Объект налогообложения и исчисление водного налога по нк рф

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ

Каждая компания или частное лицо обязано отчитываться перед государственными органами за ведение разных видов предпринимательской деятельности. При этом должны не только передаваться отчеты в инспекцию, но и уплачиваться разные виды налогов.

Если фирмы или ИП в процессе работы пользуются специальными водными ресурсами страны, то они обязаны уплачивать соответствующий водный налог. Важно знать, каковы его особенности, кто должен его уплачивать, как он рассчитывается и перечисляется.

Что представляет собой водный налог

Водный налог представляет собой специализированный сбор, введенный только в 2005 году. Он выступил в качестве замены платы, которую обязаны были уплачивать предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными объектами.

Основные характеристики налогового режима

Для правильного расчета важно изучить его основные характеристики. К ним относится:

  • Налогоплательщики. К ним относятся компании, физлица или ИП, которые пользуются в процессе работы водными ресурсами, поэтому обязаны платить за этот процесс соответствующее количество денежных средств.
  • Объекты. В качестве него выступают лицензии, полученные компаниями или предпринимателями, чтобы они имели возможность пользоваться водными ресурсами или специальными объектами.
  • Налоговая база. Она представлена стоимостной оценкой определенного водного объекта, поэтому ее размер полностью зависит от того, как именно используется этот объект компанией или ИП.
  • Налоговый период. Он представлен кварталом. Какие установлены сроки подачи налоговой декларации для разных видов налогов вы можете прочесть тут.
  • Ставка. Она полностью зависит от того, как именно используется водный объект, а также в какой экономической зоне он располагается. Если основной целью применения воды является предоставление ее для использования населением, то за водопользование взимается налог, равный 81 руб. за 1 тыс. кубических метров.
  • Объекты налогообложения. В качестве объектов выступают: забор воды, применение разных водных ресурсов, использование воды в области гидроэнергетики и другие способы применения ресурсов для разных целей.

Ставки устанавливаются в рублях за 1 тыс. куб. м. Размер данных ставок полностью зависит от того, в какой экономической зоне работает предприниматель. В процессе расчета непременно используются только рубли, поэтому копейки не принимаются в расчет.

В каком порядке осуществляется расчет и уплата водного налога вы можете посмотреть в этом видео:

Важно! Налогоплательщики обязаны самостоятельно производить расчеты, чтобы определить сумму, подлежащую к уплате в бюджет.

Уплата производится в том регионе, где находится компания или ИП (по юридическому адресу). Перевод средств выполняется до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Не предусматривается в законодательстве возможность для предоставления каких-либо льгот по этому налогу.

Кто выступает в качестве плательщика налога

В качестве налогоплательщика выступают субъекты, применяющие в процессе работы какие-либо водные объекты. Использоваться могут ресурсы не только морей, рек или озер, но и подземных источников, ручьев или болот и каналов.

Без разрешительных документов незаконно пользоваться какими-либо водными ресурсами. Не прекращается обязанность по уплате налога, если закончился срок действия лицензии, а при этом компания или ИП продолжают пользоваться водными ресурсами.

Каждая организация обязана уплачивать данный налог, если пользуется водными объектами, а при этом отсутствуют возможность для какой-либо компании пользоваться льготами.

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФКогда платится водный налог? www.myshared.ru

Регулирование уплаты данного налога

В процессе использования водных ресурсов каждая компания должна учитывать основные требования законодательства в этой области деятельности. К ним относится:

  • в законодательном порядке устанавливаются все субъекты водного налога, поэтому предприниматели обязаны тщательно изучать данную информацию, чтобы не возникли проблемы с проверками;
  • деятельность должна вестись исключительно при наличии правильно оформленной лицензии, которая может быть заменена специальным договором, причем, даже если действие данных документов заканчивается, необходимость в уплате налога не прекращается;
  • не действуют какие-либо льготы при уплате водного налога, поэтому все предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными ресурсами, обязаны перечислять средства государству в полном размере.

Особенности уплаты водного налога

Каждая компания, которая обязана уплачивать водный налог, должна разбираться в особенностях данного процесса. К ним относится:

  • Налоговая база. Не устанавливается единая база и ставка, что считается спецификой этого платежа. Размер базы зависит от разных условий. Учитывается объем используемой воды, для чего производятся измерения специальными приборами или применяются нормы.
  • Ставка. Количество используемых ставок является огромным, поэтому каждый предприниматель должен знать, как правильно выбрать определенную ставку. Для этого учитывается вид водопользования, место нахождения объекта, так как он может быть подземным или наземным, экономическая зона, в которой осуществляется деятельность, а также вид объекта.
  • Налоговый период составляет квартал, поэтому и уплата налога производится ежеквартально до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.

Правила расчета

Налогоплательщики должны самостоятельно осуществлять расчеты, на основе которых определяется оптимальная сумма средств, которая должна быть перечислена в бюджет.

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФГруппы объектов налогообложения.

Для определения правильного размера налога надо обладать информацией:

  • ставка налога;
  • налоговая база.

Важно! Нередко одна компания пользуется сразу несколькими водными объектами, а при этом для каждого такого объекта должна определяться сумма налога, после чего все полученные значения складываются.

Как открыть свой бизнес по производству питьевой воды и нужно ли в таком случае оформлять лицензию и платить налоги вы можете прочесть здесь.

Например, фирма оформила лицензию на забор воды, причем лимит в квартал составляет 340 тыс. куб. м. За первый квартал забор воды был равен 320 тыс. куб. м. Ставка налога равна 300 руб., а коэффициент к ставке равен 1,32%. В этом случае сумма налога рассчитывается – 320000*300*1,32=126720 руб.

Как правильно заполнить декларацию

Важно! В декларацию вносится информация, полученная непосредственно налогоплательщиком, а к ней относится используемая ставка, рассчитанная сумма налога и налоговая база.

Правила и порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу.

Сдается декларация ежеквартально с одновременной уплатой налога. Важно, чтобы она была передана до 20 числа месяца, следующего после окончания отчетного квартала. Сдавать декларацию надо в ФНС, располагающуюся по месту нахождения компании.

Важно грамотно оформить и заполнить документ, для чего учитываются определенные требования:

  • допускается передавать ее в письменном или электронном виде, причем обязательно нужна электронная версия в случае, если в организации официально трудоустроено больше 25 человек;
  • если планируется сдавать документацию в письменном виде, то она заполняется только черной или синей шариковой ручкой;
  • все цифры указываются в рублях без учета копеек;
  • каждая ячейка предназначена для записи одного знака, в качестве которого выступает не только цифра, но и запятые или точки;
  • непременно содержится в документе дата его заполнения, подпись налогоплательщика и печать организации;
  • если имеются пустые ячейки, то в них ставится прочерк, а также его можно заменить нулем;
  • если требуется внести какие-либо исправления в готовый документ, то они должны быть заверены подписью налогоплательщика и печатью компании;
  • вверху на каждой странице декларации вписывается ИНН компании или физлица.

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФОбразец заполнения декларации.

Декларация непременно содержит информацию о правильно рассчитанной налоговой базе, об используемых ставках, количестве водных объектов, применяемых налогоплательщиком и о правильно определенной сумме водного налога.

Скачать образец заполнения декларации по водному налогу.

Ответственность и штрафы

Ответственность за данные нарушения представлена начислением штрафов:

  • если налогоплательщик опаздывает со сроками сдачи декларации, не сдал декларацию в срок, то он уплачивает 5% от рассчитанного в документе налога, причем данный штраф не может быть меньше 1 тыс. руб. или больше, чем 30% от суммы налога;
  • если передается декларация электронным способом, а при этом нарушаются правила данного процесса, то компания уплачивает штраф в размере 200 руб.;
  • если не уплачивается налог или перечисляется неполная его сумма, то это приводит начислению штрафа, равного 20% от рассчитанной суммы;
  • если умышленно не платится налог, то штраф равен 40% от суммы.

Таким образом, водный налог должен уплачиваться разными компаниями или предпринимателями, деятельность которых разными способами связана с использованием различных водных объектов. Он уплачивается ежеквартально, а также каждый квартал сдается декларация по данному налогу.

Важно грамотно разбираться в правилах его исчисления и сроках уплаты, чтобы не возникали нарушения, приводящие к начислению существенных по размеру штрафов. Также налогоплательщики должны изучить все требования законодательства, так как в некоторых ситуациях применение водных ресурсов не сопровождается необходимостью уплаты налога.

Объекты и субъекты водного налога подробно рассмотрены в этом видео:

Объект налогообложения и исчисление водного налога по нк рф

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

[1]

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами.

Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

  • Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.
  • Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).
  • Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.
  • За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.
Читайте также:  Комментарий 11264 к статье: медиативная оговорка - это…

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке.

И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

  1. Налоговый период по водному налогу — квартал.
  2. Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

  3. Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

  4. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.

2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Читайте так же:  Выдача исполнительного листа на решение третейского суда

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Водный налог по НК РФ

Лицензионное использование водных ресурсов обязывает отчислять в бюджет водный налог. Основные моменты, связанные с его уплатой, рассмотрены в статье.

Чем руководствоваться

На практике многие специалисты до сих пор путаются: водный налог – федеральный или региональный? На самом деле данный налог законом отнесён к обязательным платежам федерального уровня.

Таким образом, водный налог – это федеральный налог, который установлен Налоговым кодексом РФ. А именно – его главой 25.2. Региональные и местные власти не могут вмешиваться в те правила, которые закреплены по водному налогу НК РФ. Например, статьей 333.12 Кодекса, которая определяет ставки водного налога в 2017 году.

Объект

Согласно статье 333.9 НК РФ, объектом налогообложения по водному налогу признаются следующие действия и сферы:

  • взятие воды из поверхностных и подземных водных объектов;
  • забор морских вод;
  • использование определенной надводной акватории;
  • использование акватории поверхностных морских вод;
  • гидроэнергетика;
  • сплав дерева.

Правда, для водного налога Налоговый кодекс установил массу исключений, когда объекта нет. Например:

  • взятие подземных лечебных/термальных вод;
  • пожарная безопасность и т. п.;
  • технические нужды судов;
  • ловля рыбы и охота;
  • судоходство;
  • использование акватории для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • взятие воды для сельскохозяйственных нужд.

Изменения

Принципиальные изменения по водному налогу в 2017 году отсутствуют. И вообще законодательные правила в отношении него меняются нечасто.

Единственное – коэффициент водного налога в 2017 году (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). По сравнению с прошлым годом он вырос с 1,32 до 1,52. Базовую ставку водного налога в 2017 году перемножают на него в случае:

  • сверхлимитного забора воды;
  • отсутствия измерительных приборов;
  • добычи воды для продажи.

  ФНС поручили по-новому отслеживать применение налоговых льгот

Как рассчитать

В Налоговом кодексе чётко не расписано, как рассчитать водный налог. Однако мы расскажем. Сначала нужно взять из таблицы соответствующую водному объекту ставку. При этом учтите, что, например, одна река может проходить по территории России через несколько экономических регионов сразу. И в каждом из них – своя ставка по данному объекту.

Подробнее об этом см. «Ставки водного налога в 2017 году: таблица».

Затем ставку при определенных условиях перемножают на особый коэффициент, о которым мы сказали выше. Его значение в 2017 году – 1,52. И не исключено, что напоследок сверхнормативное число кубов воды придется умножить на 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.

Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:

570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.

Сумма налога за II квартал 2017 года:

100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.

КБК

Чтобы правильно оформить декларацию (строки 010) и платёж поступил по адресу, необходимо знать актуальный КБК водного налога в 2017 году. Его значения приведены ниже в таблице.

КБК водный налог 2017
Вид платежа Код бюджетной классификации
Перечисление водного налога (в т. ч. перерасчет/ недоимка/задолженность) 182 1 07 03000 01 1000 110
Пени по водному налогу 182 1 07 03000 01 2100 110
Проценты по водному налогу 182 1 07 03000 01 2200 110
Штраф по водному налогу 182 1 07 03000 01 3000 110

Отметим, что КБК по водному налогу для организаций в 2017 году не поменялись.

Сроки уплаты и сдачи

На основании статьи 333.11 НК РФ налоговым периодом по водному налогу признается квартал. То есть это тот редкий случай, когда отчётных периодов законом не предусмотрено.

Читайте также:  Образец справки о заработной плате для исчисления пособия по безработице

К тому же надо отметить, что сроки уплаты водного налога и сроки сдачи водного налога в 2017 году совпадают. В силу прямого указания НК РФ этот вопрос регулирует общая норма – п. 1 ст. 333.15 Кодекса.

Предприятия и предприниматели, ведущие деятельность с водной лицензией, сдают декларации и отчисляют налог поквартально – не позже 20-го числа месяца, который идёт за соответствующим кварталом. То есть в 2017 году крайняя дата попадает на:

  • 20 апреля;
  • 20 июля;
  • 20 октября;
  • 22 января 2018 года (перенос с субботы – 20.01).

Действующий в 2017 году бланк налоговой декларации по водному налогу утвержден приказом ФНС России от 09 ноября 2015 года № ММВ-7-3/497. Её форма по КНД – 1151072:

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ

Также см. «Декларация по водному налогу в 2017 году».

Водный налог — что это?

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ

За пользование водой чаще всего платить не нужно. Однако, если организация занимается сплавом леса или гидроэнергетикой, придется обратиться в ФНС.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Он сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Все связанные с ним вопросы регулируются главой 25.2 НК РФ. Разберемся, в каких случаях пользование водой становится платным.

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:

  • забор воды;
  • использование акватории водоемов;
  • гидроэнергетика;
  • лесосплав в плотах и кошелях.

Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:

  • полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами;
  • создание летних лагерей и санаториев;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду пользования водой. Исчисляется база так:

  • забор воды за 1 ед. объема — 1000 м3 воды;
  • использование акватории за 1 ед. площади — 1 км2 водного пространства;
  • гидроэнергетика за 1 ед. — 1000 кВтч электроэнергии;
  • лесосплав в плотах и кошелях за 1 ед. — 1000 м3 леса за 100 км сплава.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки возрастают в пять раз с учетом коэффициента 1,15.

Размеры ставок ВН установлены в рублях за единицу налоговой базы. Ставки зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Налоговые ставки установлены в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Они изменяются каждый год. Еще ежегодно происходит индексация базовой ставки на водный налог: коэффициент 2019 года — 1,75.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он также пересматривается каждый год. В 2019 году он составляет 122 рубля за 1000 м3 воды.

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

Компания «Водица» имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2019 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.

  • 40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей
  • Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2019 года:
  • 192 960 + 120 600 = 313 560 рублей

ВН уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Платить нужно по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация сдается также по местонахождению. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены.

Ответственность предусмотрена в рамках общих положений об ответственности за налоговые правонарушения:

  • Статья 119 НК РФ
  • Статья 120 НК РФ

Как рассчитать водный налог

Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ

Как рассчитать водный налог в 2019 году? Приведите пример подсчета.

Сбор подсчитывают раз в квартал. О том, как рассчитать водный налог, можете прочитать у нас на сайте. Рассмотрим расчет водного налога в 2019 году, пример ниже.

Фирма извлекает водоресурсы для производственных нужд из подземного источника, применяяприборы учета. Лимит использования за квартал равняется 320 000 кубометров. За первый квартал 2019 года фирмой поднято 380 000 кубометров водных запасов.

Расчет сбора на воду выглядит так:

Сверхлимитный подъем ресурсов:

380 тыс. – 3 20 тыс. = 60 тысяч кубических метров

При извлечении водоресурсов оплата состоит из 2 частей. Формула расчета водного налога выглядит так:

  1. В лимитированных пределах сумма:

320 тысяч кубов × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 = 192 960 рублей,

320 тыс. кубов — лимитированные извлеченные водоресурсы;

2,01 — множитель к тарифу.

  1. По водам, извлеченным, превышающим пределы сбор равен:

60 тыс. кубометров × 300 рублей / 1 000 кубометров × 2,01 × 5 = 180 900 руб.,

  • 60 тыс. кубических метров — свыше предела;
  • 300 руб. — ставка для 1 000 кубических метров извлеченных водоресурсов;
  • 5 и 2,01 — множитель извлеченныхводозапасов превышающий лимит.
  • Следовательно, фирма обязана до 22 апреля оплатить:
  • 192 960 + 180 900 = 373 860 рублей.

Сбор подсчитывают и подают декларации при имеющемся налогооблагаемом объекте. Рассчитывают ежеквартально, умножая базу на ставку. Тариф и базу по налогу определяют в зависимости от использования воды. К ставке применяют повышающие коэффициенты.

Плательщиками признаются организации, у которых есть скважины для добычи подземных вод п. 1 ст. 333.8 НК РФ .

Все плательщики должны сдавать декларацию, даже если сумма налога будет нулевой. Это возможно, если у вас есть скважина, но воду вы не добываете. Или используете ее только для сельскохозяйственных целей — обслуживания скота или орошения Письмо ФНС от 04.04.2018 N СД-3-3/[email protected] .

Налог надо платить по итогам каждого квартала ст. 333.11 НК РФ .

  1. Расчет налога — 2019
  2. Порядок расчета зависит от целевого назначения скважины, указанного в лицензии на пользование недрами.
  3. Целевое назначение скважины любое, кроме водоснабжения населения.
  4. Определите ставку налога:
  • найдите в пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ базовую ставку налога для своего экономического района и бассейна реки. Экономический район определите по Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОКЭР). А бассейн можно узнать из лицензии. Если его там нет, обратитесь в отдел Бассейново-водного управления по вашему региону;
  • рассчитайте налоговую ставку по формуле п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ :

Ставку округлите до полного рубля п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ .

Если вы добываете воду для розлива и продажи, ставку надо увеличить в 10 раз п. 5 ст. 333.12 НК РФ .

Рассчитайте налог по формуле:

Лимит указан в лицензии. Если он установлен на год, разделите годовой лимит на 4. Если установлен суточный лимит, то, чтобы определить квартальный, умножьте его на количество дней в квартале Письмо ФНС от 22.01.2015 N ГД-4-3/[email protected] .

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.

  • Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое во­допользование в соответствии с законодательством РФ.
  • Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.
  • Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объ­екта налогообложения.
  • Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта на­логообложения и налоговой базы.
Объекты налогообложения Налоговая база Порядок определения налоговой базы Установление налоговых ставок
Забор воды из водных объектов Объем воды, забранной из водного объекта за нало­говый период Определяется на основании показаний водоизмери­тельных приборов, отражаемых в журнале первич­ного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной во­ды определяется исходя из времени работы и про­изводительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производитель­ности технических средств — объем забранной во­ды определяется исходя из норм водопотребления В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим рай­онам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)
Использование аква­тории водных объек­тов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях Площадь предоставленно­го водного пространства Определяется по данным лицензии на водополь­зование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономи­ческим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)
Использование  вод­ных объектов без за­бора воды для целей гидроэнергетики Количество  произведен­ной за налоговый период электроэнергии В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бас­сейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)
Использование   вод­ных объектов для це­лей сплава древесины в плотах и кошелях Произведение объема дре­весины, сплавляемой в пло­тах и кошелях за налого­вый период, выраженного в тысячах кубических мет­ров, и расстояния сплава, выраженного в километ­рах, деленного на 100 В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)
Читайте также:  Образец приказа об утверждении должностной инструкции

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налого­обложения (п. 2 ст. 333.9).

  1. Налоговым периодом признается квартал.
  2. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
  3. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, сле­дующего за истекшим налоговым периодом.
  4. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по мес­ту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Комментарий к главе 25_2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный), Комментарий, разъяснение, статья от 23 апреля 2012 года

Комментарий к главе 25_2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ

Законом Российской
Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» плата за пользование водными объектами
включена в состав федеральных налогов.

Учитывая, что плата за
пользование водными объектами признавалась налоговым платежом, а
налог, в соответствии с частью первой
Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), может
быть установлен только законодательством о налогах и сборах, 28
июля 2004 года был принят Федеральный
закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона
Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных
законодательных актов Российской Федерации», дополняющий часть
вторую Кодекса главой
25_2 «Водный налог».

В
соответствии со статьей
13 Кодекса водный налог отнесен к федеральным налогам.

Глава
«Водный налог» практически дублирует Закон N 71-ФЗ с незначительными
изменениями и дополнениями и основана на положениях Водного кодекса Российской Федерации от
16.11.95 N 167-ФЗ (далее — Водный кодекс N 167-ФЗ),
действовавшего на момент вступления главы в силу.

В
главе определены все элементы налога, предусмотренные частью первой Кодекса, и установлены
специфические ставки налога, дифференцированные по бассейнам рек,
озер, морей и экономическим районам.

Комментарий к статье 333_8. Налогоплательщики

Данная статья изложена с
учетом норм налогового законодательства, в соответствии с которыми
участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, являются организации и физические лица.

Исходя из статьи
11 Кодекса под термином «организации» понимаются юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие
корпоративные образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные организации, их филиалы и
представительства, созданные на территории Российской
Федерации.

Под термином «физические
лица» понимаются не только граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства, но и индивидуальные
предприниматели — физические лица, зарегистрированные в
установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица.

Кроме того, в статье
соблюдена норма Водного кодекса N
167-ФЗ, предусматривающая, что водопользователями могут быть
граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в
пользование.

Ограничение круга
налогоплательщиков только лицами, осуществляющими водопользование,
признаваемое объектом налогообложения водным налогом, направлено на
освобождение от обязанности представления в налоговые органы
налоговых деклараций в случае осуществления водопользователем вида
пользования водным объектом, не признаваемого объектом
налогообложения водным налогом.

Таким образом, в случае,
если водопользователь на основании соответствующей лицензии на
водопользование и заключенного в соответствии с ней договора
пользования водным объектом осуществляет, например, забор воды из
водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного
назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих,
огороднических, дачных земельных участков, земельных участков
личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота
и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных
организаций и граждан (подпункт 13 пункта 2
статьи 333_9 Кодекса), то данный водопользователь не является
налогоплательщиком водного налога.

При этом следует
учитывать, что данная норма в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О
внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по
уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов
налогового администрирования» вступила в силу только со 2
сентября 2010 года. До указанного срока водопользователи,
осуществляющие виды водопользования, не являющиеся объектом
налогообложения водным налогом, признавались налогоплательщиками
данного налога. И хотя водный налог данные организации не
уплачивали, обязанность по представлению в налоговые органы
декларации по водному налогу на них возлагалась.

Пункт 2
комментируемой статьи добавлен Федеральным законом от 03.06.

2006 N 73-ФЗ «О
введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» в
связи с вступлением с 1 января 2007 года в силу нового Водного кодекса Российской Федерации
(далее — новый Водный кодекс),
существенно изменившего действовавшие до этого срока правила и
условия пользования водными объектами.

Одним из основных
нововведений нового Водного
кодекса является то, что он регулирует только отношения,
связанные с использованием поверхностных водных объектов, определяя
условия предоставления поверхностных водных объектов в пользование
и устанавливая порядок взимания платы за их использование.

Согласно нормам нового
Водного кодекса с 1 января 2007
года право пользования водными объектами возникает не на основании
лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней
договора пользования водными объектами, получение которых являлось
основанием для возникновения у пользователя водными объектами
обязанности по уплате водного налога, а на основании договора
водопользования или решения о предоставлении водного объекта в
пользования в рамках гражданских правоотношений, предусматривающих
взимание за водопользование платы неналогового характера.

Что касается пользования
подземными водными объектами, то нормативная база взимания водного
налога в отношении такого водопользования с 1 января 2007 года не
изменилась, поскольку на основании части 3
статьи 9 нового Водного кодекса право пользования подземными
водными объектами физические и юридические лица приобретают по
основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о
недрах, т.е. на основании лицензии.

Согласно нормам Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О
введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»
положения нового Водного кодекса
применяются к отношениям, возникшим после его введения в действие и
водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на
основании лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие
нового Водного кодекса Российской
Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного
пользования водными объектами на основании лицензий на
водопользование и договоров пользования водными объектами до
истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Так, например,
организация осуществляла использование поверхностного водного
объекта на основании соответствующей лицензии на водопользование,
срок действия которой истек в 2010 году. По окончании срока
действия лицензии право на пользование данным водным объектом
организацией не оформлено. Является ли организация в данном случае
плательщиком водного налога и несет ли она какую-либо
ответственность за использование водного объекта без разрешающего
документа?

Учитывая положения
Федерального закона о введении в действие нового Водного кодекса и положения самого нового
Водного кодекса следует, что
данная организация являлась налогоплательщиком водного налога до
окончания срока действия соответствующей лицензии на
водопользование — т.е. до окончания 2010 года.

После указанного
срока организации необходимо оформить право пользования водным
объектов в порядке, установленном новым Водным кодексом.

В
случае, если организация продолжает использование водного объекта
без оформления в установленном порядке права на его использование,
то на основании пункта
7.6 Кодекса Российской Федерации от административных
правонарушениях от 30.12.

2001 N 195-ФЗ — самовольное занятие
водного объекта или его части, либо использование их без
документов, на основании которых возникает право пользования водным
объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его
условий возможно наложение административного штрафа в размере от
пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Для водопользователей,
продолжающих осуществлять использование водных объектов на
основании лицензий на водопользование и заключенных в соответствии
с ней договоров пользования водными объектами (до истечения срока
их действия) пользование водными объектами производится в
соответствии с законодательством, действовавшим на момент выдачи
указанных лицензий, т.е.

в соответствии с нормами Водного кодекса N 167-ФЗ, действовавшего до
1 января 2007 года и нормативными правовыми актами, принятыми в его
развитие, а именно.

В
соответствии с Водным кодексом N
167-ФЗ, действовавшим до 1 января 2007 года, нормативными
правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21.02.

1992 N
2395-1 «О недрах» специальное и (или) особое водопользование
осуществлялось исключительно на основании лицензии.

При этом пользование
поверхностными водными объектами осуществляется на основании
лицензии на водопользование и договора пользования водными
объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями
Водного кодекса N 167-ФЗ, а
пользование подземными водными объектами — на основании лицензии на
пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в
соответствии с требованиями Закона
Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

В
соответствии со статьей
86 Водного кодекса N 167-ФЗ к специальному водопользованию
относится использование водных объектов с применением сооружений,
технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и
юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование,
за исключением случаев использования водных объектов для плавания
на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок
(взлетов) воздушных судов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *