Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Дата размещения статьи: 19.05.2015

14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В.

Путин подписал распоряжение N 58-рп «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации» , которым было принято решение о проведении мероприятий, целью которых является привлечение внимания различных групп российского общества к проблемам, тенденциям и перспективам конституционно-правового развития страны по итогам 20 лет действия Конституции Российской Федерации.———————————

СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 644.

Литература

1. Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: науч.-практ. пособие. М.: Центр социально-трудовых прав, 2012.2. Тучкова Э.Г.

Готовность России к ратификации Конвенции МОТ N 102: экспертная оценка / Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. М.: Проспект, 2013. С.

226 — 231.

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система (Захаров М.Л.)

Дата размещения статьи: 23.07.2015

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на социальное обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень.

При такой ситуации считать низким пенсионный возраст в России недопустимо, для мужчин он, наоборот, очень высок. Продолжительность их жизни составляет всего 61 год, в других указанных странах — 77 — 78 лет .———————————

См.: Социальное обеспечение в мире в 2010 — 2011 годах: Доклад МОТ. С. 143 — 147.

Перейдем к нормам, касающимся уровня пенсии.В теории пенсионного обеспечения работающих принято различать относительный и абсолютный уровень. Относительный — это коэффициент возмещения пенсией утраченного заработка, т.е.

соотношение установленной суммы пенсии к сумме среднего заработка в месяц, сложившегося за определенный временной период (он определяется по правилам, установленным национальным законодательством). Абсолютный уровень — это сумма пенсии, обеспечивающая достойную жизнь (достаточное питание и т.д.).

Он соотносится на практике с МРОТ, прожиточным минимумом и средним заработком.В зрелых страховых пенсионных системах, функционирующих в странах, где достаточно высокая оплата труда, в том числе МРОТ, основным индикатором страховой пенсионной системы является индивидуальный коэффициент замещения.

Причем минимальная полная пенсия устанавливается на уровне, близком к МРОТ или равном ему. В России средняя, типичная , сложившаяся оплата труда, в том числе МРОТ, значительно ниже, чем в развитых странах.———————————

По разбросу заработков Россия — лидер среди всех развитых стран. Медиальный показатель составляет 1 к 20, а фактические различия (между МРОТ (5965 руб.) и высокими заработками, исчисляемыми иногда в десятках миллионов) даже трудно представить.

До настоящего времени в России использовался так называемый солидарный коэффициент замещения, т.е. отношение средней сложившейся страховой пенсии в целом и по отдельным ее видам к средней заработной плате по экономике.

В 2013 г. для пенсии по старости он составлял около 36%, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца — 22%, коэффициенты по вновь назначенным пенсиям еще ниже — соответственно около 29, 20 и 18% .

———————————

Соловьев А.К. Указ. соч. С. 92.

  • В связи с предстоящей ратификацией Конвенции N 102, а впоследствии, видимо, и ЕКСО , в России предпринята попытка разработать методику расчета коэффициента замещения типичного получателя пенсии, как это принято в Конвенции N 102, но так, чтобы это свидетельствовало о выполнении Россией этой Конвенции.———————————
  • Некоторые минимальные нормы ЕКСО выше, чем в Конвенции N 102.

В отношении пенсии по старости требования к стажу такого получателя составляют 30 лет, а к заработку — 36 975 руб. (заработок квалифицированного рабочего мужского пола, определенный по правилам Конвенции N 102).

Для того чтобы подогнать расчеты данного коэффициента к требованиям Конвенции N 102, в России типичным получателем пенсии по старости предлагается считать того пенсионера, который имеет одного иждивенца — нетрудоспособную жену, на которую установлена надбавка к его пенсии в размере 1/3 фиксированной выплаты (4384 руб.), т.е. 1461 руб., и которой самой выплачивается социальная пенсия по старости в сумме 4525 руб., а вместе с доплатой к ее пенсии до прожиточного минимума (2121 руб.) — 6646 руб. (4525 + 2121) . Вместо личной его пенсии предлагается, таким образом, учитывать суммарный доход семьи, который состоит из двух пенсий с соответствующими доплатами к ним.———————————

По российскому законодательству жена в данном случае не признается иждивенкой, ибо не находится на иждивении пенсионера. На нее не может также устанавливаться надбавка к пенсии пенсионера. В этой части расчеты ошибочны.

Суммарный доход в этом случае составит 18 963 руб. (фиксированный размер к страховой пенсии с повышением его на одного иждивенца — 5570 руб.; страховая пенсия (до 2015 г.) — 6747 руб.; социальная пенсия жены — 4525 руб.; доплата к ней до прожиточного минимума — 2121 руб.

), а коэффициент замещения суммарного дохода 51% (2894 : 36 975) и 59%, если считать чистый заработок (заработок за вычетом налогов, 18 963 : 32 168). Прекрасные показатели, лучше, чем во многих странах, но в них так не рассчитывается коэффициент замещения.

К тому же пенсионный доход типичного получателя пенсии в России — его личная пенсия, определенная в расчете на него, а не сумма его пенсии и пенсии нетрудоспособной жены.Какой фактически коэффициент замещения в приведенном выше случае? Пенсия пенсионера по старости — 11 131 руб.

(страховая часть — 6747 плюс фиксированная выплата без учета иждивенца, поскольку его нет, — 4384 руб.), если заработок брутто — 36 975 руб., то коэффициент — 30,1% (11 131 : 36 975), если заработок нетто — 32 168 руб., то коэффициент 34,6% (11 131 : 32 168) .———————————

См.: Социальное обеспечение в мире в 2010 — 2011 годах: Доклад МОТ. С. 148.

Расчеты по предложенной методике коэффициентов замещения заработка другими пенсиями также завышены и неприемлемы.

Примет ли Правительство РФ предложенную методику, которая вместо определения коэффициентов возмещения, подсчитанных с учетом размера фактически установленной пенсии, определяет их на основе завышенного, а не реального суммированного дохода? Вряд ли.

Данная методика лакирует фактически сложившуюся ситуацию в нашей стране (крайне низкие коэффициенты замещения), вводит в заблуждение общественность и не соответствует действительности.

Готовиться к ратификации Конвенции N 102 надо не за счет разработки для России особой методики определения коэффициента замещения, а совершенствуя страховое пенсионное законодательство.

Привести его в полное соответствие с минимальными нормами, установленными Конвенцией N 102, — первейшая задача.

К сожалению, Федеральный закон «О страховых пенсиях» не приблизил к ее разрешению, а, скорее, наоборот.

Библиографический список

Международные и российские нормы пенсионного обеспечения. Сравнительный анализ. М., 2013.Соловьев А.К. Коэффициенты замещения: проблемы теории и практика. М., 2014.

Социальное обеспечение в мире в 2010 — 2011 годах: Доклад МОТ.

Читайте так же:  Порядок постановки на учет автомобиля в гибдд

Трехстороннее сотрудничество в развитии и реализации международных стандартов труда (Егоров С.А.)

Дата размещения статьи: 03.05.2015

Россия ведет активную деятельность по разработке, принятию и применению международных норм в сфере труда и социальной защиты. В последнее десятилетие были ратифицированы важные документы, среди которых Европейская социальная хартия 1996 г.

(пересмотренная), ряд конвенций Международной организации труда (далее — МОТ).

В рамках региональных организаций с участием России были разработаны модельные нормативные акты, на базе которых государства-участники могли бы основывать и совершенствовать национальное трудовое законодательство .———————————

Типовой проект законодательного акта «О социальном партнерстве» // Приложение к Постановлению МПА ЕврАзЭС от 14.04.2005 N 6-16; Модельный закон СНГ «О социальном партнерстве» // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 2). С. 237 — 261.

Участие в международном сотрудничестве обеспечивается в том числе организацией и проведением Россией международных форумов, тематика которых затрагивает актуальные вопросы социальной сферы. В декабре 2012 г.

в Москве прошла Международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда, в которой приняли участие представители 80 стран, международных организаций и академических кругов, результатом которой стало подписание трех соглашений с участием российской стороны.

2013 год ознаменован председательством России на саммите «Группы двадцати», основными целями которого определены стимулирование экономического роста и создание рабочих мест .———————————

См.: Обращение Президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам встречи министров труда и занятости «Группы двадцати» с социальными партнерами 18 июля 2013 г. URL: http://ru.g20russia.ru/news/20130718/781638427.html; Концепция председательства России в «Группе двадцати». URL: http://ru.g20russia.ru/docs/g20_russia/outline.

Федеральный закон называет в качестве одной из целей РТК проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм. Ее деятельность сопровождает ратификационный процесс.

Так, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 — 2016 годы предусмотрено проведение консультаций по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией 14 Конвенций МОТ и рассмотрению вопросов, связанных с их ратификацией (п. 7.10).———————————

Российская газета. 2013. N 295. 30 декабря.

Нормотворческая деятельность является одним из главных инструментов МОТ для достижения целей достойного труда и социальной справедливости.

При этом уникальная структура МОТ позволяет и делает необходимым участие в нормотворчестве, применении норм и контроле наиболее представительных организаций работников и работодателей, что поддерживает авторитет международных трудовых стандартов, являющихся одновременно нормами международного и трудового права .———————————

См.: Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А. и др. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2005. С. 207; Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право: учебное пособие / под общ. науч. ред. К.Н. Гусова. М., 2011. С. 34.

МОТ, в силу своей трехсторонней структуры, была первой международной организацией, которая стала привлекать социальных партнеров непосредственно к своей деятельности.

Основные регулирующие документы принимаются и пересматриваются на Международной конференции труда, в состав которой наряду с представителями правительств государств-членов с правом голоса входят делегаты от представительных объединений работников и работодателей.

Благодаря своему присутствию на Международной конференции труда и особенно участию в работе Комитета по применению норм, представители организаций работодателей и работников имеют возможность поднимать вопросы, связанные с выполнением обязательств по применению норм .

Любая организация работодателей или работников может представить свои замечания по применению конвенций непосредственно МБТ. Участие организаций работодателей и работников в контрольном механизме признано в Уставе МОТ.———————————

См.: Руководство по процедурам, касающимся международных конвенций и рекомендаций о труде. Женева: Международное бюро труда, 2006. С. 42.

Конвенция о трехсторонних консультациях в соответствии с принятой МОТ классификацией актов относится к числу приоритетных (англ. — priority, governance) , которые в соответствии с нормативной политикой МОТ должны быть ратифицированы максимальным количеством государств-членов.

Механизмы гибкости, предусмотренные в международных стандартах труда, по-разному оцениваются в правовой науке , однако с позиции МОТ при разумном балансе они облегчают ратификацию и применение конвенций и рекомендаций.——————————— Конвенции N 81 «Об инспекции труда в промышленности» 1947 г., N 122 «О политике в области занятости» 1964 г.

, N 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» 1969 г., N 144 «О трехсторонних консультациях» 1976 г.

См., например: Лютов Н.Л. Эффективность норм международного трудового права: монография. М., 2014. С. 109 — 126; Морозов П.Е. Современные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации: автореф. дисс. . докт. юрид. наук: 12.00.05. М., 2012. С. 37.

Ни Конвенция, ни Рекомендация не содержат положений, ограничивающих методы их реализации. Применение Конвенции возможно, по мнению компетентных органов МОТ, как посредством мер, принимаемых в силу сложившейся практики, так и в законодательном или ином нормативном порядке . Оба документа допускают большую степень свободы в выборе процедуры консультаций (п. 2 ст.

Читайте также:  Процесс регистрации индивидуального предпринимателя

2 Конвенции N 144), а Рекомендация в п. 2 (3) предлагает примеры способов проведения консультаций.

К числу таковых относятся консультации посредством специально созданного комитета, органа с общей компетенцией в экономической и социальной областях или в области труда, ряда органов, несущих ответственность за специфические области либо переписки при условии согласия сторон на такую форму консультаций.———————————

204-я сессия Административного совета (ноябрь 1977), документ GB.204/16/23.

В практике такого сотрудничества возникают новые формы и процедуры взаимодействия представителей социального партнерства, получают развитие правовые инициативы в сфере международно-правового регулирования труда .———————————

См.: Крылов К.Д. Инновации международного сотрудничества России в политике занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 30 — 34; Правовые инициативы в сфере международно-правового регулирования труда: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.

В связи с ратификацией Россией Конвенции МОТ N 151 повышаются гарантии прав государственных служащих на свободу объединения и участие в определении условий труда и занятости.

А дальнейшее развитие социального партнерства на государственной службе будет способствовать участию представителей государства в повышении эффективности их сотрудничества с представителями профсоюзов и объединений работодателей как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

Литература

Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Рф присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

3 октября 2018 года Президент России В. Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ, который с 1 января 2020 года вводит в действие ратифицированную Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Пытаемся понять, как это скажется на обычных людях.

Что именно ратифицировано

Рассматриваемая Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения была принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) ещё 28 июня 1952 (!) года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. На 2018 год этот международный документ ратифицировали 55 государств.

РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Сразу скажем, что ст. 2 Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения позволяет государствам самим определить её разделы, в отношении которых будут приняты международные обязательства.

В итоге, Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения ратифицирована Россией в отношении следующих семи разделов:

  • II «Медицинское обслуживание»;
  • III «Обеспечение по болезни»;
  • V «Обеспечение по старости»;
  • VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»;
  • VIII «Обеспечение по материнству»;
  • IX «Обеспечение по инвалидности»;
  • X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Сравнение Конвенции и российского законодательства

Анализ законодательства по охране здоровья (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медстраховании в РФ» и др.) показывает, что правовое регулирование в этой сфере соответствуют положениям Раздела II «Медицинское обслуживание» Конвенции № 102. А именно:

  • охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды);
  • круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам);
  • виды медицинской помощи;
  • продолжительность ее оказания;
  • отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медпомощи;
  • предоставление основных лекарств по предписанию врача или другого медработника.

В отношении Раздела III «Обеспечение по болезни» российское законодательство полностью соответствует ее положениям, а некоторые нормы даже устанавливают более высокие стандарты обеспечения.

  • всем работающим гражданам (кроме по договорам ГПХ);
  • гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному соцстрахованию (при условии уплаты страховых взносов).

Важно, что в отличие от Конвенции № 102 российское законодательство не связывает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в т. ч. для предотвращения злоупотреблений – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Кроме того, пособия предоставляют более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией № 102.

  • с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО);
  • карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным;
  • протезированием по медпоказаниям в стационаре;
  • долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Вдобавок, Конвенцией № 102 не предусмотрена выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в России такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивают, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности. В то же время, по Конвенции № 102 период его выплаты может быть ограничен.

Что касается Раздела VI Конвенции № 102 «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», то российское законодательство, в т. ч. ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) предоставляет более высокий уровень защиты работников.

  • Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией № 102.
  • Кроме того, Закон № 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам российского гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим законом: причинитель вреда дополнительно – сверх выплат за счет средств обязательного соцстраха – возмещает моральный вред.
  • Круг членов семьи, которым предоставляют обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией № 102: в него включены все нетрудоспособные иждивенцы.
  • Нормы российского законодательства – в частности ФЗ , «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует минимальным стандартам, установленным Разделом VIII «Обеспечение по материнству» Конвенции № 102:
  • по охватываемым случаям;
  • видам пособий (в т. ч. в виде медпомощи);
  • кругу лиц;
  • периодам;
  • условиям выплаты пособий;
  • общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев российским законодательством установлены даже более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу. Так, в России пособия по беременности и родам предоставляют:

  • всем работающим женщинам без каких-либо исключений;
  • женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях.

По Конвенции № 102 продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями.

Предоставляют также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до 3-х месяцев.

Согласно Конвенции № 102 (Приложение к Разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% зарплаты.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в России (Раздел IX «Обеспечение по инвалидности») более льготные по сравнению с нормами Конвенции № 102.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции № 102 реализуются в России в соответствующих положениях ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях».

Исходя из ст. 29 и Приложения к Разделу XI Конвенции № 102, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно быть гарантировано в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка.

Согласно позиции Правительства России, в целом параметры нашей пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции № 102, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции № 102 также показывает, что параметры системы соцобеспечения в России отвечают положениям Конвенции.

В частности, Конвенция устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком: коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в России разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Она соответствует обязательствам, которые планирует взять на себя Россия в связи с участием в Конвенции № 102 (для соотнесения с минимальными нормами МОТ).

Вывод

Как видно, положение дел в нашей стране с пенсиями, пособиями и условиями их предоставления вполне укладывается в международный тренд и соответствует общим подходам к этим вопросам.

Напоследок отметим, что Конвенция о минимальных нормах соцобеспечения обладает собственным контрольным механизмом. Он предполагает регулярное (один раз в 5 лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых Россией при её ратификации. Выполнение этих обязательств тоже оценивают по методике самой Конвенции № 102.

Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения

  • Федеральный закон принят
    Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3
    октября 2018 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • Федеральным законом
    ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения
    (Конвенция № 102).
  • Конвенция подлежит ратификации
    на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных
    договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.
  • Статья 2 Конвенции позволяет
    государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими
    принимаются международные обязательства.
  • Федеральным законом
    предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи
    разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни,
    обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству,
    обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.
  • Анализ российского законодательства в сфере охраны
    здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья
    граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском
    страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты)
    показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые
    риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также
    беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды
    медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление
    основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского
    работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское
    обслуживание».
  • В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует
    положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты
    обеспечения по болезни.
  • Пособие по временной
    нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни,
    предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения
    по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых
    взносов).
  • Российское законодательство (в отличие от Конвенции)
    не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности
    периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для
    предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого
    дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем
это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае
заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию
беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином
застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи,
признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно
после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается
выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации
такие пособия существуют многие годы.

  1. Пособие по временной
    нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы
    выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления
    инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть
    ограничен.
  2. Законодательство Российской
    Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном
    страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным
    случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет
    более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных
    случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной
    области).
  3. Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат
    значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.
Читайте также:  Договор подряда с несовершеннолетним - образец

Кроме того, названный
Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда
по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части,
превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным
законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств
обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального
вреда.

  • Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение
    в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем
    предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.
  • Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам,
    имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай
    временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие
    обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным
    стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе
    предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям
    выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.
  • В ряде случаев
    законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции
    установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют
    требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам
    предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также
    женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции
продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской
Федерации пособие выплачивается суммарно за весь
период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого
составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых
случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также
отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам
социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её
ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции
(приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам
для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов
заработной платы.

Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100
процентов заработка.

Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной
женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный
месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100
процентов заработка).

  1. Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой
    необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской
    Федерации.
  2. Порядок и условия назначения
    страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX
    «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению
    с нормами Конвенции.
  3. Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца»
    Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях
    федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
    Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
    Федерации» и «О страховых пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим
30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических
выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка.

Согласно позиции
Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления
обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

В целях оценки уровня
пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента
замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости,
инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам,
которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции
(в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).

Таким образом, Федеральный
закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации
пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования
правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том
числе пенсионного, обеспечения граждан.

Конвенция обладает собственным
контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет)
представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств,
взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что
выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой
Конвенции.

О минимальных нормах социального обеспечения конвенция мот

Конвенция о социальном обеспечении  в России вступила в силу. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения Международной организации труда (МОТ) вступила в силу в России с 1 января 2019 года.

Конвенция была принята в ходе 35-й сессии Генеральной конференции МОТ 28 июня 1952 года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. Ее ратифицировали 55 государств, в  т. ч. большинство стран Европы, Япония, Израиль, Бразилия, Мексика и др.

Конвенция 102-я включает  следующие  разделы:

  • медицинское обслуживание;
  • выплаты по болезни;
  • пособие по безработице;
  • пособие по старости;
  • пособие в случаях производственного травматизма;
  • семейное пособие;
  • пособие по беременности;
  • пособие по инвалидности; и
  • пособие по случаю потери кормильца.

По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.

На ратификации 102-й Конвенции МОТ много лет настаивали профсоюзы, выдвигая это требование на каждой  коллективной акции, в т. ч. ежегодно на первомайских демонстрациях и митингах. В частности, профсоюзы требовали обеспечить российским пенсионерам размер трудовой пенсии не ниже 40% от утраченного заработка, как это определяется в 102-й Конвенции МОТ.

Документ охватывает все основные сферы социального обеспечения по старости, болезни (в т. ч. профзаболеванию), безработице и т.д. По всем этим разделам имеется определение покрываемых рисков, фиксируются минимальные требования по денежным выплатам, объему услуг и времени их обеспечения.

В одном из разделов документа закрепляется соотношение между средним размером пенсии и средней заработной платой. В соответствии с международным договором, коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости для лиц с 30-летним стажем должен достигать 40 процентов.

Согласно настоящему Федеральному закону, Россия ратифицировала указанную Конвенцию с принятием обязательств в отношении раздела II «Медицинское обслуживание», раздела III «Обеспечение по болезни», раздела V «Обеспечение по старости», раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», раздела VIII «Обеспечение по материнству», раздела IX «Обеспечение по инвалидности» и раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Скачать Федеральный закон от 03.10.2018 N 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)»

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Государственная инспекция труда о расследовании тяжелых несчастных случаев

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

ГОСТ Р 7.0.97-2016: Общие требования к созданию документов

Трудовой сезон энергетического стройотряда «Фотон» завершился в «Архэнерго»

Источник: https://olgasofronova.ru/konventsiya-mot-102ya-o-minimalnyh-normah-sotsialnogo-obespecheniya-ratifitsirovana.html

Что именно ратифицировано

Рассматриваемая Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения была принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) ещё 28 июня 1952 (!) года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. На 2018 год этот международный документ ратифицировали 55 государств.

Сразу скажем, что ст. 2 Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения позволяет государствам самим определить её разделы, в отношении которых будут приняты международные обязательства.

В итоге, Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения ратифицирована Россией в отношении следующих семи разделов:

  • II «Медицинское обслуживание»;
  • III «Обеспечение по болезни»;
  • V «Обеспечение по старости»;
  • VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»;
  • VIII «Обеспечение по материнству»;
  • IX «Обеспечение по инвалидности»;
  • X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека



В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также, в Конституции Российской Федерации, закреплено множество социальных прав (ст. 35–44 Конституции РФ).

Таким образом, провозгласив в Конституции РФ социальные права человека, государство взяло на себя обязательство по их реализации.

Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. [10. с. 37].

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей.

К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека». [9. с. 2].

Определимся с понятием социальные стандарты, а также с их юридическим значением. В настоящее время единого понятия социальных стандартов нет. Также следует отметить, что и взгляды на их целевое назначение также разнообразны.

Итак, социальный стандарт — это уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий, и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета (федерального и других уровней бюджетов). [7. с. 528].

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя, т. е. они отражают важнейшие потребности различных социально — демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

  • Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:
  • 1) оплаты труда;
  • 2) пенсионного обеспечения;
  • 3) образования;
  • 4) здравоохранения;
  • 5) культуры;
  • 6) социального обслуживания;
  • 7) жилищно-коммунального обслуживания.
  • В сфере жилищно-коммунального обслуживания органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками.

В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности услуг для населения в соответствии с Конституцией РФ гражданам страны гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Читайте также:  План-график внедрения профессиональных стандартов

В сфере образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.

В области культуры — развитие сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры и т. д.

Охрана труда и окружающей среды предполагает улучшение условий труда и производственной среды, то есть содействие созданию условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, условий безопасности и здоровой производственной среды. [10. с. 37].

Социальный стандарт — пропорция между составными частями объекта стандартизации, выражающая уровень требований к показателям качества жизни населения и установленная нормативно — правовыми актами. [14. с. 156].

Социальные стандарты — это устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. [6. с. 18].

Совершенно другое определение социальных стандартов устанавливают эксперты в области муниципального управления и финансов.

«Государственные минимальные социальные стандарты — это устанавливаемые и регламентируемые государством качественные и количественные характеристики важнейших социальных потребностей человека на минимально необходимом уровне, доступность которых гарантируется государством их бесплатностью или доступностью платы за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов, страховых фондов и иных средств или минимальные государственные стандарты — это «установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека». [6. с. 18]

Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальной защиты, и как безвозмездные социальные услуги, а также как мерило человеческих потребностей.

Рассмотрим мнения ученых относительно значения социальных стандартов для социальной политики социального государства.

Значение социальных стандартов для социальной политики государства достаточно велико.

Опираясь на установленные законодательно социальные стандарты в области уровня жизни населения, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, разрабатывает систему мер социальной защиты населения, принимает необходимые законодательные решения, регулирующие право на получение социальной помощи в виде пособий, дотаций, льгот и компенсационных выплат. Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во — первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны и относительного выравнивания жизни на территории ее субъектов. [10. с. 38].

Построение системы государственных социальных стандартов является важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере.

Нормы предоставления услуг в количественном и стоимостном выражении позволяют более полно обеспечивать потребности человека, укреплять единое социальное пространство, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе. [8. с.8].

Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и экономических прав граждан, а также реализации конституционного права на достойную жизнь. Социальные стандарты являются частью социальной политики государства и частью системы реализации социальных прав граждан.

Они должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства.

Основа социальных стандартов заключается в совокупности социально — экономических и правовых средств, которые призваны обеспечить условия жизнедеятельности человека, реализацию его интересов, взаимоотношений, функционирование и развитие общественной системы в целом.

Их специфика заключается в том, что они могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, и соответственно источниками их финансирования могут являться федеральный бюджет, бюджетная система субъекта РФ и внебюджетные фонды.

Социальные стандарты направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. Этому прежде всего должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения. [12 с. 61].

Таким образом, социальные стандарты имеют огромное значение, цель которых обеспечить достойное существование (удовлетворить все потребности) человека. Так ли это?

Проанализируем два наиболее важных элемента системы социальных стандартов, а именно прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.

Главным элементом системы минимальных социальных стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка — это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. [10. с. 38].

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы. Такое определение дано в Федеральном законе № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», являющемся основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума.

Ключевое значение приобретает понятие «потребительская корзина», представляющая собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Такой подход соответствует Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», предусматривающей, что при расчетах прожиточного минимума учитываются основные потребности семей (расходы на продукты питания с учетом их калорийности, жилище, одежду, медицинское обслуживание и образование).

Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория, изменяющаяся вместе с общественным развитием, в том числе под влиянием цен и инфляции.

Его уровень зависит от набора потребительских благ и услуг, принимаемого за минимум материальной обеспеченности и рассчитываемого в реальных ценах.

На размер и динамику прожиточного минимума влияют различные факторы территориального характера, в частности потребительские цены на региональных рынках товаров и услуг, способные придать особую остроту противоречиям между уровнем социальных гарантий и стоимостью прожиточного минимума.

На его величине и структуре сказываются также различия в материальных и культурных потребностях, экономическом развитии территорий, особенности природно-климатического характера, с учетом которых в России осуществлена дифференциация данного норматива по 16 природно-климатическим зонам. [11. с. 29].

Содержание минимальной потребительской корзины в перерасчете на денежный эквивалент есть прожиточный минимум — минимальная сумма денежного дохода гражданина.

Предполагается, что гражданин, используя указанную сумму дохода, обеспечивает себе минимальный уровень жизни, который отражает допустимую границу физического существования человека.

Если получаемые доходы гражданина ниже этой границы, то гражданин признается бедным и имеет право на государственную помощь. [13. с. 11].

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ, при этом для расчета его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен.

Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ.

Данный показатель используется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Еще одним из важных социальных стандартов является минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу.

Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ).

Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников.

Также согласно ст.

133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. К сожалению, в реальности данная норма не работает. В России МРОТ с 1 июля 2016 года составляет 7500 рублей, а прожиточный минимум для трудоспособного населения 10722 рубля.

Так в своей статье Коновалова Л. К. отмечает, что ТК РФ (ст. 133) предполагает установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако, фактически первый из указанных показателей отстает от второго в течение всего последнего десятилетия.

Можно ли считать данное несоответствие нарушением трудового законодательства? Однозначно ученые и общественность так и не могут до сих пор дать ответ на этот вопрос, при этом неоднозначность обусловлена уточнением, что доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума, согласно ст.

421 ТК РФ, будет проводиться поэтапно.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда, меньше прожиточного минимума. В планах довести его до уровня 1 к 1 только в 2020 году.

Подводя итог, следует отметить, что до сих пор многие вопросы, связанные с прожиточным минимумом, остаются неразрешенными. В первую очередь, это касается состава российской потребительской корзины. В настоящее время состав и стоимость корзины, установленной государством, в разы отличается от реальной.

Что в свою очередь, ведет к сознательному занижению прожиточного минимума. По мнению экспертов, это занижение составляет более чем трехкратную величину.

Данное утверждение подтверждается таким показателем, как минимальный потребительский бюджет, который отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека, и в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.

Остается также нерешенный вопрос соотношения прожиточного минимума и МРОТ. Необходимо:

– овести МРОТ до прожиточного минимума и сохранить это равновесие;

– изменить состав потребительской корзины, т. к. она не соответствует реальному потреблению россиян. Большая часть осуществляемых расходов приходится на продукты питания, но помимо этого есть и иные не менее значимые расходы необходимые для нормального существования человека.

Так как остальные многие социальные стандарты находятся в прямой зависимости от размера прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, то становится ясным, что и все иные социальные стандарты, рассчитанные в денежном и натуральном выражении, не соответствуют действительности и ничтожно малы.

Также как было отмечено выше, минимальные социальные стандарты должны предусматривать: норму жилья по России — в размерах, обеспечивающих достойное проживание человека; в области здравоохранения — набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, а также услуг санитарно-профилактического характера, систему льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами (в настоящее время в городских больницах наблюдается дефицит лекарственных препаратов, и зачастую для получения полноценного лечения в стационаре пациент приобретает лекарственные препараты за свой счет); в области образования — бесплатные и общедоступные образовательные услуги.

Таким образом, действующая в настоящее время система социальных гарантий и стандартов имеет множество недостатков, важнейший из которых недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни достойную жизнь, ни свободное развитие человека.

В настоящее время социальные стандарты носят формальный характер (чтобы было), но с другой стороны, например, МРОТ, препятствует произволу работодателей.

Также отсутствует их систематизация и закрепление в едином нормативно-правовом акте, что позволило бы выстроить цепочку зависимости одних социальных стандартов от других, избежать противоречий.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *