Хозяйственное ведение и оперативное управление

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу.

К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица.

Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия.

Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами.

Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью.

Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Источник: http://ACK1.ru/library/pravo_hozyaistvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya.html

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Определение 1

Право хозяйственного ведения — это хозяйственное или иное право ведения, владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее юридическим лицам, в установленных законом пределах.

Определение 2

Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

  • установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
  • установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).

Замечание 1

Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества.

Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом.

А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст.

297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника.

Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено.

В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду.

Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов.

Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой.

Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.
Читайте также:  Порядок возврата товара ненадлежащего качества

Замечание 2

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravo_hozyaystvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов?

  • Содержание статьи

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
  2. назначать руководство государственной компании;
  3. осуществлять реорганизацию предприятия;
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Факты о праве оперативного управления

Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов:

  1. казенными предприятиями;
  2. частными организациями;
  3. автономными и бюджетными учреждениями.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом:

  1. в пределах, которые установлены законодательством РФ;
  2. в соответствии с задачами, поставленными собственником;
  3. с учетом специфики имущества.

Собственник госпредприятия вправе:

  • изымать из основных фондов имущество, используемое не по назначению;
  • распределять доходы фирмы;
  • осуществлять прочие правомочия, что определены законом.

Сравнение

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
Что общего между ними?
Оба механизма применяются в целях организации управления государственным имуществом
В чем разница между ними?
Реализуется государственными предприятиями Реализуется казенными предприятиями, частными, автономными, бюджетными учреждениями

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-pravo-hozyajstvennogo-vedeniya-ot-prava-operativnogo-upravleniya/

Хозяйственное ведение и оперативное управление — Правовед.RU

336 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте.

Подскажите, пожалуйста, что значит: «находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении» ???

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (4)

  • 7,7рейтинг
  • 931отзыв
  • эксперт

Добрый день!

Это значит, что имущество организации находится либо в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, то есть сама организация не собственник.

Соответственно, организация владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Право хозяйственного ведения -государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Право оперативного управления — учреждения и казенные предприятия.

Более подробно посмотрите главу 19 ГК РФ.

  • Добрый день!
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Находящиеся в хозяйственном ведение — Государственное или муниципальное предприятие может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Находящиеся в оперативном управление — Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Здравствуйте, Алексей!

Дополню коллег примером. Он по большей части про доверительное управление, но здесь ясно, что такое хоз.ведение и оперативное управление.

2.2. Выводиз судебной практики: Имущество, находящееся на праве хозяйственноговедения или оперативного управления, не может быть передано в доверительноеуправление. В противном случае договор доверительного управления являетсянедействительным (ничтожным).Судебная практика:ПостановлениеФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2004 NА78-3597/03-С1-5/73-Ф02-1958/04-С2″… Как видно из материаловдела и установлено судебными инстанциями, в 2002 году между войсковой частью44413 (учредитель управления) и ООО «Компания „Восточныйтранзит“ (доверительный управляющий) был заключен договор доверительногоуправления недвижимым имуществом N 68. В приложении N 1 указаны наименования ихарактеристика объектов, передаваемых по договору доверительного управления,всего 34 наименования (л.д. 6 — 9, т. 1).Удовлетворяя исковые требования опризнании договора доверительного управления N 68 ничтожным, судебные инстанцииисходили из того, что в соответствии с пунктом 12 статьи 1Федерального закона „Об обороне“ имущество Вооруженных сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральнойсобственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения илиоперативного управления. Оспариваемый договор не соответствует требованиям статей 1013,1014, 1017Гражданского кодекса Российской Федерации.Согласно статье 1014Гражданского кодекса РФ учредителем доверительного управления являетсясобственник имущества.В соответствии с пунктом 12 статьи 1Федерального закона „Об обороне“ имущество Вооруженных сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральнойсобственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения илиоперативного управления.Судебные инстанции пришли кправильному выводу о том, что по договору N 68 учредителем доверительногоуправления спорного имущества выступил не собственник, а войсковая часть 44413,за которой с 2003 года только часть спорного имущества закреплена на правеоперативного управления, что противоречит требованиям статьи 1014Гражданского кодекса Российской Федерации.При этом судебные инстанцииисходили из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи1013 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество,находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может бытьпередано в доверительное управление. Передача в доверительное управлениеимущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении,возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении илиоперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения правахозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления егово владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.Согласно статье 167Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждаяиз сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.Постановление от 25 февраля 2004года апелляционной инстанции Арбитражного суда Читинской области по делу NА78-3597/03-С1-5/73 оставить без изменения, а кассационную жалобу — безудовлетворения…»

Источник: https://pravoved.ru/question/1257215/

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Нестерова Алеся АлександровнаУральский государственный экономический университет

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Право хозяйственного ведения и оперативного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16315 (дата обращения: 08.02.2019).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления, зависят от прав собственника, и не могут существовать отдельно от основного права.

Субъектом таких прав выступают юридические лица, а если быть точнее унитарные предприятия и учреждения.
Объектами являются имущественные комплексы, которые закрепляются за юридическими лицами и остаются в собственности учредителей унитарных учреждений.

В комплекс имущества переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление входят не только объекты недвижимого имущества, но и движимое имущество.
За унитарным предприятием закрепляется не только здание, например, котельной, но и остальное оборудование, котлы, насосы и т.д.

  • В гражданском кодексе, закреплено, что вещный характер прав хозяйственного ведения проявляется в сохранении их действия даже при смене собственника. [1]
  • Право хозяйственного ведения – это право государственных или муниципальных предприятий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности у публичного органа власти, в рамках законов или других нормативно-правовых актов.
  • Унитарные предприятия и организации создаются решением уполномоченных на то органов государственного или муниципального управления.

Унитарные предприятия, распоряжаясь муниципальной собственностью не вправе продавать имущество, находящееся у них на основании хозяйственно ведения или оперативного управления.

Так же унитарное предприятие не имеет право без согласия собственника сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить как вклад в уставной капитал.

Любым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарные предприятия должны осуществлять деятельность цели и виды, которой определены уставом. Любые сделки совершенные предприятием с нарушением этого требования, признаются ничтожными.

Государственные предприятия не имеют право совершать сделки поручительства, займов, банковских гарантий или иных сделок с обременениями без согласования с собственником муниципальной собственности.

Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Правом оперативного управления могут обладать только специальные субъекты, которые финансирует сам собственник имущества. Правомочия оперативного управления имеют целевой характер.

Собственник имеет право изъять из оперативного управления часть имущества казенного учреждения излишки, которые не используются или используются не по назначению.

Стоит заметить, что и казенное предприятие и учреждение наделяются правом оперативного управления, но вот права по распоряжению муниципальным имуществом имеют разные.
Муниципальные казенные учреждения имеют право отчуждать или иными способами распоряжаться муниципальной собственностью только с согласия органов местного самоуправления.

Казенное предприятие имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом в пределах деятельности, предмет и цели которой определены уставом предприятия. Вся деятельность казенного учреждения определяется сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества.

В случае если в учредительных документах учреждения прописана возможность осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное на этот доход, остается в собственности учреждения.
Рассмотрим, что собой представляет понятие унитарного предприятия.
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарное предприятие характеризуется:

  • Созданием юридического лица, путем выделения собственником части имущества;
  • Право собственности сохраняется за учредителем;
  • Имущество закрепляется за лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • Имущество не подлежит разделу;
  • Единый орган управления.
Читайте также:  Бланк описи вложения в экселе

Цель деятельность унитарных предприятий, заключается в решении государственных или муниципальных задач на коммерческой основе.

Согласно законодательству, унитарные предприятия могут быть созданы только в государственной или муниципальной форме, и формируются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, могут пользоваться, распоряжаться и владеть имуществом в пределах определенных Гражданским Кодексом РФ.

Такие предприятия не имеют право продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или любым иным способом распоряжаться муниципальной собственностью без согласования с собственником.

Собственник имущества, решает вопросы о создании предприятия, устанавливает цель и предмет деятельности, принимает решение о ликвидации или реорганизации предприятия, осуществляет контроль за деятельностью предприятия, а так же имеет право на часть дохода от использования имущества муниципальным образованием.
Унитарные предприятия, созданные на праве оперативного управления, они же казенные предприятия, создается и ликвидируется указом правительства Российской федерации.

Казенные учреждения вправе осуществлять деятельность с имуществом в рамках определенных собственником имущества, и цели деятельности определены уставом.

Порядок распределения и использования доходов казенного учреждения так же определяется собственником, и закрепляется в его уставе.

Избрание на должность руководителя казенного учреждения происходит федеральными органами правительства, которые утвердили устав. Деятельность казенного предприятия определяется сметой доходов и расходов собственника имущества.

Собственник имущества переданного на праве оперативного управления казенному учреждению, имеет право изъять излишки, а так же не используемое или используемое не по назначению имущество.
Казенные учреждения отвечают по обязательствам, принадлежащим им имуществом, в случае если этого имущества не хватает, собственник имущества принимает на себя субсидиарную ответственность.

Библиографический список

  1. Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.
  2. Муниципальное право: Учебник/Шугрина Е.С. – 2 изд. – М.: Дело, 2000. – 496 с.

Источник: http://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16315

Право хозяйственного ведения

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право хозяйственного ведения

Это форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона.

Содержание

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности.

Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства.

В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Право хозяйственного ведения на сети холодного водоснабжения физических лиц. Основание приобретения права муниципальным предприятием.

Анатолий20.07.2019 15:32

Добрый день! Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/e15bf864419718980c45d63e3c604aae385bdd0f/ https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html 

Дубровина Светлана Борисовна22.07.2019 10:13

Задать дополнительный вопрос

Юрий27.11.2019 15:51

какой статьёй, каким законом установлена обязанность организации владеющей нежилым помещением на праве хозяйственного ведения, есть ли судебная практика по взысканию задолженности.

  • В вопросе недостаточно информации для ответа.
  • Вы можете обратиться к нам в офис . 
  • адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
  • промокод «МИП_50%» 
  • или по телефону +7 (499) 229-84-53
  • Либо  Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес:
  • nm@advokat-malov.ru

Коханов Николай Игоревич29.11.2019 17:25

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста как правильно списать имущество переданное в хозяйственное ведение унитарному предприятию сверх суммы уставного фонда.

Татьяна18.07.2019 06:01

Добрый день! Списание имущества хозяйственного ведения происходят в соответствии с внутренним регламентом организации.

Дубровина Светлана Борисовна18.07.2019 15:18

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! В рамках 127-ФЗ реализуется имущество банкрота: административное здание и блок цехов. Банкрот — МУП ЖКХ. Право собственности на реализуемый объект: хозяйственное ведение. Подскажите, пожалуйста, если покупатель имущества — физ.лицо, какой вид права собственности будет зарегистрирован Росреестром после покупки физ.лицом данного объекта с торгов?

Роман11.07.2019 11:28

Возможно как «право пользования» данным объектом недвижимости. Уточните данную информацию в самом отделе Росреестра. 

Сайботалов Вадим Владимирович14.07.2019 02:51

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна14.07.2019 08:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. Подскажите, пожалуйста. В МУПе сменился руководитель. Необходимо ли перезаключать договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения? В преамбуле указаны сведения уволившегося руководителя. Не достаточно будет акта приема- передачи имущества?

Татьяна25.06.2019 13:38

Добрый день! При смене руководителя, нет необходимости перезаключать действующие договора. Необходимо уведомить контрагентов, арендаторов и т.д. о смене руководителя.

Дубровина Светлана Борисовна25.06.2019 13:52

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

Читайте также:  Статистические коды организации по инн - как узнать

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 13:40

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Может ли собственник здания обращаться в суд за взысканием задолженности к арендатору, если здание находится на праве хозяйственного ведения у ГУПа. Или в этом случае должен ГУП обратиться в суд?

София29.04.2019 09:11

Добрый день!Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом

Сайботалов Вадим Владимирович06.06.2019 15:37

Задать дополнительный вопрос

  1. Ситуация следующая: собственник имущества продал имущество в пользу третьего лица, не поставив в известность материально-ответственных лиц МУП. Имущество передано в МУП на праве хозяйственного ведения

Александр19.04.2019 12:07

Здравствуйте! Не могли бы вы сформулировать сам вопрос для качественной консультации?  Конкретизируйте вопрос!

Сазонов Сергей Владимирович19.04.2019 16:14

Задать дополнительный вопрос

Задавайте вопрос!

Карабанов Андрей Владимирович20.04.2019 11:23

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом

  • прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права
  • собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или
  • учреждения по решению собственника.
  • Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального
  • унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государства или
  • муниципального образования в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским
  • кодексом РФ.
  • Субъектами этого права являются исключительно государственные и муниципальные
  • унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий.
  • Предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе
  • продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество,
  • сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный)
  • капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим
  • имуществом без согласия собственника.
  • Остальным
  • имуществом,
  • принадлежащим
  • предприятию,
  • оно
  • распоряжается
  • самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми
  • актами.
  • Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обладает
  • определенными правами, в частности:
  • — решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его
  • деятельности, его реорганизации и ликвидации;
  • — назначает директора (руководителя) предприятия;
  • — осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью
  • принадлежащего предприятию имущества;
  • — имеет право на получение части прибыли от использования имущества (ст. 295 ГК
  • РФ).
  • Право оперативного управления – это право казенного предприятия или
  • учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться в отношении закрепленного за ними
  • имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,
  • заданиями собственника и назначением имущества.
  • Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и
  • учреждения.
  • Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или
  • учреждением, вправе:
  • — изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и
  • распорядиться им по своему усмотрению;
  • — определять порядок распределения доходов казенного предприятия.
  • Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться

закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное

предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не

установлено законом или иными правовыми актами (гг. 297 ГК РФ).

  1. В отличие от казенного предприятия учреждение вообще не вправе отчуждать или
  2. иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом,
  3. приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Это прерогатива собственника
  4. имущества.
  5. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено
  6. право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой
  7. деятельности,
  8. и
  9. приобретенное
  10. за
  11. счёт
  12. этих
  13. доходов
  14. имущество
  15. поступают
  16. в
  17. самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Однако
  18. законодательством чётко не определён характер вещных прав на это имущество. В то же
  19. время учреждение несёт ответственность по своим обязательствам данным имуществом.
  20. ТЕМА 14. Гражданско-правовая защита права собственности и других вещных
  21. Прав
  22. Содержание лекции:
  23. 1)
  24. 2)
  25. Понятие защиты права собственности и иных вещных прав
  26. Понятие виндикационного и негаторного исков
  • Любое право, в том числе право собственности, может быть нарушено. Эти нарушения
  • могут состоять в нарушении права владения, пользования, распоряжения имуществом,
  • причинении вреда имуществу.
  • В гражданском праве различаютвещно-правовые иски иобязательственно-
  • правовые.Вещно-правовые иски защищают право собственности в «статике», при
  • нарушении права пользования или лишении владения. В случае нарушения права
  • собственности в договорных отношениях (например, при невозврате поклажедателю
  • имущества, переданного хранителю по договору хранения) или в случае причинения вреда
  • имуществу применяются обязательственно-правовые иски.
  1. К вещно-правовым искам относятся:
  2. — виндикационный иск;
  3. — негаторный иск;
  4. — иск об освобождении имущества из-под ареста (исключении из описи) и другие.
  5. Виндикационный иск был известен еще римскому частному праву.
  6. Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст.
  7. 301 ГК РФ).Виндикационный иск — это иск невладеющего собственника к владеющему
  8. несобственнику об истребовании имущества из чуждого незаконного владения (например,
  9. право
  10. владения
  11. утрачено
  12. в
  13. результате
  14. кражи
  15. имущества).
  16. При
  17. удовлетворении
  18. виндикационного иска вещь должна быть сохранена в натуре. В случае уничтожения вещи
  19. виндикационный иск не подлежит удовлетворению, но может быть предъявлен иск о
  20. возмещении убытков.
  21. Удовлетворение иска зависит от того, является ли приобретатель имущества
  22. добросовестным или недобросовестным.Добросовестный приобретатель — это лицо,
  23. которое не знало и не могло знать, что имущество приобретено у лица, не имевшего права его
  24. отчуждать. Так, например, приобретение вещи за бесценок может свидетельствовать о том,
  25. что отчуждатель продает похищенную вещь и это свидетельствует о его недобросовестности.
  26. Отнедобросовестного приобретателя собственник вправе истребовать имущество во
  27. всех случаях. От добросовестного приобретателя собственник может истребовать имущество,
  28. только если оно было приобретено этим лицом безвозмездно, а если имущество приобретено
  29. возмездно, то в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому
  30. имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого,
  31. либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Деньги, а также ценные бумаги на

предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ).

  • При истребовании имущества от недобросовестного владельца собственник вправе
  • потребовать возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно
  • было извлечь за все время владения; а от добросовестного владельца — возврата или
  • возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он
  • узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску
  • собственника о возврате имущества.
  • Негаторный иск
  • В случае если собственнику создаются препятствия в нормальном осуществлении
  • права пользования и распоряжения вещью (например, один из сособственников квартиры
  • сменил замок с целью не допустить в квартиру другого сособственника), он может

предъявить негаторный иск. В соответствии со ст. 304 173 ГК РФнегаторный иск — это иск

  1. собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были
  2. соединены с лишением владения.
  3. Иск об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) прямо не
  4. регламентирован законодательством. Вопросы, возникающие на практике в связи с
  5. предъявлением данного иска, разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от
  6. 23 апреля 1985 г. № 5 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об
  7. освобождении имущества от ареста (исключении из описи)». Иск об освобождении
  8. имущества от ареста (исключении из описи) предъявляется в суд в тех случаях, когда при
  9. наложении ареста на имущество в акт описи включено имущество, принадлежащее не
  10. должнику, а другому лицу, являющемуся собственником этого имущества (например,
  11. родственникам, супругу, поклажедателю и другим лицам). Так, например, по иску об
  12. освобождении от ареста имущества, полученного супругами в период брака в дар, судья
  13. проверяет, действительно ли имел место договор дарения и кому было подарено имущество —
  14. одному из супругов или обоим, поскольку от этого зависит правильное решение вопроса о
  15. том, подлежат ли удовлетворению исковые требования, а если подлежат, то полностью либо

частично (ст. 36 Семейного кодекса РФ). При отсутствии допустимых законом доказательств,

подтверждающих наличие договора дарения имущества одному из супругов, это имущество

должно быть отнесено к общей совместной собственности супругов.

Источник: https://cyberpedia.su/9x5c8a.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *