Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при проверках

06.11.2019 Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при проверках

Гоструда обнародовало доработанный проект постановления КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Данным документом будут утверждены:

  • Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;
  • Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде;
  • Положение о порядке выдачи должностным лицам исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин удостоверений инспектора труда.

В проекте этого документа так и осталась норма, согласно которой инспекторы труда при наличии служебного удостоверения имеют право беспрепятственно, без предварительного уведомления осуществлять инспекционные посещения, в т.ч.

при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии соответствующих оснований, самостоятельно беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.

  • Инспекционные посещения будут проводиться, в частности, по информации:
  • 1) Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
  • 2) ГФС и ее территориальных органов относительно:
  • несоответствия количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • фактов нарушения законодательства о труде, выявленных при осуществлении контрольных полномочий;
  • фактов осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателей, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;

3) ПФУ и его территориальных органов относительно:

  • работодателей, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателей, у которых касательно работников отсутствует уведомление о приеме на работу;
  • работодателей, у которых в течение месяца количество работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работников, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя свыше года;
  • работодателей, по которым у работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об отпусках»;
  • работодателей, у которых в течение года не повышалась заработная плата или сумма повышения меньше суммы начисленной индексации;
  • работодателей, у которых 30 и более процентов работников трудятся на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.
  • Источник: Интерактивная бухгалтерия – не забудьте оформить подписку на любимое издание!
  • Инспекторам труда предоставят право приходить с проверкой беспрепятственно и без предупреждения обновлено: Апрель 21, 2017 автором: adminИнспекторам труда предоставят право приходить с проверкой беспрепятственно и без предупреждения
  • Источник:

Права работодателя при проведении проверки трудовой инспекцией | первый консалтинговый центр

Права работодателя при проведении проверки установлены нормами ст.21 Закона № 294-ФЗ и п.8 Административного регламента.

  • Работодатель вправе:
  • 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
  • Трудовые инспекторы, в свою очередь, не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Исключение из этого правила – причинение вреда жизни и здоровью граждан (ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

  1. Однако работодателю не стоит злоупотреблять этим правом, то есть создавать формальные препятствия для проведения проверки.
  2. 2) получать от трудовой инспекции (трудового инспектора) информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ.
  3. В этой связи работодатель вправе:
  • ознакомиться со служебным удостоверением трудового инспектора (п.4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ);
  • потребовать у трудового инспектора копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) трудовой инспекции, в котором должны быть отражены: полномочия проводящих выездную проверку лиц, цели, задачи, основания проведения выездной проверки, виды и объем мероприятий по контролю, сроки и условия проведения проверки. Эта копия должна быть заверена печатью трудовой инспекции (п.З ст. 14 Закона № 294-ФЗ);
  • в целях подтверждения полномочий проверяющих лиц работодатель вправе потребовать представить информацию о трудовой инспекции, а также об экспертах, экспертных организациях;
  • Первый Консалтинговый Центр оказывает полный перечень услуг по аудиту соблюдения трудового законодательства (подробнее…)
  • 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями трудовых инспекторов;
  • 4) обжаловать действия (бездействие) трудовых инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
  • Теперь остановимся на тех правилах, которые работодатель обязан соблюдать при проведении проверки.

Итак, при выездной проверке работодатель обязан предоставить трудовым инспекторам возможность беспрепятственного доступа в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения (п.5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

И при выездной, и при документарной проверке работодатель обязан представить документы, необходимые для проверки.

При документарной проверке работодатель представляет копии документов в ответ на запрос трудовой инспекции. Срок представления запрашиваемых документов – 10 дней со дня получения запроса (п.5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

При выездной проверке работодатель обязан предоставить трудовым инспекторам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки.

Отметим, что такая обязанность возникает у работодателя только в том случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки (п.5 ст.12 Закона № 294-ФЗ).

Кроме того, при проведении проверки работодатель обязан обеспечить присутствие руководителей (иных должностных лиц, уполномоченных представителей) организации. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей (ст.25 Закона № 294-ФЗ, п.8 Административного регламента).

  1. Другие материалы по теме:
  2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  3. ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  4. ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  5. ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  6. ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  7. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ
  8. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  9. ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
  10. ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
  11. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  12. СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  13. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  15. КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
  16. МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  17. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  18. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Источник:

На что в первую очередь обращают внимание инспекторы труда в ходе проверок? Каковы основные нарушения трудового законодательства, выявляемые при проверках государственной трудовой инспекции?

Все зависит от того, какая именно предстоит проверка — плановая или внеплановая (по жалобе, заявлению работников либо информации, поступившей из правоохранительных органов, органов государственной власти и т. п.).

В любом случае инспектор обязательно обратит внимание на оформление трудовых отношений, ведение учета рабочего времени, установление и выплату зарплаты. Данные три группы нарушений трудового законодательства являются наиболее распространенными.

Рассмотрим их подробнее.

Трудовые договоры с работниками инспекторы изучают особенно тщательно. Основные нарушения здесь связаны со следующим:

1) несоблюдение письменной формы заключаемых трудовых договоров;

2) подмена трудовых договоров гражданско-правовыми соглашениями о труде (договорами подряда, возмездного оказания услуг и т. п.);

  • 3) отсутствие в трудовых договорах ряда обязательных условий, в частности, указания трудовой функции, оплаты труда, характеристик условий труда, режима труда и отдыха, видов и условий социального страхования;
  • 4) заключение срочных договоров на выполнение работ, носящих очевидно постоянный характер и не подпадающих под ст. 59 ТК РФ;
  • 5) установление испытательного срока для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций более шести месяцев, а для остальных сотрудников — более трех месяцев;
  • 6) неознакомление сотрудников с приказами о приеме на работу;
  • 7) прием на работу без оформления трудовых книжек;
  • 8) включение в трудовые договоры норм, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Например, внесение в указанный договор условий о том, что при невыполнении работником должностной инструкции работодатель может сократить размер зарплаты за текущий месяц, о возможности для работодателя в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в трудовой договор;
  • 9) невыдача одного экземпляра трудового договора на руки сотруднику;
  • 10) неознакомление сотрудников при приеме на работу с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Добавим, что использовать в трудовом договоре формулировки «с оплатой согласно штатному расписанию» без точного указания размера оклада (тарифной ставки) нельзя — это нарушает положения ст. 57 ТК РФ.

Устанавливать на период испытательного срока меньшую зарплату тоже неверно — не соблюдается требование ст. 132 ТК РФ о равной плате за равный труд.

В срочном трудовом договоре нужно в обязательном порядке указывать основание его срочности (ст. 59 ТК РФ).

Ко второй группе (учет рабочего времени) относятся, например, такие нарушения:

1) в учреждении отсутствуют графики отпусков;

К сведению. График отпусков должен быть утвержден не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).

  1. 2) работникам предоставляются денежные компенсации взамен неиспользованных дней очередного оплачиваемого отпуска (исключением здесь является предоставление компенсации при увольнении);
  2. 3) привлечение сотрудников к сверхурочной работе не подкреплено приказом по учреждению;
  3. 4) не получено согласие сотрудника на работу в выходные и праздники.
  4. В части оплаты труда (третья группа) проблемными моментами, как правило, являются:
  5. 1) несвоевременная выплата зарплаты;
  6. 2) выплата зарплаты один раз в месяц;
  7. 3) непредоставление работнику расчетного листа;
  8. 4) форма расчетного листа, не утвержденная руководителем учреждения;
  9. 5) задержки расчета с уволенными работниками, невыплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
  10. 6) ошибки в оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, при работе в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, а также ошибки в начислении и выплате отпускных, оплате сверхурочных работ;
  11. 7) выплата вознаграждения в виде премий, надбавок работникам, не урегулированная внутренним локальным актом учреждения (положением об оплате труда).
  12. Кроме того, трудовой инспектор будет изучать внутренние локальные акты учреждения — коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных и др.
  13. Таким образом, при подготовке к визиту трудового инспектора целесообразно провести сплошную проверку внутри учреждения на предмет выявления нарушений трудового законодательства.

Источник:

Как правильно пожаловаться в Государственную инспекцию труда на работодателя

20 кадровых ошибок, которые инспекторы находят при проверках

Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при проверках

Любую компанию рано или поздно посетит инспектор ГИТ. Даже если сотрудники не имеют привычки жаловаться на работодателя, плановые проверки никто не отменял. Узнать, придет ли к вам инспектор в этом году, можно на сайте Роструда или трудовой инспекции вашего региона.

Если вы попали в список плановых проверок ГИТ, начинайте готовиться к визиту трудового инспектора. Выясните, на каких кадровых участках есть проблемы. Чаще всего инспекторы находят недочеты в трудовых договорах и локальных актах. Причем за каждый состав нарушения они выписывают отдельный штраф.

Кроме того, каждое нарушение все равно придется устранять в месячный срок. Поэтому чем больше нарушений вы исправите до начала проверки, тем меньше штрафов вы заплатите по ее итогам. Поставьте себе цель пройти проверку без штрафов и предписания. Она вполне осуществима.

Проверьте локальные акты на наличие необходимых сведений

При плановой проверке инспектор запросит у вас копии всех локальных актов. Есть такие акты, которые обязательны для любой компании. Если вы не представите их инспектору, он вас оштрафует.

Это: положения об оплате труда, о персональных данных работников, инструкции по охране труда и правила внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР).

Проверьте, есть ли у вас такие документы и в каком они состоянии.

Читайте также:  Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-фз

Некоторые компании разрабатывают специальные локальные акты с учетом особенностей своей деятельности.

Например, если компания применяет вахтовый метод, она разрабатывает локальный акт, который регламентирует порядок применения этого метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ).

Или положение о командировках — если направляет в них работников (ч. 4 ст. 168 ТК РФ). Отсутствие специальных локальных актов обернется для таких компаний штрафом.

Разберем типичные ошибки, характерные для всех локальных актов.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

вам нужно предоставить инспектору только те документы, которые относятся к предмету проверки (ст. ст. 11, 12 и 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; далее — Закон № 294-ФЗ). Предмет проверки ГИТ — соблюдение работодателем трудового законодательства (ст. 360 ТК РФ). Поэтому не передавайте инспектору документы по страховым взносам или налогам.

Ошибка № 1: локальные акты не согласованы с профсоюзом. Сначала инспектор проверит, учитывали ли вы мнение профсоюза, когда принимали локальные акты (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обратите внимание, что если профсоюз объединяет менее половины работников компании, его мнение учитывать не нужно (ст. 37 ТК РФ).

Кроме того, учитывать мнение профсоюза по конкретному локальному акту вы обязаны, если закон это оговаривает. Например, правила внутреннего трудового распорядка принимают с учетом мнения профсоюза (ст. 190 ТК РФ). А вот положение о командировках согласовывать с профсоюзом вы не обязаны. Если только вы не оговорили это в коллективном договоре.

Насчет обязательных документов: проведите процедуру принятия локального акта заново, если профсоюз не принимал в этом участия.

Ошибка № 2: работники не ознакомлены с локальными актами. Затем инспектор выяснит, ознакомили ли вы работников до подписания трудовых договоров с теми локальными актами, которые связаны с их трудовой деятельностью (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). А если после трудоустройства работников вы вносили в локальные акты изменения или издавали новые, то и с ними (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

На практике компании знакомят работников с локальными актами тремя способами. Способ первый — компания ведет журнал, в котором работники расписываются об ознакомлении с локальными актами.

Способ второй — к каждому локальному акту компании подшивают ознакомительный лист. В нем работники расписываются о том, что ознакомились с конкретным локальным актом.

Этот способ удобен тем, что позволяет оперативно проверить, кто из работников ознакомлен с локальными актами, а кто нет.

Третий способ заключается в том, что работник в конце трудового договора расписывается об ознакомлении под списком локальных актов. Минус этого способа в том, что инспектор вправе будет затребовать у вас копии всех трудовых договоров. Иначе вы не сможете подтвердить, что ознакомили работников с локальными актами.

Если вы не ознакомили всех или часть работников с локальными актами, исправьте это. Подготовьте к каждому локальному акту ознакомительный лист либо оформите ознакомительный журнал и попросите работников в них расписаться.

Теперь поговорим об ошибках в ПВТР и положении об оплате труда. В этих локальных актах инспекторы находят множество недочетов.

Ошибка № 3: в ПВТР не прописана ответственность работодателя. Трудовой кодекс РФ оговаривает базовые положения, которые работодатели обязаны регламентировать в ПВТР (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). Это: порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания.

Обычно компании не прописывают в ПВТР положения о своей ответственности (дисциплинарной, моральной и материальной). Это нарушение инспекторы выявляют в 9 из 10 плановых проверок.

Чтобы исправить нарушение, продублируйте в ПВТР положения глав 37 и 38 ТК РФ о материальной ответственности и ст. 237 ТК РФ о возмещении работнику морального вреда. Также пропишите порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя компании, руководителей структурных подразделений и их заместителей (ст. 195 ТК РФ).

Ошибка № 4: в ПВТР не закреплен второй выходной день. Другая ошибка — работодатели не закрепляют в ПВТР второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе (помимо общего выходного дня — воскресенья). Это нарушение ч. 2 ст. 111 ТК РФ. Второй выходной день вы вправе установить по своему усмотрению. В 99% компаний это суббота.

Теперь рассмотрим нерабочие праздничные дни. Многие работодатели годами используют одни и те же ПВТР, внося лишь небольшие дополнения и изменения. Но обычно они не учитывают последние изменения о нерабочих праздничных днях в ст. 112 ТК РФ. Последние изменения были в апреле 2012 года. В итоге новые праздники отсутствуют в ПВТР.

Сравните ваши ПВТР с положениями ст. 112 ТК РФ. Если есть разночтения, скорректируйте документ. Кроме того, советуем включите в ПВТР формулировку: «В случае внесения изменений в статью 112 Трудового кодекса РФ в части определения нерабочих праздничных дней применяются положения указанной статьи с внесенными изменениями».

Ошибка № 5: в ПВТР не указаны дни выплаты зарплаты.

 Закон требует, чтобы работодатели указывали дни выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективных договорах, трудовых договорах (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

Поскольку документы перечислены через запятую, следует вывод, что дни выплаты нужно закреплять во всех этих документах. Роструд поддерживает этот вывод.

Цитируем документ «Часть 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации носит императивный характер и обязывает работодателя устанавливать дни выплаты заработной платы как в правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (при его наличии), так и в трудовых договорах работников» (письмо Роструда от 20.06.2014 № ПГ/6310-6-1).

Если вы закрепили дни выплаты зарплаты либо только в ПВТР, либо только в трудовых договорах, исправьте это.

Не забудьте проверить, соответствуют ли дни выплаты заработной платы ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Данная норма говорит, что между выплатами частей зарплаты должно пройти не меньше полумесяца. Если вы установите иной период, инспектор оштрафует вас и обяжет скорректировать период.

Также работодатели часто вместо конкретных дней указывают периоды, в которые производится перечисление. Например, что зарплата выплачивается не позднее 20 числа текущего месяца и 5 числа месяца, следующего за отчетным. Это ошибка. Часть 6 ст.

136 ТК РФ требует указывать конкретные дни выплаты зарплаты. Пример безопасной формулировки: «20 числа текущего месяца работникам выплачивается первая часть заработной платы.

5 числа следующего месяца выплачивается окончательный расчет по заработной плате».

КОММЕНТАРИЙ

Трудовые инспекторы считают, что дни выплаты заработной платы надо указывать не только в ПВТР, но и в трудовых, а также коллективных договорах. Они объясняют это тем, что ч. 6 ст. 136 ТК РФ перечисляет названные документы через запятую.

Инспекторы штрафуют тех работодателей, которые закрепляют дни выплаты заработной платы только в одном из документов. Например, только в трудовых договорах или только в ПВТР.

Что и как проверяет трудовая инспекция | Суворов Групп

Полномочия трудовой инспекции закреплены в статье 356 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и в постановлении Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г. «О федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства», а так же в Конституции РФ.

Реализацию контроля и надзора в рамках трудового законодательства призван осуществлять такой орган исполнительной власти, как федеральная инспекция труда.

Права инспектора по труду

В конченом итоге Вас будет проверять физическое лицо занимающее должность инспектора. В статье 357 ТК РФ закреплены основные права государственного инспектора по труду, а именно:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    1. Справочно: Протокол об административном правонарушении.
  10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Плановые и не плановые проверки трудового законодательства

Статья 360 ТК РФ закрепляет правила плановых и не плановых проверок соблюдения трудового законодательства.

Плановая проверка

Плановая проверка утверждается ежегодно с обязательным уведомление проверяющего.

Не плановая проверка

Основания внеплановой проверки прописаны в ТК РФ, ими являются:

  1. истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. поступление в федеральную инспекцию труда:
  3. обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  4. обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  5. запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  6. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Читайте также:  Как проходит процедура возврата товара в интернет-магазин?

Незамедлительная внеплановая проверка

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 3 данного блока, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Период проверки соблюдения законодательства трудовой инспекции

Законодательство не ограничивает период, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией. Именно по этой причине в распоряжении на проведение трудовой проверки, вручаемом работодателю (его представителю) до ее начала, нет указания на проверяемый период.

Вместе с тем глубину проверки объективно ограничивают сроки хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями и кадровым обеспечением и которые необходимы проверяющим в соответствии с целями проверки.

Так, например, табели (графики), журналы учета рабочего времени (кроме тяжелых, вредных и опасных условий труда), акты, предписания по технике безопасности и документы (справки, докладные записки, отчеты) об их выполнении, протоколы аттестации по технике безопасности должны храниться в течение 5 лет (ст. ст.

586, 603 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек. Привлечь его к ответственности за непредставление таких документов неправомерно.

Как проходит проверка трудовой инспекцией

Инспектор должен показать свое удостоверение и распоряжение или приказ о проведении проверки (плановый или внеплановый). В приказе указываются физические лица, только они имеют право проводить проверку, другим запрещено.

Какие вопросы могут задавать проверяющие

Любые вопросы касающиеся проверки. В приказе документе о проверке дожно быть указано, что именно они проверяют, при этом инспекторы не могут выходить за их рамки (ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

1 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г.

№ 1080, в соответствии с которым абсолютно все плановые проверки, проводимые Государственной инспекцией труда по вопросам соблюдения работодателями требований трудового законодательства, должны проводиться с применением чек-листов. До исх пор применение чек-листов было обязательным только при проверках работодателей, отнесенных к категории умеренного риска.

Что такое чек лист?

Чек-листами называется специальный перечень вопросов, на которые должно ответить руководство организации-работодателя.

Иначе говоря, это списки вопросов, тем и параметров, по которым идет проверка ГИТ в соответствии с требованиями о риск-ориентированном подходе.

Роструд утвердил 107 таких листов для проверки трудового законодательства еще в прошлом году. Правда, все они касаются далеко не всех организаций.

Документы с вопросами Роструда были опубликованы еще в прошлом году, их утвердил Минюст, и с ними может ознакомиться любой желающий. Проверяющие не имеют права изменять или дополнять чек-листы на свое усмотрение.

Риск-ориентированный подход к проверкам Роструда по умолчанию касается всех ИП и организаций, независимо от вида деятельности и масштаба бизнеса, если у них есть наемные сотрудники.

При этом при низком риске работодателя плановых проверок для него не предусмотрено.

Отсутствие чек листа у проверяющих и дополнительные вопросы

Такие действия проверяющих прямо нарушают права предпринимателей, поэтому результаты такой проверки, проведенной с нарушениями, можно отменить в судебном порядке. Правда, сколько времени и сил это может занять, неизвестно.

Время проведения проверки

В ходе проверки инспекторы вправе беспрепятственно входить в любые служебные помещения фирмы или предпринимателя (но только в свое рабочее время), истребовать документы и получать объяснения.

Если вы не пустили инспекторов

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на свою территорию, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать предпринимателя или руководителя фирмы — на сумму от 2000 до 4000 руб., а других сотрудников — на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Истребование документов

Перед тем как посетить фирму, инспекторы, как правило, направляют на предприятие почтой или по факсу запрос, в котором указывают, когда и где состоится проверка и какие документы им понадобятся.

Если фирма такой запрос не получила, инспектор составит его на месте за своей подписью и укажет время, когда нужно подготовить документы (по своему усмотрению). За отказ представить бумаги установлен штраф: для фирм — в размере от 3000 до 5000 руб.; для предпринимателей и должностных лиц фирмы — от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если вы вовремя представите необходимые документы, инспектор может к вам в офис и не прийти. Бумаги можно направить в течение 10 рабочих дней. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью. Оригиналы инспекторы истребовать не вправе (ст.

11 Закона N 294-ФЗ). Если по полученным документам у инспектора возникнут вопросы, он может потребовать, чтобы вы составили справку, письмо и т.п., содержащие сводную информацию, или дали комментарии по непонятным моментам устно.

За отказ установлен такой же штраф, как и за непредставление документов.

Получение объяснений

Обнаружив нарушение (составляя протокол о нем), трудовой инспектор вправе получить объяснения от работодателя, руководителя, главного бухгалтера или начальника отдела кадров. Вы можете от объяснений отказаться. Такое право предоставлено вам ст. 51 Конституции РФ.

Однако если нарушение очевидно — например, вы не заключили с работниками трудовые договоры, — то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше заверьте инспектора в том, что нарушение будет исправлено, и обратите его внимание на малозначительность нарушения или смягчающие обстоятельства. Это позволит избежать штрафа или снизить его.

Имейте в виду: необязательно давать объяснения, как только инспектор их потребовал. Вы можете попросить время на обдумывание. Отсрочка позволит вам подготовиться. Письменные объяснения лучше изложить собственноручно и отдать их инспектору до рассмотрения вашего дела.

Однако имейте в виду: иногда трудовые ревизоры решают вопрос о штрафе непосредственно в день составления протокола. Но вы всегда можете попросить провести заседание в удобный для вас день.

При этом нужно учитывать, что рассмотрение должно быть назначено не позднее 15 дней с момента составления протокола.

Не забывайте, что, как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность (ст. 25.5 КоАП РФ).

 Акт проверки

О том, как трудовые инспекторы должны оформить результаты проверки, рассказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Административном регламенте Роструда по осуществлению федерального государственного надзора, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 г. N 1065н.

После проверки инспекторы должны составить акт и сделать запись в журнале учета проверок.

Журнал учета оформляет сама фирма или предприниматель. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141. Отсутствие журнала или ведение его не по форме является самостоятельным нарушением, о котором инспектор сделает запись в акте проверки.

В акте инспекторы указывают, что проверяли и какие нарушения обнаружили. В нем отражают и сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников. Акт составляется и в том случае, если нарушений найти не удалось. Акт составляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, а другой вручается представителю фирмы под расписку.

Форма акта проверки соблюдения трудового законодательства приведена далее. Его форма также утверждена Приказом Минэкономразвития России N 141.

К акту должны быть приложены предписание с требованием устранить выявленные в ходе проверки нарушения и протокол об административном правонарушении, если в рамках проверки было возбуждено административное дело, а также протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение.

Если проверяемое лицо устранит в ходе проверки выявленное нарушение, инспектор напишет об этом в акте.

С 2019 года планируют ввести без судебное взыскание долгов по заработной плате

Законопроект предусматривает, что инспекция имеет право принимать меры по принудительному взысканию с работодателей начисленной, но не выплаченной заработной платы, а также иных обязательных выплат, которые положены работнику по закону. Также трудовая инспекция наделяется правом в ходе проведения проверок требовать у работодателя документы, которые связаны с оплатой труда работников.

Законопроект предполагает установить следующий порядок принудительного взыскания зарплаты с работодателя. Сначала инспектор выдаст работодателю-нарушителю предписание, в котором укажет срок для выплаты зарплаты работнику. Если предписание не будет выполнено в срок, то принимается решение о его принудительном исполнении.

Такое решение обладает всей силой исполнительных документов, перечень которых содержится в ФЗ «Об исполнительном производстве», и по своей сути является исполнительным листом.

Для исполнения оно направляется в ФССП, которая уже принимает к работодателю меры по его принудительному исполнению, – например, может арестовать деньги на банковском счете или имущество.

Предписание можно будет обжаловать в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения. Вместе с тем инспекция не сможет принять решение о принудительном взыскании зарплаты, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации задолженности по зарплате на срок до двух месяцев.

TrudovInspekciy

Как вести себя при проверках трудовой инспекцией | Rusbase

Как вести себя при проверках трудовой инспекцией Марат Страшный сон любого кадровика — визит сотрудников Федеральной инспекции труда (ФИТ). Проверку соблюдения трудового законодательства удается выдержать мало кому из организаций.

Замешательство, вызванное визитом государственного инспектора, как правило, не способствует диалогу на равных, и заставляет вспомнить байку про кролика и удава. Последствия проверок в этом случае предсказуемы: предписание и штраф, а в отдельных случаях  и приостановление деятельности. Всего этого можно избежать, если знать некоторые особенности проверок «трудовиками».

Полномочия ФИТ

Основные полномочия и права службы закреплены в ст. 356 и ст. 357 ТК РФ, среди них выделим следующие:

  • посещать в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды (при наличии заключений государственной экспертизы условий труда) требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Деятельность ФИТ подпадает под действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон), что, казалось бы, должно несколько ограничивать ее самостоятельность, в частности предусматривало бы обязательное согласование с прокуратурой проведение проверок, как плановых, так и внеплановых, а также обязательное уведомление об их проведении работодателя. Однако обязанность уведомлять о своем визите нивелируется ст. 12 Конвенции N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (далее — Конвенция), в соответствии с которой государственный инспектор (при наличии удостоверений установленного образца) имеет право беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Честно говоря, данная Конвенция вносит некоторые разночтения в определение полномочий и обязанностей инспекторов: с одной стороны, есть право беспрепятственного прохода на любую территорию, с другой стороны, есть нормы Федерального закона, предписывающие необходимость согласовывать плановые и внеплановые проверки с прокуратурой. В любом случае не лишним будет потребовать у инспектора распоряжение (приказ) руководителя территориального подразделения ФИТ, в котором был бы четко прописан предмет проверки, в противном случае, есть риск нарваться на «левую» проверку, цель которой — получить от вас взятку. Настаивайте на возможности снять копию с распоряжения и записать реквизиты удостоверений. Не поленитесь и позвоните в территориальное подразделение ФИТ, чтобы узнать, действительно ли к вам были направлены инспекторы. Следует запомнить одно правило: любой государственный служащий не вправе выходить за пределы своей компетенции и предмета проверки. То же касается и государственных инспекторов труда. Если предметом проверки является порядок начисления и выплаты заработной платы, то проверять вопросы правильности оформления трудовых книжек и ведения предприятием бухгалтерского учета они не вправе. Если у вас требуют документ, не относящийся к теме проверки, вы вправе отказать в его предоставлении.

Читайте также:  Справки при увольнении работника в 2020 году

Что обычно проверяют

В первую очередь кадровые документы, и именно от их наличия и грамотного оформления зависит успешное прохождение проверки.

Формально такие документы можно поделить на две категории:

  • обязательные, наличие которых прямо предусмотрено трудовым законодательством для всех работодателей;
  • факультативные, перечень и порядок ведения, которых определяет сам работодатель.

Обязательными документами являются:Как правило, они подвергаются проверке в первую очередь.

Факультативными документами являются:

  • положения о структурных подразделениях;
  • положения о персонале;
  • должностные инструкции;
  • положение об аттестации работников и другие.

Возможны случаи, когда факультативный документ становится обязательным. Наиболее распространен вариант, когда в трудовом договоре отсутствуют должностные права и обязанности работника. В этом случае обязательной становится должностная инструкция, так как без нее невозможно определить смысл работы того или иного работника. Другой вариант, когда в трудовом договоре есть положение о соблюдении работниками коммерческой тайны, и, соответственно, должно существовать положение об охране такой тайны.

Результаты проверок

По результатам проверок сотрудники трудиспекции вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений, параллельно с этим может быть возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.27.

КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», которая предусматривает для должностного лица или индивидуального предпринимателя штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс.

рублей, либо приостановление деятельности деятельность на срок до 90 суток. Но это отнюдь не означает, что надо молча и принимать наказание как должное.

Если при проверке, а также подготовке материалов дела об административном правонарушении были допущены грубые ошибки: например, проверялось то, что не имело никакого отношения к предмету проверки, либо были допущены процессуальные ошибки при составлении протокола или вынесении постановления, то вы имеете право обжаловать подобные действия и решения государственных инспекторов труда. Предписание нужно оспаривать в порядке гл. 25 ГПК, постановление по делу об административном правонарушении — согласно гл. 30 КоАП РФ.

Для тех, кто решил попросту саботировать работу проверяющих и игнорировать результаты проверки,  напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.4.

КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.

Невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — штрафа от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой и выездной проверке специалистов охраны труда по жалобе работника?

Главная / Трудовая инспекция / Обязанности и полномочия — что проверяет трудовая инспекция?

В трудовых отношениях есть 2 стороны: работник и работодатель. Но есть еще и третья сторона, которая эти отношения регулирует – это трудовая инспекция.

Проверки данного контролирующего органа – практически всегда волнительное мероприятие. Чтобы избавиться от лишних волнений и подготовиться к визиту сотрудника ГИТ, нужно знать, что проверяет трудовая инспекция. Данная статья поможет вам всесторонне изучить этот вопрос.

Поводы для визита

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для проведения. Все причины, по которым инспекторы ГИТ могут посетить предприятие, перечислены в 360 статье ТК РФ.

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, и могут быть инициированы по следующим причинам:

  • С даты последнего контрольного визита прошел трехлетний срок;
  • Прошло 3 года с момента регистрации фирмы;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности компании прошел трехлетний срок.

Внеплановая проверка инициируется по мере необходимости, может проводиться на всех предприятиях. Основаниями для нее могут послужить:

  • В инспекцию поступили обращения с указаниями на несоблюдение прав трудящихся;
  • Выявлен факт задержки или невыплаты зарплаты сотрудникам;
  • Нарушение, выявленное инспекцией ранее, не было устранено в установленные сроки;
  • Поступило заявление от сотрудника организации с просьбой оценить условия труда и провести оценку рабочего места;
  • Проверку инициирует руководитель ГИТ по указу Правительства, Президента или прокуратуры.

Организация выездной проверки

Первый этап, предшествующий данному мероприятию – составление и утверждение графика в ГИТ. После утверждения этот график выставляют в открытый доступ на сайты Роструда и Генпрокуратуры. Перед самой проверкой руководитель ГИТ издает соответствующее распоряжение, в котором указывается:

  1. Наименование и реквизиты проверяемой организации.
  2. ФИО того, кто проверяет.
  3. Сроки и тема мероприятия.

После этого работодателю приходит уведомление о предстоящем инспектировании.

ГИТ обязана уведомлять о предстоящем плановом контроле за 3 суток до их визита, о внеплановом – за 24 часа. Исключения составляют случаи, когда проверка проводится экстренно (есть угроза жизни или здоровью работников).

В день проверки инспектор должен предоставить распоряжение на проведение инспектирования, с указаниями его полномочий, темой и длительностью мероприятия. В течение этого времени сотрудник ГИТ будет тщательно выискивать недостатки и нарушения. Если нарушения незначительные, можно обойтись без штрафа или предписания: инспектор может предложить устранить их на месте.

По окончании инспектирования проверяющий должен составить акт. С ним нужно внимательно ознакомиться, и если есть пункты, с которыми вы не согласны, обязательно указать это в данном документе.

Обязанности работодателя при проведении инспектирования:

  1. Представить необходимые документы, которые связаны с темой инспектирования.
  2. Обеспечить инспектору доступ в здание компании, к рабочим местам, хоз. помещениям, к оборудованию и транспорту, числящемуся за организацией.
  3. Обеспечить присутствие директора или уполномоченного лица.
  4. Вести специальный журнал контроля ГИТ.

Что проверяют при плановой проверке?

Плановые проверки проходят во всех организациях, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса (ст.26.1 294-ФЗ).

Если компания – субъект малого и среднего бизнеса не задействована в сфере энерго- и теплоснабжения, медицины, социальной сфере, то до конца 2018 года она освобождается от плановых визитов сотрудников ГИТ.

Цель плановой проверки – контроль соблюдения норм трудовых отношений между сотрудниками и работодателем. Основные задачи ГИТ при проведении планового контроля:

  • Организация мер, направленных на соблюдение безопасности труда;
  • Организация соблюдения прав трудящихся на их рабочих местах;
  • Работа, направленная на обеспечение соблюдения работодателями норм ТК и других нормативных актов по правам работников;
  • Консультирование трудящихся и работодателей по вопросам улучшения условий труда и соблюдения трудовых прав;
  • Донесение информации до соответствующих органов законодательной власти о нарушениях, которые не регламентируются ТК и другими нормативами по трудовому праву.
  • Контроль за соблюдением прав работников на выплаты по больничным и по страховке от травм на производстве;

Исходя из поставленных задач, можно сориентироваться, что проверяет инспекция по труду во время плановой проверки — это документация:

  1. Связанная с трудовыми отношениями (договоры, личные дела, уставы и т.д.);
  2. Связанная с оплатой труда работников (положения о зарплате и премии, бухгалтерские ведомости, расчетные листы).
  3. По рабочему графику и отпускам.
  4. По охране труда.

Однако документы, это не все, что проверяет инспекция. Кроме бумаг инспектор вправе опросить рабочих по вопросам условий и безопасности труда, взять на анализы образцы материалов, с которыми работают сотрудники организации, проверить оборудование.

При внеплановой (по жалобе работника)

Внеплановая проверка может проводиться во всех организациях. Что проверяет инспекция по труду, будет зависеть от причины, по которой проводится данное мероприятие. При документарной проверке ГИТ запрашивает те документы, которые непосредственно связаны с темой инспектирования, а вот при выездной у инспекторов полномочий больше.

При выездной внеплановой проверке сотрудники ГИТ могут ознакомиться не только с документами по теме проверки, но также провести расследование по вопросу соблюдения требований безопасности и охраны труда.

Из документов, которые проверяет трудовая инспекция, чаще всего можно выделить:

  • Договоры и трудовые книжки;
  • Бухгалтерские — расчетные листы, зарплатные ведомости;
  • По графику работ и отпускам;
  • Об аттестации сотрудников, журналы инструктажей.

Своевременная выплата зарплаты, безопасность на рабочих местах, соблюдение режима работы и отдыха – это чаще всего то, что проверяет рассматриваемый орган по жалобе работника.

Любой внеплановый визит инспектора не происходит без ведома прокуратуры. Прежде чем посетить организацию, ГИТ сообщает об этом в соответствующие органы (если проверка не инициирована распоряжением самой прокуратуры).

Новость о внеплановом визите инспектора – неожиданность для любой организации, но даже к этому мероприятию можно подготовиться, зная, что проверяет инспекция по труду в таких случаях.

Какие документы могут потребовать специалисты?

  • Четкого перечня документов, которые вправе проверять инспекторы ГИТ нет, будь то плановая или внеплановая, выездная или документарная проверка – сотрудники инспекции по охране труда могут затребовать документы, которые касаются темы инспектирования, а также имеют право делать их копии или выписки из данных бумаг.
  • При внеплановой проверке сотрудники ГИТ могут требовать только документацию по теме ревизии: например, если поступила жалоба на отказ от заключения договоров, то проверяющие не вправе требовать документацию по охране труда.
  • Все документы, которые проверяет трудовая инспекция, можно поделить на три блока:
  • Кадровые (договоры и трудовые книжки, личные карточки и т.д.);
  • Бухгалтерские (ведомости, выписки, расчетные листы);
  • По охране труда.

Выявляем незаконные действия инспекции по охране труда

Независимо от того, что проверяют специалисты трудовой инспекции, при проведении ревизии на предприятии у них есть не только полномочия, но и обязанности. Если инспектор каким-либо образом нарушил регламент проведения проверки, она может быть признана незаконной, а проверяющий в этом случае будет оштрафован.

Наиболее распространенные причины признания деятельности инспекции незаконными:

  1. У инспектора на руках нет распоряжения. Во время своего визита на предприятие проверяющий должен в обязательном порядке предъявить свое удостоверение и распоряжение от руководителя ГИТ.
  2. Если данный документ не был предъявлен, работодатель имеет полное право не пускать инспектора на территорию организации, а если проверяющий уже успел все проинспектировать, при этом был выписан штраф, это решение можно оспорить в суде. Исходя из практики, суды в таких ситуациях чаще всего встают на сторону работодателя.
  3. Нет конкретных оснований, в жалобе не указана четкая причина обращения. Если контроль инициируется по заявлению сотрудника компании, но конкретная жалоба в обращении не указана, то оснований для данного мероприятия нет, то есть, если проверка проведена, ее признают незаконной.
  4. Сроки. Любая проверка имеет максимальный срок (20 дней, за исключением частных случаев), и срок, установленный в распоряжении. Если проверяющий превышает срок в распоряжении, действия могут быть расценены как незаконные, а сотрудник ГИТ оштрафован.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *