Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Законопроект был впервые представлен в августе прошлого года и предлагал сократить сроки проведения камеральной налоговой проверки с нынешних трех до одного месяца с момента подачи налоговой декларации. Эта поправка до третьего чтения не дошла. Правительство внесло изменения в документ, и сокращению подверглись лишь сроки камеральной проверки по НДС – до двух месяцев с правом налоговиков на продление до трех месяцев. При этом кабмин удалил из законопроекта общее сокращение сроков таких проверок.

В то же время законопроект исключает налог на движимое имущество юридических лиц. Для этих целей из ст. 374 НК об объектах налогообложения уберут слово «движимое».

Еще одно важное изменение – снижение требований и расширение практики применения упрощенного порядка возмещения НДС. Сейчас право на заявительный порядок без гарантии имеют компании, уплатившие 7 млрд руб.

налогов за три года. Законопроект снижает эту сумму до 2 млрд руб.

Одновременно с этим увеличивается предельный объем обязательств поручителя по действующим договорам поручительства – с 20% до 50% стоимости активов поручителя.

Документ также устанавливает суммарный порог по выручке, который позволяет отнести сделки с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых сделок. Он составит 60 млн руб. Сейчас законодательство такого порога не предусматривает.

Вдвое продлевается срок для предоставления документов, затребованных налоговиками вне рамок проверки у участников сделки или иных лиц, располагающих нужными сведениями (ст. 93.1 НК) – с пяти до 10 дней.

Также вводится новая форма налогового документа – дополнение к акту проверки по результатам допмероприятий налогового контроля. У налогоплательщиков будет право подавать письменные возражения на такие дополнения.

Титов раскритиковал законопроект о реформе контрольно-надзорной деятельности

Реформа контрольно-надзорной деятельности, призванная изменить модель госконтроля с репрессивной на партнерскую, приведёт к увеличению давления на бизнес, уверен уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. Он уже направил свой негативный отзыв на законопроект председателю правительства Дмитрию Медведеву, предложив ему перенести сроки одобрения документа, которые запланированы на конец этого года, пишет «Коммерсантъ».

Поправки, инициированные «Открытым правительством», вносятся в закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».

Например, ими предлагается ввести термин «охраняемые законом ценности» (жизнь и здоровье граждан, их имущество, обеспечение обороны страны и безопасности государства).

Бизнес-омбудсмен пишет, что де-факто под ценностями понимается неограниченный перечень понятий, что позволит органам контроля-надзора обосновать любое свое требование и действие по отношению к предпринимательству.

Проработкой модели, когда контрольно-надзорные органы должны использовать те системы, которые предприятия используют для ведения промышленного контроля, поручил заняться президент.

В качестве примера министр «Открытого правительства» Михаил Абызов приводил компании «Лукойл», «Уралкалий»: они, по его словам, готовы предоставить доступ к своим приборам учета, чтобы у контрольно-надзорных органов была объективная и качественная картина относительно безопасности и качества работы промышленных узлов, писал РБК.

Реформа контрольно-надзорной деятельности будет проведена в отношении 46 видов государственного контроля (надзора)

Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден перечень видов такого контроля, относящихся к ведению МЧС России, МВД России, ФАС России, ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, Росздравнадзора, Росприроднадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Роструда. Перечень будет актуализирован для реализации мероприятий приоритетной программы на последующие годы.

  • В перечень включены, в частности, следующие виды федерального государственного контроля (надзора):
  • — надзор в области безопасности дорожного движения;
  • — контроль (надзор) в сфере миграции.
  • — контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов);
  • — контроль в сфере госзакупок;
  • — надзор — таможенный контроль;
  • — контроль (надзор) в сфере транспортной безопасности;
  • — контроль (надзор) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
  • — надзор за соблюдением трудового законодательства.
  • Среди целей приоритетной программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»:
  • — снижение административной нагрузки на организации и граждан не менее чем на 50 процентов к концу 2025 года;
  • — рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций в 2 раза к концу 2025 года.

В первом чтении принят законопроект о реформе системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в российской федерации

Законопроект направлен на дальнейшее развитие и совершенствование системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  1. Законопроектом определяются правовые и организационные основы системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  2. определяются принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  3. устанавливаются перечни видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов контроля (надзора);
  4. вводится иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение контроля (надзора);
  5. предусматривается обязательность принятия положения о каждом виде контроля (надзора) и запрет на проведение проверок при отсутствии такого положения;
  6. вводится определение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора);
  7. устанавливаются единые подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);
  8. вводится система управления рисками при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
  9. предусматривается отдельное регулирование для каждого мероприятия (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
  10. устанавливается правовое регулирование проверочных листов;
  11. регламентируются обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, порядок их доступа к производственным объектам для проведения проверок, ограничения, которые должны соблюдаться при их проведении;
  12. определяются права граждан и организаций, их представителей при проведении проверок, а также порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  13. В приложениях приводятся:
  14. перечень видов федерального государственного контроля (надзора);
  15. перечень видов регионального государственного контроля (надзора);
  16. перечень видов муниципального контроля;
  17. перечень видов деятельности с уведомительным порядком начала деятельности.

Налогов меньше, платить больше: опубликована концепция реформы

Какие нововведения в сфере налогов ждут узбекистанцев в ближайшее время

ТАШКЕНТ, 28 мар — Sputnik, Антон Курилкин. Концепция реформирования налоговой системы представлена на общественное обсуждение в Узбекистане. В основных предложениях авторов документа разбирался корреспондент Sputnik Узбекистан.

Платить больше, но меньше

В Узбекистане очень много разнообразных налоговых платежей, льгот, послаблений и особых условий для отдельных предприятий, считают авторы документа. Это очень сложная система, и ее надо упрощать, делать прозрачной и простой для понимания — это главный тезис концепции.

Подоходный налог, единый социальный платеж и страховые взносы в пенсионный фонд объединят в единый налог на доходы физических лиц. Вне зависимости от уровня доходов, 25% от них придется отдавать государству.

Значительные изменения коснутся бизнеса — авторы считают, что налоги предприниматели платят несправедливо. По их подсчетам, малый бизнес производит 50% ВВП, но платит только 7% налогов.

Чтобы исправить дисбаланс, предлагается изменить налоговую систему следующим образом: отменить налог на прибыль (за исключением коммерческих банков и страховых организаций). Ставку налога на добавленную стоимость (НДС) планируют снизить с 20% до 12%.

Но НДС придется платить всем — налог распространят на все категории налогоплательщиков. Льготы по уплате НДС инвентаризируют, а неэффективные — отменят.

Налог на имущество юридических лиц снизят к 2021 году до 1%, причем за производственные здания и сооружения платить будет не надо.

Малым бизнесом предлагается считать только тех юридических лиц, у которых годовой оборот меньше одного миллиарда сумов.

Big Data и реформа налоговой

Одним из приоритетов реформы названо совершенствование форм и механизмов налогового контроля. Посыл подобных мер — сделать так, чтобы налоги платились легко и добровольно.

Контролировать платежи правительство хочет с помощью внедрения «современных информационно-коммуникационных технологий». Говорится и о внедрении технологий big data для обработки информации. НДС предлагается учитывать через специальное программное обеспечение.

Личный контакт граждан с налоговыми инспекторами планируется минимизировать для удобства граждан.

Пока что законопроект находится на стадии обсуждения на официальном портале — для него выделена отдельная страница. Концепция уже вызвала широкий общественный резонанс: только на официальном портале уже 170 комментариев.

Необоснованная налоговая выгода в свете принятия Федерального закона № 163-ФЗ от 18.07.2017 года

Александр Трапезников, юрист ООО «Инвест-аудит»

Всегда было интересно увидеть введение в содержание Налогового кодекса РФ норм о необоснованной налоговой выгоде, так как данная категория является набором оценочных понятий, причем настолько абстрактных, что при желании сделки с любым контрагентом, непонравившимся налоговым органам, можно признать совершенными лишь на бумаге, или, говоря языком инспектора, «формальным документооборотом». Эти факторы также накладывались на сомнительное качество законотворчества и законотворцев, что в итоге и вело к негативным ожиданиям.

Тем не менее, сами законотворцы, особо не волновались, и 18.07.2017 года ими был принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ).

Данным законом часть первая Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) дополнена статьей 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Поправки в НК РФ в связи с COVID-19

В свете происходящих прямо сейчас событий важно успевать следить за налоговыми изменениями и мерами поддержки бизнеса, предпринимаемыми со стороны государства. Мы постарались собрать в нашем алерте ключевые предложения и новости по данной теме.

В тексте вы найдете ссылки на важнейшие на сегодня официальные документы (включая принятый сегодня законопроект о поправках в налоговый кодекс), а также их краткий анализ.

Надеемся, что наш алерт будет полезен в вашей работе! Желаем вам здоровья, спокойствия и экономической устойчивости!

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Суть события

В свете складывающейся прямо сейчас сложной экономической ситуации государством предпринимаются беспрецедентные оперативные меры реагирования, прежде всего, в налоговой сфере.

Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России; во исполнение этих предложений уже предпринят ряд мер. В том числе 31 марта в третьем чтении приняты экстренные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (законопроект № 862653-7);

Читайте также:  Образец определения о принятии искового заявления

Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления с основными антикризисными мерами, принятие которого ожидается сразу после предоставления Правительству соответствующих полномочий законодателем. ФНС и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования.

Обзор наиболее важных предложений и поправок предлагаем вашему вниманию далее.

Международное налогообложение

Ключевым предложением в данной сфере, прозвучавшим в речи Президента Российской Федерации, стала идея изменить международные налоговые соглашения России таким образом, чтобы перечисление дивидендов за рубеж облагалось в России по общеустановленной ставке 15% несмотря на льготные положения таких соглашений. В выступлении Президента было обозначено, что отказ договаривающихся государств от внесения таких изменений может повлечь за собой денонсацию Россией этих соглашений.

Минфину России на следующий день было поручено в месячный срок разработать предложения по указанному вопросу. Достоверно известно, что изменения не вступят в силу немедленно и точно не будут применяться к доходам, выплачиваемым в 2020 году.

В то же время, по сообщению Минфина России, изменения коснутся не только дивидендных выплат, но и процентов по долговым обязательствам.

Кроме того, налогоплательщикам не стоит забывать об усилившемся в последние годы тренде на переквалификацию многих внутрихолдинговых трансграничных выплат в дивиденды, что не может не оказать влияние на уровень рисков в связи с подобными платежами (см., например, TaxAlert № 110).

  • Дополнительно следует отметить, что, по заверениям Минфина России, указанные изменения коснутся не всех соглашений об избежании двойного налогообложения, а «только так называемых транзитных юрисдикций», «в первую очередь, к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций».
  • По информации Минфина России, «указанные изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками».
  • На сегодня неизвестно точно, каким образом будут осуществлены такие изменения – путем ли непосредственных изменений к действующим соглашениям через подписание дополнительных протоколов, либо через использование жесткого варианта ограничения льгот (LOB) в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI), которая была ранее ратифицирована и предполагается к вступлению в силу для России с 2021 года.

Делегированное законотворчество

Упомянутым законопроектом № 862653-7 Правительство Российской Федерации наделяется специальными полномочиями по принятию налоговых нормативных актов на период с 01 января по 31 декабря 2020 года (включительно) в области:

  • сроков проведения мероприятий налогового контроля;
  • сроков уплаты налогов, сборов, взносов, направления требований об уплате;
  • сроков предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности и иных документов, ответственности за их непредоставление;
  • сроков, порядка, условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
  • особенностей применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Схожие полномочия в отношении сроков уплаты местных и региональных налогов даны главам субъектов Российской Федерации.

При этом если такие сроки меняются не для всех налогоплательщиков, то при выделении «льготных» категорий должны учитываться основные виды экономической деятельности по состоянию на 01.01.

2020, а также некие неконкретизированные в законе данные из реестров ФНС России, налоговой и бухгалтерской отчетности.

Законопроектом прямо предусмотрено правило разрешения возможных коллизий в связи с указанными полномочиями: акты Правительства в соответствующих вопросах будут иметь приоритет перед нормами Кодекса.

Поэтому до конца текущего года при применении перечисленных налоговых правил следует сверяться с актами Правительства России и субъектов федерации.

Соответствующими оговорками дополнены и статьи НК РФ о сроках исполнения налоговых обязанностей (57, 61, 62, 64, 70).

Перечисленные выше полномочия Правительства Российской Федерации внесены и в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Нерабочие дни и налоговые сроки

С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 с 30 марта по 03 апреля 2020 года были установлены «нерабочие дни», не являющиеся «нерабочими праздничными» или «выходными» днями, о которых идет речь в статье 6.1 НК РФ, возник вопрос о том, признаются ли эти дни рабочими по смыслу НК РФ.

К сожалению с некоторым запозданием, но указанная проблема получила решение в налоговых целях – пункты 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ дополнены ссылкой на то, что введенные Указом Президента «нерабочие» дни не признаются рабочими, как и обычные выходные.

Следовательно, сроки, истекающие в указанные дни, должны быть перенесены на первый следующий рабочий день – на дату настоящего алерта таковым должно признаваться 06 апреля. Исполнение налоговых обязанностей до этой даты возможно, но не является обязательным.

Следует отметить, что ранее Минфин России официальным толкованием позволил перенести и сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности на 06 апреля 2020 года.

Ндфл 

Президентом в числе налоговых мер было предложено ввести налогообложение по ставке 13% процентных доходов по банковским вкладам или инвестициям в долговые ценные бумаги, если сума вклада составляет свыше 1 миллиона рублей. В тексте законопроекта реализация этой идеи и не только выглядит несколько иначе, представляя собой фактическое введение прогрессивного налогообложения для физических лиц.

Применительно к банковским вкладам новой редакцией статьи 214.2 НК РФ с 2021 года предложено учитывать в составе доходов сумму процентов по всем вкладам в российских банках, превышающую расчетную величину «вычета».

Последняя определяется как 1 млн.руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на первое число налогового периода. При этом правило о налоговой ставке 35% по вкладам с высокой процентной ставкой отменяется.

Таким образом, ограничение суммы вклада 1 млн. руб. фактически не применяется – если ставка по вкладу окажется выше ключевой ставки, под налогообложение будут попадать и вклады менее 1 млн. руб. Кроме того, предлагается учитывать не каждый вклад в отдельности, а все вклады физического лица в сумме.

Под это правило не будут подпадать процентные доходы по счетам эскроу, а также по счетам, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых.

По вкладам в иностранной валюте будут действовать те же правила исходя из валютного курса ЦБ РФ на дату получения процентного дохода.

Информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган не позднее 01 февраля года, следующего за налоговым периодом. Исчисление и уплата налога налоговым агентом в данном случае производиться не будет. Напротив, налогоплательщики будут уплачивать НДФЛ самостоятельно на основании налогового уведомления от инспекции до 01 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Важным нововведением для физических лиц представляется отмена освобождения от налогообложения процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Кроме того, отменено освобождение от налогообложения доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года.

Точно так же отменено освобождение от обложения НДФЛ дохода в виде дисконта, получаемого при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года.

Страховые взносы

Значимые послабления тем же законопроектом вводятся применительно к страховым взносам для субъектов малого или среднего предпринимательства (МСП). Критерии отнесения бизнеса к таковым установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Среди прочих требований (к составу участников хозяйственных обществ и видам их деятельности) ключевыми являются критерии по среднесписочной численности (как правило, не выше 250 человек) и по годовому доходу (для средних предприятий – до 2 млрд. руб.).

При этом закон требует внесения субъектов МСП в соответствующий реестр на начало года, ведение которого осуществляет налоговый орган в автоматическом режиме.

Применительно к субъектам МСП для ежемесячных выплат в пользу сотрудников свыше установленного на начало года размера МРОТ установлены специальные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% (в пределах МРОТ указанная ставка составляет 22%).

Тем самым ставки взносов для субъектов МСП при выплатах выше МРОТ, но в до достижения предельной величины базы для исчисления взносов будут аналогичны тем, что применяются сегодня к базе свыше этой предельной величины: 10% на пенсионное обеспечение, 5% — на обязательное медицинское страхование, 0% на обязательное социальной страхование на случай временной нетрудоспособности. Социальное страхование от несчастных случаев изменениями не охватывается.

Новые ставки взносов применяются с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года. Однако эти же правила будут действовать и с 2021 года.

Преференции субъектам мсп в части сроков исполнения налоговых обязательств

Указанным выше проектом Постановления Правительства Российской Федерации, которое ожидается к принятию в ближайшие дни, предложен ряд мер и послаблений для субъектов МСП применительно к срокам исполнения ими налоговых обязанностей.

Важно, что указанные меры распространяются не на всех, а только на субъектов МСП, включенных в реестр по состоянию на 01.03.

2020 и «ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации».

На сегодня определен перечень из 22 наиболее пострадавших отраслей, на которые будут распространены указанные меры поддержки. Среди них: перевозки, деятельность в сфере культуры и организации мероприятий, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, бытовые услуги населению, дополнительное образование. Впрочем, указанный перечень наверняка будет еще корректироваться и расширяться.

Среди мер поддержки для попавших в перечень субъектов МСП (организаций и ИП):

  • отсрочка на шесть месяцев по уплате налога на прибыль, единого налога при ЕСХН и УСН;
  • отсрочка на шесть месяцев по уплате авансовых платежей по всем налогам (кроме НДС) за 1 квартал, на 4 месяца – для авансовых платежей за 2 квартал 2020 года;
  • для субъектов МСП, признаваемых микропредприятиями (численность до 15 человек и выручка до 120 млн. руб. в год), отсрочка на полгода по уплате страховых взносов (4 месяца – по взносам, начисленным на вознаграждения физическим лицам за июнь и июль 2020 года).
Читайте также:  Выписка из егрп (егрн) вместо свидетельства о собственност

Примечательно, что одновременно ФНС России соответствующим Письмом приостановила мероприятия, направленные на принудительное взыскание задолженности с субъектов МСП, а также организаций, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей. Первоначально указанный срок действия данных мер (01.05.2020) в настоящее время отсутствует.

Иные меры правительства рф

В числе прочего названным проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие важные для налогообложения меры:

Правительство одобрило законопроекты о реформе надзора за бизнесом

Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Правительство надеется сократить проверки бизнеса /ТАСС

Законопроекты, которые определяют, как устанавливать требования к бизнесу и проверять их исполнение, одобрены правительством. «Доработаем и будем вносить для последующей работы в парламент», – сказал на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

Законопроекты о госконтроле и об обязательных требованиях – часть реформы контрольно-надзорной деятельности. Второй документ нужен, чтобы работала регуляторная гильотина, – до 2021 г. чиновники должны пересмотреть правила контроля и отменить необоснованные требования к бизнесу.

За время обсуждения законопроектов бизнесу удалось добиться, в частности, переходного периода для вступления в силу новых норм и их публичного обсуждения. Каждые пять лет нормативные акты должны будут снова анализироваться и неактуальные – отменяться. Сами виды контроля не должны дублироваться, а результаты проверок можно будет обжаловать в досудебном порядке.

Однако в законопроекте о госконтроле число видов контроля, которые не подпадают под новые правила, выросло с 23 до 35.

Всего сейчас существует более 2 млн обязательных норм и правил, сказал Медведев, это колоссальная цифра: даже для того, чтобы перечислить их, потребуется огромное время, что уже говорить о применении.

По оценке Минэкономразвития, сейчас действует более 220 видов государственного контроля на федеральном уровне, есть еще почти 50 региональных видов контроля и 16 муниципальных. 

На заседании правительства председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что на деятельность ЦБ действие новых законов распространяться вообще не должно. Это предполагалось изначально, отметила она, но потом такая формулировка исчезла.

«Например, один орган не может совмещать функции регулирования и надзора, а Центральный банк совмещает, и мы не видим необходимости пересматривать это», – объяснила она. Сейчас законопроект о госконтроле и так предполагает, что его действие не будет распространяться на несколько видов контроля ЦБ.

Среди них – надзор за кредитными организациями и банковскими группами, некредитными организациями, соблюдением законодательства об акционерных обществах. 

С учетом статуса ЦБ все нормы о контроле и надзоре должны быть погружены в законодательство регулятора, решил Медведев, лучше из этого законопроекта все изъять и договориться, чтобы были синхронные изменения. 

Во время рассмотрения законопроекта о госконтроле в правительстве cписок исключений уже пополнился, например, Федеральной антимонопольной службой.

Не будут распространяться новые правила также на валютное законодательство, налоговое, таможенное, на контроль за экспортом – для них сохранится действующее регулирование.

Расширение этого перечня связано с особенностями некоторых видов контроля и с замечаниями ряда министерств и ведомств, объяснял представитель Минэкономразвития, список может измениться после рассмотрения в Госдуме. 

Законопроект о госконтроле предполагает, что число проверок будет зависеть от одной из шести групп риска, в которой находится компания: от чрезвычайно высокого до низкого. Проверок уже с каждым годом становится все меньше: за 10 лет к 2018 г.

количество плановых проверок сократилось в 4 раза до 302 000, а внеплановых – вдвое до 676 000, сказал советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Леонид Анучин. Но сумма штрафов растет: в 2018 г. – более чем 980 000 компаний на 179 млрд руб.

, что вдвое больше, чем в 2015 г., сообщал он.

Также предлагается ввести новые виды контроля – контрольную закупку, выездные обследования, рейд, но главными будут профилактические меры – например, рекомендации. Предлагается изменить и KPI для контролеров: ключевым будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторов будут наказывать, говорится в законопроекте.

Новые законы помогут снизить административное давление на бизнес, но все зависит от практики применения новых норм, говорил эксперт департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты Алексей Переседов.

Главное, чтобы система профилактических мер действительно работала, а все проверки согласовывались с прокуратурой, отмечал вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Сейчас законопроект предлагает согласовывать с прокуратурой только выездные проверки и повторные контрольно-надзорные мероприятия, указывал вице-президент РСПП Александр Варварин.

Также предполагается сократить срок уведомления о плановых проверках с трех рабочих дней до 24 часов, отмечал он, что создает риски для бизнеса.

Госдума обсудит пакет законопроектов о "регуляторной гильотине"

МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Депутаты Госдумы на пленарном заседании в пятницу планируют рассмотреть в первом чтении два правительственных законопроекта, которые направлены на реформу контрольно-надзорной деятельности, получившей неофициальное название «регуляторной гильотины».

Речь идет о законопроекте «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях». Первый законопроект направлен на урегулирование отношений в области государственного и муниципального контроля и надзора.

Как отмечают в правительстве, новые нормы призваны устранить недостатки действующей системы, «в том числе несистемность и пробельность регулирования, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием».

Так, авторы инициативы отдельно прописывают принципы осуществления госконтроля.

Среди них отмечены соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, недопустимость злоупотребления правом, «оперативность и разумность» при осуществлении госконтроля, а также принцип недопустимости множественного контроля одного лица для оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами.

Новые виды контроля

Законопроект предполагает отказ от использования проверок как основного инструмента контроля и предлагает ввести новые виды, например контрольную закупку, выездные обследования или рейд. При этом главными будут профилактические меры — рекомендации, консультирование, информирование и другие.

Выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, а также их содержание должны определяться на основе оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Таким образом контрольно-надзорные органы смогут сосредоточиться на выявлении нарушений, которые несут наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям, отмечают в правительстве.

Ключевым показателем эффективности проверок будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторы будут нести дисциплинарную ответственность, отмечается в законопроекте.

Проект также устанавливает возможность признать результаты контрольно-надзорных мероприятий недействительными в случае грубых нарушений требований к организации и осуществлению контроля.

В случае признания результатов недействительными, повторное внеплановое контрольно-надзорное мероприятие может быть проведено только по согласованию с прокуратурой.

«Это позволит исключить практику злоупотребления механизмами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в целях оказания давления на бизнес, ведения недобросовестной конкурентной борьбы», — отмечают авторы инициативы.

В законопроекте предусматривается 35 видов госконтроля, которые не подпадают под реформу контрольно-надзорной деятельности. Среди них — основные функции Банка России, основные функции ФАС России и ее территориальных органов, а также налоговый, таможенный и валютный контроль.

Обязательные требования

Второй законопроект направлен на установление долгосрочных принципов и основ установления обязательных требований, а также оценки их применения.

В частности, предполагается, что с 1 января 2021 года будут отменены все принятые ранее акты, содержащие обязательные требования.

Законопроектом также предусмотрено, что положения нормативных правовых актов, которыми устанавливаются обязательные требования, должны вступать в силу либо 1 марта, либо 1 сентября соответствующего года.

Инициатива устанавливает, что нормативные акты, которые содержат обязательные требования, должны действовать не более шести лет. Между тем срок их действия может быть продлен в зависимости от результатов оценки их применения.

а”бƒаМаА аПб€аИаНбаЛаА аВ аПаЕб€аВаОаМ б‡б‚аЕаНаИаИ аПаАаКаЕб‚ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚аОаВ аО ТЋб€аЕаГбƒаЛбб‚аОб€аНаОаЙ аГаИаЛбŒаОб‚аИаНаЕТЛ

а“аОбаДбƒаМаА аНаА аПаЛаЕаНаАб€аНаОаМ аЗаАбаЕаДаАаНаИаИ аВ аПбб‚аНаИб†бƒ аПб€аИаНбаЛаА аВ аПаЕб€аВаОаМ б‡б‚аЕаНаИаИ аДаВаА аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаЕаНаНб‹б… аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚аА аО б€аЕб„аОб€аМаЕ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНаОаЙ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚аИ, аПаОаЛбƒб‡аИаВбˆаЕаЙ аНаЕаОб„аИб†аИаАаЛбŒаНаОаЕ аНаАаЗаВаАаНаИаЕ ТЋб€аЕаГбƒаЛбб‚аОб€аНаАб аГаИаЛбŒаОб‚аИаНаАТЛ.

а аЕб‡бŒ аИаДаЕб‚ аО аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚аАб… ТЋаž аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаМ аКаОаНб‚б€аОаЛаЕ (аНаАаДаЗаОб€аЕ) аИ аМбƒаНаИб†аИаПаАаЛбŒаНаОаМ аКаОаНб‚б€аОаЛаЕ аВ а аОббаИаЙбаКаОаЙ аЄаЕаДаЕб€аАб†аИаИТЛ аИ ТЋаžаБ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбб…ТЛ. аŸаЕб€аВаАб аИаНаИб†аИаАб‚аИаВаА аНаАаПб€аАаВаЛаЕаНаА аНаА бƒб€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИаЕ аОб‚аНаОбˆаЕаНаИаЙ аВ аОаБаЛаАбб‚аИ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаГаО аИ аМбƒаНаИб†аИаПаАаЛбŒаНаОаГаО аКаОаНб‚б€аОаЛб аИ аНаАаДаЗаОб€аА.

аšаАаК аОб‚аМаЕб‡аАбŽб‚ аВ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаЕ, аНаОаВб‹аЕ аНаОб€аМб‹ аПб€аИаЗаВаАаНб‹ бƒбб‚б€аАаНаИб‚бŒ аНаЕаДаОбб‚аАб‚аКаИ аДаЕаЙбб‚аВбƒбŽб‰аЕаЙ баИбб‚аЕаМб‹ — ТЋаНаЕбаИбб‚аЕаМаНаОбб‚бŒ аИ аПб€аОаБаЕаЛбŒаНаОбб‚бŒ б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб, аНаЕаДаОбб‚аАб‚аОб‡аНаОбб‚бŒ б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб аВаОаПб€аОбаОаВ аПб€аОб„аИаЛаАаКб‚аИаКаИ аНаАб€бƒбˆаЕаНаИаЙ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ, аА б‚аАаКаЖаЕ аНаЕаОаПб€аАаВаДаАаНаНб‹аЙ аАаКб†аЕаНб‚ аНаА аПб€аОаВаЕаДаЕаНаИаИ аПб€аОаВаЕб€аОаК, баВаЛббŽб‰аИб…бб аНаАаИаБаОаЛаЕаЕ аЗаАб‚б€аАб‚аНб‹аМ аКаАаК аДаЛб аБаИаЗаНаЕбаА, б‚аАаК аИ аДаЛб аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… аОб€аГаАаНаОаВ аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЕаМТЛ.

ааВб‚аОб€б‹ аИаНаИб†аИаАб‚аИаВб‹ аОб‚аДаЕаЛбŒаНаО аПб€аОаПаИбб‹аВаАбŽб‚ аПб€аИаНб†аИаПб‹ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛаЕаНаИб аГаОбаКаОаНб‚б€аОаЛб.

аЁб€аЕаДаИ аНаИб… баОб€аАаЗаМаЕб€аНаОбб‚бŒ аВаМаЕбˆаАб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА аВ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚бŒ аКаОаНб‚б€аОаЛаИб€бƒаЕаМб‹б… аЛаИб†, аНаЕаДаОаПбƒбб‚аИаМаОбб‚бŒ аЗаЛаОбƒаПаОб‚б€аЕаБаЛаЕаНаИб аПб€аАаВаОаМ, ТЋаОаПаЕб€аАб‚аИаВаНаОбб‚бŒ аИ б€аАаЗбƒаМаНаОбб‚бŒТЛ аПб€аИ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛаЕаНаИаИ аГаОбаКаОаНб‚б€аОаЛб, аА б‚аАаКаЖаЕ аПб€аИаНб†аИаП аНаЕаДаОаПбƒбб‚аИаМаОбб‚аИ аМаНаОаЖаЕбб‚аВаЕаНаНаОаГаО аКаОаНб‚б€аОаЛб аОаДаНаОаГаО аЛаИб†аА аДаЛб аОб†аЕаНаКаИ баОаБаЛбŽаДаЕаНаИб аОаДаНаИб… аИ б‚аЕб… аЖаЕ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ аНаЕбаКаОаЛбŒаКаИаМаИ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹аМаИ аОб€аГаАаНаАаМаИ.

аžб‚аКаАаЗ аОб‚ аПб€аОаВаЕб€аОаК аВ аПаОаЛбŒаЗбƒ аПб€аОб„аИаЛаАаКб‚аИаКаИ

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚ аОб‚аКаАаЗаАб‚бŒбб аОб‚ аИбаПаОаЛбŒаЗаОаВаАаНаИб аПб€аОаВаЕб€аОаК аКаАаК аОбаНаОаВаНаОаГаО аИаНбб‚б€бƒаМаЕаНб‚аА аКаОаНб‚б€аОаЛб аИ аВаВаОаДаИб‚ аНаОаВб‹аЕ аВаИаДб‹ аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ — аНаАаПб€аИаМаЕб€, аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНбƒбŽ аЗаАаКбƒаПаКбƒ, аВб‹аЕаЗаДаНб‹аЕ аОаБбаЛаЕаДаОаВаАаНаИб аИаЛаИ б€аЕаЙаД. аŸб€аИ бб‚аОаМ аГаЛаАаВаНб‹аМаИ аБбƒаДбƒб‚ б‚аАаКаИаЕ аПб€аОб„аИаЛаАаКб‚аИб‡аЕбаКаИаЕ аМаЕб€б‹, аКаАаК б€аЕаКаОаМаЕаНаДаАб†аИаИ, аКаОаНббƒаЛбŒб‚аИб€аОаВаАаНаИаЕ, аИаНб„аОб€аМаИб€аОаВаАаНаИаЕ.

а”аОаКбƒаМаЕаНб‚ аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚ бб‡аИб‚аАб‚бŒ аКаЛбŽб‡аЕаВб‹аМ аПаОаКаАаЗаАб‚аЕаЛаЕаМ бб„б„аЕаКб‚аИаВаНаОбб‚аИ аКаОаЛаИб‡аЕбб‚аВаО бƒбб‚б€аАаНаЕаНаНб‹б… б€аИбаКаОаВ, аА аНаЕ б‡аИбаЛаО аПб€аОаВаЕаДаЕаНаНб‹б… аПб€аОаВаЕб€аОаК аИ аВб‹баВаЛаЕаНаНб‹б… аНаАб€бƒбˆаЕаНаИаЙ.

а—аА аБаЕаЗаОбаНаОаВаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ аПб€аОаВаЕб€аКаИ аИаНбаПаЕаКб‚аОб€б‹ аБбƒаДбƒб‚ аНаЕбб‚аИ аДаИбб†аИаПаЛаИаНаАб€аНбƒбŽ аОб‚аВаЕб‚бб‚аВаЕаНаНаОбб‚бŒ.

аŸб€аОаЕаКб‚ б‚аАаКаЖаЕ аПаОаЗаВаОаЛбаЕб‚ аПб€аИаЗаНаАб‚бŒ б€аЕаЗбƒаЛбŒб‚аАб‚б‹ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ аНаЕаДаЕаЙбб‚аВаИб‚аЕаЛбŒаНб‹аМаИ аПб€аИ аГб€бƒаБб‹б… аНаАб€бƒбˆаЕаНаИбб… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ аК аИб… аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаИ.

а’ б‚аАаКаОаМ баЛбƒб‡аАаЕ аПаОаВб‚аОб€аНаОаЕ аВаНаЕаПаЛаАаНаОаВаОаЕ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНаОаЕ аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЕ аМаОаЖаЕб‚ аБб‹б‚бŒ аПб€аОаВаЕаДаЕаНаО б‚аОаЛбŒаКаО аПаО баОаГаЛаАбаОаВаАаНаИбŽ б аПб€аОаКбƒб€аАб‚бƒб€аОаЙ.

а”аОаКбƒаМаЕаНб‚ аПб€аЕаДаПаОаЛаАаГаАаЕб‚ баОаЗаДаАаНаИаЕ аЕаДаИаНаОаГаО аОаНаЛаАаЙаН-б€аЕаЕбб‚б€аА аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ. аŸб€аАаВаИаЛаА аЕаГаО б„аОб€аМаИб€аОаВаАаНаИб аИ аВаЕаДаЕаНаИб бƒб‚аВаЕб€аДаИб‚ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО а аЄ, аА аОаПаЕб€аАб‚аОб€аОаМ б€аЕаЕбб‚б€аА бб‚аАаНаЕб‚ а“аЕаНаПб€аОаКбƒб€аАб‚бƒб€аА а аЄ.

аЁаОаГаЛаАбаНаО аДаОаКбƒаМаЕаНб‚бƒ, 35 аВаИаДаОаВ аГаОбаКаОаНб‚б€аОаЛб аНаЕ аПаОаДаПаАаДбƒб‚ аПаОаД б€аЕб„аОб€аМбƒ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНаОаЙ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚аИ.

аЁб€аЕаДаИ аНаИб… — аОбаНаОаВаНб‹аЕ б„бƒаНаКб†аИаИ а‘аАаНаКаА а аОббаИаИ, аЄааЁ а аОббаИаИ аИ аЕаЕ б‚аЕб€б€аИб‚аОб€аИаАаЛбŒаНб‹б… аОб€аГаАаНаОаВ, аА б‚аАаКаЖаЕ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЙ, б‚аАаМаОаЖаЕаНаНб‹аЙ аИ аВаАаЛбŽб‚аНб‹аЙ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒ.

а аИбаК-аОб€аИаЕаНб‚аИб€аОаВаАаНаНб‹аЙ аПаОаДб…аОаД

ааВб‚аОб€б‹ аИаНаИб†аИаАб‚аИаВб‹ аПб€аЕаДаЛаАаГаАбŽб‚ аВаВаЕбб‚аИ б€аИбаК-аОб€аИаЕаНб‚аИб€аОаВаАаНаНб‹аЙ аПаОаДб…аОаД аПб€аИ аВб‹аБаОб€аЕ аПб€аОб„аИаЛаАаКб‚аИб‡аЕбаКаИб… аИ аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ.

аЂаАаК аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹аЕ аОб€аГаАаНб‹ баМаОаГбƒб‚ баОбб€аЕаДаОб‚аОб‡аИб‚бŒбб аНаА аВб‹баВаЛаЕаНаИаИ аНаАб€бƒбˆаЕаНаИаЙ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аНаЕббƒб‚ аНаАаИаБаОаЛбŒбˆбƒбŽ бƒаГб€аОаЗбƒ аОб…б€аАаНбаЕаМб‹аМ аЗаАаКаОаНаОаМ б†аЕаНаНаОбб‚баМ.

аЁаОаГаЛаАбаНаО аДаОаКбƒаМаЕаНб‚бƒ, аОаБбŠаЕаКб‚б‹ аКаОаНб‚б€аОаЛб аБбƒаДбƒб‚ аОб‚аНаЕбаЕаНб‹ аК аОаДаНаОаЙ аИаЗ бˆаЕбб‚аИ аКаАб‚аЕаГаОб€аИаЙ б€аИбаКаА аПб€аИб‡аИаНаЕаНаИб аВб€аЕаДаА: аОб‚ аНаИаЗаКаОаГаО аДаО б‡б€аЕаЗаВб‹б‡аАаЙаНаО аВб‹баОаКаОаГаО.

а”аЛб аКаАаЖаДаОаЙ аКаАб‚аЕаГаОб€аИаИ б€аИбаКаА, аКб€аОаМаЕ аНаИаЗаКаОаГаО, аДаОаЛаЖаНб‹ аБб‹б‚бŒ бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНб‹ аВаИаДб‹ б€аАаЗб€аЕбˆаЕаНаНб‹б… аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ аИ аИб… б‡аАбб‚аОб‚аА.

Читайте также:  Кто подписывает отчетность при ликвидации ооо?

аЂаАаК, аВ аОб‚аНаОбˆаЕаНаИаИ аОаБбŠаЕаКб‚аОаВ б б‡б€аЕаЗаВб‹б‡аАаЙаНаО аВб‹баОаКаИаМ б€аИбаКаОаМ аПб€аОаВаОаДаИб‚бб аНаЕ аМаЕаНаЕаЕ аОаДаНаОаГаО аИ аНаЕ аБаОаЛаЕаЕ аДаВбƒб… аПаЛаАаНаОаВб‹б… аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИаЙ аВ аГаОаД, аВ аОб‚аНаОбˆаЕаНаИаИ аОаБбŠаЕаКб‚аОаВ б аВб‹баОаКаИаМ б€аИбаКаОаМ — аНаЕ аМаЕаНаЕаЕ аОаДаНаОаГаО аВ б‡аЕб‚б‹б€аЕ аГаОаДаА, аА баО аЗаНаАб‡аИб‚аЕаЛбŒаНб‹аМ — аНаЕ аБаОаЛаЕаЕ аОаДаНаОаГаО аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИб аВ аДаВаА аГаОаДаА. а•баЛаИ аОаБбŠаЕаКб‚ аОб‚аНаОбаИб‚бб аК аКаАб‚аЕаГаОб€аИаИ бб€аЕаДаНаЕаГаО б€аИбаКаА, б‚аО аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНб‹аЕ аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИб аДаОаЛаЖаНб‹ аПб€аОаВаОаДаИб‚бŒбб аНаЕ аМаЕаНаЕаЕ аОаДаНаОаГаО б€аАаЗаА аВ бˆаЕбб‚бŒ аЛаЕб‚, аА аДаЛб аКаАб‚аЕаГаОб€аИаИ бƒаМаЕб€аЕаНаНаОаГаО б€аИбаКаА — аНаЕ аБаОаЛаЕаЕ аОаДаНаОаГаО аМаЕб€аОаПб€аИбб‚аИб аВ б‚б€аИ аГаОаДаА.

аžаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ ТЋаžаБ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбб…ТЛ аОаПб€аЕаДаЕаЛбаЕб‚ аПб€аАаВаОаВб‹аЕ аИ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаОаНаНб‹аЕ аОбаНаОаВб‹ аВаВаЕаДаЕаНаИб аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ баОаДаЕб€аЖаАб‚бб аВ аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹б… аАаКб‚аАб… а аЄ, аА б‚аАаКаЖаЕ аОб†аЕаНаКаИ аИб… аПб€аИаМаЕаНаЕаНаИб. а”аОаКбƒаМаЕаНб‚ бƒб‚аОб‡аНбаЕб‚ аОаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаИаЕ аПаОаНбб‚аИб аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНаОаГаО б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб, аА б‚аАаКаЖаЕ аОаПб€аЕаДаЕаЛбаЕб‚ б†аЕаЛаИ, бƒбаЛаОаВаИб аИ аОбаНаОаВаНб‹аЕ аПб€аИаНб†аИаПб‹ аИб… бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИб. аЁаОаГаЛаАбаНаО аДаОаКбƒаМаЕаНб‚бƒ, аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб — бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаНб‹аЕ аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹аМаИ аПб€аАаВаОаВб‹аМаИ аАаКб‚аАаМаИ бƒбаЛаОаВаИб, аОаГб€аАаНаИб‡аЕаНаИб, аЗаАаПб€аЕб‚б‹, аА б‚аАаКаЖаЕ аОаБбаЗаАаНаНаОбб‚аИ аГб€аАаЖаДаАаН аИ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаЙ, аНаАаПб€аАаВаЛаЕаНаНб‹аЕ аНаА аЗаАб‰аИб‚бƒ аОб…б€аАаНбаЕаМб‹б… б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНб‹аМаИ аЗаАаКаОаНаАаМаИ б†аЕаНаНаОбб‚аЕаЙ.

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аПб€аЕаДаПаОаЛаАаГаАаЕб‚ аОаБаНаОаВаИб‚бŒ б 1 баНаВаАб€б 2021 аГаОаДаА аВбаЕ аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹аЕ аАаКб‚б‹, баОаДаЕб€аЖаАб‰аИаЕ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб. ааКб‚б‹, аПб€аИаНбб‚б‹аЕ аДаО аНаАб‡аАаЛаА 2021 аГаОаДаА, аПб€аЕаКб€аАб‚бб‚ баВаОаЕ аДаЕаЙбб‚аВаИаЕ.

а”аОаКбƒаМаЕаНб‚ б‚аАаКаЖаЕ аПб€аОаПаИбб‹аВаАаЕб‚, б‡б‚аО аВбаЕ аПаОаЛаОаЖаЕаНаИб аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹б… аАаКб‚аОаВ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ бƒбб‚аАаНаАаВаЛаИаВаАбŽб‚ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб, баМаОаГбƒб‚ аВбб‚бƒаПаАб‚бŒ аВ баИаЛбƒ б 1 аМаАб€б‚аА аЛаИаБаО б 1 баЕаНб‚баБб€б баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аЕаГаО аГаОаДаА.

а˜аНаИб†аИаАб‚аИаВаА б‚аАаКаЖаЕ бƒбб‚аАаНаАаВаЛаИаВаАаЕб‚ аМаАаКбаИаМаАаЛбŒаНб‹аЙ бб€аОаК аДаЕаЙбб‚аВаИб аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹б… аАаКб‚аОаВ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ баОаДаЕб€аЖаАб‚ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹аЕ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИб.

аЂаАаК, баОаГаЛаАбаНаО аДаОаКбƒаМаЕаНб‚бƒ, аОаНаИ аДаОаЛаЖаНб‹ аДаЕаЙбб‚аВаОаВаАб‚бŒ аНаЕ аБаОаЛаЕаЕ бˆаЕбб‚аИ аЛаЕб‚, аНаО бб€аОаК аИб… аДаЕаЙбб‚аВаИб аМаОаЖаЕб‚ аБб‹б‚бŒ аПб€аОаДаЛаЕаН аВ аЗаАаВаИбаИаМаОбб‚аИ аОб‚ б€аЕаЗбƒаЛбŒб‚аАб‚аОаВ аОб†аЕаНаКаИ аИб… аПб€аИаМаЕаНаЕаНаИб.

аž б€аЕб„аОб€аМаЕ

а аЕб„аОб€аМаА аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аНаАаДаЗаОб€аНаОаЙ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚аИ, аПаОаЛбƒб‡аИаВбˆаАб аНаЕаОб„аИб†аИаАаЛбŒаНаОаЕ аНаАаЗаВаАаНаИаЕ ТЋб€аЕаГбƒаЛбб‚аОб€аНаАб аГаИаЛбŒаОб‚аИаНаАТЛ, аПб€аЕаДаПаОаЛаАаГаАаЕб‚ аОб‚аМаЕаНбƒ б 2021 аГаОаДаА аВбаЕб… аНаАаДаЗаОб€аНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИаЙ аК аБаИаЗаНаЕббƒ, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аК бб‚аОаМбƒ аМаОаМаЕаНб‚бƒ аНаЕ аБб‹аЛаИ аПаЕб€аЕбаМаОб‚б€аЕаНб‹ аИ аАаКб‚бƒаАаЛаИаЗаИб€аОаВаАаНб‹. а”аЛб б€аЕаАаЛаИаЗаАб†аИаИ б€аЕб„аОб€аМб‹ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО б€аАаЗб€аАаБаОб‚аАаЛаО аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚б‹ ТЋаžаБ аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНб‹б… б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбб…ТЛ аИ ТЋаž аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаМ аКаОаНб‚б€аОаЛаЕ (аНаАаДаЗаОб€аЕ)ТЛ.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Правительство разработало закон о «регуляторной гильотине» :: Экономика :: РБК

Что изменится в надзоре за бизнесом

Новый документ вводит запрет на контроль и надзор по следующим требованиям:

  • требования, которые официально не опубликованы;
  • требования, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;
  • обязательные требования, которые были/будут приняты в России до 1 января 2021 года. Это и есть «регуляторная гильотина»: согласно поручению Владимира Путина, с этого срока должны действовать только актуализированные нормы, которые разрабатывались «с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах».

Документ содержит оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц». Объектами надзора станут результаты деятельности граждан и компаний, а также производственные объекты, которые представляют «опасность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

Проект прописывает ключевые показатели эффективности контроля и надзора, включая KPI по устранению рисков нанесения ущерба.

Это позволит выявить соотношение между объемом трудовых и финансовых ресурсов, направленных на проведение проверок, и степенью рисков, которые те призваны нейтрализовать.

Свои KPI будут у федерального правительства, региональных и муниципальных администраций. Надзорные органы будут ежегодно отчитываться о достижениях ключевых показателей.

Объекты надзора поделят на шесть уровней риска: от низкого до чрезвычайно высокого (такой же подход содержался и в прошлом законопроекте).

Для каждого из них должны утвердить точную частоту проверок в зависимости от степени вреда, который может нанести предприятие. Наиболее опасные объекты будут проверять один-два раза в год.

Реформа должна предусматривать программу профилактики рисков: информирование о них, выпуск руководств по соблюдению требований, стимулирование добросовестности, профилактические визиты и т.д.

Поводами для открытия надзорного производства устанавливаются угроза охраняемым законом ценностям и нарушения требований, за которые предусмотрена административная ответственность.

Для инспекторов в законопроекте прописывается кодекс этики, а также права и обязанности.

В перспективе их зарплаты могут привязать к показателям служебной деятельности, прописанным в трудовом договоре (соответствующие решения должны принять президент, или правительство, или губернатор региона, или власти муниципалитетов).

Как отметил Шипов, качество их работы больше не будет оцениваться по «палочной» системе, при которой контрольно-надзорные органы ориентируются только на количество проверок и объем штрафов.

Основное отличие новой версии проекта от старой — в более детальном описании процессов контроля и его видов, но нужно было увязать их с риск-ориентированным подходом, а также поправить терминологические и юридические определения, считает член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Неопределенность может возникнуть с определением рисков. «Риск невозможно свести к нулю, он всегда существует.

Допустимый уровень риска — задача, вокруг которой наверняка будут разворачиваться баталии: какой уровень риска считать допустимым», — отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

Еще одна «война» развернется вокруг того, сколько требований оставить после 2021 года и насколько они будут конкретными.

В законопроекте нет критериев минимизации рисков, механизмов их определения документ не предусматривает, говорит ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС Алексей Ефремов.

По данным опроса РАНХиГС, основными рисками для россиян являются небезопасные продукты и услуги общепита, некачественные непродовольственные товары и услуги, пожары и аварии в жилых и нежилых помещениях, несанкционированное распространение и использование персональных данных.

Надзорная реформа, согласно законопроекту, не затронет отношения бизнеса с силовыми органами (аналогичная оговорка была и в прошлом законопроекте о контроле и надзоре) и не только. Она не будет распространяться на:

  • оперативно-разыскные мероприятия, дознание, предварительное следствие, проверку сообщений о нарушениях;
  • производство по административным делам;
  • исполнение уголовных наказаний;
  • расследование причин аварий на производстве, несчастных случаев, профессиональных и массовых заболеваний;
  • налоговый, валютный, таможенный контроль;
  • рассмотрение антимонопольных дел, дел о нарушении закона о рекламе, жалоб на нарушение процедур в сфере торгов и строительства;
  • санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный надзоры, которые проводятся на границе;
  • контроль, связанный с обеспечением обороны;
  • надзор органов ФСБ и пограничного контроля;
  • контроль за функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей спецсвязи, обеспечивающих передачу шифрованной и секретной информации в органах власти;
  • контроль за противодействием иностранным техническим разведкам, за обеспечением безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
  • надзор со стороны Банка России за банками и нефинансовыми организациями, контроль, призванный противостоять неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • контроль за использованием госимущества гражданами и компаниями;
  • контроль за использованием средств госкорпораций;
  • контроль законодательства о госзакупках, гособоронзаказе, противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
  • надзор в области безопасности дорожного движения.

Законопроект содержит значительное количество исключений, поэтому «говорить о некой кодификации контрольно-надзорного законодательства пока преждевременно», отмечает Ефремов из РАНХиГС. В основном исключения не связаны непосредственно с ведением хозяйственной деятельности, и они не помешают законопроекту решить свою задачу, считает Корочкин из «Опоры России».

Антон Фейнберг

Реформе КНД отмерили три года

Депутаты Госдумы, а также региональные власти представили свои замечания к законопроектам об обязательных требованиях и о госконтроле — ожидается, что эти документы будут рассмотрены в первом чтении уже в начале февраля.

Среди замечаний — опасения по поводу снижения уровня ответственности организаций при освобождении их от контрольно-надзорных мероприятий после страхования рисков причинения вреда.

Беспокоит авторов отзывов и то, что «регуляторная гильотина» должна отсечь все не актуализированные обязательные требования уже 1 января 2021 года, притом что четких сроков принятия нового регулирования не существует.

Минэкономики рассчитывает, что ключевые законопроекты реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) — об обязательных требованиях и о госконтроле — пройдут первое чтение уже в начале февраля, сообщил вчера на Гайдаровском форуме замглавы ведомства Савва Шипов.

Проекты внесены в Госдуму в декабре прошлого года, тогда отмечалось, что их необходимо дорабатывать, что и планируется сделать в рамках второго чтения.

Тем не менее региональные правительства, направившие свои отзывы на законопроекты, поддержали их практически без оговорок.

Думские комитеты, представившие свои заключения, рекомендуют принять законопроект в первом чтении — с рядом замечаний.

Парламентариев, в частности, волнуют положения законопроекта о госконтроле, допускающие освобождение организаций от контрольно-надзорных мероприятий в случае страхования ими рисков причинения вреда из-за нарушения обязательных требований.

Комитет по финансовому рынку беспокоится, что это «может снизить уровень ответственности контролируемых лиц». Смущает эта норма и депутатов из комитета по контролю и регламенту.

Они задаются вопросом о том, как это согласуется с целями госконтроля по предупреждению и пресечению вреда.

Ко второму законопроекту (об обязательных требованиях) замечания высказал лишь один думский комитет — по энергетике.

Депутаты предлагают изменить порядок проведения оценки фактического воздействия актов, устанавливающих обязательные требования,— пока предполагается, что она проводится не позднее пяти лет со дня вступления норм в силу.

С учетом того, что срок действия акта может составлять менее пяти лет, депутаты предлагают более общую формулировку — «не ранее одного года до истечения срока действия».

Опасаются депутаты комитета по энергетике и за отраслевое регулирование — как указывается в заключении, большинство устанавливаемых в электроэнергетике обязательных требований попадают под действие законопроекта. К 2021 году должна завершиться ревизия таких требований — не актуализированные к этому сроку подлежат отмене.

По мнению депутатов, не исключено, что к моменту введения в действие закона новое регулирование не будет готово.

Беспокоит это и правительство Ростовской области: законопроект не предусматривает сроков принятия новых обязательных требований, что «может повлечь отсутствие ответственности субъектов предпринимательства за несоблюдение обязательных требований».

По оценке Минэкономики, сейчас на федеральном уровне существует более 220 видов госконтроля, на региональном — еще почти 50, на муниципальном — 16.

Как пояснил вчера глава Росаккредитации Алексей Херсонцев, с учетом отмены региональных и муниципальных актов реформа продлится еще три года — региональные акты планируется отменить до 2022 года, а муниципальные до 2023-го.

По его словам, региональных и муниципальных актов, подлежащих отмене, намного меньше федеральных.

Евгения Крючкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *