Что не является признаком монополистической деятельности?

Что не является признаком монополистической деятельности?

  • Все развитые страны стремятся бороться с монополизмом на финансовом и товарном рынках, вводя с этой целью собственное антимонопольное законодательство.
  • Далее речь пойдет о том, что в России считается монополистической деятельностью, какие признаки она имеет и как наказывают за попытки ограничить конкуренцию.
  • Антимонопольное законодательство было разработано с целью создания единства рыночного пространства и свободы бизнес-деятельности.
  • Все заложенные в него меры поддерживают конкуренцию и карают нарушителей за незаконные попытки ее ограничения.
  • Нарушения могут быть совершены следующими лицами:
  • отечественными и зарубежными компаниями, занимающимися коммерческой деятельностью;
  • некоммерческими организациями, получающими преимущества в результате правонарушений.

Монополистическая деятельность – это те действия и бездействия субъектов бизнеса и госорганов, которые осуществляются с целью ограничения или недопущения свободной конкуренции.

Все это нарушает права потребителей и самих компаний. Данная расшифровка понятия является общей для участников финансового и товарного рынков.

Источники и способы регулирования

Главными нормативными актами антимонопольного законодательства Российской Федерации являются Конституция и Гражданский кодекс.

Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет конкуренцию как основной принцип ведения деятельности на рынках, а ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

  1. Среди антимонопольных законодательных актов можно выделить:
  2. Дополнительными источниками регулирования отношений в данной сфере могут быть:
  3. Кроме того, отношения в антимонопольной сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами самого антимонопольного органа.
  4. Выделяют 2 способа правового регулирования деятельности монополистов:
  1. Американский. Согласно акту Шермана, в США монополизм формально не запрещен. В самой попытке занятия доминирующего положения компанией американское законодательство не видит ничего плохого: карают субъекты именно за нанесенный ею вред. Чтобы монополистические объединения смогли продолжить свое существование, они должны доказать, что их деятельность является полезной для общества, в противном случае правительство вправе наказать монополии за такие действия.
  2. Европейский. В Европе также допускается ведение монополистической деятельности, однако она строго регламентирована. Если же будет доказано, что действия хозяйствующего субъекта несут по большей части вред, госорганы могут запретить данную монополию.

Существенные признаки

Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:

  1. Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
  2. Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
  3. Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
  4. Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.

Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.

Читайте так же:   Решения, принимаемые ФАС РФ: теория и практика

При анализе ситуации в ФАС РФ обычно рассматривают несколько признаков:

  1. Имела ли место попытка ограничить конкуренцию на рынке.
  2. Принесли ли действия, совершенные подозреваемым, вред остальным участникам рынка (другие компании получили убытки, потребителям предоставили товар низкого качества или по завышенной цене и т.п.).
  3. Кто извлек выгоду из такого положения дел.
  4. Каковы показатели самой компании, подозреваемой в нарушении.

При этом нарушителями могут стать как индивидуальный предприниматель и коммерческая фирма, так и некоммерческая организация (при ведении деятельности, приносящей прибыль).

Однако в законодательстве практически не регламентированы условия деятельности банковских учреждений.

Распространенные формы

Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:

  • договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
  • коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
  • индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
  • внедоговорные (или «закулисные», устные).

Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.

Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:

  1. Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
  2. Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.

Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».

Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.

Допустимые варианты

Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:

  1. Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
  2. Естественная — монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
  3. Чрезвычайная — монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.

Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.

Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:

  1. Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
  2. Стимулируется научно-технический прогресс.
  3. Улучшается производство.

Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).

Что не является признаком монополистической деятельности?

  • В таком случае монополист может на ограниченное время стать единственным (или доминирующим) продавцом или производителем определенного товара.
  • С юридической точки зрения, деятельность данного субъекта не будет ограничиваться, ему предстоит и далее конкурировать с другими компаниями.
  • Вся монополистическая деятельность условно сводится к нескольким действиям:
  1. Злоупотребление доминирующим положением на рынке. Доминирующее положение – это положение хозяйствующего субъекта или нескольких компаний, продукция которых не имеет заменителей или схожих товаров, а потому они могут диктовать свои условия деятельности для остальных участников рынка либо же препятствовать доступу на рынок другим предприятиям.
  2. Взаимное соглашение между несколькими участниками рынка. Скоординированные действия участников рынка могут ограничить конкурентную среду за счет более низких цен на продукцию и раздела сфер влияния.
  3. Заключение обычных сделок, условия которых ограничивают возможности одной из сторон. Такие пункты обычно изначально не одобряются принимающей стороной, поэтому в договор включаются посредством обмана. В результате компания, хотя и может работать «в полную силу», вынуждена действовать с ограничениями. Выгоду же от этого получает другая сторона.

Среди действий, ограничивающих конкуренцию, можно выделить:

  1. Изъятие продукции из обращения либо же целенаправленное прекращение ее производства с целью создания искусственного дефицита на рынке и завышения цен.
  2. Навязывание второй стороне невыгодных условий сотрудничества, ограничивающих ее возможности.
  3. Создание другим компаниям препятствий в доступе к данному рынку либо же предоставление дискриминирующих условий иным хозсубъектам.
  4. Нарушение норм ценообразования на товары и услуги, включая необоснованно завышенные или заниженные цены.
  5. Необоснованный отказ от предоставления запрашиваемой продукции либо подписания соглашения с некоторыми покупателями при отсутствии проблем в производстве.

Антиконкурентные действия осуществляются и объединениями нескольких субъектов (ст. 123.8 ГК РФ).

Противоправными признаются следующие коллективные действия субъектов рынка:

  1. Несколько конкурирующих субъектов, общая доля на рынке которых превышает 35 %, достигли соглашения и удерживают определенные цены, вводят скидки и надбавки, либо же делят рынок между собой (по объему продаж, закупок, расположению фирм и проч.).
  2. Неконкурирующие субъекты, занявшие доминирующее положение на рынке, заключают обоюдовыгодное соглашение, поднимая тем самым свое положение на рынке (например, договор между поставщиком и продавцом).

Со стороны органов власти антиконкуретные действия выражаются в:

Читайте так же:   Подготовка и подача возражения на жалобу в ФАС

  • предоставлении преимуществ одной конкретной компании;
  • создании другим участникам рынка административных барьеров и иных препятствий;
  • необоснованном отказе в сотрудничестве с иными участниками рынка;
  • предоставлении господрядов одной компании.
  1. В законе не установлено, что обязательным условием для наказания является заключение между нарушителями именно письменного соглашения, соблюдение которого вело бы к ограничению конкуренции.
  2. Договора могут быть и устными, негласными, но если раскроется, что несколько компаний находятся в сговоре и пытаются таким способом избавиться от конкурентов, поделив между собой рынок, то их накажут.
  3. Естественные монополии хотя и допускаются по решению государства, но их деятельность ограничивается законодательством и директивами от уполномоченных органов.
  4. С этой целью могут установить конкретные требования к деятельности монополистов:
  • ограничение в росте тарифов;
  • установление перечня видов оказываемых работ и услуг.

Закон также закрепил, что монополистической деятельностью признают и бездействие обвиняемого, если оно идет ему на руку.

Например, уполномоченные органы предписали юридическому лицу ликвидировать препятствия, созданные для других участников рынка, но нарушитель не торопится исправлять ситуацию.

Виды ответственности

Все виды ответственности за антиконкурентные действия сводятся к следующим:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • специальная.

Уголовная ответственность предусматривает изъятие дохода, полученного из-за совершенного правонарушения либо лишение свободы до 7 лет и запрет на занимание определенных должностей или ведение деятельности до 1 года (ст. 178 УК РФ).

Административная ответственность закреплена в ст. 14.31 и 14.32 КоАП РФ. Она сводится к штрафам (фиксированным и расчетным) в размере 100 тыс. руб. либо 15 % от оборота предприятия в текущем календарном году. Реже применяется дисквалификация конкретных должностных лиц.

  • Гражданско-правовая ответственность подразумевает взыскание через арбитражный суд понесенных убытков, включая упущенную выгоду и причиненный имуществу вред.
  • Чтобы добиться этих требований, пострадавшая сторона сначала подает жалобу на нарушителя в ФАС РФ.
  • Орган же в свою очередь проводит проверку и подает свое решение в судебную инстанцию, однако последний вид наказания напрямую законом не регламентирован.

Сюда относят, к примеру, распоряжения ФАС РФ к нарушителю о прекращении правонарушений и устранении последствий. За неисполнение предписаний компании грозят штрафы и дисквалификация.

Выводы

Итак, нормы отечественного антимонопольного законодательства во многом схожи с теми положениями, что существуют на западе. В любом случае компанию или объединение должны для начала признать монополистами.

Часть монополий законом разрешена, но попытки сузить конкуренцию на свободных рынках запрещены. Независимо от количества монополистов и способа ограничения конкуренции с их стороны, за противоправные действия в законодательстве предусмотрено наказание.

Рекомендуем другие статьи по теме

Лекция № 39. монополистическая деятельность и ее виды

Лекция № 39. монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Читайте также:  Комментарий 15477 к статье: образец положения о ревизионной комиссии ооо

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

  • 1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • 4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
  • 6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • 8) создание дискриминационных условий;
  • 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
  • По своим видам монополистическая деятельность делится на:
  • 1) индивидуальную;
  • 2) коллективную;
  • 3) договорную;
  • 4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

  1. 1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;
  2. 2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
  4. 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
  5. 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
  6. Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:
  7. 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
  8. 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  9. 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
  10. 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Монополистическая деятельность — Answr

Действия, направленные на нарушение принципов здоровой конкуренции на рынке.

Такие действия связаны со злоупотреблениями и нарушениями законодательства. Они ведут не только к ограничению (устранению) конкуренции, но и к нарушению прав и интересов покупателей, гарантированных Конституцией РФ, ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. Такая деятельность незаконна, пресекается государством с целью обеспечить прозрачные и равные условия для всех участников рынка.

Проявление

Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.

Проявляется МД следующим образом:

  • создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
  • предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
  • рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
  • нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Действия компании могут трактоваться, как МД, если:

  • Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
  • Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
  • Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.

Перечень действий, которые могут трактоваться, как МД, приведенный в законодательстве, не является полным. ФАС может в отношении компании применить меры в случаях, которые прямо в нормативно-правовых актах не указаны, если действие (бездействие) компании ущемляет права или интересы других представителей бизнеса или нарушают нормальную конкуренцию.

Виды

Классифицируется МД по разным признакам. В ФЗ «О защите конкуренции» приводятся следующие виды:

  • неправомерные действия организации или группы лиц, которые пользуются своим привилегированным положением;
  • согласованные группой лиц или представителями бизнеса действия, которые нарушают антимонопольное законодательство страны;
  • другие действия, которые законодательство РФ трактует, как монополистическую деятельность.

Защиту субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке, обеспечивает государство посредством ФАС. Эта служба проводит мониторинг деятельности предприятий на предмет выявления признаков МД и предпринимает в отношении нарушителей соответствующие меры воздействия. Любая компания может защититься от нарушителей в судебном порядке, подав соответствующий иск.

Монополистическая деятельность негативно влияет на рынок, развитие бизнеса и экономику в целом. Поэтому основная задача государства — это защита прав и интересов субъектов хозяйствования, обеспечение равных прав и здоровой конкуренции.

#монополия #монополистическая деятельность

Статьи на эту тему

  • Г
    • Государственная монополия
    • Государственные финансы
    • Государственная монополия это исключительное право государства на изготовление или реализацию определенных видов продуктов, работ или услуг.
    1. Конкуренция
    2. Коммерция
    3. Соперничество за потребителя и рынки сбыта.
    • Монополистическое объединение
    • Коммерция
    • Организация крупных компаний, предприятий, товариществ, фирм и других хозяйственных субъектов, которая занимает на рынке лидирующее положение и получает высокий доход.

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность является правонарушением и, как любое правонарушение, имеет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Такую деятельность следует рассматривать как антипод конкуренции. Ее конечной целью служит максимизация прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.

Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям. Критерием классификации может быть выбрана форма отражения и закрепления проявлений монополистической деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют договорный и внедоговорный виды монополистической деятельности.

В основу классификации может быть также положено число участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике.

Коллективная деятельность проявляется, в частности, в соглашениях между хозяйствующими субъектами.

Результатом таких соглашений чаще всего является создание картелей, синдикатов, концернов и иных монополистических объединений.

Проанализируем виды монополистической деятельности, положив в основу классификации число участников, учитывая при этом и иные критерии.
1.

Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.

Субъектом такой деятельности выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования, независимо от внесения в Реестр.В зависимости от целей, злоупотребления могут проявляться в виде:

  • изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав или рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
  • создания препятствий в доступе на рынок (выходу с рынка) для других хозяйствующих субъектов;
  • нарушения предписанного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
  • сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.
Читайте также:  Каков размер минимальной пенсии в россии?

Следует иметь в виду, что установленный ст. 5 Закона о конкуренции перечень действий, рассматриваемых как нарушение антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.

Антимонопольный орган вправе применить к хозяйствующему субъекту меры воздействия и в случаях, прямо не названных в Законе о конкуренции, если действия этого субъекта ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов и граждан, т.

е. отвечают общему определению «злоупотребление доминирующим положением».

Законом предусмотрено, что в исключительных случаях указанные действия (бездействие) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

В зависимости от формы, злоупотребления, связанные с доминирующим положением, могут быть договорными (если касаются различных условий заключения договоров) и внедоговорными.

2. Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

В зависимости от субъектного состава различают:
1) договоры, иные сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к следующим результатам:

  • установление (поддержание) цен, скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Данный перечень не является исчерпывающим.

Запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара, и иных соглашений, осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов;
2) соглашения или согласованные действия не конкурирующих между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующих субъектов, получающих (потенциальные приобретатели) и предоставляющих (потенциальные продавцы) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Данное положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

В исключительных случаях допускается признание некоторых видов соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов правомерными, если они докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения (осуществления согласованных действий) предусмотрена федеральными законами. Порядок признания рассматриваемых соглашений правомерными определен Законом о конкуренции (ст. 19.1).

  • Форма соглашений Законом о конкуренции не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; в виде устных договоренностей на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции.
  • Кроме того, запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
  • Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.
  • Закон о финансовом рынке не содержит термина «монополистическая деятельность», однако устанавливает запрет на ее осуществление (исходя из известного содержания данного понятия) устанавливает и определяет формы проявления. При этом, аналогично Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг можно разделить на два вида:
  1. злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением.
  2. соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию. Законом о финансовом рынке не допускается заключение соглашений или осуществление согласованных действий финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Такие соглашения могут быть направлены на установление и поддержание цен, раздел рынка финансовых услуг, ограничение доступа на рынок или устранение с него других финансовых организаций, установление барьеров при вступлении в платежные системы и др. Данный перечень является открытым.

В качестве исключения Закон о финансовом рынке допускает соглашения или согласованные действия финансовых организаций:

  • с Банком России;
  • в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • заключаемые в целях унификации стандартов деятельности, проведения совместных научных исследований и разработок, закупки технических средств, использования единых программных и технических информационных средств.

Закон о финансовом рынке (ст. 8) вводит понятие и практику последующего контроля за соглашениями (согласованными действиями) финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию.

Финансовые организации обязаны направлять уведомления в ФАС России в течение 15 дней с момента заключения соглашения, если совокупная доля финансовых организаций — участников соглашений или согласованных действий в обороте финансовой услуги составляет или может составить 10 процентов и более.

Порядок принятия ФАС России решения о признании соглашений или согласованных действий ограничивающими конкуренцию определен в ст. 9 Закона о финансовом рынке. Соглашения или сделки, совершенные в результате таких действий, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску ФАС России с возмещением причиненных убытков.

Предварительный контроль ФАС России предусмотрен в отношении соглашений о создании объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций. Участники обязаны направить ходатайство в антимонопольный орган и получить его согласие на создание объединения.

Понятие и формы монополистической деятельности на товарном рынке и на рынке финансовых услуг. Ограничение монополистической деятельности

Монополистическая деятельность -противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

МД м.б. индивидуальной и коллективной.

  • Коллективная МД может носить договорный характер и выражаться, в частности, в создании картелей, синдикатов и иных монополистических объединений.
  • ФЗ о конкуренции предусматривает 2 вида МД:
  • -злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (например, изъятие товаров из обращения, навязывание контрагенту невыгодных условий договора, создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам);
  • -соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (например, заключение договора по установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, раздел рынка по территориальному принципу).
  • ФЗ о конкуренции отдельно выделяются ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия органов власти.
  • К числу таких действий, например,относятся: установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ в другой.
  • На рынке финансовых услуг запрещаются действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение, затрудняющие доступ на этот рынок другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том числе такие, как:
  1. -включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение по сравнению с другими финансовыми организациями;
  2. -согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована;
  3. -установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу;
  4. -раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

-ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов. Нарушение правил, является основанием для признания судом торгов недействительными.

Конкурентное право (правовое обеспечение конкуренции). Конкуренция добросовестная и недобросовестная.

  • Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний.
  • В основе правового регулирования конкурентных отношений на фондовом рынке лежат общие и специальные принципы рыночной экономики.
  • К общим принципам относятся:
  • -принцип свободы экономической деятельности;
  • -принцип государственного регулирования рыночных отношений;
  • -принцип единства экономического пространства;
  • -принцип законности.
  • Специальными принципами являются:
  1. -принцип поддержки добросовестной конкуренции;
  2. -принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию;
  3. -принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов;
  4. -принцип эффективности государственного регулирования деятельности субъектов конкуренции и монополий;
  5. -принцип запрета злоупотреблений.
  6. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
  7. Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
  8. Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных видах.
  9. ФЗ о конкуренции содержит перечень наиболее характерных действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция. К ним относятся:
  10. -распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  11. -введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  12. -некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  13. -продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  14. -получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 378;

Монополия как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы монополистической деятельности

Прямым антиподом конкуренции является монополия. Понятие монополия отражает концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов.

  • Следует различать основные типы монополий:
  • 1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
  • 2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;
  • 3) возникающие в результате обладания исключительными правами.
Читайте также:  Доверительное управление наследственным имуществом

Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили наименование легальные монополии. К ним относятся:

  1. 1) монополии, непосредственно регулируемые государством;
  2. 2) монополии обладателей исключительных прав.
  3. Легальная монополия –монополия, образованная на законном основании и официально защищенная от конкуренции.
  4. Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка, что является основополагающим правилом рыночной экономики и предпринимательства.
  5. Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

Среди них различают государственные монополии и естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д.

В ряду монополий особняком стоят естественные монополии, где по объективным условиям, не зависящим от воли людей и государства, по самой природе вещей иное состояние рынка, кроме монополии, невозможно или нецелесообразно. О естественных монополиях подробнее речь пойдет ниже.

Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Однако самыми распространенными и опасными для свободы конкуренции на рынке являются искусственные монополии, то есть объедения хозяйствующих субъектов, образуемые ради получения монополистических выгод и проявления их монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Закон о конкуренции определяет составы монополистической деятельности, которые сведены в пять групп.

Итак, во-первых, монополистическая деятельность выражается в злоупотреблении хозяйствующим субъектом или группой лиц доминирующим положением на рынке. В соответствии со ст.

4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках доминирующее положение это — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующимпризнается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

  • Таким образом, доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее – определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
  • Деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, рассматривается как монополистическая в случае совершения им действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе таких действий (бездействия), как:
  • — изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • — навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
  • — создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
  • — создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • — нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • — установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен или рыночных цен, устанавливаемых на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода;
  • — сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • — необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Во-вторых, формой проявления монополистической деятельности являются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее — соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к: установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). В качестве монополистической рассматривается также деятельность по координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение монополистической деятельности.

  1. В исключительных случаях указанные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, а также соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
  2. В-третьих, к монополистической деятельности относятся акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, как то:
  3. — введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  4. — установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;
  5. — необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иное ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
  6. — указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
  7. — препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  8. — необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
  9. Важной гарантией обеспечения конкуренции является запрет на совмещение функций органов власти и управления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

В-четвертых, формами проявления монополистической деятельности являются соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В их числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

  • Наконец, в-пятых, к проявлениям монополизма по существу отнесены нарушения антимонопольных требований к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. При проведении соответствующего конкурса не допускается:
  • — создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса;
  • — участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффинированных лиц;
  • — осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;
  • — необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
  • Нарушение этих правил является основанием для признания судом конкурса недействительным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *