Новые правила камеральных проверок с 2019 года

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:

Новые правила камеральных проверок с 2019 года Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

Чимидов ВадимСоветник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:

Новые правила камеральных проверок с 2019 года Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами.

Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных.

Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги.

Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

Новые правила камеральных проверок с 2019 года Новые правила камеральных проверок с 2019 года

При этом, по данным статистики федеральных арбитражных судов, рассматривающих большую часть дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц в 2018 и 2017 годах количество таких дел составило 12,1 и 12,0 тыс.

соответственно. Сопоставление указанных значений с суммами доначислений по итогам налоговых проверок и их общим количеством свидетельствует о том, что более половины проверенных налогоплательщиков продолжает не соглашаться с пересмотром своих налоговых.

Также считаем, что наметившиеся в 2019 году расхождения в подходах судов и налоговой службы к применению знаменитой статьи 54.

1 НК РФ, сменившей концепцию «необоснованной налоговой выгоды» в качестве наиболее распространенного основания для налоговых доначислений, скорее всего, будут только способствовать увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий.

В 2019 году было проведено 7 818 316 проверок, по итогам которых только 284 058 проверки (3,6% от общего количества) выявили нарушения, повлекшие доначисление налогов на сумму 5,8 млрд. руб.

, а также пеней и штрафов на 4,2 млрд. руб. (35 160 руб. доначислений на 1 проверку). В 2017 году по результатам проверок доначислено 17,8 млрд. руб. (70 233 руб. доначислений на 1 проверку), в 2018 году — 16,5 млрд. руб.

(44 349 руб. на 1 проверку).

Новые правила камеральных проверок с 2019 года Новые правила камеральных проверок с 2019 года

За год было проведено всего 1 622 проверки, из них 1 514 проверок (93,3% от общего количества) завершились доначислениями налогов на сумму 35,3 млрд. руб., а также пеней и штрафов на 15,1 млрд. руб. Средняя сумма доначислений на 1 ВНП — 33 млн.руб.

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Доля организаций в этих значениях является определяющей: 1 456 эффективных выездных проверки (96,2%) на 50,2 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (99,6%).

Кстати, в 2018 году была проведена 1 611 проверка с доначислениями на общую сумму 81,0 млрд. руб., 2017 год — 2 115 проверок на 88,5 млрд. руб.

Следует также отметить, что на конец 2019 года 276 материалов налоговых проверок были направлены в следственные органы (в 2018 и 2017 годах было направлено соответственно 662 и 521 материал).

Вот такой «пестрой» получилась картина налогового контроля в 2019 году.

Думается, что ознакомившись с данными итогами ФНС, бизнесу есть о чем поразмыслить, перестроить свое отношение к налоговым рискам в своей деятельности, выбрав правильное направление в сторону налоговой безопасности компании и исключению оснований для налоговых доначислений, субсидиарной и уголовной ответственности собственников, руководителей и иных лиц компаний. Успешное и спокойное настоящее и будущее в налоговом ЗОЖе!

Уведомление о невозможности представления документов в срок в налоговую с 2019 года

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Налоговые инспекции вправе запрашивать документы у организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках проводимых проверочных мероприятий. А именно, это истребование документов в рамках:

  • камеральной проверки;
  • выездной ревизии.

Кроме того, налоговики могут не проводить у лица проверку, но вправе запросить у него информацию в связи с другой проверкой (ст. 93.1 НК РФ).

Что меняется с 01.04.2019?

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

В соответствии с новой редакцией п.20 ст.165 НК РФ, для подтверждения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в налоговый орган могут быть представлены по ТКС транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме при международной железнодорожной перевозке в рамках таможенного экспорта – при оказании услуг перевозчиком, экспедитором.

Таким образом, в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе будет истребовать от налогоплательщиков, представивших документы в электронной форме, какие-либо дополнительные документы (п.7 ст.88 НК РФ).

ФНС РФ письмом от 07.11.2018 № ЕД-4-15/21688@ направила налоговым органам рекомендуемые новые формы документов:

  • Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (приложение № 1) и уведомление о ранее представленных документах (информации) (приложение № 2). В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 93, п. 10 ст. 165, п. 13 ст. 198 НК РФ, налогоплательщик, ранее направивший документы в налоговый орган, вправе, не представляя их повторно, направить в ответ на запрос уведомление об этом.
  • Дополнение к акту налоговой проверки (приложение №3). В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, после проведения дополнительных мероприятий должен составляться именно такой документ.

Рекомендованные формы действуют до утверждения ФНС форм документов в установленном порядке.

Обратите внимание! Некоторые из форм, используемых как при выездных, так и при камеральных налоговых проверках, утверждены приказом ФНС РФ от 15.01.2019 №ЕД-4-2/356@ «О направлении рекомендуемых форм…» (в частности, касающиеся назначения экспертизы).

Новая форма уведомления с 2019 года

Налоговая проверка ИП в 2019 году

Деятельность предпринимателей постоянно находится под контролем различных государственных органов. Одними из самых частых ревизоров считаются сотрудники ФНС.

Суть налоговой проверки ИП заключается в контроле за выполнением требований Налогового Кодекса. Одно упоминание об этом мероприятии вызывает у большинства бизнесменов неприятные ассоциации.

Однако знать все его аспекты очень важно, чтобы иметь возможность подготовиться к процедуре, и сберечь свои нервы.

Читайте также:  Разъяснения по вопросам привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Виды, основания и сроки проверок

Налоговым проверкам в НК РФ посвящена 14 глава. Ст. ст. 88 и 89 описывают 2 вида проверок: камеральную и выездную. Камеральную проверку проходит каждое лицо, в том числе и ИП, подавшее налоговую отчётность.

Она проходит в здании ведомства без участия отчитавшегося, и если у инспекторов не возникнет вопросов в правильности рассчитанных сумм налогов, то декларации будут приняты, а предприниматель поймёт, что всё прошло успешно. Извещений о начале контрольного мероприятия плательщику не направляют.

О процедуре предприниматель узнает только в случае возникновения у инспекторов вопросов. Можно сказать, что факт сдачи декларации и есть основание для такой налоговой проверки, а отсутствие претензий – результат ее успешного прохождения.

Более углубленная проверка всей бухгалтерской и налоговой отчетности проходит во время выездной ревизии. В качестве её основания выступает решение начальника ИФНС или его заместителя по месту прописки коммерсанта.

Обычно инспекции заранее планируют контрольные мероприятия на год вперёд, попасть туда могут любые организации и индивидуальные предприниматели. Отбор проверяемых лиц проходит не в случайном порядке.

Вероятность попасть под плановую проверку выше у тех, кто:

  • платит мало налогов из-за отсутствия прибыли подряд несколько периодов;
  • сдает убыточную отчетность;
  • платит слишком низкую зарплату наёмным рабочим;
  • заявляет подозрительно большие налоговые вычеты;
  • часто меняет юридический адрес, мигрирует из города в город;
  • находится на грани по предельным показателям для применения специального налогового режима.

Критерии оценки риска утверждены приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.07.

Фнс с 2019 года утвердила новые 8 документов налогового контроля и 5 регламентов

С 4 января 2019 года действует приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628, который осуществил практически полномасштабное обновление форм документов налогового контроля.

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Эти коррективы связаны с возложением на налоговиков обязанности по администрированию страховых взносов с 2017 года, а также с внесением иных поправок в законодательство о налогах и сборах.

В итоге, с 2019 года для удобства объединены в один приказ ФНС формы документов, используемые в контрольной работе. Приказы, которыми были утверждены ранее действовавшие бланки, утратили силу.

Так, с 04.01.2019 утверждены 58 форм документов налогового контроля. Из них впервые введены:

  • Требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • Решение о продлении срока проведения камеральной проверки;
  • Решение об истребовании документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • Протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • Дополнение к акту налоговой проверки;
  • Требование о представлении странового отчета;
  • Заявление об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии);
  • Уведомление о непредставлении расчета по страховым взносам.

Также утверждены 5 новых регламентов:

  • Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки;
  • Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;
  • Требования к составлению акта налоговой проверки;
  • Требования к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, дела о выявлении которых рассматривают в порядке ст. 101 НК РФ);
  • Требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе.

Отметим, что изменения не коснулись форм, использующихся только в налоговом мониторинге и при проведении трансфертных проверок.

Источник: сайт ФНС.

Камеральный контроль – 2019 и выявляемые нарушения – ilex

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Начальник управления организации камерального контроля Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

На практической конференции «Новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь — шаг по пути дальнейшего совершенствования системы налогообложения» выступила Светлана Владимировна Еськова с рассказом о новых подходах, применяемых с 2019 года к проведению камеральных проверок, а также об ошибках плательщиков, выявляемых при камеральном контроле.

Новации 2019 года в камеральном контроле

С 2019 года в НК установлены новые подходы к проведению камеральной проверки. Основная их суть — поэтапное проведение проверки. Теперь проверки будут состоять из 2-х этапов:

1) предварительный этап.

 В его ходе осуществляется автоматическая предварительная проверка налоговых деклараций с использованием программных и технических средств и с направлением плательщику информационного сообщения, содержащего перечень ошибок в направленной в налоговый орган декларации, и предлагается в 5-дневный срок внести исправления или дать пояснения ;

2) последующий этап. В его ходе сведения из представленных налоговых деклараций сопоставляются с информацией, имеющейся в налоговом органе. При установлении отклонений плательщику направляется уведомление с предложением в 10-дневный срок добровольно исполнить налоговые обязательства, внести исправления или дать пояснения .

  • С 2019 года при проведении камеральной проверки НК установлена возможность истребования документов , необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговых льгот, правомерности применения налоговых вычетов, обоснованности учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов и (или) документов, на основании которых уменьшены подлежащие уплате в бюджет суммы налогов, сборов (пошлин) в отношении иных элементов налогообложения .
  • Такое требование будет относиться к конкретным хозяйственным операциям, подпадающим под высокий риск совершения правонарушений, связанных с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС либо необоснованным возвратом (зачетом) НДС из бюджета. При этом истребование документов может быть использовано только случае, если:
  • 1) у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;
  • 2) плательщик после получения уведомления не отреагировал на него либо представленные им пояснения после рассмотрения налоговым органом не приняты.

Среди новаций 2019 года — установление срока, в течение которого налоговым органом должен быть составлен акт камеральной проверки. Он составляет три месяца со дня, следующего за днем истечения 10 рабочих дней, предоставленных в уведомлении . Причем акт камеральной проверки будет составляться только в случаях, если :

  1. — по результатам рассмотрения представленных плательщиком на уведомление дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, в том числе по требованию налогового органа, либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения;
  2. — не подтверждаются право на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов или право на уменьшение подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов в отношении иных элементов налогообложения;
  3. — на основании уведомления плательщиком не внесены соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) либо налоговая декларация (расчет) не представлена.
  4. Нарушения, выявляемые при камеральном контроле
  5. Рассмотрим, какие ошибки допускают плательщики и выявляют налоговые органы при проведении камерального контроля декларации по НДС в сопоставлении со сведениями из АИС «Учет счетов-фактур».
  6. 1) Ошибки, связанные с необоснованным уменьшением налоговой базы в декларации по НДС. Примеры таких ошибок:

— поставщик инициирует аннулирование исходного ЭСЧФ, который подписан получателем ЭЦП. Если получатель не подписывает аннулирование, ЭСЧФ получает статус «Выставлен. Аннулирован поставщиком» . Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания аннулирования получателем;

— поставщик выставляет к исходному ЭСЧФ, который был подписан получателем ЭЦП, дополнительный ЭСЧФ с отрицательным значением суммы НДС либо исправленный ЭСЧФ. Если получатель не подписал этот ЭСЧФ, ЭСЧФ будет в статусе «На согласовании» . Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания ЭСЧФ получателем.

2) Ошибки при выставлении ЭСЧФ, влекущие увеличение налоговой базы по НДС. Вот примеры:

— поставщик неверно указывает свой статус при посреднических сделках — вместо статуса «Посредник», либо «Комиссионер» указывает статус «Продавец» . Получатель подписывает такой ЭСЧФ. У поставщика это приводит к необходимости увеличения налоговой базы в декларации по НДС и уплате НДС;

— покупатель при создании ЭСЧФ при ввозе товаров указывает статус получателя «Покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации» вместо «Покупатель» . Как следствие, в отчетном периоде, на который приходится дата совершения операции из ЭСЧФ, у него возникает обязанность по уплате НДС по строке 13 раздела I декларации по НДС, вместо применения вычета.

3) Ошибки при выборе ставки НДС и указании дополнительных данных в ЭСЧФ. Такие ошибки возникают, если поставщик неправильно указывает ставку налога в графе 9 либо дополнительные данные в графе 12 в товарных позициях раздела 6 ЭСЧФ. Это приводит к неправильному контролю налоговой базы по строкам декларации по НДС.

  • Примеры ошибок при указании дополнительных данных в ЭСЧФ :
  • — при ставке НДС «0%» указывается признак «Вычет в полном объеме»;
  • — при ставке НДС «0%» проставляется признак «Реализация за пределами РБ»;
  • — при ставке НДС «10%» указывается признак «Вычет в полном объеме».
  • ВЕРНО: при указании ставок НДС 0% и 10% в графе 12 раздела 6 ЭСЧФ дополнительный признак не проставляется.
  • Примеры ошибочного указания ставок НДС в ЭСЧФ :
  • — вместо ставки «20%» указывается ставка «16,67%», вместо «10%» — «9,09%»;
  • — вместо ставки «Без НДС» плательщики проставляют «0%» и наоборот (вместо «0%» — «Без НДС»).
  • Несколько рекомендаций по недопущению ошибок в работе с ЭСЧФ:
  • 1. Внимательно относится к выбору даты аннулирования при выставлении исправленного ЭСЧФ либо при простом аннулировании ;
  • 2. Не забывать осуществлять управление вычетами при создании ЭСЧФ по сделкам по покупке товаров, работ (услуг) у иностранных организаций на территории Беларуси ;

3. Не забывать осуществлять управление вычетами при несвоевременном подписании входящего ЭСЧФ .

Налоговые проверки 2019: порядок проведения, оформление

Налоговые проверки 2019: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.

Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое.

В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2019 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2019 году без проблем.

Читайте также:  Должностная инструкция исполнительного директора ооо - образец 2020

Налоговые проверки в 2019 году

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Получать от ФНС требования и отвечать на них вы можете в программе БухСофт. Она контролирует всю переписку с налоговиками. Программа сообщит вам о получении из налоговой инспекции требования и поможет на него ответить. Попробуйте бесплатно:

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. 

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности. 

Камеральная налоговая проверка 2019

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2019

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2019: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2019 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2019 году

№ п/п Что нового Стало Было
Норма НК РФ Что теперь сказано
1. Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88 Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам
2. Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3. Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4. Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93 Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5. Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1 Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6. Появилось дополнение к акту проверки п. 6.1 ст. 101 Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях

Камеральная налоговая проверка 2019: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2019 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;

Как изменятся цены и можно ли не платить этот налог

Льготные ставки 10 и 0% не изменились. Некоторым предпринимателям по-прежнему можно не платить НДС вообще.

  1. Основная ставка повысится с 2019 года — до 20%.
  2. Льготные ставки на социально значимые товары не изменятся.
  3. Именно изменение ставки без влияния других факторов может привести к росту цен на 1,7%.
  4. Декларации по НДС будут проверять быстрее — два месяца вместо трех. Это хорошо для бизнеса.
  5. Одному человеку повышение НДС обойдется в среднем в 360 рублей в месяц.
  6. В год бюджет получит на 620 млрд рублей больше.
  7. От повышения выиграет бизнес на спецрежимах и компании, работающие на экспорт.

Добавленная стоимость — это не прибыль компании, а наценка на конкретный товар. Если фирма купила товар за 100 Р, а продала его за 120 Р, то ее добавленная стоимость — 20 Р. Она заплатит НДС только с этой суммы. И повышение ставки отразится только на этой сумме.

НДС платят не все предприниматели и не за все товары. Есть специальные режимы налогообложения, когда НДС не предусмотрен. Например, на упрощенной системе налогообложения или патенте НДС не начисляют и не платят.

Еще от НДС можно освободиться даже на общем режиме налогообложения — такое право есть у налогоплательщиков с оборотом до 2 млн рублей за три месяца.

В бюджет НДС перечисляют компании и предприниматели. Они считают добавленную стоимость, сумму налога и сдают декларации. Но бизнес включает этот налог в цены своих товаров и услуг. Когда посетитель в супермаркете покупает шампунь или вафли за 200 Р, то в этой цене уже есть НДС. В чеках можно увидеть ставку и сумму этого налога по каждому товару.

Поэтому этот налог называют косвенным. Он как будто для бизнеса, но оплачивают его из кармана обычного покупателя. Суть косвенного налога в том, что через него государство как бы облагает покупателей налогами через их расходы. По такой же схеме платят акцизы: их включают в цену товаров и перекладывают на покупателей.

Поэтому повышение ставки налога может отразиться на ценах и семейном бюджете. Товары, которые облагались полным НДС, подорожают.

Кроме основной ставки, есть еще льготные. Например, детские товары, продукты, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия облагаются НДС по ставке 10%. Эта ставка не изменится.

НДС 10% действует, например, на такие товары:

  • молоко, сливки, масло, сыр, творог;
  • мясо, колбаса, сардельки, сосиски;
  • мука, сахар, макароны, крупы;
  • рыба, креветки, консервы;
  • яйца, овощи, хлеб, подсолнечное масло;
  • детское питание, подгузники;
  • детская одежда, школьные принадлежности, игрушки.

Есть сложная бухгалтерская заморочка с тем, что производитель может платить НДС 10%, а перевозчик его товара, например, 18%. Но в пересчете на единицу продукции это изменение будет ничтожным. Если в магазине молоко подорожало на 2% в связи с якобы повышением НДС, это обман: НДС для молока не изменился.

Еще есть ставка НДС 0%. Она действует для экспорта и тоже не изменится.

Это основной федеральный налог, который проще всего собрать и прогнозировать. Если товар продан и облагается НДС, в бюджет точно попадет какая-то сумма. С налогом на прибыль так не получится. НДС — первый по собираемости налог в России. Это второй по размеру и доле вид доходов бюджета, а первый — от продажи нефти и газа.

Если ставка вырастет с 18 до 20%, в следующем году в бюджете будет на 620 млрд рублей больше. В среднем за год каждый человек будет тратить на повышение НДС примерно 360 Р в месяц. Но это в среднем. В реальности кто-то потратит больше (например, при покупке автомобиля), а кто-то потратит столько же, покупая только продукты со льготным НДС.

Официально, то есть с точки зрения закона, ситуация такая.

Из федерального бюджета деньги идут на образование, медицину, безопасность, ЖКХ, культуру, спорт, строительство дорог, цифровые технологии и господдержку.

Есть национальные проекты, на которые нужны деньги: материнский капитал, ежемесячные выплаты на ребенка, ипотека по сниженной ставке, бесплатная диспансеризация или сложные операции по квотам.

Многие этими программами вообще не пользуются. Но есть люди, которые без бюджетных денег не смогут позволить себе жилье, выйти на работу, начать бизнес и даже прокормить ребенка.

Другая семья платит в бюджет 30 тысяч рублей НДС, но сможет получить 450 тысяч рублей материнского капитала, внесет их в счет ипотеки и сэкономит еще 200 тысяч рублей на процентах банку.

Неофициально, то есть между нами, должны прозвучать слова «воровство», «взятки» и «распил», но вы это все сами знаете.

Если кто-то вам говорит, что повышение налога — это хорошо или плохо, скорее всего, он хочет вами манипулировать. Налоги и бюджет в большой многонациональной России — это очень сложно. Проще сказать так: что бы ты ни делал, все равно будет плохо.

Повышение любых налогов — это неприятно для всех. Но отмена программ господдержки, субсидий или маткапитала — тоже неприятно. Уменьшение финансирования важных проектов — неприятно. Увеличение налоговой нагрузки на какую-то конкретную категорию населения — неприятно для этой категории.

Плательщики НДС сдают декларации. Эти декларации сначала проходят камеральную проверку. Раньше на нее уходило три месяца. Если по декларации был заявлен налог к возврату, то нужно было ждать несколько месяцев. Из-за этого деньги оборачивались медленнее, а иногда надолго зависали в бюджете.

Теперь декларацию будут проверять быстрее — два месяца. Если по ней будет НДС к возврату, бизнес быстрее вернет или зачтет деньги. Новый срок проверки будет действовать для деклараций уже с этого года.

Иногда НДС можно вообще не платить. Тогда повышение ставки не скажется на ценах или отразится минимально, за счет удорожания дополнительных услуг.

Вот законные способы для бизнеса:

  1. Оформить освобождение. Для этого нужно подтвердить, что в течение трех месяцев выручка не превышала 2 млн рублей. Один раз оформите освобождение — год не будете платить НДС и сдавать декларации. Уведомление можно подать уже в этом году и не ждать повышения. Но выставлять НДС своим покупателям тоже не сможете. Понять, выгодно это или нет, поможет бухгалтер с учетом конкретного вида деятельности, партнеров и особенностей учета.
  2. Перейти на спецрежим. Чтобы не платить НДС, можно работать на упрощенной системе налогообложения, патенте или ЕНВД. Есть спецрежимы только для определенных видов деятельности и не во всех регионах. Тут нужно консультироваться с бухгалтером. Если решите переходить на УСН, подайте уведомление до 31 декабря. Когда ставка НДС повысится, вас это не коснется.
Читайте также:  Что это такое - текущий счет в банке?

Новые правила налоговых проверок с 3 сентября 2020 года

В соответствии с указаниями Федерального закона от 03.08.2020 № 302-ФЗ, с 3 сентября 2020 года вступили в силу новые правила налоговых проверок.

Станет возможным получение выводов по дополнительным мероприятиям налоговой проверки (новые правила налоговых проверок)

Налоговые инспекторы будут оформлять дополнение к акту налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Будут прописаны цели мероприятий и сделанные выводы.

После внесения изменений в Налоговый кодекс руководитель проверяемой компании получил право на ознакомление с дополнением к акту налоговой проверки – так у него появляется возможность подготовить возражения до проведения расследования.

Будет выдаваться копия допроса в ФНС (новые правила налоговых проверок)

Ранее инспекторы ФНС самостоятельно решали, будет ли выдана копия допроса, или нет. Как правило, в выдаче допрошенному гражданину копии отказывали.

Попытки вызванного на допрос лица зафиксировать вопросы налоговой и свои ответы в письменной форме вызывали возмущение сотрудников ФНС.

На сегодняшний день копия допроса должна выдаваться в обязательном порядке, вне зависимости от желания на то инспектора налогового ведомства.

Увеличение срока для подготовки и предоставления в ФНС документов по встречным проверкам (новые правила налоговых проверок)

Ранее, если сотрудники ФНС подавали запрос документов налогоплательщика в рамках встречной проверки, компании давалось 5 рабочих дней на предоставление налоговой службе требуемых бумаг. Сегодня срок увеличен до 10 рабочих дней (с даты, на которую было получено требование).

Важно! Налоговая инспекция по-прежнему может запросить неограниченное количество документов одновременно.

Сроки камеральных проверок по НДС были сокращены (новые правила налоговых проверок)

До внесения изменений в Налоговый кодекс сотрудники налоговой службы имели право проводить камеральную проверку на протяжении 3 месяцев. С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.

2020 № 302-ФЗ сроки проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость были сокращены до 2 месяцев.

Хотя, на самом деле камеральную проверку можно «растянуть» до привычных 3 месяцев в случае, если будут найдены и доказаны нарушения.

статью ⇒ “Порядок проведения камеральной налоговой проверки“.

Ограничение права на повторное истребование документов (новые правила налоговых проверок)

Налоговая служба сейчас не имеет права истребовать документы, которые уже были представлены налогоплательщиком. В случае получения требования, компания должна направить письменное заявление с указанием того факта, что документы ранее были направлены по запросу ФНС (также требуется написать, когда это произошло, и каков номер полученного ранее требования).

Важно! Ограничение распространяется в том числе на документы, которые могут быть истребованы по статье 93.1 НК РФ.

При повторной проверке должен проверяться лишь предмет проверки (новые правила налоговых проверок)

Ранее налоговые инспекторы при проведении выездной проверки были ограничены только выделенным на нее временем – то есть разрешено было проверять любые расходы и учет за период, за который налогоплательщиком была составлена уточненная декларация.

На сегодняшний день, когда выездная проверка назначается по причине подачи налогоплательщиком уточненной декларации (в случае уменьшения суммы налога к уплате), инспекторы ФНС имеют право на то, чтобы проверять исключительно уточненную декларацию. Целью проведения проверки станут:

  • обосновано ли снижение суммы НДС к уплате;
  • имеются ли нарушения при составлении декларации;
  • имели ли место бухгалтерские ошибки.

статью ⇒ “Процедура проведения выездной налоговой проверки: схема“.

Типичные ошибки

Ошибка: Налогоплательщик подает жалобу в Управление ФНС по причине того, что камеральная проверка декларации по НДС проводилась налоговой службой в течение 3 месяцев, а не двух, как это предусмотрено изменениями в НК РФ.

Комментарий: Срок проведения камеральной проверки декларации по НДС может быть продлен до 3 месяцев, если налоговая инспекция обнаружит нарушения и докажет их наличие.

Ответы на распространенные вопросы про новые правила налоговых проверок

Вопрос: Можно ли увеличить срок для предоставления по требованию ФНС документов, если было запрошено слишком много бумаг, и предоставить их в срок не получится?

Ответ: Как и раньше, необходимо направить заявление о невозможности предоставления документов в срок. Если ФНС примет положительное решение, срок для предоставления бумаг будет продлен.

Вопрос: Может ли быть проведен допрос генерального директора во время проведения камеральной проверки?

Ответ: Да, допрос генерального директора является правомерным.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки в 2019 году — Finance-EXP.ru

  • В соответствии с российским законодательством любое физическое или юридическое лицо, которое занимается трудовой деятельностью и получает от этого прибыль, обязано ее часть направлять в государственную казну в качестве налогов.
  • Из некоторых категорий трудящихся налоги взимаются автоматически на предприятиях, а те, кто имеет дополнительный доход или сами предприятия, обязаны представлять в орган ФНС отчеты о своей финансовой деятельности – налоговые декларации.
  • Мероприятия, осуществляемые при проведении камеральной проверки, являются одним из инструментов контроля фискальной службы за соблюдением налогового законодательства и достоверности представляемых данных.

Что нужно знать ↑

Камеральная проверка – это форма аудита хозяйственной деятельности субъектов налогового права.

По своему характеру она является текущей формой контроля, поскольку вступает в силу с момента подачи физическим или юридическим лицом соответствующей декларации.

Это же правило касается подачи бухгалтерских отчетов или расчетов. Иными словами, для ее начала не требуется санкция вышестоящего начальства, она происходит по умолчанию.

Основные определения

Камеральная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля со стороны органов ФНС, которая направлена на соблюдение фискального законодательства.

Основанием для ее проведения является отчетная документация, которая подается в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика.

Сегодня используют такие формы отчетной документации, как декларации, отчеты и расчеты. В отличие от плановой или выездной налоговой проверки, здесь законом не предусмотрено уведомление налогоплательщика.

Срок проведения камерального контроля не может превышать трех месяцев. Подобная проверка, в зависимости от объемов выполняемой работы бывает:

Первоначальной или базовой На этом этапе проводится сверка правильности заполнения деклараций или других подотчетных документов.
Также инспектируется взаимосвязанность представленных данных с показателями, которые содержатся в:

  • документации за предыдущие отчетные периоды;
  • декларации и отчетной документации по другим видам налогов и сборов;
  • бухгалтерской отчетности;
  • прочей документации, которая находится в наличии органов ФНС
Углубленной Это дополнительная форма контроля, которая проводится по отдельным данным деклараций или отчетов. Объектом внимания и сверки являются контрольные соотношения – формулы, которые объясняют зависимость представленных (контрольных) данных и прочих показателей, внесенных в отчет. В этом случае налоговые органы могут потребовать разъяснения или истребовать дополнительную документацию

По направлению или объекту проверки, камеральные проверки делятся на следующие виды:

Формальная Этот вид контроля включает в себя сверку комплектности форм и документации, которая подлежит подаче в ФНС. Дополнительно проверяется наличие соответствующих реквизитов, выбор правильного метода заполнения декларации (ручкой, фломастером, машинным текстом), отсутствие неправомерных или неоговоренных заранее исправлений. Также сверке подлежат подписи и печати налогоплательщика или ответственного должностного лица, которые подают декларацию (отчетность). Если какие-то замечания присутствуют, в налоговую декларацию вносится соответствующая отметка
Арифметическая Этот вид проверки используется для определения правильности арифметического подсчета контрольных сумм в декларации (например, облагаемой налогом прибыли за отчетный период). Сверка проводится в вертикальном и горизонтальном направлении расчетов
Нормативная Этот вид проверки ставит целью сверку содержания декларации и действующих нормативов в законодательстве. Как правило, такая форма проверка позволяет выявить неправомерность использования определенных ставок налогов, исчисления затрат на себестоимость или несоответствие документа нормативной форме. Для проведения такого контроля, инспектор, как ответственное должностное лицо, использует всю имеющуюся у него нормативно-правовую базу относительно порядка уплаты налогов
Непосредственная Это логическая форма проверки финансовых потоков, на основании которых сам налогоплательщик или ответственное должностное лицо производит расчет суммы налога, которая затем вносится в декларацию

Любая камеральная проверка проходит несколько этапов:

  1. Проверяется комплектность и своевременность подачи подотчетной документации.
  2. Сверяется своевременность подачи основных расчетов по применяемым налогам.
  3. Визуально оценивается правильность оформления всего комплекта представляемой документации.
  4. Проводится проверка арифметической правильности расчетов по основным статьям налогов. Учитываются итоговые суммы, налоговые ставки, льготы, контрольные показатели.
  5. Осуществляется сверка правильности определения налоговой базы. Анализируется достоверность отдельных показателей и документа в комплексе, включая сомнительные моменты, наличие искажений, увязку данных в бухгалтерской отчетности и декларации о доходах.
  1. По результатам проведения камеральной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются выявленные проблемы в представленных документах.
  2. Соответственно, если таких нарушений не обнаружат, то акт составлен не будет, а сам налогоплательщик о проведенной контрольной работе ничего не узнает.
  3. Тот, кто все-таки получит итоговый акт, но не согласен с решением и выводами налогового органа по закону может использовать следующие механизмы:
Подать возражение Аля этого отводится 15-дневный срок с момента получения акта
Направить апелляцию Для этого отводится 10-дневный срок с момента получения итогового решения по проверке

Также налогоплательщик может подать иск, например, если два предыдущих механизма не принесли ожидаемого результата.

Однако накануне подачи искового заявления заинтересованному лицу обязательно нужно пройти процедуру апелляции.

Кто ее осуществляет

  • Несмотря на существующее в обществе предвзятое отношение к фискальной службе, а также к возможной избирательности ее действий, камеральные налоговые проверки являются процедурой обязательной и фактически всеобъемлющей.
  • Их проведение не имеет избирательного принципа, то есть не санкционируется кем-то сверху по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков.
  • Видео: камеральная налоговая проверка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *