Решения фас по 44-фз — судебная практика

Федеральная антимонопольная служба обобщила практику по спорам в госзакупках по 44-ФЗ за 4 квартал 2019 года. Основные спорные моменты коснулись цен контрактов, проектной документации, способов проведения закупок, требований к ТРУ. Обратите на них внимание, они помогут избежать аналогичных ошибок при участии в госзакупках.

Статья подготовлена экспертами учебного центра «Финконт»

Систематические нарушения в требованиях к ТРУ

В правовом отделе ФАС особо заострили внимание на систематических нарушениях, с которыми в ведомстве сталкиваются каждый день при рассмотрении жалоб. В частности, они касаются п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Заказчики указывают завышенные требования к товарам, работам или услугам вплоть до физико-химических свойств, требований к результатам испытаний, что, с точки зрения закона, неправомерно.

Яркий пример — дело № А40-48371/19 от 29.10.2019. В первой части заявки заказчик установил требования к товару — асфальтобетонной смеси, которую было необходимо приобрести исполнителю.

В списке требований фигурировал диаметр отдельных компонентов смеси — минеральных зерен, еще требовалось провести определенные испытания.

Поскольку закон не обязывает участников иметь товар в наличии для подачи заявки на участие в закупке, ФАС обратилась в суд с требованием признать условия заказчика неправомерными.

Нарушения в ценах контрактов

Противоречия в отношении цены контракта также нередко фигурируют среди нарушений 44-ФЗ. Одна из жалоб со стороны участника закупок на подобное нарушение вылилась в дело A40-188750/19.

В документации заказчик указал условия для исполнителей, не являющихся плательщиками налога на добавочную стоимость (НДС), в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Для них расчетные работы предлагалось провести с учетом коэффициента перерасчета цены контракта, рассчитанной, как соотношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком без учета суммы НДС.

В ФАС усмотрели нарушение п. 2 ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ и сочли, что она ущемляет права участников закупок, в роли которых выступают любые юридические лица, вне зависимости от системы налогообложения. Суд позицию антимонопольного ведомства поддержал.

Еще одно нарушение, связанное с НДС, выявили на стадии заключения контракта (дело № А40-146460/19). Победитель закупок не являлся плательщиком налога на добавочную стоимость и попросил исключить из проекта контракта фразу «включая НДС», но получил отказ.

В типовых контрактах, разработанных органами исполнительной власти, предусмотрена вариативность цены: включая НДС (для плательщиков НДС) и без учета НДС (для тех, кто его не платит).

Сумма контракта от вида налогообложения участника не меняется. Следовательно, отказ заказчика — нарушение закона.

На это обстоятельство обратила внимание ФАС, суд позицию антимонопольщиков поддержал и обязал заказчика изменить проект контракта.

Нарушения при выборе способов проведения закупок

Процедуру закупок проводят несколькими способами. Наиболее популярны запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, закупки у единственного поставщика.

Но отдельные товары, входящие в так называемый аукционный перечень, можно закупать только путем проведения аукциона. В него, в частности, входят закупки на проведение работ по капитальному ремонту. Один из заказчиков не заострил внимания на такой детали и выбрал исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Итог — дело № А40-250900/19.

Это не единственное допущенное заказчиком нарушение. ФАС установила, что в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) нет ни проектной документации, ни сметы, а есть только акт, содержащий перечень дефектов по объекту, на котором предполагалось выполнение работ.

В суде пришли к выводу, что поскольку указанных документов нет и отсутствует информация о технических характеристиках, требованиях к безопасности, к результатам работ, определить потребности заказчика невозможно, а значит, нельзя и сформировать предложение по выполнению госконтракта. В итоге ФАС выдала заказчику предписание о необходимости аннулировать закупку.

Перед участием в госзакупках и решении спорных вопросов не забудьте изучить все нюансы Федерального закона № 44-ФЗ, а при необходимости получить необходимую юридическую консультацию. Напомним, что с 01.01.

2020 вступил в силу ряд изменений.

Теперь участникам закупок нужно обязательно регистрироваться в ЕИС, указывать страну происхождения товара, пользоваться новым перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов при закупке лекарственных средств.

Видеообзор судебной практики от ФАС

Практика по контролю за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в2017 году

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

В 2017 году (по ноябрь 2017 г.

) в Тюменское УФАС России поступило 411 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

  • Из поступивших жалоб:
  • 81 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 63, из них 34 признаны необоснованными),
  • 122 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 86, из них 62 признаны необоснованными),
  • 208 для муниципальных нужд (рассмотрено 145, из них 114 признаны необоснованными)
  • По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются порядка отбора участников закупки; описания объекта закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте закупок.
  • В результате рассмотрения жалоб выдано 60 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.
  • Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 7 внеплановых проверок, во всех случаях выявлены нарушения, выдано 5 предписаний.

В 2017 году в отношении должностных лиц заказчиков, в том числе членов комиссий, работников контрактных служб, контрактных управляющих вынесено 169 постановлений о назначении административных наказаний за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по статьям 7.29.-7.32. КоАП РФ. Всего наложено административных штрафов на сумму 2 054 600 рублей.

  1. Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми заказчиками (уполномоченными органами), их комиссиями по осуществлению закупок по-прежнему являются следующие:
  2. — составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
  3. К таковым следует отнести, отсутствие в проекте контракта обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

— неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч. установление избыточных требований к работам (услугам);

В качестве примера следует указать случаи установления в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, химического состава товаров. Требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара.

  • В итоге данные требования вызывают трудности по оформлению участниками заявок на участие в закупках, способствуют формированию формальных ошибок в подаваемых участниками заявках и как следствие, нежелание участников принимать участие в таких закупках, появлению обоснованных или необоснованных подозрений об умысле заказчиков ограничить круг участников в процедуре закупки;
  • — отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;
  • — не применение ограничений, запретов и условий, установленных подзаконными актами (в части несоблюдения запретов, ограничений в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств);

— действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок). В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке.

  1. Кроме того, практика рассмотрения жалоб позволяет выделить определенные типичные нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе, которые допускаются участниками закупок, и, как следствие, исключают их возможность конкурировать с остальными участниками за право заключить контракт.
  2. Так, например, при подаче заявки на участие в закупке допускаются следующие нарушения, которые влекут последующее отклонение заявки:
  3. 1) отсутствие в составе заявки страны происхождения товара; показателей, требующихся заказчику в соответствии с документацией о закупке, или их несоответствие заявленным требованиям или национальным стандартам, техническим регламентам;
  4. 2) отсутствие в составе заявки декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) отсутствие с составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаемых заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также представление документов не в полном объеме (например, контракты (договора) без приложений);

4) отсутствие в составе заявки выписки, выданной саморегулируемой организацией, подтверждающей членство участника закупки в такой организации, за исключением случаях, указанных в статьях 48,52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) отсутствие в составе заявки документов (или их копий), подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.

Кроме того, ФАС России осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Практика ФАС и судов по 44-ФЗ: что нового? | Контур.Закупки

Закон 44-ФЗ — объемный и сложный документ, который постоянно меняется. Зачастую бывает непросто правильно трактовать его нормы. На помощь приходят решения ФАС и судов — они показывают, как будут действовать контролеры в той или иной ситуации. А это позволит избежать нарушений. В сегодняшнем материале — подборка некоторых решений за последние месяцы.

Если вы заказчик

Запасная ЭЦП

Без электронной подписи в госзакупках никуда, поэтому не стоит ограничиваться единственной ЭЦП на всю организацию. Может произойти такая неприятность: в последний день подписания документа лицо, на которого оформлена ЭЦП, отсутствует на работе. Даже если причина очень уважительная, контролеров это волновать не будет. В итоге сроки пропущены, а виноват заказчик.

Читайте также:  Межрайонная инспекция вправе привлечь к административной ответственности лицо, не состоящее у нее на учете

Это подтверждается постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2018 № Ф02-2565/2018. Заказчик не смог вовремя подписать контракт, поскольку отсутствовал специалист с электронной подписью. Победитель аукциона подал жалобу, и ФАС признала ее обоснованной. Суд поддержал победителя и Антимонопольную службу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Арбитры указали: обстоятельства, которые привели к неподписанию контракта, зависели от воли предприятия. Другими словами, никто не мешал заказчику иметь две ЭЦП — как раз на такой случай.

Штраф за ненадлежащее исполнение при замене товара

Если исполнитель контракта поставил товар, не соответствующий техническому заданию, заказчик выставляет штраф. А если затягивает исполнение контракта — начисляет пени. При этом санкции налагаются и в том случае, если исполнитель заменил товар на подходящий.

Судебная практика в этом вопросе на стороне заказчика. Пример тому — постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2018 № Ф01-1822/2018. Исполнитель поставил костюмы, которые не соответствовали ТЗ. Заказчик выписал штраф и потребовал заменить товар. Исполнитель товар заменил, но штраф уплачивать не пожелал.

Судьи признали: наложение штрафа правомерно, поскольку ненадлежащее исполнение контракта имело место.

В лицензии должен быть нужный адрес деятельности

Если от исполнителя требуется лицензия, нужно внимательно отнестись к ее параметрам. При указании в закупке места выполнения услуг важно проследить за тем, чтобы в лицензии был нужный адрес деятельности. И если его не будет, заявку необходимо отклонить.

Вывод подтверждается в определении ВС РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640. В закупке медицинских услуг заказчик указал место их оказания. К участию был допущен исполнитель, в лицензии которого нужного адреса деятельности не значилось. В ФАС посчитали, что это нарушение.

Заказчик обратился в суд и поначалу выиграл. Судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что отсутствие в лицензии нужного адреса деятельности не должно мешать участию исполнителя. Ведь можно либо переоформить документ, либо привлечь соисполнителя.

А вот Верховный суд с этим не согласился. В лицензии должны быть сведения о месте, где разрешено осуществлять указанную деятельность. Закон о лицензировании запрещает оказывать услуги по другим адресам. Заказчик должен был отклонить заявку с такой лицензией.

Если вы поставщик

Оказанные вне контракта услуги не оплатят

Если исполнитель хочет получить плату за свои услуги, то оказывать их следует строго в рамках контракта. А когда его срок истек, делать этого не следует, поскольку могут не заплатить. Даже если есть документ о принятии результата.

Поставщик по госконтракту оказывал заказчику услуги по предоставлению и эксплуатации строительной техники с экипажем. Срок контракта вышел, но поставщик продолжил оказание услуг. Заказчик их принял и подписал документы, но не оплатил.

Исполнитель обратился в суд, но его претензия была оставлена без удовлетворения. В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 № Ф03-2428/2018 сказано, что плата за оказанные услуги для государственных нужд не может быть взыскана, если отсутствует госконтракт.

Нарушение нереального срока можно оспорить

Если ввязаться в исполнении госконтракта с нереальными сроками, скорее всего, они будут нарушены. И заказчик будет обязан начислить пени. Конечно, лучше избегать таких условий. Но если это уже произошло, можно оспорить положение контракта в части сроков доказать, что они нереальные.

Есть примеры, когда поставщикам это удавалось. В частности, арбитры поддержали исполнителя в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2018 № Ф02-2720/2018.

Заказчик начислил пени за нарушение сроков исполнения строительно-монтажных работ, но подрядчик не спешил их уплатить. Закачку пришлось обратиться в суд.

И тогда исполнитель выставил встречное требование — отменить установленные в госконтракте сроки.

Была проведена судебная экспертиза, которая подтвердила, что исполнить указанные работы в установленный заказчиком срок невозможно. Требования исполнителя об отмене этого срока удовлетворено, а начисление пени заказчиком признано неправомерным.

Если сделку признают раздробленной, могут взыскать весь доход

Иногда заказчики стараются уйти от конкурентной процедуры путем дробления закупки. Суть в том, чтобы вместо проведения, например, аукциона, заключить несколько контрактов стоимостью до 100 000 рублей каждый.

Искусственное дробление считается нарушением, и участвовать в этом чревато не только для заказчика, но и для поставщика. ФАС такие сделки вычисляет и отменяет.

И при их отмене с исполнителя может быть взыскан весь доход.

Подтверждением тому является Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2018 № 309-КГ18-8614. Антимонопольный орган доказал, что подрядчик и заказчик действовали согласовано и раздробили один заказ по перепланировке помещения на несколько отдельных сделок.

Требования уплаты по госконтракту можно уступить

С 1 июня 2018 года статья 448 Гражданского кодекса изложена в новой редакции. Теперь в ней сказано, что победитель торгов не вправе уступить свои права, которые возникли из заключенного договора, за исключением требований по денежному обязательству. Другими словами, право поставщика уступить требование оплаты по госконтракту теперь закреплено законодательно.

Документация о закупке. Судебная практика и решения ФАС за 2015 год

Заказчики не имеют права устанавливать в закупочной документации конкретные требования к функциональным характеристикам и потребительским свойствам товара, к его размерам, упаковке и иным показателям, индивидуализирующим товар.

Однако существуют исключительные случаи, когда без индивидуализации товара не обойтись. Поставщики же часто в таких ситуациях бунтуют и, либо жалуются в ФАС, либо заключают контракт и поставляют не тот товар, что указан в документации.

Рассмотрим как сложилась судебная практика и практика ФАС по этим вопросам.

Онлайн-курс в Школе электронных торгов «Контрактная система. Участие в государственных и муниципальных закупках по 44-ФЗ». Все этапы закупки — по шагам: от подачи заявки до заключения и исполнения госконтракта.

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ

Решение ФАС России от 04.09.2015 по делу № К-1080/15

Обстоятельства дела: Заказчик установил конкретные требования к функциональным характеристикам закупаемого товара. По мнению одного из участников, который обратился с жалобой, им соответствует оборудование только одного конкретного производителя.

Вывод и обоснование: Действия заказчика правомерны.

Характеризуя объект закупки, заказчик указал в Техническом задании: «Данные должны храниться в виде проекций. В процессе эксплуатации системы для пользователя должна быть предусмотрена возможность создавать собственные проекции, задавая произвольно для каждой проекции правила сортировки и сегментации данных. Должно быть предусмотрено упрощение создания новых проекций».

Согласно доводу жалобы одного из участников, функция хранения данных в виде «проекций», является уникальной технологией программного обеспечения Vertica, запатентованного компанией Hewlett-Packard.

На заседании Заказчик пояснил, что под термином «проекция» в документации имеется в виду всем известное и подходящее для описания требуемой технологии понятие, которое используется несколькими производителями: материализированное представление данных, подготавливаемое с целью повышения производительности выполнения запросов к базе данных при больших объемах хранимой информации. Данная технология не является уникальной и используется многими производителями в своих продуктах системы управления базами данных, например, компанией Oracle или Postgres. Термин «проекция» использован в документации как более понятный и подходящий для описания технологии, т.к. согласно требованиям к комплексу системы управления базы данных должна быть колоночной, а операция «projection» в результате дает набор колонок, по сравнению с операцией «selection», выдающий набор строк.

Вместе с тем, участником — заявителем жалобы не предоставлено доказательств, подтверждающих установление заказчиком в документации требований к техническим характеристикам программного обеспечения, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Закупка медицинского оборудования и лекарств по 44-ФЗ

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2015 № Ф01-2510/2015 по делу № А11-8121/2014

Обстоятельства дела: Заказчик указал в документации конкретные требования к характеристикам стерилизатора. Антимонопольный орган установил, что этим требованиям соответствует единственная модель медицинского оборудования. Действия заказчика признаны ограничивающими конкуренцию.

Заказчик обратился в суд.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Предметом аукциона являлась поставка товара, а не его изготовление. Участником закупки, помимо производителя оборудования, могло выступить любое другое лицо. Отсутствие у заинтересованного лица возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.

Действия заказчика обусловлены существующей потребностью, связанной с осуществлением основной деятельности.

Решение антимонопольного органа признано незаконным.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2015 № Ф08-5244/2015 по делу № А20-4177/2014

Обстоятельства дела: больница в аукционной документации установила требования к лекарственному препарату с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности — расфасовка во флаконах определенной дозировки. Один из участников заявил об ограничении конкуренции.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности.

Заказчик, установив необходимые ему требования к товару, действовал в соответствии со ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Определение в аукционной документации требований к лекарственному препарату, необходимому больнице, с учетом специфики его использования при лечении не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Кроме того, в государственном реестре производителей препарата, выпускающих его во флаконах, зарегистрированы два производителя; на участие в аукционе подано семь заявок, в которых поставщики предлагали поставить препарат во флаконах.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2015 № Ф04-16822/2015 по делу № А46-7856/2014

Обстоятельства дела: Заказчик включил в документацию об аукционе конкретные требования к показателям товара — судовые агрегаты. Участник счел, что установление таких требований приводит к ограничению количества участников закупки. Антимонопольный орган признал действия заказчика правомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические, качественные и при необходимости эксплуатационные характеристики объекта закупки.

В аукционной документации приведены такие характеристики и установлено условие о возможности поставки эквивалентного товара. Заказчик представил письма производителя о том, что эксклюзивных соглашений на продажу товара заключено не было. Продажа данных агрегатов производится многими компаниями без каких-либо ограничений.

Участник не представил доказательств того, что у него отсутствовала возможность произвести или приобрести товар, соответствующий названным характеристикам.

Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-12178/2015 по делу № А40-202702/14

Обстоятельства дела: Заказчик установил в документации избыточные, по мнению участника, характеристики к закупаемому товару — самоспасатель). Антимонопольный орган признал действия заказчика ограничивающими круг участников закупки.

Вывод и обоснование суда: действия заказчика правомерны.

Требования заказчика к закупаемому товару соответствуют нормам законодательства, в частности положениям ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Все конкретные требования заказчика обусловлены его потребностями.

Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2015 № Ф09-1427/15 по делу № А07-9320/2014

Обстоятельства дела: Заказчик в аукционной документации установил конкретные требования к потребительским свойствам белковой смеси.

По мнению участника, действия заказчика ограничивают конкуренцию, поскольку требуемые значения показателей являются нестандартными и относятся только к одному виду продукции.

Антимонопольный орган счел действия заказчика неправомерными, так как он не обосновал использование иных показателей по сравнению с предусмотренными в ГОСТе.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Заказчик вправе установить значения показателей товара не в широких диапазонах, предусмотренных ГОСТом, а исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и утвержденных расчетов в отношении взаимозаменяемых по своему химическому составу продуктов.

Значения показателей являются стандартными, поскольку находятся в пределах, установленных в ГОСТе. Следовательно, их обоснование в документации об аукционе не требуется. Кроме того, реализацией товара с указанными характеристиками занимаются несколько организаций.

Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Читайте также:  Физлица смогут в некоторых случаях заниматься предпринимательством, не регистрируясь в качестве ип

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2015 по делу № А40-91120/2015

Обстоятельства дела: В аукционной документации установлено требование о том, что необходимо поставить товар конкретной модели или его эквивалент. По мнению участника, такое условие влечет ограничение количества участников закупки, поскольку эквивалент для требуемого товара отсутствует. Антимонопольный орган признал действия заказчика правомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны.

Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Требованиям заказчика соответствует продукция нескольких производителей, что подтверждается их письмами в адрес заказчика. Тот факт, что данные организации не подали заявки на участие в аукционе, не указывает на неправомерность действий заказчика.

Смотрите комментарий Юлии Межниковой, адвокатом с практикой в госзакупках. Все основные проблемы судебной практики и решений ФАС за 2015 год смотрите в вебинаре в Школе электронных торгов «Суды и ФАС в Контрактной системе за 2015 год. Интервью с экспертом»

Рассмотрев эти решения можно сформулировать важный вывод:

  • требования к объекту закупки, приведенные в документации о торгах, должны быть обоснованы объективными потребностями заказчика;
  • важный показатель отсутствия ограничения конкуренции — ссылка на информацию от различных производителей, заявки, поданные несколькими участниками;
  • выявление аналогичности (эквивалентности) товара нескольких производителей товара, являющемуся предметом контракта, свидетельствует о том, что закупка оформлена правильно;
  • наличие запросов от участников размещения заказов о разъяснении положений документации о торгах — важный фактор, используемый при рассмотрении дела, и действующий в пользу заказчика.

При наличии вышеуказанных обстоятельств право заказчика устанавливать индивидуализирующие характеристики предмета закупки обосновано, правомерно и соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Возникновение споров – актуальное явление при проведении государственных аукционов на закупки. Причиной может быть неправильное исполнение обязательств каждой из сторон, связанных с участием в тендерных торгах. Согласно закону РФ, обжалование решения ФАС по 44-ФЗ осуществляется несколькими способами: в досудебном порядке и через арбитражный суд.

Возможные сроки подачи протеста

На основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ, иск в суд должен быть направлен на протяжении 3-х месяцев после того, как заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав, предусмотренных законом. Сроки на обжалование решений ФАС начинают свой отсчет с даты получения от антимонопольного органа акта, подлежащего обжалованию.

На заметку! Уполномоченный орган подготавливает свои решения незамедлительно и направляет их заинтересованным лицам.

Урегулирование споров в досудебном порядке

Жалоба на решение антимонопольной службы по 44-ФЗ подается в письменной форме на основании Приказа ФАС-498 от 24.06.12 года. Заявление составляется уполномоченным представителем организации на основании документа, удостоверяющего его права. Заверяется печатью компании или ИП и подписью руководителя.

В жалобе указываются следующие данные:

  • В шапке: кому подается заявление (название органа или имя уполномоченного лица), кто направляет жалобу (инициалы, должность представителя, реквизиты организации).
  • По тексту: расписываются нарушения комиссии антимонопольной службы со ссылкой на закон. Если до этого ФАС отказывало в рассмотрении жалобы, то в каждом последующем заявлении указываются другие аргументы.
  • Обоснованность предъявляемых требований подтверждается соответствующим пакетом документов, которые прилагаются к протесту.
  • Заявление направляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении или регистрируется лично с отметкой о вручении на 2-ой копии. На рассмотрение жалобы законом отводится 30 дней.

Внимание!

Срок может быть пролонгирован еще на месяц при необходимости получения дополнительной информации. О причинах продления данного периода заинтересованное лицо уведомляется в письменной форме.

В течение 3-х дней с момента принятия решения по жалобе заявителю направляют соответствующий ответ в письменном виде.

Обжалование акта ФАС через суд

Направить иск можно в письменной или электронной форме. Заявление подается через официальный ресурс арбитражного суда РФ по окончанию предварительной регистрации – http://www.arbitr.ru/.

На основании ст. 199 АПК иск о признании постановления антимонопольной службы недействительным должен отвечать требованиям, которые предъявляются к заявлению (часть 1, п. 1, 2, 10 и часть 2, 3 ст. 125). В ходатайстве должны быть указаны такие сведения:

  • наименование органа, принявшего решение;
  • название и данные оспоренного акта;
  • список нарушенных интересов, прав заинтересованного лица;
  • ссылки на нормативно-правовые и законодательные акты, которые были не исполнены, по мнению представителя организации;
  • «просьба» о признании акта неправомерным.

К иску прилагается оспариваемое решение, пакет документов, предусмотренных ст. 126 АПК. А именно:

  • квитанция о внесении государственной пошлины;
  • подтверждение о предоставлении копии заявления всем участникам спора;
  • выписка из госреестра;
  • ксерокопия свидетельства о постановке организации или ИП на учет;
  • документы, удостоверяющие обстоятельства иска и иные бумаги.

Перед подачей требования в арбитражный суд РФ нужно оплатить госпошлину – 3 тыс. рублей (НК РФ ст. 333.19 п. 1 под. 3).

Для составления жалобы о признании решения антимонопольной службы неправомерным, а также обращения в суд, рекомендуется воспользоваться помощью юриста (в отсутствии специалиста в штате компании). Эксперты нашего юридического бюро имеют большой опыт работы в указанной сфере, что повышает ваши шансы на обжалование решения ФАС по 44-ФЗ.

Госзакупки по закону № 44-ФЗ: актуальная судебная практика

В обзоре рассмотрено шесть постановлений арбитражных судов по делам о правонарушениях в сфере госзакупок. Результатом анализа стали ответы на следующие вопросы: может ли учредитель избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков, какие действия посчитают признаком картеля, должна ли комиссия дополнять заявку участника и др.

Участникам закупки

Сведения об учредителе вносятся в РНП вместе с информацией о самом юрлице

В РНП включили сведения об учредителе организации-поставщика. Он оспорил это решение. Суд первой инстанции счел, что антимонопольный орган должен был уведомить учредителя о рассмотрении дела и установить факты его недобросовестного поведения. Суд обязал УФАС исключить сведения об учредителе из РНП.

Вышестоящие суды отменили решение суда первой инстанции. Антимонопольный орган не обязан извещать учредителей о заседании комиссии и устанавливать их вину. Чтобы внести сведения об учредителях в РНП, нужно установить вину самого юрлица, а для рассмотрения дела достаточно уведомить о заседании заказчика и организацию-поставщика.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.06.2019 по делу N А29-10685/2018

Участие «зависимых» компаний в одной и той же закупке могут признать картельным сговором

Участника закупки признали виновным в организации картеля, штраф составил более 600 тыс. руб. Суды поддержали антимонопольный орган. Признаками картеля они посчитали следующие обстоятельства:

1. В четырех аукционах всегда принимали участие две организации. Заявки поступали из одного офиса, с одного IP-адреса почти в одно время (с разницей в несколько минут). Ценовые предложения в ходе аукционов поступали также с одного IP-адреса.
2.

Договор с провайдером, которому принадлежал IP-адрес, был заключен на одну из этих компаний.
3. В заявках указан один и тот же контактный телефон. Учредители (они же руководители) обеих организаций были супругами.
4. Во всех аукционах компании действовали одинаково.

Одна подавала ценовое предложение с минимальным снижением, вторая предлагала такую же цену.

5. У компании, которая всегда занимала второе место, отсутствовали оборотные средства и контракты с поставщиками оборудования.

Все это говорило о том, что компании заключили устное соглашение с целью создать преимущество одному из участников для заключения контрактов по наибольшим ценам.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 18.04.2019 по делу N А29-4623/2018

За просрочку подписания контракта участника внесут в РНП, даже если площадка позволяла подписать контракт с опозданием

Заказчик направил проект контракта, но участник в пятидневный срок его не подписал. Участника внесли в РНП за уклонение от подписания контракта.

В суде участник утверждал, что он подписал контракт позже пяти дней, но, поскольку площадка позволяла это сделать, нарушения закона с его стороны не было. Что касается обеспечения, то его по халатности сотрудника участника внесли на счет площадки, а не заказчика.

Суд отказал участнику и подчеркнул: включение в РНП всегда обусловлено недобросовестным поведением юрлица, при этом недобросовестность определяется исключительно степенью заботливости и осмотрительности, которые юрлицо проявило, чтобы исполнить свое обязательство.

Документ: Постановление АС Московского округа от 10.09.2019 по делу N А40-282341/2018

Заказчикам

Отказ казначейства изменить бюджетное обязательство можно оспорить в суде

Поставщик уступил право требования оплаты по госконтракту другому лицу и уведомил об этом заказчика. Чтобы провести оплату, заказчик направил в казначейство сведения о включении в бюджетное обязательство нового юрлица.

Казначейство отказало во внесении изменения, поскольку Минфин не раз своими письмами запрещал уступку права требования оплаты по госконтракту.

Суды обязали казначейство внести изменение в бюджетное обязательство. Право требования оплаты было уступлено после исполнения поставщиком госконтракта. Перемены поставщика по госконтракту не произошло, оплата другому юрлицу допускается.

Отметим, в августе Минфин вновь подтвердил свою позицию, согласно которой уступка права требования оплаты по госконтрактам недопустима.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 03.09.2019 по делу N А73-1844/2019

Комиссия заказчика не обязана признавать заявку с недостающей информацией корректной, даже если отсутствующие сведения общедоступны

Заказчик отклонил котировочную заявку из-за отсутствия в ней ИНН учредителя участника. УФАС признало действия заказчика неправомерными: информация об учредителе общедоступна. Тем более что в заявке был указан ИНН директора, который и является учредителем. Котировочная комиссия могла проявить заботливость и осмотрительность и найти эту информацию самостоятельно.

Суд поддержал заказчика. Он подчеркнул: закон не содержит положения о том, что общедоступные сведения можно не вносить в заявку. Кроме того, закон предписывает заказчику проверять предоставленную участником информацию, а не дополнять ее.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 02.09.2019 по делу N А56-133377/2018

При снижении НМЦК более чем на 25% поставщик обязан обосновать предложенную цену лекарств

Заказчик проводил аукцион на поставку лекарств. Победитель аукциона предложил цену на 34,66% ниже НМЦК.

При подписании контракта он приложил гарантийное письмо о том, что сможет поставить лекарства по заявленным ценам.

Заказчик посчитал, что такого письма недостаточно, и признал победителя уклонившимся от заключения контракта. УФАС признало решение заказчика незаконным. Список документов законом не определен, в гарантийном письме поставщик подтвердил наличие товара и возможность его поставки.

Суд округа отменил решение УФАС. Он отметил: в гарантийном письме общество должно было обосновать предлагаемую цену.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 04.09.2019 по делу N А60-71339/2018

КонсультантПлюс

Как исполнить предписание фас при закупке по 44-фз — государственные закупки: услуги заказчику и поставщику

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Исполняйте предписание в сроки, которые установят контролеры.

Если ФАС потребует – измените извещение и документацию либо аннулируйте результаты выбора поставщика. Не выполните предписание или нарушите срок, контролеры оштрафуют на сумму до 500 000 руб.

Читайте, как исполнить предписание ФАС и нужно ли менять извещение, если обжалуете предписание в суде.

Какие предписания выдает ФАС

Предписание зависит от того, какие нарушения найдет ФАС по результатам плановой или внеплановой проверки, а также после рассмотрения жалобы участника. В предписании ФАС вправе потребовать:

  • отменить протоколы закупки и внести изменения в извещение и документацию;
  • внести изменения в извещение и документацию и продлить сроки подачи заявок;
  • провести закупку согласно требованиям Закона № 44-ФЗ;
  • выполнить другие действия, чтобы устранить нарушения.
Читайте также:  Образец уведомление о начале строительства

Кроме того, ФАС вправе потребовать отменить либо аннулировать выбор поставщика

Об этом сказано в пункте 2 части 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, пункте 3.40 Административного регламента, который ФАС утвердила приказом от 19.11.2014 № 727/14.

Пример: заказчик неверно выбрал способ закупки, и ФАС аннулировала выбор поставщика

Заказчик объявил открытый конкурс на строительство инженерной инфраструктуры индустриального парка. Один из участников посчитал, что заказчик необоснованно выбрал способ закупки, и подал жалобу в ФАС.

Специалисты антимонопольной службы установили, что заказчик проводит закупку по коду ОКПД2 42.22.22.110. При этом класс кодов 42 входит в аукционный перечень, который Правительство утвердило распоряжением от 21.03.

2016 № 471-р. Товары, работы, услуги из перечня заказчик обязан закупать на аукционе согласно части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ. Выбрав в качестве способа закупки конкурс, заказчик нарушил часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Фас предписала заказчику аннулировать результаты определения поставщика и вернуть участникам закупки обеспечение заявки (решение фас от 29.03.2017 № вп-92/17)

Пример: закупку аннулировали из-за нарушений при запросе предложений

Заказчик проводил запрос предложений, так как расторг контракт на строительно-монтажные работы. Основание для закупки – пункт 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Комиссия ФАС по жалобе участника проверила документацию и нашла нарушения

Во-первых, заказчик установил требование обеспечить заявку. А требовать обеспечение при запросе предложений заказчик вправе, когда проводит закупку по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, в техзадании заказчик написал товарные знаки для части продукции. При этом фразу «или эквивалент» не написал. Этим нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

В-третьих, заказчик необоснованно объединил в одну закупку строительно-монтажные работы и оборудование. Доказать, что невозможно установить оборудование после завершения работ, на заседании комиссии ФАС заказчик не смог. Это также нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Специалисты антимонопольной службы предписали аннулировать выбор поставщика и вернуть обеспечение участникам (решение, предписание ФАС от 09.12.2016 № КГОЗ-523/16).

Как изменить извещение или документацию по предписанию

Чтобы изменить извещение и документацию по предписанию ФАС, войдите в личный кабинет. Откройте реестр закупок, найдите нужную закупку на этапе «Подача заявок» или «Работа комиссии» и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки».

На вкладке «Документы закупки» формы сведений о закупке нажмите гиперссылку «Внести изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения».

Ссылка «Внести изменения»

Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание». Заполните поле «Краткое описание изменений»: укажите причину, по которой вносите изменения в извещение.

В блоке «Основание» поставьте отметку в поле «Предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля».

Основание изменений

Система откроет дополнительные поля и предупреждение о том, что внести изменения можно только по предписанию. В противном случае нарушите законодательство.

Выберите предписание из реестра результатов контроля. Если специалисты антимонопольной службы еще не загрузили документ в ЕИС, поставьте отметку «Предписание отсутствует в реестре результатов контроля» и введите информацию вручную.

Отметка «Предписание отсутствует»

Нажмите «Далее» и внесите необходимые правки на вкладках формы извещения. На вкладке с документацией прикрепите измененный вариант документации, проекта контракта при необходимости.

Изменения разместите в ЕИС и при необходимости направьте на контроль.

Как отменить закупку по предписанию

  • Чтобы отменить закупку по предписанию контрольного органа, войдите в личный кабинет, в реестре закупок на вкладке «Подача заявок» или «Работа комиссии» выберите пункт контекстного меню «Документы закупки».
  • На вкладке «Документы закупки» формы сведений о закупке нажмите гиперссылку «Отмена определения поставщика по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения»
  • Ссылка «Отмена определения поставщика»

Система откроет страницу формирования извещения об отмене определения поставщика. В блоке «Основание» поставьте отметку «Предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля».

Основание отмены

Система откроет окно, в котором необходимо выбрать предписание из реестра. Если документа в реестре нет, поставьте отметку, что предписания нет в реестре, и заполните сведения вручную.

При необходимости загрузите документы. Затем разместите сведения в ЕИС. Для этого нажмите «Разместить» в форме проекта извещения об отмене закупки.

Второй способ – в реестре закупок на вкладке «Подача заявок» найдите нужную закупку и нажмите пункт контекстного меню «Документы закупки».

На вкладке «Документы закупки» в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» нажмите на пункт «Разместить» в контекстном меню сохраненного проекта извещения.

Если контролеры потребовали не аннулировать закупку, а отменить протоколы, откройте «Документы закупки». Выберите протокол и в выпадающем меню действующей редакции протокола выберите пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Отмена протокола

Поставьте отметку напротив пункта «Предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля». Нажмите кнопку «Разместить».

Основание отмены протокола

В какие сроки исполнить предписание

Срок, в который необходимо исполнить предписание, специалисты ФАС напишут в самом предписании. Выделяют два срока. Первый отводят на то, чтобы исполнить предписание. Второй – дата, до которой необходимо отчитаться перед ФАС о том, что исполнили предписание. Об этом сказано в пунктах 3.36 и 3.39 Административного регламента ФАС.

На практике контролеры назначают одну дату, до которой необходимо изменить извещение и документацию либо аннулировать определение поставщика и представить сведения в ФАС.

Предписание ФАС

Внимание: не заключайте контракт, пока не исполните предписание. Запрет установлен частью 23 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Если заключите контракт, заплатите штраф

Пример: заказчик не исполнил предписание и заключил контракт

Заказчик провел запрос предложений на реконструкцию комплекса зданий. ФАС по жалобе участника проверила закупку, нашла нарушения и выдала предписание аннулировать определение поставщика.

Заказчик предписание проигнорировал и заключил контракт на 818 млн руб. Специалисты ФАС решили, что заказчик нарушил часть 23 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, материалы о нарушениях при закупке передали в правоохранительные органы (решение ФАС от 26.12.2016 № ПГОЗ-412/16).

После того как исполните предписание, заключайте контракт. Дополнительное согласование у ФАС получать не нужно. Вывод сделал Минфин в письме от 20.06.2017 № 24-04-08/38409.

Вносить ли изменения при обжаловании предписания

Вносить или нет изменения при обжаловании – зависит от позиции суда.

Заказчик вправе обжаловать решение и предписание ФАС в суде. Срок – три месяца с даты, когда приняли решение или выдали предписание. Об этом сказано в части 9 статьи 106 Закона № 44-ФЗ, части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Если подадите заявление в арбитражный суд, то предписание продолжит действовать. Обращение в суд не приостанавливает действие предписания автоматически. Если в ходе рассмотрения заявления пропустите сроки согласно предписанию, заплатите штраф.

Пример: срок предписания вышел в ходе судебных разбирательств

Заказчик обжаловал предписание ФАС в суде. В ходе судебного разбирательства вышел срок, в который заказчик обязан исполнить предписание. Антимонопольная служба оштрафовала заказчика за нарушение сроков исполнения предписания.

Сотрудник заказчика, которого оштрафовали контролеры, обжаловал постановление о штрафе в суде. Судья посчитал наказание законным, так как при обращении в суд предписание продолжает действовать. Однако судья отменил штраф, так как истек срок давности правонарушения (решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 08.06.2017 № 12-682/2017).

В общем случае предписания антимонопольного органа приостанавливаются автоматически, если суд принял заявление к рассмотрению. Об этом сказано в части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ. Однако в Законе № 44-ФЗ не сказано о приостановлении действия предписания.

А поскольку предписание выдано в рамках Закона № 44-ФЗ, норма части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ не действует. Вывод подтверждает судебная практика. Например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.

2015 № 05АП-4737/2015, А51-7797/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 № А19-21775/2016.

Есть противоположная судебная практика. К примеру, Сызранский городской суд Самарской области в решении от 15.02.2016 № 12-68/2016 указал, что при обжаловании предписания по Закону № 44-ФЗ следует применять статью 52 Закона № 135-ФЗ. Аналогичную позицию высказал Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

По мнению судебной инстанции, при обжаловании предписания ФАС следует применять статью 52 Закона № 135-ФЗ, но предписание автоматически не приостанавливается. Если приостановить предписание, то процедура закупки будет возобновлена. Это не позволит исполнить предписание (постановление от 13.10.

2016 по делу № А32-24217/2016).

Приостановить предписание можно в порядке АПК. Для этого необходимо вместе с заявлением подать ходатайство о приостановке действия предписания согласно части 3 статьи 199 АПК. Однако суды не всегда принимают обеспечительные меры. Причина та же, что указана выше, в этом случае фактически закупка продолжится.

Например, Восьмой арбитражный апелляционный суд отказался принять обеспечительные меры – приостановить предписание ФАС. Основание – это приведет к фактической отмене предписания. Суд сослался на письмо Президиума ВАС от 13.08.

2004 № 83, в котором сказано: приостановление действия ненормативного правового акта не должно приводить к фактической отмене мер, которые предусмотрены этим актом.

Поэтому Восьмой арбитражный апелляционный суд отказал в ходатайстве приостановить действие предписания ФАС (постановление от 28.08.2017 по делу № А76-21369/2017).

Таким образом, если подали заявление в суд и не попросили принять обеспечительные меры или если суд отказался приостановить действие предписания, выполняйте предписание контрольного органа. В противном случае заплатите штраф.

Кто обязан исполнять предписание ФАС

Предписание ФАС выдает не только заказчику, но и при необходимости субъектам контроля:

  • уполномоченному органу или учреждению;
  • специализированной организации;
  • оператору электронной площадки;
  • оператору специализированной электронной площадки;
  • комиссии по закупкам.

Такие правила перечислены в части 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

ФАС может одновременно выдать предписание нескольким субъектам.

Пример: антимонопольный орган выдал предписание нескольким субъектам контроля

Уполномоченный орган проводил электронный аукцион для заказчика. Специалисты ФАС нашли нарушения при закупке и выдали предписание заказчику, уполномоченному органу, единой комиссии – отменить протоколы. Оператору электронной площадки:

  • вернуть заявки участникам;
  • уведомить участников об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки;
  • прекратить блокировать обеспечение заявок.

Заказчику и уполномоченному органу:

  • внести правки в документацию и разместить ее в ЕИС;
  • назначить новые даты подачи и рассмотрения заявок, дату аукциона.

После того как заказчик и уполномоченный орган выполнят требования, оператор электронной площадки обязан:

  • назначить время аукциона;
  • уведомить участников аукциона о новых датах подачи и рассмотрения заявок, дате аукциона.

Все перечисленные субъекты контроля обязаны представить ФАС доказательства, что выполнили предписание (решение, предписание ФАС от 20.04.2017 № К-349/17).

Где ФАС публикует предписание

Контрольный орган обязан опубликовать предписание в реестре жалоб, плановых и неплановых проверок, решений и предписаний. Реестр находится в ЕИС.

Срок – три рабочих дня с даты, когда выдали предписание. В этот же срок контролер направит предписание заказчику.

Об этом сказано в частях 21 и 24 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ, пункте 4 Правил из постановления Правительства от 27.10.2015 № 1148.

Чтобы открыть раздел ЕИС с жалобами и результатами проверок, на верхней панели главной страницы ЕИС выберите раздел «Контроль и аудит» и подраздел «Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний».

Реестр жалоб в ЕИС

Решения и предписания ФАС также публикует на официальном сайте.

Как накажут, если не выполнить предписание

Если не исполните предписание или выполните не в срок, ФАС оштрафует на 50 000 руб. должностное лицо:

Кроме того, как должностное лицо штрафуют члена закупочной комиссии (ст. 2.4 КоАП)

Оштрафуют сотрудника, который обязан исполнить предписание, например руководителя контрактной службы, председателя закупочной комиссии

Если нарушение допустит оператор электронной площадки или специализированная организация, штраф составит 500 000 руб. на юрлицо. Наказание для должностных и юридических лиц предусмотрено частью 7 статьи 19.5 КоАП.

Внимание: антимонопольная служба предлагает назначить такой же штраф оператору специализированной электронной площадки. Однако пока такой нормы в КоАП нет. Кроме того, часть нарушений операторов, за которые сейчас наказывают при электронных аукционах, распространят на все электронные закупки.

Пример: заказчика оштрафовали на 50 000 руб. за невыполнение предписания

Комиссия ФАС выдала заказчику предписание – разместить в ЕИС протоколы конкурса, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ. Заказчик не выполнил предписание контролеров. ФАС вынесла постановление – наложить на должностное лицо заказчика штраф в 50 000 руб. (постановление ФАС от 21.04.2017 № ВП-170/16/АК214-17).

При закупках в рамках гособоронзаказа должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организацию – от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП).

Пример: заказчик не выполнил предписание при закупке в рамках ГОЗ

Федеральное государственное унитарное предприятие в рамках гособоронзаказа провело закрытый аукцион. ФАС по жалобе одного из участников проверила закупку и выдала заказчику предписание устранить нарушения.

Заказчик не выполнил предписание в срок, и антимонопольная служба оштрафовала ФГУП на 300 000 руб. Заказчик обжаловал постановление о штрафе в суде. Однако суды трех инстанций оставили наказание в силе (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2016 № Ф05-975/2016, А40-86438/2015).

За повторное нарушение должностное лицо дисквалифицируют на один год согласно части 7.3 статьи 19.5 КоАП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *