Понятие и виды договоров перевозки

Транспортные обязательства — это обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками:

Перевозки могут быть классифицированы по различным признакам. Различают следующие виды перевозок в зависимости:

  • от вида транспорта: железнодорожные, речные, морские, воздушные, автомобильные перевозки;
  • от числа перевозчиков:
  • от числа перевозчиков:
    • перевозки в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия — железной дороги, речного пароходства);
    • перевозки в прямом сообщении осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта (двумя железными дорогами);
    • перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

На морском транспорте:

  • перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

На воздушном транспорте:

  • внутренние воздушные перевозки — пункт отправления, назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ;
  • международные воздушные перевозки – пункт отправления и назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.

На автомобильном транспорте различают перевозки во внутреннем сообщении и в международном сообщении. В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Правовое регулирование перевозок осуществляется в основном: Гражданским Кодексом, Кодексам торгового мореплавания (КТМ РФ), Кодексом внутреннего водного транспорта, Воздушным кодексом, транспортным уставом железных дорог и соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Договор перевозки груза:

Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза.

Сторонами договора признаются перевозчик — транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, имеющие лицензию на осуществление перевозок; грузоотправитель — юридическое или физическое лицо; грузополучатель — третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или — на морском транспорте — коносамент.

Моментом заключения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами.

Срок договора — это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки. За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, или определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот-ветствующим транспортным уставом или кодексом.

Перевозочные документы — оформленные в соответствии с предусмотренными правилами документы, необходимые при перевозке грузов. При воздушной перевозке договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основании транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов. При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.

Для заключения договора перевозки нужны предпосылки организационного характера.

Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об организации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, — административно-плановые акты.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Железнодорожная перевозка:

Договор железнодорожной перевозки оформляется накладной, которая является основным пе-ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо-сопроводительный документ).

Юридическое значение накладной:

  • является обязательной письменной формой договора;
  • доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание;
  • легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.

Договор считается заключенным с момента передачи груза к перевозке вместе с накладной. Иные перевозочные документы: дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством РФ.

Перевозки различаются грузовой и более высокой скоростью, а также различают перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом.

Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен.

Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.

Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Воздушная перевозка:

Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра¬во на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде-ляют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера.

Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Морская перевозка:

На морском транспорте различают перевозки в:

  • малом каботаже — перевозка между дву¬мя российскими портами, расположенными в одном море;
  • большом каботаже — перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях;
  • заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт. Договор морской перевозки грузов может быть зак¬лючен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов).

При этом заключается договор фрахто¬вания судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае договор оформляется коносаментом.

Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем.

Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю.

Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе¬редачу товара (товарораспорядительный документ).

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках.

От чартера отличается договор фрахтования судна на время — тайм-чартер. Он применяется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей.

По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств.

Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора или по тарифу. Сроки доставки грузов устанавливаются в нормативном порядке и по соглашению сторон.

Если они не определены, перевозчик считается выпол¬нившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Перевозка в прямом смешанном сообщении:

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования. Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; 2) составлением на перевозку одного транспортного документа.

  • В прямое смешанное сообщение включаются: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и речные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмот-ренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.
  • Стоимость работ указывается после их выполнения в транспортной накладной для взимания стоимости работ с грузополучателей.
  • Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется, исходя из сово-купности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов.
  • За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую ответственность несет сторона, принявшая груз.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Договор перевозки пассажиров и багажа:

Перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; другая сторона (пассажир) обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Договор является взаимным, возмездным, консенсуальным. Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является также публичным. Заключение такого договора удостоверяется билетом, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

По договору перевозки багажа перевозчик обязан доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, пассажир обязан уплатить за перевоз обусловленную плату.

Не могут приниматься в багаж взрывоопасные, легковоспламеняющиеся вещества. Договор взаимный, реальный, возмездный, публичный. Сдача багажа удостоверяется багажной квитанцией. В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение суток.

За хранение сверх этого срока взимается плата в порядке, который определяется правилами оказания услуг по перевозке пассажиров.

Читайте также:  Понятие и виды юридических лиц

Багаж, который не востребован в течение 30 суток со дня прибытия, а также грузобагаж граждан, не востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя о его прибытии, подлежит реализации в порядке, предусмотренном законом.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Договор транспортной экспедиции:

Договор транспортной экспедиции — соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор является взаимным и возмездным. Помимо этого он может быть консенсуальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг); реальным (в случае, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг с вверенным ему грузом).

Стороны договора:

  • клиент — субъект, которому оказываются услуги; 
  • экспедитор — субъект, оказывающий услуги клиенту. 
  • В качестве клиентов по договору могут выступать любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспеди-ционных услуг.
  • Экспедитором может быть только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация, так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции.

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут ох-ватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза.

Договор может быть заключен как на полное, так и на частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Договоры могут быть разовые — для выполнения разовых экспедиционных поручений — и длительные, которые заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-зкспедиционном обслуживании.

Форма договора — простая письменная. Его срок определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Ценой договора является вознаграждение экспедитора, которое определяется соглашением сторон.

Источник: https://youarex.ru/info/articles/contract_of_carriage/

Договор перевозки

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.
  • По числу перевозчиков подразделяются на:
  • а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);
  • б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;
  • в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:
  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.
  1. Воздушный транспорт осуществляет:
  2. а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;
  3. б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.
  4. Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.
  5. Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:
  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.

Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Правовое регулирование перевозок

  • В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.
  • Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.
  • Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:
  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.

Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза.

После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Образец договора перевозки

Скачать образец договора:

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз.

К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи.

Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю.

Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.
Читайте также:  Образец доверенности на представление интересов ооо

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

Источник: https://vseiski.ru/dogovor-perevozki.html

Понятие, виды договоров перевозки и их признаки

Тема 10. Перевозка. Транспортная экспедиция

Время, отводимое на изучение данной темы — 4 часа (2 часа – лекция; 2 часа – семинарские (практические) занятия)

Вопросы лекции:

1. Транспорт и его значение в современных условиях. Виды перевозок и их правовое регулирование.

2. Понятие, виды договоров перевозки и их признаки.

3. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов, пассажиров и багажа.

4. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки. Прекращение договора перевозки.

5. Понятие, правовая природа, источники правового регулирования договора транспортной экспедиции.

6. Элементы договора транспортной экспедиции.

Транспорт и его значение в современных условиях. Виды перевозок и их правовое регулирование

Транспорт был и остается одной из главных артерий развития хозяйственных связей, укрепления экономики страны. Необходимость в постоянном перемещении грузов и пассажиров возводит транспорт в самостоятельную отрасль производства.

Доставка груза, багажа, перевозка пассажиров стали сегодня неотъемлемой частью жизни. Малейшая нехватка транспорта, нестабильная его работа мгновенно отражаются на экономике страны и повседневной жизни и деятельности всех граждан.

Виды перевозок. Если вести речь в целом о перевозке, то это пространственное перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется с помощью движущихся транспортных средств различного предназначения.

Таким образом, перевозки подразделяются на перевозки грузов, пассажиров, и багажа. При этом они могут осуществляться различными видами транспорта. В зависимости от того, каким видом транспорта доставляется груз, багаж, перевозится пассажир, различают перевозки железнодорожные, автомобильные, воздушные, внутренние водные (речные) и морские.

Одним из видов транспорта широко использующимся в настоящее время является трубопроводный транспорт, так, в частности трубопроводы по доставке нефти и газа — это основные артерии нашего жизнеобеспечения.

Кроме того следует отметить, что и на морском транспорте широко используются перевозки грузов, багажа и пассажиров. В свою очередь различают перевозки в заграничном сообщении, большом каботаже (внутренние перевозки между портами разных морей одного и того же государства) и малом каботаже (внутренние перевозки между портами одного моря).

  • Отдельно выделены местные перевозки, которые осуществляются в пределах порта и его акватории.
  • Вместе с тем, перевозки делятся на виды в зависимости от сообщения и числа транспортных организаций, участвующих в них. Они бывают:
  • — местного сообщения;
  • — прямого сообщения;
  • — прямого смешанного сообщения.

Перевозками местного сообщения называются перевозки в пределах действия одной транспортной организации: железной дороги, пароходства и т. п., например перевозка с одной станции Белорусской железной дороги на другую станцию той же дороги (груз доставлен со станции Могилев на станцию Брест).

Перевозки прямого сообщения выполняются несколькими транспортными организациями, относящимися к одному и тому же виду транспорта, с оформлением перевозок едиными транспортными документами: несколькими железными дорогами, воздушно-транспортными организациями (такой перевозкой будет, например, перевозка груза из Минска в Москву по железной дороге при участии нескольких хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта).

В перевозках прямого смешанного сообщения, оформляемых также единым транспортным документом на весь путь следования пассажира, багажа или груза, участвуют последовательно организации различных видов транспорта (ст.

742 ГК) (например, железная дорога и пароходство — смешанная железнодорожно-водная перевозка, железная дорога и автотранспортное предприятие — смешанная железнодорожно-автомобильная перевозка и т. п.).

Перевозки в прямом смешанном сообщении возможны лишь между станциями, пристанями, портами и другими пунктами отправления и назначения, которые включены в данный вид сообщения. Республике Беларусь в этом виде наиболее присуща смешанная автомобильно -железнодорожная перевозка.

Взаимоотношения перевозчиков в различных видах транспорта, а также порядок организации прямой смешанной перевозки определяются транспортными уставами, кодексами и другими актами законодательства.

В целом же отношения, возникающие в связи с перевозками, регулируются как общими нормами (гл. 40 ГК – перевозка, ст. 738 — 754), так и специальными, к которым относятся, в частности:

  1. — Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»;
  2. — Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1196;
  3. — Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 117 – З;

— Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 321- З и др.

При этом, если имеются специальные нормы, детально регулирующие тот или иной вид перевозки, общие нормы в таких случаях не применяются.

Среди нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения по перевозкам, есть нормативные правовые акты, детализирующие и уточняющие специальные вопросы транспорта и транспортной деятельности, это, к примеру — Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г.

№ 237 – З (в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 227 – З) «О железнодорожном транспорте»; Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности»; Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г.

№ 87 — З «О магистральном трубопроводном транспорте»; Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 129 «О некоторых мерах по развитию международных перевозок»; Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г.

№ 970; Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 609; постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 г.

№ 12 «Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования»и другие акты законо­дательства.

Классификация видов перевозки может быть проведена и по другим основаниям, в частности в зависимости от перемещения груза или перевозки пассажира. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. Внутри отдельных видов договоров перевозки проводится классификация и по иным основаниям.

  • Понятие, виды договоров перевозки и их признаки
  • Транспорт — самостоятельная отрасль производства со своей спецификой, следовательно, в ней возникают и развиваются только ей присущие отношения.
  • Перевозка грузов, пассажиров, багажа производится по договору перевозки.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, определяются транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства, а также соглашением сторон (ст. 738 ГК).

По договору перевозки грузаперевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправительобязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 ст. 739 ГК).

Это определение уточняется применительно к каждому виду транспорта. Если, например, это железнодорожный транспорт — Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, воздушный — Воз­душным кодексом, автомобильный и т. д.

Договор перевозки груза является двусторонним, реальным, возмездным.

Сторонамив договоре выступают перевозчик и отправитель груза. Ими могут быть как организации, так и граждане.

Если отправителем груза могут быть любые субъекты гражданского права, то перевозчиком предполагается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании разрешения (лицензии), которое способствует регулированию осуществления перевозок и является основанием для защиты интересов лиц, пользующихся транспортными услугами.

Перевозчик, доставивший груз, передает его грузополучателю, которым может быть и отправитель груза.

Что касается договорных отношений между грузоотправителем и перевозчикомпо внутренним водным путям, на морском и воздушном транспорте, то они в значительной мере предопределяются навигационным (или годовым) договором. Такого рода договоры заключают стороны, которые, как правило, связаны постоянными взаимоотношениями.

Следует иметь в виду, что в качестве перевозчика могут выступать специально созданные предприятия, обладающие правами юридического лица, и физические лица, имеющие на это разрешение.

При необходимости осуществления систематических перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключать договоры об организации пере­возок (пункт 1 ст. 752 ГК).

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента передачи груза перевозчику с необходимыми транспортными документами. В удостоверение приема груза к перевозке отправителю выдается специальный документ:

— на железнодорожном и внутреннем водном транспорте — накладная (в ней указываются сведения о грузоотправителе, получателе, грузе, пункте отправления и назначения);

—  на морском (исключая суда речного флота) — коносамент, который может быть именным, предъявительским и ордерным.

Накладная (соответственно коносамент, квитанция) служит распиской перевозчика в получении груза и обязательством выдать этот груз лицу, указанному в основном транспортном документе.

Транспортные документы составляются на имя определенного лица. Наличие этих документов дает право получателю в случае неполучения им груза предъявить претензию к перевозчику.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (пункт 1 ст. 740 ГК).

Договор перевозки пассажира является двусторонним, возмездным, консенсуальным.

Сторонамивыступаютперевозчик и пассажир. Если с пассажиром следует багаж, то данный договор дополняется договором перевозки багажа, который порождает права и обязанности сторон. В отличие от договора перевозки пассажира договор перевозки багажа является реальным.

Всоответствии со ст. 752 ГК перевозчик при необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров может заключать с гражданами или юридическими лицами договоры об организации перевозок пассажиров.

Договор об организации перевозок пассажиров заключается в письменной форме. В нем определяются маршрут перевозок пассажиров, расписание движения, количество рейсов, сроки и другие условия предоставления транспортных средств для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией (пункт 2 ст. 740 ГК).

По договору фрахтованияодна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров или багажа (часть первая ст. 741 ГК).

  1. Он широко применяется при осуществлении морских и воздушных перевозок.
  2. Вопросы, связанные с такими перевозками, регулируются Кодексом торгового мореплавания, в котором выделены рейсовый чартер (договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений), тайм-чартер (договор фрахтования судна с экипажем на время за плату на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей), димайз — чартер (договор фрахтования судна на время без экипажа).
  3. Договор фрахтования является взаимным, возмездным и консенсуальным.
  4. Сторонамидоговора фрахтования выступают фрахтовщик и фрахтователь.

Порядок заключения договора фрахтования, его форма устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (часть вторая ст. 741 ГК).

Предметомдоговора перевозки является оказание транспортных услуг по перемещению груза или перевозке пассажира и доставке его багажа в пункт назначения. При этом на перевозчика возлагается хранение, выдача груза получателю, а нередко — погрузка и выгрузка.

Читайте также:  Как лишить наследства наследника по закону или по завещанию

Предмет договора – это единственное существенное условие договора перевозки.

Срокидоставки грузов, пассажира и багажа определяются транспортными уставами (кодексами) или изданными в установленном порядке правилами. В соответствии со ст. 746 ГК перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

Исполнение срока доставки груза, например, по железной дороге начинается с ноля часов дня приемки груза к перевозке, и груз считается доставленным, если вагоны поданы под выгрузку до истечения срока доставки. В том случае, если срок доставки груза не установлен, стороны вправе предусмотреть  этот срок в договоре.

Цена(провозная плата, фрахт) за перевозку грузов, пассажиров и багажа по общему правилу устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 1 ст. 744 ГК).

Если речь идет о плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, то она определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством. Определение платы соглашением сторон здесь не допускается.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Предвидя возможные ситуации при расчетах по перевозке, законодатель предоставил перевозчику право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законодательством установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 ст. 744 ГК).

Законодательством договор перевозки транспортом общего пользования отнесен к числу публичных, что дает право любому субъекту гражданского права (физическому или юридическому лицу) обратиться к перевозчику за оказанием услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а последний обязан выполнить данное требование, если этому не противодействуют какие — то не дающие возможность выполнения препятствия (ст. 743 ГК).

Договор перевозки заключается, как правило, в письменной форме.

Следует иметь в виду, что договоры перевозки заключаются и в устной форме (например, оплата поездки на такси производится по счетчику).

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 488;

Источник: https://studopedia.net/4_44091_ponyatie-vidi-dogovorov-perevozki-i-ih-priznaki.html

§ 1. Понятие и виды договоров перевозки

В.А. ЕГИАЗАРОВТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Глава III. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Основой транспортного процесса является перемещение груза из одной точки в другую. Перемещение грузов представляет собой основу любого движения. Перемещение — это преодоление какого-нибудь пространства, занятие другого места [106].

Перемещение груза может быть осуществлено в форме перевозки груза, транспортировки груза, буксировки груза. В работе весьма подробно рассматривается каждый вид такого перемещения.

§ 1. Понятие и виды договоров перевозки

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ).

Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса — грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона — перевозчик — обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона — отправитель груза — обязуется уплатить за перевозку установленную плату [107]. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.

Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ.

К числу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица.

И второе, не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора.

Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актов допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК РФ).

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря.

К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды.

Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. XI ВК).

Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила международных полетов воздушных судов и другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные (ст. 4 УАТиГЭТ).

К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км; к международным — перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Безусловно, важным условием при перевозке грузов является разграничение понятий «перевозка грузов» и «транспортировка грузов».

В действующем законодательстве, ряде федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации применены понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов». Так, в ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [108] говорится о грузах, которые «хранятся, транспортируются», а в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» [109] в ст.

1 «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе» применяются понятия «перевозка» и «транспортирование оружия». Статья 25 данного Закона называется «Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия», т.е.

, перечисляя эти понятия, законодатель полагает, что они не тождественны и означают разные формы перемещения оружия.

В Правилах оборота боевого, ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 [110], также используются оба эти понятия, а разд. VI Правил носит название «Перевозка и транспортирование оружия».

Применяемые в законодательстве понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов», безусловно, не идентичны, так как означают различные формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую.

Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», можно назвать перевозкой.

Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов.

Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах.

При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е.

с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка.

При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

———————————

[106] Малый толковый словарь. М.: Русский язык, 1990. С. 368, 369.

[107] Такое определение договора перевозки грузов дается во всех ныне действующих транспортных уставах и кодексах. Такое же определение договора перевозки было дано в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.

[108] СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

[109] Там же. 1996. N 51. Ст. 5681.

[110] Там же. 1997. N 42. Ст. 4790.

На Оглавление

Источник: http://domir.ru/transport/?file=egiasarov-3-1.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *