Определены правила уведомления о заинтересованности лица в совершении сделки ао

3 июля 2016 года через ФЗ №343 были внесены серьезные изменения в деятельность ОАО и ООО по поводу проведения крупных сделок. Важно отметить, что подобные корректировки нельзя отнести к «революционным», это лишь позволило закрепить прецеденты, устанавливаемые судебной практикой.

Но многие эксперты и юристы дают позитивную оценку новшеству, так как отдельные вопросы имеют корректное урегулирование ряда нюансов. Раньше решить подобное можно было только через судебные тяжбы, которые часто затягивались.

К тому же все дела не имели единого результата, судебные акты не отличаются единообразием. Представленная статья будет посвящена изменениям, которые были внесены в «Закон об ООО» в отношении проведения вышеназванных сделок.

Также здесь будет дана оценка практической значимости нововведения.

Определены правила уведомления о заинтересованности лица в совершении сделки АО

Сделка с заинтересованностью для ООО

Сделка с заинтересованностью

Первое изменение в данном разделе – это замена аффилированных лиц на подконтрольное и контролирующее. Существенный аспект, который полностью расписан и отражен в статье 45 вышеназванного закона.

Контролирующее лицо – это собирательное понятие, включающее лиц, которые распоряжаются имуществом подконтрольных организаций напрямую или косвенным образом на основании участия в ней, договорных отношений, в случае наличия акций или по выбору совета акционеров, и выполняет обязательства в интересах организации.

Что касается подконтрольных лиц, то в эту категорию относятся юридические лица, которые находятся под непосредственным или косвенным управлением контролирующего лица.

При осуществлении сделок сторонами правовых отношений считаются не аффилированные лица, а контролирующие. Цели сделки при таком раскладе должны сопровождаться заинтересованностью организации. Цели определяются перечнем оснований, по которым можно выявить ту самую заинтересованность.

Отдельные моменты прописаны непосредственно в уставе компании. Понятия, представленные в законе, полностью понятны, но на практике возникают проблемные моменты и сложности с определением контролирующих лиц.

В большинстве случаев сделки в компаниях осуществляется зачастую в закрытом доступе, что предполагает отсутствие возможности определения контролирующего лица.

Важно! Здесь нет подобной прозрачности, как с данными в ЕГРЮЛ, которые позволяют четко отследить необходимую информацию.

Определены правила уведомления о заинтересованности лица в совершении сделки АО

При осуществлении сделок сторонами правовых отношений считаются не аффилированные лица, а контролирующие

В измененном законе все лица, признанные заинтересованными в реализации сделки, должны доводить эту информацию как на собрании участников ООО или ОАО, так и до совета директоров.

Что касается практической деятельности, то позитивным изменением считается отмена обязательного согласия на сделки, в отношении которых существует заинтересованность.

Общества должны предупреждать о реализации процедуры при наличии заинтересованности только незаинтересованных лиц, а при наличии совета – незаинтересованных членов.

Извещения направляются в порядке, предусмотренном организацией, с указанием времени, места проведения собрания.

Кроме такой рассылки, компания должна вести отчет, который позволяет выявить, какие и когда сделки с заинтересованными лицами были совершены в течение отчетного года. Отчеты такого типа формируются единоличным исполнителем и комиссией в случае, когда подобное представлено в уставе.

Важно! Сформированный документ предоставляется лицам, которые обладают правом участвовать в собрании.

Определены правила уведомления о заинтересованности лица в совершении сделки АО

Компания должна вести отчет, который позволяет выявить, какие именно сделки с заинтересованными лицами были произведены

Корректировки ФЗ №343 также позволили определить орган, который компетентен в согласовании сделок, где существует заинтересованность. Ранее для проведения подобных процессов требовалось только одобрение лиц, находящихся в собрании общества для любых сумм.

Сейчас с изданием новых правил согласие на реализацию сделки можно получить подобное разрешение только в случае совершения операции с суммой не более 10% от балансовой стоимости текущих активов.

В случае превышения этого порога требуется дополнительное согласие со стороны совета директоров.

Важно! Существует также возможность отдельные моменты установить уставом общества (при единогласном решении всех соучредителей общества). В документе прописывается иной порядок проведения сделок с заинтересованностью или исключен последний в полной мере.

Определены правила уведомления о заинтересованности лица в совершении сделки АО

Некоторые условия могут быть установлены уставом ООО

Сделки, которые могут заключаться ООО

Определение сделки отражено в статье 45 ФЗ №14. В пункте первом вышеназванного закона в сделке заинтересованы следующие лица:

  • члены наблюдательных советов или директора совета;
  • лицо, которое выполняет функции исполнительного органа (единый представитель);
  • члены исполнительного органа при условии коллегиального представления;

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Действуем правильно

С 01 января 2017 года вступили в силу изменения законодательства в части правового регулирования заключаемых хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Указанные сделки обозначаются также в правовой литературе как «экстраординарные сделки», т.е. сделки, которые по каким-либо причинам выходят за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

Установление особого порядка их совершения, выражающегося в необходимости их одобрения компетентными органами управления хозяйственного общества, призвано обеспечивать права и законные интересы как самого хозяйственного общества, так и его участников.

Но при этом процедура одобрения экстраординарных сделок не должна существенно затруднять хозяйственную деятельность общества.

Внесенные изменения позволяют, с одной стороны, устранить сложившийся избыточный формализм в практике одобрения экстраординарных сделок, с другой стороны, сохранить на должном уровне гарантии прав и законных интересов участников корпоративных отношений.

Существенные правки коснулись терминологии, квалифицирующих признаков экстраординарных сделок, процедуры их одобрения, исключений из общих правил, требований к решению органов управления о согласии на совершение данных сделок, к порядку их оспаривания.

Законодатель, следуя общей концепции ГК РФ, развел понятия «согласие» и «одобрение» по времени принятия соответствующего решения. Термин «согласие на совершение сделки» теперь применяется исключительно к решениям, предваряющим совершение сделки, и, напротив, термин «одобрение» применяется только к решениям, одобряющим уже совершенные сделки в последующем («последующее одобрение»).

  • Прочие изменения следует рассмотреть отдельно для крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
  • Правовое регулирование крупных сделок
  • ·                    Квалификация крупных сделок
  • Ключевым квалифицирующим признаком крупной сделки теперь является то обстоятельство, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

Дано новое определение обычной хозяйственной деятельности общества – это любая деятельность, осуществляемая обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности.

Таким образом, сделкой, выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности общества (крупной сделкой) может быть признана только такая сделка, которая приводит к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Далее необходимо оценить предмет такой сделки — предметом крупной сделки теперь может быть не только приобретение, отчуждение (возможность отчуждения) обществом прямо или косвенно имущества, но и обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности  или средства индивидуализации на условиях лицензии.

Цена или балансовая стоимость такого имущества или прав на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, должна составлять 25 и более процентов балансовой стоимости имущества общества.

Порядок определения крупности сделки дополнен важной новеллой — в случае отчуждения (возможности отчуждения) имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин – балансовая стоимость имущества или цена его отчуждения. Данная норма устанавливает приоритет рыночной стоимости отчуждаемого имущества, исключая случаи, когда по тем или иным причинам ценные активы имеют низкую балансовую стоимость.

Читайте также:  Отчет агента по агентскому договору

·                    Процедура получения согласия на совершение (последующее одобрение) крупных сделок

Допускается заключать крупную сделку как до, так и после получения согласия на ее совершение. При этом получение последующего одобрения может быть предусмотрено сделкой в качестве отлагательного условия.

Важно, что законодатель решил отменить существовавшее ранее правило о том, что устав общества с ограниченной ответственностью может предусматривать отказ от одобрения крупных сделок. Теперь получение согласия на совершение крупной сделки является обязательным во всех случаях, кроме предусмотренных законом.

Изменения коснулись процедуры одобрения крупных сделок в акционерных обществах.

В частности, в случае рассмотрения вопроса о согласии на совершение или последующее одобрение крупной сделки общим собранием акционеров совет директоров или единоличный исполнительный орган общества (при отсутствии совета директоров) утверждает заключение о крупной сделке, которое должно содержать информацию о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценку целесообразности ее совершения. Такое заключение включается в состав информации (материалов), предоставляемых акционерам при подготовке к общим собраниям.

  1. ·                    Требования к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки
  2. Установлены новые требования, допускающие значительную вариативность решения о согласии на совершение сделки, в частности:
  3. o        можно указать порядок определения существенных условий сделки;
  4. o        сторона и выгодоприобретатель по сделке могут не указываться, если они не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение сделки, например, если сделка заключается на торгах;
  5. o        предусматривается возможность указания минимальных и максимальных параметров условий сделки (верхний предел стоимости покупки или нижний предел стоимости продажи) либо порядка их определения;
  6. o        согласие может быть дано на совершение ряда однотипных сделок, на альтернативные варианты основных условий сделки, на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  7. o        предусматривается, что в решении о согласии на совершение сделки также может быть указан срок его действия (если не указан, по умолчанию срок составляет один год).
  8. ·                    Порядок оспаривания крупных сделок

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному ст.173.1 ГК РФ.

  • Среди существенных изменений порядка оспаривания крупных сделок можно назвать следующие:

Извещение о совершении обществом сделки с заинтересованностью

С внесением изменений в законы о хозяйственных обществах режим совершения сделок с заинтересованностью изменился концептуально. Существенное значение в нем занимает информирование лиц, которые могут повлиять на принятие решения о согласии на совершение (одобрение) сделки с заинтересованностью и на ее обжалование.

  • Применительно к акционерным обществам информация о сделках должна быть направлена обязательно членам совета директоров, коллегиального исполнительного органа общества.
  • Согласно Федеральному Закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) акционеры должны быть информированы в двух случаях:
  • -если в совершении такой сделки заинтересованы все члены совета директоров;
  • -если формирование совета директоров не предусмотрено законом или уставом общества.
  • В рамках усмотрения самого общества находится право предусмотреть уставом обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров общества во всех случаях.

Заметим, что формально из п. 1.1 ст.

81 Закона об АО следует, что в предусмотренных Законом случаях извещение о предполагаемом совершении сделки с заинтересованностью должно быть направлено всем акционерам общества, а не только акционерам, владеющим его голосующими акциями. Таким образом, обеспечивается защита интересов всех акционеров, которые могут пострадать от совершения сделки с заинтересованностью.

Акционеры должны быть проинформированы в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров (п. 1.2 ст. 52 Закона об АО), если иной порядок не предусмотрен уставом общества.

В обществе с ограниченной ответственностью иные адресаты для получения информации о совершении сделки с заинтересованностью — незаинтересованные участники общества (в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания), а при наличии в обществе совета директоров — также незаинтересованные члены совета директоров.

И в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью срок для извещения указанных лиц — не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки, если иной срок не предусмотрен уставом общества.

Диспозитивность регулирования порядка извещения о заключении сделок с заинтересованностью потребует от хозяйственных обществ внимания к этому вопросу: следует ли предусмотреть иной срок извещения о предполагаемой сделке с заинтересованностью.

Кроме того, для акционерного общества следует определить, нужно ли помимо членов совета директоров оповещать также и акционеров общества.

Очевидно, решение этих вопросов будет зависеть от соотношения интересов участников корпоративных отношений в конкретном обществе, а также от численности акционеров.

Применительно к сроку следует отметить, что длительный срок извещения и, соответственно, совершения сделки может негативно сказаться на оперативности производственно-хозяйственной деятельности общества.

Общества, осуществляющие операционную деятельность, связанную с заключением сделок с заинтересованностью, зачастую сокращают срок для извещения о совершении сделки с заинтересованностью, чтобы избежать затягивания процедуры согласования.

В комментируемых нормах указано, что в извещении о совершении сделки с заинтересованностью должны содержаться все необходимые идентифицирующие сделку существенные условия или порядок их определения.

Извещение должно включать все существенные условия сделки или порядок их определения, в том числе в нем должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. Нетрудно заметить, что сведения, которые содержатся в приведенном перечне, совпадают с теми сведениями, которые должны содержаться в решении о согласовании сделок с заинтересованностью.

Публичное акционерное общество с 1 января 2017 г. имеет обязанность предоставить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Указанный отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров общества, достоверность содержащихся в нем данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества, если таковая создается в обществе. Также в п. 3 ст.

52 Закона об АО указано, что к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относится в том числе отчет о заключенных публичным обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Читайте также:  Арендовать часть здания можно будет без представления техплана

Интересно, что обязанность предоставить отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, не предусмотрена для непубличных акционерных обществ, что представляется крайне странным, особенно с учетом того, что аналогичная обязанность установлена для обществ с ограниченной ответственностью.

Заметим, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» отсутствует расширительное толкование положения п. 1.1 ст. 81 Закона об АО в части представления акционерам ежегодного отчета о заключенных сделках с заинтересованностью.

Для общества с ограниченной ответственностью, как и для публичных акционерных обществ, предусмотрена обязанность предоставить лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании участников общества, отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Указанный отчет должен быть предварительно утвержден лицом, обладающим правом осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества (в случае если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно — всеми такими лицами), а также советом директоров общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если создание этих органов предусмотрено уставом общества.

Обязанность хозяйственного общества включать информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, в годовой отчет общества, в частности, призвана обеспечивать начало течения срока исковой давности, когда он будет определяться «по осведомленности акционера».

Источник информации: Шиткина И.С. Сделки хозяйственных обществ, требующие корпоративного согласования: Монография. М.: Статут, 2020. 226 с.

Новые правила по сделкам с заинтересованностью

С 2017 года вступили новые правила совершения сделок c заинтересованностью. Поправки были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Какое соглашение теперь признается сделкой с заинтересованностью? Что необходимо для её совершения? Кто может оспорить сделку с заинтересованностью в суде? На какие изменения нужно обратить особое внимание — рассмотрим теорию и практику.

Заинтересованность в совершении сделки

Сделкой с заинтересованностью признается та, в совершении которой имеется заинтересованность:

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) общества,
  • единоличного исполнительного органа,
  • члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества,
  • лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Несмотря на поправки сохранится следующее правило: «сделка между обществами, единоличные исполнительные органы которых находятся в супружеских отношениях без регистрации брака, не признается сделкой, совершенной с заинтересованностью» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу N А75-7315/2009).

Однако правила по согласованию сделок с заинтересованностью не относятся к следующим видам сделок:

  1. к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  2. к обществам, в которых 100 процентов голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
  3. к сделкам, в совершении которых заинтересованы все владельцы голосующих акций общества, при отсутствии заинтересованности иных лиц, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено право акционера потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения;
  4. к сделкам, связанным с размещением, в том числе посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
  5. к сделкам по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций;
  6. к сделкам по приобретению или выкупу обществом размещенных им акций;
  7. к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
  8. к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров.

Контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом назначать единоличный исполнительный орган.

Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Если в сделках будут участвовать организации, которые прямо или косвенно подконтрольны физлицу, оно будет считаться заинтересованным. А вот сделка из группы лиц, не будет считаться сделкой с заинтересованностью.

Одновременно исключается понятие аффилированности, которое ранее часто применялось юристами для целей признания сделки незаключенной.

Что необходимо для совершения подобной сделки?

Сделка с заинтересованностью при участии в тендерах: полный обзор + образец решения

Законодательство РФ предусмотрело особую форму взаимоотношений организаций и контрагентов – сделки с заинтересованностью. В чем их особенность? Как определяется заинтересованность для ООО и АО? Как проявились сделки с заинтересованностью при участии в тендерах? На эти и другие вопросы ответим в статье, а также дадим образцы решений об одобрении таких сделок.

Что такое сделка с заинтересованностью простыми словами?

Сделка приобретает статус сделки с заинтересованностью, если в ней заинтересованы лица, указанные в п.1 ст.45 14-ФЗ (закон об ООО) и п.1 ст.81 208-ФЗ (закон об АО). Это могут быть, например, генеральный директор, член правления или совета директоров. Но это далеко не полный список потенциально заинтересованных лиц.

Читайте также:  Размер штрафа по закону о защите прав потребителей

Сюда можно отнести любых граждан и организации, которые ведут контроль компании. Они же вправе давать обязательные для нее указания. Их заинтересованность проявится наличием в договоре (в качестве посредника, представителя, выгодоприобретателя) контролирующих лиц, либо их близких родственников и подконтрольных компаний.

Заключение сделки можно разделить на 4 условных этапа:

  1. Проинформировать о намерении проведения процедуры.
  2. Выявить причины для одобрения. Проконтролировать соблюдение особых условий.
  3. Одобрить сделку с заинтересованностью.
  4. Заключить сделку.

Иногда третий шаг не проводится, например, в фирме всего один учредитель, и он же является директором. Также порядок заключения упрощается, когда у всех лиц без исключения присутствует интерес.

В каких случаях требуется одобрение сделки, а в каких нет?

По установленному правилу сделка с заинтересованностью не нуждается в заблаговременном одобрении, но общество должно информировать о ней  незаинтересованных участников и членов совета директоров (при наличии). Уведомление отправляется в течение 15 дней до заключения сделки, если в уставе не прописан другой срок.

Правила уведомления и правила извещения о проведении общего собрания участников (акционеров) схожи. Что необходимо указывать при их составлении (п.3 ст.45 14-ФЗ)?:

  • лицо (лица), являющееся стороной процесса, ее выгодоприобретателем;
  • сумма;
  • объект сделки;
  • прочие существенные условия или правила их определения;
  • заинтересованное лицо (лица);
  • основания, по которым заинтересованное лицо (каждое из лиц) является таковым.

Согласование сделки проводится в том случае, если одно из указанных в законе лиц потребовало после ознакомления с извещением созвать собрание. Право принятия решения остается либо за общим собранием участников (акционеров), либо за советом директоров, в зависимости от того, в чьей компетенции находился вопрос согласования.

Кто вправе требовать созыв общего собрания, отражено в абз.2 п.4 ст.45 14-ФЗ (об ООО) и  п.1 ст.83 208-ФЗ (об АО):

  • руководитель (директор);
  • член коллегиального исполнительного органа;
  • член совета директоров;
  • участник (акционер), владеющий не менее 1% долей (акций), или несколько участников, совместно владеющих таким числом долей (акций).

Однако есть случаи, когда сделки с заинтересованностью не требуют извещения и одобрения. Их можно найти в п.2 ст.81 закона об АО и в п.7 ст.45 закона об ООО. Данный перечень является очень обширным, приведем лишь некоторые пункты:

  • процедура происходит в рамках обычной хозяйственной деятельности, при условии, что общество в течение длительного времени неоднократно совершало схожие сделки;
  • директор организации является ее единственным участником (акционером);

Положение о ведении реестра лиц, обязанных представлять информацию о наличии заинтересованности в совершении сделок — pdf free download

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Приложение к Правилам представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений

Подробнее

УТВЕРЖДЕНА Указом Губернатора Кировской области от 7..04 5 СПРАВКА о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Я,, (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер

Подробнее

В отдел кадров и муниципальной службы администрации Южноуральского городского округа СПРАВКА о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Я,, (фамилия, имя, отчество,

Подробнее

СПРАВКА о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. 460 В (указывается наименование кадрового

Подробнее

УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от.06.04 460 В (указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа, иного органа или организации) СПРАВКА о доходах,

Подробнее

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. 460 В (указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа, иного органа или организации) СПРАВКА

Подробнее

18 мая 2009 года N 559 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА ГОРОДИЩИ Петушинского района Владимирской области От 23.03.2018 г. пос. Городищи 63 От утверждении Положения о порядке согласования муниципальным

Подробнее

Новое постановление Пленума ВС о крупных сделках: чего ждать бизнесу

26 июля 2018 г.НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Наиболее часто корпоративные споры возникают по поводу оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Положения закона здесь не всегда учитывают все возможные на практике нюансы. Это повышает роль разъяснений высших судов.

Что нового внесло свежее постановление Пленума ВС — в статье Олега Бычкова, партнера адвокатского бюро «ЕМПП», адвоката.

В 2016 году законодатель существено изменил порядок одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью (Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ). Новое регулирование оставило открытыми ряд вопросов, решить которые предстояло судебной практике.

26 июня Пленум ВС принял долгожданное постановление № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее — Постановление). Оно заменило собой одноименное постановление Пленума ВАС от 16.05.2014 № 28.

Рассмотрим ключевые разъяснения высшей инстанции.

Общие положения о сделках

Основания для оспаривания (п. 1 Постановления). Суд еще раз закрепил сложившуюся практику, в соответствии с которой основанием для оспаривания крупных сделок является ст. 173.1 ГК, а для сделок с заинтересованностью — п. 2 ст. 174 ГК.

Квалифицирующим признаком для оспаривания сделок с заинтересованностью является ущерб, в отличие от крупных сделок, где превышение полномочий (совершение сделки без одобрения) само по себе также является основанием для оспаривания.

Что почитать. А. А. Кузнецов Реформа крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Что изменилось в регулировании АП. 2017. № 1

Сроки исковой давности для оспаривания сделок (пп. 2–4 Постановления). Течение срока исковой давности для оспаривания сделок зависит от правила «когда лицо узнало или должно было узнать…». Это приводит к множеству споров.

Постановление делает существенный шаг навстречу потребностям бизнеса, закрепляя конкретные критерии определения того, когда лицо знало или должно было знать о нарушении своих прав.

Соответственно, снижаются риски злоупотребления правами со стороны участников или членов совета директоров обществ.

Ключевые положения Постановления  

Общие положения Крупные сделки Сделки с заинтересованностью
— больше предсказуемости относительно течения сроков исковой давности; — уточнены вопросы коллективного участия в оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью; — приведены дополнительные примеры, когда те или иные действия признаются сделками и нуждаются в одобрении; — раскрыты требования к одобрению сделок, одновременно являющихся крупными и сделками с заинтересованностью;— уточнена возможность распространения порядка одобрения крупных сделок на иные сделки, не предусмотренные законом, и основания для их оспаривания Уточнены: — квалифицирующие признаки крупной сделки; — положения о заключении совета директоров относительно крупной сделки и последствия его отсутствия; — требования к расчетам в отношении сделки, где присутствует периодичность платежей;— критерии использования отчетности для сделок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *