Твердые коммунальные отходы (тко) — что это такое в сфере жкх

C 1 января 2019 года в муниципальных образованиях России внедрена новая система обращения с отходами. В феврале 2019 года некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ „ЖКХ Контроль“» провело мониторинг реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ходе мониторинга были выявлены семь главных проблем.

1. В местах накопления ТКО отсутствуют контейнерные площадки (Республика Крым) или их недостаточно (Архангельская, Астраханская области, Республика Хакасия).

2. Созданные места (площадки) накопления отходов не соответствуют требованиям законодательства, санитарным нормам и правилам. Такую проблему специалисты зафиксировали в Оренбургской, Ульяновской, Псковской областях, Пермском крае.

3. В местном бюджете отсутствуют средства на строительство контейнерных площадок. Эту проблему исследователи выявили в Самарской, Ульяновской, Псковской, Кировской, Смоленской областях, Республике Крым.

4. Места (площадки) накопления ТКО не убираются, не очищаются от снега, или качество уборки площадок низкое (Оренбургская и Псковская области, Пермский край).

5. Муниципальные реестры мест накопления ТКО содержат неполную или недостоверную информацию.

6. Нет контейнеров для раздельного сбора отходов (Нижегородская, Тюменская области).

7. Мусор с площадок не вывозят или вывозят с нарушением графика (Нижегородская, Мурманская, Курская области).

Рассмотрим, какие из этих вопросов относятся к компетенции органов местного самоуправления, а какие — к полномочиям регионального оператора, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК.

На заметку: Полномочия ОМСУ в сфере обращения с отходами

Органы МСУ участвуют в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Эти базовые полномочия закреплены в пункте 18 части 1, части 4 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15, пунктах 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Конкретизируются эти полномочия в статье 8 Закона № 89-ФЗ.

1. Органы МСУ создают и содержат места (площадки) накопления ТКО. Если обязанность создать место накопления ТКО лежит на других лицах, то ОМСУ согласовывает его создание на основании письменной заявки (п. 3, 4 гл. 2 Правил, утв. постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039). Схема согласования — ниже.

2. Органы МСУ определяют схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведут их реестр.

3. Органы МСУ организуют экологическое воспитание и формируют экологическую культуру в области обращения с ТКО.

Схема согласования места накопления ТКО органом МСУ

Твердые коммунальные отходы (ТКО) - что это такое в сфере ЖКХ

Что такое контейнерная площадка

На заметку: Если созданное органом МСУ место накопления отходов не соответствует этим требованиям, граждане могут обратиться в орган МСУ с заявлением о переносе площадки

Определение контейнерной площадки дано в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

Контейнерная площадка — место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), которое предназначено для размещения контейнеров и бункеров и обустроено в соответствии с требованиями законодательства и санитарными нормами. Эти требования содержатся:

  •  в Законе № 89-ФЗ; 
  • Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 
  • муниципальных правилах благоустройства территории муниципального образования; 
  • СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; 
  • СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Где расположить контейнерную площадку

Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, спортплощадок и мест массового отдыха должно составлять не менее 20 м. Не следует располагать их далее 100 м от МКД. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

Контейнерную площадку ограничивают бордюром, устанавливают с трех сторон забор высотой 1–2,5 м, вокруг высаживают кустарники и деревья. Для мусоровозов нужно обустроить подъездной путь.

На площадке должна быть размещена информация о ее собственнике и об обслуживаемых объектах потребителей (п. 14 Правил обращения с ТКО).

Сколько контейнеров поставить

Чтобы определить число контейнеров, нужно знать:

  • численность населения, пользующегося мусоросборниками; 
  •  нормы накопления отходов; 
  • сроки хранения отходов.

Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88).

Объем емкостей для накопления отходов также можно определить исходя из численности жителей МКД. Если в МКД до 200 человек, понадобятся переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л. Если в доме живут 200 или более человек, то выбор нужно сделать в пользу контейнеров вместимостью до 800 л.

Важно: Нельзя размещать баки для отходов рядом с пешеходными дорожками, клумбами, узкими проходами, арками, на автодорогах

Контейнеры могут быть:

Если планируется раздельный сбор ТКО, то установите отдельный контейнер для «сухих» отходов, которые пойдут на переработку (текстиль, банки, бутылки и др.). Такие отходы — вторичное сырье, и выбирать его из сборников отходов и мусоровозов запрещено (п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88).

Кто должен закупать контейнеры

Потребители складируют ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (Правила обращения с ТКО).

Поэтому, как правило, приобретает и ремонтирует контейнеры и бункеры для накопления ТКО региональный оператор. Эти расходы включают в расчет его необходимой валовой выручки и учитывают в тарифе. Такой вывод следует из пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО (утв.

 постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484).

Региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году размещения контейнеров, направляет в орган МСУ сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах накопления ТКО, на которых планирует их разместить (п. 13.1 Правил обращения с ТКО). Вместе с тем органы МСУ имеют право самостоятельно закупить контейнеры и бункеры для установки в местах накопления ТКО. Так считают в Минприроды (письма от 18.01.2019 № 12–47/928, от 07.03.2019 № 08-25-53/5268).

Кто должен содержать контейнерную площадку

Контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена. Если земля принадлежит муниципалитету, то и содержать площадку должен он. Такой вывод следует из статьи 210 ГК.

Если земельный участок, на котором размещена контейнерная площадка, входит в состав общего имущества в МКД, ее будет содержать управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК. Есть два условия, при которых земельный участок под МКД входит в состав общего имущества в МКД:

  • он сформирован; 
  • он поставлен на государственный кадастровый учет.

На заметку: Региональный оператор не отвечает за организацию содержания и содержание контейнерной площадки

Если хотя бы одно из двух условий не выполняется, ответственность за содержание площадки несут органы местного самоуправления. Чтобы узнать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений в этом МКД, направьте запрос в Росреестр.

Контейнерную площадку, расположенную за пределами придомовой территории, содержит муниципалитет.

Как содержать контейнерную площадку

Работы по содержанию контейнерной площадки определены в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Этот перечень Правительство утвердило постановлением от 03.04.2013 № 290.

Контейнерная площадка и ограждение вокруг нее должны быть чистыми. Нужно следить, чтобы ограждение было исправным. Как в холодный, так и в теплый период года необходимо подметать и убирать контейнерную площадку. Это предусмотрено пунктом 24 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.

За грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП

Работы по содержанию мест накопления ТКО не включают уборку мест погрузки отходов. Подбирать просыпавшийся при погрузке мусор и перемещать его в мусоровоз обязан сотрудник регионального оператора. Это предусмотрено пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и пунктом 2 Правил обращения с ТКО.

Как накажут за ненадлежащее содержание контейнерной площадки

За грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП.

Данная статья предусматривает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Штраф для должностных лиц составит до 2 тыс. руб., для юридических лиц — до 20 тыс. руб. Также суд может приостановить работу организации на срок до 90 суток.

По статье 8.2 КоАП за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами накажут более строго. Для должностных лиц штраф составит от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Также возможно приостановление деятельности организации до 90 суток.

Какую информацию включить в реестр

Документ:Правила ведения реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Правительство утвердило  постановлением от 31.08.2018 № 1039

Включайте сведения обо всех контейнерных площадках в муниципальный реестр мест накопления ТКО. Он представляет собой базу данных о таких площадках в муниципальном образовании. Реестр ведите на бумажном носителе и в электронном виде. Вносите в него данные:

  • о местонахождении площадок накопления ТКО; 
  • технических характеристиках мест накопления ТКО; 
  • собственниках мест накопления ТКО; 
  • об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО.

Данные о контейнерных площадках орган МСУ должен также отразить на схеме размещения мест накопления ТКО — карте муниципального образования масштаба 1:2000.

Кто и как часто должен вывозить отходы

Вывозить отходы обязан региональный оператор. Он отвечает за обращение с ТКО с того момента, когда его сотрудник погрузил отходы в мусоровоз в месте накопления ТКО (п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354).

Сроки вывоза отходов устанавливаются в договоре с региональным оператором. В пункте 2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства от 12.12.2016 № 1156, указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору.

Если в договоре с региональным оператором не названы сроки вывоза ТКО, можно руководствоваться нормами СанПиН 42-128-4690-88. В холодное время года при температуре –5 °С и ниже отходы не должны храниться дольше трех суток.

В теплое время при температуре выше 5 °С мусор нужно вывозить ежедневно. 

Как могут измениться требования

Роспотребнадзор разработал проект СанПиН 2.1.7.-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

Как следует из документа, на территории городских и сельских поселений должны быть оборудованы места накопления ТКО и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО). Накопление КГО должно осуществляться в бункеры.

На контейнерной площадке должно быть не более 10 контейнеров для ТКО и не более 2 бункеров для КГО. Все виды мусоросборников должны быть оборудованы крышками, чтобы отходы не выпадали на площадку.

На заметку: Главный санитарный врач региона будет вправе изменить периодичность вывоза мусора и обязательные расстояния от мест накопления ТКО до различных объектов, но не более чем на 25 процентов при условии оборудования площадки ограждением и навесом

Документ содержит требования к устройству контейнерной площадки. У нее должно быть твердое водонепроницаемое покрытие (например, из асфальта, керамзитобетона, полимербетона или плитки). Площадка должна быть ограничена бордюром или ограждением, иметь подъездной путь и возможность стока талых и ливневых вод. Аналогичные требования предъявляются и к площадке для установки бункера.

Расстояние от площадки до жилых зданий, границ земельных участков под ИЖС, территорий детских и спортивных площадок, детских садов, школ и мест массового отдыха — не менее 20 м, но не более 100 м, а до организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, — не менее 25 м.

Расстояние между урнами в общественных местах определяется интенсивностью использования объектов, но не должно быть более 40 м для многолюдных мест и более 100 м для малолюдных. Очистка урн — по мере их наполнения.

На пляжах урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды из расчета 1 урна на 1600 кв. м или 1 контейнер для ТКО на 3500–4000 кв. м площади пляжа. Расстояние между урнами не должно превышать 40 м.

При определении числа урн в парках нужно исходить из расчета 1 урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами должно быть не более 40 м.

Количество урн и расстояние между ними на территории торговых объектов определяет хозяйствующий субъект с учетом нормативов накопления ТКО.

Периодичность вывоза мусора может измениться. Срок временного накопления несортированных ТКО при температуре 5 °С и выше составит не более 1 суток, при температуре 4 °С и ниже — не более 3 суток.

11 ответов на острые вопросы о реформе в сфере обращения с ТКО | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

  • Определение контейнерной площадки дано в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

    Читайте также:  Банкротство физических лиц - последствия для должника

    Контейнерная площадка — место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), которое предназначено для размещения контейнеров и бункеров и обустроено в соответствии с требованиями законодательства и санитарными нормами. Эти требования содержатся:

    • в Законе № 89-ФЗ;
    • Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • муниципальных правилах благоустройства территории муниципального образования;
    • СанПиН42-128-4690-88«Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
    • СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

    Внимание: если созданное органом МСУ место накопления отходов не соответствует этим требованиям, граждане могут обратиться в орган МСУ с заявлением о переносе площадки.

    3. Где расположить контейнерную площадку

    Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, спортплощадок и мест массового отдыха должно составлять не менее 20 м. Не следует располагать их далее 100 м от МКД. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

    Контейнерную площадку ограничивают бордюром, устанавливают с трех сторон забор высотой 1–2,5 м, вокруг высаживают кустарники и деревья. Для мусоровозов нужно обустроить подъездной путь.

    На площадке должна быть размещена информация о ее собственнике и об обслуживаемых объектах потребителей (п. 14 Правил обращения с ТКО).

    4. Сколько контейнеров поставить

    Чтобы определить число контейнеров, нужно знать:

    • численность населения, пользующегося мусоросборниками;
    • нормы накопления отходов;
    • сроки хранения отходов.

    Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4 СанПиН42-128-4690-88).

    Объем емкостей для накопления отходов также можно определить исходя из численности жителей МКД. Если в МКД до 200 человек, понадобятся переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л.

    Если в доме живут 200 или более человек, то выбор нужно сделать в пользу контейнеров вместимостью до 800 л.

    Контейнеры могут быть:

    • сменяемыми — их вывозят вместе с отходами и заменяют чистыми;
    • несменяемыми — их содержимое выгружают в мусоровоз, а сами контейнеры возвращают на место.

    Если планируется раздельный сбор ТКО, то установите отдельный контейнер для «сухих» отходов, которые пойдут на переработку (текстиль, банки, бутылки и др.). Такие отходы — вторичное сырье, и выбирать его из сборников отходов и мусоровозов запрещено (п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88).

    Внимание: нельзя размещать баки для отходов рядом с пешеходными дорожками, клумбами, узкими проходами, арками, на автодорогах.

    5. Кто должен закупать контейнеры

    Потребители складируют ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (Правила обращения с ТКО).

    Поэтому, как правило, приобретает и ремонтирует контейнеры и бункеры для накопления ТКО региональный оператор. Эти расходы включают в расчет его необходимой валовой выручки и учитывают в тарифе. Такой вывод следует из пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО (утв.

    постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484).

    Региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году размещения контейнеров, направляет в орган МСУ сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах накопления ТКО, на которых планирует их разместить (п. 13.1 Правил обращения с ТКО). Вместе с тем, органы МСУ имеют право самостоятельно закупить контейнеры и бункеры для установки в местах накопления ТКО. Так считают в Минприроды (письма от 18.01.2019 № 12—47/928, от 07.03.2019 № 08-25-53/5268).

    6. Кто должен содержать контейнерную площадку

    Контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена. Если земля принадлежит муниципалитету, то и содержать площадку должен он. Такой вывод следует из статьи 210 ГК.

    Если земельный участок, на котором размещена контейнерная площадка, входит в состав общего имущества в МКД, ее будет содержать управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК. Есть два условия, при которых земельный участок под МКД входит в состав общего имущества в МКД:

    • он сформирован;
    • он поставлен на государственный кадастровый учет.

    Если хотя бы одно из двух условий не выполняется, ответственность за содержание площадки несут органы местного самоуправления. Чтобы узнать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений в этом МКД, направьте запрос в Росреестр.

    Контейнерную площадку, расположенную за пределами придомовой территории, содержит муниципалитет.

    7. Как содержать контейнерную площадку

    Работы по содержанию контейнерной площадки определены в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Этот перечень Правительство утвердило постановлением от 03.04.2013 № 290.

    Контейнерная площадка и ограждение вокруг нее должны быть чистыми. Нужно следить, чтобы ограждение было исправным. Как в холодный, так и в теплый период года необходимо подметать и убирать контейнерную площадку. Это предусмотрено пунктом 24 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.

    Работы по содержанию мест накопления ТКО не включают уборку мест погрузки отходов. Подбирать просыпавшийся при погрузке мусор и перемещать его в мусоровоз обязан сотрудник регионального оператора. Это предусмотрено пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и пунктом 2 Правил обращения с ТКО.

    Внимание: за грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП.

    8. Как накажут за ненадлежащее содержание контейнерной площадки

    За грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП.

    Данная статья предусматривает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

    Штраф для должностных лиц составит до 2 тыс. руб., для юридических лиц — до 20 тыс. руб. Также суд может приостановить работу организации на срок до 90 суток.

    По статье 8.2 КоАП за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами накажут более строго. Для должностных лиц штраф составит от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Также возможно приостановление деятельности организации до 90 суток.

    9. Какую информацию включить в реестр

    Включайте сведения обо всех контейнерных площадках в муниципальный реестр мест накопления ТКО. Он представляет собой базу данных о таких площадках в муниципальном образовании. Реестр ведите на бумажном носителе и в электронном виде. Вносите в него данные:

    • о местонахождении площадок накопления ТКО;
    • технических характеристиках мест накопления ТКО;
    • собственниках мест накопления ТКО;
    • об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО.

    Данные о контейнерных площадках орган МСУ должен также отразить на схеме размещения мест накопления ТКО — карте муниципального образования масштаба 1:2000.

    10. Кто и как часто должен вывозить отходы

    Вывозить отходы обязан региональный оператор. Он отвечает за обращение с ТКО с того момента, когда его сотрудник погрузил отходы в мусоровоз в месте накопления ТКО (п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354).

    Сроки вывоза отходов устанавливаются в договоре с региональным оператором. В пункте 2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства от 12.12.2016 № 1156, указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору.

    Если в договоре с региональным оператором не названы сроки вывоза ТКО, можно руководствоваться нормами СанПиН 42-128-4690-88. В холодное время года при температуре —5 °С и ниже отходы не должны храниться дольше трех суток.

    В теплое время при температуре выше 5 °С мусор нужно вывозить ежедневно.

    11. Как могут измениться требования

    Роспотребнадзор разработал проект СанПиН 2.1.7.-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

    Как следует из документа, на территории городских и сельских поселений должны быть оборудованы места накопления ТКО и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО). Накопление КГО должно осуществляться в бункеры.

    На контейнерной площадке должно быть не более 10 контейнеров для ТКО и не более 2 бункеров для КГО. Все виды мусоросборников должны быть оборудованы крышками, чтобы отходы не выпадали на площадку.

    Документ содержит требования к устройству контейнерной площадки. У нее должно быть твердое водонепроницаемое покрытие (например, из асфальта, керамзитобетона, полимербетона или плитки). Площадка должна быть ограничена бордюром или ограждением, иметь подъездной путь и возможность стока талых и ливневых вод. Аналогичные требования предъявляются и к площадке для установки бункера.

    Расстояние от площадки до жилых зданий, границ земельных участков под ИЖС, территорий детских и спортивных площадок, детских садов, школ и мест массового отдыха — не менее 20 м, но не более 100 м, а до организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, — не менее 25 м.

    Расстояние между урнами в общественных местах определяется интенсивностью использования объектов, но не должно быть более 40 м для многолюдных мест и более 100 м для малолюдных. Очистка урн — по мере их наполнения.

    На пляжах урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды из расчета 1 урна на 1600 кв. м или 1 контейнер для ТКО на 3500–4000 кв. м площади пляжа. Расстояние между урнами не должно превышать 40 м.

    При определении числа урн в парках нужно исходить из расчета 1 урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами должно быть не более 40 м.

    Количество урн и расстояние между ними на территории торговых объектов определяет хозяйствующий субъект с учетом нормативов накопления ТКО.

    Периодичность вывоза мусора может измениться. Срок временного накопления несортированных ТКО при температуре 5 °С и выше составит не более 1 суток, при температуре 4 °С и ниже — не более 3 суток.

    © Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»

  • Каталог статей

    2. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить? 
    Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании.

    Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. 
    В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. 

    3.

    Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить? 

    Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкимидоходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства. 

    4. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки? 

    В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления. 
    А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД). 

    5. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании? 

    Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки. 
    Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры. 

    6. Почему увеличилась плата за мусор? 

    Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг. 
    С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.) 
    Напомним, что у регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.). 

    Читайте также:  Образец путевого листа грузового автомобиля

    7. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан? 

    Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы. 

    8. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе? 

    Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты — Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354). 
    В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. 
    При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета. 
    Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов — в постановлении Правительства РФ N 354. 
    В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен. 

    9. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции? 

    Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных. 
    Также в каждом регионе действуют «горячие линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО. 

    10. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется? 

    Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке. 

    11. Где можно оплатить квитанции? 

    В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей. 

    12. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором? 

    Нет, не может. Об этом говорится в N 89-ФЗ и в Жилищном кодексе. 
    В соответствии со статьёй 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. 
    Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. 

    Для общей информации: 

    1. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее — ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО? 

    Что такое ТКО в квитанции за ЖКХ?

    Как расшифровывается ТКО в квитанции ЖКХ, что включает данный параметр, каким образом он рассчитывается?

    ТКО расшифровывается как твердые коммунальные отходы, простыми словами – это мусор. Площадки для сбора мусора, порядок и график вывоза, нормативы, определяются региональными властями.

    Отвечает за вывоз мусора управляющая компания, она взаимодействует с региональными операторами. Плата за обращение с ТКО включается в квитанцию по оплате ЖКХ.

    Платить за вывоз мусора должны граждане, проживающие в квартирах, частных домовладениях, общежитиях, собственники нежилых помещений и т. д.

    Как производится расчет платы за ТКО

    Чтобы осуществлять контроль за начислением, плательщики должны знать, каким образом производится расчет платы. Способ начисления платы устанавливает орган государственной власти субъекта РФ. Это определено Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011. Согласно Правилам, предлагаются следующие варианты начисления:

    1. В зависимости от количества постоянно или временно проживающих в квартире жильцов. Расчет производится в соответствии с нормативами накопления ТКО по следующей формуле:

      Количество проживающих в квартире граждан × ежемесячный норматив накопления ТКО × установленная в регионе стоимость услуги.

    2. В зависимости от площади квартиры. Расчет производится по следующей формуле:

      Общая площадь квартиры × ежемесячный норматив накопления ТКО × цена услуги, действующая в конкретном регионе.

    Если ТКО сортируются и накапливаются раздельно, применяется формула на основании объема вывезенных контейнеров. В зависимости от применяемого способа начислений, формулы расчетов будут следующие:

    • Количество проживающих в квартире граждан/расчетное количество граждан × объем контейнеров × установленная в регионе стоимость услуги;
    • Площадь квартиры/общую площадь дома × объем контейнеров × установленная в регионе стоимость услуги.

    Для нежилых помещений, коммунальных квартир, комнат, общежитий, применяются иные формулы расчета в соответствии с единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

    Норматив накопления ТКО в различных регионах России установлен разный. Например, в Москве и области расчет производится исходя из размера помещения. Норматив составляет 0,114 руб. на 1 кв. м. площади. Стоимость услуги в разных районах области различается на 10–20% в зависимости от регионального оператора.

    Отходы не относящиеся к ТКО

    Вопрос

    • Подскажите пожалуйста как правильно должно быть.
    • У нас заключен договор с региональным оператором на вывоз ТКО.
    • Но к ТКО относится только один из наших отходов, которые мы передаем РО на размещение на полигоне, одновременно вывозятся отходы 5 класса.
    • Вопрос в следующем: на остальные отходы, передаваемые РО на размещения, но не ТКО, у нас должен быть заключен отдельный договор на вывоз отходов производства и потребления 5 класса?

    Как в отчетах (2-ТП, плата за НВОС) это должно учитываться? За размещение отходов 5 класса не относящихся к ТКО, как отчитываться?

    За 2019 г. у нас есть только акты по предоставлению услуги «Обращение с ТКО», но вывозили и остальные отходы 5 класса на размещение.

    Ответ

    — Реклама —

    Отходы не относящиеся к ТКО, должны вывозиться по отдельному договору специализированной организацией, в том числе с региональным оператором. Отходы ТКО и не ТКО не должны накапливаться совместно, как и передаваться региональному оператору.

    В отчете 2-тп (отходы) в соответствии с Приказом Росстата от 12.12.

    2019 N 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» количество отходов относящихся к ТКО следует написать в графу № 10 «Передача ТКО региональному оператору». Количество отходов, которые не относятся к ТКО следует написать в графу «Передача отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) другим хозяйствующим субъектам» в графы с 11–15 (в зависимости от цели передачи).

    В декларации о плате за НВОС в соответствии с Приказом Минприроды России от 09.01.2017 г.

    № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» количество отходов относящихся к ТКО следует написать в графу № 11 «Передано оператору/региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами». Количество отходов, которые не относятся к ТКО следует написать в графы № 7,8,12 (в зависимости от цели передачи).

    Как понятно из вопроса у вас нет подтверждающих документов на вывоз отходов 5 класса опасности не относящихся к ТКО (отдельного договора и актов передачи отходов), поэтому лучше не учитывать данные отходы. В отчетности обозначить только отходы ТКО.

    Специалист по экологическому проектированию ООО «Промсервис»,

    эксперт сайта ecovopros.ru Ксения Морозова

    РОСПРИРОДНАДЗОР

     ООО «Природа» — региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области. Ответственность, установленная Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) и иными подзаконными актами для регионального оператора, распространяется только на  твердые коммунальные отходы.

    При этом статья 24.7 Закона об отходах дает право региональному оператору заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. То есть, виды отходов IV и V классов опасности, не отнесенные к ТКО, размещение которых на полигонах ТКО допустимо, также можно передавать региональному оператору с целью размещения.

    Закон об отходах определяет  «твердые коммунальные отходы» как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

    Исходя из классификационных признаков (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме) виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным, определены Федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора  от 22.05.2017 № 242.

     Согласно ФККО, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные  твердые» (код 7 31 000 00 00 0,), а также  другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» код (7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

    Выборка из ФККО видов отходов, относящихся к ТКО

    7 30 000 00 00 0 ОТХОДЫ КОММУНАЛЬНЫЕ, ПОДОБНЫЕ КОММУНАЛЬНЫМ,НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИУСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
    7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые
    7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ
    7 31 110 00 00 0 Отходы из жилищ при совместном сборе
    7 31 11 001 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
    7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные
    7 31 120 00 00 0 Отходы из жилищ при раздельном сборе
    7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам
    7 31 200 01 72 4 мусор и смет уличный
    7 31 200 02 72 5 мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства
    7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев
    7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог
    7 31 210 00 00 0 Отходы от зимней уборки улиц
    7 31 211 00 00 0 Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования
    7 31 211 01 72 4 отходы с решеток станции снеготаяния
    7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния
    7 31 211 61 20 4 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные
    7 31 211 62 20 5 отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные
    7 31 290 00 00 0 Прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений
    7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древеснокустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам
    7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками
    7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками
    7 31 900 00 00 0 Прочие твердые коммунальные отходы
    7 33 000 00 00 0 Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным
    7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам
    7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
    7 33 100 02 72 5 мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный
    7 33 151 01 72 4 мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров
    7 33 900 00 00 0 Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным
    7 34 000 00 00 0 Отходы при предоставлении транспортных услуг населению
    7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам
    7 34 121 11 72 4 отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов
    7 34 131 11 71 5 смет с территории железнодорожных вокзалов и перронов практически неопасный
    7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам
    7 34 201 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного транспорта (отходы очистки железнодорожных грузовых вагонов см. группу 9 22 100)
    7 34 201 01 72 4 отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава
    7 34 202 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава городского электрического транспорта
    7 34 202 01 72 4 отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена
    7 34 202 21 72 4 отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта
    7 34 203 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта
    7 34 203 11 72 4 отходы (мусор) от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта
    7 34 204 11 72 4 мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов
    7 34 205 11 72 4 отходы (мусор) от уборки пассажирских судов
    7 34 205 21 72 4 особые судовые отходы
    7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам
    7 34 951 11 72 4 багаж невостребованный
    7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам
    7 35 100 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли
    7 35 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
    7 35 100 02 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
    7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
    7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
    7 37 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений
    7 37 100 02 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурноспортивных учреждений и зрелищных мероприятий
    Читайте также:  Порядок перевода жилого помещения в нежилое усложнится

    Твердые бытовые и коммунальные отходы

    К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность.

    Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.

    2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

    Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

    Наиболее распространенные виды ТБО:

    • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
    • полимеры;
    • стекло;
    • текстиль;
    • резина;
    • пищевые отходы;
    • бумага.

    Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

    Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

    Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.2017 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

    • правильному сбору;
    • транспортировке;
    • утилизации;
    • захоронению;
    • обработке;
    • обезвреживанию.

    Нововведения

    Ранее жители многоэтажных домов платили за вывоз ТБО (твердых бытовых отходов). В 2014 г. был изменен ФЗ № 458 «Об отходах производства и потребления», возникло новое название — ТКО, расшифровка следующая: твердые коммунальные отходы.

    Но окончательно преобразования вступят в силу в начале 2019 года. В законе были заменены лица, обязанные вывозить мусор. Ранее управляющим организациям делегирована была эта роль. Они самостоятельно определяли стоимость оказанных услуг.

    Теперь на региональных операторов возложили обязанность по вывозу остатков. Они разрабатывают маршрут экспортирования мусора.

    Кто отвечает за сбор, хранение и утилизацию мусора?

    Для ответа на этот вопрос надо обратиться к №89-ФЗ «Производственный контроль в сфере обращения с отходами». Все предприятия, работа которых связана с образованием потребительского и производственного мусора, обязаны иметь индивидуально разработанный порядок обращения со своим мусором.

    В этом документе указываются методы контроля, особенности проводимых мероприятий по сбору, перемещению, применению, накоплению, утилизации, обеззараживанию, транспортировке отходов. Наличие такой документации проверяется государственными контролирующими службами в сфере экологии.

    Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

    Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

    Правила учета ТБО для определения тарифа

    Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.

    Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:

    • утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
    • установленный тариф;
    • количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.

    количество проживающих в квартире х норматив х тариф = годовая величина оплаты.

    • Разделив полученный результат на 12, можно определить, сколько стоит в ЖКХ вывоз мусора ежемесячно.
    • Фактическое количество отходов и объем контейнеров – важные составляющие расчета ежемесячной стоимости вывоза отходов с человека.
    • Весь мусор сортируется, после чего его организуется его раздельное хранение и утилизация. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета для сортировки мусора на:
    • биоразлагаемый,
    • стекло,
    • бумагу,
    • отходы, не прошедшие сортировку.

    Граждане задаются вопросом, что собой представляет новый термин в квитанциях. ТКО отходы — мусор, ежедневно скапливающийся в жилых домах. Твердые коммунальные отходы классифицируют на такие категории:

    • бытовые остатки, небиологические (это обычный мусор);
    • биологические отбросы.

    В ТКО включены различные виды отработок. К ним относятся и целлюлоза, нефтяные и биологические остатки, синтетический мусор.

    В список ТКО стали причислять отходы юридических лиц и частных предпринимателей, схожие по структуре с бытовыми остатками. Так, ежедневно образующийся офисный мусор включен в список твердых коммунальных отходов.

    Информацию о том, какие виды мусора включены в понятие ТКО, узнают на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Здесь также получают консультацию по вопросам происхождения остатков.

    В письме Росприроднадзора от 19.05.2017 г. говорится, что ТКО включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Рассмотрим некоторые пункты из него.По ФККО, в перечень ТКО входят:

    • уличный смет;
    • бытовые остатки (мало- и крупногабаритные);
    • офисный мусор (мелкий, неопасный);
    • растительные отработки, появляющиеся в результате кошения травы и уборки газонов и др.

    За такой мусор плата не взимается, при условии подписания договора с региональным оператором.

    Как определяется оператор

    Деятельность операторов регулируют положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.

    Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *