С 29.03.2019 вводится новая административная ответственность управляющих компаний

С 29.03.2019 вводится новая административная ответственность управляющих компанийhttps://www.znak.com/2020-04-01/v_koap_i_uk_vneseny_karantinnye_popravki_kogo_za_chto_i_kakie_zhdut_nakazaniya

2020.04.01

С 29.03.2019 вводится новая административная ответственность управляющих компанийНикита Телиженко / Znak.com

В российские законы внесены сразу несколько поправок и дополнений, направленных на то, чтобы заставить россиян строже соблюдать режим изоляции и карантина в период эпидемий.

К федеральным законодателям присоединились региональные, которые также начали вносить изменения в свои кодексы об административных правонарушениях.

Общий смысл один — ужесточить ответственность, и теперь за нарушение требований карантинного периода действительно может грозить суровый штраф и даже уголовное преследование. Разбираем, за что и при каких обстоятельствах можно привлекать по обновленному «карантинному праву».

За бегство из карантина — от ₽15 000 

Начнем с корректировок административного права, в рамках которого, уверены эксперты, будет разбираться большинство подобных дел. Прежде всего, в КоАП изменилась статья 6.3 («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»).

В числе прочего она наказывает за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Раньше граждане могли отделаться смехотворным размером штрафа — от 100 до 500 рублей, а то и простым предупреждением. Теперь нарушителю грозит куда более ощутимая штрафная санкция от 15 тыс.

до 40 тыс. рублей.

По этому административному составу будут привлекать к ответственности лиц, которые, например, не выполнили предписание Роспотребнадзора о профилактических мероприятиях при угрозе распространения опасного заболевания, поясняет юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров. Конкретный пример: вы вернулись в Россию из страны с неблагополучной эпидемиологической ситуацией и прямо в аэропорту вам вручили предписание о 14-дневном карантине, а вы его нарушили. Хорошо, если будет установлено, что ваши действия не повлекли за собой неприятные последствия: никто тяжело не заболел или, тем более, не умер. Необязательно, что в этом случае правонарушение будет переквалифицировано в уголовный состав. Но минимальный размер административного штрафа для вас возрастет кратно — от 150 тыс. до 300 тыс. рублей.

Но действительно «народной» обещает стать новая статья КоАП — 20.6.1. Она даст возможность привлекать к ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Сейчас жителей большинства российских регионов, включая Москву и Подмосковье, отправили на самоизоляцию решениями региональных властей.

И к содержанию этих решений, а значит, и к обязательности изложенных в них требований, как уже отмечалось, возникли некоторые вопросы. 

Более того, законодателям пришлось признать: ни в федеральном законодательстве, ни в региональных законах до сих не было мер ответственности за нарушение этих требований.

В том числе по этой причине 31 марта российские парламентарии быстро приняли и направили на подпись президенту (он их уже подписал) правительственный пакет поправок к Федеральному Закону «О чрезвычайных ситуациях» (ЧС).

Во-первых, закон теперь трактует как одну из угроз «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих». А во-вторых, дает кабинету министров право вводить функциональные режимы повышенной готовности и ЧС на всей территории России или на ее части.

И, в-третьих, к решению о вводе такого режима будет прилагаться свод правил, уже точно обязательный к исполнению всеми. И вот за нарушение этих правил будет наказывать новая статья КоАП.

«Лицо действительно будет нести ответственность за невыполнение предписанных государством правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», — подтверждает Степан Хантимиров.

Например, за нарушение самоизоляции, предписанной правилами, гражданину может быть сделано предупреждение. Но может быть и выписан штраф —от 1 тыс. до 30 тыс. рублей. При повторном нарушении виновному грозит наказание от 15 тыс.

до 50 тыс. рублей.

С 29.03.2019 вводится новая административная ответственность управляющих компанийМакеев Иван / Global Look Press

Регионы закрывают бреши

Отсутствие реальных и весомых санкций за игнорирование режима самоизоляции и прочих ограничений в рамках режима повышенной готовности озаботило и региональных депутатов, которые оперативно приступили к латанию дыр в законодательстве субъектов.

Например, депутаты Законодательного собрания Свердловской области на следующей неделе проведут внеочередное заседание, на котором примут изменения в областной Кодекс об административных правонарушениях. В этом областном законе пропишут штрафы за нарушение положений указа губернатора, вводящего ограничения, вызванные режимом повышенной готовности.

Тем же заняты в других регионах: в среду аналогичные поправки в административный кодекс Москвы уже внесла Мосгордума.

Региональные законы не должны войти в противоречие с КоАП РФ, потому что устанавливают санкции за нарушения требований, введенных на уровне регионов.

Но по КоАП РФ можно будет наказывать за это тоже, пояснил в среду ТАСС замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин. По его словам, законодателям в регионах теперь нет особой нужды суетиться. Единственный смысл в правке региональных административных кодексов — это уточнение размера санкций, полагающихся за нарушение. 

Например, в Москве гражданам за несоблюдение режима изоляции грозит штраф на сумму 4 тыс. рублей, а за повторное нарушение — 5 тыс. рублей. Регионы не вправе устанавливать размер штрафа выше того, что предусмотрен в КоАП РФ, то есть больше 50 тыс. рублей за повторное нарушение, напомнил Марданшин.

За смертельное заражение — до 7 лет

Вместе с административным правом изменилось и уголовное. Ужесточена статья 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»). В новой редакции она стала похожа на статью о нарушении правил дорожного движения, то есть учитывает тяжесть возможных последствий.

Впрочем, как таковых последствий может и не быть. Если будет установлено, что обвиняемый своими действиями создал хотя бы угрозу их наступления, ему самому будет грозить лишение свободы до 2 лет. Альтернативой может стать более чем чувствительный штраф: от 500 тыс. до 700 тыс.

рублей.

Статью явно хотят подвесить дамокловым мечом, например, над зараженными опасным заболеванием, которые норовят сбежать из больницы. Ответственность наступит, если в суде будет установлено, что результатом побега стало массовое заболевание.

Хотя, как уже было сказано, суд может принять во внимание даже просто угрозу наступления таких последствий. Если же по вине сбежавшего пациента кто-то действительно заболел и умер, срок заключения может увеличиться и до 5 лет (альтернатива — штраф от 1 млн до 2 млн рублей).

А если умрут два и более человека, виновного ждет лишение свободы до 7 лет. 

Прежняя редакция статьи предусматривала максимальное наказание в виде 5 лет заключения. При этом юристы называли ее если не «спящей», то «дремлющей». Чаще всего дела по этой статье возбуждались после фактов массовых отравлений пищевыми продуктами.

Но судебная практика по таким делам не особенно богата. Теперь, возможно, она появится: за последние дни возбуждено уже несколько дел, причем связанных именно с распространением COVID-19. Правда, все они будут рассматриваться в рамках прежней редакции статьи 236.

Новые дела расследоваться уже по новой редакции.

С 29.03.2019 вводится новая административная ответственность управляющих компанийНаиль Фаттахов / Znak.com

За фейки — до 5 лет 

На роль «народных» теперь претендуют и статьи, которые предусматривают наказание за фейк-ньюс — распространение недостоверных сведений под видом общественно значимой информации. В намерении пресечь любые попытки искусственно нагнетать панические настроения, законодатели внесли изменения и в КоАП, и в Уголовный кодекс. 

В первом случае речь о статье 13.15 КоАП, чей пункт 9 уже сейчас довольно сурово обходится с теми, кого признают нарушителем. За распространение фейков предусмотрен штраф в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. С началом вспышки коронавируса по стране пошла волна таких административных дел. 

Теперь пойманным на этом во второй раз грозит штраф от 300 тыс. до 400 тыс. рублей.

От 300 тыс. до 700 тыс. рублей — размер штрафа, который за фейк-ньюс теперь предусмотрен и новой уголовной статьей (207.1), устанавливающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности граждан.

Такими обстоятельствами признаются, в частности, эпидемии и пандемии. При более тяжких последствиях — чьему-то здоровью причинен вред — есть риск потерять свободу на срок до 3 лет. А если распространение фейк-ньюс повлекло по неосторожности чью-то смерть, то по другой новой статье УК (207.

2) виновному грозит лишение свободы до 5 лет.

Как избежать наказания?

Адвокат Степан Хантимиров из бюро Asterisk напоминает, что административные протоколы за нарушение самоизоляции и других ограничений вправе выписывать не абы кто.

Неплохо бы знать это наверняка, по возможности поинтересовавшись этим вопросом специально: решения, кому доверить выписку протоколов, должны принять региональные законодательные органы.

В любом случае важно помнить, что законодательство дает такое право лишь должностным лицам, представляющим единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. В нее входят основные силовые структуры (МЧС, полиция, Росгвардия), а также региональные и местные администрации. 

«То есть одно дело, когда вас остановил полицейский патруль. А другое — разного рода добровольцы в мундирах, папахах или жилетках, которых сейчас наверняка потянет на улицы кого-то ловить. Вы должны четко понимать, кто перед вами и каковы его реальные полномочия», — поясняет юрист.

Всегда требовать показать удостоверение и назвать причину интереса к себе со стороны представителей государства рекомендует и соруководитель уголовно-правовой практики адвокатской коллегии Pen& Paper Вадим Клювгант.

Он отмечает, что поправки содержат положения, которые своими размытыми формулировками создают существенные риски, в том числе уголовного преследования.

«Вообще, это ситуация неопределенности, в которой лучше лишний раз не лезть на рожон, особенно если риски действительно высоки», — сказал Клювгант в разговоре с Znak.com.

В качестве «проактивной меры» он посоветовал актуализировать связь со своим адвокатом — на случай, если встреча с патрулем на улице закончится задержанием.  А до приезда защитника — стараться смотреть в оба (чтобы ничего не подбросили), ничего не подписывать, ни с чем не соглашаться и вообще поменьше говорить, тем более о себе, пользуясь статьей 51 Конституции, напомнил адвокат.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

СOVID и КоАП нашли друг друга

В понедельник премьер-министр Михаил Мишустин рекомендовал распространить ограничительные меры, введенные мэром столицы Сергеем Собяниным в связи с распространением коронавируса COVID-19, на всю Россию.

Накануне московский градоначальник подписал указ, предписывающий режим самоизоляции всем жителям города, вне зависимости от состояния их здоровья. Ограничения вызвали дискуссию в публичном пространстве и вопросы о том, правомерны ли действия мэра Москвы.

Как выяснил “Ъ”, господин Собянин ввел карантин на основании предписания главного санитарного врача города Москвы, которое дает основания в том числе и для ограничения передвижений граждан вне правового режима ЧС или ЧП.

Часть опрошенных “Ъ” юристов отмечают, что у правоприменителей пока недостаточно оснований для того, чтобы обеспечить исполнение требований мэрии, но эти основания расширятся, как только будут приняты соответствующие поправки к КоАП и УК. Депутаты Госдумы готовы рассмотреть поправки в трех чтениях на пленарном заседании палаты во вторник.

В минувшие выходные многие жители Москвы продемонстрировали пренебрежение к рекомендациям властей по возможности оставаться дома, и с понедельника мэр Сергей Собянин ввел режим самоизоляции для всех горожан, независимо от состояния их здоровья.

Читайте также:  Разъяснения по вопросу прохождения работником медосмотра в выходные

Москвичам теперь разрешается покидать свои квартиры только для того, чтобы купить продукты в ближайшем магазине, вынести мусор, обратиться за экстренной медицинской помощью и выгулять домашних животных.

Исключения возможны, если граждане обязаны находиться на работе — в таком случае они имеют право добираться до офиса. Вечером в понедельник мэрия на официальном сайте mos.

ru выпустила «ответы на главные вопросы о режиме самоизоляции», из которых следует, что в городе запрещены прогулки с детьми, спортивные пробежки, занятия на спортивных площадках во дворах, а также поездки на такси к родственникам и за продуктами. При этом Москву не закрывают на въезд и выезд.

Оперативный штаб по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в Москве в понедельник сообщил, что режим самоизоляции вводится до 14 апреля, но позднее данные о дате удалил и уточнил, что «решения о дальнейших сроках режима самоизоляции будут приниматься с учетом развития эпидемиологической ситуации».

В понедельник премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами порекомендовал губернаторам перенимать московский опыт борьбы с пандемией.

В понедельник о введении режима полной самоизоляции жителей вслед за Москвой и Московской областью заявили на момент сдачи материала 23 региона: Санкт-Петербург, республики Якутия, Чечня, Татарстан, Чувашия, Марий-Эл, Коми и Адыгея, а также Архангельская, Астраханская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Липецкая, Рязанская, Свердловская, Курская, Белгородская, и Ульяновская области, а также ЯНАО. Волгоградская область вводит аналогичный режим с 1 апреля, список регионов пополняется.

Читать далее

В опубликованных в понедельник разъяснениях московское правительство уточнило, что мэрия действует на основании указа мэра от 5 марта, которым в Москве был введен режим повышенной готовности, на основании федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме того, понятие «ограничительных мероприятий» есть в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», они включают административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний.

Карантин может быть введен как в отдельном регионе, так и по всей стране, для введения его в регионе необходимо предписание или предложение главного государственного санитарного врача субъекта РФ.

Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова подтвердила “Ъ” подлинность опубликованного в понедельник в одном из Telegram-каналов предписания главного государственного санитарного врача Москвы Елены Андреевой. Врач предписывает обязать москвичей не покидать мест проживания. В документе уточняется, что более 15% всех заболевших в Москве коронавирусом COVID-19 были инфицированы в столице.

Ряд юристов уже после подписания указа мэрии от 5 марта отмечали, что у столичных властей могут возникнуть сложности с исполнением ограничительных требований.

Так, партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко отмечает, что нарушение режима изоляции грозит гражданам санкциями (штрафом от 500 руб. до 1 тыс. руб. или арестом на срок до 30 суток) лишь при введении режима ЧП, а его не может вводить мэрия.

Впрочем, по закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при вспышке особо опасных инфекций гражданам предписывается изоляция, и за ее нарушение наступает ответственность по ст. 6.

3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, штраф — до 500 руб.), объясняет руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк.

Ограничивать конституционную свободу передвижения могут только президент и Совет федерации, возражает заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев: «Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии таких запретов не предполагает, по нему главы регионов получают полномочия в части эвакуации граждан, их информирования, проведения спасательных работ, выплаты компенсаций, но не по ограничению передвижения и самоизоляции. Без режима ЧС подобные ограничения не могут быть введены на уровне главы региона».

Как сообщал “Ъ”, полиция еще в начале марта выписывала штрафы за нарушение режима изоляции в Москве, в частности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение законного предписания должностного лица, штраф — от 300 до 500 руб.

), причем как минимум в одном из случаев гражданина отследили с помощью системы распознавания лиц и подъездной видеокамеры. Впрочем, на тот момент ограничения относились главным образом к гражданам, прибывшим из эпидемически неблагополучных стран.

В понедельник же стало известно, что представители полиции получили специальные рекомендации, как вести себя с гражданами, нарушающими режим всеобщей самоизоляции.

В случае обнаружения на улицах Москвы группы из двух и более человек правоохранители должны выяснить причину их действий, а в случае отказа разойтись выписать штраф за неповиновение законному требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП, предусматривает для граждан штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административный арест до 15 суток).

«Указ Сергея Собянина приравнять к федеральному закону нельзя, поэтому его надо понимать как необходимую рекомендацию, не более того,— считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин.— Ограничения на свободу передвижения могут вводиться только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Реально они касаются тех, кто приехал из зон заражения или контактировал с зараженными: на них распространяются и санкции, вплоть до уголовной ответственности».

По мнению господина Добрынина, «претензии к остальным гражданам, не находящимся в карантине, их задержание сотрудниками полиции и наложение санкций за неподчинение распоряжениям полицейских до объявления режима ЧП, неправомерны».

Юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова считает, что столичные власти «по сути, вводят режим чрезвычайного положения без чрезвычайного положения».

«Фактически мы пришли к ситуации, когда Конституцию уже даже не надо менять, ее действие отменяют указом мэра,— считает госпожа Глушкова.

— Размывание права как системы общеобязательных, формально-определенных, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения,— ничуть не лучше коронавируса».

Впрочем, Алексей Добрынин полагает, что в ближайшее время все ограничения «будут формализованы на уровне закона».

Источник “Ъ” в мэрии предположил, что регламентирующее постановление правительства Москвы, на которое городские власти несколько раз ссылаются в «Ответах на главные вопросы о самоизоляции», будет принято до конца недели.

Депутаты Госдумы готовятся на пленарном заседании во вторник принять сразу в трех чтениях так называемый антивирусный пакет, предусматривающий, в частности, ужесточение штрафов за несоблюдение введенных ограничений. КоАП РФ дополнится ст. 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»: за нарушение гражданам будет грозить штраф 1–3 тыс. руб.

В ст. 6.3 КоАП РФ о нарушениях «в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предполагается ужесточить санкцию: если сейчас гражданин может быть оштрафован по этой норме на сумму от 100 до 500 руб., то после поправки штраф для них составит от 15 тыс. до 40 тыс. руб., а для юрлиц — 250–500 тыс. руб.

Будет ужесточена и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее массовое заболевание или смерть людей: за это гражданин может быть осужден на срок от трех до семи лет лишения свободы.

  • На 30 марта в Москве было подтверждено 1226 случаев заражения COVID-19, шесть летальных исходов и 28 случаев выздоровления.
  • Андрей Винокуров, Елена Рожкова, Валерия Мишина; Арбитражная группа

С 29.03.2019 вводится новая административная ответственность управляющих компаний

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Введены новые меры административной ответственности за нарушение карантина и санитарных правил

  • Госдума внесла изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены на обеспечение безопасности граждан в условиях ЧС, угрозы распространения опасного заболевания или карантина. 
  • В этих целях совершенствуются составы правонарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, информационной безопасности и обращения лекарственных средств.
  • Вводится новый состав – невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
  • В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Это статья 6.3 КоАП РФ.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Включаются новые части 2 и 3.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

  • выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенном в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих; либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина);
  • либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Это влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 15 до 40 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 50 до 150 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: без образования юридического лица – от 50 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Это влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 150 до 300 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: без образования юридического лица, – от 500 до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 500 тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По частям 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также вправе прокуратура (статья 28.4 КоАП РФ).

По частям 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ). По части 1 статьи 6.3 КоАП РФ дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Обеспечение информационной безопасности граждан от недостоверных сведений об угрозах жизни и здоровью

Для этого предлагается административная ответственность за распространение в интернете или СМИ фейковых новостей об эпидемии.

Читайте также:  Статьи раздела понятие и условия договора

Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации. Новые части 10.1 и 10.2 следующего содержания.

Часть 10.1 статьи 13.15 КоАП РФ.

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в части 10.

1 данной статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (способные повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ.

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 11 статьи 13.15 КоАП РФ. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10.1 или 10.2 данной статьи.

Это влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 400 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
  • на должностных лиц – от 600 тысяч до 900 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от пяти до 10 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 КоАП РФ.

По частям 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);
  • должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

В случаях, если после выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 КоАП РФ, проводится административное расследование.

По статье 13.15 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают мировыми судьями (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

В сфере обращения лекарственных средств

До настоящего времени размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство России вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные препараты, не включенные в указанный перечень. В этой связи вводится специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства.

Это статья 14.42 КоАП РФ «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств». 

Вводится новая часть 4 статьи 14.42 КоАП РФ.

Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты.

Это влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 250 до 500 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
  • на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Эти нормы направлены на предотвращение незаконного завышения цен на необходимые гражданам лекарственные препараты, что особенно важно в текущей ситуации с распространением опасного вируса.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ (часть 1 статьи 23.51 КоАП РФ).

Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Ответственность за нарушения карантинных мер

Ответственность за нарушения карантинных мер при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Вводится новая статья 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Часть 1 статьи 20.6.1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Это влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной до 30 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.

По части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Часть 2 статьи 20.6.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 20.61, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.

Это влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 500 тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 18 части 5 статьи 28.

3), а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

В случаях, если после выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование.

Соответствующие изменения внесены в статью 3.5 КоАП РФ в части минимального и максимального размера административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

09.04.2020

Максим Кошкин Леонид Кравчинский

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы[1]:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность[5]:

  •  за нарушения санитарно-эпидемиологических правил[6]:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность [8] за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

Читайте также:  Расчет действительной стоимости доли при выходе участника

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий При наличии последствий[9]
  • — для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • — для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
  1. — для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. — для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  3. — для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.

Закон об административных штрафах за нарушение карантина принят ГД в третьем чтении

Государственная Дума приняла на пленарном заседании во втором и третьем чтениях поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил.

Законом устанавливается административная ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления карантина. 

Штрафы для граждан составят от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 50 тыс.

до 150 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если же эти нарушения повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно наказуемого деяния, штрафы для граждан составят от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс.

рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юрлиц – наложение штрафа в размере от 500 тыс.

до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также закон регулирует административные штрафы за распространение в интернете или СМИ фейковых новостей об эпидемии. Для юридических лиц штрафы составят от 1,5 млн до 3 млн рублей, если же публикация такой ложной информации приведет к смерти человека, причинение вреда здоровью или имуществу, массовое нарушение общественного порядка, то штрафы составят уже от 3 млн до 5 млн рублей. 

Нарушение, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, – влекут: для граждан – наложение штрафа в размере от 300 тыс. до 400 тыс. рублей, для должностных лиц – наложение штрафа в размере от 600 тыс. до 900 тыс. рублей, для юрлиц – наложение штрафа в размере от 5 млн до 10 млн рублей. 

Статья 14.4.2 Кодекса «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» также дополняется новой частью. В ней устанавливается административная ответственность за реализацию лекарств по завышенным ценам.

До настоящего время размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Принятым Государственной Думой 19 марта 2020 года Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство РФ вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные препараты, не включенные в указанный перечень.

В этой связи вводится специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит — от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

«Эти нормы направлены на предотвращение незаконного завышения цен на необходимые гражданам лекарственные препараты, что особенно важно в текущей ситуации с распространением опасного вируса», — сказал Павел Крашенинников.

Административная ответственность управляющей компании в 2020 году

Управляющая компания в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ (Определение Верховного Суда № 307-АД16-13243).

Органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации могут составлять протоколы только о тех административных правонарушениях, которые прямо предусмотрены ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ (в том числе по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Подразделением органа местного самоуправления (далее — отдел) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами, в которых имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности. При обследовании помещений и общедомового имущества указанных домов отделом выявлено несоблюдение обществом ряда положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 (далее — Правила № 170). По факту выявленных нарушений главным специалистом отдела в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.

Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции по субъекту Российской Федерации (далее — инспекция), рассмотрев представленные отделом материалы административного дела, вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа.

  • Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления о привлечении к административной ответственности.
  • Решением суда первой инстанции заявленное требование удовлетворено.
  • Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
  • Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановления суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

Право должностных лиц органов местного самоуправления на составление протоколов по ст. 7.22 КоАП РФ было предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Однако, как установлено в ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст.

19.7 данного Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.21, 15.1, 15.11, 15.14-15.15.16, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, чч. 20 и 20.1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 данного Кодекса, — при осуществлении муниципального финансового контроля.

Соответственно, должностные лица органов местного самоуправления не могут получить полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.22 КоАП РФ.

Кроме того, по ст. 7.

22 КоАП РФ наказуемо нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Подпункт «б» п.

3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст.

162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.

) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил № 170.

Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил № 170 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.

3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ. При этом по ст. 7.22 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.

Как следует из ч. 1.1 ст.

20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Следовательно, привлечение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.

3 КоАП РФ по результатам контрольных мероприятий органов местного самоуправления возможно только в том случае, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля.

На территории субъекта Российской Федерации по настоящему делу на момент проведения проверки общества такой закон принят не был. Независимо от наличия подобного закона, полномочием на составление протокола по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в силу п. 69 ч. 2 ст. 28.

3 КоАП РФ, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор; а дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *