Предлагается ввести квалифицированный состав в ук за фальсификацию отчётности финансовой организации (законопроект)

Представители кабмина внесли на рассмотрение парламента проект изменений в законодательство, вводящих уголовную ответственность за подделку и предоставление сфальсифицированных данных в отчетах финкомпаний – банковских структур, НПФов, кредитных компаний и т.д..

За подобного рода проступки, реализованные группой предварительно сговорившихся сотрудников, инициаторы предлагают давать по 7 лет тюремного срока.

В качестве альтернативного наказания – несколькомиллионные штрафные санкции и лишение возможности работать на определенных, в том числе руководящих должностях.

Примечательно, что Уголовный кодекс, в частности, ст. 172.1 УК, уже содержит ответственность за указанные в документе деяния.

Однако, по мнению чиновников из правительства, максимальное наказание, установленное статьей, не соответствует общественной опасности, которую создают нарушители, в контексте чего ее нужно усилить.

Более того, в случае принятия документа расширяется список субъектов преступления, в результате чего арестованными смогут быть не только руководитель и главный бухгалтер, но и рядовые технические специалисты из бухгалтерии. Документ уже есть в открытом доступе, а в парламенте планируют принять его до конца 2017 года.

7 лет за отчет

Члены кабмина предлагают ужесточить наказание для должностных лиц за подделку отчетов и прочей документации юридических лиц, осуществляющих финансовую деятельность. Данная информация, как и соответствующий документ, вносящий изменения в уголовное законодательство, размещены на официальном интернет-представительстве правительства.

Усиление наказания должно коснуться в частности сотрудников банков и других кредитных организаций, НПФов, микрофинансовых организаций, инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д. Поправки предлагается внести в ст. 172.1 УК и 160.1 УПК.

Проект закона предлагает не только усилить основные и дополнительные меры ответственности, но и расширить круг субъектов преступления, которых впоследствии осудят.

Предлагается ввести квалифицированный состав в УК за фальсификацию отчётности финансовой организации (законопроект)

Так, если сегодня размер возможного штрафа за такие деяния составляет от 300 тыс. рублей до 1 млн, то документ предлагает поднять его до 3-5 млн рублей. Альтернативное наказание в виде взыскания зарплаты или иного дохода за срок 2-4 года также предлагается усилить, повысив до 3-5 лет.

Повышается также и максимальный срок лишения свободы – вместо ныне существующих «до 4-х лет» предлагается ввести «до 7-ми лет» с параллельным запретом на работу в рамках конкретных должностей.

Но самый большой интерес вызывает предложение расширить круг субъектов преступления – теперь оно будет расследоваться в отношении организованной группы или группы лиц по предварительному сговору.

Проще говоря, наказание предлагают распространять не только на ответственных за отчетность лиц, но и тех, кто участвовал в ее подготовке и фальсификации.

Инициаторы принятия документа считают, что существующие сегодня нормы не позволяют учесть при вынесении приговора общественную опасность, которую создает виновный, а также особенности его личности.

Обеспечивая индивидуализацию уголовного наказания за подобного рода преступления, законопроект параллельно позволяет привлечь к ответственности более широкий круг лиц, что будет отвечать реалиям существующей сегодня практике правоприменения и наказания ответственных, считают в кабмине.

Эксперты связывают такое нововведение от чиновников с участившимися случаями «банкопада», предвидеть который, в силу фальсификации отчетности, не представлялось возможным.

Дело в том, что в России наблюдается повышение числа просроченных кредитов, что негативно сказывается на состоянии кредитного портфеля организации.

В такой ситуации юридическое лицо должно бронировать некую сумму на корреспондентском счету Центробанка, что еще больше ухудшает его состояние и сеет панику среди клиентов. Поэтому реальное положение дел финорганизаций часто скрывается.

Сговор и группа лиц

Всем прекрасно понятно, что ответственные лица, будь то главный бухгалтер или генеральный директор не готовят отчетность самостоятельно – в этом процессе очевидно участвуют заместители и рядовые бухгалтеры.

Введение изменений может заставить их менее легкомысленно относиться к подготовке документов отчетности и ее подделке. Они должны задуматься, что их действия теперь могут быть квалифицированы как преступление.

Это, однако, по мнению экспертов, не гарантирует, что теперь финансовая отчетность будет предоставляться честно. Центральное место в данном случае занимает правоприменительная практика.

Предлагается ввести квалифицированный состав в УК за фальсификацию отчётности финансовой организации (законопроект)

К тому же сам факт ужесточения наказания не несет никаких превентивных мер, а поэтому каких-либо принципиально новых последствий ждать не стоит. Ряд юристов указывают на то, что вводимые нормативы лишь усиливают ответственность, каких-либо мер, позволяющих реально бороться с фальсификациями и пресекать возможность подделки отчетности, законопроект не предусматривает.

Отдельного внимания заслуживает порядок квалификации предварительного сговора, определения лиц, входящих в преступную группу и т.д.

  Юристы уверены, что это создает угрозу неоправданного уголовного преследования рядовых сотрудников бухгалтерии организации, которые выполняют сугубо технические функции и в силу своих должностных обязанностей не знают о подделке документов, хотя и участвуют в ней.

Такая проблема, к слову, существует и сейчас, но документ не позволяет ее решить, наоборот, внося в законодательство еще больше неясности. Кроме того, законопроект не вводит необходимых критериев фальсификации, которая будет формировать состав преступления.

Возможны проблемы и с определением умысла лиц, которых планируется наказывать за указанные деяния. Так, помимо технических специалистов, ошибочно под уголовное преследование могут попасть специалисты, входящие в коллегиальный орган компании, принимающий решение, например, о выдаче кредитов и утверждающий отчетность.

Их одобрительное решение, например, можно будет считать сговором.

За ошибки не посадят

Вопрос ответственности, вносимой данным законопроектом, вызвал волну дискуссий как среди чиновников, так и парламентариев.

Главная проблема состоит в том, как должны выглядеть изменения, чтобы они исключали возможность привлечения к ответственности невиновных технических исполнителей или тех, кто внес неверные данные неосознанно в результате технической ошибки.

Очевидно, что привлечь к ответственности можно лишь за умышленную подделку, направленную на дезинформацию регулятора. Поэтому все внимание парламентариев и в частности членов комитета, который рассматривает предложение правительства, должно быть направлено на то, как все это прописать в законопроекте.

Предлагается ввести квалифицированный состав в УК за фальсификацию отчётности финансовой организации (законопроект)

Вместе с тем законодатели планируют рассмотреть изменения в УК в ускоренном режиме, приняв поправки уже до конца 2017 года. Стоит отметить, что это не первая мера за последнее время, направленная на усиление наказания для представителей банков. Правда, все, что предлагалось до этого, касалось исключительно владельцев и руководства кредитных и финансовых организаций.

Так, последнее время парламентарии все активнее обсуждают идею введения персональной ответственности владельцев проблемных финансовых компаний. Например, многие предлагают ввести финансовую ответственность владельцев обанкротившихся банков – мол, они должны отвечать перед вкладчиками и государством собственным имуществом.

Кроме того, регулятор уже разработал проект закона, которым предлагает запретить выезд из России владельцам недобросовестных кредитно-финансовых организаций. В Центробанке, в частности, предлагают внести изменения в нормативы, определяющие порядок въезда/выезда и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Регулятор считает, что правом инициативы запрета на выезд должен быть наделен именно Центробанк.

Таковые меры в Банке России называют мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций. В качестве превентивной меры предлагается ввести лишение лицензии. Впрочем, большинство экспертов также относится к данному предложению скептически.

Личная ответственность владельцев банков-банкротов – это, безусловно, мера необходимая, но она также не реализуема на практике.

Дабы исключить персональную ответственность, истинные владельцы банков будут попросту назначать фиктивных собственников и фиктивных руководителей, привлечь к уголовному наказанию которых не представится возможным.

Законопроект об ужесточении наказания за подделку отчетности финорганизаций РФ оказался мягче

Предлагается ввести квалифицированный состав в УК за фальсификацию отчётности финансовой организации (законопроект) Законопроект об ужесточении наказания за подделку отчетности финорганизаций РФ оказался мягче

Законопроект, ужесточающий уголовную ответственность за фальсификацию отчетности финансовых организаций, оказался мягче первоначального варианта, свидетельствуют поправки в Уголовный кодекс, одобренные правительством РФ и внесенные в Госдуму в понедельник.

Статья 172.1 УК, вводящая уголовную ответственность за фальсификацию отчетности финансовых организаций, вступила в силу в августе 2014 года. Сейчас максимальное наказание за подделку отчетности — лишение свободы сроком до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

ЦБ признавал, что эта норма работает не очень активно.

Привлечь банкиров к ответственности можно только в том случае, если ЦБ предъявил требование об устранении недостоверности отчетности, но банк это требование не выполнил.

Как правило, банки не устраняют недочеты в отчетности и просто лишаются лицензии. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что необходимо наказывать банкиров за сам факт фальсификации отчетности.

Данные по состоянию на март 2017 года показывают, что статья 172.1 УК работает неэффективно.

Так, в 2014-2016 годах в Следственный комитет направлен 21 материал о возбуждении уголовного дела за фальсификацию отчетности кредитных организаций (16 уголовных дел возбуждено, по двум материалам в возбуждении дела отказано, по трем — проводится доследственная проверка). За подделку отчетности банков было осуждено 4 лица.

В части фальсификации отчетности некредитных финансовых организаций в Следственный комитет было направлено 18 материалов по (возбуждено 8 уголовных дел, по одному материалу отказано в возбуждении дела, по 9 материалам проводится доследственная проверка).

Внесенные в Госдуму поправки увеличивают минимальный штраф за фальсификацию отчетности до 500 тыс. рублей с нынешних 300 тыс. рублей. А наказание в виде принудительных работ теперь будет обязательно сопровождаться лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (сейчас это опционально).

Однако максимальный срок лишения свободы по этой статье остается прежним — 4 года вместо 6 лет, которые обсуждались весной этого года при подготовке законопроекта.

Поправками вводится ответственность за фальсификацию отчетности организованной группой или группой лиц по предварительному сговору. Максимальный срок тюремного заключения в этом случае составит 7 лет вместо предлагавшихся ранее 10 лет.

Штраф за подделку отчетности в составе группы лиц составит от 3 млн до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет.

Мера наказания в виде принудительных работ при подделке отчетности в составе организованной группы не предусмотрена.

Не исключено, что ко второму чтению документ может быть доработано. Правительство на прошлой неделе поручило Минюсту при подготовке законопроекта к рассмотрению депутатами во втором чтении дополнительно проработать предложения Банка России о расширении перечня действий, образующих состав предусмотренного законопроектом преступления, а также об усилении наказания за его совершение.

ЦБ предлагал распространить уголовную ответственность за фальсификацию отчетности на случаи, когда реестродержатели и депозитарии предоставляют данные о ценных бумагах, которых в наличии нет, и на случаи так называемых забалансовых вкладов, то есть вкладов, которые некоторые банки собирали с населения без отражения в отчетности.

Предупреждение: Fusion Media

Фальсификация финансовых документов учета и отчетности состав преступления

  • а) внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации;
  • б) подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Банк России, публикация или раскрытие таких сведений в порядке, установленном законодательством РФ.
Читайте также:  Исправления в больничном работодателем (нюансы)

Предметом преступления являются: 1) документы бухгалтерского (финансового) учета; 2) регистры бухгалтерского учета; 3) отчетность (отчетная документация) финансовой организации. Номенклатура и порядок ведения финансовых документов учета и отчетности финансовой организации установлены Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Обязательным признаком фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации является содержание неполных или недостоверных сведений — о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе находящемся у нее в доверительном управлении, или о финансовом положении организации.

Фальсификация иных сведений о финансовом положении экономического субъекта и финансовом результате его деятельности не охватывается данным составом преступления и подлежит самостоятельной оценке. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордера, мемориальные ордера, журналы операций по счетам, оборотные ведомости, накопительные ведомости, разработочиые таблицы, реестры, книги, ведомости, инвентарные списки и др.). Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Субъектом данного деяния могут быть только руководители и ответственные должностные лица указанных в диспозиции организаций. Страховая организация — это различного рода страховые предприятия, учреждения, страховые компании, акционерные страховые общества, региональные и международные финансовые группы, совместные российско — зарубежные перестраховочные объединения (компании, товарищества. частные фирмы, государственные страховые компании и др.

  • кредитной организации,
  • страховой организации,
  • профессионального участника рынка ценных бумаг,
  • негосударственного пенсионного фонда,
  • управляющей компании инвестиционного фонда,
  • паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда,
  • клиринговой организации,
  • организатора торговли,
  • кредитного потребительского кооператива,
  • микрофинансовой организации,
  • общества взаимного страхования,
  • акционерного инвестиционного фонда

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации дополнил Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 172.1.

«Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», которая вступила в силу 2 августа 2014 года наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет.7) Две нормы, которые у нас относительно недавно появились в УК РФ и уже претерпели определенные изменения – статьи 173.1 и 173.2 УК РФ. Эти составы связаны с использованием подставных лиц при образовании, реорганизации юридического лица. На определенном этапе эти нормы появились в УК РФ, но с учетом того, как они были сформулированы, они несколько отставали от реалий, которые имелись на тот момент.

Могут ли наказать за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации?

Обязательным признаком состава данного преступления выступает цель – сокрытие предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (например – счет-фактура).

Отчитаться перед тюрьмой

Совет Федерации 9 июля примет поправки в ряд законов, которые устанавливают уголовную ответственность банкиров за фальсификацию финансовой отчетности. После визы президента проект обретет силу закона. Портал Банки. ру выяснял, поможет ли новый нормативный акт победить липовую банковскую отчетность.

Представители кредитных организаций, опрошенные порталом Банки. ру, в целом считают ужесточение ответственности за подделку отчетности своевременной мерой.

Как отмечают банкиры, появление законопроекта — результат кампании ЦБ по наведению порядка в финансовом секторе и желания ограничить аппетиты менеджеров некоторых банков.

К тому же сам факт появления уголовной ответственности за недостоверность отчетности — сильнейший мотиватор для подписывающего ее лица, считает вице-президент МТС-Банка Михаил Яценко.

В статье закона перечислены не только единоличный исполнительный орган, но и иные лица, к которым можно отнести главного бухгалтера, а также лиц, ответственных за составление бухгалтерской и иной отчетности, оформление учетных документов, что, в принципе, не исключает возможности привлечения к ответственности рядового сотрудника бухгалтерии, ведущего учет и оформление. За фальсификацию отчетности банкиры могут быть привлечены к принудительным работам, оштрафованы на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты, полученной за предшествовавшие обвинению два — четыре года.

Предусмотрена и более жесткая мера наказания — лишение свободы на срок до четырех лет с последующим лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»Мы считаем, что такие понятия, как «заведомо неполные или «ложные сведения», «искажение содержания», являются достаточно точной характеристикой, и главное здесь — направленность умысла должностного лица на сокрытие сведений», — говорит директор юридического департамента СКБ-Банка Борис Валеев.

Статья 172

С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org. Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период. ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2020 года.

Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение — возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

В статье закона перечислены не только единоличный исполнительный орган, но и иные лица, к которым можно отнести главного бухгалтера, а также лиц, ответственных за составление бухгалтерской и иной отчетности, оформление учетных документов, что, в принципе, не исключает возможности привлечения к ответственности рядового сотрудника бухгалтерии, ведущего учет и оформление.

Совет Федерации 9 июля примет поправки в ряд законов, которые устанавливают уголовную ответственность банкиров за фальсификацию финансовой отчетности. После визы президента проект обретет силу закона.

Портал Банки. ру выяснял, поможет ли новый нормативный акт победить липовую банковскую отчетность.

Впрочем, участники рынка рассматривают законопроект скорее как превентивную, а не карательную меру. «Законопроект направлен на то, чтобы повысить ответственность собственников и руководителей организаций. Однако изменить ситуацию с отчетностями одним законопроектом невозможно», — считает заместитель директора юридического департамента СБ Банка Юлия Гущина.

»Мы считаем, что такие понятия, как «заведомо неполные или «ложные сведения», «искажение содержания», являются достаточно точной характеристикой, и главное здесь — направленность умысла должностного лица на сокрытие сведений», — говорит директор юридического департамента СКБ-Банка Борис Валеев.

За фальсификацию отчетности банкиры могут быть привлечены к принудительным работам, оштрафованы на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты, полученной за предшествовавшие обвинению два — четыре года.

Предусмотрена и более жесткая мера наказания — лишение свободы на срок до четырех лет с последующим лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Банкиров посадят группами

Уголовную ответственность для банкиров за недостоверную отчетность усилят.

Статья 172.1 УК РФ. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации

В частности, будет введена ответственность за подобные преступления, совершенные группой лиц. Также к фальсификации приравняют забалансовые вклады и представление фальшивых выписок по ценным бумагам.

Кроме того, если в результате фальсификации отчетности был нанесен имущественный вред, следователи обязаны выявить имущество подозреваемых и наложить на него арест, чтобы в случае вынесения обвинительного приговора взыскать убытки за счет этого имущества.

Сегодня Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минюста об ужесточении уголовной ответственности за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций. Поправки вносятся в ст. 172.1 УК РФ и ст.

160.1 УПК РФ. Сейчас за подобное преступление отвечающий за достоверность отчетности может быть оштрафован на 300 тыс.–1 млн руб., привлечен к принудительным работам до пяти лет или же лишен свободы на срок до четырех лет. При этом действующая редакция ст. 172.1 УК РФ не делает различий между совершением преступления одним лицом или группой.

Проект же вводит дополнительную ответственность для группы лиц — штраф 3–5 млн руб., лишение свободы на срок до семи лет. Ужесточение ответственности за фальсификацию отчетности банков — давняя идея ЦБ.

Еще год назад глава юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов ратовал за увеличение срока максимального срока за подобные преступления, чтобы преступление перешло в состав особо тяжких.

В законопроекте это предложение реализовано в отношении группы лиц. Усиление ответственности для составителей (фальсификаторов) отчетности идет параллельно с усилением ответственности аудиторов за ее заверение.

Ответственность за фальсификацию отчетности будет ужесточена

Уголовную ответственность для банкиров за недостоверную отчетность усилят. В частности, будет введена ответственность за подобные преступления, совершенные группой лиц. Также к фальсификации приравняют забалансовые вклады и представление фальшивых выписок по ценным бумагам.

Ужесточение ответственности за фальсификацию отчетности банков — давняя идея ЦБ. Еще год назад глава юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов ратовал за увеличение срока максимального срока за подобные преступления, чтобы преступление перешло в состав особо тяжких.

В законопроекте это предложение реализовано в отношении группы лиц.

Сегодня Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект Минюста об ужесточении уголовной ответственности за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций. Поправки вносятся в ст.

172.1 УК РФ и ст. 160.1 УПК РФ.

Оглашение постановления по делу экс-директора «Северной казны»

Сейчас за подобное преступление отвечающий за достоверность отчетности может быть оштрафован на 300 тыс.–1 млн руб., привлечен к принудительным работам до пяти лет или же лишен свободы на срок до четырех лет. При этом действующая редакция ст.

172.1 УК РФ не делает различий между совершением преступления одним лицом или группой. Проект же вводит дополнительную ответственность для группы лиц — штраф 3–5 млн руб., лишение свободы на срок до семи лет.

Обсуждая проходящую реформу аудита в России, в том числе и усиление ответственности аудитора за достоверность отчетности, глава департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицина отмечала, что одновременно необходимо привлекать к ответственности и другую сторону — непосредственных составителей отчетности.

Юристы с опытом и навыками по

Юристы, адвокаты по ст.172.1 УК РФ (Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации).

Читайте также:  Срок представления требования по гарантии соблюден в момент отправки: позиция вс рф

Оценка ситуации, экспертиза имеющихся доказательств на предмет перспектив по задаче (проекту) Клиента;

Изложенного более, чем достаточно, чтобы признать, что по делам, спорам, операциям или сделкам требуется юридическая помощь. Юридические услуги предоставляются одним из следующих способов: Клиент вправе направить запрос с конкретным заданием для Фирмы в любой удобной ему форме и приемлемое время – электронная почта, телефон, skype, личная встреча.

Что такое фальсификация

  • при проведении референдума или выборов, то есть в избирательном процессе;
  • в финансовой сфере деятельности;
  • при составлении решения общего собрания хозяйственного общества.

Как правило, для подтверждения достоверности доказательств суд назначает проведение экспертизы. На проверку сведений, изложенных в заявлении о фальсификации, в рамках исследования может уйти 2–4 месяца.

Все это время будет перерыв в рассмотрении дела.

И только тогда, когда будут известны результаты экспертизы, рассмотрение дела продолжится.

Термин «фальсификация расшифровывается как подделка вещи или документа. Фальсификация документов – это осуществление действий по внесению в документы ложных сведений. Частью 2 статьи 303 УК РФ предусмотрена ответственность за искажение доказательств в уголовном производстве для.

Госдума рассмотрит закон о наказании за подделку финансовых документов

Сейчас ответственность за фальсификацию финансовых документов установлена статьей 172 УК. Максимальное наказание за такое правонарушение предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет.

Согласно этим поправкам, для ограничения выезда банкиров заявление «об оперативно-розыскных мероприятиях будет подавать ЦБ. Для этого потребуется утверждение комитетом банковского надзора ЦБ или советом директоров ЦБ плана участия Агентства по страхованию вкладов «в осуществление мер по предупреждению банкротства кредитной организации, либо решение об отзыве лицензий.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций. Об этом сообщается на сайте кабмина.

За такие действия предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 3 до 5 млн рублей или заработной платы или другого дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет и права занимать определенные должности до трех лет.

По его словам, исходя из законопроекта также не совсем ясно, что будет являться критериями фальсификации, которые попадут под уголовный состав. При этом юрист считает, что будет сложно определить умысел группы лиц для вменения данного состава на практике.

С учетом вышеизложенного, представляется, что деяние, заключающееся в умышленной существенной фальсификации учета и отчетности кредитных организаций, действительно, заслуживает того, чтобы находиться среди составов преступлений, закрепленных в УК РФ.1.

Необходимо определиться с терминологией.

Фальсификация финансовых документов учета и отчетности состав преступления? Так, используемый в наименовании статьи термин «недостоверность не повторяется затем при характеристике объективной стороны состава преступления.

  • уплата штрафа от 300 – 1000 тыс. рублей, который может быть заменен удержанием дохода лица, признанного виновным, за период от двух до четырех лет;
  • принудительными работами или заключением в тюрьму на срок до пяти и четырех лет соответственно, причем факт отбытия наказания может быть дополнен запретом занимать руководящие должности в течение периода до трех лет.

ü нарушение критерия признания выручки и расходов, заключающегося в признании выручки в одном отчетном периоде, а расходов, связанных с ее получением, — в другом, что приводит к искажению результативных показателей деятельности организации;ü схемы с участием дочерних и зависимых организаций (схема «двойных продаж для отражения завышенной прибыли, схема завышения гудвилла через необоснованное увеличение цены акций, реализуемых дочерней компании).

Читайте другие статьи на сайте:

Бухгалтерам накинут срок за фальсификации

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций. За такое деяние, совершенное группой лиц, можно будет давать до семи лет.

Эксперты опасаются, что к уголовной ответственности будут привлекать даже технических специалистов из бухгалтерии. Как сообщил «Газете.

Ru» глава финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков, документ планируется принять до конца этого года.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций. Об этом сообщается на сайте кабмина.

Новшество коснется сотрудников банков, страховых организаций, НПФ. Изменения предполагают внести в статью 172.1 Уголовного кодекса и статью 160.1 Уголовно-процессуального кодекса. Законопроект устанавливает ответственность за фальсификацию финансовых документов, организованную группой лиц по предварительному сговору.

За такие действия предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 3 до 5 млн рублей или заработной платы или другого дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет и права занимать определенные должности до трех лет.

Как поясняют в правительстве, это позволит суду назначать наказание с учетом степени общественной опасности деяния и личности виновного, а также обеспечит индивидуализацию уголовной ответственности.

Сейчас ответственность за фальсификацию финансовых документов установлена статьей 172 УК. Максимальное наказание за такое правонарушение предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности до трёх лет.

При этом в действующей редакции не предусмотрена ответственность за фальсификацию отчетности, организованную группой лиц. Но это не соответствует правоприменительной практике, отмечается на сайте кабмина.

Как объясняет партнер юридической компании Vinder Law Office Екатерина Булдакова, часто из-за роста просрочки у заемщиков ухудшается кредитный портфель банка. В таком случае банк обязан резервировать средства на корсчете в ЦБ, что отягощает его финансовое состояние и пугает клиентов банка. Поэтому банки стараются в такой ситуации не показывать реальную картину.

По словам юриста, очевидно, что только руководитель не может «рисовать» отчетность в одиночку, как минимум он делает это с кем-то из бухгалтеров и с кем-то из заместителей.

«В теории ужесточение ответственности может заставить сотрудников банка задуматься о последствиях своих действий, связанных с участием в подготовке фальсифицированной отчетности. Тем не менее гарантий того, что введение более строгого наказания обеспечит более честную, достоверную отчетность, нет. Все сильно зависит от правоприменения», — говорит Екатерина Булдакова.

Ряд юристов скептически относятся к этой инициативе. «Ужесточение наказания, которое предусматривает данный законопроект, не приведет к чему-то принципиально новому и вряд ли позволит искоренить проблему фальсификации финансовых документов», — комментирует партнер юридической группы «Стрижак и Партнеры» Вячеслав Косаков.

«Более того, встает логичный вопрос о том, каким именно образом будет определяться сговор группы лиц?», — задает вопрос юрист.

Не будут ли в таком случае попадать под статью и привлекаться к уголовной ответственности сотрудники, которые просто выполняют технические функции и заносят данные в базы, например, рядовые работники бухгалтерии финансовой организации?

Эта проблема существует и сейчас, но законопроект не дает никаких ответов, делая ситуацию только более запутанной, считает Вячеслав Косаков.

По его словам, исходя из законопроекта также не совсем ясно, что будет являться критериями фальсификации, которые попадут под уголовный состав. При этом юрист считает, что будет сложно определить умысел группы лиц для вменения данного состава на практике.

«К примеру, должны ли отвечать по данному составу преступления специалисты, входящие в состав кредитного комитета банка, одобрившие выдачу кредита «технической» компании и при этом занизившие размер резерва банка? Будет ли такое одобрение считаться сговором?!» — задается вопросом эксперт.

Как объяснил «Газете.Ru» председатель финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков, вопрос о том, как прописать эту ответственность, дискуссионный.

«За технические ошибки не должна наступать уголовная ответственность, будем смотреть, как все это прописать», — отметил Аксаков в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» и добавил, что «должен быть умысел, желание дезинформировать ЦБ».

В то же время, по словам депутата, законопроект предполагается рассмотреть в ускоренном порядке.

Это не первая инициатива по наказанию сотрудников банков за последнее время. Правда, предыдущие инициативы касались в основном руководителей и бенефициаров кредитных организаций.

Как сообщала ранее «Газета.Ru», депутаты, например, обсуждают идею ввести личную ответственность для собственников и руководителей проблемных банков. Они должны отвечать личным имуществом за недобросовестную деятельность, уверены они.

Недавно стало известно также о том, что Банк России разработал законопроект, предусматривающий ограничение права на выезд из России недобросовестных руководителей и владельцев кредитных организаций.

Для этого предлагается дополнить федеральный закон «О центральном банке РФ» новой статьей 75.2, внести поправки в законы о порядке выезда и въезда в РФ и «Об оперативно-розыскной деятельности».

Согласно этим поправкам, для ограничения выезда банкиров заявление «об оперативно-розыскных мероприятиях» будет подавать ЦБ. Для этого потребуется утверждение комитетом банковского надзора ЦБ или советом директоров ЦБ плана участия Агентства по страхованию вкладов «в осуществление мер по предупреждению банкротства» кредитной организации, либо решение об отзыве лицензий.

Впрочем, как комментировал «Газете.Ru» эту инициативу начальник управления банка БКФ Максим Осадчий, реализация этих инициатив приведет к тому, что возникнет институт фиктивных собственников и фиктивных топ-менеджеров.

Наталия ЕРЕМИНА

Ответственность за фальсификацию финансовой отчетности станет жестче

Для сведения руководителей финансовых организаций, их клиентов и юристов. Правительство России одобрило ужесточение уголовной ответственности за фальсификацию финансовой отчетности. Кроме того, часть контролирующих функций должна перейти к полиции, которая сможет самостоятельно оценивать документы и направлять необходимую информацию в Следственный комитет без санкции Центробанка РФ.

Правительство РФ одобрило законопроект, который разработал Минюст России пункта 14 Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Документ должен вности изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Чиновники предлагают усилить ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации.

Кроме того, в Банке России считают, что полиция должна получить одинаковые полномочия с ЦБ РФ, чтобы иметь возможность самостоятельно инициировать вопрос о возбуждении уголовного дела за фальсификацию банковской финансовой отчетности. Такой точкой зрения поделился с журналистами глава юридического департамента Центробанка Алексей Гузнов.

Уголовная ответственность должна стать жестче

В настоящее время статьей 172.1 УК РФ предусмотрено уголовное наказание за подделку финансовой отчетности. При этом виновное в таком преступлении лицо может максимально получить четыре года лишения свободы с запретом занимать определенные должности на срок до трех лет.

Однако за фальсификацию финансовой отчетности, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, эта статья ответственности не предусматривает.

В Правительстве отмечают, что такое положение дел не соответствует правоприменительной практике, поэтому в статью букдет добавлен новый пункт, предусматривающий такую ответственность.

За такие групповые фальсификации чиновники предлагают ввести наказание в виде штрафа в размере 3-5 млн рублей или лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать некоторые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет. Кроме того, нормы статьи 160.

1 УПК РФ, предусматривающей меры по обеспечению гражданского иска, будут распространены на ситуации, когда мерой наказания является конфискация имущества, штраф или другие имущественные взыскания. В этих случаях суд или следователь также сможет установливать арест на имущество обвиняемого лица.

Читайте также:  Увольнение за прогул - статья и особенности процедуры

Без санкции финансового регулятора нельзя привлечь к ответственности

Кроме того, Центробанк РФ не доволен тем, как работает норма из статьи 172.1 УК РФ на практике. Ведь для привлечения банкиров к уголовной ответственности предусмотрена достаточно сложная процедура.

Следственный комитет может возбудить уголовное дело по такому факту только после того, как ЦБ РФ самостоятельно уличит финансовое учреждение в невыполнении требования об устранении недостоверности в отчете.

Без такой санкции регулятора полиция не может доказать факт самого преступления.

Поэтому финансовый регулятор предлагает разрешить полиции направлять документы в Следственный комитет без привязки к предписанию ЦБ РФ об устранении имеющихся нарушений.

Причем инициировать вопрос о возбуждении уголовного дела должны также другие органы, которые обладают такого рода полномочиями с точки зрения Уголовно-процессуального кодекса, в частности, сами органы полиции.

Кроме того, по словам представителя Центробанка, финансисты продолжают обсуждение поправок в Уголовный кодекс РФ об ужесточении наказания за фальсификацию отчетности банков и финансовых организаций. Если такие поправки примут, то максимальный срок лишения свободы за преступления такого рода будет достигать шести лет, а сами преступления переведут в категорию тяжких.

Правительство обсудит ужесточение ответственности за фальсификацию отчетности финорганизаций

Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрит законопроект об ужесточении уголовной ответственности за фальсификацию документов учета и отчетности финансовых организаций, вводящий наказание за подделку отчетности в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группой, пишет «Интерфакс».

Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса РФ и статью 160.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ» разработан Минюстом во исполнение подпункта «а» пункта 14 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

Статья 172.1 УК, вводящая уголовную ответственность за фальсификацию отчетности финансовых организаций, вступила в силу в августе 2014 года. Сейчас максимальное наказание за подделку отчетности — лишение свободы сроком до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

ЦБ признавал, что эта норма не очень активно работает.

Привлечь банкиров к ответственности можно только в том случае, если ЦБ предъявил требование об устранении недостоверности отчетности, но банк это требование не выполнил.

Как правило, банкиры до этого не доводят, и у кредитной организации просто отзывается лицензия. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что необходимо наказывать банкиров за сам факт фальсификации отчетности.

Законопроектом предлагается дополнить статью 172.

1 УК РФ нормой, которой будет установлено наказание в виде штрафа в размере от 3 млн до 5 млн рублей или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Первоначальная версия поправок в УК предусматривала более жесткое наказание за фальсификацию отчетности в составе группы лиц — до 10 лет лишения свободы.

Введение этой нормы позволит суду назначать наказание с учетом степени общественной опасности деяния и личности виновного, обеспечит индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности.

Ранее источники «Интерфакса» говорили, что поправки также увеличивают минимальный штраф за фальсификацию отчетности до 500 тыс. рублей с нынешних 300 тыс. рублей.

А наказание в виде принудительных работ теперь будет обязательно сопровождаться лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (сейчас это опционально).

Кроме того, Минюст предлагал увеличить до 6 лет максимальный срок лишения свободы за подделку финансовых документов.

Более того, уголовную ответственность за фальсификацию отчетности также предлагается распространить на случаи, когда реестродержатели и депозитарии предоставляют данные о ценных бумагах, которых в наличии нет, и на случаи так называемых забалансовых вкладов, то есть вкладов, которые некоторые банки собирали с населения без отражения в отчетности.

Законопроектом также предлагается внести изменения в Статью 160.

1 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ «Меры по обеспечению гражданского иска», устанавливающую, что в случае совершения преступления, которым причинен имущественный вред, следователь или дознаватель обязаны принять меры по установлению имущества подозреваемого или обвиняемого либо лиц, несущих ответственность за вред, причиненный подозреваемым или обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество.

  • Действие статьи предлагается распространить на случаи, когда за совершенное преступление предусмотрена конфискация имущества либо наказание в виде штрафа или другие имущественные взыскания.
  • При этом предполагается, что меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые несут ответственность за причиненный им вред, а также меры по наложению ареста на имущество должны быть приняты следователем или дознавателем незамедлительно.
  • Источник: Псковская Лента Новостей

Бухгалтерам накинут срок за фальсификации

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций. За такое деяние, совершенное группой лиц, можно будет давать до семи лет. Эксперты опасаются, что к уголовной ответственности будут привлекать даже технических специалистов из бухгалтерии. Как сообщил «Газете.Ru» глава финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков, документ планируется принять до конца этого года.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за фальсификацию отчетности финансовых организаций. Об этом сообщается на сайте кабмина.

Новшество коснется сотрудников банков, страховых организаций, НПФ. Изменения предполагают внести в статью 172.1 Уголовного кодекса и статью 160.1 Уголовно-процессуального кодекса. Законопроект устанавливает ответственность за фальсификацию финансовых документов, организованную группой лиц по предварительному сговору.

За такие действия предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 3 до 5 млн рублей или заработной платы или другого дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишение свободы на срок до семи лет и права занимать определенные должности до трех лет.

Как поясняют в правительстве, это позволит суду назначать наказание с учетом степени общественной опасности деяния и личности виновного, а также обеспечит индивидуализацию уголовной ответственности.

Сейчас ответственность за фальсификацию финансовых документов установлена статьей 172 УК. Максимальное наказание за такое правонарушение предусматривает лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности до трёх лет.

При этом в действующей редакции не предусмотрена ответственность за фальсификацию отчетности, организованную группой лиц. Но это не соответствует правоприменительной практике, отмечается на сайте кабмина.

Как объясняет партнер юридической компании Vinder Law Office Екатерина Булдакова, часто из-за роста просрочки у заемщиков ухудшается кредитный портфель банка. В таком случае банк обязан резервировать средства на корсчете в ЦБ, что отягощает его финансовое состояние и пугает клиентов банка. Поэтому банки стараются в такой ситуации не показывать реальную картину.

По словам юриста, очевидно, что только руководитель не может «рисовать» отчетность в одиночку, как минимум он делает это с кем-то из бухгалтеров и с кем-то из заместителей.

«В теории ужесточение ответственности может заставить сотрудников банка задуматься о последствиях своих действий, связанных с участием в подготовке фальсифицированной отчетности. Тем не менее гарантий того, что введение более строгого наказания обеспечит более честную, достоверную отчетность, нет. Все сильно зависит от правоприменения», — говорит Екатерина Булдакова.

Ряд юристов скептически относятся к этой инициативе. «Ужесточение наказания, которое предусматривает данный законопроект, не приведет к чему-то принципиально новому и вряд ли позволит искоренить проблему фальсификации финансовых документов», — комментирует партнер юридической группы «Стрижак и Партнеры» Вячеслав Косаков.

«Более того, встает логичный вопрос о том, каким именно образом будет определяться сговор группы лиц?», — задает вопрос юрист.

Не будут ли в таком случае попадать под статью и привлекаться к уголовной ответственности сотрудники, которые просто выполняют технические функции и заносят данные в базы, например, рядовые работники бухгалтерии финансовой организации?

Эта проблема существует и сейчас, но законопроект не дает никаких ответов, делая ситуацию только более запутанной, считает Вячеслав Косаков.

По его словам, исходя из законопроекта также не совсем ясно, что будет являться критериями фальсификации, которые попадут под уголовный состав. При этом юрист считает, что будет сложно определить умысел группы лиц для вменения данного состава на практике.

«К примеру, должны ли отвечать по данному составу преступления специалисты, входящие в состав кредитного комитета банка, одобрившие выдачу кредита «технической» компании и при этом занизившие размер резерва банка? Будет ли такое одобрение считаться сговором?!» — задается вопросом эксперт.

Как объяснил «Газете.Ru» председатель финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков, вопрос о том, как прописать эту ответственность, дискуссионный.

«За технические ошибки не должна наступать уголовная ответственность, будем смотреть, как все это прописать», — отметил Аксаков в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» и добавил, что «должен быть умысел, желание дезинформировать ЦБ».

В то же время, по словам депутата, законопроект предполагается рассмотреть в ускоренном порядке.

Это не первая инициатива по наказанию сотрудников банков за последнее время. Правда, предыдущие инициативы касались в основном руководителей и бенефициаров кредитных организаций.

Как сообщала ранее «Газета.Ru», депутаты, например, обсуждают идею ввести личную ответственность для собственников и руководителей проблемных банков. Они должны отвечать личным имуществом за недобросовестную деятельность, уверены они.

Недавно стало известно также о том, что Банк России разработал законопроект, предусматривающий ограничение права на выезд из России недобросовестных руководителей и владельцев кредитных организаций.

Для этого предлагается дополнить федеральный закон «О центральном банке РФ» новой статьей 75.2, внести поправки в законы о порядке выезда и въезда в РФ и «Об оперативно-розыскной деятельности».

Согласно этим поправкам, для ограничения выезда банкиров заявление «об оперативно-розыскных мероприятиях» будет подавать ЦБ. Для этого потребуется утверждение комитетом банковского надзора ЦБ или советом директоров ЦБ плана участия Агентства по страхованию вкладов «в осуществление мер по предупреждению банкротства» кредитной организации, либо решение об отзыве лицензий.

Впрочем, как комментировал «Газете.Ru» эту инициативу начальник управления банка БКФ Максим Осадчий, реализация этих инициатив приведет к тому, что возникнет институт фиктивных собственников и фиктивных топ-менеджеров.

Источник:  https://www.gazeta.ru/business/2017/

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *