Правительство определило, какие лица вправе не раскрывать информацию

Думаю, вы согласитесь, что зачастую собственники помещений в МКД требуют от управляющей организации предоставить информацию, которую УК вовсе не должна раскрывать владельцам квартир.

К таковой относится внутренняя документация УК или сведения о финансово-хозяйственной деятельности, не предусмотренные по Стандарту раскрытия информации. Эти данные могут не предоставляться собственникам, если иное не предусмотрено в договоре управления.

Давайте поговорим о том, как обосновать свой ответ собственникам и на какие нормативно-правовые акты ссылаться.

Какую информацию должна раскрывать УК

Если собственники помещений в МКД просят управляющую организацию предоставить им данные по зарплатам сотрудников УК, сумме аренды офиса или другие подобного рода сведения, то УК на законных основаниях вправе их не предоставлять, сославшись на п.3 Стандарта раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731 от 23.09.2010 года). 

Но здесь нужно сделать небольшую оговорку. Если в договоре управления МКД прописана обязанность управляющей организации по предоставлению собственникам иной информации, отличной от Стандарта раскрытия, и по другим формам отчётности с определённой периодичностью, то УК должна будет по запросу потребителей предоставить такие сведения.

Например, если в договоре управления МКД прописано, что УК предоставляет сведения о себестоимости работ и услуг, то собственники могут потребовать от своей управляющей организации предоставить им информацию, скажем, по стоимости инвентаря дворника.

Но существует судебная практика, когда суды встают на сторону управляющих организаций и отказывают собственникам в удовлетворении их исков, в которых они требуют обязать УК предоставить им всю запрашиваемую информацию.

И такое подтверждение мы находим в определении Свердловского городского суда №33-6605/2012 от 5 июня 2012 года, а также в Апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан №33-1394/2013 от 5 февраля 2013 года.

Непредоставление собственникам информации, не предусмотренной Стандартом раскрытия, не является для управляющей организации нарушением. За это её нельзя оштрафовать. Полный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, указан п.3 Стандарта. Перечислим его:

  • общая информация об УК, основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (годовая бухгалтерская отчётность и баланс с приложениями к нему, сведения о доходах и расходах, полученных и понесённых в связи с оказанием услуг по управлению МКД по данным раздельного учёта доходов и расходов);
  • перечень МКД в управлении УК с указанием их адресов и основания управления по каждому дому;
  • перечень МКД с расторгнутыми в прошлом году договорами управления с указанием их адресов и основания расторжения;
  • общая информация об МКД в управлении с характеристиками дома (адрес, год, серия и тип постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, уровень благоустройства, кадастровый номер (при наличии), конструктивные и технические параметры, системы инженерно-технического обеспечения и площадь земельного участка в составе общего имущества);
  • информация о выполняемых работах и оказываемых услугах с указанием их стоимости по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД;
  • информация об оказываемых коммунальных услугах (о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления КУ);
  • информация об использовании общего имущества в МКД;
  • информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД, если решением общего собрания собственников управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома (формирование фонда капремонта на спецсчёте дома). Если средства собственников идут в “общий котёл”, то есть формируются в фонде капитального ремонта регионального оператора, то УК не должна размещать эти сведения;
  • информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД с их результатами;
  • отчёт об исполнении управляющей организацией договора управления за прошедший год;
  • информация о случаях привлечения управляющей организации или её должностного лица к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД с приложением копий документов о применении мер административного воздействия и сведениями о мерах, принятых для устранения допущенных нарушений.

Правительство определило, какие лица вправе не раскрывать информациюСроки ответов УО на обращения жителей домов и сторонних лиц

Почему УК не должна раскрывать собственникам информацию, не предусмотренную по Стандарту

По Стандарту раскрытия информации собственники не могут требовать предоставления им оригиналов и заверенных копий документов управляющей организации, если иное не предусмотрено в договоре управления.

Если в управляющую организацию поступил такой запрос от собственника, то ему следует предложить придти в офис УК для ознакомления с документами.

При этом, необходимо уточнить, с какими конкретно документами собственник может ознакомиться по Стандарту раскрытия информации и ФЗ №152 от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Уведомите собственника о том, что согласно требованиям ст.19 ФЗ №152 УК имеет право принимать меры для защиты своих персональных данных. В связи с этим ознакомление собственника с документацией УК может сопровождаться регистрацией в специальном журнале и использованием видео- и фотосъемки во избежание хищения, уничтожения и порчи оригиналов документов.

Согласно п.21 Постановления Правительства РФ №731 управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя (Приказ №882/пр) на основании письменного запроса потребителя. Тут же даётся пояснение, что потребителями признаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в МКД (п.6 Стандарта раскрытия).

Таким образом, только собственники имеют право запрашивать у своей управляющей компании определённую информацию. Все остальные граждане и организации таким правом не обладают. То есть, если к вам обратился потребитель ЖКУ, не являющийся собственником помещения в МКД, то вы вправе отказать ему в предоставлении любой информации по запросу.

Для неограниченного круга лиц, как сказано в ПП РФ №731, существуют информационные стенды в офисах управляющих компаний и доски объявлений в подъездах МКД. Там предусмотренная Стандартом и ПП РФ №354 информация размещается специально для всех желающих с ней ознакомиться.

Правительство определило, какие лица вправе не раскрывать информациюКакие сведения УО не обязана предоставлять собственникам

Как мотивированно отказать собственнику на предоставление информации по запросу

Как быть, если собственник обратился к вам с требованием предоставить ему информацию, например, о стоимости строительных материалов или себестоимости выполненных работ. Такое требование в виде письменного запроса может быть выставлено при отказе председателя совета дома или другого уполномоченного решением общего собрания собственников лица подписать данный акт.

В таком случае управляющая организация может смело отказать собственнику на том основании, что он не вправе проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте (ст.748 ГК РФ, ПП РФ №491). Но здесь опять-таки сделаем оговорку, которая очень важна: если иное не предусмотрено в договоре управления.

В акте приёмки выполненных работ равно, как и в формах раскрытия информации (Приказ Минстроя №882/пр) указывается не себестоимость работ, а фактическая их стоимость.

Поэтому УК может ответить, что запрашиваемая собственником информация не подлежит раскрытию согласно требованиям действующего законодательства.

Следовательно, такая информация собственнику представлена быть не может, если иное не предусмотрено договором управления.

Всю информацию по формам Минстроя собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УК, портале Реформа ЖКХ и частично в ГИС ЖХ. В печатном виде сведения хранятся на информационных досках в офисе УК и на досках объявлений в подъездах МКД.

Собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, если иное не предусмотрено в договоре управления. Всё только в рамках Стандарта раскрытия информации и только по формам Минстроя. Также напоминаем, что ни действующее законодательство, ни договор управления не позволяет собственникам снимать с оригиналов документов копии любым способом.

Для ознакомления с информацией по Стандарту раскрытия управляющая компания может направить собственников на портал Реформа ЖКХ или сайт УК, указав соответствующие ссылки в письменном ответе на запрос.

Правительство определило, какие лица вправе не раскрывать информациюКак УО и ТСЖ общаться с жителями МКД согласно ПП РФ № 331

Независимо от принятого УО решения о предоставлении жителю МКД информации, организация обязана ответить ему в срок от 1 до 30 дней в зависимости от характера запроса. Чтобы не потерять ни одного обращения и в срок направить ответ на него, УО может вести учёт заявок и обращений с помощью сервиса «АДС на 100%». Попробуйте его бесплатно!

Путин подписал закон о праве правительства РФ ограничивать раскрытие информации (Anisiya)

МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/.

Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий кабинет министров правом ограничивать раскрытие информации о деятельности отдельных юридических и физических лиц, а также о крупных сделках и сделках с заинтересованностью. Принятый Госдумой 20 декабря и одобренный Советом Федерации 26 декабря документ опубликован на едином порталеправовой информации.

Закон разработан для обеспечения гарантированного финансового сопровождения госконтрактов по гособоронзаказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества.

Правительство получит право определять случаи, при которых эмитенты ценных бумаг могут не осуществлять раскрытие информации, а также случаи, при которых отдельные сведения о юридических лицах не подлежат размещению в интернете.

Согласно закону, правительство сможет также вводить ограничения на передачу информации в Бюро кредитных историй, на направление в государственную информационную систему обязательных экземпляров бухгалтерской отчетности вместе с аудиторскими заключениями.

Ограничения могут коснуться консолидированной финансовой отчетности и информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) при госзакупках, информации в отчете о заключенных компанией сделках с заинтересованностью (для годового собрания акционеров).

Правительство получает право установить применение закрытых электронных процедур при госзакупках в ряде случаев, особенности проведения таких процедур и операторов специализированных электронных площадок, на которых они проводятся.

Условия допуска банков к сопровождению гособоронзаказа

Закон меняет условия, при которых банк допускается к процедурам банковского сопровождения гособоронзаказа.

До принятия закона банковское сопровождение гособоронзаказа могло осуществляться банком, созданным в соответствии с законодательством РФ и соответствующим одновременно трем критериям: объем капитала не менее 100 млрд рублей, нахождение банка под контролем РФ или Банка России, а также наличие у него лицензии на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно принятому документу, банковским сопровождением при выполнении гособоронзаказа сможет заниматься банк, созданный в соответствии с законодательством РФ и обладающий лицензией на проведение работ, связанных с гостайной, в отношении которого правительством по согласованию с президентом РФ принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков.

Головной исполнитель по госконтракту обязан выбрать из направленного ему госзаказчиком перечня уполномоченных банков один банк, который будет заниматься его банковским сопровождением.

Помимо этого правительство наделяется правом определять случаи, при наступлении которых общества с ограниченной ответственностью вправе не раскрывать информацию, касающиеся крупных сделок или сделок с заинтересованностью, либо такая информация будет раскрываться в ограниченном объеме. Также уточняется, что правительство может определить лиц, в отношении которых такое общество вправе не раскрывать информацию либо предоставлять информацию в ограниченном объеме.

Правительство попросило права освобождать компании от раскрытия информации

В Госдуму внесен законопроект, который предполагает наделение правительства правом в определенных случаях освобождать компании от обязательства раскрывать информацию.

Как сообщает «Интерфакс», это поправки, которые правительство предложило внести в закон об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о бухучете.

Правительство мотивировало эту инициативу необходимостью обеспечить обороноспособность страны.

В статью закона о рынке ценных бумаг чиновники предложили внести поправки в статью об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации о ценных бумагах.

Правительство хочет получить право определять случаи, при которых эмитенты не раскрывают ежеквартальные отчеты, существенные факты и консолидированную финансовую отчетность, и определять круг лиц, в отношении которых эмитенты не раскрывают такую информацию.

В случае принятия этого законопроекта компании в отчет о сделках с заинтересованностью, который составляется к годовому собранию акционеров, сможет не включать информацию, перечень которой определен правительством.

Закон о финансовой отчетности сейчас разрешает компаниям не публиковать отчеты, если в них есть сведения, содержащие гостайну, и эти сведения из нее нельзя исключить. Правительство предложило также разрешать не публиковать отчетность, если в нее входит и не может быть выделена информация, определенная кабмином.

В закон о бюро кредитных историй предложили внести поправку о том, что правительство может установить ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории информации в БКИ.

В закон о госзакупках предложили вписать, что кабмин вправе определить перечень случаев, при которых в единой информационной системе не размещается информация о поставщике, подрядчике и исполнителе, с которым заключен договор.

В случаях, установленных правительством, обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности вместе с аудиторскими заключениями могут не направляться в государственный информационный ресурс, следует из поправок. Сейчас это возможно, если эти документы содержат гостайну.

Читайте также:  Разовый договор поставки товара - образец

Законопроект «разработан в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юрлиц, обеспечения обороноспособности и безопасности РФ, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества», цитирует «Интерфакс» пояснительную записку к поправкам.

Поправки не будут распространяться на общие случаи раскрытия информации публичными компаниями, они связаны лишь с особыми ситуациями, сказал «Интерфаксу» источник в одном из финансово-экономических ведомств.

Они коснутся в первую очередь оборонных и стратегических предприятий, сказал агентству председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Комитет рассмотрит поправки уже в декабре, добавил он.

Инвесткомпания Prosperity Capital, которая активно защищает права миноритарных инвесторов в России, выразила обеспокоенность в связи с инициативой правительства.

«Для защиты интересов государства и оборонных компаний есть законодательство о защите государственной тайны, и до сих пор его было достаточно», — заявил директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин.

По его словам, законопроект может привести к созданию новой сущности — информации, которая секретна, хоть и не относится к гостайне. Это «приведет к риску того, что ряд компаний перестанет раскрывать не только то, что имеет в виду правительство, но и другую важную для инвесторов информацию», считает он.

Раскрытие информации эмитентами — всегда ли необходимо — Юридическая консультация

Перечень информации, которую эмитенты могут не раскрывать, а также случаи, при которых раскрытие информации может быть ограничено, определены постановлением Правительства РФ от 04.04.

2019 № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона „Об акционерных обществах“ и Федерального закона „О рынке ценных бумаг“» (далее — Постановление), вступившим в силу с 20 апреля 2019 г.

Указанный перечень состоит из 18 пунктов и включает в себя так называемую чувствительную информацию, раскрытие которой может повлечь в том числе расширение санкционных списков за счет введения санкций в отношении контрагентов (партнеров) российских организаций, включенных в такие списки.

Так, эмитентам предоставлено право не раскрывать следующую информацию:

  • о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере эмитента и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента;
  • о лицах, входящих в состав органов контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента (например, членах ревизионной комиссии эмитента);
  • о сделках, совершенных эмитентом, его контролирующими, а также подконтрольными лицами;
  • о банковских группах, банковских холдингах, холдингах и ассоциациях, в которые входит эмитент, и его членах;
  • об аффилированных лицах эмитента;
  • о подконтрольных эмитенту организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих эмитента, и лицах, входящих в состав их органов управления;
  • об акционерах эмитента;
  • о лицах, контролирующих акционеров эмитента;
  • о номинальных держателях ценных бумаг эмитента;
  • о партнерах эмитента по хозяйственной деятельности;
  • о дочерних организациях эмитента (группы эмитента);
  • о финансовых вложениях эмитента;
  • о принимаемых эмитентом рисках и их оценке;
  • о корпоративных спорах;
  • о контрагентах эмитента, в том числе об их географической и отраслевой структуре.

Также кредитные организации имеют право не раскрывать некоторые сведения в установленных Постановлением случаях.

Право не раскрывать указанные сведения предоставлено, если:

  • раскрытие информации о лице, в отношении которого действуют меры ограничительного характера иностранного государства, может способствовать введению западных ограничений против самого эмитента или других лиц;
  • эмитент сам находится под санкциями;
  • должна быть раскрыта информация в отношении кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • подлежащая публикации информация касается сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;
  • информация касается работника либо члена органа управления лица, находящегося под санкциями, либо кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».

Совфед утвердил появление класса собственников с особыми правами

Совет Федерации 26 декабря одобрил закон, позволяющий засекречивать собственность и коммерческие операции ряда юридических и физических лиц; их перечень будет определять правительство РФ (31 декабря 2017 года закон подписан, официально опубликован и вступил в силу – дополнено 10.01.2018).

Изменения вносятся в 11 законодательных актов, в том числе в основы законодательства о нотариате, законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о кредитных историях и др.

Правительство РФ будет определять случаи применения ограничений на раскрытие информации о деятельности «отдельных юридических и физических лиц», а также перечень информации, не подлежащей оглашению.

Сведения о таких юрлицах будут вноситься в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц без их размещения в сети Интернет.

Сведения о юрлицах – залогодателях движимого имущества будут вноситься в этот реестр наряду с их размещением в сети Интернет.

Также предусматривается возможность внесения сведений об отказе от публикации информации о залогодержателе в сети Интернет в уведомление о возникновении залога, уведомление об изменении залога и уведомление об исключении сведений о залоге в случаях, установленных правительством. При этом сведения о залогодержателе, содержащиеся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, не публикуются в сети Интернет.

Правительство может определять случаи, в которых эмитенты вправе раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями закона о рынке ценных бумаг, или ограничить состав и объем такой информации, а также лиц, в отношении которых эмитенты вправе не раскрывать информацию, подлежащую такому раскрытию. Будет установлено, когда акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью вправе не раскрывать информацию, касающуюся крупных сделок или сделок с заинтересованностью.

Кроме того, будут определены случаи, в которых отдельные сведения, указанные в законе о госрегистрации юрлиц, не подлежат публикации в сети Интернет, а также лица, в отношении которых такие сведения не подлежат размещению в интернете.

Консолидированная финотчетность организации, содержащая сведения, определенные правительством в соответствии с данным законом, раскрывается в части, не содержащей указанные сведения.

По информации Комитета СФ по экономполитике, установленный механизм «сможет закрыть информацию о собственности топ-менеджеров стратегических компаний, руководства органов власти и их семей, а также позволит осуществить полный отказ от раскрытия отчетности отдельных публичных компаний». Эти нормы носят антисанкционный характер и «отчасти помогут решить задачу закрытия информации, которая может быть использована для расширения странами ЕС, США и других юрисдикций санкционных режимов или введения новых санкций».

Новый закон вступит в силу со дня официального опубликования.

Об особенностях раскрытия информации банками и кредитными организациями

27 ноября 2018 06:00

Постановления от 23 ноября 2018 года №1403, №1404, №1405.

Цель принятых решений – защита интересов российских банков, кредитных организаций и небанковских кредитных организаций, в отношении которых действуют ограничительные меры, принятые иностранными государствами, противодействие незаконному санкционному давлению.

Устанавливается, что такие банки и кредитные организации вправе принять решение не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством. При этом они должны будут представлять эту информацию в Банк России и мотивированно объяснять, почему они приняли такое решение.

Справка

Внесены
Минфином России.

Существующая в
России система раскрытия информации о корпоративных данных на сегодняшний день
опережает международные стандарты прозрачности и открытости.

В целях приведения
политики информационной открытости в соответствие с международными стандартами федеральными законами от 31 декабря 2017 года №481-ФЗ и №482-ФЗ в
ряд законодательных актов были внесены изменения, предусматривающие возможность
установления ограничений на раскрытие информации о деятельности отдельных
юридических и физических лиц.

  • В частности, в
    федеральные законы «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
    Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке
    Российской Федерации (Банке России)» внесены изменения, устанавливающие право
    Правительства России определять случаи, при которых подлежащая раскрытию
    информация может не раскрываться или раскрываться в ограниченном составе и объёме.
  • Постановлением №1405 определены
    особенности раскрытия банками информации, подлежащей раскрытию в соответствии с
    требованиями статьи 44 Федерального закона «О страховании вкладов физических
    лиц в банках Российской Федерации» (Требования к участию в системе страхования
    вкладов банков).
  • Установлено,
    что если в отношении банка, обязанного раскрывать информацию о лицах, под
    контролем либо значительным влиянием которых он находится, и (или) в отношении
    лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки – участники системы
    страхования вкладов, введены меры ограничительного характера, то такой банк
    вправе принять решение не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в
    соответствии с требованиями к участию в системе страхования вкладов банков.
  • Постановлением №1404 определены
    особенности раскрытия кредитными организациями информации, подлежащей раскрытию
    в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской
    деятельности».
  • Установлено,
    что если в отношении кредитной организации и (или) членов её совета директоров
    (наблюдательного совета), лиц, занимающих должности единоличного
    исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного
    органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной
    организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации,
    иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или)
    государственным (межгосударственным) учреждением иностранных государств или
    государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного
    характера, то такая кредитная организация вправе принять решение не раскрывать
    информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с Федеральным законом «О банках
    и банковской деятельности».
  • Постановлением №1403 определены
    особенности раскрытия небанковскими кредитными организациями информации,
    подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона «О
    Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • Установлено,
    что если в отношении небанковской кредитной организации, имеющей право на
    осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и
    связанных с ними других банковских операций, и (или) в отношении лиц, которые
    обязаны раскрывать информацию и под контролем либо значительным влиянием которых
    находится небанковская кредитная организация, введены меры ограничительного
    характера, то такая небанковская кредитная организация вправе принять решение
    не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями статьи 621
    Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • ***

В соответствии
с подписанными постановлениями банки и кредитные организации, которые принимают
решение не раскрывать подлежащую
раскрытию информацию, должны будут представлять эту информацию в Банк России и
мотивированно объяснять, почему они приняли такое решение. При этом Банку
России рекомендуется в таких случаях не раскрывать полученную от банков и
кредитных организаций информацию.

Цель принятых
решений – защита интересов российских банков, кредитных организаций и
небанковских кредитных организаций, в отношении которых действуют
ограничительные меры, принятые иностранными государствами, противодействие
незаконному санкционному давлению.

Какую информацию органы госвласти обязаны размещать онлайн?

Информационная открытость публичной власти необходима для того, чтобы каждый гражданин смог узнать о состоянии российского общества и органах государственной и муниципальной власти.

О какой именно информации идёт речь?

По ст. 1 Федерального закона от 09.02.

2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Закон), под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

Где можно получить такую информацию?

Тот же закон («Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») в статье 6 закрепляет перечень способов доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Этих способов шесть и один из них – это размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

Читайте также:  Какие условия прописываются в трудовом договоре в обязательном порядке

Согласно Закону, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны создать официальные сайты для размещения информации об их деятельности. Электронная почта – обязательный функционал. На неё пользователи должны направлять запросы и получать ответы по запросам.

Если у органа местного самоуправления нет возможности размещать информацию о своей деятельности в Интернете, то её (информацию) можно размещать на официальном сайте субъекта Федерации, в границах которого находится муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Какую информацию органы госвласти обязаны размещать в интернете?

  • общая информация о государственном органе, об органе местного самоуправления;
  • информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
  • информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая тексты соответствующих международных договоров России, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
  • информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ;
  • информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
  • выступления и заявления руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
  • статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
  • информация о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;
  • информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень исчерпывающий, однако, в ч. 2 ст. 13 законодатель установил право государственных органов, органов местного самоуправления наряду с указанной информацией размещать в интернете иную информацию о своей деятельности.

Какую информацию госорган должен считать общедоступной определяется его видом и подчинённостью.

Так, перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждаются Президентом; перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство России, и подведомственных им федеральных государственных органов – Правительством РФ и т.п.

Информационной открытости должны следовать органы госвласти не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. В отдельных случаях субъекты регламентируют доступ к информации в наиболее значимых для населения сферах. Так, например, в Москве действует Закон города Москвы от 12.03.

2014 №9 «Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг».

Органы исполнительной власти Москвы, осуществляющие государственное управление в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг, обязаны обеспечить условия для общественного контроля в названных сферах, в том числе путем размещения в соответствующих информационных системах Москвы, открытых для общего доступа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информации, касающейся благоустройства, жилищных и коммунальных услуг, в удобной и доступной для восприятия форме.

Однако во многих случаях одного доступа недостаточно: важно иметь возможность использовать получаемую информацию. Поэтому органы власти должны публиковать информацию в форме открытых данных, в свободном доступе, без каких-либо ограничений на использование.

Порядок отнесения информации к общедоступной, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в интернете в форме открытых данных, определяется Правительством России (Постановление Правительства России от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных»).

Как это реализуется на практике?

Государственный орган или орган местного самоуправления создаёт на своих официальных сайтах раздел «Открытые данные».

В нём ведётся реестр электронных документов, содержащих размещенную в форме открытых данных общедоступную информацию и позволяющих однозначно идентифицировать каждый набор данных и получить в автоматическом режиме клю­чевые параметры, которые характеризуют набор данных, включая его наименование, обладателя, гиперссылку и формат.

По словам экспертов, «открытые данные — это не только раскрытие информации о деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, это технологический инструмент, предоставляющий возможность, с одной стороны, активизировать общество и дать возможность некоммерческим организациям и просто активистам использовать эти первичные данные в рамках всевозможных общественных проектов и осуществления гражданского контроля за деятельностью власти. С другой стороны, это дает возможность бизнесу создавать полезные коммерческие продукты или улучшать уже имеющиеся».

Открытым должно быть не только правительство

Требование открытости публичной власти распространяется не только на органы государственной и муниципальной власти, но и на иные государственные органы, а также структуры, выполняющие публичные функции, и должностных лиц указанных структур, поскольку обслуживать общественно значимые, публичные интересы в определенных случаях могут и негосударственные структуры. Речь в том числе идёт и о саморегулируемых организациях (далее — СРО). Согласно Федеральному закону от 07.06.2013 № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций», саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации (официальный сайт).

Эта же статья определяет перечень информации, которую саморегулируемая организация обязана размещать на своем официальном сайте. Все сведения должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

  • Саморегулируемая организация вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов в целях повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов.
  • Некоторые субъекты РФ приняли близкие по содержанию законы и нормы о правовом обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, оказываемых ими услугах и их видах, сроках, порядке и об условиях их оказания, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в интернете.

Материал подготовлен сотрудниками, экспертами Института судебных экспертиз и криминалистики.
Бесплатные консультации по телефону: +7 (800) 500-76-44

Источники: Терещенко Л.К. Публичная власть в Интернете // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4. С. 144–157, Мартынов А.В. Размещение открытых данных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления как необходимое условие прозрачности и эффективности публич­ного управления // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 44–50.

Дата редакции: 08.02.2018

На какую информацию Вы имеете право? — Имеем право знать

Что такое «информация» и право на нее?

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1, ст. 2) дает следующее определение информации:

Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Объемное понятие «информация» включает в себя сведения в любой форме, в том числе в виде:

  • документа (бумажного или электронного),
  • изображения (фотографии, видеоизображения),
  • аудиозаписи,
  • сообщения в устной форме
  • и т. д.

Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Чем ограничено наше право запрашивать и получать информацию?

Согласно ч. 3 ст.

55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это ограничение распространяется и на конституционное право на доступ к информации. То есть каждый вправе запрашивать и получать любую информацию, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

Какую информацию граждане вправе получать от органов власти?

Особого внимания заслуживает информация, которой обладают органы власти. Это социально значимая информация, и общественный спрос на нее велик.

Открытая официальная информация госорганов нужна для реализации и защиты прав граждан, а также для осуществления общественного контроля, что, в свою очередь, уменьшает коррупцию, повышает качество госуслуг и делает власть подотчетной, а значит, более ответственной и эффективной.

Доступ к такой информации регулируют два специальных закона:

  • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
  • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Оба эти закона устанавливают презумпцию открытости официальной информации — граждане вправе получать любые сведения о деятельности органов власти, если доступ к ним не ограничен федеральным законом.

Какие органы власти есть в России?

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

1) сведения об исполнительных органах власти;

2) сведения о судебных органах:

3) сведения о законодательных органах власти (см. разделы «Федеральное собрание» и «региональные органы государственной власти»).

Что понимается под «информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»?

В Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 1 ст. 1) есть определение:

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — это информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

Таким образом, к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относится любая информация, которой обладают органы власти или подведомственные им организации. При этом неважно, была ли эта информация непосредственно создана органом власти или поступила из внешних источников.

Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под это определение:

  • стенограммы выступлений руководителей органов власти на совещаниях, заседаниях коллегий, встречах на высшем уровне и т. п.;
  • протоколы заседаний;
  • отчеты органа власти о своей деятельности, в том числе отчеты о реализации целевых программ (вплоть до размера полученного финансирования и информации о его расходовании);
  • решения, принятые органом власти;
  • нормативные правовые и иные акты, изданные органом власти.

Приведем другие примеры. Это не так очевидно, но к информации о деятельности органов власти также относятся такие сведения:

  • налоговая декларация физического лица, поступившая в налоговый орган;
  • заявление о выдаче заграничного паспорта, поданное гражданином в отдел ФМС России;
  • устав юридического лица, хранящийся в регистрационном деле в налоговом органе;
  • протокол об административном правонарушении, составленный инспектором ГИБДД в отношении водителя.

Однако не следует забывать, что, в соответствии с федеральными законами (например с законом «О персональных данных»), доступ к информации органов власти может быть ограничен, если в ней содержатся личные сведения о гражданах.

Что понимается под «информацией о деятельности судов»?

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (п. 2 ст. 1) определяет информацию о деятельности судов так:

Информация о деятельности судов — это информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества, либо поступившая в перечисленные ведомства и относящаяся к деятельности судов.

Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.

Иными словами, информация о деятельности судов — это любая информация, которой обладают органы судебной системы. При этом неважно, была ли эта информация подготовлена непосредственно судами или поступила из внешних источников.

Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под понятие «информации о деятельности судов»:

  • судебные постановления (решения, приговоры, определения);
  • акты (приказы), изданные Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или его управлениями (отделами) в субъектах РФ;
  • решения органов судейского сообщества (решения квалификационных коллегий судей, постановления совета судей и т. п.).
Читайте также:  На портале «госуслуги» будет допускаться простая электронная подпись

Кроме того, к информации о деятельности судов относятся такие сведения:

  • обращения, поступившие в судебные органы (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т. п.);
  • письменные доказательства, заключения экспертиз и иные документы, находящиеся в материалах судебных дел;
  • протоколы судебных заседаний;
  • судебная статистика;
  • протоколы заседаний органов судейского сообщества.

Граждане вправе запрашивать и получать любую информацию о деятельности судов, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

Вправе ли граждане получать от органов власти ту информацию, которая непосредственно не затрагивает их права?

На практике органы власти часто отказывают гражданину в предоставлении информации на том основании, что запрошенные сведения непосредственным образом не затрагивают его права. Такой отказ нарушает право на доступ к информации.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый в 2009 году, закрепил право граждан на получение от органов власти любой информации, доступ к которой не ограничен федеральным законом, а не только той, которая непосредственно затрагивает их права.

При этом гражданин не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Если в этом разделе Вы не нашли ответы на интересующие Вас вопросы, предлагаем Вам ознакомиться с нашим методическим пособием «Доступ к информации в Российской Федерации», в котором подробно раскрыты все основные положения о праве на доступ к информации.

Если после ознакомления с пособием останутся еще вопросы — обращайтесь за помощью к нашим юристам, направив письмо по адресу question@svobodainfo.org.

Эксперт прокомментировал нововведения, касающиеся бенефициарных владельцев

Контекст

Совфед обязал юрлиц раскрывать данные о бенефициарах

21 декабря нынешнего года вступит в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики. Нормативно-правовой акт коснется всех без исключения организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса. О том, чем обернутся для российских предпринимателей указанные нововведения, рассказала руководитель проекта Департамента налоговой практики и бухгалтерского учета IPT Group Елена Порохова.

Согласно ФЗ N215, юридические лица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). Данная информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев должно определить Правительство РФ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Стоит обозначить, что указанная формулировка закона достаточно неопределенна, поэтому трудно предположить, что будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Согласно новому закону организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Стоит учитывать, что данная норма работает, если ваш учредитель – российская организация.

А как реализовать данную норму закона, если учредителем является иностранная организация? Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаю, что на данный вопрос сейчас ни у кого нет однозначного ответа.

Можно предположить, что реализацию нового закона, как и прежде, будет формировать судебная практика.

Эксперт отметила, что ФЗ N215требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под данной формулировкой – не раскрывает.

Достаточно ли будет получить письмо – ответ на запрос, в котором отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? В каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один пункт, который, на наш взгляд, не раскрыт в данном законе в полной мере.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должны быть разработаны Правительством РФ.

Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции.

Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Следует напомнить, что российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца.

Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308.

В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров.

Такие требования в отношении государственных организаций и организаций с государственным участием содержало указанное выше Поручение. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

  • 1) обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;
  • 2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;
  • 3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;
  • 4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава – также сообщать об этом.

Можно долго дискутировать о юридической грамотности и правовой основе данного Поручения, поскольку представление подобной информации было не предусмотрено ни одним из действующих на тот момент законов.

Как бы то ни было, тенденция очевидна – государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Замечу, что это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

Инструментом решения стал механизм, основанный на банковской структуре. Логика законодателя была проста: ни одна организация не в состоянии вести свою деятельность без расчетного счета в банке. Таким образом, банки будут предъявлять требования к организациям в соответствии с предписаниями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

С 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков – резидентов РФ. Отныне они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случаях: если доля такого участия превышает 10 процентов, при учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ, касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).

С 1 января 2017 российская организация – налоговый агент для применения положений международных договоров РФ должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Наконец, финальный аккорд прозвучал летом 2016 года, когда законодатель обязал все российские организации иметь и раскрывать информацию о бенефициарном собственнике.

Можно поразмышлять о том, какой объем сведений станет доступен налоговым органам. Учитывая, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, то это позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров.

Подводя итог, хочется отметить, что первых результатов принятия ФЗ N215 стоит ожидать после 2018 года.

В настоящий момент у российских организаций есть еще немного времени, чтобы получить информацию или предпринять необходимые меры для ее получения.

Это позволит избежать возможных штрафов, а также в очередной раз задуматься над вопросом – отвечает ли ваша структура бизнеса новым российским реалиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *