Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за нарушение режима повышенной готовности. Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.

«Большая часть предприятий города продолжает работать, часть людей отправлена в отпуска, часть переведена на дистанционку. Очень важно, чтобы все работающие городские предприятия и учреждения приняли меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, в том числе обеспечивали дезинфекцию и социальное дистанцирование на 1,5 метра между работниками и посетителями. Из рекомендательного это требование становится обязательным. Это важно не только для уменьшения скорости распространения инфекции, но и для самих предприятий, для здоровья их работников», — написал Сергей Собянин.

Определены также органы исполнительной власти Москвы, которые уполномочены составлять протоколы и налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Кто будет контролировать соблюдение режима повышенной готовности в Москве?

  • — Объединение административно-технических инспекций;
  • — Департамент торговли и услуг;
  • — префектуры административных округов и управы районов;
  • — Департамент образования и науки;
  • — Московская административная дорожная инспекция;
  • — Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости.

«Полномочия им даются достаточно серьезные и важно, чтобы они применялись адекватно, не создавали избыточного давления на бизнес и граждан. И вместе с тем обеспечивали соблюдение требований по предотвращению распространения коронавируса. Как только опасность серьезно уменьшится или исчезнет совсем, эти временные меры будут немедленно упразднены. Все, что мы сегодня делаем, нацелено на одно — уберечь москвичей от опасности, максимально быстро и без потерь пережить сложные времена», — подчеркнул Сергей Собянин. 

Штрафные санкции за нарушение режима повышенной готовности

Запрет на проведение спортивных, массовых, публичных и иных мероприятий

За нарушение запрета на проведение спортивных, массовых, публичных и иных мероприятий индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Юридическим лицам в случае нарушения придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности сроком до 90 дней.

Контролировать соблюдение запрета будет Объединение административно-технических инспекций города Москвы.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Запрет на проведение мероприятий с очным присутствием: зрелищных, просветительских, культурных, выставочных, спортивных

За нарушение запрета на проведение мероприятий с очным присутствием граждан индивидуальные предприниматели должны будут заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 300 тысяч. Причинение вреда здоровью или имуществу повлечет штраф от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение запрета в торговой сфере будут сотрудники Департамента торговли и услуг, префектур и управ. За мероприятия в зданиях отвечает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, за мероприятия на открытом воздухе — Объединение административно-технических инспекций.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Запрет на посещение развлекательных и досуговых заведений

Во время режима повышенной готовности запрещена работа всех развлекательных заведений, в том числе ночных клубов, дискотек и кальянных.

За нарушение запрета индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей. За причинение вреда здоровью или имуществу человека придется заплатить от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение запрета будет Департамент торговли и услуг.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей

Режим повышенной готовности предполагает соблюдение социального дистанцирования. В общественных местах нельзя подходить друг к другу на расстояние менее 1,5 метра. Это требование действует в том числе в магазинах.

За нарушения требований организации социального дистанцирования индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Юридические лица будут оштрафованы на сумму от 100 до 300 тысяч рублей.

Если же в результате нарушения был причинен вред здоровью человека или его имуществу, то заплатить придется от 500 тысяч до миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением запрета в торговой сфере будут сотрудники Департамента торговли и услуг, префектур и управ. За предприятиями, которые находятся в зданиях отвечает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, за площадки на открытом воздухе — Объединение административно-технических инспекций.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Запрет на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, предприятий общественного питания

Режим повышенной готовности предполагает временное закрытие ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров и предприятий общественного питания. Разрешается обслуживание навынос или доставка заказов на дом.   

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам придется заплатить от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.мм

Контроль — за Департаментом торговли и услуг.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Запрет на работу объектов розничной торговли

Работа объектов торговли временно запрещена. Исключение только для продовольственных магазинов и объектов, торгующих медицинскими изделиями и оборудованием, в том числе оптикой.

За нарушение индивидуальные предприниматели заплатят штраф от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 300 тысяч рублей. За причинение вреда здоровью или имуществу человека придется заплатить от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Департамент торговли и услуг.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Запрет на посещение образовательных организаций

Закон предполагает временное прекращение работы образовательных организаций, в том числе в сфере физкультуры и спорта, культуры и искусства. Исключение предусмотрено только для созданных дежурных групп.

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Департамент образования и науки. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости отвечает за организации в сфере физкультуры и спорта, а также культуры и искусства.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Несоблюдение работодателями режима повышенной готовности в сфере транспортных услуг

Работодатели в сфере транспортных услуг обязаны обеспечить сотрудникам измерение температуры тела — если она повышена, то сотрудник не должен допускаться к работе. Это касается в том числе и водителей такси. Работодатели также обязаны проводить дезинфекцию.

За несоблюдение этих обязанностей индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Московская административная дорожная инспекция.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Запрет на работу салонов красоты, косметических, массажных, СПА-салонов, соляриев, бань и саун

Запрет не касается организаций, которые оказывают лицензируемые медицинские услуги.

За нарушение запрета индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей.

Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам придется заплатить от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение этих требований будет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Москва усилит контроль за соблюдением предпринимателями режима повышенной готовности

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Указ Мэра Москвы «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы «О внесении изменения в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ»

Указ Мэра Москвы «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве»

Что такое административное приостановление деятельности? Кем и на сколько назначается?

Административное приостановление деятельности с 2005 года является одним из видов санкций по КоАП РФ. Общие правила применения данной формы санкций зафиксированы в ст. 3.12 КоАП РФ. В этом материале разберем, в отношении какого круга правонарушителей назначается приостановление деятельности, и как происходит практическая реализация указанной санкции.

Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Что это такое

Деятельность предприятий, их подразделений или филиалов, а также отдельных объектов, участков или механизмов может сопровождаться существенными нарушениями закона, общественных интересов и угрозой безопасности граждан. Даже ответственность в виде существенного штрафа может не исправить ситуацию, если противоправная или опасная деятельность будет продолжена.

Чтобы исключить такие случаи, в 2005 году в законодательстве появилась специальная норма, позволяющая приостановить деятельность компании или ИП на основании постановления административного характера. Выделим основные характеристики данного вида санкций:

  • это наказание может устанавливаться только в отношении организации или ИП (должностные лица и граждане без статуса ИП не привлекаются к данному виду наказания);
  • законом ограничен срок, в течение которого может действовать данное наказание – его продление допускается только при повторном привлечении по нормам КОАП РФ;
  • в ст. 3.12 КоАП РФ регламентирован перечень государственных и общественных интересов, при нарушении которых может происходить назначение рассматриваемого вида санкций;
  • данная форма воздействия применяется только судом, а единственное исключение из этого правила составляет ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ – при нарушении требований промбезопасности санкция может устанавливаться уполномоченными сотрудниками Федеральной службы Ростехнадзора.

Приостановление относится к основным видам санкций по КоАП РФ. Поэтому не допускается применение двух и более видов ответственности за один проступок (например, приостановление деятельности не может сопровождаться наложением штрафа в денежной сумме).

Для применения наказания суд должен указать, что использование иных, менее строгих, санкций не позволит добиться целей административного воздействия, а также не устранит дальнейшие последствия противоправной деятельности.

За что может назначаться приостановление деятельности

Чтобы указанный вид санкций был применен к правонарушителю, он должен быть указан в статье Особенной части КоАП РФ, по которой рассматривается административное дело. В ст. 3.12 КоАП РФ приведены виды государственных, общественных и частных интересов, за нарушение которых может устанавливаться административное приостановление деятельности:

  • выявление угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе при нарушении санитарно-эпидемиологических правил;
  • существенное загрязнение окружающей природной среды;
  • нарушение правил оборота наркосодержащих веществ;
  • радиационные аварии и техногенные катастрофы;
  • нарушение общественного порядка и общественной безопасности;
  • нарушения, выявленные в сфере управления, градостроительной деятельности, транспортной безопасности, применения контрольно-кассовой техники и т.д.;
  • иные категории нарушений, указанные в Особенной части КоАП РФ.

Обратите внимание! На период проведения в России Чемпионата Мира по футболу в 2018 году введены специальные составы нарушений, за которые грозит приостановление деятельности. В частности, такая санкция грозит за нарушение в области продажи билетов на турнир, либо документов, дающих право на покупку входных билетов.

Читайте также:  Штраф за отсутствие соут: порядок наложения, размер

Выделим несколько конкретных составов КоАП РФ, среди санкций которых указано приостановление деятельности:

  • по ст. 5.27 КоАП РФ такое наказание грозит за существенное нарушение правил охраны труда, которое создает угрозу здоровья и жизни сотрудников;
  • в рамках ст. 6.3 КоАП РФ приостановление возможно за нарушение норм санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • по ст. 9 КоАП РФ будет назначено наказание за осуществление определенных видов деятельности без специальных разрешительных документов (лицензий, допусков СРО и т.д.).

Таким образом, основанием для приостановления деятельности является не только факт причинения ущерба, но и угроза его наступления. Важно, чтобы такие действия или бездействие юридического лица и ИП были признаны административным правонарушением.

Кто может привлекать к ответственности

Если правонарушителем является частное или должностное лицо, им не назначается санкция в виде приостановления деятельности. Поэтому в каждой статье КоАП РФ содержится перечень альтернативных видов наказания, которые будет выбирать суд или иное уполномоченное лицо. По правилам ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности назначается для следующих категорий субъектов:

  • физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей – этот факт подтверждается сведениями ЕГРИП;
  • юридические лица, их филиалы, представительства, структурные подразделения, отдельные производственные участки.

Помимо полной приостановки деятельности допускается установление указанной санкции в отношении отдельных видов работ и услуг, оборудования, приборов, агрегатов и т.д.

Например, если опасность для жизни и здоровья граждан создает только один производственный объект крупного предприятия, не имеет смысла полностью останавливать работу юридического лица.

В судебном постановлении будет указано, на какие именно подразделения и объекты распространяется действие санкции.

Сроки приостановления

Каждая санкция, которая используется для наказания правонарушителя, должна иметь конкретный размер или продолжительность действия. Статьей 3.12 КоАП РФ регламентирован максимально возможный период административного приостановления деятельности:

  • суд или иное должностное лицо может приостановить деятельность ИП или организации на срок до 90 суток;
  • в указанный период включается срок действия административного запрета, если он был установлен на время рассмотрения дела;
  • срок наказания начинает течь с момента фактического приостановления деятельности;
  • суд вправе досрочно отменить действие санкции, если нарушение или ранее выявленная угроза были полностью устранены предприятием или ИП.

Автоматическое продление указанной санкции не допускается. Если ранее выявленное нарушение не устранено, возможно составление нового процессуального протокола. При его рассмотрении судом может вновь назначаться аналогичная санкция.

Порядок назначения и исполнения санкции

Выявление фактов правонарушений происходит путем составления административного протокола. В зависимости от состава проступка, оформление протокола входит в компетенцию различных служб и ведомств. Например, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил процессуальный протокол сможет составить должностное лицо службы Роспотребнадзора.

Скачать образец протокола об административном правонарушении

Процедура назначения санкции выглядит следующим образом:

  • при составлении протокола может вводиться временный запрет на осуществление деятельности – это ограничение сохраняет силу до момента рассмотрения дела в суде, а срок запрета не может превышать пяти суток;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения по существу;
  • в процессе изучения доказательств суд должен выбрать один из видов санкций, включенных в статью КоАП РФ;
  • при вынесении постановления суд обязан мотивировать выбор указанной санкции.

Процедура исполнения судебного акта по приостановке деятельности проходит через службу ФССП. Постановление суда, вступившее в силу, направляется для исполнения приставам.

Исполнительные действия начинаются на основании постановления должностного лица ФССП. Этот документ направляется в адрес правонарушителя.

Не позднее пяти дней, предоставленных для добровольного исполнения судебного акта, нарушитель должен подтвердить выполнение назначенной санкции.

Также допускается выход сотрудников ФССП на место осуществления фактической деятельности, а приостановка будет зафиксирована в процессуальных актах.

Исполнение санкции может происходить следующим образом:

  • фактическим прекращением деятельности по отдельным направлениям;
  • остановкой производственных участков, оборудования, агрегатов, механизмов и т.д.;
  • временным закрытием торговой точки, производственного помещения или иного объекта;
  • изданием распорядительного приказа по предприятию, в котором содержится указание прекратить выполнение работ или оказание услуг.

Если санкция не исполнена в добровольном порядке, должностные лица ФССП вправе использовать принудительные меры.

Может опечатываться здание или отдельный механизм с составлением акта, виновные лица могут привлекаться к ответственности на неисполнение судебного акта и т.д.

Неисполнение законных требований судебных приставов рассматривается как самостоятельное нарушение закона и может караться штрафом, либо иными санкциями.

Попытка продолжить деятельность вопреки назначенной санкции рассматривается как неисполнение судебного акта.

Наказание за такое неправомерное поведения может устанавливаться в виде административного штрафа или ареста.

Если деятельность повлекла причинение вреда здоровью или жизни граждан, а также наступление имущественного ущерба, в отношении виновных лиц может возбуждаться уголовное дело.

Поделиться ссылкой:

Минюст обнародовал проект нового Кодекса об Административных Правонарушениях

МОСКВА, 30 января. /ТАСС/. Министерство юстиции России обнародовало проект нового Кодекса об административных правонарушениях.

  • «Законопроектом предлагается ввести в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуальный ‎кодекс РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие», — говорится в пояснительной записке к документу.
  • Новый КоАП сократит число административных правонарушений, в связи с чем после вступления в силу нового варианта Кодекса дела об административных правонарушениях, которые в нем не предусмотрены, должны быть прекращены.
  • Также с 1 января 2021 года не подлежат исполнению уже вынесенные решения о привлечении к административной ответственности за те правонарушения, которые не были включены в новый вариант КоАП, говорится в опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроекте о введении в действие нового КоАП.
  • Новый Кодекс об административных правонарушениях сократит предельный срок назначения обязательных работ.

«Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 часов в действующей редакции», — говорится в пояснительной записке к проекту КоАП.

При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов, одиноким родителям (или лицам их заменяющим), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, в том числе за ребенком-инвалидом.

Также данный вид административного наказания предлагается не назначать военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета, имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях.

Нововведения

Кроме того, проект нового КоАП предусматривает целый ряд нововведений.

Как говорится в пояснительной записке к проекту нового Кодекса, общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.

Кроме того, в новом варианте исключены верхний и нижний пределы административных штрафов — их размеры предлагается сохранить лишь в региональных законах об административных правонарушениях, то есть в разных регионах размеры штрафов могут быть разными (за исключением городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Будущий кодекс предполагает расширение возможности конфискации — она может быть распространена «не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений».

К административной ответственности смогут привлекать и за правонарушения, совершенные за пределами РФ «в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности».

Штрафы

Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (в который выведены процессуальные моменты привлечения к административной ответственности, в действующем КоАП они в одном кодексе с разделом о видах административных правонарушений — прим. ТАСС) значительно увеличивает виды штрафов, которые можно будет оплатить с дисконтом в 50%.

Если в действующем КоАП выплата половины штрафа возможна лишь по штрафам, назначенным по ряду статьей об административных правонарушениях в области дорожного движения, то новый кодекс дает такую возможность так же и «при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, , а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности». При выплате такого штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания штраф «может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа», говорится в пояснительной записке.

Нарушения ПДД

Наиболее известная глава КоАП РФ 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» стала 21 главой нового свода, который также пополнился тремя статьями.

Раньше в эту главу входили 42 статьи, в новой редакции КоАП будет 41 статья. По замыслу авторов проекта, в обновленном кодексе должны появиться три новые статьи. Так, статья 21.

29 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предусматривает административное наказание для водителей, нарушивших правила более трех раз, за исключением тех случаев, когда их «поймали» системы фотовидеофиксации.

По данной статье водитель может быть лишен прав на срок от года до 1,5 лет. Люди без водительских прав могут быть привлечены к штрафу в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Новая статья 21.30 «Опасное вождение» предусматривает наложение административного штрафа в 5 тысяч рублей. Еще одно нововведение в этой главе — статья 21.

41 «Управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам». По первой части статьи на водителя может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Вторая часть предусматривает штраф от 20 до 30 тыс. рублей либо от 20 до 60 часов обязательных работ за такое повторное нарушение.

При этом из кодекса исключаются статьи 12.21.1 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», 12.21.

3 «Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», 12.31.

1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» а также 12.35 «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию».

Санкции за нарушение пожаробезопасности

Новый Кодекс об административных правонарушениях вводит наказание в виде приостановки работы объекта на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности.

Административный запрет деятельности на срок до 30 суток будет предусмотрен за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.

Читайте также:  Комментарий 17139 к статье: государственная регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости

Речь идет о таких нарушениях, как неисправность источников противопожарного водоснабжения, автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения, противодымной защиты, а также несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

В нынешней редакции КоАП нет нормы, предусматривающей приостановление деятельности объекта за повторно выявленное нарушение пожарной безопасности.

По действующим нормам пожарный инспектор может через суд приостановить работу объекта, но только в случае, если грубые нарушения пожарной безопасности не устранены на момент второй внеплановой проверки.

Также в действующем КоАП не конкретизируются нарушения и не уточняются объекты, к которым может применяться данный вид административного наказания. Вместе с тем максимальный срок закрытия объекта сейчас составляет 90 суток.

В 2019 году законодательно было закреплено шесть категорий риска для объектов: чрезвычайно высокая, высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая. Для каждой из них определена периодичность проверок на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

К категории чрезвычайно высокого риска относятся социально значимые объекты с круглосуточным пребыванием людей. Высокий риск установлен для школ, вузов, училищ, театров, кинотеатров, крупных торгово-развлекательных центров, в которых одновременно могут находиться более 5000 человек.

Торговые центры и другие объекты, на которых одновременно могут находиться более 1000 человек, подпадают под категорию значительного риска.

Ответственность за детский отдых

Новый российский Кодекс об административных правонарушениях вводит штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарных требований к организации детского отдыха.

Из проекта следует, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей, а также ухода и присмотра за ними на ИП может быть наложен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток. Действующий кодекс накладывает штраф только на должностных и юридических лиц.

Кроме того, в главе отсутствуют санкции за повторное нарушение санитарных требований.

Регионы должны будут привести местный КоАП в соответствие с новым федеральным до 1 января 2022 года. Кроме того, изменения в будущий КоАП и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях могут вноситься лишь при наличии отзывов правительства РФ.

Закон суров, но непонятен: как не получить штраф за нарушение карантина

В начале февраля 2020 года правительство России внесло коронавирус 2019-nCoV в перечень болезней, которые представляют опасность для окружающих.

С этого момента действия, способствующие распространению этой болезни, подпадают под несколько статей административного и уголовного законодательства.

Однако в том, как эти статьи будут применяться в период пандемии и самоизоляции, остается много неясного.

Указ мэра Москвы N 34-УМ ввел в Москве режим самоизоляции с 29 марта 2020 года. Это означает, что выходить из дома можно только в случаях, указанных властями:

  • обращение за экстренной медицинской помощью или в случае иной прямой угрозы жизни и здоровью;
  • следование к месту работы, если работу не приостанавливали;
  • передвижение по территории города Москвы по поводу транспортных услуг и доставки;
  • следование к ближайшему месту приобретения товаров, услуг;
  • выгул домашних животных рядом с местом пребывания — до 100 метров;
  • вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.

Кроме того, власти закрыли на период режима повышенной готовности торгово-развлекательные организации и организации услуг общепита, чтобы избежать массового скопления людей. Руководство субъектов РФ приняло аналогичные меры для изоляции граждан и недопущения распространения коронавирусной инфекции.

Нарушение установленного режима карантина квалифицируется по специальной норме — статья 6.

3 КоАП — как нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которое выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

До принятия поправок нарушение влекло за собой административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на граждан до 500 рублей, однако в СМИ неоднократно звучали доводы, что штраф в 500 рублей не станет препятствием для жителей.

Поэтому комплекс новых поправок увеличивает ставки: норму дополнили частями 2 и 3, которые предусматривают так называемые квалифицированные составы административного правонарушения.

В частности, нарушения карантина, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, влекут за собой ответственность в размере от 15 000 до 40 000 рублей, а для должностных и юридических лиц — до 150 000 и 500 000 рублей соответственно. Если же данные действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или смерть человека, наказание будет еще строже — до одного миллиона рублей.

Также нормы КоАП были дополнены статьей 20.6.1, предусматривающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Данная статья применяется в тех случаях, когда действия лица не подлежат квалификации по статье 6.3.

Совершение данных действий влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 30 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Существует точка зрения, что статья 6.3 распространяет свое действие на тех лиц, кому в принципе запрещено покидать место жительства предписанием уполномоченного органа.

Это те, кто проходит лечение от коронавирусной инфекции на дому, а также вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. На всех остальных свое действие распространяет статья 20.6.1. КоАП РФ.

Насколько верна такая интерпретация, можно будет понять только по результатам первого применения этих норм.

Если действия нарушителя повлекли массовое заражение людей, наступит уже уголовная ответственность по статье 236 УК РФ. По сравнению с предыдущей редакцией данной статьи санкции были существенно увеличены, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (или до семи лет в случае, если действия привели к смерти двух или более лиц).

Предусмотрена также уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий: такие действия наказываются штрафом до 700 000 рублей либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

 

Контроль за соблюдением перечисленных мер возложен на органы внутренних дел. Лица, отказывающиеся выполнять законные требований сотрудников правоохранительных органов, подлежат административной или уголовной ответственности.

Существует некоторая неопределенность, что считать законным распоряжением и предписанием органа власти.

Обсуждается, в частности, вопрос, вправе ли главы субъектов федерации вводить подобные ограничения (так называемый режим самоизоляции), соответствует ли это Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку указами глав регионов существенно ущемляются основные права и свободы. Инициативная группа уже подала коллективный иск к мэру Москвы Сергею Собянину из-за режима самоизоляции.

Согласно статистике МВД РФ, по состоянию на 1 апреля было составлено 1250 протоколов об административных правонарушениях в отношении граждан, которые допустили нарушения ограничений, связанных с режимом самоизоляции. Более половины из них были составлены по статье 19.4 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению должностного лица.

Эта статья предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей. Помимо этого, были зафиксированы нарушения статей 19.5 (штрафы до 500 рублей для граждан и до 20 000 рублей для юридических лиц), а также 18.

8 КоАП РФ для иностранных граждан за нарушения миграционного режима, связанные с карантином, — штраф до 5000 рублей и/или административное выдворение за пределы РФ. 

Лишь 3 апреля стало известно о первом случае привлечения к ответственности гражданина по статье 6.3 КоАП РФ. Им стал житель Уфы, который покинул место жительства для того, чтобы переставить свой автомобиль. Ему было назначено наказание в виде штрафа по минимальному пределу — 15 000 рублей.

В связи со спешным введением все новых и новых норм неясным остается вопрос об их правовой природе, а также о способах разрешениях возникших правовых коллизий.

Даже депутаты Московской городской думы и члены Государственной думы РФ не в состоянии четко и ясно определить, кто и по какой статье подлежит ответственности в каждом конкретном случае.

К примеру, сообщают о проверке сотрудниками ДПС водителей, которые передвигаются на своем транспортном средстве, а также об уточнении цели поездки, однако нет никакой информации о санкции в случае, если водитель затрудняется назвать эту самую цель. 

Борис Булай, замглавы пресс-службы мэра Москвы, заявил: «Если люди не будут собираться большими группами, будут соблюдать режим самоизоляции и выходить на улицу лишь в экстренных случаях, то в настоящее время я не вижу предпосылок к получению штрафа».

Неясно, на основании чего сделан подобный вывод. Каковы, к примеру, критерии определения размера группы, чтобы ее можно было назвать большой, и где та грань, после которой можно вести речь об экстренности случая.

Вполне естественно, что при подобном хаосе у населения возникает все больше вопросов, на которые пока никто не может дать ответ.

Ответа на вопросы не дало и обращение президента РФ от 2 апреля. Однако, учитывая слова президента о расширении полномочий глав субъектов РФ, можно сделать вывод, что указы о соблюдении режима самоизоляции соблюдать все же стоит. Пока их незаконность не доказана в порядке административного и конституционного судопроизводства, привлечение к ответственности вполне возможно.

Вполне естественно, что на данной почве возможны злоупотребления со стороны представителей власти — в первую очередь сотрудников полиции и Росгвардии. Сделано это может быть как из-за коррупционных факторов, так и из-за желания «проконтролировать все, что контролируется». 

Установленные ограничения не конкретизируют механизм контроля за их соблюдением, порядок привлечения к ответственности и освобождение от нее.

Режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, которые устанавливают вполне конкретные ограничения и пределы полномочий государственных органов, на сегодняшний день в Российской Федерации не введены.

В подобном правовом и информационном вакууме важно не паниковать, а четко и последовательно отстаивать свои права.

Оспаривание административного правонарушения, вмененного сотрудником полиции, в сложившихся условиях станет весьма затруднительным. Однако в любом случае не стоит бояться отстаивать свои права, если вы считаете, что привлечение к ответственности необоснованно и у вас были серьезные основания для нарушения режима самоизоляции. 

Оспорить факт административного правонарушения можно как путем обжалования в вышестоящий орган, так и в суд по месту совершения предполагаемого правонарушения. Более эффективным, конечно же, видится обращение в суд, поскольку все уровни правоохранительных органов, скорее всего, возьмут курс на следование «линии партии».

При обжаловании факта привлечения к административной ответственности необходимо учесть следующие моменты:

1.

    Входите ли вы в группу лиц, на которых распространяются строгие карантинные меры? В данную группу входят лица, вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, а также лица, у которых диагностирован коронавирус без осложнений и которые проходят лечение в домашних условиях. Данной категории граждан категорически запрещено нарушать режим самоизоляции во избежание распространения эпидемии. Нарушение влечет за собой не только административную ответственность, предусмотренную статьей 6.3 КоАП РФ, но и уголовную — в случае наступления негативных последствий.

2.     В случае, если вы не входите в вышеуказанную категорию, вам разрешено покидать место самоизоляции по причинам, изложенным в соответствующих указах. В случае наличия подобных обстоятельств в жалобе необходимо максимально полно и подробно обосновать правомерность вашего выхода на улицу и необоснованность привлечения к административной ответственности в принципе.

Читайте также:  Сколько времени должно пройти между проступками, чтобы увольнение за неоднократность было законным

3.     Не стоит ссылаться на причины, которые объективно являются несерьезными, даже если вы указываете их в дополнение к более веским основаниям. Это внесет неясность в смысл жалобы и подтолкнет судью к соответствующим выводам. 

4.     Ссылаться на несоответствие норм указов глав регионов Конституции РФ и федеральному законодательству также не стоит. Пока в установленном законом порядке указы не признаны таковыми, предполагается, что они соответствуют закону. Это также отвлечет внимание судьи от действительно важной составляющей вашей жалобы.

5.     Если вы вышли на улицу без веских оснований, но при этом не относитесь к лицам, перечисленным в п. 1, необходимо доказывать этот факт во избежание привлечения к ответственности по статье 6.3. КоАП.

В таком случае ваши действия подлежат юридической оценке на основании более мягкой статьи 20.6.1 КоАП РФ. Разница в санкции: по статье 6.3 минимальный размер штрафа в 15 раз больше, чем по статье 20.6.1 (15 000 рублей против 1000 рублей).

Главным образом здесь необходимо обосновать отсутствие нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

6.     Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, а также статьей 20.6.1, рассматриваются судьями районных судов.

На практике же сложилась ситуация, при которой данные дела рассматривают мировые судьи, не уполномоченные на рассмотрение данной категории дел.

Это может стать серьезным основанием для отмены судебного решения о привлечении к административной ответственности.

7.     Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в вышестоящий суд — в отношении районного суда таковым является областной — но через суд, вынесший решение, т .е. через районный суд. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

Особняком стоит правовое регулирование административной ответственности в Москве.

К примеру, столичным КоАП введена дополнительная ответственность: 4000 рублей за несоблюдение самоизоляции для физлиц, 5000 рублей при повторном нарушении режима самоизоляции для физлиц, до 40 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 рублей для юрлиц за неисполнение требований о приостановке мероприятий и оказания услуг, 5000 рублей и эвакуация автомобиля за несоблюдение самоизоляции с использованием личного транспорта.

Относительно КоАП иных субъектов РФ можно сказать, что они существенно отстают от столичного правового регулирования, хотя во многом его и дублируют. К примеру, в Красноярске введен справочно-разрешительный режим для следования по маршруту «работа-дом». Правовое регулирование данной ситуации имеет много пробелов.

К примеру, предлагается иметь при себе объяснительную записку, в которой будет подробно указан маршрут следования и причина вашего передвижения в случае, если есть необходимость помочь недееспособному или маломобильному родственнику.

При этом абсолютно неясна правовая природа подобной объяснительной записки, а также конкретные требования к ее форме и содержанию.

Исходя из этой правовой неопределенности обращения МВД к жителям регионов выглядят как декларативные лозунги: «Не выходите на улицу без особой необходимости! Минимизируйте походы в продовольственные магазины и аптеки. Соблюдайте режим самоизоляции!». В дополнение к этому, в Московской области сотрудники МВД России проводят беседы с жителями в целях разъяснения неблагоприятных последствий нарушения режима самоизоляции.

Иркутская, Челябинская и ряд других регионов ввели обязанность «соблюдать социальное дистанцирование — 1,5 метра от других граждан. Ответственность за несоблюдение данного правила также не установлена. Данные нормы носят характер рекомендательных и рассчитаны в первую очередь на сознательность граждан.

В ряде субъектов РФ на граждан возложена обязанность иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Это вполне нормальная практика, поскольку при отсутствии данных документов сотрудник правоохранительных органов будет вынужден доставить гражданина в ОВД для установления личности и оценки доводов об обоснованности нарушения режим самоизоляции.

МВД Чукотки сообщает о том, что нарушители режима самоизоляции будут привлекаться к административной ответственности по статьям 19.4 и 6.3 КоАП РФ. Неясно, по какой причине правоохранительные органы не обращают внимание на статью 20.6.1. Скорее всего, это вызвано хаотичностью поправок и ежедневным изменением ситуации. 

Уже упомянутая Челябинская область, а также правительство Чеченской республики  пошли существенно дальше в регулировании ситуации с коронавирусом и запретили въезд на территорию соответствующих субъектов РФ, в связи с чем председатель правительства РФ уже заявил о недопустимости введения подобных мер и принятия субъектами на себя федеральных полномочий.

Для некоторых граждан сложившаяся ситуация правовой неопределенности стала возможностью для получения дополнительного преступного заработка. К примеру, в Санкт-Петербурге предприниматель задержан с поличным при продаже нескольких справок, якобы разрешавших петербуржцам передвигаться по городу в период ограничительных мер в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.

Подводя итог, необходимо выделить основные правила поведения в сложившейся ситуации:

1.

    Без необходимости не нарушать режим самоизоляции, поскольку последствия могут быть весьма неприятными, а процесс обжалования займет немало времени и сил.

2.     Вместе с тем необходимо отстаивать свои права в случае их нарушения, нельзя пускать ситуацию на самотек, так как в противном случае сформируется весьма неблагоприятная практика правоприменения.

3.     Не доверять мошенникам, которые обещают избавить от проблем и предоставить возможность свободного перемещения, невзирая на установленные ограничения.

Профильный комитет рассмотрел законопроекты о наказаниях за нарушение карантина

Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроекты,
предусматривающие административную и уголовную ответственность за нарушение режима
карантина и других санитарно-эпидемиологических правил. Поправки вносятся как в КоАП, так и в УК РФ.

Председатель Комитета Павел
Крашенинников сообщил, что предлагаемые нормы направлены на усиление
ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, в том числе
режима карантина.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции такие нарушения
несут огромную опасность для населения страны, поскольку повышают угрозу быстрого
распространения вируса.

Кроме
того, вводится административная ответственность за неправомерное завышение цен
на лекарства.

Законопроектом
предлагается установить в ст. 6.

3 КоАП административную ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (без возникновения
материальных последствий), действующих в период: режима чрезвычайной ситуации
или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего
опасность для окружающих и в период осуществления на соответствующей территории
ограничительных мероприятий (карантина).

А также за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания
(постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

За такие правонарушения
предлагается установить штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тыс.

рублей,
для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, – от 50
до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

В качестве
альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное
приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В случае если указанные
нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного
штрафа на граждан – от 150 до 300 тыс.

рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на ИП и юридических
лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут должностные лица органов
полиции и санитарно-эпидемиологического надзора. Рассматривать дела будут районные
суды.

Также предлагается ввести
новую статью 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной
ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающую ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ)
при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует
угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.

 Если указанные действия не повлекли тяжких
последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30
тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50
тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного
правонарушения, либо когда нарушение правил поведения при введении режима
повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу,
предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление
деятельности на срок до 90 дней.

Статью 14.4.2 Кодекса «Нарушение
законодательства об обращении лекарственных средств» предлагается дополнить
новой частью. В ней устанавливается административная ответственность за реализацию лекарств по завышенным ценам (с превышением допустимых предельных размеров надбавок,
устанавливаемых органами власти).

До настоящего время
размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарственных
препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Принятым Государственной
Думой 19 марта 2020 года Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60
Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при
возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство РФ
вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные
препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП.

В этой связи вводится
специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства:для
должностных лиц штраф составит от 250 до 500 тыс.

рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере
излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие
неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут сотрудники Росздравнадзора и ФАС. Рассмотрение дел находится в ведении ФАС, а в отношении санкций в виде
административного приостановления деятельности решение принимается судом.

В Уголовный кодекс предлагается
внести следующие изменения:

В статье 236 УК предлагается
ужесточить наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил,
повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей.

Наказание предусматривается в виде штрафа от 500 тыс.

до 1 млн рублей либо
лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо
лишения свободы до трех лет.

За нарушение
санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть
человека, либо сопряженное с умышленным созданием угрозы массового заболевания
и отравления людей, предлагается наказывать штрафом от 1 млн до 2 млн рублей,
либо лишением права на профессию на срок до пяти лет, либо принудительными работами
на срок до пяти лет, либо лишением свободы до пяти лет.

В случае если несоблюдение
санитарно-эпидемиологических правил повлечет по неосторожности смерть двух и более лиц, предлагается наказывать принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы до семи лет. Расследование данной, тяжкой категории
преступлений отнесено к ведению следователей Следственного комитета РФ, менее
тяжкие категории – к ведению следователей органов внутренних дел.

  • Павел Крашенинников
    подчеркнул, что в условиях пандемии неукоснительное соблюдение гражданами
    карантина и других предписанных санитарно-эпидемиологических мер поможет нашей стране справиться с опасным вирусом с наименьшими потерями, снизить — насколько это возможно —
    распространение заболевания среди населения и его последствия.
  • Как отмечалось ранее, ко второму чтению законопроект будет дополняться санкциями за распространение
    ложной информации о ситуации с коронавирусом.
  • После принятия законов
    новые нормы вступят в силу с момента официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *