Пересмотр гражданских дел в порядке надзора

Статья акутальна на: Апрель 2020 г.

Пересмотр гражданских дел в порядке надзора

Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ.

Она должна содержать данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства, данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса, перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда апелляционной инстанции, принятых по делу, основания и доводы для их пересмотра, просьбу инициатора надзора.

Жалобу обычно направляют посредством почтовой связи.

Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить о восстановлении срока по надзорной жалобе (или подать отдельное заявление о восстановлении срока по надзорной жалобе).

Причины должны быть уважительными и подтверждены документально. Подписывается документ либо инициатором жалобы, либо его представителем – в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Обжалование судебного акта в порядке надзора в гражданском судопроизводстве

Пересмотр судебных актов в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

Пересмотр гражданских дел в порядке надзора

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа.

На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства.

В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

[2]

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.

Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
  • Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
  • К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Читайте также:  Госдума рассматривает вопрос об отмене курортного сбора

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Лекция по Гражданскому процессу "Пересмотр в порядке надзора"

Лекция. Пересмотр вступивших в законную силу решений суда

в суде надзорной инстанции (гл. 41.1 ГПК РФ)

Преподаватель: Горячева А.О.

  • В порядке надзора в Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
  • — вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • — определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

— определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке (ст. 391.1).

Указанные судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению заинтересованного лица.

Содержание надзорной жалобы или представление прокурора регулируется статьей 391.3.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если:

  1. 1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 391.3 ГПК РФ;
  2. 2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. 4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы на судебные акты, не указанные в части второй статьи 391.1 ГПК РФ.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

Ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Содержание определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации закреплено статьей 391.7.

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ст. 391.5).

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.Содержаниеопределения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации регулируется ст. 391.8.

  • Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
  • 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
  • Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
  • Жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Пропущенный срок подачи жалобы или представления прокурора, указанных в части первой статьи 391.11, может быть восстановлен в порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 391.2 ГПК РФ.

  1. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
  2. -Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.
  3. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
  4. 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  5. 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  6. 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  7. 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  8. 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 ГПК РФ.

Литература:

2. Гражданский процесс: Учебник / под ред. С.В. Никитина. – М.:. РГУП, 2016. – 388 с.

§ 2. Пересмотр дел в порядке надзора

Судебная проверка актов правосудия в порядке надзора осуществляется, как и в апелляционном, кассационном порядке, путем их пересмотра. В связи с этим данные виды пересмотра (апелляционный, кассационный и надзорный) имеют ряд общих или сходных черт.

Так, поводом к проверке законности судебного постановления в порядке надзора является обращение лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы были нарушены судебными постановлениями.

Неотъемлемой частью надзорного производства, так же как и апелляционного и кассационного, является процедура предварительного рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора с просьбой о пересмотре судебного постановления (ст. 379—384 ГПК).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом предварительное рассмотрение надзорной жалобы или представления является процессуальной деятельностью судьи по осуществлению правосудия по гражданским делам.

Субъектом этой процессуальной деятельности является суд надзорной инстанции в лице судьи, который все свои процессуальные правоприменительные действия обязан оформлять в форме определения, которому по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение поступившие в суд надзорная жалоба или представление прокурора (ст. 379 ГПК).

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции:
на вступившие в законную силу решения определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если они ранее не были предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных и мировых судей — соответственно в президиум суда субъекта Федерации;
на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;
на определения президиумов судов субъектов Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если они ранее не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на них были оставлены без удовлетворения президиумами судов субъектов Федерации, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ;
на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ ( ст. 377 ГПК).
Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики (ч. 3 ст. 377 ГПК).
С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации (в случае его участия в рассмотрении дела по существу) вправе обращаться:
Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;
прокуроры субъектов Федерации — соответственно в президиум суда субъекта Федерации (ч. 4 ст. 377 ГПК).
В течение десяти дней со дня поступления надзорной жалобы или представления прокурора судья вправе либо вернуть их в соответствии со ст. 380 ГПК без рассмотрения по существу (например, если пропущен годичный срок на обжалование со дня вступления в законную силу судебных постановлений, если нарушены правила подсудности и т.д.), либо рассмотреть их и вынести определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления (ч. 2 ст. 381 ГПК).
Председатель суда субъекта Федерации, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое определение об истребовании дела (ч. 6 ст. 381 ГПК).
Кроме того, Председатель Верховного Суда РФ или его за-, меститель имеют право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности и при отсутствии обращения лиц, участвующих в деле (ст. 389 ГПК).
Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда, РФ — не более чем четыре месяца. Данный срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч. 1 ст. 382 ГПК).
По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:
об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в надзорной инстанции;
о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 382 ГПК).
Вынесенное им определение и материалы дела судья (в случае передачи дела для рассмотрения по существу) направляет вместе с надзорной жалобой или представлением в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 384 ГПК). Это также относится и к судье Верховного Суда РФ, имеющему право направить свое определение в президиум суда субъекта Федерации.
Гражданское дело, переданное в суд надзорной инстанции, рассматривается в президиуме суда субъекта Федерации в целом не более чем два месяца; Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца; Президиуме Верховного суда РФ не более чем четыре месяца (ч. 3 ст. 382 ГПК).
О времени и месте судебного заседания по рассмотрению дела, переданного судьей в суд надзорной инстанции, в обязательном порядке извещаются лица, участвующие в деле, под которыми необходимо также понимать и лиц, по обращению которых рассматривается дело в суде надзорной инстанции, даже если они и не привлекались к участию нижестоящей судебной инстанцией (ч. 3 ст. 386 ГПК)*.

Читайте также:  Физлица могут получать свидетельства о постановке на учёт в любой налоговой инспекции

* Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003. — С. 285.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения (ч. 1 ст. 386 ГПК).

До начала судебного заседания председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда изучает пересматриваемые решения и определения, а также все обосновывающие их материалы дела с целью обнаружения судебных ошибок.

Пересмотр дела происходит в судебном заседании с участием всех лиц, участвующих в деле, где обсуждаются выявленные случаи незаконности. В рассмотрении дела принимает участие также прокурор, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела (ч. 3 ст. 376, ч. 4 ст. 377 ГПК).
По результатам рассмотрения дела все суды надзорной инстанции принимают решение в форме определения (ч. 6 ст. 386 ГПК).

Если оно вынесено президиумом, то подписывается его председателем, если судебной коллегией — то судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора (ч. 2 ст. 388 ГПК).
В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия независимо от того, проверялись ли они ранее в апелляционном, кассационном, частном или надзорном порядке.

Даже если конкретное решение раньше неоднократно пересматривалось, это не исключает возможности новой проверки его правильности. В порядке надзора не могут быть пересмотрены лишь постановления Президиума Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 376 ГПК).

Основанием для отмены судебного постановления в порядке надзора, в том числе и в случае направления дела после отмены решения на новое рассмотрение, является существенное нарушение норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК).
При новом рассмотрении дела суд соответствующей инстанции обязан устранить нарушения закона, выявленные судом надзорной инстанции.

В итоге суд надзорной инстанции не только устраняет неправильности, но и дает обязательные указания нижестоящему суду, которому предстоит вновь рассматривать данное дело.
Однако суд при новом рассмотрении дела обязан выполнять не любые указания суда надзорной инстанции, а лишь о толковании закона (ч. 2 ст. 390 ГПК).

Вместе с тем судебно-надзорное производство имеет немало специфического, отличающего его от апелляционного, кассационного и частного. Все особенности обусловлены тем, что объектом пересмотра являются судебные акты, уже вступившие в законную силу, в силу чего надзорный пересмотр имеет исключительный характер.

В надзорном порядке пересматриваются решения и определения только в течение года со дня вступления их в законную силу.
Надзорная жалоба подлежит оплате госпошлиной в размере пятьдесят процентов ставки, исчисляемой исходя из оспариваемой суммы, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке.

Если участвующее в деле лицо не может уплатить госпошлину, оно подает заявление в суд первой инстанции, который и решает вопрос об освобождении или рассрочке уплаты. Суд надзорной инстанции такие вопросы не разрешает.
В ч. 4 ст.

381 ГПК предусмотрено право приостановления исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об,этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.
В Верховном Суде РФ есть три органа, осуществляющих надзорное производство: Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия и Президиум.

В состав Президиума входит нечетное число судей: председатель суда, его заместители и наиболее квалифицированные члены суда.
Высшей надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда России. Его определения не подлежат обжалованию. Затем следуют Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Низшей судебно-надзорной инстанцией является президиум судов субъектов Федерации.
Каждый из судебно-надзорной инстанции управомочен пересматривать определенные судебные постановления. Президиумы областных и приравненных к ним судов рассматривают дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения этих судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции (если их решения или определения не пересматривались в кассационном порядке или в порядке надзора Верховным Судом РФ), а также кассационные определения этих судов и вступившие в законную силу решения и определения районных и мировых судей и т.д.

Полномочия надзорной инстанции шире, нежели полномочия кассационной инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить судебное постановление и направить дело на новое рассмотрение не только в суд первой, но и в суд апелляционной, кассационной инстанций. Кроме того, надзорная инстанция может оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений.

Пересмотр гражданских дел в порядке надзора (стр. 2 из 14)

Вскоре функция надзора отошла к компетенции образованного Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке надзора постановления Верховных судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система судебного надзора.

В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации и расширения круга лиц, которые имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г.[5] судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик.

Согласно ст. 16 Закона судебные приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу, могли быть опротестованы лишь Прокурором СССР, прокурором союзной республики, Председателем Верховного Суда СССР и председателем Верховного Суда союзной республики.

Право рассмотрения надзорных протестов принадлежало только судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам Верховных Судов союзных республик, Судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам Верховного Суда СССР и Пленуму Верховного Суда СССР.

Таким образом, в союзных республиках пересматривать судебные дела в порядке надзора мог лишь один орган – судебная коллегия Верховного Суда республики. Верховный Суд СССР был вправе истребовать в порядке надзора любое дело из любого суда независимо от того, рассматривалось ли оно судебно-надзорным органом союзной республики.

В тоже время надзорные права Верховных Судов союзных республик в связи с упразднением пленумов и президиумов этих судов были ограничены. Областные и приравненные к ним суды лишились права судебного надзора. Существовавшие в данных судах пленумы были ликвидированы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей»[6] был существенно изменен порядок пересмотра приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу.

Право пересматривать дела в порядке надзора было предоставлено созданным в соответствии с Указом Президиумам Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов. Положение о Верховном Суде СССР, утвержденное Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 г.

, внесло важные изменения в компетенцию Верховного Суда СССР как органа надзора за деятельностью судебных органов. Он был освобожден от пересмотра большого количества дел.

К компетенции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР отнесено рассмотрение в порядке надзора протестов Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей на решения Верховных Судов союзных республик по гражданским делам в случае противоречия этих решений общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.

После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[7] и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее — Европейский суд), для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда.

Его постановления толкуют нормы Конвенции и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для нашей правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов — Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного.

Граждане России, так же как граждане других стран, входящих в Совет Европы, приобрели с этого времени право на обращение с жалобами в Европейский суд по правам человека.

Для обращения в этот Суд гражданам России достаточно было обжаловать решение суда в кассационном порядке, чтобы исчерпать все эффективные внутригосударственные средства правовой защиты, несмотря на то что ГПК РСФСР[8] предусматривал еще одну возможность обжалования судебных решений, определений и постановлений — надзорное производство. Пересмотр дел в порядке надзора, однако, не являлся с точки зрения Европейского суда, эффективным средством правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, поскольку граждане не могли лично возбудить надзорное производство и оно не являлось обязательной частью производства по делу[9]. К тому же отсутствие сроков для возбуждения надзорного производства создавало ситуацию правовой неопределенности, которая могла растянуться на несколько лет и сводила на нет правило шести месяцев, установленное для подачи заявления в Европейский суд.

Читайте также:  Минтруд разъяснил, как вести работу по проверке доходов госслужащих

Кроме того, Европейский суд по правам человека усмотрел в отмене надзорной инстанцией установленного судом права нарушение прав человека на «справедливое судебное разбирательство», гарантированное ст. 6 Европейской конвенции.

По его мнению[10], пересмотр дела в порядке надзора нарушает принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено (res judicata — принцип недопустимости повторного рассмотрения окончательно решенного дела).

Данный принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления.

Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу.

Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.

Право стороны в процессе на судебное разбирательство было бы иллюзорным, если бы в правовой системе было бы закреплено, что окончательное, имеющее обязательную юридическую силу судебное постановление могло бы быть отменено вышестоящим судом по заявлению государственного должностного лица[11].

Во многом благодаря всему этому, существование надзорной инстанции было отменено либо сильно изменено во многих странах.

Например, в Грузии, Армении, Азербайджане, на Украине законодатель отказался от надзорного производства и закрепил в ГПК две традиционные для европейских стран формы обжалования судебных постановлений: апелляцию и кассацию[12].

В Республике Беларусь и в Казахстане надзорное производство, возбуждаемое по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, было сохранено. Однако в нормы, регулирующие порядок обжалования, были внесены существенные изменения[13].

В 2002 г. был принят новый Гражданский процессуальный кодекс РФ, предусмотревший ряд изменений в надзорном производстве.

Так, например, были урегулированы порядок обращения в надзорную инстанцию и порядок рассмотрения надзорных жалоб и представлений. В связи с чем, как справедливо отмечает профессор В.В.

Ярков, «процедура возбуждения дел в порядке надзора на основе решения судьи стала более прозрачной»[14].

Итак, история института проверки судебных постановлений свидетельствует, что в силу динамичности общественных отношений и преобразований государства и, как следствие, нестабильности законодательства постоянно существует потребность в институте, который способствует укреплению законности и формирует единообразную судебную практику в целях защиты нарушенных прав и законных интересов всех субъектов правоотношений.

Высказанная в дореволюционной России мысль о необходимости существования нескольких судебных инстанций попрежнему актуальна. Российское государство с самого начала своего существования одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения.

Институт пересмотра дел в порядке судебного надзора прошел сложный путь своего развития. ГПК РФ, не отказываясь от преимуществ прежнего порядка, предусмотрел во многом существенно новый институт производства в суде надзорной инстанции и внес ряд изменений в надзорное производство. Однако все проблемы в надзорном производстве до сих пор не решены.

1.2 Сущность судебного надзора

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР[15]описывал достаточно сложную правовую конструкцию, отвечавшую за производство в надзорной инстанции: вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех нижестоящих судов пересматривались в порядке судебного надзора только по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, круг которых был строго определен.

При этом процедура проверки данными должностными лицами материалов дела перед обращением таковых с надзорными протестами процессуальным законом никак не регламентировалась.

В условиях новых экономических и правовых отношений также вызывало нарекание отсутствие каких-либо ограничений срока, в рамках которого возможно было бы принести надзорный протест, что провоцировало нестабильность цивилистических прав и обязанностей, ранее урегулированных посредством постановлений нижестоящих судебных органов.

На данные и некоторые другие аспекты особое внимание обратил Европейский Суд по правам человека в постановлении от 24 июля 2003 г. «Рябых против России»[16], когда рассмотрел вопрос о соответствии отдельных статей ГПК РСФСР Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция)[17].

Клуб будущего адвоката — Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений

  • Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
  • В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
  • 1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  • 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  • 3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • 4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
  • 5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • 6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в  ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

  1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
  2. Вышеназванные судебные постановления, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
  3. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
  4. 1) наименование суда, в который они подаются;
  5. 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  6. 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  7. 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  8. 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  9. 6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  10. 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
  11. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
  • Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количествулиц, участвующих в деле.
  • К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
  • Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным п. 1 — 5 и 7 ч. 1, ч. 3 — 6 ст. 391.3 ГПК РФ;

  1. 2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  2. 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
  3. 4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ.

  • Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.
  • Обжалуемые судебные постановления, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
  • 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
  • Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
  • 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

  1. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
  2. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
  3. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
  4. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *