Руководителей обязали выявлять среди работников лиц, уклоняющихся от воинского учета

Руководителей обязали выявлять среди работников лиц, уклоняющихся от воинского учета

goceristeski / Depositphotos.com

Внесены изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ). Помимо прочего, редакции подверглась ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, устанавливающая обязанности руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций. Теперь законом на работодателей возложено две новые обязанности.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Во-вторых, в законе теперь прописана обязанность лиц, ответственных за воинский учет в организациях, вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Ранее работодатели были обязаны лишь вручать работникам повестки, полученные от военкомата (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе).

Теперь же, как видно, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военкомат. Отметим, однако, что ответственности за неисполнение данной обязанности пока не предусмотрено. Так, в силу ст. 21.

2 КоАП состав административного правонарушение образует неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Обязанности по установлению местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также обеспечению их прибытия на указанные мероприятия, возложены на территориальные отделы органов внутренних дел МВД России

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 6)

ОБЯЗАННОСТИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН, КОТОРЫМ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ ВРУЧИТЬ ПОВЕСТКИ ДЛЯ ЯВКИ В ОТДЕЛ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА НА МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗЫВОМ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ПРИБЫТИЯ НА УКАЗАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВОЗЛОЖЕНЫ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрен вопрос о праве сотрудников органов внутренних дел осуществлять розыск и доставку граждан, уклоняющихся от прохождения военной службы по призыву в военный комиссариат, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.

Ключевые слова: военная служба, призыв, уклонист, военный комиссариат, отдел, органы внутренних дел, полиция, розыск.

Responsibilities of locating citizens who could not be present, for the appearance before the military commissariat department for activities associated with recruitment, as well as to ensure their arrival at these events, the territorial departments of the Ministry of Internal Affairs A. V. Efremov

The article considers the issue of law enforcement officials to carry out search and delivery people were avoiding military service conscripts in the military commissariat, which causes problems in law enforcement.

Key words: military service, conscription, uklonist, commissariat department, internal affairs bodies, the police, the detective.

В новостях газеты «ЭЖ-Юрист» от 15 февраля 2013 г., кстати, говорилось о том, что Федеральный закон «О полиции» содержит исчерпывающий перечень категорий лиц, розыск которых может осуществлять полиция. В этот список не входят граждане, уклоняющиеся от воинского учета, призыва на военную службу или военных сборов, прохождения военной службы или военных сборов.

Дать право полиции осуществлять розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание «уклонистов» предлагают и другие авторы нового законопроекта, внесенного в Государственную Думу.

По мнению разработчиков, военные комиссариаты не имеют возможности самостоятельно осуществлять данные функции в связи с тем, что не имеют соответствующих полномочий, а кроме того, отсутствует соответствующая штатная укомплектованность сотрудниками и необходимая материально-техническая база.

В случае же принятия законопроекта работа по розыску и принудительному доставлению граждан в военные комиссариаты при наличии на то достаточных оснований будет осуществляться органами внутренних дел (полицией) . ——————————— URL: gazeta-y urist. ru>new. php? i=19339.

Кто же все-таки займется «уклонистами», покажет время. А пока, как правильно пишет Ю. Гаврилов в статье под названием «Сам себе призывник», походы сотрудников военкоматов по местам официальной регистрации новобранцев превращаются не только в нудное, но и нередко бесполезное занятие.

Первоначальная постановка на воинский учет

Сроки проведения первоначальной постановки на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином мужского пола возраста 17 лет. (Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ оВОиВС)

Если по какой-либо причине гражданин не встал на воинский учет в год достижения 17 лет, то первоначальная постановка на воинский учет в отношении него может быть проведена в течение всего календарного года.

Обязанности должностных лиц по организации воинского учета

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для первоначальной постановки на воинский учет. Обычно явка граждан для первоначальной постановки на воинский учет организуется как коллективный поход учащихся школы.

Читайте так же:  Составляем гарантийное письмо для регистрации ооо — образец

Ответственность должностных лиц (руководителей школ и пр.) по организации воинского учета указана в Главе 21 КоАП РФ.

Состав комиссии по постановке граждан на воинский учет

  • Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав: — должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии; — представитель местной администрации; — специалист по профессиональному психологическому отбору; — секретарь комиссии;
  • — врачи-специалисты.
  • [2]

Медкомиссия при первоначальной постановке на воинский учет

При первоначальной постановке на воинский учет проводится медицинское освидетельствование гражданина, определяется его годность к военной службе по состоянию здоровья, проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. (Согласно п. 6 ст. 9 ФЗ оВОиВС)

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету. (Согласно п. 7 ст. 9 ФЗ оВОиВС)

Категория годности в приписном свидетельстве

Следует понимать, что какая бы ни была поставлена категория годности при первоначальной постановке на воинский учет в удостоверении гражданина подлежащего призыву («приписное свидетельство»), при достижении гражданином призывного возраста (18 лет) медицинскую комиссию придется проходить заново (категория годности может быть изменена — такое часто происходит).

Предстоит визит в военный комиссариат? Воспользуйтесь бесплатной консультацией.

Бесплатные консультации (383) 213-66-83

Руководителей обяжут выявлять сотрудников, уклоняющихся от воинской обязанности

Работодателей обязали выявлять сотрудников, уклоняющихся от воинской обязанности

Федеральный закон от 06.02.2019 N 8-ФЗ ввел для работодателей новую обязанность по воинскому учету.

  • С 17 февраля 2019 года руководитель или другой работник, ответственный за военно-учетную работу, обязан:
  • – в двухнедельный срок направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять.
  • – вручать работникам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на нем, направление в военкомат для постановки их на учет.

Состав и категории граждан, подлежащих воинскому учету, см. в СПС КонсультантПлюс.

Кроме того, с 17 февраля 2019 года отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. Воинский учет таких граждан осуществляется военкоматами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), т.е. по месту фактического проживания.

На заметку: в настоящее время ст. 21.

5 КоАП РФ установлена ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету только по месту жительства или пребывания, в связи с чем указанные граждане за неисполнение обязанностей по воинскому учету по месту фактического проживания к административной ответственности привлекаться не будут, пока не будут внесены поправки в КоАП РФ.

Для организаций также полностью подходящего состава в КоАП РФ пока нет. За похожие нарушения сейчас есть штраф от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1, ст. 21.2, ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Кроме того, если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

Кто ответственный за воинский учет в организации

Статья акутальна на: Апрель 2020 г.

Родина должна знать своих героев — тех, кто в случае необходимости пополнит ряды ее защитников. Именно для этого проводится воинский учет (ВУ) в организации — военнообязанных служащих считают и сообщают о них в военный комиссариат.

Штрафы за неправильное ведение ВУ будут увеличены в пять раз — Дума приняла законопроект в первом чтении. Сотрудники военкоматов ужесточили проверки и радостно потирают руки.

Советуем обратиться к профильным юристам и провести аудит: убедиться, что воинский учет в вашей организации ведется в соответствии с нормативами. Вам подскажут, на что чаще всего обращают внимание проверяющие, помогут подготовить документы к проверке, проконсультируют по спорным и нетипичным случаям.

Нет времени читать статью?

Независимо от формы и сферы деятельности, воинский учет сотрудников должны вести все предприятия. Первое, с чего начинается организация регистрации военнообязанных — издание приказа, в котором утверждаются кандидатуры работников, на которых будут возложены обязанности этот учет осуществлять.

Количество работников организации, занимающихся воинским учетом, регламентировано. В небольшой компании, где работают меньше пятисот человек, этим может заниматься совместитель параллельно с основными обязанностями.

Для организации подобной работы на предприятии, насчитывающем до 2000 работников, выделяется отдельная штатная единица. Дополнительно вводится еще одна должность, если численность служащих насчитывает до 4000 человек.

Третья и последующие должности для ведения регистрации воинской обязанности вводятся в крупных компаниях на каждые полные 3000 сотрудников.

На предприятиях, где учетом занимаются больше 2 человек, создаются военно-учетные столы. Основные направления, в которых ведут работу специалисты ВУ — ведение общего реестра военнообязанных и специального (бронирование запасников).

Кто подлежит воинскому учету

Сначала определим тех, кто не подлежит ВУ. Это:

  • сотрудники-иностранцы;
  • женщины, у которых нет военной специальности;
  • молодые люди, находящиеся на службе в армии;
  • проживающие за рубежом на постоянной основе;
  • осужденные.
Читайте также:  Декларация соответствия - разновидности и отличия

Специальный воинский учет граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) — бронирование. Эту обязанность возложили не на всех работодателей. Бронируются ценные военные и гражданские специалисты, руководители для обеспечения государства высококвалифицированными трудовыми ресурсами на время мобилизации.

Организации, бронирующие ГПЗ, и списки должностей определяются Межведомственной комиссией ВС РФ и органами местной власти.

Все остальные категории работающих в компании сотрудников подлежат воинскому учету. Учитываются не только работники, занимающие полные ставки, но и совместители, сотрудники, работающие дистанционно или неполный рабочий день.

Наличие воинской обязанности ответственный сотрудник организации может определить по паспорту. На 13 странице у работника, подлежащего регистрации, стоит штамп «военнообязанный». У женщин, получивших военную специальность, такой штамп тоже будет.

Как ведется воинский учет в организации

Организацию необходимо поставить на учет в военкомате. Если у компании есть филиалы, они регистрируются по месту нахождения.

Организация должна тесно взаимодействовать с военкоматом по вопросам регистрации воинской обязанности работников:

  • своевременно предоставлять сведения о сотрудниках-призывниках каждый год до 1 ноября;
  • если в штате числятся подростки 15–16 лет, информация о них доводится до работников военного комиссариата в сентябре;
  • в течение двух недель отвечать на запросы относительно сотрудников компании, состоящих на ВУ, а также об устройстве на работу или увольнении, об изменении жизненных обстоятельств работника, состоящего на общем воинском учете.

В соответствии с изменениями в законе № 53-ФЗ работодатель должен уведомить военкомат о поступлении на работу сотрудника, не состоящего на воинском учете. Сделать это он должен в течение двух недель после обнаружения этого факта, не дожидаясь официального запроса.

Воинский учет в организации ведется по личным карточкам формы Т-2. Номенклатура дел определена Методическими рекомендациями по ведению ВУ, которые утверждены Генштабом ВС РФ в 2017 г.

В соответствии с этими указаниями, при приеме на работу у сотрудника проверяется наличие воинской обязанности, записи в военном билете о постановке на учет по месту регистрации или пребывания. В личные карточки заносится вся информация о военнообязанном.

Не реже одного раза в год учетные данные сверяются с документами, вносятся изменения, если они есть.

  • план работы по проведению ВУ;
  • картотека личных карт;
  • журнал проверок осуществления воинского учета (бронирование военнообязанных сотрудников в запасе).

Все документы по организации воинского учета компании, а также кандидатуры ответственных за него работников надо согласовывать в военкомате.

В методических рекомендациях указано, что при приеме специалистом военного билета и других документов взамен выдается расписка. В настоящее время военные документы редко отбираются у сотрудников. Чаще снимается копия, которая и хранится в компании в установленном порядке.

Это важно знать:  Есть ли в армии выходные

Штрафы за нарушения

Ведение воинского учета — обязанность любой организации. За неисполнение или уклонение от нее предусмотрена ответственность. Регламентируется она КоАП РФ. В частности, наказуемы по ст. 21 следующие нарушения:

  • должностное лицо не предоставило в военкомат списков предпризывников предприятия (21.1), возможных уклонистов от службы (21.4.3). За нарушения предусмотрен штраф от 300 до 1000 руб;
  • работниками, отвечающими за регистрацию воинской обязанности, не были оповещены сотрудники призывного возраста о повестке, не была обеспечена явка по вызову в военкомат. Штраф от 500 до 1000 руб.

Как было сказано выше, эта ответственность кажется слишком мягкой, а штрафы низкими. Законопроект о повышении штрафов до 3000 и 5000 руб. ожидает своего рассмотрения во втором чтении.

Новое в законе

С 19 октября вступают в силу изменения в Положение о воинском учете. Теперь работодатель не обязан применять для учета форму Т-2. К использованию в работе рекомендованы новые бланки учетных документов, которые установлены МО РФ.

Однако Министерство обороны никаких документов не разработало, а в 23 пункте Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ и в Приложении 5 к ним настоятельно рекомендованы именно эти учетные формы.

Второе новшество — сотрудники организации, регистрирующие воинскую обязанность, должны проверять у принимаемых на работу наличие персональных электронных карт, если в учетных военных документах есть отметка о выдаче. А еще в перечень документов воинского учета официально добавили справку, которую выдают вместо военного билета.

Военный учет граждан, организация и отчетность в военкомат

На каждом предприятии есть военнообязанные. Статья поможет правильно организовать воинский учет. Читайте предложенный материал, который поможет работодателю наладить военно-учетную работу.

О направлении регламента организации и проведения комплекса мер, связанных с розыском граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу, письмо минздрава республики татарстан от 07 апреля 2006 года №09/1075

Министерство здравоохранения Республики Татарстан направляет Регламент организации и проведения комплекса мер, связанных с розыском граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу, утвержденный решением призывной комиссии Республики Татарстан от 21.02.2006 г., для обеспечения контроля исполнения в части касающейся.

Первый заместитель министра Р.С.Залалдинов

     Приложение

1. Розыск граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу, организуется согласно требованиям совместного приказа министра обороны Российской Федерации и министра внутренних дел Российской Федерации от 4 марта 2000 г.

N 118/218 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности».

Военные комиссары и руководители органов внутренних дел разрабатывают планы совместной деятельности по розыску граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, создают совместные постояннодействующие группы.

Для ведения розыска указанных граждан, военными комиссариатами и органами внутренних дел районов и городов разрабатывается следующая документация:постановление главы муниципального района «О проведении мероприятий, связанных с розыском граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу»;совместный приказ военного комиссара и начальника районного отдела внутренних дел «О мерах по обеспечению призыва граждан на военную службу», которым создаются совместные группы розыска;книга учета граждан, уклоняющихся от первоначальной постановки на воинский учет и призыва на военную службу, по годам рождения (учет призывников может вестись как в виде книги, так и в виде именных списков распечатанных на ПЭВМ):номер по порядку;шифр призывника;фамилия, имя, отчество;год рождения;адрес места жительства;код (уклоняющийся, длительный розыск);из какого РОВД доставлен (телефон ОВД);принятые меры;примечание (отметка о явке).книга учета передаваемых в прокуратуру личных дел граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу.При разработке постановления главы муниципального района по обеспечению очередного призыва граждан на военную службу определяется медицинское учреждение, в котором по направлениям военных комиссариатов будет организовано предварительное медицинское освидетельствование граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, разысканных в нерабочее время, а также порядок выделения транспорта для обеспечения мероприятий по розыску и проведению медицинского освидетельствования разысканных граждан и порядок компенсации расходов, понесенных организациями.2. Розыску подлежат все граждане, уклоняющиеся от исполнения воинской обязанности:уклоняющиеся от явки в военные комиссариаты на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет;уклоняющиеся от явки в военные комиссариаты на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;уклоняющиеся от явки на призывную комиссию;уклоняющиеся от явки на отправку в войска;уклоняющиеся от прохождения медицинского обследования;граждане, убывшие без снятия с воинского учета и своевременно не вставшие на воинский учет по новому месту жительства (граждане, находящиеся в длительном розыске).3. Объектом розыска является гражданин призывного возраста (с 17 до 27 лет), независимо от степени его годности к военной службе и наличия права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, так как решение о реализации этих прав выносит призывная комиссия, которая руководствуется действующим законодательством, и каждое решение должно быть подтверждено соответствующими документами. Решение призывной комиссии выносится при личном присутствии гражданина.Обязанность первоначального подтверждения права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу согласно «Положения о призыве граждан на военную службу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587, возложено на гражданина. Дальнейшее подтверждение на военный комиссариат.4. В случае неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет или призывом на военную службу:каждый уклоняющийся закрепляется за конкретным должностным лицом военного комиссариата для сбора и обобщения информации;военный комиссариат проводит предварительный розыск граждан с целью уточнения места регистрации и фактического места проживания, состояния здоровья, наличия сведений о праве на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, уточняет место работы или учебы гражданина;в случае невозможности установить фактическое место проживания гражданина, военный комиссариат направляет персональное письменное обращение в налоговый орган по месту регистрации гражданина для установления места его работы и в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Республики Татарстан для установления места проживания гражданина в случае приобретения им недвижимости;в случае невозможности вручения гражданину повестки военный комиссар направляет в адрес органов внутренних дел персональное письменное обращение для принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия, в котором сообщаются следующие сведения на разыскиваемое лицо:фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, адрес регистрации и место фактического его проживания, с какого времени уклоняется от исполнения воинской обязанности;причины, обстоятельства невозможности вручения гражданину повестки;сведения о последнем месте работы или учебы гражданина;с кем поддерживать связь в ходе розыска (фамилия, имя, отчество, должность, номер служебного телефона и телефон дежурного по военному комиссариату).должностными лицами военного комиссариата и органов внутренних дел проводятся мероприятия по проверке места жительства лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы, а также мест их возможного пребывания;военные комиссариаты и органы внутренних дел информацию по уклоняющимся заносят в программный комплекс «Легенда» Министерства внутренних дел Республики Татарстан, ежемесячно проводится ее уточнение.военные комиссариаты направляют списки граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, в территориальные органы здравоохранения, в филиалы Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Татарстан, в налоговые органы по месту их регистрации, ежемесячно проводится уточнение списков. Руководители вышеуказанных учреждений в случае обращения граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, сообщают в органы внутренних дел сведения, необходимые для их последующего обнаружения.5. Руководители органов здравоохранения районов и городов: своевременно направляют в военные комиссариаты график дежурства территориальных медицинских учреждений на очередной месяц;при получении списков граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу, направляют в военные комиссариаты выписки из амбулаторных карт этих граждан.6. Руководители органов внутренних дел района, города:при получении персональных письменных обращений военных комиссаров принимают необходимые меры к розыску граждан, уклоняющихся от прохождения военной службы, и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу;в двухнедельный срок сообщают, на персональные письменные обращения военных комиссаров о результатах проведенных мероприятий по каждому гражданину;направляют при невозможности обеспечения явки гражданина, уклоняющегося от воинского учета и призыва на военную службу, в соответствующие военные комиссариаты документы о результатах проведенного розыска, для последующего приобщения их в личное дело призывника и рассмотрения вопроса о продолжении розыска гражданина или возбуждении ходатайства о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.7. При обнаружении разыскиваемого:а) сотрудники органов внутренних дел:проверяют его по программному комплексу «Легенда» Министерства внутренних дел Республики Татарстан, осуществляют задержание и информируют об этом должностных лиц военных комиссариатов;доставка призывника в военный комиссариат или к месту проведения с ним мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется сотрудниками органов внутренних дел, совместными группами из числа сотрудников милиции и военного комиссариата по розыску граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу, или должностными лицами военного комиссариата (определенными совместным приказом начальника отдела (управления) внутренних дел и военного комиссара района (города). Передача разыскиваемого осуществляется под роспись в книге учета граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу.*б) должностные лица военного комиссариата:снимают объяснения с доставленного гражданина о причинах неявки в военный комиссариат;составляют протокол о совершении административного правонарушения;организуют прохождение гражданином медицинского освидетельствования и оформления направления в медицинское учреждение;во время работы призывной комиссии совместно с сотрудниками органов внутренних дел обеспечивают явку гражданина на заседание призывной комиссии, которая принимает решение о призыве гражданина на военную службу либо предоставлении ему отсрочки или освобождения от призыва на военную службу в соответствии с действующим законодательством;вручают повестку для отправки к месту прохождения военной службы (или для прохождения других мероприятий).В случае доставки призывника в нерабочее или ночное время дежурный по военному комиссариату вызывает лицо, ответственное за розыск, которое:снимает объяснения с доставленного гражданина о причинах неявки в военный комиссариат;составляет протокол о совершении административного правонарушения;организует прохождение гражданином обязательного медицинского обследования с оформлением направления в медицинское учреждение района, работающее в системе оказания гражданам неотложной помощи, и включенное постановлением главы муниципального района в перечень медицинских учреждений, в которые будут направляться граждане, подлежащие призыву на военную службу, для проведения медицинского обследования при их постановке на воинский учет и призыве на военную службу, согласно графика дежурства медицинских учреждений, находящегося у дежурного по военному комиссариату, с осмотром дежурным врачебным персоналом в соответствии с предъявляемыми жалобами (хирургом, терапевтом, неврологом и др.) и проведение медицинского обследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, флюорография (рентгенография) органов грудной клетки, если флюорографическое обследование не осуществлялось в течение года.При проведении медицинского обследования граждан, уклоняющихся от постановки на воинский учет и призыва на военную службу, медицинский работник учреждения здравоохранения должен получить письменное согласие на проведение медицинского обследования.Результаты обследования оформляются в 2 экземплярах, 1 из которых выдается на руки гражданину, 2-й остается в медицинском учреждении. Дежурный врач по результатам клинико-лабораторного обследования делает заключение о состоянии здоровья гражданина на момент осмотра;доставляет призывника на призывной пункт района с результатами проведенного обследования и заключениями врачей-специалистов для проведения медицинского освидетельствования и определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья;вручает повестку для прохождения призывной комиссии.8. В период между призывами розыск граждан продолжается, разысканные лица передаются представителям военных комиссариатов для принятия к ним мер в соответствии с действующим законодательством.9. Гражданин, нарушающий правила воинского учета, уклоняющийся от призыва на военную службу, привлекается к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях»:статья 21.5 — неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (в т.ч. неявка гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленное время и место без уважительной причины);статья 21.6 — уклонение от медицинского обследования;статья 21.7 — умышленная порча или утрата документов воинского учета.Порядок привлечения граждан к административной ответственности осуществляется в соответствии со статьями 23.11, 28.2, 29.6, 32.2 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях».10. При установлении всех обстоятельств и причин, достоверно свидетельствующих об уклонении гражданина от исполнения воинской обязанности, военный комиссар не позднее 10-дневного срока направляет в прокуратуру района (города) оформленный материал для привлечения призывника к уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащий перечень следующих документов:сопроводительное письмо о привлечении призывника к уголовной ответственности с указанием конкретных обстоятельств его уклонения от призыва и проводимой в связи с этим военным комиссариатом работы с целью обеспечения явки призывника;выписка из Указа Президента Российской Федерации об очередном призыве на военную службу;копия личного дела призывника, заверенная военным комиссаром, в котором должны содержаться анкетные данные призывника, справка о составе семьи, документы, подтверждающие право на отсрочку от призыва на военную службу;учетную карту призывника с результатами медицинского освидетельствования;расписка повестки военного комиссара с подписью гражданина об оповещении его о явке в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, призывной комиссии или для отправки к месту прохождения службы. В случае отказа призывника расписаться в получении повестки прилагается рапорт и объяснение лица (лиц), которыми производилось вручение повестки;выписка из протокола заседания призывной комиссии, если было принято решение о призыве гражданина на военную службу;выписка из протокола заседания призывной комиссии, на котором было принято решение о направление материалов на гражданина в следственные органы;материалы, свидетельствующие об административном взыскании в отношении призывника за уклонение от исполнения воинской обязанности, справки о судимости призывника (если таковые оформлялись), характеристики (с места жительства, учебы, работы) призывника, а также характеристика из органов внутренних дел в случае его постановки на профилактический учет;документы должностных лиц военного комиссариата, проводивших проверку по установлению причин неявки гражданина в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, заседания призывной комиссии или на отправку к месту прохождения военной службы;письменные объяснения родителей, родственников, соседей с изложением причин неприбытия призывника в военный комиссариат;письменные рапорты (объяснения) сотрудников милиции о проведенных и проводимых мероприятиях с целью розыска и обеспечения явки призывника.

СогласованМинистерством внутренних дел Республики Татарстанот 6 марта 2006 г. N 25/266      СогласованМинистерством здравоохранения Республики Татарстанот 10 марта 2006 г. N 09/695      СогласованВоенным комиссариатом Республики Татарстан

от 14 февраля 2006 г. N 2/138

Ответственность граждан за нарушение обязанностей по воинскому учёту

Обратите внимание!Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Уголовная ответственность. Действующим законодательством установлена ответственность граждан за неисполнение обязанностей, возложенных на них ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В частности, предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

Уклонением от военной службы, согласно п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Поскольку призыв на военную службу является одним из способов комплектования Вооружённых Сил РФ, уклонение от призыва является способом уклонения от военной службы. Исходя из сказанного, только это и никакое другое деяние (т.е.

только неявка по повестке без уважительных причин) может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу.

Тем не менее, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», область применения ч. 1 ст. 328 УК РФ была расширена. Так, в числе деяний, образующих состав преступления, предусмотренного данной нормой, Пленум назвал:

  • а) самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу,
  • б) получение призывником обманным путём освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана,
  • в) отказ призывника от получения повестки военного комиссариата под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу,
  • г) отказ призывника от получения направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу,
  • д) убытие на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд за пределы РФ без снятия с воинского учёта, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,
  • е) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учёт, с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу,
  • ж) уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии при наличии умысла на уклонение от призыва на военную службу.

Представляется, что столь вольным прочтением объективной части преступления Пленум Верховного Суда РФ создал новую норму права, т.е. вышел за рамки своих полномочий.

Тем не менее, автор не строит иллюзий относительно развития судебной практики и полагает, что суды будут руководствоваться не буквальным содержанием ч. 1 ст.

328 УК РФ, а его расширительным толкованием, данным Пленумом Верховного Суда.

Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  • либо арестом на срок до шести месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до двух лет.

Право инициирования привлечения граждан к ответственности за совершение указанного правонарушения принадлежит призывной комиссии и военному комиссару в силу п.

12 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 328 УК РФ, подследственны Следственному комитету РФ (п. 1 ч. 2 ст.

151 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и подсудны районным судам (судам первого звена) (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного: гражданин, уклоняющийся от призыва, осознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (или не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично). О наличии умысла в действиях гражданина можно судить по факту его неявки на мероприятия, связанные с призывом, по повестке военного комиссара, без уважительных причин. Таким образом, для установления в действиях гражданина умысла, требуется установить: а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; б) отсутствие уважительных причин неявки; в) факт вручения гражданину повестки. Совокупно три указанные обстоятельства, по мнению автора, явственно свидетельствуют о сознательном нежелании гражданина являться на мероприятия, связанные с призывом, т.е, в итоге – об умысле гражданина на уклонение от призыва на военную службу. Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для усмотрения в действиях призывника нет (а значит, нет и оснований для привлечения к уголовной ответственности).

Читайте также:  Как определяется цена иска?

Некоторые практикующие юристы полагают, что п. 4 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ позволяет усомниться в возможности привлечения к ответственности гражданина, не явившегося без уважительным причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по однократной повестке военного комиссариата.

Постановление Пленума, считают они, указывает на необходимость установить неоднократную неявку без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд. Не могу согласиться с представленной позицией. Постановление Пленума в п.

4 даёт лишь примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях призывника умысла на совершение преступления, относя сюда и неоднократную неявку по повесткам.

Однако там же мы видим в качестве обстоятельства, указывающего на наличие преступного умысла, и неявку в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины – однократную, по смыслу нормы.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Вручение повестки призывнику производится под расписку. Выдача расписки является обязанностью призывника в соответствии с п. 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Отсутствие расписки гражданина о получении повестки может не воспрепятствовать привлечению к уголовной ответственности только в том случае, если следствие докажет факт умышленного уклонения призывника от получения повестки в момент адресования ему предложения получить повестку.

Проще говоря, если лицо, уполномоченное на вручение повестки, не застало призывника дома, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет (ибо нет умысла на неявку по повестке – призывник не узнал о существовании повестки).

Но если призывнику предложили в очной беседе получить повестку, а он отказался её брать, то основания для привлечения к ответственности возникают с момента неявки без уважительных причин по непринятой повестке.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 21.5. – 21.7.) установлена ответственность граждан за совершение следующих деяний:

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в установленные время и место без уважительной причины,
  • неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учёт, снятия с воинского учёта и внесения изменений в документы воинского учёта при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трёх месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ,
  • несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания,
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,
  • умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

Совершение каждого из указанных деяний влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно ст. 23.11. КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями КоАП РФ, от имени военных комиссариатов рассматривают военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений военных комиссариатов.

Об административном правонарушении составляется протокол, копия которого вручается призывнику.

По факту рассмотрения дела об административном правонарушении военным комиссаром выносится постановление.

Призывник, признанный виновным в совершении правонарушения, вправе обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу или в соответствующий районный суд.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Штрафы за неведение воинского учета

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Здесь штрафа не будет, вы же не по своей вине пломбу сорвали с этими документами идите в контору и она должны бесплатно вам поставить пломбу.

В соответствии со ст. 20 НК РФ важен необходимый порядок получения страховой выплаты по уплате налога по договору займа, в частности налоговый вычет при покупке квартиры стоимости квартиры в размере не менее 30 процентов их среднемесячного заработка (ст. 13.1, п. 1 ст. 217 НК РФ).Законопроектом предлагается внести изменения сразу в несколько статей КоАП.

Часть из них предполагает ответственность руководителей организаций, должностных лиц, ведущих военно-учетную работу, уполномоченных сотрудников ЗАГС, службы медико-социальной экспертизы за непредставление или несвоевременную передачу необходимых сведений о военнообязанных гражданах. Некоторые поправки предусматривают усиление санкций для самих молодых людей, уклоняющихся от постановки на воинский учет или медицинского обследования.

Военные комиссары должны ежегодно приходить с проверкой в компании с численностью работников больше 500 человек. В остальные организации — не реже чем раз в три года (Методические рекомендации, утв. Генштабом Вооруженных сил 11.07.2017).

Частью 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и условия предоставления этого ычества или отсутствия у него возникающим увольняемым работникам выплачивается компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей. 2.

Несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей. 3.

Если работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом военкомат.

То же самое необходимо сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Использование материалов из журналов Группы компаний «МЕДИА-ПРО» только по согласованию с редакцией (администрацией) портала.

На проверке сотрудники военкомата посмотрят, как организация ведет воинский учет, проверят данные в личных карточках работников. По итогам проверяющие присвоят компании оценки в журнале проверок: от отлично до неудовлетворительно (приложение № 1 к Методическим рекомендациям, утв. Генштабом Вооруженных сил 11.07.2017).

Сейчас штрафы за эти правонарушения минимальны – от ста до тысячи рублей в зависимости от статьи. Разработчики предлагают в два-три раза увеличить эти суммы. Таким образом, в случае принятия законопроекта для граждан минимальный штраф будет 500 рублей, для должностных лиц – тысяча рублей. Предельный размер для всех составит три тысячи рублей, за исключением одного случая.

По итогам одной проверки сотрудники военкомата смогут выписать штрафы за каждое нарушение, но не за каждого сотрудника отдельно. Санкции возможны только за нарушения, которые произошли не больше двух месяцев назад (ч. 1 ст. 4.5 КоАП, решение Свердловского областного суда от 15.04.2014 по делу № 72-302/2014).

Соответственно, механизм постановки граждан на воинский учет и снятие с него должен работать без сбоев. К сожалению, правонарушения в этой области не стали редкостью. Только в нашей области за два года к административной ответственности были привлечены около тысячи человек».

В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной.

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется.

Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет.

Редакция (администрация) портала не несет ответственности за ущерб, который может быть нанесен в результате использования, неиспользования или ненадлежащего использования информации, содержащейся на портале.

Сразу скажем, что штраф за нарушение воинского учета – это понятие довольно размытое. Законодательство, регулирующее эту сферу, может нарушаться по-разному, следовательно, и штрафы, положенные за то или иное деяние, могут различаться. Однако поясним, о какой ответственности вообще может идти речь.

Административный штраф за нарушение воинского учета может быть наложен на директора компании или работника, который отвечает за ведение такого учета (п. 54 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Выписать штраф могут уполномоченные сотрудники военкомата: военкомы, начальники отделов или отделений (ч. 1 ст. 4.5, ст. 23.11 КоАП РФ). В основном, штрафы за неведение воинского учета на предприятии взимаются за следующие нарушения (ст. 21.1, 21.2, 21.4 КоАП РФ) :

  • несообщение сведений о приеме или увольнении с работы лица, состоящего или обязанного состоять на воинском учете (размер штрафа от 300 до 1000 руб.);
  • непредставление списков лиц, которым исполнится 17 лет в будущем году, подлежащих первичной постановке на учет (размер штрафа от 300 до 1000 руб.);
  • неоповещение работников о вызове по повестке из военкомата (размер штрафа от 500 до 1000 руб.).

Среди обязанностей по воинскому учету значатся:

  • заполнение личных карточек в соответствии с записями в документах воинского учета
  • определение граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принятие необходимых мер к постановке их на воинский учет;
  • направление в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведений о работниках, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы и пр.

Однако в организации не работают военнообязанные граждане, то мероприятия по воинскому учету осуществлять не нужно. И никаких штрафов, разумеется, не будет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *