Урегулированы мероприятия, предшествующие проверкам

Урегулированы мероприятия, предшествующие проверкам

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность проведения налоговым органом активных мероприятий и по окончании налоговой проверки — речь идет о так называемых дополнительных мероприятиях налогового контроля. Чем указанные мероприятия грозят налогоплательщику, каковы полномочия налоговых органов при их осуществлении? Об этом и поговорим.

Виды и сроки проводимых мероприятий

На основании п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

  • В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
  • В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может производиться исключительно:– истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ;– допрос свидетеля;
  • – проведение экспертизы.
  • При этом необходимо учитывать следующее

Пункт 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ N 57) устанавливает, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.

  1. Фактически дополнительные мероприятия налогового контроля являются законной возможностью направить требование о предоставлении документов за пределами налоговой проверки (по ее окончании), при этом ответы на указанные требования могут быть получены налоговым органом за пределами срока дополнительных мероприятий — и в этом случае поступившая информация и документы будут считаться полученными без нарушения срока.
  2. Могут ли быть установлены в ходе мероприятий новые нарушения?
  3. Однозначный ответ на данный вопрос дает пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, в котором указывается на то, что назначаемые руководителем (заместителем руководителя) налогового органа дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.
  4. Как реагировать?

Пунктом 6.1. ст. 101 НК РФ налогоплательщику предоставлено право в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, представить в налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.

Напомним, ранее указанная норма отсутствовала и была внесена Федеральным законом от 01.05.2016 г. №130-ФЗ. Ранее налоговыми органами налогоплательщику предоставлялся тридцатидневный срок (применялось положение п.6 ст.

100 НК РФ, который устанавливает срок для предоставления возражений на акт налоговой проверки).

Источник: https://kskgroup.ru

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2017/01/27/Dopolnitelnie_meroprijati

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля – это деятельность инспекторов налоговой службы по соблюдению физическими и юридическими лицами законодательных норм, которые регламентируются Налоговым кодексом РФ или международным договорами. Их проводят в рамках налоговых проверок. Различают основные и дополнительные мероприятия. Чем они друг от друга отличаются, рассмотрим подробно в данной статье.

Урегулированы мероприятия, предшествующие проверкам

Цель этих действий – проследить за тем, как физическое или юридическое лицо соблюдает нормы действующего налогового законодательства, и наказать, если факт нарушения будет доказан.

При этом при их проведении допускается использование видео- или фотосъемки или любого другого вида техники. Всё это должно быть отражено в протоколе, к которому и следует приложить материалы, полученные с помощью упомянутой техники: фотографии, негативы, видеозапись и пр.

Особенности и виды

Указанные мероприятия проводятся, как правило, в рамках налоговых проверок, например, камеральной или выездной. Однако в отдельных случаях выходят за рамки подобного контроля. Исследователи различают мероприятия основные (истребование документации, проведение экспертизы, допрос свидетелей) и дополнительные. Первые прописаны в 98 статье НК РФ, вторые – в ст. 101. Кроме того, проводятся:

  • инвентаризация;
  • осмотр помещения;
  • выемка;
  • привлечение переводчика;
  • получение экспертного заключения.

Каждый случай рассмотрим детально.

Основные мероприятия

К разряду основных, как уже было сказано выше, относится истребование документов. Какая именно нужна документация, налогоплательщик узнает из Требования, которое составляет и направляет ему налоговый инспектор. В течение 10 дней необходимо выполнить требование госслужащего. При этом всё, что представлено на бумажном носителе, должно быть в виде заверенных копий.

Закон запрещает повторно требовать те бумаги, которые проверяемый однажды уже предоставил. Исключение составляют следующие случаи: налогоплательщик приносил подлинники, которые ему впоследствии вернули; налоговая их потеряла при форс-мажорных обстоятельствах (пожар, наводнение).

Проведение экспертизы назначает налоговый инспектор. При этом приглашенный эксперт имеет право отказаться, если представленных документов недостаточно или он не владеет необходимыми знаниями. Проверяемому дается право:

  • отказаться от услуг назначенного эксперта и предложить свою кандидатуру;
  • присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые разъяснения.

Вызов свидетелей для допроса – еще одна мера, позволяющая составить полную картину истинного финансового положения проверяемого юридического или физического лица.

В роли свидетеля может выступить любой человек, который, по мнению налогового эксперта, способен пролить свет на произошедшее. Например, бывшие сотрудники компании. Исключение составляют несовершеннолетние и недееспособные.

Если свидетель откажется явиться, ему придется нести налоговую ответственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме основных, инспекторы налоговой службы нередко проводят и дополнительные мероприятия налогового контроля. Так, инвентаризацию назначают с целью проверить достоверность данных, предоставленных налогоплательщиком.

Осмотр помещения необходим, чтобы определить величину дохода, получаемого физическим или юридическим лицом с помощью определенного помещения или территории (склад, торговый зал).

Это особенно актуально, когда речь заходит о сдаче этих объектов в аренду или их продаже.

В некоторых случаях требуется помощь переводчика, и налоговый орган самостоятельно принимает решение, включать ли его в состав комиссии.

В ходе проверки для получения достоверной информации инспектор может принять решение о выемке документов или предметов. Бывает так, что специалист, проводя экспертизу, находит ту информацию, которую изначально от него не требовали обнаружить.

Если он посчитает, что эта информация важна, он вправе указать новые данные в своем экспертном заключении.

Права налогоплательщика

Закон позволяет налогоплательщику ознакомиться с перечнем планируемых дополнительных мероприятий. Согласно нормам действующего законодательства список должен быть предоставлен в течение двух дней с того момента, как проверяемый напишет соответствующее заявление. Если что-то вызовет сомнение или резкую критику, налогоплательщик вправе высказать свое возражение.

Кроме того, он имеет право ознакомиться с заключением инспектора, составленным после проведения мероприятий: не только визуально осмотреть, но и снять копии документов, сделать выписки. Если возникнут возражения на результаты проведенного дополнительного мероприятия, их следует представить в письменном виде в течение 10 дней с момента проверки.

Итак, помимо собственно налоговой проверки, инспектор имеет право проводить специальные мероприятия, основные и дополнительные.

Например, сделать инвентаризацию, осмотреть помещение, изъять важную документацию, пригласить эксперта для получения более достоверной информации.

Проверяемый имеет право ознакомиться с перечнем запланированных мероприятий, а после их завершения высказать возражение, если результаты покажутся ему не соответствующими действительности.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya.html

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке

Законодательство предусматривает возможность проведения налоговой проверки в двух формах: камеральной и выездной. В некоторых случаях фискальные органы могут инициировать мероприятия, направленные на получение дополнительных сведений по предмету проверки.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: причины

Основу правового регулирования всех взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками составляет Налоговый кодекс РФ.

Регламентирует этот документ и порядок проведения проверок, а также дополнительные действия по их результатам (гл. 14 НК РФ).

С точки зрения НК РФ, дополнительные мероприятия налогового контроля – это действия, направленные на получение дополнительных сведений (доказательств) по нарушениям, уже выявленным в ходе выездной или камеральной проверки.

О необходимости проведения таких мероприятий руководителем налогового органа выносится специальное решение, в котором указывается:

  • Обстоятельство, требующее дополнительной проверки;
  • Сроки проведения;
  • Форма контрольного мероприятия.

Закон четко определяет, что такие действия должны быть направлены исключительно на получение новой информации по выявленному нарушению, относимого к категории налогового правонарушения.

В ходе данного контроля не допускается выявление новых нарушений, за исключением тех, что связаны с нарушением, ставшим поводом для мер дополнительного контроля.

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только при наличии признаков налогового правонарушения и не могут служить средством для их выявления за рамками проверочных действий.

Формы проведения дополнительного контроля

Дополнительные мероприятии налогового контроля проводятся в виде определенных действий, закрытый перечень которых закреплен в НК РФ (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • Истребование документов;
  • Допрос свидетелей;
  • Экспертиза.

Выбор действия зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе в рамках одной дополнительной проверки может быть проведено несколько однотипных мероприятий, например, несколько допросов или экспертиз, а также сочетание разных действий.

Как заверить копии документов для налоговой

Следует учитывать, что в случае отказа налогоплательщика от предоставления документов, в том числе путем уклонения от таких действий, налоговые органы вправе провести выемку истребуемых документов.

Это возможно при условии, что предоставленных материалов недостаточно для выявления всех обстоятельств нарушения, либо есть основания полагать, что оригиналы документов могут быть уничтожены или приведены в состояние, не позволяющее установить важные обстоятельства.

Для осуществления выемки выносится отдельное решение с обязательным указанием причин для такого действия. Во всех остальных ситуациях проверяющий не вправе изменить перечень мероприятий, обозначенных в решении о проведении допконтроля.

Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

Читайте также:  Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Порядок проведения

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке и аналогичные действия по контролю при камеральной проверке проводятся с учетом требований законодательства о контрольных действиях со стороны налоговых органов и фиксируются в дополнении к акту проверки с учетом положений п. 6.1. ст. 101 НК РФ.

Дополнительные меры фискального надзора проводятся в срок, не превышающий одного месяца с даты принятия решения об их проведении (два месяца – для косолидированных групп и иностранных компаний). По завершении процедуры, в течение 15 дней, выносится дополнение к акту проверки содержащее информацию:

  • период проведения процедур допконтроля;
  • перечень выполненных мероприятий;
  • выявленные доказательства нарушения или их отсутствие;
  • выводы и рекомендации по итогам проверки.

Данный документ направляется в течение 5 дней налогоплательщику, который может в течение 15 дней после его получения представить свои возражения по сделанным инспектором выводам.

Как и при проведении обычной проверки, допконтроль предусматривает право проверяемого на ознакомление с материалами проверочных мероприятий. Для этого подается письменное заявление в ИФНС, и не позднее двух рабочих дней после его подачи заявитель должен быть ознакомлен со всеми документами.

Ответственность

Законодательство не содержит отдельных норм ответственности за несоблюдение требований в ситуации, когда проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля. НК РФ здесь применяется в том же порядке, что и в случае привлечения к ответственности при проведении проверки или иных нарушениях налогового законодательства (например, п. 4 ст. 193, ст. 126, 128 НК РФ).

Но судебная практика оказывает, что подобные контрольные действия действительно во многих ситуациях позволяют налоговикам выявлять дополнительные обстоятельства по нарушениям, которые были установлены при камеральных или выездных проверках и позволяющие привлечь налогоплательщика к ответственности. Особенно актуально это в случае выездных проверок, когда возможность проведения допроса свидетелей обеспечивает значительную часть доказательной базы.

Источник: https://spmag.ru/articles/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya-pri-vyezdnoy-proverke

Дополнительные мероприятия налогового контроля в 2020 году (условия, сроки проведения)

При выявлении нарушения налогового законодательства, акт налоговой проверки и другие материалы рассматриваются руководителем налоговой, которая проводила проверку. Руководитель при этом может принять решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Права налогового органа

Налоговым кодексом РФ руководитель налоговой инспекции или его зам наделен правом требования дополнительных данных, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства.

Такое требование выражается в виде решения о проведении допмероприятий налогового контроля.

Такое решение содержит обстоятельства, которые вызвали необходимость проведения мероприятий, а также срок их проведения и форма ( статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2020 году).

Важно! В решении о проведении допмероприятий налогового контроля обязательно должны быть указаны обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения.

Условия проведения допмероприятий

Для того, чтобы у налогового органа появилась возможность провести допмероприятия, его руководителем должно быть установлено:

  • Совершил (или не совершил) проверяемый налогоплательщик нарушение законодательства;
  • Выявленные при проверке нарушения образуют или нет состав правонарушения.

Все мероприятия по налоговому контролю должны быть направлены лишь на сбор допдоказательств в отношении выявленных нарушений, но не на выявление новых. То есть, если налоговики требуют доказательства, которые не имеют отношение к отраженным в акте проверки нарушениям, это нарушение интересов организации – налогоплательщика.

Сроки проведения допмероприятий

Срок, в которые должны проводиться допмероприятия налогового контроля не должны превышать 1 месяца. Исключение составляет только проверка консолидированной группы организаций – налогоплательщиков. Для них срок увеличен до 2 месяцев ( статью ⇒ Сроки проведения камеральной налоговой проверки в 2020 году).

В течение этого периода налоговики могут провести следующие мероприятия:

  • Требование документов;
  • Проведение допроса свидетелей;
  • Проведение экспертизы.

Список таких мероприятий закрытый и добавлять в них другие мероприятия запрещено, но количество по каждому их перечисленных мероприятий не ограничено.

На основании того, что все перечисленные мероприятия являются законными, то если налогоплательщик отказывается предоставить какие-либо требуемые документы, налоговая вправе произвести их изъятие. Для того, чтобы налоговая могла изъять нужные документы должны соблюдаться такие условия:

  • Для проведения налогового контроля копий документов от проверяемой стороны недостаточно;
  • Налоговики имеют основания полагать, что оригиналы нужных документов могут быть сокрыты, исправлены, подменены или уничтожены.

Оформление результата допмероприятий

Определенного порядка, следуя которому налоговики должны направлять материалы по допмероприятиям не установлено. В налоговом кодексе также не предусмотрен и порядок по оформлению результата таких мероприятий, то есть составление какого-либо акта, либо справки.

Однако, статьей 101 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на ознакомление с материалами как самой проверки, так и дополнительных мероприятий по ней.

Другими словами, налоговая должна обеспечить реализацию такого права и сделать это в течение двух дней с момента обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением.

Процесс ознакомления происходит путем визуального изучения выписок, копий и прочих материалов на территории налоговых органов.

После ознакомления с материалами проверки составляется протокол по форме, указанной в приложении к Письму №СА-4-9/14460@.

Возражение налоговым органам

После проведения допмероприятий в течение десяти дней у налогоплательщика есть право направить в налоговую возражения по их результатам. Такое возражение направляется в письменном виде и содержит комментарии по всем результатам или по некоторым из них. К возражению прикладывают копии документов, которые обосновать доводы налогоплательщика.

Такие возражения рассматриваются налоговиками до принятия основного решения по выездной проверке. Если в возражении содержаться объективные причины, то налоговики могут отложить рассмотрение материалов проверки ( статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2020 году).

Решение по налоговой проверке

Налоговые органы рассматривают акт налоговой проверки, другие материалы, по которым в ходе проверки были выявлены нарушения и возражения плательщика в письменном виде. После этого налоговиками выносится решение, либо:

  • Привлечь за совершение налогового правонарушения к ответственности;
  • Отказать в привлечении за совершение налогового правонарушения к ответственности.

Решение налоговики выносят в течение 10 дней с момента истечения срока по подаче возражений от проверяемого лица. Срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен как до проведения домероприятий, так и после них. Сроки по принятию решения налоговиками зависят от факта их продления и составляют:

  • 10 дней – обычный срок;
  • 1 месяц – если налоговые органы приняли решение о продлении срока на рассмотрение материалов проверки и допмероприятий, по итогам которых выносится основное решение;
  • 1 месяц (2 месяца – для консолидированной группы) – если налоговыми органами принято решение о проведении допмероприятий.

Основаниями для отмены решения налоговиком могут быть только нарушения условий по рассмотрению материалов налоговой проверки, к которым относят:

  • непредставление возможности налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов дела, как лично, так и через его представителя;
  • непредставление налогоплательщику возможности давать объяснения.

В настоящее время Госдумой рассматривается законопроект № 249505-7, по которому налоговики должны будут составлять акт по итогам допмероприятий.

Налогоплательщик в этом случае получит возможность свободно ознакомиться с актом и представить свои письменные возражения.

Полагается также, что такой законопроект позволит более объективно выносить решение налоговыми органами о результатах проверки.

Такой акт должен будет содержать дату начала и дату окончания допмероприятий и показывать сущность правонарушения. Вручаться такой акт должен налогоплательщику в течение 5 дней с даты окончания допмероприятий.

Все документы, которые были представлены самим налогоплательщиком, налоговики к акту прикладывать не будут.

Акт должен передаваться налогоплательщику под расписку, либо другим способом, но при условии, что плательщик подтвердит его получение.

При уклонении налогоплательщика от получения такого акта, налоговики могут направить его заказным письмом по почте в адрес физлица.

Кроме вышеизложенного, данный законопроект должен сократить сроки проведения камеральных проверок. Напомним, что на сегодняшний день срок «камералки» составляет 3 месяца. Сократить же его предлагается до одного месяца.

Таким образом, попав под выездную проверку налоговых органов, организации – налогоплательщику, важно контролировать сроки этой процедуры. При назначении дополнительных мероприятий, проверяемый должен предоставить требуемые документы и не сопротивляться другим мероприятиям.

В силу того, что налоговая на сегодняшний день не обязана представлять проверяемому акт о проведении допмероприятий, налогоплательщик должен самостоятельно изъявить желание ознакомиться с результатами допмероприятий. Если какие то моменты результата мероприятий проверяемого не устроят, он может написать в налоговую возражение.

Главное, чтобы к этому возражению были приложены соответствующие доказательства.

Законодательный акт Содержание
Глава 14 НК РФ «Налоговый контроль»

Источник: https://online-buhuchet.ru/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya/

Новые мероприятия государственного контроля (надзора)

09.01.2017

Елена Овчарова Наталия Травкина

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что с 1 января 2017 г.

вступили в силу важные изменения и дополнения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*, устанавливающие принципиально иные подходы к организации и проведению мероприятий государственного контроля (надзора)**.

  • Представляем вашему вниманию наиболее интересные новеллы.
  • В сферу действия Федерального закона № 294-ФЗ и в понятие государственного контроля включены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которые с 1 января 2017 года распространяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, в частности: 
  1. плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  2. административные обследования объектов земельных отношений;
  3. исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды при осуществлении государственного экологического, социально-гигиенического мониторинга;
  4. измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  6. наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  7. наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которую они обязаны представлять.
  1. Этот перечень является открытым: другие виды и формы мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут быть установлены федеральными законами. 
  2. Основание проведения таких мероприятий — задание на его проведение от руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа контроля (надзора).
  • пресечение нарушений (при их выявлении),
  • направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (при получении сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований),
  • назначение и проведение внеплановой проверки (при необходимости).
  • Вводится такое мероприятие по контролю как контрольная закупка, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. 
  • Основанием для проведения контрольной закупки может быть:
  1. задание руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, если это предусмотрено положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора). При этом используется исключительно риск-ориентированный подход.
  2. основания, аналогичные тем, которые предусмотрены для проведения внеплановой проверки, в частности:
  • истечение срока исполнения выданного предписания;
  • обращение за лицензией, если проведение проверки предусмотрено правилами предоставления лицензии;
  • поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора;
  • мотивированное представление должностного лица органа контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ об определенных фактах,например, возникновения угрозы причинения вреда либо причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и пр., безопасности государства, а также угрозы либо возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о нарушении прав потребителей;
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при риск-ориентированном государственном контроле оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора).
  1. О проведении контрольной закупки составляется акт, в котором указываются сведения о нарушении обязательных требований, если они выявлены при проведении контрольной закупки. 
  2. Вводятся профилактические мероприятия, которые проводятся для предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми органами контроля программами профилактики нарушений. Это, в частности:
  • размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами, особенно в части новелл;
  • регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контроля (надзора) по сферам деятельности и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься в целях их недопущения;
  • выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
  • Кроме того:
  1. Предполагается определение перечня видов государственного/муниципального контроля и органов государственного/муниципального контроля, уполномоченных на их осуществление;
  2. В отдельных случаях может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов);
  3. Риск-ориентированный подход дополнен индикаторами риска для внеплановой проверки и/или иных мероприятий по контролю.
  1. О чем подумать, на что обратить внимание
  2. Для лучших результатов проверки необходимо предпринимать превентивные меры:
  • под особым контролем держать информацию о деятельности компании, передаваемую в органы государственного контроля (надзора);
  • разрабатывать и внедрять внутренние политики, пошагово регламентирующие действия работников компании;
  • осуществлять постоянный внутренний контроль и проводить регулярный внутренний аудит деятельности компании;
  • внимательно вести договорную работу и медиацию – так как информация от недовольных контрагентов может явиться основанием для проведения проверки;
  • проводить тренинги (в случаях повышенного риска индивидуальные) и инструктаж работников;
  • мониторить информацию о контрольных мероприятиях и готовиться к ним.
Читайте также:  Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Обращаем ваше особое внимание на то, что актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска. Цель такой работы — отказ от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. 

Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. 

Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»3. К концу действия программы в два раза должна быть сокращена «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 г.

Помощь консультанта

Специалисты ООО «Пепеляев Групп» оказывают юридическую помощь в подготовке к любым контрольным мероприятиям, в сопровождении компании и ее должностных лиц при их проведении, в урегулировании и возможном оспаривании их результатов.

* Далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ. ** Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ.

Источник: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/novie-meropriyatia-gosudarstvennogo-kontrolya/

Дополнительные мероприятия после налоговой проверки: когда действия проверяющих законны? | Компания права Респект

Решение об их проведении принимает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, проводящей проверку. Он может вынести решение не ранее, чем проведены следующие процедуры: окончена налоговая проверка, составлен и вручен акт, рассмотрены материалы проверки.

Мероприятия могут проводиться только для проверки уже выявленных нарушений, чтобы получить по ним дополнительные доказательства.

В решении о проведении допмероприятий должно быть обоснование, почему они необходимы.

Как долго могут длиться допмероприятия

Дата окончания мероприятий указывается в решении об их проведении. Срок проведения не может превышать одного месяца (в некоторых случаях — двух месяцев). НК РФ не предусматривает продления этих сроков и повторного проведения допмероприятий за их пределами.

Однако, по мнению Минфина и ФНС, нарушение данных сроков не является существенным нарушением. Оно не влечет безусловной отмены итогового решения по проверке.

Может ли налогоплательщик предотвратить проведение допмероприятий

Необходимость и объем проведения тех или иных контрольных мероприятий определяет налоговый орган. Мнение и желание налогоплательщика не учитываются.

В какой форме инспекторы проводят допмероприятия

В решении о назначении допмероприятий должна быть указана конкретная форма их проведения. В то же время суды признают решение действительным, когда конкретные мероприятия в нем не названы.

В ходе допмероприятий проверяющие могут:

  • истребовать документы у самого налогоплательщика, у контрагентов и иных лиц, располагающих документами и информацией о деятельности проверяемого;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить экспертизу.

НК РФ не ограничивает количество допмероприятий в течение месячного срока их проведения. При этом перечень мероприятий является закрытым.

На практике встречаются случаи, когда осуществление в рамках допмероприятий других форм налогового контроля суды признавали законным. Так, допускались:

  • осмотр помещений;
  • привлечение специалиста;
  • выемка документов.

Суды считают выемку документов законной, даже когда налогоплательщик добровольно представил проверяющим оригиналы. Изъятие необходимо в таких случаях для проведения экспертизы.

Как проверяющие оформляют результаты допмероприятий

По итогам мероприятий инспекция обязана оформить дополнение к акту проверки. Составить и подписать его проверяющие должны в течение 15 рабочих дней со дня окончания мероприятий. В последующие 5 дней дополнение должны вручить налогоплательщику. К документу прилагают материалы, полученные при допмероприятиях.

Уклоняться от его получения не имеет смысла. Проверяющие направят его по почте заказным письмом, и оно будет считаться полученным на шестой день с даты отправки.

Если вы не согласны с дополнением или его отдельными положениями, можете представить возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента получения дополнения.

Может ли инспекция после допмероприятий увеличить суммы доначислений

ФНС считает, что в дополнении нельзя упоминать нарушения, о которых не сказано в самом акте. Дополнить и сам акт новыми нарушениями тоже не разрешается. После его составления исправить в нем можно только описки, опечатки и арифметические ошибки. Изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, вносить нельзя.

В то же время служба отмечает: в некоторых судебных актах увеличение доначислений по итогам допмероприятий признано правомерным. Это не было исправлением арифметической ошибки.

Доначисления провели по документам, которые налогоплательщик представил вместе с возражениями к акту проверки. Ранее у инспекции этих документов не было, как и возможности их изучить.

При этом документы относились к тем нарушениям, которые изначально были зафиксированы в акте.

Будут ли назначены допмероприятия, если после получения акта подать «уточненку»

Если налогоплательщик после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней представит уточненную декларацию, инспекторы вправе провести допмероприятия либо, вынося решение без учета данных «уточненки», назначить проведение повторной выездной проверки по уточнениям.

Так считают АС Волго-Вятского округа, АС Восточно-Сибирского округа, АС Северо-Западного округа, АС Уральского округа, АС Северо-Кавказского округа.

При этом, как отметил последний, проведение допмероприятий при представлении «уточненки» является правом, а не обязанностью налогового органа.

Источник: https://respectrb.ru/node/20049

Вопросы проведения контрольно-надзорных мероприятий: виды проверок, основания для их проведения

Информационное письмо

Современное законодательство содержит четкий перечень прав и обязанностей юридических лиц, при осуществлении государственными органами государственного контроля. Одним их важных и актуальных вопросов является вопросы оснований проведения проверок в отношении юридических лиц, на которых считаю целесообразным остановиться.

Тот или иной вид контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, процедура, основания, сроки и прочее установлены Федеральным законом от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей установленных в нормативно-правовых актах по направлению деятельности учреждения и соответственно контроля.

  • Законом предусмотрено два вида проверки — плановая и внеплановая.
  • Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):
  • — соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • — соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Читайте также:  С 30 марта 2020 года установлены нерабочие дни

Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года.

В отдельных случаях плановые проверки не проводятся либо устанавливается иная периодичность их проведения. Такие выводы следуют из анализа положений ч. 1.1, 1.2, 2, 9, 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

Например, в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Эти выводы следуют из ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Постановлением Правительства РФ от 23.11.

2009 № 944 утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

О проведении плановой проверки проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя) этого органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Это следует из ч. 12 ст. 9 Закона  № 294-ФЗ.

  1. Предметом внеплановой проверки, в частности, является (ст. 10 Закона № 294-ФЗ):
  2. — соблюдение юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  3. — выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля;
  4. — проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

О проведении внеплановой выездной проверки по общему правилу проверяющие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Это следует из положений ч. 16, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Важно! Юридическое лицо не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения, в частности, являются: — возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294-ФЗ), за исключением проверок субъектов малого и среднего предприятия.

В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с ч. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

Однако в исключительных случаях указанные сроки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий — не более чем на 50 часов, а микропредприятий — не более чем на 15 часов (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

План проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Правила подготовки ежегодных планов и форма их составления утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Важно! Пункт 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ не допускает проверку одного юридического лица несколькими проверяющими органами, если она касается исполнения одних и тех же требований.

Источник: https://zdrav.khv.gov.ru/node/5123

Прокуратура Иркутской области: Что нужно знать контролирующим органам при проведении контрольных мероприятий

Как показали проведенные прокуратурой области в органах контроля сверки данных об осуществленных плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушения законодательства о государственном контроле имеют распространенный характер.

Так, органами контроля не осуществляется в установленном законом порядке корректировка ежегодного плана проверок субъектов предпринимательства, несмотря на наличие оснований.

Несвоевременная корректировка ежегодного плана проверок может повлечь нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе проведение в отношении них органами контроля незаконных проверок. Произвольное включение в ежегодный план проверок или исключение из него проверок юридических лиц или предпринимателей недопустимо.

Причинами указанных нарушений стали незнание федерального законодательства, ненадлежащее исполнение государственным инспекторами своих функциональных обязанностей, а также отсутствие должного контроля со стороны руководителей за деятельностью подчиненных работников.

С целью недопущения впредь нарушений федерального законодательства органам контроля необходимо учитывать следующее.

Согласно части 6.3 ст.9 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Правила).

Правилами (пункт 7) предусмотрена возможность внесения изменений в ежегодный план и приведен закрытый (т.е. исчерпывающий) перечень случаев, позволяющих сделать вывод о невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

  • К их числу отнесены:
  • -ликвидация или реорганизация юридического лица;
  • -прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
  • -наступление обстоятельств непреодолимой силы.
  • Указанные случаи, при которых допускается внесение изменений в ежегодный план проверок, должны устанавливаться только при поступлении в органы контроля документально подтвержденной информации, а также при получении контролерами информации по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке.
  • Гражданским кодексом РФ определен момент, с которого юридическое лицо считается ликвидированным или реорганизованным:
  • ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).

Следовательно, ликвидация или реорганизация юридического лица подтверждается одним из следующих документов:

  • выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Контролер, получив информацию о ликвидации или реорганизации юридического лица, подтвержденную одним из вышеуказанных документов, должен незамедлительно принять меры по доведению в письменном виде указанной информации с подтверждающими документами до сведения руководителя для издания приказа о внесении изменений в ежегодный план проверок.

К соответствующей служебной записке на его имя необходимо приложить: копию распоряжения (приказа) о проведении плановой проверки юридического лица; документы, подтверждающие надлежащее уведомление юридического лица о проведении проверки в установленном порядке; заверенные копии документов, подтверждающих ликвидацию или реорганизацию юридического лица.

В силу ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица делает проведение плановой проверки невозможной и является основанием для внесения изменений в ежегодный план проверок путем исключения данного планового мероприятия.

Иная ситуация в случае с реорганизацией юридического лица, поскольку при реорганизации возникает правопреемство. В связи с чем, в отношении юридического лица – правопреемника органы контроля вправе принять решение о внесении изменений в ежегодный план проверок с назначением новой даты проверки.

При этом внесение изменений в ежегодный план осуществляется в порядке, предусмотренном пп. «а» – «г» п. 3 Правил.

В отношении организации-правопреемника основания для включения плановой проверки с новой датой в ежегодный план проверок установлены ч. 8 – 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ (пп. «а» п. 3 Правил).

Проверка юридического лица – правопреемника должна планироваться с учетом оценки результатов проводимых за последние три года внеплановых проверок, анализа состояния соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью (пп. «б» п. 3 Правил).

Если проведение несостоявшейся проверки планировалось совместно с другими органами контроля, то новая дата проведения плановой проверки юридического лица – правопреемника должна быть согласована с этими органами (пп. «в» п. 3 Правил).

Кроме того, любое внесение изменений в ежегодный план проверок должно быть составлено по форме, предусмотренной приложением к Правилам (пп. «г» п. 3 Правил).

Прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем подтверждается свидетельством о государственной регистрации о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также выпиской из государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В связи с этим, корректировка ежегодного плана проверок путем исключения из плана проверки в отношении индивидуального предпринимателя допускается на основании документов, подтверждающих внесение соответствующих изменений в ЕГРП (свидетельство, выписка).

При инициировании корректировки ежегодного плана проверок в связи с обстоятельствами непреодолимой силы следует учитывать, что данные обстоятельства характеризуются чрезвычайностью и неотвратимостью.

К таковым следует относить воспрепятствование законной деятельности государственного инспектора; невозможность проведения мероприятий по контролю в связи со стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями (наводнения, паводки), иными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В случае наступления указанных обстоятельств органы контроля в каждом случае вправе решить вопрос о целесообразности проведения дальнейших мероприятий по контролю путем внесения соответствующих изменений в ежегодный план проверок с назначением новой даты проверки либо о необходимости исключения проверки из него.

Правилами также предусмотрено направление сведений о внесенных в ежегодный план проверок изменениях в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещение их на официальном сайте органа контроля в сети Интернет.

Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей          Н.Ю. Христюк

Источник: https://www.irkproc.ru/qa/1343.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *