Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение минфина

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что промышленное производство редко является экологически чистым видом деятельности.

Экологический сбор сегодня платят многие компании, которые не утилизируют продукты производства самостоятельно.

Для некоторых компаний это и вовсе невозможно – как из-за дороговизны процедуры утилизации, так и потому, что они не  могут отвечать за утилизацию выведенной на рынок продукции.

Параллельно с этим с предприятий взимается плата за вред окружающей среде, расчет которой регулируется законом «Об охране окружающей среды». Платеж этот также является неналоговым и распространяется на компании, чья деятельность связана с причинением вреда окружающей среде: за выбросы в воздух и сбросы в воду вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов.

Рост неналоговой нагрузки еще в прошлом году обеспокоил бизнес, который даже обращался в правительство с просьбой о систематизации таких платежей. Накануне же стало известно, что Минфин России избрал наиболее радикальную меру систематизации – введение нового экологического налога.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

www.globallookpress.com

Налог вместо сбора

Разработанный министерством законопроект уже опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Документ предусматривает введение поправок в Налоговый кодекс – дополнение его главой «Экологический налог». В пояснительной записке к законопроекту сказано, что новый налог должен заместить собой сборы за вред окружающей среде.

Из-за августовского «бестемья» заголовки о новом налоге заняли первые места на главных страницах сетевых СМИ, вызвав легкую панику у тех, кто не потрудился вникнуть в проблему. Между тем речь идет просто о замене сбора с предприятий налогом для повышения платежной дисциплины – ответственность за невыплату налогов выше, чем за невыплату сборов.

Существующий в настоящее время неналоговый платеж – плата за негативное воздействие на окружающую среду, – регулируемый природоохранным законодательством Российской Федерации, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в Налоговый кодекс Российской Федерации,

– совершенно резонно сказано в записке.

Минфин полагает, что новый налог необходим, так как качество взимания сбора оставляет желать лучшего, а в результате приходится финансировать различные экологические программы не только из собранных средств, но и из федерального или региональных бюджетов.

Документ предполагает, в частности, отказ от существующих ныне норм индивидуального расчета суммы платежей и введение фиксированных налоговых ставок за выброс вредных веществ в атмосферу, сброс загрязнений в воду и размещение отходов производства по классу их опасности.

Налоговой базой нового законопроекта будет объем или масса загрязняющих веществ – выброшенных в атмосферу или водные объекты, а также размещенных за вычетом направленных на переработку. Документ предполагает, что налоговую базу налогоплательщик определяет самостоятельно, а также на основе данных производственного экологического контроля.

Так, например, за тонну выбросов сероводорода налогоплательщику придется заплатить 686,2 руб., за тонну хлора – 181,6 руб., а вот свинец и его соединения обойдутся уже существенно дороже – 18,2 тыс.

рублей за тонну. Есть в перечне и крайне «дорогие» вещества: тонна выбросов бензапирена, если этот факт будет установлен, должна обойтись предприятию в 5,47 млн рублей, анилина – 5,95 млн рублей.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

Alexey Soloukhin / Shutterstock.com

Ключевым отличием экологического налога от неналоговых сборов станет ответственность. В пояснительной записке сказано, что по ныне действующим законам у плательщика нет достаточных стимулов к внесению платежей. Иначе говоря, платежи, по мнению Минфина, часто просто не платятся.

Перенос экологических платежей в налогооблагаемую базу будет означать возможность применения к недобросовестному налогоплательщику мер налоговой, административной и даже уголовной ответственности. Эта «дубина», как считает Минфин, сразу позволит резко увеличить собираемость.

О чем просил бизнес

В марте 2018 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и «Опора России» написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором заявили о недовольстве ростом неналоговых платежей и просили систематизировать эти отчисления в виде отдельного законопроекта. Еще тогда представители этих бизнес-объединений указывали, что не поддерживают включение экологических платежей в Налоговый кодекс.

Обсуждение этого закона ведется уже третий год. Законопроект о систематизации неналоговых платежей при этом существует и даже был в конце 2017 года согласован Минфином и Минэкономразвития. Документ предполагал разделение платежей на налоговые и неналоговые, а также регламентировал их включение в реестры и определял порядок уплаты.

Примечательно, что до принятия этого законопроекта был введен мораторий на введение новых платежей, однако, по мнению представителей бизнес-объединений, мораторий этот не работал.

«На сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих», – написали тогда представители РСПП, ТПП и «Опоры России» (выдержки приводил «Коммерсант»).

Рабочая версия законопроекта по неналоговым платежам касалась регулирования около 50 платежей. По данным Минфина, нагрузка на бизнес составила бы 0,7-0,8% ВВП.

Бизнес тогда предупреждал, что «упаковка» всех неналоговых платежей в Налоговый кодекс не приведет ни к чему хорошему: говорилось о росте налоговой и административной нагрузки на бизнес хотя бы в части применения обеспечительных мер к предприятиям.

Кроме этого, был риск «десистематизации» платежей при включении в налоговую систему – вместо отдельного порядка в неналоговой системе могла (и может) возникнуть неразбериха при переводе их в налоговую – это требует переработки отраслевого законодательства.

В ФНС тогда также говорили о сложности включения в налоговую систему неналоговых платежей.

Занимавшая тогда должность замглавы ведомства Наталья Завилова отмечала, что привести сборы к налоговому знаменателю по образцу Налогового кодекса вообще невозможно.

И хотя такая мера могла бы повысить платежную дисциплину бизнеса, но неизбежно привела бы к большим тратам из бюджета, росту нагрузки на налоговые органы и перекраиванию законодательства.

Полумеры Минфина

Президент «Опоры России» Александр Калинин рассказал в интервью Царьграду, что инициатива Минфина по переводу неналоговых платежей в налоговую систему не только потребует дальнейшей проработки, но и не вносит порядка.

Это не новость для бизнеса, потому что мы обсуждали вопрос упорядочивания неналоговых платежей почти два года.

И итоги дискуссии такие, что часть неналоговых платежей – их немного, но они серьезные, в частности, экологические, утилизационные сборы – погрузить в Налоговый кодекс.

Это даст более жесткий контроль над соблюдением российского природоохранного законодательства, меньше станет возможности уклоняться для тех, кто загрязняет окружающую среду,

– отметил Калинин.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

А. Калинин. www.globallookpress.com

По его словам, с внесением экологических платежей в Налоговый кодекс бизнес получит больше гарантий, но и больше контроля, произойдет рост административной нагрузки.

По фискальной нагрузке – дьявол кроется в деталях, однако административная нагрузка точно увеличится. Тут и уголовное преследование, пени, штрафы, контроль за своевременностью уплаты, начисления. Все это теперь переходит в ведение ФНС,

– сказал господин Калинин, указавший также на недостаток проработки механизма платежей.

Минфин один блок, получается, прописывает, делает его прозрачным, ужесточает контроль, а вот второго блока у нас как не было, так и нет. Мы считаем, что должен быть внесен еще один пакет.

У нас совершенно нигде не прописано, как финансируется деятельность тех предприятий, которые занимаются утилизацией.

Получается, что деньги в бюджет будут поступать, а вот по каким каналам их будут получать утилизационные организации – непонятно, у нас этого механизма не создано,

– отметил глава «Опоры России».

Калинин напомнил, что не так давно возникла неловкая ситуация, когда в Россию приезжала утилизационная фирма из Скандинавии, которая построила там три завода по утилизации очень вредного вида отходов – батареек.

Представители фирмы предлагали построить завод в Подмосковье и спросили, как предприятие будет получать деньги от утилизационного сбора.

Они с удивлением узнали, что в России такого механизма не существует, отметил Калинин.

У них деньги от утилизационного сбора аккумулируются в некоммерческих структурах, а затем делятся в разных пропорциях, утвержденных правительством, и передаются заводам,

– рассказал он.

По словам Калинина, плюсом законопроекта является его прозрачность и предсказуемость для бизнеса, так как налоги вводятся через парламент. Минусом документа он назвал серьезное ужесточение контроля. Он отметил, что теперь нужно переходить к дебатам о том, как новый налог будет устанавливаться, рассчитываться, взиматься и в какой степени он станет расширением фискальной нагрузки на бизнес.

Отметим, что глава Минфина Антон Силуанов ранее обещал не расширять налоговую нагрузку. В то же время для систематизации неналоговых платежей был выбран именно такой вариант – введение нового налога.

И хотя документ еще не доработан, в нем могут оказаться поправки как в сторону послабления, так и в сторону ужесточения нагрузки на бизнес, одно можно сказать точно – правительство намеревается расширить свой контроль в этой сфере и заявляет об этом существенно раньше, чем готовы все аспекты.

Самое главное – непонятен механизм трансляции собранных денег через бюджет на экологические программы. Без обеспечения прозрачности этой системы сам налог остается бессмысленным побором, очередной нагрузкой на бизнес.

Бизнес договорился с Минфином о смягчении проекта об экологическом налоге

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

Согласно законопроекту, Минфин предлагает установить фиксированные налоговые ставки за выброс веществ в воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов производства и потребления по классу их опасности /Злата Милявская / Ведомости

Бизнес договорился с властями, как будет изменен проект закона о введении экологического налога, представленный Минфином в начале августа. Об этом в четверг объявил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров и подтвердили замминистра финансов Илья Трунин и президент РСПП Александр Шохин.

Во вторник состоялось совещание у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, в котором приняли участие представители Минфина, РСПП и думского комитета по бюджету и налогам, рассказали «Ведомостям» участник совещания и человек, знающий об этом от нескольких участников. Там и были достигнуты ключевые договоренности, утверждают они.

Договорились выбрать шесть квазиналоговых платежей, которые будут внесены сразу пакетом, отдельной главой в Налоговый кодекс, рассказал в четверг Шохин.

Весной Трунин говорил, что речь идет в том числе об экологическом, утилизационном, курортном сборах, а также об отчислениях в резерв универсального обслуживания операторов связи.

В четверг он уточнил «Ведомостям», что вопрос, какие именно платежи войдут, пока обсуждается с бизнесом, но Минфин по-прежнему поддерживает объявленный ранее список.

После включения платежей в Налоговый кодекс ведомства и регионы не смогут устанавливать дополнительные неналоговые платежи, объявил Макаров. Кроме того, это плата за юридически значимые действия государства, подчеркнул он, поэтому законодательно будет закреплен их целевой характер.

Это нужно для того, чтобы экологический налог, например, направлялся только на решение экологических проблем, а не «размазывался» по всем статьям бюджета, объясняет человек, узнавший о договоренности от участников совещания. Для этого потребуется принять поправки и в Бюджетный кодекс, уточнил Макаров.

Читайте также:  Статьи раздела общее собрание участников ооо

«Спешки нет, нужно еще раз все обсудить, в том числе и с бизнесом», – добавил Трунин. «И все принимать пакетом, сразу все платежи», – заключил Шохин.

Предприниматели были напуганы, что за неуплату неналоговых платежей будет грозить уголовная ответственность, как и за налоги. Но решено дать бизнесу отсрочку – 10 лет после вступления закона в силу, сказал Макаров. Кроме того, может быть увеличена сумма налогов (более 5 млн руб.

), за неуплату которых наступает уголовная ответственность для бизнеса. «Мое персональное мнение – что должны индексировать», – указал Трунин: прошло достаточно много времени с тех пор, как были установлены пороги на нынешнем уровне, и есть смысл их поднять.

«Я думаю, мы поддержим эту позицию», – подтвердил он.

Пока Минфин опубликовал проект поправок только о введении экологического налога. О планах включить все квазиналоговые платежи в Налоговый кодекс министерство объявило еще в апреле, выполняя поручение премьера Дмитрия Медведева. По данным Федерального казначейства, всего за 2017 г.

бюджет получил в виде таких платежей 221,1 млрд руб., больше всего — в виде утилизационного сбора (206 млрд руб.). В 2018 г. его поступления должны вырасти до 247 млрд руб., следует из закона о бюджете на 2018–2020 гг.

После принятия законопроекта всю уплату всех этих средств будет контролировать ФНС (сейчас они взимаются по разным правилам и администрируются разными ведомствами).

Согласно законопроекту, Минфин предлагает установить фиксированные налоговые ставки за выброс веществ в воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Сейчас размер платы устанавливается с учетом объема или массы выбросов загрязняющих веществ. Если законопроект будет принят, поправки вступят в силу с 1 января 2020 г.

Нагрузка на бизнес не вырастет, следует из законопроекта.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение минфина

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

  • В связи с законопроектом о введении экологического налога Минфин России разъясняет следующее:
  • экологический налог заменит собой экологический сбор, который в настоящее время уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду. Это обусловлено тем, что при разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей было принято решение включить в Налоговый кодекс РФ платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам;
  • при замене экологического сбора на экологический налог его ставка не изменится;
  • улучшение администрирования экологического сбора будет способствовать более качественному экологическому развитию, а также будет стимулировать бизнес к более бережному отношению к окружающей среде.

Целесообразна ли замена платы за НВОС экологическим налогом?

suebsiri / Depositphotos.com

С 1 января 2020 года плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») может быть заменена экологическим налогом.

Подготовленный Минфином России законопроект 1 о дополнении Налогового кодекса соответствующей главой активно обсуждается экспертным сообществом – только на площадке ТПП РФ в октябре были проведены два посвященных этой теме мероприятия.

Значительное количество замечаний и предложений по доработке законопроекта поступило в ходе его публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (завершилось 31 августа).

Посмотрим, в чем министерство видит пользу замены платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) экологическим налогом и какие риски для предпринимателей, по мнению экспертов, такая механическая, по сути, замена может повлечь.

Обоснование необходимости введения налога

Весной текущего года, напомним, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными органами исполнительной власти подготовить законопроект о включении в НК РФ неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер (резолюция от 16 марта 2018 г.

№ ДМ-П13-10пр).

Однако, как отметила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская в ходе состоявшегося 31 октября в ТПП РФ в рамках XIV Всероссийского налогового форума круглого стола, посвященного перспективам введения экологического налога, обсуждения этой темы на заседаниях специально созданной рабочей группы по вопросам неналоговых платежей показали нецелесообразность разработки единого рамочного закона, поскольку все взимаемые платы очень разные. Поэтому включение в НК РФ платежей, обладающих признаками налогов, будет происходить на основании отдельных федеральных законов, и законопроект об экологическом налоге – один из первых соответствующих проектов.

[1]

В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что в настоящее время плата за НВОС взимается недостаточно эффективно, вследствие чего финансирование государственных экологических программ осуществляется за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов.

Введение экологического налога, по прогнозам Минфина России, позволит увеличить объем поступающих в бюджет платежей природопользователей, необходимых для реализации государственной политики в области экологии, за счет применения предусмотренных налоговым законодательством механизмов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Эксперты не отрицают наличия проблем в области администрирования платы за НВОС. Одна из них – неполнота базы данных о хозяйствующих субъектах, являющихся по закону ее плательщиками.

Как отметил заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцев, в одном из типовых субъектов РФ в прошлом году только 4% зарегистрированных предприятий и организаций представляли отчетность в Росприроднадзор и еще 7% – в региональное министерство экологии, таким образом, 89% юридических лиц находились вообще вне зоны контроля со стороны природоохранных структур. Таким образом, можно предположить, что замена платы за НВОС экологическим налогом действительно сможет повысить эффективность администрирования за счет более полного охвата потенциальных плательщиков (так как ФНС России обладает всей необходимой информацией о деятельности хозяйствующих субъектов), что, кстати, устранит и существующую несправедливость по отношению к ответственным природопользователям, добросовестно вносящим плату за НВОС, и наличия у налоговой службы инструментария для взыскания налогов.

Нюансы учета платы за НВОС в составе материальных расходов узнайте из материала «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, неоднозначную реакцию экспертного сообщества вызвал обозначенный в сопроводительных материалах к законопроекту тезис о том, что введение экологического налога и его эффективное администрирование позволит увеличить объем поступлений в бюджет, поскольку, во-первых, стремление к увеличению общего размера взыскиваемых сумм не согласуется с главной задачей природоохранной деятельности в целом – минимизировать негативное воздействие на окружающую среду (при снижении воздействия общий объем платы за него тоже должен снижаться). Во-вторых, увеличение размера поступлений вовсе не гарантирует, что на природоохранные мероприятия будет направляться больше средств, поскольку никаких положений об обязательности их расходования именно на эти цели в законопроекте не содержится.

Возможные риски для плательщиков

Другое неблагоприятное для предпринимателей положение законопроекта касается зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Действующим законодательством предусмотрено, что такие расходы лица, обязанного вносить плату за НВОС, вычитаются из суммы платы (п. 11 ст. 16.

3 закона об охране окружающей среды).

Согласно же законопроекту налогоплательщику будет предоставлено право уменьшить налог на размер произведенных в соответствующем налоговом периоде расходов, связанных с проведением мероприятий по снижению негативного воздействия, но предельная величина налогового вычета сможет составить не более 70% от суммы налога.

По мнению генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии» Дмитрия Мишукова, невозможность полного зачета понесенных затрат существенно снижает интерес предприятий к вложению значительных сумм в реализацию эффективных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, в законопроекте указывается на обязательность зачисления в бюджет недоимок по плате за НВОС, образовавшихся до введения экологического налога, но ничего не говорится о возврате или зачете в счет будущего отчетного периода излишне уплаченных сумм. Тем не менее Минфин России, по словам Елены Лебединской, согласен с мнением профессионального сообщества о том, что переплаты должны учитываться при исчислении нового налога, и прямое указание на это должно появиться в законопроекте.

Стоит отметить, что Минприроды России предлагает изменить действующий порядок определения размера квартального авансового платежа, который заключается в том, что лицо, обязанное вносить плату за НВОС, по истечении каждого квартала уплачивает 1/4 суммы платы за НВОС за предыдущий год (п. 3 ст. 16.

4 закона об охране окружающей среды), в связи с чем и возникают переплаты, так как объемы воздействия и, соответственно, платежная база в текущем и прошедшем годах могут существенно отличаться (например, если в прошлом году произошел сверхнормативный выброс загрязняющих веществ, а в этом году объем выбросов – в пределах нормы или и вовсе снизился в связи с модернизацией производства и т. д.

). Законопроект 2 , предусматривающий три способа расчета авансовых платежей, в том числе на основе данных о фактически оказанном за прошедший квартал негативном воздействии, что в принципе исключает возможность возникновения излишне уплаченных сумм, по словам Романа Земцова, уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и министерство рекомендовало Минфину России закрепить аналогичные способы расчета авансовых платежей (по налогу) в законопроекте об экологическом налоге.

Еще одно спорное положение законопроекта – необоснованное и даже дискриминационное, по мнению экспертного сообщества, – предусматривает, что объектом налогообложения не является негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду при осуществлении деятельности, которая финансируется бюджетами всех уровней. «Зачем эта норма? Бюджетные учреждения в принципе являются объектами IV категории [оказывающими минимальное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 2 закона об охране окружающей среды). – ГАРАНТ.РУ], с которых не взимается плата за НВОС. Если же речь идет о таких объектах, как госкомпании или ГУПы, может встать справедливый вопрос о конституционности положения, освобождающего их от налога», – отметил заместитель начальника Управления конституционных основ публичного права КС РФ Константин Байгозин.

Более того, в законопроекте указано, что плательщиками экологического налога могут быть признаны физические лица, что, по мнению экспертов, недопустимо, так как налог призван заменить плату за НВОС, а она взимается только с ИП и юридических лиц (п. 1 ст. 16.1 закона об охране окружающей среды).

***

Как видно, даже самые общие замечания экспертов к законопроекту весьма существенны.

Читайте также:  В кредитную историю будут вносить уникальные идентификаторы кредитных договоров

В настоящее время Минфин России дорабатывает его с учетом поступивших, в том числе во время обсуждения проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, конкретных предложений: о приведении положений проекта в соответствие с новыми нормами закона об охране окружающей среды (в частности – вступающими в силу с 1 января 2019 и 1 января 2020 годов), уточнении терминологии, порядка определения налоговой базы и т. д., отметила Елена Лебединская. Обновленную редакцию проекта министерство планирует подготовить к концу текущего года, внести законопроект в Госдуму – в течение I квартала следующего года. Причем предполагая, что рассмотрение проекта нижней палатой парламента вряд ли будет простым и быстрым, разработчики допускают возможность переноса срока введения экологического налога на год, то есть на 1 января 2021 года.

Минфин предложил ввести экологический налог вместо неэффективного экосбора

Минфин опубликовал проект поправок в Налоговый кодекс РФ, согласно которым к 2020 году плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься в качестве экологического налога.

Сейчас экосбор обязаны платить производители и импортеры, чьи товары после потери потребительских свойств нуждаются в утилизации.

Предприятия, которые самостоятельно утилизируют отходы, от платежей освобождены.

Как у Минфина появилась идея экологического налога

Только по итогам первого года государство планировало получить с экологического сбора около 6 млрд рублей, все собранные средства должны были пойти в регионы на утилизацию отходов.

На дело удалось собрать около 1 млрд рублей.

При этом еще пришлось на законодательном уровне расписывать направление средств на утилизацию отходов, иначе львиная доля была бы израсходована нецелевым образом.

Подведя неутешительные итоги, Минфин решил заменить не оправдавший себя метод экологическим налогом. Но не стоит опасаться резкого перехода на новую систему, в 2019 году экологический налог не грозит, раньше 2020 года законопроект об экологическом налоге не вступит в силу.

В чем суть экологического налога

Вопрос преобразования части неналоговых платежей в налоговые поднимался неоднократно. Главная цель расширения Налогового кодекса экологическим налогом — передача функции сбора платежей в ФНС, что должно существенно повысить уровень собираемости.

Параллельно со сменой получателя (сейчас экологический сбор платится в Росприроднадзор, экологический налог будет идти на реквизиты ФНС) будут ужесточены меры за неуплату налога. При этом Минфин заверил, что увеличения налогового бремени не планируется.

Ставки экологического налога будут разделяться по группам:

  • ставки за выбросы загрязняющих веществ в воздух стационарными источниками
  • ставки за сбросы загрязняющих веществ в водоемы
  • ставки за размещение отходов производства и потребления разных классов опасности

Также неизменными останутся объекты налогообложения, порядок и сроки оплаты.

А с 2021 года планируется введение повышающих коэффициентов, которые будут стимулировать производителей уменьшать количество выбросов. Превышение установленных объемов выбросов повлечет за собой самый высокий коэффициент — 100. А при выполнении мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду предприятия даже смогут понизить для себя выплаты по налогу.

Ждать ли изменений в порядке уплаты экологического налога

Несмотря на смену получателя, порядок оплаты экологического налога останется прежним. Отчетным периодом также будет являться календарный год, в течение которого вносятся авансовые платежи. Итоговая сумма экологического налога должна перечисляться по итогам года. Квартальные авансовые платежи вносятся всеми плательщики кроме субъектов малого и среднего бизнеса.

В системе «Техэксперт: Экология. Проф» Вы найдете самую актуальную информацию, необходимую для работы эколога: экологический контроль, аудит и менеджмент, нормы обращения с отходами.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

Экологический налог увеличит поступления в бюджет, но не спасет природу, считают эксперты

МОСКВА, 14 авг — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Министерство финансов предлагает заменить существующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом. Новый налог, как сказано в проекте поправок к Налоговому кодексу, предполагается ввести с 2020 года.

Необходимость в экологическом налоге Минфин обосновал слабым администрированием платы за загрязнение окружающей среды.  

Поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет в 2017 году составили 14,2 млрд рублей. На 2018 год показатель запланирован на уровне 11,6 млрд рулей.  Минфин ожидает существенного увеличения поступлений от экологического налога.

Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», считают, что введение экологического налога улучшит качество администрирования и увеличит поступления в бюджет. Под вопросом остается эффективное расходования «увеличенных поступлений».

СБОРЫ ЗА ЭКОЛОГИЮ ВЫРАСТУТ

«Думаю, трансформация экологического сбора в налог должно быть положительно воспринято добросовестными налогоплательщиками.

Согласно планам правительства РФ, после донастройки налоговой системы она не будет меняться ближайшие 6 лет, таким образом, учитывая значительный рост неналоговых платежей в последние годы, бизнес может быть более спокоен за эту статью расходов», — считает руководитель управления рейтингов корпоративного сектора НРА Кирилл Кукушкин.

По его словам, в выигрыше будет и государство, поскольку введение экологического налога, при сохранении текущей нагрузки, улучшит качество администрирования и увеличит поступления в бюджет.

Эксперт «Финам» Алексей Калачев полагает, что после введения нового налога нагрузка на бизнес все-таки вырастет.

«Как всегда, эта «медаль» имеет две стороны. На лицевой – включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс упорядочит и повысит собираемость.

Налоговой службе проще администрировать любые сборы, так как за неуплату налогов предусмотрена жесткая ответственность.

Это повысит ответственность предприятий за экологическую обстановку и обеспечит финансирование экологических программ», — говорит Калачев.

«На обратной стороне – рост налоговой нагрузки на предприятия. Хотя утверждается, что размер сборов не увеличится, объективно налоговая нагрузка на бизнес вырастет.

Во-первых, платежи, которые зачастую приходилось выцарапывать через суд, теперь будут собираться авансом. И, во-вторых, круг плательщиков нового налога увеличится по сравнению с платежами за вредные выбросы.

Увеличение налоговой нагрузки на фоне роста ставок НДС и предложения по изъятию «сверхдоходов» в целом отрицательно влияет на деловой климат», — поясняет эксперт.

КУДА ПОЙДЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ?  

По мнению Кукушкина, главное, чтобы новый налог шел в бюджеты регионов и распределялся непосредственно по целевому назначению — на компенсацию ущерба окружающей среды.

Из законопроекта, представленного Минфином, не ясно будущее распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас 95% платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экологического ущерба.

В финансово-экономическом обосновании законопроекта лишь предполагается сохранение действующих в настоящее время пропорций распределения сумм экологического налога по бюджетам разного уровня: 5% – в доход федерального бюджета, 95% – в доход бюджета субъектов РФ.

ДЕНЬГИ СОБЕРУТ, А ЭКОЛОГИЯ ОСТАНЕТСЯ

Эксперты-экологи, комментируя законопроект Минфина, отметили, что он не мотивирует предпринимателей выполнять экологические требования. Кроме того, в ведомствах, отвечающих за экологию, существует неразбериха в использовании средств, выделяемых на экологические программы. 

«Этот налог, на мой взгляд, вообще никак не мотивирует предпринимателей для самостоятельного решения проблем экологии, поскольку эти деньги заберут все равно. Предприниматель будет понимать, что что бы он ни сделал, эти деньги все равно отнимут.

Поэтому нет смысла заниматься, к примеру, очистными мероприятиями, сточными водами или раздельно собирать пластик на производстве и отправлять на вторсырье.

Я буду все сваливать в одну кучу, потому что я все равно буду за это платить государству», — считает представитель межрегионального общественного экологического движения «Отпор» Наталья Самойлова.

Экологический налог не увеличит налоговое бремя – разъяснение Минфина

По ее словам, экологическая ответственность производителя должна регламентироваться таким образом, чтобы мотивировать его проводить самостоятельно все экологические мероприятия и существенно уменьшать плату за воздействие на окружающую среду. 

«Если ты ленивый предприниматель, то плати государству больше, а оно само будет направлять деньги на восстановительные мероприятия, которые необходимо проводить. Если ты неленивый, ответственный предприниматель, и ты считаешь свои деньги, ты будешь делать все для того, чтобы не вредить экологии и беречь природу от вредного воздействия», — говорит Самойлова. 

Генеральный директор Центра экологических инициатив Владимир Кузнецов считает, что появление законопроекта об экологическом налоге свидетельствует о том, что министерство экологии и Росприроднадзор не в состоянии реализовать полномочия по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду.

«Минэкологии и Росприроднадзор расписываются в том, что они не в состоянии реализовать эти полномочия. Очевидно, у них не хватает ресурсов», — говорит эксперт. 

Он отметил существование неразберихи в распределении ответственности за экологию и ресурсов, выделяемых на экологические программы.  

«Нужно менять всю систему, отнимать у этих 12-15 ведомств, которые имеют около 100 полномочий в области обращение с отходами и природными ресурсами и создавать функциональный орган на 5 лет, который как чрезвычайная комиссия обнулит все законодательство и начнет все с чистого листа. Иначе мы ничего не изменим в плане загрязнения окружающей среды», — заключил Кузнецов.

Экологический сбор станет налогом

В Налоговом кодексе (НК) может появиться новая глава — «Экологический налог». Об этом говорится в письме замминистра финансов Ильи Трунина президенту ЦСР Павлу Кадочникову («Известия» ознакомились с документом).

Новый налог призван заменить существующий экологический сбор. При этом в Минфине подчеркнули, что увеличения налогового бремени на бизнес и граждан не произойдет.

Однако в предпринимательских объединениях заявили, что по по вопросу введения экологического налога требуется «тщательная дискуссия».

Экологический сбор может быть переведен в налог. При этом в НК ему будет посвящена отдельная глава. Сейчас этот сбор считается неналоговым платежом, который администрирует Росприроднадзор. Включить платеж в НК Минфин решил в рамках систематизации неналоговых сборов, пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства.

О том, что ведомство подготовило законопроект об экологическом налоге, замминистра финансов Илья Трунин написал в письме президенту ЦСР, главе общественного совета при Минфине Павлу Кадочникову. В пресс-службе Минфина подчеркнули, что в результате перевода сбора в налог фискальная нагрузка на бизнес не увеличится.

Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации.

Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит.

Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.

Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала 2017 года.

Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК.

Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.

По переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», заявил в беседе с «Известиями» глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу. Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.

Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также говорил «Известиям», что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.

Справка «Известий»

Экологический сбор — это плата за утилизацию отдельных товаров, которая взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, но не способных самостоятельно ее утилизировать. Товары, за производство которых нужно платить сбор, определены в соответствующем постановлении правительства.

В частности, в список входят одежда, деревянные изделия, бумага, нефтепродукты, пластмасса, трубы, упаковка из стали или стекла. Всего 36 групп товаров. Данный сбор является обязательным, по нему плательщик формирует отчетность. Платеж был введен, чтобы мотивировать компании утилизировать отходы самостоятельно. Если предприятие не делает это само, оно должно заплатить экологический сбор.

Читайте также:  Обязательный досудебный порядок урегулирования спора

В пресс-службах Минэкономразвития и Минприроды «Известиям» сообщили, что законопроект Минфина на согласование им еще не поступал.

Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению.

После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.

Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.

В минфине предложили ввести новый экологический налог

Министерство финансов РФ предложило ввести в России экологический налог, который должен заменить собой платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Соответствующий законопроект опубликован на официальном портале проектов правовых актов.

Для этого министерство предлагает дополнить Налоговый кодекс главой «Экологический налог», по сути представляющий действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Как отмечает «Коммерсант», названные поправки к Налоговому кодексу, которые предлагается ввести с начала 2020 года, являются частью работы ведомства по систематизации неналоговых платежей. При этом систематизация исходно предполагала не введение новых налогов, а лишь упорядочивание платежей, не имеющих признаков налога.

Необходимость в эконалоге обосновывается слабым администрированием платы за загрязнение (сейчас это делает Росприроднадзор).

За неуплату этих сборов в РФ отсутствует уголовная ответственность, взыскание неуплаты производится в судебном порядке, а способы обеспечить обязательность платежа «фактически отсутствуют» — в отличие от налогов, взыскание которых является бесспорным.

Сейчас взимание платы за загрязнение окружающей среды обладает низкой эффективностью, из-за чего государственные экологические программы финансируются из других статей бюджета.

Введение экологического налога позволит существенно увеличить природоохранные поступления, поскольку его расчет будет производится исходя из необходимых ежегодных затрат бюджета на охрану экологии.

Минфин настаивает на том, что нагрузка на бизнес не увеличится, поскольку принцип «сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» им выполняется.

Объектами налогообложения являются выбросы в атмосферу, сбросы в воду и отходы производства и потребления от зарегистрированных в Росприроднадзоре источников таких сбросов.

Фиксированные налоговые ставки для разных загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты, зависящие от степени опасности веществ, аналогичны нынешним ставкам сборов.

Законопроект сохраняет весь объем вычетов из налоговой базы в случае реализации плательщиком мер по компенсации негативного воздействия на природу.

Налог предлагается сделать авансовым (четыре платежа в год), базу для него компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно.

Вероятно, после того, как с 2019 по 2023 год наиболее «грязные» компании будут обязаны ввести инструментальный контроль загрязнений и передавать данные в Росприроднадзор, база налога будет исчисляться автоматически.

Данные о постановке плательщиков на учет в ФНС предположительно будет передавать тот же Росприроднадзор. Поставленные на учет должны будут заполнять специальные экологические налоговые декларации, описанные в проекте.

Освобождается от уплаты налога документом лишь деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств, а также деятельность физлиц и ИЧП, в ходе которых образуются только твердые бытовые отходы, которыми занимаются соответствующие операторы.

Основным вопросом к документу у экспертов и бизнеса является неопределенность будущего распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас львиная доля платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экоущерба.

В РСПП опасаются, что платежи, которые шли на компенсацию вреда окружающей среде, вряд ли будут расходоваться только на эти цели. В Минприроды введение налога называют логичным «при условии его возвратности на природоохранные цели», однако такого механизма в законодательстве нет.

Представитель Минприроды Николай Гудков заявил РБК, что налог приведет к наполнению бюджета, но не будет способствовать развитию переработки отходов.

Так, национальный проект «Экология» предусматривает создание инфраструктуры по переработке отходов, а введение такого налога фактически сократит его финансирование.

Кроме того, введение экологического налога вместо сбора требует всестороннего обсуждения с экспертным сообществом и ведомствами и должно в первую очередь стимулировать «зеленый» бизнес, а не увеличивать линейную фискальную нагрузку на компании.

Напомним, что ранее Минприроды решило сократить бюджет нацпроекта «Экология» на 320 миллиардов рублей (17,1%) до 1,551 триллиона рублей.

Больше всего сокращения коснулись направления «Чистая вода», которое предполагает обеспечение нормального качества питьевой воды для 99% потребителей (сейчас — 87,5%).

В 2019-2024 годах на него планируется потратить вдвое меньше, чем собирались изначально — 258,47 миллиарда рублей вместо 551 миллиарда. Другие направления были сокращены значительно меньше.

Минфин: экологический налог не повысит расходы бизнеса

Замена экологического сбора на налог не повысит расходы бизнеса, обещает Минфин. Министерство выступило с разъяснениями для прояснения ситуации с законопроектом об экологическом налоге.

«Минфин не вводит никаких дополнительных экологических платежей, — говорится в сообщении министерства. — В настоящее время в России уже действует экологический сбор, который уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду.

Бизнес неоднократно просил систематизировать платежи, которые сейчас уплачиваются при реализации предпринимательской деятельности. При разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей, было принято решение включить в Налоговый кодекс платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам.

Именно в рамках этой работы взамен действующего экологического сбора предлагается включить в НК экологический налог».

Сам бизнес выступает за наведение порядка в сфере неналоговых платежей. «Находясь за рамками Налогового кодекса, они носят постоянный характер, представляя собой, по сути, систему квазиналогов.

Вместе с тем администрирование таких платежей осуществляется отдельными ведомствами по различным правилам, что создает почву для негативных явлений.

Поэтому упорядочение в этой сфере действительно необходимо», — говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Минфин подчеркивает, что «тут не предполагается увеличения налогового бремени, налоговой нагрузки. При замене экологического сбора на экологический налог, его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды».

Однако это не совсем так. Затраты бизнеса возрастут. Если экологический сбор будет перенесен в НК, то его администрированием должна будет заниматься ФНС.

При этом предпринимателям придется обновить базы и программное обеспечение, наладить работу своих служб, что потребует дополнительных финансовых вложений, отмечают в ТПП.

Не исключена и ситуация аналогичная той, которая сложилась со страховыми взносами, когда передача администрирования привела к возникновению множества ошибок, несоответствий показателей и баз.

При этом налоговые органы, руководствуясь жесткими положениями НК РФ, приостанавливали операции по счетам, доначисляли отсутствующие по факту недоимки, штрафовали и пр.

Не стоит забывать и про возрастающую возможность уголовного преследования по «налоговым статьям».

Минфин указывает, что «речь идет лишь о систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес, чтобы сделать этот процесс более прозрачным и удобным для бизнеса».

«Улучшение администрирования экологического сбора будет способствовать более качественному экологическому развитию, а также будет стимулировать бизнес к более бережному отношению к окружающей среде и ее загрязнению.

Это в свою очередь создаст комфортные условия проживания для всего населения нашей страны», — говорится на сайте Минфина.

Однако сегодня все неналоговые платежи в отличие от налогов имеют целевой характер и направлены на формирование соответствующих фондов. Если будет введен экологический налог, то все поступления будут поступать в бюджет без «окраса». Вопрос в том, будут ли они в полном объеме перераспределяться в соответствующие фонды.

Такие платежи являются отраслевыми и уплачиваются только организациями, осуществляющими конкретный вид деятельности. «Синтетический» перенос квазиналогов может негативно отразиться на бизнес-климате и снизить инвестиционный потенциал отдельных отраслей.

Поэтому простой перевод неналоговых платежей в налоги бизнес-сообществом воспринимается неоднозначно.

«Если оценивать предложение Минфина о замене экосбора экологическим налогом с этой точки зрения, то более перспективной представляется реализация предложения о доработке в сжатые сроки проекта федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это позволит создать законодательный каркас для всех неналоговых платежей, а не вводить их в сферу действия НК РФ от случая к случаю», — считает Сергей Катырин.

Елена БЕРЕЗИНА

Превращение экологического сбора в налог не увеличит нагрузку на бизнес — Минфин РФ

МОСКВА, 14 авг — РИА Новости/Прайм. Минфин РФ не вводит никаких новых экологических налогов, а предлагает включить в Налоговый кодекс существующий сбор за негативное воздействие на окружающую среду, сохранив его действующие ставки и сделав его более удобным для бизнеса, заявили в пресс-службе министерства.

«Минфин не вводит никаких дополнительных экологических платежей​​​. В настоящее время в России уже действует экологический сбор, который уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду», — указали в министерстве.

Проект поправок в Налоговый кодекс РФ, которые преобразуют плату за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог, Минфин опубликовал в понедельник. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2020 года. В настоящее время нормы о плате за негативное воздействие на окружающую среду закреплены в законе об охране окружающей среды.

«Речь идет лишь о систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес, чтобы сделать этот процесс более прозрачным и удобным для бизнеса», — пояснил Минфин во вторник, уточнив, что законопроект не предполагает увеличения налогового бремени на бизнес. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — отмечает пресс-служба.

Размер экологического сбора сейчас рассчитывается исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ. Документом предлагаются зафиксировать налоговые ставки за выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

«Бизнес неоднократно просил систематизировать платежи, которые сейчас уплачиваются при реализации предпринимательской деятельности.

При разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей было принято решение включить в Налоговый кодекс платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам», – поясняет Минфин.

«Улучшение администрирования экологического сбора будет способствовать более качественному экологическому развитию, а также будет стимулировать бизнес к более бережному отношению к окружающей среде и ее загрязнению», — отмечает пресс-служба.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА «Новости» обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *