Фз о медиации — основные положения

ФЗ о медиации - основные положения

Ровно через месяц —  25 октября —  вступают в силу изменения в законодательство о применении способов урегулирования споров посредством примирительных процедур. Юрист проекта по семейной медиации Михаил Фомин подготовил комментарии к новациям.

25 октября 2019 года вступает в силу  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 197-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Долгожданные   изменения расширяют применение способов урегулирования споров посредством примирительных процедур на основе добровольного волеизъявления сторон, в том числе при содействии суда.

Данные нормы позволят сторонам  более конструктивно и ответственно подходить к решению жизненно важных вопросов,  принимая ответственность за будущие отношения  на себя.

  Совместные усилия сторон по мирному урегулированию споров позволят значительно сэкономить время, материальные ресурсы, эмоциональное и физическое здоровье, снизить напряженность в отношениях и уберечь от иных негативных последствий.

Очень важной новеллой в области развития примирительных процедур является то, что медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения будет иметь  силу исполнительного документа.

При этом Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены  статьей, регулирующей удостоверение медиативного соглашения.

Теперь нотариусы будут удостоверять медиативное соглашение, достигнутое сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации,  с обязательным участием медиатора (медиаторов, медиатора — представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации), в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации.

Это нововведение означает, что  у сторон спора теперь нет необходимости обращаться в суд за защитой своих прав, если участники медиативного соглашения нарушают принятые на себя обязательства. И более того, новый закон теперь гарантирует сторонам возможность требовать исполнения медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, через службу судебных приставов.

Ряд важных изменений внесены в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Так, после принятия заявления судья, вынося определение о подготовке дела к судебному разбирательству, будет  указывать сторонам на возможность обратиться за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья,   содействуя примирению сторон, должен принимать меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии гражданского процесса, разъяснять условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, а также разъяснять сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий. При выявлении намерения сторон обратиться к судебному примирителю суд утверждает его кандидатуру, выбранную сторонами, в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

В предварительном судебном заседании судья также должен выяснять мнение сторон о возможности урегулировать спор и  предлагать сторонам использовать примирительные процедуры.

Гражданский процессуальный кодекс  РФ теперь дополнен новой главой «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

В этой главе  определены меры, принимаемые судом для примирения сторон на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

При этом стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя.

Здесь же закреплено положение о том, что примирение сторон возможно на любой стадии гражданского процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено ГПК РФ и не противоречит федеральному закону.

Теперь примирительная процедура может быть проведена по ходатайству сторон или по предложению суда.

При согласии сторон с предложением суда о проведении примирительной процедуры, в случае удовлетворения ходатайства о ее  проведении, суд выносит определение о ее проведении и при необходимости откладывает судебное разбирательство.

А в определении суд должен указать наименования сторон, предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура и сроки ее проведения.

  • Важной новеллой является положение о том, что срок, на который судебное разбирательство было отложено в целях примирения сторон, не включается в сроки рассмотрения дел, установленные настоящей статьей, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
  • Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий двух месяцев, по ходатайству сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, а также в случае принятия сторонами предложения суда использовать примирительную процедуру.
  • В ГПК РФ расширен перечень примирительных процедур: кроме  медиации, вводятся переговоры, судебное примирение.

Здесь необходимо отметить, что теперь судьи, пребывающие в отставке, вправе быть медиаторами и  судебными примирителями. Списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, будут вести советы судей субъектов Российской Федерации.

Кроме того, новый закон определил  возможные  результаты примирения, ими   могут быть:

  • мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

Мировое соглашение, согласно новому закону,  может быть заключено сторонами на любой стадии гражданского процесса и при исполнении судебного акта, оно утверждается судом и  не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

Также в данной главе  определено требование к форме и содержанию мирового соглашения, которое   заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их уполномоченными представителями.

Оно должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.

В мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и иные условия, не противоречащие федеральному закону.

Важно отметить, что теперь мировое соглашение заключается  в отношении предъявленных в суд исковых требований. Но при этом допускается включение в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства.

  1. Если  мировое соглашение противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, то суд его не утвердит.
  2. В свою очередь, при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц.
  3. Суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами.
  4. Мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим мировым соглашением.
  5. Если мировое соглашение добровольно не исполняется, то оно подлежит принудительному исполнению по правилам ГПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
  6. Аналогичные изменения внесены в  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
  7. Немаловажно, что согласно принятым поправкам, медиация может применяться к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, а также административных и иных публичных правоотношений.
  8. Однако медиация не допускается по некоторым категориям дел, возникающим из административных и иных публичных правоотношений:
  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии и т.п.

Комментарий подготовил

Юрист проекта «Развитие семейной медиации во Владимирской области», адвокат МРКА Фомин Михаил Александрович       25.09.2019

Президент подписал закон «О медиации»

ФЗ о медиации - основные положенияПрезидент РФ подписал закон  «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Медиация – это внесудебный способ урегулирования спора между сторонами при участии и под руководством третьего нейтрального лица – посредника, не наделенного правом вынесения обязательного для сторон решения.

  При  медиации две и более стороны встречаются с третьей стороной, которая, задавая вопросы, выслушивая мнения, помогает прийти к соглашению, которое бы устроило всех.

Данный институт альтернативного разрешения конфликтов давно известен международному праву.

Проект закона был внесен в Государственную Думу Президентом РФ.

История развития института медиации относится к 70-м годам XX века. Значительное распространение данный институт получил в США. В настоящее время, в результате глобализации, различные примирительные процедуры нашли свое отражение и в законодательстве ряда европейских стран.

Ориентиром  может служить Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 года и рекомендации Совета Европы:  О семейном посредничестве (1998) и О посредничестве в гражданско-правовой сфере (2002).

  Некоторые европейские государства учредили специальную должность судьи или иного работника судебного аппарата, главная функция которого – содействие примирению сторон (мировой судья в Италии, Греции, Испании, судебный примиритель во Франции).

Есть немало стран, в которых примирительная процедура устанавливается как обязательная стадия судебного разбирательства (в Финляндии – по всем гражданским делам).

Под руководством суда стороны могут обратиться к посреднику, причем в одних странах это просто дозволяется (Бельгия, Франция), в других – это поощряется (Италия, Испания, Швеция), а в некоторых является обязательным в определенных категориях споров (в Бельгии по вопросам сельскохозяйственной аренды и трудовым спорам).

До этого проекта  в Государственную Думу РФ  вносился проект  закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)».Указанный выше законопроект так определяет процедуру медиации: «примирительная процедура (медиация) – процедура урегулирования спора между сторонами с помощью лица, именуемого посредником.

Статья вторая названного нами законопроекта предусматривает, что:

«1.

Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям по урегулированию споров, возникающих в сфере гражданского оборота и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности российскими и иностранными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. 2.Настоящий Федеральный закон применяется также к отношениям по урегулированию споров, возникающих из трудовых, семейных и иных отношений, если иное не вытекает из федерального закона и существа соответствующих отношений».

В принятом Федеральном законе предмет правового регулирования определяется следующим образом:

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Ранее положения, которые связаны с решением споров во внесудебном порядке, были закреплены в АПК РФ. В п. 5 ст.

Читайте также:  Юридический адрес для регистрации ооо (2020)

4 АПК РФ указано, что если для определенной категории споров предусмотрен досудебный порядок урегулирования, то спор подлежит передаче в арбитражный суд только после соблюдения такого порядка. В ст.

138 АПК РФ предусмотрена возможность разрешения конфликта не только посредством мирового соглашения, но и при помощи других примирительных процедур.

Процедурой медиации в законе называется способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация проводится на принципах законности, равноправия сторон, конфиденциальности информации, ставшей известной посреднику и сторонам в ходе медиации, а также на принципе беспристрастности и независимости посредника.

Из данных принципов вытекает особенности отношений, которые будут регулироваться с помощью медиации. Законодатель видит основное применение процедуры медиации в урегулировании гражданско-правовых споров, причем, не устанавливая закрытого перечня отношений.

О каких «иных отношениях» говорит законодатель? Попытаемся предположить.

На наш взгляд, дела частного обвинения также можно разрешать с помощью данного института.

Назовем несколько причин: во-первых, в данных делах отсутствует публичный интерес, дела начинаются по воле стороны и могут быть окончены примирением, во-вторых, пострадавшие лица крайне редко подают заявление о возбуждении дела частного обвинения по причине нежелания идти в суд и, наконец, суды сами не заинтересованы в рассмотрении этой категории дел, так как достоверных доказательств  стороны предоставить не могут. Медиация в этом случае подходит как нельзя лучше. Стороны не подвергнуты «стрессу судебного заседания», заинтересованы в разрешении конфликта, достижения консенсуса. Также необходимо отметить, что споры частно-публичного характера,  по нашему мнению,  не могут разрешаться с помощью процедуры посредничества в виду присутствия публичного интереса, заведомого неравенства субъектов, а также тяжести деяния, хотя в литературе встречаются и другие мнения.

Сложнее дело обстоит с административными спорами, так как административные отношения предусматривают  неравенство субъектов. «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах» предусматривает  внедрение механизма досудебного  обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц.

Концепция проекта федерального закона «О внесудебном порядке оспаривания гражданами и организациями решений и действий (бездействия) органов публичной администрации» предусматривает создание квазисудебных органов – апелляционных комиссий – коллегиальных органов, которые бы стали второй инстанцией по рассмотрению жалоб граждан.

Пока не определено, каким образом эти коллегии должны формироваться, но предполагается обязательное участие правозащитников и представителей общественных организаций.

На наш взгляд, данная модель далека от «чистой» медиации, так как, во-первых, нарушается принцип независимости и беспристрастности посредника, в данном случае государственный орган не может быть независим и беспристрастен по определению, во-вторых, медиатор не должен быть активен, он должен обеспечить условия для обсуждения причин спора и возможности консенсуса.

Данная модель, при ее внедрении, может считаться особым институтом альтернативного разрешения конфликтов.

Например, в Германии развита юстиционная медиация, когда суд сам назначает медиатора из судей, но в данном случае независимость и беспристрастность являются важнейшим атрибутом статуса судьи, в случае же с апелляционными комиссиями вопрос о равенстве сторон  и беспристрастности не может быть решен однозначно. Если функции апелляционных коллегий будут переданы в рамках аутсорсинга, то данная модель   ближе к медиации – хотя стороны фактически неравны, юридически они обладают одинаковыми правами, а посредник сохраняет независимость и беспристрастность.

Несколько слов о применении медиации к гражданско-правовым спорам.

Прибегать  к процедуре посредничества субъектам гражданского оборота стоит  в тех случаях, когда стороны ограничены во времени, в средствах, хотят сохранить конфиденциальность, либо надеются на сохранении дальнейших отношений, например в сфере предпринимательской деятельности. Применение медиации значительно снизит загруженность судов, повысив тем самым качество судебного разбирательства. Но, кроме плюсов медиации, существуют и некоторые существенные проблемы.

Одной из таких проблем является отсутствие программ обучения медиаторов, посредником может быть не любое лицо, это должен быть не просто юрист, но и психолог. Сейчас проводятся дорогостоящие курсы по обучению профессиональных медиаторов, но государственного стандарта нет, а, значит, возможны случаи мошенничества и непрофессионализма.

Медиатором в соответствии с законом является  независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Но такой программы пока не установлено.

Следующая проблема – исполнение соглашений, заключенных по окончании медиации. Вначале, при подготовке  проекта планировалось исполнение через нотариальную контору, т.е.

когда соглашению, которое заключают между собой стороны, придается сила исполнительного документа, но при дальнейшей подготовке данные положения были исключены.

Сейчас вышеназванное соглашение является гражданско-правовой сделкой или же может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения.

Новый закон о медиации – важный шаг для развития правового поля страны

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Статья с сайта юридической фирмы «Правовые решения» г. Вологда. Арбитражные споры

Закон о медиации с последними изменениями

При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.

Общие положения

Федеральный закон № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” был принят Государственной Думой в третьем чтении 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 июля 2010 года.

Законодательство о медиации состоит из 20 статей, определяющих следующие составные элементы:

  • Ст. 1 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 2 содержит объяснение ключевой терминологии;
  • Ст. 3 определяет основные принципы, согласно которым разворачивается процедура медиации;
  • Ст. 4 устанавливает правила использования медиации при решении споров в судах и третейских судах;
  • Ст. 5 предусматривает работу с конфиденциальной информацией;
  • Ст. 6 определяет порядок предоставления сведений, являющихся предметом спора;
  • Ст. 7 описывает основные условия, при которых применяется процедура медиации;
  • Ст. 8 предусматривает правила составления соглашения о решении спора с помощью посредника;
  • Ст. 9 устанавливает правила определения медиатора;
  • Ст. 10 описывает особенности оплаты процедуры медиации;
  • Ст. 11 предусматривает порядок осуществления процедуры посреднического решения спора;
  • Ст. 12 определяет суть медиативного соглашения;
  • Ст. 13 устанавливает сроки осуществления процедуры посредничества;
  • Ст. 14 предусматривает условия прекращения медиации;
  • Ст. 15 определяет требования к медиаторам;
  • Ст. 16 устанавливает правила профессиональной деятельности медиаторов;
  • Ст. 17 описывает меры ответственности посредников и организаций, которые выполняют роль посредников при решении конфликтных ситуаций;
  • Ст. 18 определяет статус, полномочия и требования к организациям, выполняющим роль медиаторов;
  • Ст. 19 устанавливает основные функции организаций, которые предоставляют услуги по медиации споров;
  • Ст. 20 описывает порядок вступления законодательства в силу.

Настоящее законодательство предусматривает применения процедуры медиации только для решения споров, возникающих при гражданских правоотношениях, включая предпринимательскую и экономическую деятельность, а также при решении трудовых и семейных конфликтов.

Данная операция осуществляется во время разрешения спорных ситуаций во время судопроизводства в гражданских и арбитражных судах.

Если конфликт является коллективных или он затрагивает третьи лица, а также выходит за компетенции установленных судебных инстанций, запрещается использовать услуги посредников.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год по ссылке:

Процедура медиации осуществляется на основе следующих принципов:

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Нельзя прибегать к услугам медиатора, если одна из сторон не поддерживает данной инициативы.

Процедура медиации применяется при следующих условиях:

  • Стороны должны добровольно составить письменное соглашение о привлечении медиатора для решения спорной ситуации и предоставить ссылку на материалы, являющиеся предметом конфликта;
  • Процедурой можно воспользоваться до обращения в суд для решения спора или после, во время судебного разбирательства по рекомендации судьи;
  • Договор о медиации не препятствует одновременному обращению в суд;
  • Осуществление процедуры разбирательства при помощи посредника начинается с момента подписания соответствующего соглашения;
  • Если одна из сторон не отвечает на инициативу о применении медиации в течении тридцати дней, данное предложение является отклонённым.

Договор о применении процедуры медиации должен оформляться в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 настоящего законодательства.

Также читайте ФЗ 161 о национальной платежной системе в последней редакции.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в ФЗ-193 были внесены 27 июля 2013 года.

В ходе указанной редакции был изменён пункт 1 части 4 статьи 18, предусматривающий включение саморегулируемой организации медиаторов в государственный реестр при условии, что в её штате находится более ста действующих профессиональных представителей, выполняющих медиаторную деятельность или при объединении двадцати организаций, предоставляющих услуги по решению споров при помощи медиации.

Фз о медиации

Медиация, новое явление в российском праве. Правовому акту, регламентирующему его, на днях исполнилось всего семь лет – детский возраст по сравнению с другими правовыми институтами разрешения конфликтов. Но начало положено, новый способ урегулирования споров включен в правовое поле, применяется на практике и достаточно успешно развивается. Разберемся что нового предложил законодатель, какие особенности присущи новому механизму, для этого внимательно прочитаем Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

До принятия рассматриваемого акта, закон предусматривал следующие основные способы разрешения разногласий между участниками спора:

  • переговоры;
  • третейское разбирательство;
  • разрешение спора государственным судебным органом.

Приведенный перечень далеко неполный, в него следовало бы включить разрешение споров в административном порядке связанные с обращением в различные государственные органы, например, обжалование их решений в порядке подчиненности, жалобы в ФАС и прочие, но поскольку, как будет сказано ниже, применение медиативных процедур в этих ситуациях невозможно, мы выделили только три основных способа.

Из приведенного списка только переговоры, как способ разрешения ситуации, позволяет сторонам с самого начала самостоятельно достичь приемлемого решения, прийти к компромиссу. Включение в спор органа, уполномоченного постановлять решение, значительно сужает возможности, ограничивает варианты решения проблемы, но не исключает мирового соглашения.

Если проанализировать последние тенденции развития процессуального права, становится очевидным, что законодатель настойчиво внедряет в практику разрешения конфликтов нормы, предписывающие сторонам в первую очередь попытаться договориться.

С этой целью в процессуальные кодексы внесены нормы об обязательном досудебном урегулировании спора по большинству категорий дел.

На практике действия истцовой стороны, на которую возложена эта обязанность, сводятся к направлению претензии, до реальных переговоров процесс доводится редко.

  В чем заключается порядок решения споров

Читайте также:  Образец дополнительного соглашения об изменении заработной платы — копия

Одной из причин, по которой дело все же доходит до суда, является нежелание сторон вступать в прямые переговоры, договариваться, обусловленное накопившимися взаимными претензиями, обидами, некорректным поведением одной из них в прошлом и прочими чисто субъективными мотивами. На преодоление этих препятствий направлена процедура медиации.

Закон определяет медиацию как добровольный способ решения разногласий, реализуемый через участие посредника – медиатора (см. п.п. 2 ст. 2). Основное отличие такого способа разрешения конфликта – порядок принятия решения.

Судебный порядок предполагает активное участие судьи в постановлении решения. Медиация отстраняет посредника от рассмотрения, анализа обстоятельств и принятия решения. Каким образом разрешиться спор устанавливают его стороны.

Когда применяется

Разрешить через процедуру медиации можно любой спор, если он основан на гражданских, семейных или трудовых отношениях (но только не коллективные споры). Другие разногласия не могут быть предметом медиации. Также ограничивает возможность применения процедуры включение в разногласия интересов третьих лиц или публичных (см. п. 2 ст. 1).

Прийти к соглашению о проведении медиации можно как на стадии досудебной, так и во время рассмотрения дела судом или арбитражным судом (см. п. 4 ст. 1). Достигнутые договоренности утверждаются судьей в качестве мирового соглашения.

Вместе с тем наличие предварительной договоренности о привлечении медиатора не является безусловным основанием для остановки производства по иску или отложении судебного разбирательства.

При веских доводах, в интересах одной из сторон, суд может рассмотреть дело по существу (см. ст. 4).

Условия применения

Применение медиации может быть заранее предусмотрено сторонами сделки, путем медиативной оговорки. Важно чтобы это условие было зафиксировано письменно (см. ст. 7).

Направить предложение о привлечении медиатора может любая сторона самостоятельно или через медиатора. Предложение может исходить и от судьи, рассматривающего спор. В любом случае процедура начнется только после заключения сторонами соглашения, предусматривающего:

  Избирательные споры и порядок их разрешения

  • сведения о предмете разногласий;
  • информацию о посреднике, привлеченном для организации переговоров;
  • порядок их проведения;
  • условия участия сторон в расходах на процедуру;
  • конкретный срок, в который стороны планируют договориться.

Важно! Принудить сторону конфликта к участию в медиации невозможно.

Срок ответа на предложение о медиации указывается в предложении о ее проведении. Если письмо не содержало такого указания, срок признается равным тридцати дням. По прошествии этого времени предложение считается отклоненным.

Процедура

Со дня заключения соглашения начинается процедура медиации. Она должна быть окончена за шестьдесят дней, если не был согласован более короткий срок. В исключительных случаях, при согласии всех участников процесса, включая медиатора, срок переговоров может быть увеличен. При любых обстоятельствах переговорный процесс не должен тянуться больше ста восьмидесяти дней, а проводимый в рамках судебного процесса – шестидесяти (см. ст. 13).

Конкретный порядок действий сторон определяется по соглашению между ними. Стороны могут поручить медиатору определять порядок ведения переговоров и совершения действий. Каких-либо ограничений или обязательных предписаний в отношении процедурных вопросов закон не содержит.

Предложения, направленные на урегулирование спора должны исходить от сторон. Посредник не вправе предлагать сторонам конкретные варианты решения, вмешиваться в процесс согласования условий. Однако, по взаимному согласию стороны могут обратиться за помощью к медиатору.

Закон запрещает сторонам разглашать без взаимного согласия любы сведения, ставшие им известными во время медиации. Медиатор вправе делать публичные заявления только с разрешения участников процесса.

Посредники

Закон специально оговаривает, что медиация не является предпринимательской деятельностью. Оказывать сторонам помощь в достижении согласия могут любые физические лица, отвечающие следующим требованиям:

  • старше восемнадцати лет;
  • отсутствие судимости.

Если посредник действует на профессиональной основе, он должен отвечать дополнительным требованиям:

  Срок оспаривания крупной сделки

  • быть старше двадцати пяти лет;
  • получить высшее и дополнительное образование в области медиации.

Медиатор должен действовать беспристрастно и быть независимым от участников спора.

Заинтересованность в итогах разрешения спора или родственные отношения с одним из участников, являются препятствиями к участию посредника в переговорном процессе.

Число посредников, которых можно привлечь к медиации, не ограничено.

При достижении положительного результата стороны заключают медиативное соглашение, представляющее собой гражданско-правовую сделку, содержащую обязательства, принятые сторонами, и условия их исполнения. Ее выполнение может обеспечиваться любым из предусмотренных ГК способов. Защита интересов сторон по такой сделке осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Основаниями прекращения процедуры медиации являются:

  • заключение медиативного соглашения;
  • заключение соглашения о прекращении процедуры;
  • заявление одной стороны об отказе от продолжения переговоров;
  • заявление посредника о прекращении процедуры ввиду нецелесообразности ее продолжения.

В первых двух случая процедура считается окоченной в момент заключения соответствующих соглашений. В последних – со дня направления заявлений.

Заключение

Закон о медиации носит рамочный характер, регламентируя только основные моменты отношений участников медиативных отношений, устанавливая принципы. Сторонам спора и посредникам предоставлено большое пространство для маневра, ведения переговоров и достижения конструктивного решения.

Может показаться, что излишняя свобода в процедурных вопросах является недостатком нормативного акта, ведь мы так привыкли к доскональному регулированию каждого действия во время судебного процесса, но это не так.

Цель медиации в достижении добровольного компромиссного решения, излишнее правовое регулирование не будет способствовать ее достижению.

Общие положения о процедуре медиации в РФ

  • Общие положения о процедуре медиации в РФ
  • В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица (медиатор), а также содействия дальнейшему развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений разработан специальный федеральный закон, который вступил в силу с 1 января 2011 года. 1
  • Медиатор (медиаторы) — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
  • В соответствии со статьей 16 этого Закона Правительство Российской Федерации постановило, 2 что программа подготовки медиаторов утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Программа подготовки медиаторов 3 является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки. Она является основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов, специализированных учебных программ. Программа осваивается по очной форме обучения и состоит из следующих трех образовательных программ повышения квалификации:

1) «Медиация. Базовый курс»;

2) «Медиация. Особенности применения медиации». К прохождению этой образовательной программы слушатели допускаются только после успешного завершения обучения по образовательной программе «Медиация. Базовый курс»;

3) «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов». Слушатели допускаются к прохождению данной образовательной программы не только после успешного завершения образовательной программы «Медиация. Особенности применения медиации», но и после завершения образовательной программы «Медиация. Базовый курс».

Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией. Указанные документы заверяются печатью организации.

Структура и содержание Программы представлены примерным учебным планом по каждой образовательной программе, модулями и темами в рамках каждой образовательной программы.

В модулях и темах по образовательным программам раскрывается рекомендуемая последовательность обучения, указывается распределение академических часов по темам.

Освоение Программы должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе «Медиация. Базовый курс».

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Уже в середине января 2011 года арбитражные суды субъектов Российской Федерации в ходе одного процесса создали два прецедента. 4 В Омской области видеосистемы соединили на судебном заседании четыре региона. Спорящие стороны в прямом эфире впервые в современной России заключили мирное соглашение, подготовленное медиаторами.

Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

Законом определены запреты на применение процедуры медиации. В частности, она не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, в том случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

Процедура медиации не применяется и к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяются процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 15 Закона деятельность медиатора не является предпринимательской и может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (статья 17 Закона).

1 Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

2 Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов».

3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении Программы подготовки медиаторов».

4 Куликов Владислав. Спорим на троих (суд утвердил первое в стране соглашение по особой процедуре медиации) // Российская газета. 2011. 18 января.

Когда применяется процедура медиации, а когда – нет

Медиация применима, в спорах, относящихся к:

  • семейным делам: развод, раздел имущества, алименты, место жительства и порядок общения с детьми
  • предпринимательской, экономической отрасли (гражданские правоотношения); 
  • сфере трудовых взаимоотношений; 
  • другие отношения, по которым медиация не запрещенна (см. ниже)

   Стоит отметить, что в существующем сегодня законодательстве нет четко урегулированного перечня споров, где медиация применима. Зачастую это частноправовые споры, не публичных правоотношений.

  •    Зато в Законе о медиации понятно чёрным по белому сказано о том, когда НЕ может быть применена данная процедура:
  • 1. Коллективный, и трудовой конфликты, а также спор, возникший из гражданских отношений (например, предпринимательская деятельность);
  • 2. если спор затрагивает права третьих лиц, публичные интересы (трудовая или семейная сфера);
  • 3. действия со стороны судьи, ведущие к примирению сторон;
  • 4. Если лицо не заинтересовано в погашении конфликта;
  • 5. В случае привлечения публичного внимания и общественности к делу:
Читайте также:  Новое в уголовном законодательстве

6. Также, к процессу медиации не разрешается прибегать, если спор имеет конституционные или уголовные решения суда.

  1.    Каким образом может проходить медиация
  2.    НЕ СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК рассмотрения споров (например, когда в споре возникают конфликты или затруднения, но в суд вы идти не намерены);
  3.    ДО СУДА (при необходимости урегулировать разногласия путём медиации в рамках ФЗ или на основании заключённого между сторонами соглашения или договора, где есть об этом соответствующая оговорка);

   В ПРОЦЕССЕ СУДА (если лица приняли решение о медиации, причем произойти это может на любом этапе судебного разбирательства. В таком случае суд обязуется предоставить это право).

   В чем заключаются принципы медиации

   ДОБРОВОЛЬНОСТЬ. Основа процесса медиации – добровольное участие в ней всех заинтересованных лиц с целью прийти к мирному соглашению. Нельзя заставить человека воспользоваться этим процессом. Выход участника медиации из процесса на любом его этапе, согласие или не согласие с результатом, использование услуг того или иного медиатора – воля самого участника процесса, и только.

   КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. В отличие от судебного разбирательства, медиация основана на неразглашении сведений об участниках процесса. Медиатор не должен придавать огласке любые процессуальные тонкости.

   РАВНОПРАВИЕ. Принцип равноправия граждан подразумевает наличие одинаковых у них прав. Никто не имеет процессуальных или каких бы то ни было преимуществ в споре.

   БЕСПРИСТРАСТНАЯ ОЦЕНКА. Медиатор должен брать на рассмотрения только те дела, в которых он сможет оставаться беспристрастным и справедливым, в противном случае — он обязуется прекратить медиацию. Основная же задача медиатора – найти оптимальное решение или способа договориться.

   В какие сроки проводится медиация

   Скажем сразу, процессуальные сроки не регламентируются в гражданском суде. Регламент прописан в соглашении о применении процедуры медиации, заключённого между гражданами. Досрочное прекращение медиации возможно только, если стороны заключат медиативное соглашение.

   Заметим, что в процессе медиации имеют право участвовать любые категории граждан, а также юридические лица.

Другие статьи на эту тему

ФЗ-193 о медиации

Медиация — термин используется для определения процесса примирения двух сторон, которые урегулировать спор самостоятельно не могут и вынуждены прибегнуть к помощи медиатора (посредника).

Процедура медиации является альтернативой обращению в суд для разбирательства.

По сравнению с судебным разбирательством медиация имеет много преимуществ — экономия времени и денег, возможность выбрать посредника самостоятельно, конфиденциальность, участие в принятии решения. Рассмотрим подробнее, что гласит закон 193-ФЗ.

Описание ФЗ-193 о медиации

193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)» был принят Госдумой 7 июля 2010, одобрен СФ через неделю того же года и вступил в силу 27 июля 2010 года. Законопроект регламентирует применение процедуры медиации при урегулировании споров в гражданских, трудовых, семейных разбирательствах и т. д.

Закон состоит из 20 статей:

  • ст. 1 — объект и область регулирования действующего закона;
  • ст. 2 — ключевые понятия, которые применяются в настоящем законе;
  • ст. 3 — особенности осуществления процедуры медиации;
  • ст. 4 — использование данной процедуры при урегулировании спора в суде или третейском суде;
  • ст. 5 — засекреченность информации, которая используется в процессе;
  • ст. 6 — условие, при которых медиатору разрешено огласить информацию;
  • ст. 7 — при каких условиях можно применить процедуру медиации;
  • ст. 8 — договоренность об осуществлении процедуры;
  • ст. 9 — избрание человека на роль медиатора;
  • ст. 10 — произведение оплаты работы посредника;
  • ст. 11 — порядок осуществления процедуры;
  • ст. 12 — медиативный договор;
  • ст. 13 — сроки выполнения;
  • ст. 14 — завершение процесса;
  • ст. 15 — условия, применяемые к медиаторам;
  • ст. 16 — выполнение медиатором работы на профессиональной основе;
  • ст. 17 — ответственность посредников и организаций, которые осуществляют данную процедуру;
  • ст. 18 — СРО медиаторов;
  • ст. 19 — ключевые функции СРО медиаторов;
  • ст. 20 — обретение правовой силы настоящего закона.

Данный законопроект о медиации не часто подвергался изменениям и последняя действующая редакция датируется 23-им июлем 2013 года, положения вступили в силу 1-го сентября 2013 года.

Скачать

Процедура медиации является довольно действенным методом урегулирования конфликтов и споров. Конфликтующие стороны могут обратиться к медиатору для эффективного и быстрого осуществления защиты собственных прав. Процесс занимает немного времени и не требует внушительных денежных затрат, поэтому многие предпочитают решение конфликта посредством применения процедуры медиации.

Для лучшего понимания настоящих положений закона следует ознакомиться с его содержанием. Скачать Федеральный закон 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в действующей редакции можно по ссылке.

Особенности института медиации по законодательству США

Горева, С. А. Особенности института медиации по законодательству США / С. А. Горева. — Текст : непосредственный, электронный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 4 (11). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/133/4252/ (дата обращения: 17.04.2020).



В статье автор анализирует законодательство о медиации в США.

В частности, автор изучает становление института медиации в США, проводит разбор процедуры медиации, проводимой в соответствии с Единообразным актом о медиации 2001 г. США.

Автор акцентирует внимание на значении института медиации и предложениях по совершенствованию процедуры медиации в РФ, в соответствии с предложениями, указанными в проектах федеральных законов.

Ключевые слова: процедура медиации, институт медиации, посредник, альтернативный способ.

Правосудие — это то, с помощью чего во всем мире осуществляется разрешение правовых конфликтов, защита прав граждан и организаций, личных, общественных и государственных интересов. [1, c.14] Независимость судебной власти, ее организованность и эффективность являются атрибутом правового государства.

В последнее время можно наблюдать возрастающий интерес к альтернативным способам разрешения конфликтов, в частности, к процедуре медиации.

Повышенный интерес и необходимость развития и распространения процедуры медиации связан, прежде всего, с ее способностью разгрузить судебную систему, повысить оптимальность гражданского судопроизводства и, самое главное, стабилизировать социальные отношения в обществе.

США находится в числе первых государств, которые пришли к пониманию о необходимости решения вопросов, связанных с легальным и полноценным формированием института медиации. Необходимо отметить, что в первую очередь, зарождение процедуры медиации было нужно для урегулирования споров, возникающих в сфере трудовых отношений.

В частности, причиной, по которой правительство США приняло решение привлечь независимого нейтрального посредника для урегулирования разногласий сторон, которым явилось Министерство труда, явились многочисленные столкновения профсоюзов с работодателями, а также борьба рабочего населения за благоприятные условия труда, социальные гарантии, достойный размер заработной платы. [2, c. 216] С 1947 г. в США ведет свою деятельность специальный орган — Федеральная служба по медиации и примирительным процедурам. Еще одной предпосылкой становления института медиации стало создание в 1960-е гг. негосударственных организаций «Neighborhood Justice Center» и «Community Mediation» для урегулирования конфликтов в семье между соседями и малообеспеченными лицами.

На сегодняшний день сложившаяся в США практика судов направлена на разрешение большего количества споров в добровольном досудебном порядке. Судья наделен полномочиями по приостановлению разрешения дела по существу с целью предложить сторонам урегулировать спор посредством обращения к медиатору.

В США функционирует Национальный институт разрешения споров, который занимается разработкой новых методов медиации. Теоретические и практические положения о медиации в США размещаются в издании «Mediation Quartly» и ежегодном издании «American Journal of Mediation», имеющие авторитет среди читателей. [3, c.

25] Для осуществления практической деятельности в сфере медиации в США были созданы специальные службы, получающие субсидии от правительства США, общественных организаций и частных лиц.

В США принят Единообразный акт о медиации (Uniform Mediation Act) 2001 г., который действует и в настоящее время. В этом документе под медиацией понимается «процесс, в котором посредник способствует общению и переговорам между сторонами с целью помочь урегулировать возникший спор посредством добровольного соглашения». [4, c.2]

Единообразный акт о медиации США предусматривает применение медиации в гражданских и коммерческих спорах, не затрагивающих вопросы конституционных прав. [5, c.65] Для некоторых категорий споров существуют особые процедурные правила, например, для трудовых споров созданы Арбитражные правила и медиационные процедуры по трудовым делам Американской Арбитражной Ассоциации.

Требования к посреднику определяются законодательством штатов [6, c.313]. Например, в штате Мичиган, в соответствии с Правилами посредничества, в качестве посредника может выступать физическое лицо, имеющее юридическое образование, непосредственно проживающий в данном штате и имеющий стаж по юридической практике минимум 5 лет.

Посредничество осуществляется коллегией посредников, которая состоит из трех юристов. Выбор посредника осуществляют адвокаты спорящих сторон из списков, находящихся у клерка суда, в котором должно содержаться не менее 50 кандидатов. Клерк отбирает юристов для включения в список способом, указанным судьями суда.

Когда дело передается на проведение процедуры медиации, адвокат истца и адвокат ответчика могут выбрать по одному имени из списка претендентов. Третий посредник — председатель коллегии — избирается по соглашению адвокатами сторон. Если адвокаты не могут прийти к согласию, то третий посредник выбирается по соглашению избранных посредников.

Если и они не могут прийти к согласию, третьего посредника назначает клерк по своему усмотрению. [7,8 c.29]

Медиация является конфиденциальной процедурой, за исключением, если стороны не договорились об ином.

В Единообразном акте о медиации установлен перечень случаев, когда принцип конфиденциальности процедуры медиации не распространяется на определенную информацию, например, которая является открытой для ознакомления на основании закона; связана с угрозой нанесения телесных повреждений или совершения преступления и др. [9,10 c.1]

В нашей стране 27.07.2010 г. был принят ФЗ № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». С его принятием появился интерес к процедуре медиации, кроме того, принятие Закона о медиации стало важным этапом в процессе интеграции Российского государства в сообщество Европейских стран.

В настоящее время в Государственную Думу поступило несколько законопроектов (например, от Пленума Верховного суда РФ, Арбитражного суда РФ и др.), которые предлагают внести изменения и дополнения в ФЗ № 193-ФЗ, в Гражданский, Трудовой, Семейный, Уголовный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ и др. законы.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *