Предлагается изменить ряд правил налогового контроля

Предлагается изменить ряд правил налогового контроля

30 мая Совет Государственной Думы рассмотрел законопроект, предоставленный Кабинетом министров, о поправках и изменениях в налоговом законодательстве РФ. Он был одобрен и отнесен на слушания в Государственную Думу в июле 2019 г. Его принятие потребует доработки еще 12 нормативных актов.

О необходимости проведения налоговой реформы говорилось в последнем Послании Президента В. Путина Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. И она прекрасно вписывается в «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», утвержденные правительством на 2019 — 2021 г.г.

С. Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, отмечая важность документа и длительное ожидание его создания, разъяснил, что реформа должна:

  • упростить административные процедуры;
  • снизить налоговую нагрузку на некоторые категории граждан;
  • изменить и упростить фискальную систему для малого бизнеса.

«Как сказал однажды президент Владимир Путин: Налоговый кодекс менять не будем, но донастроить его нужно», — напомнил сенатор. «Вот в контексте этой установки по «донастройке» налоговой системы и был подготовлен данный законопроект».

Сенаторы готовы к тщательной работе над документом, пояснил С. Рябухин, анализу и доработкам, которые возможно будут предложены Правительству при написании требуемого по Регламенту отзыва.

В чем суть изменений налоговой реформы

Как отметил премьер-министр Д. Медведев на заседание Кабинета министров 29 мая 2019, правительство постаралось сделать так, чтобы общаться с налоговыми органами стало быстрее, проще и доступнее.

  1. Облегчат взаимодействие граждан с налоговыми органами с помощью МФЦ.

Планируется включить Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) в систему документооборота граждан и налоговых органов. То есть подавать документы (налоговые декларации, заявления о льготах по транспортному налогу и налогу на имущество), получать ответы можно будет через МФЦ.

Помимо этого планируется упростить получение многодетными семьями подтверждения льгот по налогам, которое будет запрашивать налоговая не у граждан, а посредством взаимодействия между органами власти.

Интересно! Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, говорил, что нет ничего неизбежного в нашей жизни, кроме смерти и налогов.

  1. Сократят налоговое бремя.

Планируется уменьшить срок владения единственным недвижимым имуществом, в целях освобождения от уплаты НДФЛ с продажи, до 3 лет. В редакции ныне действующего Налогового кодекса минимальным является срок 5 лет.

  1. Обнулят ставки налога на прибыль.
  • Для музеев, театров и библиотек, находящихся в собственности муниципальных и региональных властей, чей доход от основной деятельности составляет не менее 90% от общего дохода, при предоставлении в НИ сведений о доле доходов, ставка по налогу на прибыль устанавливается равной нулю.
  • Для образовательных и медицинских организаций нулевая налоговая ставка продлится на постоянной основе.
  • Казенные учреждения будут включены в список организаций, чьи доходы не подлежат налогообложению, поскольку, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, их доходы полностью подлежат перечислению в бюджеты соответствующего уровня.
  1. Организациям, имеющим несколько обособленных подразделений в границах одного муниципального образования, дадут возможность предоставлять отчетность и уплачивать НДС в бюджет по месту нахождения любого из них.

Интересно! «Деньги не пахнут» — известной многим фразой мы обязаны римскому императору Веспасиану, правившему в начале нашей эры, обложившему налогом туалеты, что однако не привело к отказу от них и регулярно пополняло казну.

  1. Уточнят условия предоставления налоговых вычетов.

Если займы для приобретения жилья выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, то вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным в банках и финансовых организациях.

  1. Введут универсальность зачета налогов.

Излишне уплаченные суммы налогов можно будет направить на погашение любого другого налога, вне зависимости от его вида — местный, региональный или федеральный.

  1. Отменят ЕНВД и патент для реализации маркированных товаров.
  1. Запретят применение специальных налоговых режимов для организаций, реализующих маркированные товары, в частности, обувь, лекарственные средства, одежду, меха, сигареты, духи.
  2. У регионов появится возможность ограничить применение патентов по:
  • количеству автотранспортных средств;
  • общей площади сдаваемых в аренду объектов;
  • общему количеству объектов торговой сети (общественного питания).
  1. Для упрощения процедуры разрешения споров в рамках межгосударственного договора по избежанию двойного налогообложения, налогоплательщик сможет обратиться в учреждения государства, где нарушили его права, и в налоговые органы страны, чьим налоговым резидентом он является.

Как указал Премьер-министр Д. Медведев, подводя итог обсуждению данного законопроекта, это были лишь основные новеллы 117 страничного документа.

Что еще предлагается изменить в уплате налогов

  1. Предлагается расширить единый налоговый платеж за счет подоходного налога (НДФЛ), который будет списываться на основании налогового уведомления.

    Сроки же планируется установить — 10 дней с момента налогового уведомления или с момента поступления единого платежа.

Интересно! Согласно последним опросам россиян, 41,4% отмечают рост налоговой нагрузки, а 6,5% ее снижение.

  1. Предлагается обязать возместить НДС в бюджет организациям, являющимся правопреемниками реорганизованных юрлиц. В том случае, если правопреемник:
  • перешел на специальный налоговый режим;
  • продолжит использовать товары (услуги), полученные при реорганизации для осуществления операций, не облагаемых НДС. Новая редакция Налогового кодекса предусматривает восстановление сумм НДС по товарам (услугам), полученным при реорганизации.
  1. Подакцизными станут одноразовые электронные сигареты, их объединят с многоразовыми.
  2. Планируется отменить обязанность декларирования доходов от продажи или мены ценных бумаг за счет передачи этой функции налоговому агенту.
  3. Для освобождения адвокатов от уплаты страховых взносов теперь не надо будет документально подтверждать приостановление статуса адвоката.
  4. Налоговые органы будут применять повышенную ставку земельного налога для налогоплательщиков, не использующих землю по целевому назначению. Для этого органы государственного и муниципального земельного надзора и контроля должны будут выявить данный факт и сообщить налоговикам.
  5. Пропорционально количеству календарных дней месяца будет определяться сумма фиксированного платежа за неполный рабочий месяц для физлиц, самостоятельно оплачивающих свои взносы в ПФР и ОМС.
  6. Вводится еще одно основание возврата государственной пошлины — в случае возвращения документов или заявления без их рассмотрения. А при наличии информации о платеже в единой государственной информационной системе, гражданину не потребуется предъявлять документы, подтверждающие оплату.
  7. Под ограничение попадет рост ставки земельного налога для физических лиц. Не более, чем на 10% ежегодно.
  8. Порядок начисления амортизации будет уточнен. Несмотря на временное исключение имущества из деятельности по получению дохода, необходимо будет формировать его остаточную стоимость.
  9. Появится возможность уплаты НДФЛ за счет средств работодателя. Но только при доначислении (взыскании) по итогам налоговой проверки, если налоговый агент неправомерно не удержал его ранее.

Источник: https://promdevelop.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-rf-nas-zhdet-masshtabnaya-nalogovaya-reforma/

Налоговые проверки в 2019 году: список организаций, график проведения

Предлагается изменить ряд правил налогового контроля

  • Налоговые проверки 2019: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.
  • Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое.
  • В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2019 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2019 году без проблем.
  • Внимание! Мы подготовили для вас список компаний, которые попали в график налоговых проверок в 2019 году, а также критерии, по которым фирмы попали в этот перечень:

Налоговые проверки в 2019 году

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

  1. Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. 
  2. По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности. 

Камеральная налоговая проверка 2019

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2019

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Гость, получите бесплатный доступ к программе БухСофт

Полный доступ на месяц! – Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки “Системы Главбух”.

Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

Налоговые проверки 2019: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2019 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2019 году

№ п/п Что нового Стало Было
Норма НК РФ Что теперь сказано
1. Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88 Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Заполнить декларацию по НДС онлайн

2. Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3. Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4. Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93 Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
  • Скачать бланк уведомления.
  • Скачать заполненное уведомление
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5. Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1 Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6. Появилось дополнение к акту проверки п. 6.1 ст. 101 Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях
  • Скачать бланк акта налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка 2019: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2019 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;

Минфин дополнит правила налогового контроля за ценами

Предлагается изменить ряд правил налогового контроля

Минфин подготовил поправки в порядок определения цен для целей налогообложения и налогового контроля, в том числе в процессе заключения соглашений о ценообразовании.

Соответствующий законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В частности, поправки в статью 105.14 НК РФ уточняют условия признания контролируемыми внешнеторговых сделок по товарам, составляющим основные статьи экспорта России (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы).

В настоящее время контроль за ценами в таких сделках осуществляется исключительно, если указанные товары признаются товарами мировой биржевой торговли.

Вместе с тем среди таких групп товаров, как черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, товары мировой биржевой торговли отсутствуют.

В связи с этим, новые поправки относят к контролируемым сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких указанных товарных групп (без упоминания мировой биржевой торговли).

Поправки в статьи 105.16 и 105.17 НК РФ предоставляют налоговым органам возможность направлять в ФНС извещение о контролируемых сделках вне рамок проведения налоговых проверок (налогового мониторинга).

Как поясняет Минфин, в настоящее время такое извещение направляется налоговым органом, проводящим налоговую проверку или налоговый мониторинг.

При этом по факту у налогового органа могут быть документальные факты, полученные вне рамок поведения налоговых проверок (например, по результатам предпроверочного анализа).

Поправки в главу 14.5 НК РФ также исключают необходимость представления налогоплательщиком вместе с заявлением о заключении соглашения документов, которые находятся в распоряжении налоговых органов. Одновременно увеличивается максимальный срок рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства с 9 до 27 месяцев.

Кроме того, законопроект предлагает ввести возможность применять при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства методы ценообразования, используемые в соответствующем иностранном государстве. По мнению Минфина это создаст дополнительные возможности для заключения соглашения о ценообразовании.

Ожидается, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

Анализ эффективности налогового контроля

В настоящее время осуществляется административная реформа структуры и функций с целью повышения эффективности результатов контрольной работы. В этой связи особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации [1,2].

Таким образом, оценка эффективности налогового контроля и выявление направлений по его совершенствованию актуальна в современных условиях.

В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна, поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь оказывает влияние на благосостояние населения [3].

Для целей оценки эффективности налогового контроля проанализируем показатели контрольной деятельности налоговых органов, на примере Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее – Инспекция) [4].

Общие сведения о суммах, дополнительно начисленных Инспекцией по итогам проведенных проверок за анализируемый период, представлены в таблице 1.

Анализ таблицы 1 показывает на то, что суммы дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы за исследуемые годы имеют тенденцию к росту. Так в 2014 году этот показатель возрос до 2,9 млрд. рублей, или в 1,3 раза больше уровня 2012 года. Следует отметить, что наибольшее значение доначисленных сумм по результатам налогового контроля выявлено в 2013 году.

Структурный анализ доначисленных платежей показал, что удельный вес налогов в общей сумме доначисленных платежей увеличился на 2,5 % по сравнению с уровнем 2012 г. и составил 72,3 %.

Доля начисленных пени в 2014 году увеличилась и составила 14,3 %, что указывает на увеличение несвоевременного поступления сумм налогов в бюджет, а удельный вес предъявленных налоговых санкций снижается в 2014 году до 3,8 %.

Данный анализ свидетельствует о невыволнении налогоплательщиками своих обязанностей по своевременному исчислению и уплате налоговых платежей в бюджет [5].

Отношение суммы дополнительно начисленных налоговых платежей к сумме фактических поступлений налоговых платежей относят к качественным показателям контрольной работы налоговых органов [6]. Рассмотрим динамику данного показателя в таблице 2.

Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции в налоговых доходах за анализируемый период не имеет четкой тенденции. Так, в 2012 г. значение указанного показателя составило 13,1 %, в 2014 г. – 15,3 %. При этом в 2013 году удельный вес доначислений в сумме налоговых доходов составил 28,3 %.

Изменение значений рассматриваемого показателя связано, в первую очередь, с уровнем и качеством проводимых мероприятий налогового контроля.

Проанализируем организацию и проведение камеральных налоговых проверок за период 2012 – 2014 гг., используя критерии результативности и эффективности. Общие сведения о проведенных проверках содержатся в таблице 3.

  • Приведенные данные свидетельствуют, что количество ежегодно проводимых камеральных проверок, за анализируемый период уменьшается.
  • Этот факт связан с уменьшением количества представляемых налогоплательщиками деклараций, увеличением удельного веса «нулевых» деклараций, а также с ростом числа юридических лиц, обладающих признаками недействующих.

За 2014 год Инспекцией проведено 114000 камеральных налоговых проверок. По результатам камерального контроля доначислено 169529 тыс. руб. что на 23,2 % меньше, чем в 2012 году.

  1. Рассчитаем долю дополнительно начисленных платежей по итогам камерального контроля в общей сумме платежей, дополнительно начисленных Инспекцией в ходе контрольной работы таблица 4.
  2. Как видно из таблицы 4, удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок в общей сумме доначислений снижается с 9,9 % до 5,7 % в связи со снижением количества и результативности проводимых камеральных налоговых проверок в исследуемом периоде.
  3. При оценке влияния качества проводимых камеральных проверок на результаты контрольной работы важным моментом является определение уровня результативности проверок [6,7].
  4. Определим процент результативных налоговых проверок таблица 5.

Уровень результативности камеральных проверок не имеет четкой тенденции. Так в 2014 году данный показатель составлял 6,5 %, что на 1,7 процентных пунктов выше уровня 2012 года. При этом в 2013 году отмечено снижение результативности камеральных налоговых проверок к уровню 2012 года на 0,6 %.

  • Рассмотрим уровень доначисленных платежей по итогам проведенных камеральных проверок.
  • Для более детального анализа результативности камерального контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в расчете на одну проверку, выявившую нарушения (таблица 6).

Приведенные данные свидетельствуют, что суммы доначисленных платежей в расчете на одну результативную камеральную проверку, выявившую нарушения, за анализируемый период снижаются.

Так если в 2012 году сумма доначислений на 1 результативную камеральную проверку составляла 39,9 тысяч рублей, то в 2014 году значение этого показателя составило 22,8 тысяч рублей, или в 1,8 раза меньше уровня 2012 года.

  1. В таблице 7 приведены данные об интенсивности проведения камеральных налоговых проверок.
  2. Предлагается изменить ряд правил налогового контроля
  3. Приведенные в таблице 7 данные указывают на то, что в исследуемом периоде показатели интенсивности проведения камеральных налоговых проверок снижаются.
  4. В 2014 году отмечается рост числа камеральных проверок, в ходе которых были использованы дополнительные документы до 21137 единиц, или в 2,1 раза.
  5. При этом происходит увеличение удельного веса таких проверок в общем числе проводимых камеральных проверок: с 8,7 % в 2012 году до 18,5 % в 2014 году, или на 9,8 процентных пунктов.
  6. Уровень доначислений по камеральным проверкам, в ходе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения в 2014 году снижается в сравнении с 2012 годом на 13 %, а удельный вес таких доначислений в общей сумме доначисленных платежей по результатам налогового контроля увеличился в исследуемые годы с 57,3 до 65 %.
  7. Анализ качества проводимой контрольной работы налоговых органов подразумевает оценку проводимых выездных налоговых проверок, поскольку именно выездные налоговые проверки по оценкам специалистов обеспечивают наибольшие поступления доначисленных платежей [8,9,10].
  8. Общие сведения о проведенных проверках содержатся в таблице 8.

Проведенный анализ показал, что количество проводившихся выездных проверок за анализируемый период снижается. Так, если в 2012 году в ИФНС России по г. Курску было проведено 274 выездные проверки, то к 2014 году этот показатель составляет 168, или на 106 проверок меньше.

Показатель суммы доначисленных платежей по результатам выездных проверок за исследуемый период растет. Так в 2014 году доначислено по результатам выездных налоговых проверок более 2,5 миллиардов рублей, что в 1,4 раза выше уровня 2012 года.

Структура доначислений по результатам выездного контроля в течение рассматриваемого периода представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура доначислений по результатам выездных проверок в ИФНС России по г. Курску

Fig. 1. StructureofAdditionalAccrualsbyResultsofExitChecksinIFTSofRussiaintheCityofKursk

За рассматриваемый период доля налогов в сумме доначисленных платежей по результатам выездного контроля увеличивается (2012 год – 76,7 %, 2014 год – 79,7 %), что свидетельствует о неуплате или неполной уплате налогов налогоплательщиками или их не- правильном исчислении.

Доля дополнительно начисленных пени постепенно увеличивается. Так, по итогам 2014 года показатель вырос на 3,5 процентных пунктов по сравнению с 2012 годом и составил 16,6 %. Доля штрафных санкций сокращается – с 10,8 в 2012 году до 3,6 % в 2014 году.

Для более подробного анализа результативности выездного контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в расчете на одну проверку, выявившую нарушения (таблица 9).

За анализируемый период работы ИФНС России по г. Курску, рассматриваемый показатель увеличивается с 6468 до 15275,34 тысяч рублей, или более чем в 2,3 раза.

  • Показатель интенсивности деятельности налоговой инспекции подразумевает оценку количества проводимых контрольных мероприятий.
  • Интенсивность может быть оценена через процент охвата налогоплательщиков проверками (таблица 10).

 Как видно из расчета, значение рассматриваемого показателя в течение анализируемого периода снижается. Так в 2014 году процент охваченных выездными проверками налогоплательщиков составил 0,57, что в сравнении с 2012 годом на 0,32 процентных пункта меньше.

  1. В процессе выездных проверок осуществляется проведение таких процедур, как инвентаризация имущества, осмотр помещений, привлечение экспертов, допросы свидетелей, истребование у контрагентов документов (информации) о налогоплательщике.
  2. Оценим интенсивность проведения выездных проверок, основываясь на данных о количестве и виде проведенных процедур за анализируемый период (таблица 11).
  3.  Из приведенных данных следует, что самой распространенной процедурой проверки является истребование у контрагентов документов о налогоплательщике, по нашему мнению, это связано с высокой эффективностью и достоверностью данного метода.
  4. Оценка качества проведенных проверок проводилась по формуле:
  5. П =                                             (1)
  6. где Сурс– сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов;

СД– сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы. Результаты расчетов представим в таблице 12.

В 2012-2013 гг. уровень показателя довольно высок, тогда как в 2014 года по решениям судебных и вышестоящих органов было уменьшено 10 % от общей суммы доначисленных платежей. В целях повышения эффективности налогового контроля целесообразно:

  • – усилить борьбу с незаконными схемами оптимизации;
  • – осуществлять налоговый мониторинг доходов и расходов налогоплательщиков;
  • – создать базу данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля.

Стадии налогового контроля в налоговом процессе

Контроль является одной из главных составляющих управленческого цикла и неотъемлемой частью деятельности по управлению экономикой. Он является обязательным элементом в управлении финансовыми средствами общества, т.к. управление финансами налагает ответственность перед государством и обществом.

Контроль – это основной источник информации, который позволяет выявить причины нарушений, возникшие в процессе реализации общественного воспроизводства.

Кроме прочего, контроль является действенным методом в развитии отношений общественного воспроизводства, согласно целям их дальнейшего развития.

Из этого следует, что контроль является ключевой составляющей управленческой деятельности и управленческого цикла.

Он позволяет создать законную модель влияния решений на объект управления, а в случае обнаружения нарушений, изучить их причины и внести необходимые корректировки модели и при необходимости определить, насколько надежна информационная система. Для большей эффективности данной функции, контроль не должен ограничиваться только выявлением отклонений от показателей, но и поддерживать равновесие всей системы.

Субъекты налогового контроля

Федеральный налоговый орган и его подразделения на местах осуществляют работу по надзору и контролируют соблюдение НК, своевременность уплаты налогов и сборов, правильность их исчисления и законностью использования льготных режимов.

ФНС относится к исполнительной ветви власти уполномоченной осуществлять регистрацию налогоплательщиков в качестве ИП или юридических лиц, фермерских хозяйств.

Ее функцией также является контроль за взысканием налогов с физических лиц и имущества, представление интересов государства в суде в делах о взысканиях налогов и штрафов, а также в делах о банкротстве.

Находится ФНС в подчинении Министерству финансов России, и реализовывает свои полномочия через региональные и территориальные подразделения, в чьи обязанности входит проведение таких мероприятий:

  • обеспечивают налоговые сборы и поступления в бюджеты РФ;
  • производит возврат излишне взысканных налогов;
  • ведут учет налогоплательщиков, контролируют правильность начисления платежей гражданами и организациями, следит за своевременным поступлением платежей в соответствующий бюджет;
  • проводят проверку налогоплательщиков;
  • контролируют своевременность подачи плательщиками деклараций, балансов и бухгалтерских отчетов, связанных с уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно подают органам Федерального казначейства и финансовым органам и сведения о суммах поступивших налогов и других бюджетных платежей.

Что такое налоговый контроль

Налоговым контролем называется ряд мероприятий направленных на реализацию налогового права, отслеживание законности, полноты и своевременности поступления налогов и сборов, профилактику и предотвращение нарушений Налогового кодекса. Налоговый контроль осуществляется в масштабах государства и реализуется по отношению ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным в РФ.

Данный вид контроля можно рассматривать с разных точек зрения:

  • Организационной – которая подразумевает избрание формы надзора и ее объектов и субъектов.
  • Методической – подразумевает выбор способа осуществления контроля.
  • Технической – методы и приемы контроля, их последовательность и пр.

Цель налогового надзора заключается в создании условий и инструментов при реализации которых количество не соблюдений налогового права или его нарушений, со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, будут сведено к минимуму. Осуществляют налоговый контроль уполномоченные государственные налоговые органы и подразделения.

Организационные формы налогового контроля

С точки зрения организации, надзор за соблюдением НК может быть:

  • Предварительным, и состоять из разъяснительной работы, учета и анализа информации об объектах налогообложения, планирование дальнейших этапов.
  • Текущим или оперативным. Данная форма контроля является частью ежедневной работы налоговых органов и заключается в проверке за определенный налоговый период отчетности, правильности исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налогов и сборов, достоверности сведений и их сравнения с другими данными учета.
  • Последующий — является следствием текущего и представляет собой осуществление налоговых проверок.

Эти три вида организационных форм контроля не являются обособленными, а скорее взаимосвязанными и вытекающими одна из другой.

Методы налогового контроля

Налоговый надзор может осуществляться с применением различных методов, а именно:

  • Наблюдение – ознакомительные мероприятия с объектом налогового надзора.
  • Проверка – подразумевает проведение надзора за правильностью исчисления налога, своевременности уплаты и отсутствия нарушений НК. В свою очередь они разделяются на камеральные и выездные. Камеральные как правило проводятся в отношении всех налогоплательщиков, выездные проводятся в отношении ИП и юридических лиц.
  • Обследования – применяется для фиксации особенностей ведения хозяйственной деятельности налогоплательщика с целью дальнейшей корректировки финансовых показателей, связанных с исчислением и уплатой налогов.
  • Анализ – данный метод используется с применением специальных аналитических приемов и включает в себя такие инструменты, как сравнение средних и условных величин, группировку и пр. За базу при анализе берутся отчеты за текущий и годовой период.
  • Ревизия – производится по месту расположения налогоплательщика и подразумевает проверку первичной документации – регистрационной, бухгалтерской, финансовой и пр.

Виды налогового контроля

Систематизируются виды налогового контроля с применением различных критериев. Так в зависимости от объема проверяемой информации проверки могут быт:

  • Комплексными – включают в себя изучение и анализ данных по всем видам налогов и сборов, которые должен вносить налогоплательщик.
  • Тематическими – как видно из определения, такие проверки могут охватывать определенный вид налога или налогового вычета.

По характеру проведения надзорных мероприятий, контроль можно разделить на плановый и внеплановый. Плановый контроль осуществляется согласно установленному графику, а внеплановый при возникновении такой необходимости.

Согласно месту проведения надзора он делится на выездной и камеральный:

  • Камеральный надзор проводится инспекторами непосредственно на рабочем месте по месту расположения налогового подразделения.
  • Выездной надзор подразумевает выезд инспекторов по месту осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика и подразумевает использования более широкого спектра методов и приемов проверки.

Помимо вышеперечисленных видов, налоговый контроль можно разделить на обязательный и необязательный.

Стадии налогового контроля

Основной характеристикой стадии налогового контроля является наличие определенной, присущей только этой стадии цели, по достижению которой процесс может переходить на другую стадию. В тоже время стадиям надзора помимо целей и задач, стоящих перед ними, присущи и такие признаки, отличающие их друг от друга:

  • Форма и характер процессуального действия.
  • Субъекты, осуществляющие данную стадию контроля.
  • Правовые последствия присущие данной стадии.
  • Конечными результатами.

Перечисленные стадии, последовательно и параллельно в конечном итоге ведут к выполнению основной задачи налоговых органов – наполнение бюджета посредством взимания налогов в соответствии с нормами НК.

Кроме того стадии можно подразделить на две взаимосвязанные группы:

  • Логическая.
  • Функциональная.

При этом они следуют одна из другой и не исключают друг друга.
Логическая последовательность налогового контроля, выглядит следующим образом:

  1. Исследование и анализ дела, его обстоятельств и достоверности полученных сведений.
  2. Правоприменительный анализ – поиск норм под которые попадает данный вопрос и их анализ в свете рассматриваемого вопроса.
  3. Вынесение решение с юридическим оформление в виде актов и прочих предусмотренных законом формах.

Функциональные стадии, в отличие от логических, обладают присущими только для них временными и территориальными рамками и должна осуществляться правомочными лицами.

Именно функциональные стадии и составляют основу процесса, где из одного действия вытекает другое и все они направлены на решение поставленной задачи.

Исходя из НК, процесс налогового контроля можно представить из последовательности таких стадий:

  1. Непосредственно налоговый процесс.
  2. Исчисление суммы налога.
  3. Корректировка налоговых обязательств.
  4. Непосредственно налоговый контроль.
  5. Принудительное взыскание налогов.
  6. Привлечение к налоговой ответственности.

Стадия непосредственно налогового контроля является ключевой и так или иначе связанной со всеми другими стадиями и протекает практически параллельно всем основным стадиям. Например:

  • Исчисление суммы налога непосредственно связанна с налоговым контролем, так как в процессе определения суммы используются данные о налогоплательщике полученные как в ходе процедуры учета, так и на основании данных налогового контроля.
  • Стадия корректировки также зависит от налогового надзора, так как если, например, имеются основания считать, что налогоплательщик может скрыть денежные средства или имущества от налога, фискальные органы могут исключить возможности изменения срока уплаты налога или сбора. Как правило, такие сведения получают именно в ходе налогового надзора. Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. Корректировка в пользу налогоплательщика также производится в ходе проверок, так возврат или зачет излишне уплаченных сумм производится после проведения контрольных мероприятий.
  • Принудительное взыскание налога также тесно связано со стадией контроля, так как выявление фактов неполной уплаты уклонения или несвоевременности происходит на стадии контрольных мероприятий.
  • Привлечение к налоговой ответственности планомерно вытекает из стадии контроля так как факты нарушения НК непосредственно вытекают из мероприятий, проводимых на стадии налогового контроля и являются их следствием. Кроме того, доказательства нарушений в сфере НК собираются при налоговом контроле.

Помимо перечисленных стадий фискального контроля некоторыми специалистами выделяются другие стадии с примерно такой же последовательностью, например, согласно Паролло Е.В. налоговый надзор делится на такие этапы:

  • Постановка на учет налогоплательщика.
  • Получение налоговых деклараций и отчетности.
  • Камеральная проверка.
  • Исчисление налогов и сборов.
  • Контроль за своевременностью и полнотой уплаты начисленных средств.
  • Осуществление документальной проверки.
  • Осуществление контроля за реализацией результатов проверки и уплаты штрафов и пени.

Обобщив изложенные выше взгляды на методы налогового контроля , а также с учетом состава участников, мероприятий присущих каждому этапу, результатов и перечнем документов, можно выделить такие основные этапы и стадии налогового учета в РФ:

  • Постановка налогоплательщика на учет.
  • Непосредственно учет в территориальных налоговых органах.
  • Планирование и подготовка мероприятий по налоговому контролю.
  • Проведение плановых и внеплановых мероприятий.
  • Анализ материалов полученных в ходе налогового контроля и вынесение на их основании решения.

Снятие с налогоплательщика с учета.

Методы усовершенствования налогового контроля

Любая система, в том числе и налогового контроля должна находиться в постоянном развитии, чтобы соответствовать современным экономическим и политическим вызовам.

Интенсивное развитие налогового законодательства в последние годы свидетельствует, что налоговому контролю отводится все более значимое место среди иных методов учета.

И, тем не менее, совершенствование и развитие контрольных функций ФНС должно продолжаться по таким основным направлениям:

  • Совершенствование системы учета и сбора данных о налогоплательщиках.
  • Проведение проверок совместно с федеральными органами.
  • Проведение повторных и перекрестных проверок в организациях, которые нарушали НК.

Усиление налогового контроля

2017 год был щедр на выработку налоговыми органами концептуальных подходов к налоговому контролю как в сфере применяемых подходов (методов), так и в направлении обозначения пределов прав налогоплательщиков на применение методов налоговой экономии.

Пределы осуществления прав налогоплательщиков

Часть 1 Налогового кодекса РФ дополнена статьей 54.1, которая так и называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Первым пунктом данной статьи определено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Далее законодатель устанавливает, что налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным. Таким образом, начиная с 19 августа 2017 года налоговый орган не может отказать в праве на уменьшение налоговой базы путем выявления формальных несоответствий в оформлении документов. Налоговому органу нужно доказывать, что основная цель сделки – неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога. Еще до вступления в силу статьи 54.1 НК РФ состоялось совместное заседание коллегий ФНС России и Следственного комитета РФ по вопросу «Повышение эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения», по результатам которого были выработаны «Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (Письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@). Тон рекомендаций – довольно агрессивный. В частности, ими рекомендуется следующее: «изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей. При этом налоговым органам целесообразно ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса. Практика свидетельствует, что, как правило, налоговые органы, достаточно полно и детально воссоздав в акте налоговой проверки картину совершения налогового правонарушения, доходчиво и наглядно описав методологию и факты уклонения от уплаты налогов, недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию деяния налогоплательщика как умышленного. Налоговым органам рекомендуется обращать самое пристальное внимание на такие случаи.» В рекомендациях приводятся примеры незаконного снижения сумм налогов, а также описание схем уклонения от уплаты налогов, с которыми мы рекомендуем вам ознакомиться. Если вы используете один из описанных вариантов – следует что-то менять. В конце рекомендаций приводятся перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя и сотрудников (по выбору контрагентов) о процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Попробуйте на них ответить. Итак, настоятельно рекомендуем ознакомиться с этими рекомендациями, а также с последовавшим позднее письмом ФНС России от 16 августа 2017 г. N СА-4-7/16152@.

  • Идентификация фактического нахождения налогоплательщиков по адресу регистрации
  • Отклонение цен от рыночных
  • Дробление бизнеса

В конце 2017 года налоговые органы начали проводить выявление организаций, которые не находятся по адресу регистрации. В случае отсутствия организации по месту регистрации вносится соответствующая запись о недостоверности данных о месте регистрации в ЕГРЮЛ. Результат – банк может заблокировать счета организации, и она фактически не сможет осуществлять свою деятельность до момента перерегистрации по адресу фактического пребывания. Кроме того, сам факт внесения записи о недостоверности данных о месте регистрации организации может стать тревожным сигналом для контрагентов и может повлечь за собой нежелание партнеров продолжать деятельность с такой организацией. Поэтому в случае несовпадения адреса фактического пребывания вашей организации и места регистрации, указанного в учредительных документах и соответственно в ЕГРЮЛ, настоятельно рекомендуем изменить адрес регистрации на тот, по которому организация реально находится. Очень вероятно, что при этом вас посетят налоговые инспекторы с целью проверки, находится ли организация по адресу, на который проводится перерегистрация. С целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщики иногда занижают цены реализации и завышают цены приобретений. В каком случае несоответствие цены сделки рыночному уровню может служить основанием для доначисления налогов? Ответ на этот вопрос дали специалисты ФНС России в письме от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@. Налоговики указали, что положения раздела V.1 Налогового кодекса регулируют порядок определения цен в сделках, подлежащих налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При этом в случаях, не предусмотренных данным разделом, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную ими при налогообложении в рамках выездных и камеральных проверок. Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может рассматриваться в рамках выездной и камеральной проверки в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции. Специалисты ФНС России отметили, что указанная позиция изложена в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 16.02.2017. В нем разъяснено, что многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня цен может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции. Однако признаком налоговых схемы являются даже отклонения цен менее чем в два раза, но при этом на 255 млн.руб. (см. Определение ВС РФ от 5 июня 2017 г. № 301-КГ17-5808 по делу № А43-27884/2015).
Письмо ФНС России от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц» является как и ранее упомянутое письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ руководством к действию. В нем анализируются признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. Таковыми являются:

  • дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  • применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
  • создание участниками схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
  • несение расходов друг за друга участниками схемы;
  • прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • отсутствие у подконтрольных лиц принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
  • использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
  • фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
  • единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск поставщиков и покупателей и работу с ними, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;
  • представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
  • показатели деятельности – такие, как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода – близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • данные бухгалтерского учета налогоплательщика, включая вновь созданные организации, могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

В письме приводятся примеры арбитражной практики, которые были вынесены как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков по признанию фактов дробления бизнеса с целью снижения размера налогов, уплачиваемых в бюджет. Указанный выше набор признаков не являются закрытым. Он всего лишь сформирован ФНС исходя из анализа арбитражной практики. Но будет совсем не лишним проанализировать ваш бизнес на предмет наличия признаков дробления бизнеса, указанных выше, так как они, по мнению налоговых ФНС, подкрепленные судебной практикой, могут быть использованы для доказывания факта занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Банковский контроль Уже ряд лет организации, а с 2017 года и физические лица осознают серьезность банковского контроля, который выражается в пристальном анализе за операциями, проводимыми клиентами банка, а также за размерами налоговых платежей. Еще в письме ЦБ РФ от 31 декабря 2014 г.

N 236-Т банкам было указано на необходимость контроля транзитных операций клиентов в целях недопущения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и других противозаконных целей.

Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

В письме ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. N 18-МР было детально разъяснено, что если организация платит в бюджет менее 0,9 % от оборота по счету, то банкам следует проверить, не являются ли платежи через организацию транзитными. Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:

  • со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);
  • фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

При выявлении указанных операций ЦБ РФ рекомендует относить клиента к категории повышенного риска и далее принимать меры, в том числе реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Далее в письме приводится целый перечень наиболее распространенных сомнительных операций, которые на наш взгляд достойны того, чтобы с ними ознакомиться. Это поможет избежать попадания в разряд клиентов, проводящих сомнительные операции, приостановления операций по счету, а также пристального внимания к клиенту со стороны ЦБ РФ.

Заключение

2017 год часто называют годом конца налоговых схем. Анализируя указанное выше, можно утверждать, что это похоже на правду. Объем статьи, к сожалению, не позволяет всесторонне описать масштаб усиления налогового контроля, а всего лишь указывает на самые заметные индикаторы этого необратимого процесса. Учитывая тенденцию усиления налогового контроля, действительно следует отказаться от использования налоговых схем. Это в принципе не запрещает налогоплательщикам использовать специальные налоговые режимы и налоговые льготы. Главное, чтобы основной целью сделки (ряда сделок) не было получение налоговой выгоды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *