Штраф за отсутствие соут: порядок наложения, размер

  • Зачем проводят спецоценку
  • Каковы штрафы за отсутствие СОУТ в 2020 году
  • Кто освобождается от штрафов за непроведение СОУТ в 2020 году
  • Как изменился механизм наложения штрафа за СОУТ в 2020 году

Зачем проводят спецоценку

СОУТ — это специальная оценка условий труда, сменившая в 2014 году такое понятие, как «аттестация рабочих мест». Смысл проведения спецоценки заключается в выявлении негативных факторов на рабочем месте, при наличии которых работник имеет право на укороченную рабочую неделю, дополнительный отпуск или надбавки к окладу.

Регулируется спецоценка, механизмы ее проведения и представления результатов законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

СОУТ должны проводить все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в штате наемных работников. Невыполнение указанного требования влечет административную ответственность, одним из видов которой являются штрафы. О том, каких величин могут достигнуть штрафы за отсутствие спецоценки, расскажем в следующем разделе.

Каковы штрафы за отсутствие СОУТ в 2020 году

Непроведение обязательной спецоценки является серьезным нарушением. А любое нарушение в сфере охраны труда наказуемо. Размеры штрафов за отсутствие СОУТ в 2020 году варьируются в зависимости от лица, на которое они налагаются.

Штраф за отсутствие СОУТ: порядок наложения, размер

Если будет выявлено повторное нарушение, то оно повлечет более серьезное наказание.

Штраф за отсутствие СОУТ: порядок наложения, размер Читайте нас в Яндекс.Дзен Читайте нас в Telegram

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность, если из-за отсутствия СОУТ произошел несчастный случай на производстве.

Штрафы за непроведение спецоценки достигают существенных размеров, а приостановление деятельности компании или ИП может нанести тяжелый удар по бизнесу.

В связи с этим лучше не пренебрегать нормами законодательства и своевременно исполнять предусмотренные требования в части охраны труда.

Однако некоторые субъекты могут быть освобождены от штрафов за отсутствие в 2020 году спецоценки условий труда.

Кто освобождается от штрафов за непроведение СОУТ в 2020 году

Не налагаются за отсутствие СОУТ штрафы в 2020 году на физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но принимающих на работу домашних помощников, например, нянь, личных водителей, ремонтников и пр. Дело в том, что закон обязывает проводить спецоценку только индивидуальных предпринимателей, без данного статуса физлицо освобождается от подобной обязанности.

Отсутствие спецоценки условий труда штрафов также не повлечет, если на работу принимаются дистанционные работники или надомники, ведь спецоценка предусматривается в отношении тех работников, которые трудятся непосредственно на территории работодателя.

Специальная оценка не проводится на вакантных рабочих местах до того момента, пока на них не примут физических лиц.

В 2019 году небольшие послабления по штрафам за СОУТ имели представители малого бизнеса. Их не штрафовали сразу, а вначале выписывали предупреждение с требованием провести необходимые мероприятия и с указанием сроков, отводимых на это. Такие разъяснения давал Минтруд в письме от 16.01.2019. В 2020 году подобных разъяснений от министерства не поступало.

До 2020 года трудинспекция налагала штрафы лишь за нарушения, выявленные в ходе проверок.

Начиная с нынешнего года трудовики вправе выписывать штрафы автоматически тем хозсубъектам, у которых отсутствуют данные по СОУТ в электронной базе. Ведомство ведет ее с 2014 года, но тогда не все субъекты попали в нее.

А вот с 2015 года сведения формировались уже исправно, что привело к решению о внедрении системы автоматического наказания.

Отчет 4-ФСС, передаваемый в Фонд соцстрахования, предусматривает внесение информации о проведенной СОУТ. Незаполненные графы по спецоценке грозят отказом инспекторов в принятии отчетности. Если же компания указывает, что СОУТ не пройдена, то ФСС вправе отправить эти данные в инспекцию труда. На их основании последняя может выписать штраф даже без проверки.

***

Проводить специальную оценку условий труда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязывают положения закона № 426-ФЗ.

В случае нарушения установленных норм, например непроведения СОУТ, работодателю грозит административная ответственность в виде предупреждения, штрафов или приостановления деятельности.

Во избежание негативных последствий компаниям и предпринимателям, принимающим на работу физлиц, нужно позаботиться о своевременном проведении спецоценки всех занятых рабочих мест.

Соут штрафы

Штраф за отсутствие СОУТ: порядок наложения, размер 20-02-2017

С принятием в январе 2014 года Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были внесены существенные изменения в порядок проведения оценивания условий труда на рабочих местах, а также в систему формирования страховых тарифов и начисления штрафов за непроведение СОУТ.

Усиление мер было вызвано частыми случаями уклонения работодателей от проведения аккредитации рабочих мест, предшествующей процедуре СОУТ или от предписаний по улучшению условий труда на рабочих местах по итогам проверки СОУТ. Многие руководители просто «экономили» на своих сотрудниках и вполне резонно считали, что заплатить небольшой штраф гораздо выгоднее, чем вкладывать большие суммы в реконструкцию системы охраны труда на предприятии.

На сегодняшний день, как утверждают эксперты Минтруда, с повышением сумм штрафных санкций, тенденция изменилась в лучшую сторону. К тому же, ответственность за качественное проведение СОУТ теперь возлагается не только на работодателя, но и на организацию и экспертов, которые привлекаются для проведения спецоценки.

Административная ответственность работодателя

Статья административно-правового Кодекса РФ 5.27 КоАП имеет градацию на конкретные основания. Каждое основание предусматривает конкретные виды наказаний и установленные суммы штрафов:

  • общие нарушения нормативных требований по ОТ (за исключением тех, которые будут указаны ниже) чреваты вынесением предупреждения или наложением штрафа в размере:
    • для должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей;
    • для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  • уклонение от проведения СОУТ или нарушение работодателем  установленного порядка проведения спецоценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:
    • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  • допуск к исполнению трудовых обязанностей работников без оформленной медицинской книжки, без проведения обучения по вопросам ОТ, без медицинского освидетельствования психического здоровья, грозит наложением штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  • отсутствие должного обеспечения сотрудников СИЗ, влечет за собой наложение штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 130 до 150 тыс. рублей.
  • наказание за повторное нарушение  государственных нормативных требований ОТ будет следующим:
    • для должностного лица – штраф в сумме от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или же приостановление деятельности организации на срок до 90 дней;
    • для юридических лиц – штрафное взыскание в сумме от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на  срок до 90 дней.
  • нарушение сроков подачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда влечет за собой штрафы в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Уголовная ответственность работодателя

Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:

  • 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
    • административный штраф – до 400 тыс. рублей;
    • обязательные работы – от 180 до 240 часов;
    • исправительные работы – до 2-х лет;
    • принудительные работы – до 1 года;
    • лишение свободы – до 1 года.
  • 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
    • принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
  • 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
    • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
    • лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.

Ответственность организаций и экспертов, проводящих СОУТ

С введением новых правил, к Главе 14 КоАП РФ были внесены дополнения, а именно новая статья 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда». Положения данной статьи отражают информацию об административных правонарушениях в отношении организаций по СОУТ и представляющих их экспертов.

Статья предусматривает следующие меры пресечения:

  • первичное нарушение порядка проведения спецоценки предусматривает административный штраф в размере:
    • для должностного лица – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для юридического лица – от 70 до 100 тыс. рублей.
  • при повторном правонарушении меры будут ужесточаться:
    • для должностного лица – штраф от 40 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1-го до 3-х лет;
    • для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.

В судебных разбирательствах по поводу нарушения норм трудового законодательства, эксперт выступает в роли должностного лица. Если судом будет назначена мера наказания в виде отстранения о т должностных обязательств, это может обернуться для эксперта и еще одной неприятностью — лишением сертификата.

Подытожить информацию об ужесточении уже существующих правил и внесении новых, можно известной поговоркой «не кнутом, так пряником».

Ведь только жесткие меры приводят к увеличению исполнительности и ответственности.

Как известно, большие перемены начинаются с малого и только наше с Вами желание вывести систему охраны труда на предприятиях страны на должный уровень, будет способствовать смягчению законодательных рамок.

Специальная оценка условий труда: штраф за не проведение с 01 01 2019

Специальная оценка  условий труда:  штраф за не проведение  с 01 января 2019 года.

31 декабря 2018 года закончился период проведения специальной оценки условий труда и работодатели,  которые не успели до этой даты закончить процедуру СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.

1 КоАП РФ . Работодателя   могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей,  и дисквалифицировать на срок до 3 лет.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте

Работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Специальную оценку условий труда обязаны поводить все без исключения организации, предприятия  и ИП, имеющие работников, за исключением  вакантных рабочих мест, а также  надомных и дистанционных работников. Освобождены от проведения СОУТ и работники религиозных организаций.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда России.  Процедура СОУТ заключается в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов.

В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности.

В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д.

Читайте также:  Образец выписки из решения единственного участника ооо

Передача в ГИТ результатов специальной оценки условий труда работников  организации

По результатам  специальной оценки условий труда  составляется декларация  на специальном бланке, который разработан и утвержден Приказом Министерства труда РФ № 80 от 07.02.2014.

В декларацию вносятся следующие сведения и реквизиты:

  • Полное наименование организации и ее юридический адрес;
  • Данные об организации, проводившей СОУТ и отдельной строкой указываются сведения об эксперте, его фамилия, имя и отчество;
  • Все данные о рабочем месте, согласно карте спецоценки; ,
  • Реквизиты организации, на которой проводилась спецоценка и организации, которая выполняла работы;
  • Дата составления декларации и дата окончания срока ее действия.

Срок действия декларации составляет 5 лет, в декларацию  можно вносить поправки, изменения и дополнения.

Работодатель после проведения СОУТ, составляет декларацию и направляет ее в Государственную инспекцию труда. В ГИТ СОУТ и ее результаты учитываются в специальном реестре организаций. Подача декларации СОУТ в ГИТ должна осуществляться не позднее 30 дней с момента утверждения организацией отчета по специальной оценке условий труда.

Штраф за отсутствие СОУТ: порядок наложения, размер

Штраф за отсутствие результатов специальной оценки

Специальная оценка условий труда — ответственность за отсутствие ее результатов   определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1).

Несоблюдение сроков или уклонение от предоставления необходимых документов влечет за собой наложение на работодателя штрафных санкций. Они могут быть следующими:

  • Штраф на должностное лицо или руководителя от 2000 до 5000 рублей;
  • Штраф для индивидуального предпринимателя от 2000 до 5000 рублей;
  • Штраф на юридическое лицо от 50000 до 80000 рублей.

Такая ответственность появилась не сразу с введение обязанности подавать декларацию, а только в 2015 году.

При систематических нарушениях:

  • штраф за не проведение СОУТ для юридических лиц вырастает до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч.
  • может быть приостановка деятельности организации, предприятия до 90 суток ;
  • дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

Если  в результате не проведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В этом  случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Обращение Минтруда России на проведение СОУТ

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд,  в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Минтруда  РФ в  письме от 1 июня 2018 года №15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса РФ.

  • МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
  • ОТ 1 ИЮНЯ 2018 Г. № 15-4/10/В-4010
  • ОБ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.

Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.

По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

По состоянию на апрель 2018 г. специальная оценка условий труда в Российской Федерации проведена лишь на 65% рабочих мест.

В то же время в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания срока их действия, но не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.

Исходя из этого в целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г.

не в полном объеме, прошу Вас обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее, чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.

М.А. ТОПИЛИН

Начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда Егор Иванов

Данные в ФГИС СОУТ заносятся с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты.

Точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020.

До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж

С 2019 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки.

Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

  1. Чтобы оштрафовать компанию, ГИТ вовсе нет необходимости проводить ее проверку, надо просто проверить сведения об этой организации в информационной системе учета.
  2. С 1 января 2019 года инспекция будет штрафовать за не проведение СОУТ все организации, по которым нет данных в государственной информационной системе учета!
  3. Административная ответственность за не проведение работодателем внеплановой СОУТ

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

  • Аптечки для оказания первой помощи работникам организации: требования к комплектации по приказу 169н
  • Соглашение по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность: примерный перечень мероприятий-рекомендации Минобрнауки России
  • Положение «О трехступенчатом контроле за состоянием охраны труда организации»
  • Составление и оформление протоколов заседаний, собраний, конференций

Штрафы и санкции при специальной оценке условий труда

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов.

Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права.

Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, – ред.), не были столь существенны. Так, при непроведении АРМ индивидуальному предпринимателю (ИП, – ред.

) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс.

рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

Административная ответственность работодателя

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

  1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
  5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Читайте также:  Виды дисциплинарной ответственности в трудовом праве

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Уголовная ответственность работодателя

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс.

рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс.

рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Нарушение порядка проведения СОУТ организацией и экспертами, проводящими спецоценку

Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.

В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.

За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.

Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.

Штрафы за СОУТ после 1 января 2019 года

До конца года работодатели должны успеть провести специальную оценку условий труда. Тех, кто этого не сделает, могут ждать штрафы до 80 000 рублей.

Информация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

Сроки проведения СОУТ до конца 2018 года>

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.

СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается.

А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

Штрафы за СОУТ: КоАП

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Экспертиза вредных и опасных условий труда

Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

Если же эксперт обнаружит вредные условия, то следующим этапом оценки является проведение исследований и измерений данных факторов. Конкретный перечень факторов утверждается членами комиссии.

Как составляется отчёт о проведении СОУТ

В отчете о результатах проведения СОУТ должна иметь место следующая информация:

  • сведения об оцениваемой организации;
  • перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
  • протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • заключения эксперта.

Декларация в Государственную инспекцию труда о проведённой СОУТ в течение 30 дней

Карты спецоценки рабочего места необходимо предоставлять работникам для ознакомления. Они расписываются по поводу ознакомления с картами СОУТ рабочего места.

В течение 30 дней ознакомьте каждого сотрудника с картой спецоценки его рабочего места. Работники расписываются под надписью: «Ознакомлен». Также в течение 30 дней на сайте организации необходимо разместить сводные данные о результатах процедуры

Необходимо направить декларацию в Государственную инспекцию труда в случае:

  • отсутствия вредных и опасных производственных факторов;
  • наличия оптимальных или допустимых условий труда.

: Сложные ситуации при проведении СОУТ: разъяснения Роструда

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

Действующее законодательство предусматривает серьезную ответственность за непроведение СОУТ (специальная оценка условий труда). Правила ее применения регламентированы статьей 5.27.1 КоАП РФ: они зависят от обстоятельств проблемы и других факторов.

Нарушение специальной оценки условий труда

Некоторые работодатели считают, что главное – провести спецоценку в положенные сроки: на качество выполнения работ и соблюдение правил, установленных законом 426-ФЗ и приказом Минтруда № 33н, контролирующие органы не обратят особого внимания.

Это в корне неверно: чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с содержанием части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

В этом разделе кодекса прямо сказано, что нарушение СОУТ и непроведение этой процедуры считаются равнозначными проступками, и за них предусмотрено одинаковое наказание.

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда.

Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

Нарушения, достаточные для наложения штрафа

Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

  • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
  • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
  • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
  • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
  • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
  • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
  • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
  • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
  • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
  • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.
Читайте также:  Установлен порядок размещения застройщиками сведений в еисжс

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

Применение наказаний

До 31 декабря 2018 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее.

Однако с 2019 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет.

Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2020 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Это связано с тем, что налагать санкции за непроведение спецоценки государственные ведомства будут в автоматическом режиме: сегодня состояние технических инструментов, необходимых для этого, вполне позволяет осуществить эту идею.

Для этого будут использоваться две основных базы данных: государственная система учета результатов спецоценки и реестр юридических лиц и предпринимателей, в котором фиксируется дата регистрации компании.

Если с этого момента прошло уже более 12 месяцев, и в систему учета не поступили сведения о выполнении СОУТ, на компанию налагается штраф, предусмотренный статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Учитывая размеры наказания за первичное, а главное, повторное нарушение, эксперты рекомендуют не откладывать в долгий ящик процедуру оценки, если по закону Вам необходимо ее пройти.

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ) в 2020 году для ИП, юр лиц

Главная — Организация бизнеса — Закон и право — Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году


С 1 января 2020 года порядок проведения специальной оценки условий труда изменился, а значит — изменились и принципы вынесения штрафов за отсутствие СОУТ. Поэтому всем российским работодателям следует ознакомиться с особенностями и нюансами назначения и установления штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году, чтобы знать, как именно сделать все правильно и не быть привлеченными к ответственности.

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда — основные сведения

Проведение регулярной специальной оценки условий труда является обязанностью каждого российского работодателя за исключением физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В рамках специальной оценки условий труда оценивается непосредственно класс вредности или опасности факторов, воздействующих на работника на его рабочем месте с целью выявления вредных или опасных условий.

Именно по результатам СОУТ определяется необходимость предоставления особых гарантий сотруднику, связанных с вредными или опасными условиями.

В рамках проведения специальной оценки труда в отношении рабочих мест, которые считаются оптимальными или допустимыми, работодатель может подавать декларацию, а не проводить полноценную спецоценку. Это касается только случаев, когда должности сотрудников не входят в перечень специализированных, равно как и сам работодатель не считается подлежащим обязательной оценке всех рабочих мест.

При этом за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, действующим законодательством предусматривается возможность привлечения работодателей к административной ответственности с уплатой штрафа. Так, оно полагается в следующих ситуациях:

  • Когда работодатель нарушил сроки о проведении спецоценки. СОУТ должна проводиться не реже, чем раз в пять лет на предприятии в отношении каждого конкретного рабочего места. Либо — с такой же частотой должно проводиться декларирование соответствия условий труда.
  • Когда работодатель не выполнил спецоценку. Точно так же, как и при пропуске сроков спецоценки, непроведение СОУТ в принципе предполагает привлечение работодателя и его должностных лиц к ответственности.
  • Когда был нарушен порядок проведения спецоценки. В случае, если спецоценка была проведена с нарушением действующих нормативов по вине работодателя, он также может быть привлечен к административной ответственности.

Размеры штрафа за отсутствие СОУТ в 2020 году — нормативы законодательства

Чтобы лучше понимать, каковы установленные размеры штрафа за отсутствие СОУТ в 2020 году, следует ознакомиться непосредственно с нормативами российского законодательства, регулирующими данный вопрос.

Знание и понимание действующей нормативной базы поможет работодателям защитить свои права и выплачивать штрафы только тогда, когда имело место реальное нарушение, а не ошибка или злоупотребления со стороны Государственной инспекции труда.

Так, основными документами, которые регулируют порядок вынесения и размеры штрафа за отсутствие специальной оценки труда в 2020 году можно назвать следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ №426 от 28.12.2013. Это — основной закон, регламентирующий само понятие специальной оценки условий труда, а также основные принципы её непосредственного проведения и взаимодействия различных сторон, участвующих в данном процессе.

Штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2020 году

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2020 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2020 года

  • о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
  • об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

В соответствии с положениями 426-ФЗ каждое предприятие обязано проводить оценку рабочих мест с целью определения условий труда работников. В число исключений, регламентированных содержанием ст. 3 данного нормативного документа, входят:

Специальная оценка условий труда в 2020 году

В настоящий момент эти штрафы пока применяются в ручном режиме. Полномочиями по вынесению соответствующих постановлений обладает Трудовая инспекция, которая выносит решения о наложении штрафа по результатам плановых и внеплановых проверок. Очевидно, что с введением автоматической системы наложения санкций под ее действие подпадет гораздо большее количество организаций.

Действующий порядок проведения СОУТ

В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период.

Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2020 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу.

С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.

СОУТ: штрафы и санкции

Принятие ФЗ «О специальной оценке условий труда» вызвало потребность в появлении Федерального закона № 421-Ф3, принятие которого обернулось актуализацией Уголовного и Административного кодексов РФ.

В КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) были введены штрафы и санкции за игнорирование требований СОУТ, которые содержаться в статье 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда (ОТ).

К нарушителям трудового законодательства и норм трудового права, могут быть применены штрафные санкции следующих размеров:

  • 1-5 тыс. рублей для должностных лиц, 30-50 тыс. рублей для юридических лиц (первое нарушение);
  • 10-20 тыс. рублей для должностных лиц, 50-70 тыс. рублей для юридических лиц (повторное аналогичное нарушение).

Игнорирование проведения и требований СОУТ обернется более крупными суммами штрафов

  1. Ответственность за не проведение СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка ее осуществления на рабочих местах, обойдется должностному лицу штрафными выплатами размером 5-10 тыс. рублей, юридическим лицам – 60-80 тыс. рублей.

  2. Допуск к выполнению трудовых обязанностей работника при отсутствии обязательного и периодического медосмотра предусматривает штрафные санкции в сумме 10-20 тыс. рублей для должностных лиц, 80-100 тыс. рублей для юридических лиц.

  3. Разрешение приступить к работе сотрудникам, не прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ, облагается штрафом в размере 15-20 тыс. рублей для должностных лиц, 110-130 тыс. рублей для юридических лиц.
  4. Отсутствие у сотрудников СИЗ по вине работодателя предусматривает штрафные санкции 20-30 тыс.

    рублей для должностных лиц, 130-150 тыс. рублей для юридических лиц.

  5. Пренебрежение гос. нормативами по ОТ и обеспечению безопасности персонала в процессе эксплуатации сооружений, оборудования и т.д., облагается штрафами в сумме 5-10 тыс. рублей для должностных лиц, 50-70 тыс. рублей для юридических лиц.

Актуализация Уголовного кодекса РФ, обусловленная введением СОУТ предусматривает санкции, изложенные в ст.143 Нарушение требований ОТ. Согласно ее положениям, пренебрежение действующими нормативами охраны труда лицом, отвечающим за их выполнение, обернувшееся причинением тяжелого вреда здоровью человека по неосторожности, предполагает:

  • Штрафные санкции до 400 тыс. рублей или тюремное заключение сроком на 1 год с отсутствием возможности занимать конкретные должности.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть человека по неосторожности – тюремное заключение до 4 лет.
  • Аналогичные причины, повлекшие смерть двух лиц и более – тюремное заключение до 5 лет.

Обращаясь в аккредитованную компанию, Вы сможете оградить себя от жестких санкций и штрафов, посредством своевременного проведения специальной оценки условий труда в минимальные сроки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *