IV квартала 2006 г.

1.1 Камеральные налоговые проверки

Она сводится к следующему. Каждое предприятие обязано к установленному сроку представить налоговому органу бух. Отчет и налоговые расчеты по всем видам налогов. А налоговый инспектор в свою очередь проверяет правильность заполнения документов, все ли необходимые приложения представлены. Камеральные налоговые проверки

проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично либо направлена по почте. По почте налоговая декларация должна быть отправлена заказным письмом и обязательно с описью вложения. Днем представления налоговой декларации является дата отправления, которая будет указана в почтовом штемпеле на конверте.

  1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой применение к налогоплательщику мер ответственности, предусмотренных НК РФ.
  2. Кроме того, согласно НК РФ налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банке в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении
  3. установленного срока, а также при отказе от представления налоговой декларации.

НК РФ устанавливает ряд ограничений для налогового органа. Так, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, не вправе требовать включения в нее сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием предъявить в течении пяти дней необходимые пояснения и внести соответствующие исправления в установленный срок

Читайте также:  По истечении какого времени происходит снятие дисциплинарного взыскания?

Хотя это и не сказано в Кодексе прямо, но, по мнению автора, налоговый орган не вправе отказать в принятии изменений и дополнений в налоговую декларацию, даже если они вносятся налогоплательщиком после установленного срока.

Во-первых, изменения и дополнения в налоговую декларацию вносятся в виде декларации, а налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в ее принятии. Причем из содержания Кодекса не следует, что это относится только к основной деклараций.

  • Во-вторых, Кодекс не дает право налоговому органу каким-либо образом ограничивать возможность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
  • В-третьих, дата внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую декларацию увязывается только с возможностью применения к налогоплательщику мер ответственности.
  • Если изменения вносятся налогоплательщиком до истечения срока подачи налоговой декларации, то декларация считается поданной в день подачи изменений, и к нему не применяются какие-либо меры ответственности.

Читайте так же:  Как оформить социальную доплату к пенсии

  1. Если изменения вносятся налогоплательщиком после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что изменения и дополнения были сделаны до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом в поданной налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки/ При этом налогоплательщик должен до подачи заявления о внесении изменений и дополнений уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
  2. Согласно НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. Следовательно, если налоговый орган не будет обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании санкций, то это автоматически исключит возможность исполнения указанных постановлений
  3. Камеральная налоговая проверка должна быть проведена налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате налога и пени. Согласно НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченном сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Понятия и правила проведения налоговых проверок (стр. 1 из 3)

  • Профессиональный институт управления
  • Факультет Финансы и кредит
  • Специальность Финансы и кредит
  • Дисциплина Организация и методика налоговых проверок
  • Понятия и правила проведения налоговых проверок

Студента Ивановой Е.А.

  1. 1.Понятия и правила проведения налоговых проверок 4
  2. 2.Камеральная налоговая проверка 4
  3. 3.Выездная налоговая проверка 6
  4. 3.1 Решение о проведении проверки 6

3.2. Действия налоговых органов в процессе проведения налоговой проверки 8

3.3. Сроки проведения и период проверки 13

3.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки 13

Список литературы 17

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки.

Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства.

Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверок регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса.

Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

1.Понятия и правила проведения налоговых проверок.

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст.

87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

  • К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
  • · Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • · Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;

· В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок:

· Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ);

· Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

2.Камеральная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст.87 НК РФ).

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей.

При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (ст.31 НК РФ).

Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

При неисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Читайте так же:  Военная пенсия ниже прожиточного минимума

  1. Таким образом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которые впервые нашли отражение в НК РФ:
  2. · Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;
  3. · На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
  4. · Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
  5. · В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
  6. · Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.
  7. В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

3.Выездная налоговая проверка.

3.1 Решение о проведении проверки.

Изменения в налоговом законодательстве с 2020 года

Изменения в налоговом законодательстве с 2020 года снова держат бухгалтеров в тонусе. Еще даже не конец года, а Налоговый кодекс уже скорректирован не один раз. Причем ряд поправок — достаточно существенные и массовые. Давайте начнем знакомиться с ними заранее, чтобы встретить следующий налоговый год во всеоружии.

  • Новые налоги с 1 января 2020 года
  • Изменения в налоговом законодательстве — 2020 для работодателей
  • Имущественные налоги в 2020 году: много нового
  • Еще изменения по налогам в 2020 году
  • Изменения в отчетности в 2020 году
  • Что еще изменится в работе бухгалтера с 2020 года
  • Итоги

Новые налоги с 1 января 2020 года

К счастью, таких пока нет. Нового в налоговом законодательстве с 2020 года достаточно много. Но структура Налогового кодекса и перечень включенных в него платежей не менялись.

Однако имейте в виду, что планы по расширению НК РФ у властей имеются, и кто знает, возможно, они станут реальностью уже со следующего года. Мы этого не пропустим.

А пока давайте рассматривать состоявшиеся нововведения.

Итак, основные изменения налогового законодательства в 2020 году в той или иной мере затронули все основные налоги: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, имущественные платежи. Есть важные новости и по страховым взносам. Посмотрим их подробнее.

Скачать чек-лист по изменениям 2020 года вы можете здесь.

Изменения в налоговом законодательстве — 2020 для работодателей

Нововведений по налогам для работодателей несколько. Самые существенные касаются изменения порядка сдачи зарплатной отчетности: расчета 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ и расчета по страховым взносам. Они затронут всех, кто имеет работников.

Во-первых, на месяц сокращен срок сдачи 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. Теперь крайняя дата — 1 марта вместо 1 апреля. Во-вторых, до 10 человек снижен порог численности, дающей право представлять зарплатную отчетность на бумаге. А в-третьих, грядет слияние справок 2-НДФЛ с расчетом 6-НДФЛ. Но это будет только в 2021 году.

  1. Вполне возможно, что с 2020 года вырастут «детские» вычеты по НДФЛ и размер дохода, в пределах которого они предоставляются.
  2. Для организаций, имеющих в своем составе подразделения, предусмотрены определенные поблажки:
  3. И, кстати, уже известны новые размеры предельной базы по взносам и тарифы страховых взносов на травматизм на 2020 год.

Имущественные налоги в 2020 году: много нового

Кардинально с 2020 года изменятся некоторые правила по имущественным налогам с организаций. Заметим, в выгодную для нас с вами сторону.

Вот какие отчеты отменят в 2020 году:

Из-за отмены авансовых расчетов обновлена и форма декларации по налогу. Причем использовать новый бланк нужно уже в марте 2020 года при сдаче отчетности за 2019 год.

Срок оплаты таких уведомлений установлен, как 1 марта. Изменятся и сроки уплаты авансов по налогам на транспорт и землю.

В связи с отменой декларирования ТН и ЗН для компаний вводится обязанность сообщать в налоговую о наличии у них налогооблагаемого имущества, если вдруг не будет получено уведомление на оплату.

Заявить о льготах по этим налогам можно будет, подав соответствующее заявление на бланке, который вы найдете здесь.

Еще изменения по налогам в 2020 году

По налогу на прибыль с 2020 года:

Поправки по НДС затронули перечень случаев восстановления налога. Посмотрите, может быть, нововведения — как раз по вашему случаю.

Упрощенцев, возможно, ждет повышение налоговых ставок, а вместе с ним и рост лимитов по доходам и численности. А еще им разрешили чуть раньше списывать расходы на покупку недвижимости.

Уже с 01.01.2020 начнется постепенная отмена ЕНВД (полностью режим уйдет в прошлое с 2021 года). В частности, с 2020 года вмененку нельзя будет применять при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке.

  • Налоговые агенты в некоторых случаях будут платить НДФЛ из собственных средств.
  • Некоторые безнадежные долги можно будет списать, не удерживая у должника НДФЛ.
  • Для ИП в 2020 году:
  • А физлица смогут платить НДФЛ из уведомления налоговой посредством ЕНП. 
  • Также в 2020 году:

Изменения в отчетности в 2020 году

Новые отчеты с 2020 года — последние новости таковы. Нас ждет изменение следующих форм:

Скачайте наши чек-листы по заполнению отчетности за 2019 год и 4-й квартал.

Что еще изменится в работе бухгалтера с 2020 года

Ждут нас и очень важные изменения в бухгалтерской отчетности с 2020 года. Прежде всего, это переход на обязательный для всех электронный способ ее подачи (за небольшим временным исключением).

Но есть и положительный момент: сдавать баланс в Росстат больше не придется. Единственным госорганом, перед которым нужно отчитаться, станет ФНС. Вся финансовая отчетность будет стекаться в подконтрольный ей ГИР БО и там храниться.

Пользоваться им смогут не только органы власти, но и мы с вами.

Не забывайте, что баланс за 2019 год составляется и сдается по новой форме. Изменилась и форма 2. Но ее по-новому нужно будет оформить за 2020 год. Хотя заполнить новый бланк можно и за 2019 год — добровольно. Для проверки отчетности рекомендуем пользоваться контрольными соотношениями от ФНС.

Учитывайте также зарплатные нововведения:

Итоги

Последние новости по налогам с 2020 года — теперь вы их знаете. А если изменится что-то еще, мы обязательно вам сообщим. Читайте наш сайт, и ни одна инициатива законодателей не станет для вас неожиданностью и неприятным сюрпризом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также:  Госуслуги - как получить разрешение на строительство дома?

Процессуальных возможностей для защиты налогоплательщиков станет больше и другие изменения в НК РФ

Федеральным законом №302–ФЗ от 03.08.2018 г. внесены новые изменения в Налоговый кодекс РФ. Вступили в силу изменения о некоторых сроках и процедурах налоговых проверок, проведения дополнительных контрольных мероприятий, а с IV квартала 2018 года и с начала 2019 г. изменения коснуться налога на движимое имущество, НДС и налога на прибыль.

Изменения в части сроков и процедур налогового контроля, вступившие в силу:

  • сокращены сроки проведения камеральной налоговой проверки по НДС с трех до двух месяцев, продлить ее инспекторы смогут на один месяц, если будут подозрения в налоговых правонарушениях;
  • уточнен предмет повторной выездной налоговой проверки после сдачи уточненной налоговой декларации (она должна проводиться только по показателям, которые уменьшили налог);
  • также за инспекторами закрепилась обязанность вручать свидетелям копии их допросов.

Существенные изменения коснулись и фиксации дополнительных контрольных мероприятий.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция будет обязана оформить дополнение к акту налоговой проверки, а ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и дополнительных мероприятий должна будет до их рассмотрения. Срок подачи налогоплательщиком возражений на дополнение к акту – 15 рабочих дней с момента его получения.

Изменения в части истребования документов инспекторами, вступившие в силу:

Увеличился срок представления документов и информации по ст. 93.1 НК РФ с пяти до десяти рабочих дней или сообщения о том, что таких документов и информации у налогоплательщика нет.

В законе определили, как действовать, если проверяющие истребовали документы или информацию повторно. В этой ситуации налогоплательщик сможет направить уведомление о том, что документы уже были поданы в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении нужно будет указать, куда вы представили запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым вы их направили.

Ожидаемые изменения в части НДС:

С 01.10.2018 г. будет устранен спорный вопрос об уплате НДС с предоплаты в счет передачи имущественных прав. Налоговую базу НДС составит разница: предоплата минус расходы на приобретение уступаемых прав. Сумму расходов нужно будет определять пропорционально доле предоплаты.

Для целей подтверждения нулевой ставки НДС – если контракт или договор вы уже представляли в инспекцию для подтверждения нулевой ставки за предыдущие налоговые периоды, то повторно его подавать не потребуется.

Также будет упрощен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте – это можно будет сделать контрактом (или его копией) с российской организацией, а транспортные документы могут не понадобиться.

По контракту товар должен поставляться обособленному подразделению компании, которое расположено за пределами ЕАЭС, а для возможности не представлять транспортные документы нужно будет проверить, можете ли вы представить их в электронной форме исходя из перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Обращаем Ваше внимание, что транспортные документы стоит сохранять на случай их истребования инспекторами.

Ожидаемые изменения по контролируемым сделкам:

С 01.01.2019 г. законодатели сокращают количество сделок, признаваемых контролируемыми:

  • порог по сделкам со 100 млн. по внутрироссийским контролируемым сделкам подняли (теперь сделки являются контролируемыми, если доход по ним превышает 1 млрд руб.);
  • контролируемые сделки через посредников, а также сделки со взаимозависимыми иностранцами контролируются, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. По ранее действовавшей редакции НК РФ такие сделки попадали под контроль независимо от размера дохода.

Ожидаемые изменения в части налога с движимого имущества:

С 01.01.2019 г. движимое имущество перестанет облагаться налогом. В настоящий момент вопрос о том, устанавливать ли налог и с какой ставкой, каждый регион решает самостоятельно.

Ожидаемые изменения в части налога на прибыль:

С 01.01.2019 г. субъекты РФ лишатся права устанавливать пониженные ставки по своему усмотрению. Такое право будет у них только в определенных случаях (например, это возможно для резидентов ОЭЗ).

В заключение:

На наш взгляд, необходимость принятых изменений назрела давно.

Например, до настоящего момента налогоплательщикам было сложно понять, чем были вызваны дополнительные мероприятия налогового контроля, а также процессуальный порядок действий при их проведении налоговый органом, а отсутствие копий допросов свидетелей лишало налогоплательщика возможности использовать их при защите своих прав. Теперь возможностей для выстраивания стратегии защиты при урегулировании споров с налоговым органом для налогоплательщика стало больше.

Безусловно, одним из самых значимых изменений стала отмена налога на движимое имущество. Будем надеяться на то, что это не повлияет на увеличение споров о переквалификации имущества в налоговых целях.

Новые правила налоговых проверок с 3 сентября 2020 года

В соответствии с указаниями Федерального закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ, с 3 сентября 2020 года вступили в силу новые правила налоговых проверок.

Станет возможным получение выводов по дополнительным мероприятиям налоговой проверки (новые правила налоговых проверок)

Налоговые инспекторы будут оформлять дополнение к акту налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Будут прописаны цели мероприятий и сделанные выводы.

После внесения изменений в Налоговый кодекс руководитель проверяемой компании получил право на ознакомление с дополнением к акту налоговой проверки – так у него появляется возможность подготовить возражения до проведения расследования.

Будет выдаваться копия допроса в ФНС (новые правила налоговых проверок)

Ранее инспекторы ФНС самостоятельно решали, будет ли выдана копия допроса, или нет. Как правило, в выдаче допрошенному гражданину копии отказывали.

Попытки вызванного на допрос лица зафиксировать вопросы налоговой и свои ответы в письменной форме вызывали возмущение сотрудников ФНС.

На сегодняшний день копия допроса должна выдаваться в обязательном порядке, вне зависимости от желания на то инспектора налогового ведомства.

Увеличение срока для подготовки и предоставления в ФНС документов по встречным проверкам (новые правила налоговых проверок)

Ранее, если сотрудники ФНС подавали запрос документов налогоплательщика в рамках встречной проверки, компании давалось 5 рабочих дней на предоставление налоговой службе требуемых бумаг. Сегодня срок увеличен до 10 рабочих дней (с даты, на которую было получено требование).

Важно! Налоговая инспекция по-прежнему может запросить неограниченное количество документов одновременно.

Сроки камеральных проверок по НДС были сокращены (новые правила налоговых проверок)

До внесения изменений в Налоговый кодекс сотрудники налоговой службы имели право проводить камеральную проверку на протяжении 3 месяцев. С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.

2020 № 302-ФЗ сроки проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость были сокращены до 2 месяцев.

Хотя, на самом деле камеральную проверку можно «растянуть» до привычных 3 месяцев в случае, если будут найдены и доказаны нарушения.

статью ⇒ “Порядок проведения камеральной налоговой проверки“.

Ограничение права на повторное истребование документов (новые правила налоговых проверок)

Налоговая служба сейчас не имеет права истребовать документы, которые уже были представлены налогоплательщиком. В случае получения требования, компания должна направить письменное заявление с указанием того факта, что документы ранее были направлены по запросу ФНС (также требуется написать, когда это произошло, и каков номер полученного ранее требования).

Важно! Ограничение распространяется в том числе на документы, которые могут быть истребованы по статье 93.1 НК РФ.

При повторной проверке должен проверяться лишь предмет проверки (новые правила налоговых проверок)

Ранее налоговые инспекторы при проведении выездной проверки были ограничены только выделенным на нее временем – то есть разрешено было проверять любые расходы и учет за период, за который налогоплательщиком была составлена уточненная декларация.

На сегодняшний день, когда выездная проверка назначается по причине подачи налогоплательщиком уточненной декларации (в случае уменьшения суммы налога к уплате), инспекторы ФНС имеют право на то, чтобы проверять исключительно уточненную декларацию. Целью проведения проверки станут:

  • обосновано ли снижение суммы НДС к уплате;
  • имеются ли нарушения при составлении декларации;
  • имели ли место бухгалтерские ошибки.

статью ⇒ “Процедура проведения выездной налоговой проверки: схема“.

Типичные ошибки

Ошибка: Налогоплательщик подает жалобу в Управление ФНС по причине того, что камеральная проверка декларации по НДС проводилась налоговой службой в течение 3 месяцев, а не двух, как это предусмотрено изменениями в НК РФ.

Комментарий: Срок проведения камеральной проверки декларации по НДС может быть продлен до 3 месяцев, если налоговая инспекция обнаружит нарушения и докажет их наличие.

Ответы на распространенные вопросы про новые правила налоговых проверок

Вопрос: Можно ли увеличить срок для предоставления по требованию ФНС документов, если было запрошено слишком много бумаг, и предоставить их в срок не получится?

Ответ: Как и раньше, необходимо направить заявление о невозможности предоставления документов в срок. Если ФНС примет положительное решение, срок для предоставления бумаг будет продлен.

Вопрос: Может ли быть проведен допрос генерального директора во время проведения камеральной проверки?

Ответ: Да, допрос генерального директора является правомерным.

Сентябрьские изменения НК: взгляд юриста

Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ, после окончания дополнительных мероприятий инспекция должна оформить отдельный документ – дополнение к акту проверки и вручить его налогоплательщику вместе с материалами дополнительных мероприятий.

Срок на вручение дополнения – 5 рабочих дней с даты его оформления. В свою очередь, у налогоплательщика будет 15 рабочих дней с момента получения дополнений на представление возражений на него(изменения внесены в п. 6.1, 6.2. ст. 101 НК РФ).

Эти правила применяются к проверкам, которые окончены, начиная с 03.09.2018 включительно. Если проверка закончилась раньше, никаких дополнений к акту налоговый орган составлять не должен.

Напомним, что ранее никакого отдельного документа по результатам проведения дополнительных мероприятий не составлялось. Тем более налогоплательщика не знакомили с новыми полученными доказательствами.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

На практике налогоплательщик часто получал только список новых доказательств. В результате налогоплательщик не мог понять позицию проверяющих и подготовить мотивированные возражения на нее к рассмотрению материалов проверки. Кроме того, часто о материалах, полученных в результате таких проверочных мероприятий, налогоплательщик узнавал только во время рассмотрения материалов проверки.

Новая редакция Налогового кодекса РФ строго исключила такие ситуации, указав, что, если налогоплательщику не будет предоставлена возможностьзаранее ознакомиться с полученными доказательствами, они не смогут быть использованыпри рассмотрении материалов проверки (изменения внесены в п. 4 ст. 101 НК РФ).

В новой редакции Налогового кодекса РФ законодатель уточнил, что предметом повторной налоговой проверки в случае представления уточненной декларации за проверенный период на уменьшение налога может быть только правильность уменьшения налога (увеличения убытка) в результате изменения сведений после подачи уточненной налоговой Декларации (изменения внесены в подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Соответственно, под проверку попадают только те показатели, которые привели к уменьшению налога (или увеличению убытка).

Напомним, что ранее Налоговым кодексом РФ ограничивался лишь период, за который может быть проведена повторная выездная налоговая проверка.

Срок проведения камеральной проверки Декларации по НДС сократился с 3-х до 2-х месяцев по общему правилу. Однако, если проверяющие в ходе проверки обнаружат факты, свидетельствующие о наличии нарушений, они вправе продлить срок проверки до 3-х месяцев (изменения внесены в п. 2 ст. 88 НК РФ).

Статья, посвященная получению свидетельских показаний, была дополнена положением, обязывающим инспекторов вручать копию протокола допроса свидетелю сразу после его составления (п. 6 ст. 90 НК РФ). Изменения применяются к допросам, проведенным после 03.09.2018.

Ранее такой обязанности не было, что давало инспекторам возможность отказывать в выдачи копии протокола, даже если свидетель об этом просил. В то же время наличие копии протокола на руках поможет налогоплательщику разобраться в позиции налоговиков и подготовиться к спору.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что копия протокола вручается лично под расписку именно свидетелю, а не проверяемому налогоплательщику. Налогоплательщик, как и раньше, получает копию протокола вместе с материалами проверки. Поэтому если проверяемый налогоплательщик хочет ознакомится с содержанием протокола допроса заранее, ему необходимо договорится со свидетелем.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Новой редакцией Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика не представлять повторно истребованные проверяющими документы (информацию), если ранее они уже были представлены в налоговый органвне зависимости от основанийих представления (изменения внесены в п. 5 ст. 93 и п.5 ст. 93.1 НК РФ).

При получении такого требования налогоплательщик должен в срок, предусмотренный для ответа на требование, отправить в инспекцию уведомление, указав, когда и куда (в какой налоговый орган) были представлены эти документы. Также необходимо будет указать реквизиты письма, с которым эти документы передавались.

Напомним, что ранее НК РФ содержал запрет на повторное истребование документов только в отношении документов, представленных в рамках камеральной или выездной проверки, или при проведении налогового мониторинга. В то же время документы, представленные ранее по иным основаниям (например, при проведении «встречной проверки»), должны были представляться в инспекцию повторно при получении соответствующего требования.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Теперь налогоплательщик может не представлять документы, которые были представлены им в налоговый орган в т.ч. и в рамках «встречных проверок». Исключение составляют только подлинники документов, которые представлялись налогоплательщиком и были ему возвращены, или же случаи утраты инспекцией документов из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Новая редакция Налогового кодекса РФ в два раза увеличила срокдля представления документов и информациипо конкретной сделке.

Теперь этот срок составляет 10 рабочих дней со дня получения требования (изменения внесены в п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее срок составлял 5 рабочих дней.

Такое требование может быть получено участниками сделки или третьими лицами, располагающими сведениями о сделке.

Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам разобраться в положения налогового законодательства, во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время мероприятий налогового контроля. Обращайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *