Вс рф предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

Что случилось?

Президент России подписал 26 июля 2019 года Федеральные законы № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.

40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» и Федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур».

В чём суть нововведений?

В процессуальном законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ) закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур. Список примирительных процедур расширится, но останется открытым.

Помимо уже известной процедуры медиации, к видам примирительных процедур отнесены переговоры и судебное примирение.

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки призваны внедрить в систему правосудия способы урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя.

Также планируется дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства и в арбитражном процессе.

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если стороны пытались примириться, то при подаче иска нужно будет указать, что именно в этом плане ими было предпринято.

К иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия, если конечно такие документы имеются в наличии.

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или тот удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Им станет судья в отставке. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, который утвердит Пленум ВС РФ. Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Результатом судебного примирения может стать мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

В процессуальных кодексах установлены схожие результаты примирительных процедур.

К примеру, в АПК РФ введён открытый перечень результатов примирения участников дела, в частности:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы. 

Также предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных правоотношений.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Да, соответствующие изменения внесены в НК РФ.

Поправками установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Что ещё поменялось?

Уточнён ряд норм, посвящённых мировому соглашению.

В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если по условиям этого соглашения они приобретают права либо на них возлагаются обязанности.

Когда документы вступают в силу?

Новые положения заработают 25 октября 2019 года.

Путин утвердил план ВС о новой работе для отставных судей

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

Moscow Live

Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, которым расширяется арсенал примирительных процедур, применяемых при урегулировании споров, в том числе при содействии суда (тексты документов см. здесь, здесь и здесь).

Поправки, инициированные Верховным судом РФ, внесены в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства, Основы законодательства о нотариате, Налоговый кодекс, федеральный конституционный закон о Верховном суде РФ и ряд других законов.

ГПК дополняется положениями, устанавливающими права и обязанности суда и лиц, участвующих в деле, в рамках проведения примирительных процедур. В частности, кодекс дополняется новой главой 14.1 «Примирительные процедуры.

Мировое соглашение», устанавливающей виды примирительных процедур, особенности участия в них суда и судебного примирителя, результаты примирительных процедур, особенности заключения мирового соглашения и его исполнения.

Аналогичные изменения вносятся в АПК и КАС.

В АПК и ГПК закрепляются положения, согласно которым суд, арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в судах. При этом в АПК, ГПК и КАС предусматривается, что примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

Примирение возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта по ходатайству сторон либо по предложению суда. Устанавливаются такие виды примирительных процедур, как, например, переговоры, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение.

Предусматривается, что стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Судебным примирителем является судья в отставке.

Список судебных примирителей формируется и утверждается пленумом Верховного суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются правительством РФ.

Результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела, подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.

В сферу действия закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» предлагается включить споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Основы законодательства РФ о нотариате дополняются новой статьей, согласно которой нотариус удостоверяет медиативное соглашение, достигнутое сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, предусмотренным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием медиатора, медиаторов, медиатора — представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации.

В закон «Об исполнительном производстве» вносится изменение, согласно которому к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, относятся нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их
нотариально засвидетельствованные копии.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением ст. 9, положения которой вступают в силу со дня официального опубликования.

Поправками в НК РФ устанавливается, что при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70% суммы уплаченной им государственной пошлины. Если это произошло на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции — возврату подлежит 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30%. Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ арбитражными судами возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Эти поправки призваны дополнительно стимулировать стороны судебного разбирательства к использованию примирительных процедур.

Судебные примирители вступят в переговоры // Пленум ВС предлагает ввести новый институт в процессе

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедурПленум Верховного суда (ВС) одобрил внесение в Госдуму законопроекта о совершенствовании примирительных процедур. Основное его новшество – появление в судах судебных примирителей. Ими смогут стать как работники аппарата суда, так и судьи в отставке. Порядок этой процедуры утвердит ВС отдельным регламентом. Судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Например, по спорам из налоговых или антимонопольных отношений.

Закон о медиации вступил в силу с 2011 года, но с тех пор медиация использовалась крайне мало: при рассмотрении всего лишь 0,008% в судах общей юрисдикции и 0,002% в арбитражных судах. О более широком применении примирительных процедур Президента просили предприниматели в сентябре прошлого года.

Законопроект ВС разработал во исполнение его поручения. Один из пунктов поручения – возможность применения медиации при рассмотрении дел государственными судами.

По мнению разработчиков, это поможет снизить нагрузку на суды, создать деловые отношения, а также будет свидетельствовать «об отсутствии склонности к сутяжничеству», сказала судья-докладчик Наталья Павлова.

Законопроект предлагает ввести в процессуальные кодексы дополнительную возможность примирения – через судебного примирителя. Судебное примирение будет возможно как по спорам частных лиц, так и по спорам из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с предпринимательской деятельностью.

Судебными примирителями могут стать работники аппарата суда. У них должно быть высшее юридическое образование и стаж в юриспруденции не менее пяти лет. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом ВС на основе предложений судов о кандидатах.

Кроме того, заниматься судебным примирением смогут судьи в отставке. Список таких примирителей будут вести советы судей в субъектах. Работа примирителей будет оплачиваемой.

При этом расходы бюджета на их вознаграждение могут быть компенсированы из госпошлины, если стороны дали согласие на использование судебного примирения, сообщается в пояснительной записке к законопроекту.

Обосновывается это тем, что судебное примирение должно уменьшить расходы суда за счет сокращения действий, которые он должен бы был совершить без этой процедуры.

Из документа не ясно, за счет чего будет оплачиваться работа примирителя, если стороны согласились на его участие, но конфликт так и не решили. Ведь в этом случае у суда не получится сократить свои действия. Вероятно, эту проблему поможет решить специальный фонд оплаты судей в отставке, выполняющих функции примирителя. Возможность его создания также предусмотрена законопроектом.

Порядок судебного примирения законопроект не определяет. Для этого ВС примет отдельный регламент судебного примирения ВС. В законопроекте отмечается, что судебный примиритель вправе вести переговоры, изучать документы, давать рекомендации сторонам для быстрого урегулирования спора. А судья вправе запросить информацию о ходе примирения не чаще одного раза в две недели.

Законопроект расширяет перечень возможных результатов примирения, не ограничиваясь только процедурой с участием судебных примирителей. К традиционному мировому соглашению добавляется соглашение по обстоятельствам дела, иные соглашения, «которые урегулируют спор» (например, письмо-согласие на регистрацию товарного знака).

Читайте также:  Образец заявления о фактическом принятии наследства

Примирение сторон в суде: что изменится в октябре 2019 года

Новшества в процедуре примирения сторон в арбитражном, гражданском и административном процессах вступят в силу 25 октября 2019 года. Они начинают действовать в связи с принятием трех законов:

  1. Федеральный Конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ

Дает право Пленуму Верховного Суда РФ утверждать регламент проведения судебного примирения, а также формировать и устанавливать список судебных примирителей.

  1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ

Вносит в НК РФ изменения, связанные с частичным возвратом государственной пошлины в результате примирительных процедур. Размер суммы будет зависеть от того, на какой стадии произошло примирение.

Пока не вступили в силу изменения, истец, заключая соглашение о примирении, может рассчитывать не более, чем на 50 % возврата государственной пошлины.

Стадия примирения Процент от государственной пошлины
На стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора. 30 %
На стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. 50 %
При заключении соглашения о примирении, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу. 70 %

Для истца данное изменение несет позитивный характер. В ситуации, когда речь идет о большой сумме государственной пошлины, заключать соглашение о примирении будет выгодно.

  1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ

Вносит целый ряд изменений, касающихся примирительных процедур, в отдельные законодательные акты. Это и новый «статус» медиативного соглашения, и появление в списке новых примирительных процедур, и расширение возможности использования примирительных процедур, а также уточнение перечня сведений, которые нужно вносить в исковое заявление и отзыв на него.

Зачем нужны поправки?

Прежде всего изменения направлены на развитие альтернативных методов разрешения споров — чтобы снизить количество дел в судах и, следовательно, «разгрузить» судей.

Кроме того, поправки призваны обеспечить гарантию прав на судебную защиту и мотивировать стороны спора прибегать именно к примирительным процедурам.    

Что нужно знать о примирительных процедурах

Важно отметить, что список примирительных процедур расширен, и он остается открытым. Так, в частности, споры теперь могут быть решены:

  • через переговоры;
  • путем посредничества, в том числе медиации (переговоры с участием независимой стороны — медиатора);
  • в результате судебного примирения;
  • путем использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Что касается судебного примирения, то его проведение предполагает участие судебного примирителя, чью роль на себя возьмет судья в отставке.

За формирование и утверждение списка судебных примирителей ответственен Пленум Верховного Суда РФ. Он учитывает предложения арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, которые выразили желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатуру для разрешения конкретного спора определяют по взаимному согласию стороны, а суд её утверждает.

У судебного примирителя есть определенные права:

  • ведение переговоров со сторонами, другими лицами, участвующими в деле;
  • изучение документов, представленных сторонами;
  • знакомство с материалами дела с согласия арбитражного суда;
  • осуществление других действий, необходимых для эффективного урегулирования спора.

При этом судебный примиритель не вправе совершать действия, в результате которых возникают, изменяются либо прекращаются права и обязанности лиц, участвующих в деле, а также других участников процесса. Судебный примиритель — не участник судебного разбирательства.  

Результаты примирительных процедур

Поправками предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных отношений:

  • признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;
  • соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;
  • частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;
  • мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ появится открытый перечень результатов примирения участников дела. Он включает:

  • мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
  • соглашение по обстоятельствам дела;
  • подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.

Изменения в порядке и сроках проведения примирительных процедур

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если стороны согласились с предложением провести такую процедуру или суд удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд должен указать срок, в течение которого завершится примирительная процедура. В то же время стороны смогут ходатайствовать о продлении срока.

Если до обращения в суд с оспариванием, например решений органов власти, стороны не использовали досудебное урегулирование спора, то будет действовать принцип: при согласии юрлица, ИП или гражданина суд сможет отложить разбирательство и провести примирительную процедуру, например, для уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов.

Детали в процессуальных поправках

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50, в настоящее время при подготовке дела к разбирательству судья может только содействовать урегулированию спора — например, предложить сообщить о примирительных действиях и предоставить соответствующие документы. Но с 25 октября ситуация изменится. 

Во-первых, поправки коснутся перечня сведений, которые входят в исковое заявление и отзыв на него. Так, если стороны пытались примириться, в нем нужно будет уточнить, какие именно действия ими были предприняты. Для этого к иску прикладываются подтверждающие документы.

Во-вторых, если примирительные действия совершал ответчик, то соответствующую информацию ему нужно будет указать в отзыве на иск, а также не забыть приложить доказательные документы. В отзыве, помимо этого, придется поделиться мнением о том, могут ли стороны примириться.

Стоит также обратить внимание на ряд поправок о статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований о предмете спора. Их наделили правом выступать в роли участников мирового соглашения в ситуациях, если они приобретают права или на них переходят обязанности по условиям соглашения. 

В российских судах появятся миротворцы

Верховный суд РФ предлагает ввести новый, «мирный» способ решения спора — при участии судебного примирителя. Он должен помочь сторонам найти компромисс.

При этом в случае, если дело решится миром, часть госпошлины стороны получат назад. Примирительные процедуры возможны по любым делам, кроме уголовных и об административных правонарушениях, в том числе и в спорах с государством.

Соответствующий законопроект (есть у «Известий») намерен сегодня обсудить пленум ВС.

Верховный суд РФ предложил в дополнение к медиации (разрешение конфликта с помощью посредника) новый способ решения спора мирным путем — при участии судебного примирителя.

Речь идет об арбитражных, гражданских делах и тех, которые рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства.

Например, по делам о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ, о ликвидации политических партий, а также дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества.

Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по предложению сторон или суда. Соответствующие поправки предлагается внести в Арбитражный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и в закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

ВС предлагает финансово мотивировать стороны к мирному урегулированию споров: частично возвращать им госпошлину. За заключение мирового соглашения, отказ от иска или признание его в суде первой инстанции будет возвращаться 70% от уплаченной госпошлины, на этапе апелляционного разбирательства — половина суммы, кассационного обжалования — 30%.

Судебный примиритель поможет сторонам найти компромисс, например, заключить мировое соглашение. У него будет право на ведение переговоров со сторонами, изучение представленных документов.

 Он также сможет давать советы о том, как «урегулировать спор и сохранить деловые отношения», следует из законопроекта. В роли «миротворцев» смогут выступать судьи в отставке и сотрудники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование.

 Список судебных примирителей будет утверждать ВС, а также президиумы областных судов. Правила работы примирителей оформят в специальном регламенте, который также утвердит ВС.

Верховный суд отмечает, что на реализацию инициативы потребуются дополнительные средства из бюджета, так как судьям в отставке за подобную работу будет выплачиваться вознаграждение.

Порядок и условия оплаты их труда определит правительство, следует из документа.

Сколько денег потребуется, ВС не конкретизирует, но отмечает, что на эти цели можно направить часть госпошлины, которая останется после мирного урегулирования дела.

«Использование процедуры судебного примирения уменьшит расходы суда, покрываемые за счет госпошлины, в связи с сокращением количества юридически значимых действий, которые он должен был бы совершить при рассмотрении дела в обычном порядке. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке», — говорится в пояснительной записке к проекту.

В 2012 году с подобной инициативой, но только для арбитражных дел, выступал действовавший на тот момент Высший арбитражный суд РФ. Однако его инициатива не была поддержана Госдумой, правительство критиковало ее, в том числе за то, что потребуется дополнительное финансирование из бюджета.

Адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Любовь Иванова отметила, что идея судебных примирителей не нова и не вызывает отторжения. Тем не менее любая дополнительная процедура примирения требует времени, и ее можно использовать для затягивания разбирательства.

Анна Лаврухина из DS Law считает, что введение любой примирительной процедуры стоит рассматривать в положительном ключе, поскольку она предоставляет сторонам еще одну возможность урегулировать спор мирным путем.

 Юрист Eterna Law Евгения Первухина считает, что примирение сторон позволяет сократить сроки рассмотрения спора, уменьшить нагрузку на судью.

— Но частичный возврат госпошлины нельзя назвать достаточным стимулом для примирения. В России максимальная госпошлина по арбитражным спорам 200 тыс. рублей и 60 тыс. в рамках рассмотрения спора в суде общей юрисдикции. Это объективно нельзя назвать внушительной суммой, особенно если речь идет о крупном бизнесе, — сказала «Известиям» Евгения Первухина.

Она также отметила, что практика привлечения судей в отставке к работе судебными примирителями есть за рубежом и она хорошо себя зарекомендовала.

— Многолетний опыт работы в качестве судьи поможет медиатору использовать профессиональный взгляд при содействии сторонам в разрешении спора и, кроме того, может иметь значение при выборе примирителя с точки зрения того, что стороны, вероятно, окажут больше доверия судье в отставке, чем просто лицу с юридическим образованием, — считает эксперт.

Адвокат Андрей Сучков считает важным распространение примирительных процедур на большинство видов судопроизводства. Однако, по его мнению, предоставление возможности быть судебным примирителем исключительно отставным судьям и сотрудникам судов вряд ли обоснованна.

— С этой задачей вполне мог бы справиться и квалифицированный адвокат, и университетский профессор права, и опытный юрист предприятия, — заявил «Известиям» адвокат.

При этом он обратил внимание, что госпошлины для оплаты труда судей в отставке, занимавшихся судебным примирением, вряд ли хватит.

Денежное содержание отставного судьи настолько достойное в денежном выражении, что эту функцию можно возложить на судебного примирителя из состава судейского корпуса и без дополнительной оплаты, включив эту обязанность в качестве составной части статуса судьи, подчеркнул эксперт.

Поправки ВС о совершенствовании примирительных процедур внесены в Думу

Сегодня Верховный Суд внес в Госдуму пакет законопроектов (№ 421476-7, № 421600-7 и № 421494-7), предусматривающих поправки в ГПК РФ, в АПК РФ, в КАС РФ, в Налоговый кодекс, а также в ФКЗ о Верховном Суде и иные нормативные правовые акты в целях совершенствования примирительных процедур. Как ранее писала «АГ», соответствующее постановление Пленума ВС РФ было принято 18 января.

Читайте также:  Образец отчета агента по агентскому договору

Согласно поправкам, ГПК, АПК и КАС РФ будут предусматривать дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле, урегулировать спор при содействии судебного примирителя.

Также закрепляется институт судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур, создаются условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с предложенными изменениями в НК РФ до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур. Также предлагается исключить из НК РФ положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом или судом общей юрисдикции.

Предлагается, чтобы функции судебных примирителей были возложены на сотрудников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование, и судей в отставке.

Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом Верховного Суда РФ, президиумом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, президиумом арбитражного суда округа на основе предложенных судами кандидатур.

Предполагается, что примирительные процедуры, в том числе медиация, могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

«Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон, в том числе и по спорам, где одной из сторон является государственный орган, орган местного самоуправления», – говорится в пояснительной записке.

В целях максимально эффективного использования примирительных процедур законопроектом предлагается закрепить самостоятельный перечень результатов примирения, учитывающих специфику публично-правовых отношений.

Ранее эксперты «АГ» детально проанализировали данные предложения Верховного Суда, отметив как плюсы инициативы, так и ее слабые стороны.

Внесудебное разрешение споров в судебном процессе?Эксперты «АГ» проанализировали пакет поправок Верховного Суда РФ, направленных на совершенствование примирительных процедур

20 марта Правительство России опубликовало официальный отзыв на пакет поправок Верховного Суда, отметив, что поддерживает его, но с учетом ряда замечаний.

Так, в отзыве указано, что распространение процедуры медиации на административные и иные публичные правоотношения, предусматриваемое новой редакцией ч. 2 ст. 1 Закона о медиации, не соотносится с положениями ч. 5 ст.

1 данного закона, согласно которым медиация не применяется к спорам, затрагивающим публичные интересы. Кроме того, распространение процедуры медиации на какие бы то ни было публичные правоотношения противоречит принципу равноправия сторон, закрепленному ст.

3 закона, поскольку данный принцип не свойственен публичным правоотношениям, основанным на власти и подчинении, принуждении обязанных лиц.

Правительство пояснило, что реализация проекта потребует дополнительных бюджетных ассигнований на оплату деятельности судей в отставке в качестве судебного примирителя.

Исполнительный орган указал, что согласно ст.

83 Бюджетного кодекса РФ, если принимается нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств, он должен содержать нормы, определяющие источники финансирования этого увеличения. 

Отмечая, что законопроектом предлагается введение нового института «судебного примирителя», Правительство сообщило, что в настоящее время уже существует независимое лицо – медиатор, которое фактически выполняет функции примирения сторон. При этом стороны могут обратиться к нему не только в рамках судебного процесса, но и при досудебном урегулировании спора.

В отношении предложенного законопроектом положения о том, что судебным примирителем может быть судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, Правительство указало, что эти положения не соотносятся со ст. 32 Закона о судебной системе, который предусматривает, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, а не содействует суду в разрешении споров.

Комментируя «АГ» отзыв Правительства, адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин отметил, что его мнение практически совпадает с мнением исполнительного органа власти.

В то же время адвокат заметил, что в отзыве говорится о необходимости решить вопрос бюджетного финансирования посредников-примирителей из числа бывших судей, тогда как, по его мнению, нужно остерегаться не материальных расходов на организацию, а гораздо большего зла – возникновения «параллельного правосудия», которое не является по своей сути альтернативным способом разрешения споров. Эксперт добавил, что лучше в данном случае вкладывать средства в действующие суды.

«Вот в чем я не могу согласиться с отзывом, так это в том, что нельзя распространить медиацию на административные и иные публичные правоотношения. На некоторые, конечно, нельзя, однако на многие можно. И де факто это уже так или иначе происходит в судах, а де юре не запрещается ни одним процессуальным кодексом.

Даже в УПК РФ есть институт согласительных процедур (досудебного соглашения, особого порядка рассмотрения дела, прекращения уголовного преследования за примирением, деятельным раскаянием, замена судебным штрафом)», – пояснил Илья Трайнин.

Он добавил, что не во всех, но во многих правоотношениях и спорах можно и нужно использовать медиацию.

Ведущий юрист, медиатор АБ «Асташкевич и Партнеры», член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова также высказалась относительно применения медиации в публичных правоотношениях: «Обсуждая возможность расширения практики медиации на публичные споры, следует учитывать, что мировая практика применения медиации предлагает много примеров использования процедуры в спорах с участием публичных интересов».

Она отметила, что отзыв Правительства скорее предполагает необходимость внесения изменений в Закон о медиации в части расширения действия закона на данную категорию споров. «Что же касается неравенства сторон, то на практике редко приходится говорить об имеющемся равенстве. Будь то корпоративный или семейный спор, у медиатора есть инструменты по выравниванию позиций», – пояснила юрист.

Также эксперт указала, что опасения Правительства в отношении нового института «судебного примирителя» и финансирования его деятельности вполне оправданны. «Прежде всего, следует внести ясность, что́ подразумевается под этим новым понятием. Предлагаемый текст не дает ясности, какие функции и задачи будут стоять перед этим участником разрешения спора.

Как видится из предложенной изначально редакции, его целью, скорее, является предварительная оценка судебной перспективы дела.

Если данное предположение верно и судебный примиритель не станет “медиатором от суда”, конкурируя с профессиональными независимыми медиаторами, то это будет полезным подспорьем всем участникам спора, включая медиаторов», – отметила Екатерина Смольянникова.

Она добавила, что если же речь идет о том, что такой примиритель будет проводить медиации, то предложенная схема финансирования заранее губительна как для самого предлагаемого института, так и для медиации в целом. По ее мнению, в этом случае необходимо предусмотреть расходы на обучение судей в отставке и работников аппарата суда профессиональной медиации.

Екатерина Смольянникова отметила, что замечания Правительства показывают, что текст поправок ВС РФ, скорее, следует рассматривать как предложения по общей концепции развития отрасли судебного разрешения споров, чем конкретный законопроект. «Для реальной практики необходимо доработать как текст, так и само понимание и видение предлагаемых институтов», – заключила юрист.

Примирительные процедуры: новый порядок с 25 октября

25 октября 2019 года вступают в силу изменения в процессуальном законодательстве, касающиеся расширения перечня примирительных процедур в ГПК, АПК и КАС и порядка возврата госпошлины в случае примирения.

Начать примирительную процедуру конфликтующие стороны могут в любой момент судебного процесса по собственной инициативе или по рекомендации суда. Примирение основывается на принципах добровольности и сотрудничества, суд не может обязать стороны помириться. На время перемирия судебные разбирательства приостанавливаются, если договоренности не достигнуты – заседания возобновляются.

Досудебное примирение

Согласно положениям Федерального закона N 197-ФЗ, если стороны пытались прийти к компромиссу до подачи искового заявления в суд, в иске следует указать, какие шаги были предприняты, а также приложить подтверждающие документы в случае их наличия.

В ситуации, когда попытки примирения исходили со стороны ответчика, указать на них и приложить соответствующие документы (при наличии) нужно будет в отзыве на иск. Кроме того, в отзыве следует изложить мнение о возможности мирного разрешения конфликта.

По действующему законодательству судья имеет право только предложить участникам дела сообщить о действиях по примирению при подготовке к разбирательству.

Порядок и сроки примирительной процедуры

Если участники спора заявили о желании пройти процедуру примирения, суд удовлетворяет их ходатайство и выносит определение о порядке действий. При необходимости может быть вынесено определение об отсрочке судебного разбирательства.

Определение суда включает:

Примирительная процедура должна завершиться в сроки, указанные в определении суда, но по ходатайству участников крайний срок может быть продлен.

Примирительные процедуры

Одно из нововведений – расширение перечня способов урегулирования споров мирным путем, в том числе при содействии суда. К примирительным процедурам, наряду с медиацией и посредничеством, отнесены переговоры и судебное примирение.

Список остается открытым, т.е. для улаживания споров можно использовать и другие виды примирительных процедур, если они не противоречат законодательству.

Судебное примирение

К судебному примирению стороны вправе прибегнуть на любом этапе судопроизводства по делу. Можно сказать, что процедура занимает промежуточное место между судебным разбирательством и медиацией.

Особенность примирения в суде – проведение его с участием судебного примирителя, которым может стать судья в отставке. Список примирителей формирует и утверждает Пленум Верховного Суда РФ.

Требования к кандидатам и регламент проведения примирения определены законодательно.

В конкретном споре кандидатуру выбирают из перечня и согласовывают стороны, суд ее утверждает. Судебный примиритель должен действовать беспристрастно и добросовестно. Ему запрещено делать что-либо, что может повлечь изменение или прекращение прав или обязанностей участников спора. Порядок проведения судебного примирения прописан в Регламенте, который утверждается ВС РФ.

  • Судебный примиритель имеет право:
  • Порядок и оплата работы судей-примирителей определяется Правительством Российской Федерации.
  • Судья вправе контролировать ход примирительной процедуры, запрашивая информацию не чаще одного раза в две недели.

Результаты примирительных процедур

В Федеральном законе N 197-ФЗ определен перечень возможных результатов примирительных процедур:

Если участники отказались от примирения, не пришли к согласию или срок процедуры истек, суд возобновляет разбирательство.

Возврат истцу госпошлины в случае примирения

Правила возвращения государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ. По действующему законодательству сумма возврата госпошлины при закрытии дела в результате примирительных процедур ограничена 50% без дифференциации. Правило действует только если мировое соглашение заключено раньше начала исполнения судебного решения.

Согласно Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ в случае примирения сторон, признания ответчиком иска или отказе истца от заявления предусмотрена частичная компенсация госпошлины истцу. Размер возвращенной суммы зависит от того, на каком этапе было прекращено судопроизводство по делу:

Читайте также:  Межрайонная инспекция вправе привлечь к административной ответственности лицо, не состоящее у нее на учете

Правило будет работать при подписании мирового соглашения, отказе от иска, его признании и др.

Верховный суд РФ установил порядок примирения в суде

Российское процессуальное законодательство гарантирует сторонам спора возможность примирения в суде без вынесения решения по делу. Регламент этой процедуры разработал Верховный суд РФ.

Пленум Верховного суда РФ поддержал на заседании проект постановления «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25.10.

2019 года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г.

№ 3-ФКЗ и поправок в процессуальные кодексы ((Арбитражный процессуальный кодекс Статья АПК РФ), (Гражданский процессуальный кодекс Статья ГПК РФ) и (Кодекс административного судопроизводства Статья КАС РФ)), связанных с совершенствованием примирительных процедур.

По новому законодательству к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения и формирование и утверждение списка судебных примирителей. Только на основании такого регламента могут осуществляться примирительные процедуры во время судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Что такое примирительные процедуры в суде

С 25.10.2019 все участники судебного процесса в суде общей юрисдикции или арбитражном суде (за исключением уголовного судопроизводства) смогут прибегать к специальным примирительным процедурам. Проведение таких процедур возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта. К ним законодатели отнесли:

  • переговоры;
  • посредничество, в том числе медиация;
  • судебное примирение.

Этот перечень не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону.

Суды будут начинать процесс примирения по регламенту на основании ходатайства сторон (стороны) либо при согласии сторон на соответствующее предложение суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству.

Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Осуществлять координацию действий сторон в этом процессе будут судебные примирители.

Кто такие судебные примирители

Судебные примирители — это штатные сотрудники судов. По законодательству их будут выбирать из судей в отставке, включенных в соответствующий перечень судебных примирителей. Утверждать список примирителей будет Пленум ВС РФ. Они будут проводить беседы со сторонами, предлагать им компромиссные решения для урегулирования спора и оформлять результаты примирения.

Как будет проходить примирение в суде

По новому регламенту судебное примирение должно проходить в отдельном помещении, расположенном в здании суда. Срок для совершения необходимых процедур устанавливается судом в определении о проведении судебного примирения, по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения имеют право:

  • выбирать судебного примирителя,
  • вносить предложения по порядку проведения примирения,
  • заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц,
  • сообщать необходимую для урегулирования спора информацию,
  • задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю,
  • высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения,
  • обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон,
  • ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту регламента, будет проходить в несколько стадий:

  1. Открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя).
  2. Изложение обстоятельств спора и интересов сторон.
  3. Формулирование сторонами вопросов для обсуждения.
  4. Индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями.
  5. Выработка предложений по урегулированию спора.
  6. Примирение сторон.
  7. Оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска.
  8. Завершение судебного примирения.

Результатом применения может стать как мировое соглашение и отказ от искового заявления, так и полное либо частичное его признание.

Судебное примирение может быть завершено по заявлению одной или обеих сторон, а также в связи с истечением его срока либо прекращением судебным примирителем.

Госпошлина, уплаченная за подачу искового заявления, сторонам возвращаться не будет. Но они смогут сэкономить на других судебных издержках.

Для чего ввели судебное примирение

Судья ВС РФ, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов пояснил, что в институте судебного примирения одинаково заинтересованы физические и юридические лица. Это будет быстрая и эффективная защита прав, которая широко используется в других странах, но пока не была реализована в России.

В Германии, Канаде, Финляндии, Австралии, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Словении, Нидерландах давно отказались от длительных судебных процессов по делам, в которых участники знают детали и отлично осознают свои требования.

По словам судьи, в российском обществе есть высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров.

Это позволит повысить качество правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, а также снижению уровня конфликтности, укреплению социально-деловых связей и повышению уровня правосознания. Как пояснил Виктор Момотов:

Сами участники спора всегда знают детали конфликта, его фактическую сторону и при желании могут выработать в короткие сроки взаимоприемлемое решение, используя примирение. Примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, способствует сохранению социальных связей и деловых отношений, в целом снижает уровень конфликтности в обществе.

В проекте регламента сказано, что судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон.

Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения.

К принципам судебного примирения отнесены добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность.

Принять окончательную версию регламента судьи планируют на следующем заседании Пленума ВС РФ, ведь с 25.10.2019 года к процедуре должны получить доступ все желающие.

Верховный Суд РФ предлагает усовершенствовать примирительные процедуры

05.02.2018

Просмотров: 629

С интересной законодательной инициативой выступил недавно Верховный Суд, внеся в Госдуму законопроект о совершенствовании примирительных процедур.

Новые процедуры предлагается ввести параллельно в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Изменения вносятся во все процессуальные кодексы: Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

На сегодняшний день действуют 2 примирительные процедуры: медиация,  предполагающая внесудебное урегулирование с участием посредника — медиатора, и мировое соглашение, которое может быть заключено на любой стадии судебного разбирательства.

Верховный Суд предлагает расширить количество примирительных процедур. Если законопроект будет принят, то урегулирование споров будет осуществляться путем переговоров, сверки документов, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Остановимся на новых процедурах.

Переговоры

Переговоры в целях урегулирования спора будут осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры будут проводиться в обязательном порядке.

Это означает, что в договоре можно будет изначально заложить условие, обязывающее стороны в случае возникновения разногласий сесть за стол переговоров до момента обращения в суд. Включая такое условие в договор, целесообразно будет также прописать порядок проведения переговоров и оформления их итогов.

При этом стандартная фраза «В случае возникновения разногласий споры разрешаются путем переговоров», которую сейчас можно встретить в большинстве договоров, приобретет реальный смысл, и сторонам действительно придется садится за стол переговоров прежде, чем обращаться в суд.

Сверка документов

Будет осуществляться в рамках судебного разбирательства по инициативе суда, если сторона не представит заблаговременно доказательства по делу в суд и другим участникам процесса, и при этом суд придет к выводу, что изучение этих документов сторонами может позволить урегулировать спор. Суд сможет на срок до 1 месяца отложить судебное заседание и предложить сторонам провести сверку документов.

Судебное примирение

Примирительная процедура с участием судебного примирителя. Может быть использована на любой стадии судебного процесса, включая исполнение решения суда.

  • Судебным примирителем может выступать судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.
  • Список судебных примирителей утверждается Пленумом ВС РФ.
  • Кандидатура судебного примирителя будет определяться по взаимному согласию сторон и утверждаться определением суда.

Судебное примирение осуществляется в срок, определенный судом. При этом судья вправе контролировать процесс, запрашивая информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.

  1. Результатами примирения, могут стать, в частности:
  2. 1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
  3. 2) частичный или полный отказ от иска;
  4. 3) частичное или полное признание иска;
  5. 4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
  6. 5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
  7. 6) соглашение по обстоятельствам дела;
  8. 7) подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.

Помимо сказанного, законопроект предусматривает более детальное регулирование вопросов заключения мирового соглашения. В частности, указывается, что мировое соглашение может содержать положения, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства, а также разрешать вопрос распределения судебных расходов.

Третьи лица смогут выступать участниками мирового соглашения в тех случаях, когда на них возлагается исполнение обязательства, либо они являются лицами, управомоченными принять исполнение.

Суд не вправе менять условия мирового соглашения. Однако, если какие-то условия будут противоречить закону, суд предложит сторонам их исключить или изменить. 

С учетом увеличения роли примирительных процедур истец при обращении с иском в суд должен будет указать сведения о предпринятых сторонами действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались, с приложением подтверждающих документов. В свою очередь ответчик в отзыве также должен будет указать сведения о предпринятых им действиях по примирению и изложить свое мнение о возможности примирения сторон.

В целом законопроект направлен на повышение эффективности инструментов мирного урегулирования споров. В пояснительной записке ВС РФ приводит неутешительную статистику относительно разрешения конфликтов при помощи процедуры медиации. За период с 2011 по 2017 год к медиации обращались в судах общей юрисдикции при рассмотрении порядка 0,008 % дел, в арбитражных судах  — около 0,002 % дел.

Принятие закона позволит не только  оптимизировать судебную нагрузку, но и будет способствовать снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, становлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *