Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня!!! 

Основания для проведения выездной налоговой проверки

   Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС.

Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@.

Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
  2. Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
  3. Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
  4. Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
  5. Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов

Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:

  • выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась
  • выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году

   Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке

Порядок выездной налоговой проверки

   Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

   Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

   Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

   Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

  • Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
  • Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
  • Истребование документов или информации.
  • Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
  • Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
  • Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
  • Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
  • Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
  • Привлечение переводчика

   Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.

   Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:

  1. Необходимости истребования документов
  2. Проведения экспертиз
  3. Перевода документов

   Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.

   Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.

   Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.

ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке

Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки

   В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

   Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

   Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

   Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО

Возражение подается разными способами:

  1. на бумажном носителе почтой;
  2. в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
  3. лично или через представителя  налоговой инспекции

   Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:

Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются

   Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается.

Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.

  • Проверяет полномочия лиц
  • Выносит решение об отложении, если это необходимо

Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки

   Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.

   Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.

   В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба.

Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение.

В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.

   Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.

   Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.

Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:

  1. Оставить без удовлетворения
  2. Отменить ненормативный акт налоговой
  3. Отменить решение налоговой полностью или в части
  4. Отменить и принять новое

Обжалование выездной налоговой проверки в суде

   Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.

   АПК предъявляется требования к содержанию иска об оспаривании ненормативного акта:

  1. Наименование инспекции и акта
  2. Реквизиты акта, который оспаривается
  3. Законные основания
  4. Доказательства

Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.

   Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.

По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:

  • решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

   Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Повторная выездная налоговая проверка

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

Многие бизнесмены уверены, что налоговая инспекция имеет право проверять любое предприятие не чаще, чем один раз в год, и если в текущем году проверка уже прошла, то до следующего года беспокоиться больше не о чем.

Действительно, согласно п. 5 ст. 89 НК РФ, за один и тот же период по тем же самым налогам более одной проверки в год производить запрещено.

Но далее, в той же самой статье указано, что в некоторых, оговоренных законодательством случаях, независимо от того, когда сотрудники налоговой службы проверяли организацию, они могут проверить компанию еще раз.

Такая проверка называется повторной выездной налоговой проверкой (ВНП). Повторную ВНП можно проводить по тем же налогам и по тем периодам, которые уже проверялись.

Кто имеет право проводить

Выездную налоговую проверку имеют право проводить:

  1. Вышестоящий налоговый орган. В этом случае проверяется работа территориальной налоговой инспекции, которая проводила первую ВНП.
  2. Территориальная налоговая инспекция. В этом случае повторная ВНП назначается только в тех ситуациях, когда компания передала налоговикам уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога уменьшается. Причем, предметом повторной ВНП в этом случае могут быть только те обстоятельства, в соответствии с которыми сумма начисленного налога уменьшилась.

Основания для проведения

Итак, решение о повторной ВНП в любой компании фискальные службы могут вынести только по двум, указанным выше, основаниям. Рассмотрим их подробнее.

  • Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) принял решение проконтролировать работу инспекции, проводившей первую проверку
  • Кто проводит проверку. В этом случае проверяющими становятся сотрудники регионального управления, но допустимо параллельное участие сотрудников той инспекции, в отношении которой принято решение о проверке.
  • За какой период. Контролируется тот же период и те же налоги, что и при первичной ВНП.
  • Предмет проверки. Те же документы, те же обстоятельства и за тот же период, что и при первой проверке. Но результат повторной ВНП может быть совсем другим.
  • Компания сдала уточненную декларацию, где сумма налога уменьшилась
  • Кто проводит проверку. Та же налоговая инспекция, которая проводила первичную ВНП. Это правило действует даже для тех случаев, когда компания после проведения первых контрольных мероприятий поменяла территориальную принадлежность.
  • За какой период. Контролируется только тот период, за который организация сдала уточненную налоговую декларацию.
  • Предмет проверки. В этом случае проверяется только тот налог, который уточнялся и только те обстоятельства и сведения, которые послужили основанием для корректировки. К примеру, если компания уточнила в сторону увеличения какие-либо расходы, повлекшие за собой уменьшение суммы определенного налога, то сотрудники фискальной службы могут проверить только эти расходы, и ничего более. Даже если они повторно проверят другие, не относящиеся к уточненным налогам и уже проверенные ранее обстоятельства, и при этом обнаружат какие-либо нарушения, то никаких доначислений или других санкций к предприятию они назначать не вправе.
Читайте также:  Затраты на внесудебную экспертизу в споре из договора оказания услуг взыскиваются как убытки

Также, согласно письму ФНС от 03.09.2010 года № АС-37-2/10613@, сюда можно отнести ситуации, когда компания сдала уточненную декларацию, где была увеличена сумма убытка. Причина – увеличенная сумма убытка изменит налоги будущего периода в сторону уменьшения.

Повторная ВНП может быть успешно предотвращена, если неточности в налоговой декларации были замечены вовремя и уточнения были переданы в территориальный орган ИФНС до того, как будет составлен акт ВНП, либо, еще лучше, до того, как ВНП была закончена.

Некоторые нюансы повторной ВНП, проводимой вышестоящим налоговым органом

Предмет проверки

Назначение повторной ВНП дает право вышестоящей организации снова в полном объеме проинспектировать работу компании за тот же период, который уже проверялся.

При повторном исследовании тех же документов и обстоятельств, что и при первичном инспектировании, выводы могут кардинально отличаться. Случается, что при повторной ВНП обнаруживается незаконность каких-либо доначислений и штрафов.

Но могут быть выявлены и новые, иногда более серьезные недоимки, на которые, соответственно, могут быть начислены более серьезные пени.

Необходимо помнить, что штрафовать компанию за нарушения, пропущенные при первом исследовании и выявленные только при повторной ВНП, фискальные органы не вправе.

Но это касается только тех случаев, когда ошибки при проверке были допущены сотрудниками территориальной фискальной службы не намеренно, а по невнимательности.

Если же будет доказан сговор проверяемой организации с налоговиками, то штраф (иногда и более серьезные санкции) неминуем.

Если результаты первичной ВНП обжалованы в вышестоящий налоговый орган

Даже если компания уже обжаловала акт ВНП, повторная инспекция сотрудниками вышестоящих фискальных служб вполне возможна, даже если этот вышестоящий орган после рассмотрения жалобы компании отменил решение по акту.

Но в некоторых ситуациях назначение повторной ВНП может быть оспорено. Это происходит в тех случаях, когда первичная инспекция компании была признана незаконной.

Например, на тот момент, когда было принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации, последняя уже находилась под юрисдикцией другого территориального органа ИФНС и указанный территориальный налоговый орган не имел право ее инспектировать.

Таким образом, если первичная ВНП была проведена без соблюдения территориальной принадлежности, то есть, незаконно, то и все последующие перепроверки, по сути, незаконны.

Если результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Судебное решение не может стать помехой в проведении повторной ВНП, но с оговоркой: не могут быть переоценены обстоятельства, которые уже были исследованы и оценены в судебных слушаниях по искам компаний к ИФНС. В таких ситуациях повторное исследование организации возможно только при выявлении новых обстоятельств, не обнаруженных налоговиками ранее.

По этому поводу Верховный апелляционный суд указывает, что в каждом конкретном случае, при назначении повторной ВНП, фискальные службы должны определиться – не приведет ли эта проверка к вынесению решения, которое будет противоречить уже вынесенному решению суда.

К примеру, основанием для отмены решения налоговых органов в суде стали выявленные процессуальные нарушения, допущенные сотрудниками ИФНС при проведении ВНП.

Таким образом, суд не давал никаких оценок обстоятельствам, которые стали причиной доначисления налогов, а также наложения штрафов и пени. В этом случае назначение повторного исследования компании законно.

Но если судебное решение принято после оценки судом обстоятельств, приведших к доначислениям, то повторное обследование по этому же периоду и этому же налогу недопустимо.

Нюансы повторной ВНП при подаче уточненной декларации

Если компания, в отношении которой уже была проведена ВНП, предоставила в ИФНС уточненную декларацию, причем за тот же период, за который она проверялась, то в случае значительного снижения суммы налога может быть назначена повторная проверка. Такое же правило действует, если в уточненной декларации значительно увеличена сумма убытка организации.

Период проведения проверки

Перепроверить можно только тот период, за который предприятие предоставило уточненную декларацию. В этом случае ограничение, когда налоговики не могут проверять компанию за период, находящийся за пределами трех лет, предшествовавших году вынесения решения о проведении ВНП, не действует.

Предмет проверки

Допускается проверка только тех данных и обстоятельств, изменение которых послужило поводом для корректировки налогов в сторону уменьшения. К примеру, ИФНС в 2017 году провела в компании выездную налоговую проверку за 2016 год, проверялся налог на прибыль.

Затем компания подала уточненную декларацию, в которой были заявлены новые, упущенные при составлении декларации расходы. В этом случае сотрудники территориальной ИФНС могут проверить только налог на прибыль за 2016 год и только по вновь заявленным расходам.

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Так же, как и в первом случае, повторное исследование организации возможно только по тем обстоятельствам, которые не исследовались в судебных слушаниях.

То есть, никакая повторная выездная проверка не может переоценивать принятое судебное решение и менять уже озвученные судом налоговые последствия для компании.

Доначисления возможны только по тем обстоятельствам, которые не рассматривались в суде.

К примеру, при проверке налоговой декларации предприятия сотрудники ИФНС пришли к выводу, что один из контрагентов организации является недобросовестным и сняли расходы по этому контрагенту на том основании, что сделка не является реальной.

Компания обжаловала решение ИФНС в суде, который отменил постановление налоговой инспекции, признав сделку с контрагентом реальной, соответственно, признав реальными все расходы по нему. Немного позже организация подала уточненную декларацию, в которой расходы по спорному контрагенту были значительно увеличены.

В этом случае повторная ВНП может быть проведена только по вновь заявленным расходам, а ссылка на то, что сделка является нереальной, будет незаконна, так как вступившее в силу решение суда это заявление уже опровергло.

Как проводится

Проведение повторной ВНП сопряжено с рядом ограничений. Так, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, проверке подлежат только те документы, которые связаны с начислением и выплатой налоговых обязательств.

Результаты повторного обследования компании зачастую не совпадают с результатами первой.

Например, вышестоящая налоговая инспекция обнаружила нарушения, не замеченные при первом обследовании компании, в этом случае будут сделаны доначисления, но никаких штрафных санкций в такой ситуации применено быть не может.

В этом правиле есть исключения: согласно п. 10 ст. 89 НК РФ, если будут обнаружены факты сговора или фальсификаций при составлении акта ВНП при первом контрольном мероприятии, то кроме доначислений, предприятию, скорей всего, будут назначены пени, недоимки, другие штрафные санкции.

Часто представители бизнеса интересуются: вправе ли проверяющие инспекторы ИФНС повторно запрашивать документы, которые уже проверялись налоговиками? В соответствии с п. 5 ст.

93, если какой-либо документ уже передавался для исследования в рамках других проверок, то компания вправе повторно их не предоставлять. Однако, сотрудники налоговой службы, согласно тому же п. 5 ст.

93 НК РФ, в некоторых случаях все-таки могут запросить документы повторно. Это касается ситуаций, когда:

  • после проверки организация забрала предоставленные в налоговую инспекцию подлинники документов;
  • документы были утрачены в налоговой инспекции из-за каких-либо форс-мажорных обстоятельств.

Алгоритм проведения повторной налоговой проверки

Повторный налоговый аудит состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Компания-налогоплательщик получает уведомление о назначении повторного контрольного мероприятия. Чаще всего такие уведомления пересылаются с помощью почтовых отправлений.
  2. В рамках контрольных мероприятий сотрудники ИФНС проверяют документы организации, среди которых могут быть устав компании, свидетельство о постановке на налоговый учет, любая бухгалтерская документация.
  3. Заключительный этап – составление Акта налоговой проверки. Не позднее, чем через две недели после завершения повторной ВНП, ИФНС, осуществившая контрольное мероприятие, передает субъекту проверки акт с информацией о результатах исследования и принятым по ней решением. К акту в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие выявленные нарушения.

Какой период охватывается при повторной проверке

Выше было отмечено, что повторные контрольные мероприятия возможны только по уже проверенным ранее периодам.

Но в рамках этих мероприятий сотрудники ИФНС могут расценить результаты предыдущей проверки в новом свете, в этом случае составляется новый юрисдикционный акт, в котором отражаются все вновь выявленные нарушения, а также все назначенные компании недоимки, пени и иные штрафные санкции.

Периоды, за которые проводится контрольное мероприятие, могут быть различными и зависеть от конкретной ситуации, при которой назначалась повторная ВНП:

  1. Если предприятие подало уточненную налоговую декларацию, в которой размер налоговых обязательств значительно уменьшен, то проверяется только тот период, за который составлена эта декларация.
  2. Если производится контрольная проверка деятельности территориального налогового органа, проводившего первичный аудит, то проверяться будет именно тот период, который исследовался при первой ВНП. Ограничения по периоду проверки действуют только в том случае, если после проведения первичных контрольных мероприятий прошло более трех лет. В таком случае, проверке будет подлежать только тот период, который не превысит трех календарных дней, предшествующих году, когда была назначена повторная ВНП.
  3. При реорганизации или ликвидации компании повторную проверку также можно проводить только за три последних года, предшествующих году назначения повторного контрольного мероприятия.

Возможные санкции

Возможно три варианта развития событий – позитивный, относительно позитивный и негативный:

  1. Позитивный. При проведении повторных контрольных мероприятий никаких дополнительных нарушений не выявлено. Соответственно, никаких доначислений не будет.
  2. Относительно позитивный. Установлены некоторые нарушения, не замеченные при первой ВНП. Компании доначисляют налоги и пени, но никаких штрафных санкций не применяется.
  3. Негативный. Установлены нарушения, которые были сознательно проигнорированы предыдущей проверкой из-за сговора налоговых инспекторов и представителей компании. В этом случае, кроме недоимки и пени, к нарушителю применяются штрафные санкции.

Заключение

Итак, резюмируя вышеизложенное, делаем вывод. Имеется ряд оснований, по которым повторная ВНП вполне возможна:

  1. При уточнении налоговой декларации компания значительно уменьшила налог. При минимальной разнице в исчислении налогов, конечно же, никто не станет организацию перепроверять, но если суммы достаточно велики – контрольная проверка неизбежна.
  2. Предприятие проходит реорганизацию или ликвидируется. Если у налоговиков в течение долгого времени не было никаких замечаний, деятельность компании прозрачна, то проверять ее вряд ли кто-то будет. Но если у налоговиков появятся подозрения, что ликвидация или реорганизация бизнеса происходит с целью ухода от налогов – ждите проверки.
  3. Организация часто меняет юридический адрес, в ней постоянно происходят слияния, дробления на более мелкие, а затем снова объединения. Такие процедуры достаточно подозрительны. Обычно субъекты налогообложения производят такие манипуляции для сокрытия от налоговых служб какой-либо информации. В этих случаях проверка также неизбежна.
  4. Компания проводит процедуру слияния с организацией, по факту являющейся банкротом. Такие действия также станут для налоговой инспекции сигналом, что организация стремится с помощью каких-либо манипуляций скрыть часть доходов. Проверка вполне вероятна.
Читайте также:  Увольнение на испытательном сроке по трудовому кодексу рф

Таким образом, если компания нормально работает, вовремя сдает налоговые декларации, вовремя платит все налоги, вопросов у налоговой инспекции к ней не будет.

Тем более, если при плановой проверке установлено, что все документы в порядке, нарушения, если они и выявлены, незначительные. В этом случае повторные контрольные мероприятия маловероятны.

И даже если будет назначена повторная ВНП с целью проверить не работу предприятия, а сотрудников территориальной ИФНС, проводивших плановую инспекцию – опасаться организации особо не о чем.

Но если у компании репутация не из лучших, тем более, если она с помощью каких-либо манипуляций пытается скрыть от налоговых инспекторов информацию о себе, своих контрагентах, внимание ИФНС к ней будет более пристальным. И в этом случае, скорей всего, повторных контрольных мероприятий долго ждать не придется.

Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки

В настоящем материале я раскрою тему порядка продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки.

Мы попросили выразить мнение о процедуре приостановления налогового адвоката Павла Тылика. Вот, что думает Тылик П.Ю. о приостановлении налоговых проверок:

Разъяснение по вопросу об основании срока продления выездной налоговой проверки

  1. В соответствии со ст. 89 НК РФ срок проведения ВНП составляет 2 месяца. Но как показывает практика, в установленный двухмесячный срок ВНП никогда не укладывается.
  2. Законом предусмотрено, что проведение проверки можно приостановить в обычном порядке до  4 месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Опять же, как показывает практика, все случаи приостановок носят исключительный характер(!?). Обжаловать в суде приостановление можно, но суд, как правило, в этом случае будет на стороне налогового органа: будьте уверены, налоговики это приостановление обоснуют легко как исключительный случай. И вам крыть будет нечем.
  3. Таким образом проверка может затянуться на год.
  4. Само приостановление осуществляется на основании Решения ИФНС.
  5. Хотя во время приостановления запрещено осуществлять какие-либо проверочные мероприятия на территории самого налогоплательщика, фактически проверка не прекращается и в этот период могут проводиться допросы, а так же осуществляться иные меры налогового контроля. Вот такое вот приостановление!
  6. На практике нет понимания, как исчислять приостановление в календарных или рабочих днях!
  7. ИФНС, чтобы уложиться в сроки проведения проверки может идти на некоторые хитрости, и за день до вынесения Решения о приостановлении проверки затребовать у налогоплательщика документы. В этом случае налогоплательщик обязан представить запрошенные документы, даже если ВНП приостановлена.
  8. Что касается сроков исчисления камеральных проверок, то здесь дело еще проще. Сроки камералок по мнению суда никак не влияют на права и обязанности налогоплательщика, а сами сроки по мнению суда являются организационными и выход за пределы срока проведения камеральной проверки никак не влияют на выводы, которые будут сделаны налоговиками.

Но все сказанное не означает, что надо сидеть и ждать милости от налоговиков. Существуют способы противостоять произволу, а время приостановки налоговой проверки использовать для своей пользы.

Спасибо за ваши вопросы. Удачи всем». 

Выездная налоговая проверка — одна из самых серьезных процедур налогового контроля. Именно поэтому законодательство РФ четко определяет правила ее проведения. Тема нашей сегодняшней статьи — продление и приостановление выездной налоговой проверки (нормы, основания, регламентация).

По НК РФ, срок ВНП не может составлять больше 2 месяцев. Но есть ситуации, когда его продлевают до 4 месяцев и даже полугода. По каким причинам инспекторы могут продлить срок?

  • Проверяется крупнейшая организация, и времени, отведенного законом на аудит, недостаточно.
  • Из органов правоохранения, контроля или других источников поступила информация о нарушениях НК РФ проверяемой фирмой, и эти данные нужно дополнительно проверить.
  • На предприятии произошел форс-мажор (например, подтопление или пожар).
  • Проверяется компания, включающая в себя обособленные подразделения. Если у предприятия 4 и больше таких подразделений, ВНП могут продлить на 4 месяца. Если же отдельных подразделений меньше, аудит разрешено продлить на 4 месяца, но только если данные подразделения уплачивают не меньше 50% общей суммы налогов предприятия и (или) владеют имуществом, стоимость которого не меньше 50% имущества компании.

Если у предприятия — 10 и больше отдельных подразделений, то инспекторы могут продлить аудит до полугода.

Здесь стоит учитывать, что сроки разрешено продлевать, если хозяйствующий субъект проверяется целиком, а отдельные подразделения — в комплексе.

Если ИФНС отдельно проверяет каждое подразделение, будь то филиал или представительство, на все контрольные мероприятия дается не больше 1 месяца, и этот срок продлить нельзя.

  • Налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент в назначенный срок не предоставляет документацию, требуемую для ВНП. Закон РФ обязывает проверяемые субъекты предъявлять инспекторам необходимые бумаги в течение 10 дней с момента соответствующего уведомления. Если компания не может их предъявить, то оповещает об этом инспекцию. Получив уведомление, начальник ИФНС, который проводит аудит, вправе продлить период предъявления документации или дать отказ.
  • Есть другие обстоятельства: сложность производственных процессов на предприятии, большое количество направлений его деятельности, огромный объем документации, которую нужно проанализировать. В каждом конкретном случае ИФНС, учитывая все нюансы, решает или продлить сроки, или отказать в этом.

Важный момент: если решение о ВНП выносит проверяющее отделение ИФНС, то решение о продлении сроков принимает вышестоящая налоговая инспекция, на основании соответствующего запроса из проверяющего отделения. Таким образом, продлевать сроки ВНП вправе может лишь начальник управления ИНФС в конкретном регионе РФ.

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Перейдем к основному вопросу статьи — приостановлению аудита. По каким причинам налоговая может сделать это? Сразу оговоримся, перечень обстоятельств — закрытый, и расширить его нельзя.

Вот основания для «паузы»:

  • Необходимо узнать информацию (истребовать документацию) у контрагента или иных лиц, владеющих сведениями (документами) по хозяйственным операциям проверяемой компании.
  • Получить сведения у зарубежных госорганов в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Провести экспертизы.
  • Перевести на русский иностранную документацию налогоплательщика.
    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Но есть и исключение, касающееся последнего пункта перечня. Если за полгода ИФНС не смогла получить нужные данные, то период приостановки ВНП можно продлить еще на 3 месяца.

На какой именно период необходимо приостановить ВНП, руководитель ИФНС определяет в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Во время «паузы» в аудите налоговая прекращает изымать документы у проверяемого субъекта. Ему возвращают все подлинные бумаги, кроме документации, полученной при выемке. Также в данный период сотрудники налоговой не проводят никаких контрольных мероприятий на территории налогоплательщика.

Четкая регламентация сроков приостановления выездной налоговой проверки дает налогоплательщику определенные гарантии. После возобновления аудита у него должна быть возможность вести деятельность в том же режиме и взаимодействовать с партнерами на тех же условиях.

Если бы сроки не были регламентированы, и налоговая инспекция вмешивалась в работу предприятия на протяжении длительного времени своей проверкой и продолжительной паузой в ней, правовое положение бизнеса непременно бы пошатнулось, и создалась серьезная угроза для успешной финансовой деятельности.

Каким образом производится приостановление проверки?

Решение о приостановке налогового аудита оформляет начальник (или замруководителя) ИФНС. Контрольные мероприятия считаются приостановленными со дня, обозначенного в данном документе.

Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки должно включать в себя ФИО начальника или уполномоченного представителя фирмы, на которой проводят аудит.

Это лицо непременно нужно ознакомить с решением, а также оповестить о дате возобновления аудита.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: приостановление выездной налоговой проверки

Давайте остановимся на самых частых вопросах, связанных с паузами в налоговом аудите, и прокомментируем их.

  • Сколько раз ИФНС может приостанавливать проверку? До нескольких раз, главное, чтобы период приостановки в целом не превысил полугода.
  • Что налоговики вправе делать во время «пауз»? Как уже было отмечено, никаких мероприятий на проверяемом субъекте они вести не вправе: например, осматривать территорию, требовать бумаги у налогоплательщика, опрашивать его работников и требовать пояснений у него самого. Но при этом инспекторам разрешено анализировать документацию предприятия, делать запросы, получать ответы на возникающие вопросы и т. д. — словом, выполнять контрольные действия, но на своей территории.
  • Могут ли инспекторы допрашивать свидетелей в это время? Нет, это противоречит нормам законодательства. Если же в период «пауз» налоговики опрашивают персонал проверяемой компании, налогоплательщику следует выявлять и направлять протоколы таких допросов вышестоящей налоговой инспекции, а также в суд. При этом нужно требовать, чтобы эти доказательства были признаны недействительными, поскольку получены незаконным путем.
    Зачастую инспекторы в России действуют неправомерно, нарушая установленные нормы.

Например, в некоторых случаях они намеренно затягивают приостановленные сроки, аргументируя это тем, что нужно истребовать документы у контрагентов. На деле это делается для того, чтобы выкроить время для получения исчерпывающей информации о проверяемой компании и опросе большего числа свидетелей.

Вам, как налогоплательщику, нужно следить за тем, чтобы ИФНС проводила контрольные мероприятия законно. Известен случай, когда налоговая приостановила аудит, якобы чтобы получить документы у контрагента предприятия.

Проверку инспекторы очень долго не возобновляли, сообщая, что контрагент еще не предоставил бумаги.

Налогоплательщик решил проверить эту информацию и поступил следующим образом: связался с контрагентом и узнал, что документацию, на основании запроса ИФНС, тот передал еще несколько месяцев назад.

Помните: подобные ситуации необходимо выявлять и пресекать. Защищать свои права вы можете в суде или вышестоящей инспекции. Ведь по мнению Высшего Арбитража РФ, процесс приостановки аудита был введен для того, чтобы уравновесить интересы сторон — ИФНС и налогоплательщика.

Для налоговиков «пауза» — это возможность получить необходимые сведения для дальнейшего аудита без нарушения прав проверяемого субъекта.

Но, доказывая свою правоту в суде, налогоплательщики должны предъявлять доказательства в пользу того, что их права и интересы были нарушены. Суды принимают сторону инспекций, если этих доказательств недостаточно, или они отсутствуют, не соглашаясь с тем, что приостановление выездной налоговой проверки явилось неправомерным.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки — НалогОбзор.Инфо

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.
Читайте также:  Особенности совершения сделок с несовершеннолетними 2019

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев.

Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов.

В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.

В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395.

Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации.

Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет.

Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов).

Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации.

Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г.

№ А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ).

В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г.

№ 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет.

При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см.

, например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г.

№ Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства.

Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г.

№ Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Продление срока выездной налоговой проверки

О том, в какой срок проводится проверка и в каких случаях налоговая инспекция имеет право на продление срока выездной налоговой проверки, мы расскажем в этом материале.

Налоговый кодекс в ст. 87 предусматривает, что налоговиками могут проводиться 2 основных вида проверок: выездные и камеральные. Камеральные должны проходить в период не позднее 3 месяцев с даты подачи налогоплательщиком декларации (ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки организуются налоговиками непосредственно на рабочем месте плательщика налогов, и для их проведения никаких разрешений не требуется. В отдельных случаях, например, если плательщик налогов не может по объективным причинам предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Общие правила организации выездных проверок изложены в Письме ФНС России № АС-4-2/13622.

В нем, в частности, говорится о том, что срок выполнения проверочных мероприятий начинает отсчитываться с даты подписания руководителем налоговой инспекции соответствующего решения.

Сроком окончания считается дата оформления итоговой справки по проверке (ст. 89 НК РФ). Как того требует п. 6 указанной статьи, длительность проверки не может быть больше 2 календарных месяцев.

В каких случаях срок можно продлить

В некоторых случаях законодательство допускает возможности для продления срока, указанного выше. Он может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – и до 6 месяцев. Но для такого увеличения времени на проведение проверочных мероприятий должны быть веские причины.

Кроме того, увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

В такой ситуации предельный срок продления составляет не более 4 месяцев.

При всех иных условиях для определения предельных сроков выездных проверок налоговикам необходимо исходить из того, что за среднее число дней в месяце принимается 30, а исчислять срок продления рекомендуется в целых месяцах.

Увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю.

При принятии решения о неоднократном продлении времени проведения в организациях выездных проверок необходимо учитывать исключительность случая и основания, по которым данное решение принимается.

Постановление об увеличении срока оформляется соответствующим письменным документом, который в обязательном порядке предоставляется налогоплательщику для ознакомления. В данном решении должны быть четко обоснованы все причины и обстоятельства, по которым проведение выездной проверки продлевается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *