Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Организация или индивидуальный предприниматель может формировать и использовать:

Минтранс напомнил о заполнении путевых листовМинтранс напомнил о заполнении путевых листов

Новые обязательные реквизиты с 26 февраля*

Минтранс напомнил о заполнении путевых листовМинтранс напомнил о заполнении путевых листов

*Приказ Минтранса России от 18 января 2017 года №17

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Новый бланк с 2017 года

Минтранс напомнил о заполнении путевых листовМинтранс напомнил о заполнении путевых листовМинтранс напомнил о заполнении путевых листов

Основное отличие в заполнении путевых листов в 2020 году, это появление закрепленного на федеральном уровне самозанятых. Всвязи с появлением такой категории работников, в заполнении путевого листа в 2019 году возникло единственное изменение: так как самозанятый это физическое лицо, не имеющее организации, то в путевом листа указывается только Ф.И.О.

Судебная практика показывает, что новое – это необязательно хорошо забытое старое. Закон об оформлении путевых листов 2017 года – это свобода с ужесточением требований.

Узнайте: какие реквизиты оставить, а без каких можно обойтись; о неприятных нюансах, подстерегающих транспортников; как, зачем и почему надо сделать так, а не иначе.

Наши рекомендации оградят вас от расходов на суды и штрафы.

Приказ Минтранса России от 07.11.

2017 N 476 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов» 1. Необязательно ставить штамп с реквизитами организации. 2. Повысились требования к контролю за техническим состоянием транспорта. 3. Упразднена единая форма путевых листов.

4. Приведен список обязательных реквизитов для документа, но ежедневные медосмотры водителей остаются обязательными.

Путевой лист с предрейсовым осмотром отчетный документ

Путевой лист (далее п/л), в первую очередь, – первичный отчетный документ. Его наличие обязательно для ведения бухучета. Налоговая инспекция требует его, как доказательство ведения контроля и списания ГСМ на предприятии.

Поэтому все транспортные организации и ИП обязаны иметь правильно заполненный п/л. Контролирующие органы всегда обращают внимание на ошибки в оформлении. Найдут – откажут в списании средств. Например, на предприятии израсходовано несколько тонн горючего.

Будьте добры, подтвердите это документами: чеками либо п/л.

Закон не требует, но все равно оформи путевой лист

Порядок оформления путевых листов прописан в Приказе Минтранса №152 от 18.09.08 г. Требования закона опираются на Устав автотранспорта. Формально, следовать ему должны перевозчики, ввозящие что-либо, имеющие отдельный договор о поставках.

Он отсутствует, когда перевозят купленный товар или доставляют директора предприятия на деловую встречу. Следовательно, в этом случае, иметь п/л на руках, вроде как, не обязаны. В Минфине, как и в большинстве судов с этим положением согласны, но… Как всегда, есть «но».

Реквизиты путевого листа указывают на необходимость наличия документа всем работающим водителям, независимо от цели поездки. Требования к обязательному оформлению остаются в силе.

Не сокращайте сведения, чтобы потом не судиться и не доказывать: являетесь вы транспортным предприятием или нет; есть у вас право ездить без путевки или нет. Проще сразу создать и использовать документ с рекомендациями Минтранса.

Обратите внимание: Существует судебное решение, поддерживающее налоговиков. Имея недостаток реквизитов в путевом листе, они отказывают организации в списании расходов. Основание – несоответствие приказу Минтранса №152.

Рекомендации Госкомстата №78 пригодятся

Параллельно с Приказом №152 от Министерства Транспорта, продолжает действовать Постановление Госкомстата №78 с готовыми формами п/л для разных типов автомобилей. Эти документы по сути являются уже декоративными. Иметь бланки их образца необязательно, но можно. Для этого надо дополнить их форму графами, которые требует Закон Минтранса.

Правовых актов, наделяющих Роскомстат полномочиями разрабатывать образцы путевых листов, нет. Но жизнь показывает: ФНС неохотно расстается с устаревшим постановлением. Иногда отклоняют путевки лишь на том основании, что они не соответствуют требованиям Госкомстата.

Суды стоят на страже налогоплательщиков, отвергая обвинения, но прецеденты все же встречаются.

Надо ли прописывать маршрут в путевом листе?

По Закону №152, в отличие от Постановления №78, не требуется прописывать маршрут. Это один из пунктов отличающих требования к реквизитам п/л. По новым правилам, достаточно иметь данные одометра, фиксирующего моменты выезда на линию и возвращения в гараж. Примечательно, что до вступления в силу Пр.

№152, и налоговики, и Минфин поясняли: по п/л, без конкретного маршрута, невозможно списать расходы. С появлением нового приказа таких пояснений больше не появляется. И тут всплывает пресловутое «но». Арбитражная практика показывает: некоторые проверяющие заостряют внимание на отсутствии маршрута, и находят поддержку в суде.

Арбитры ссылаются на то, что не зная маршрута, невозможно определить была ли поездка служебной, благодаря чему можно подтверждать расходы. Арбитражные суды противоположного лагеря исходят из того, что раз Минтранс не посчитал маршрут важным реквизитом, значит фирма прописывать его не обязана.

Поэтому контролировать путь следования или нет – дело организации. Пострадавшей стороной будет она сама, если водители начнут жульничать.

Вывод: Если есть возможность, указать в путевом листе хотя бы конечные пункты назначения, пропишите их. Будет меньше поводов для споров.

На какой срок выдавать путевой лист?

Согласно Закону Минтранса №152 выдавать п/л можно на любой срок, не превышающий 30 дней. С одной стороны, удобно, но не забывайте о бухгалтерском учете ГСМ в конце каждого месяца. Чтобы избежать путаницы в отчете, закрывайте путевки последним днем 3 декады.

Пример: Иванову выдали путевку 15, и того же числа следующего месяца он должен ее сдать. Время составления отчета середина данного срока. Значит, надо забрать п/л, отразить показания в отчете, вернуть лист водителю. Вести учет таким способом неудобно как бухгалтеру, так и водителю.

Лучше уменьшить срок действия листа, закрыв его последним днем месяца.

Водителей, находящихся в дальних командировках, такой сценарий выдачи путевок не касается. Ограничить срок действия документа последним числом месяца невозможно.

Провести учет по ГСМ придется после того, как работник сдаст п/л, возвратившись из поездки.

Не забывайте, когда на одном транспорте работают посменно разные водители, путевки выписываются для каждого из них отдельно (п. 11 данного Закона).

Но по опыту лучше когда п/л выдан на одну рабочую смену, этот вариант удобен для отчета и для отметок предрейсового медицинского осмотра, который проводится в кабинете предрейсовых осмотров.

Варианты форм путевого листа

Далее в тексте представим новую версию п/л более подробно (по блокам). Составлен документ с учетом указаний Минтранса и дополнительных притязаний проверяющих органов. Регистрация своего образца, подтверждает его соответствие требованиям закона.

Организации вправе добавлять в п/л графы, таблицы, приложения для внутреннего учета. Не запрещается использовать Госкомстатовскую версию: Типовая Межотраслевая, тип №3, утверждена 28.11.97г. №78. Только ее надо дополнить недостающими Минтрансовскими реквизитами.

Форма от Роскомстата №3 Постановление №78 (форму можно использовать, добавив необходимые реквизиты)

Рекомендованная форма путевого листа 2020 года

Мы разобрались, что форму путевого листа можно рекомендовать, но не навязывать.

Есть два пути обеспечения себя бланками: либо разработать их самим, либо использовать устаревший Госкомстатовский образец, добавив недостающие поля. Делаем вывод: разновидность листов огромна.

По сути, стандарта нет, но есть единые требования к обязательным реквизитам. Новая форма должна иметь минимум 4 блока, которые рассмотрим подробнее.

1 блок должен содержать:

1. Номер путевки и период действия (с какого по какое число, но не более месяца). 2. Данные о владельце автотранспорта, где юрлица прописывают: наименование организации (ООО, либо публичное/не публичное АО); юрадрес и телефон.

3. Сведения об автомобиле: модель; марка; государственный номерной знак; тип транспорта (легковой, грузовой, автокран, автобус и т. д.). Раньше на каждый вид транспорта полагалась отдельная форма листа. 5. Нормативы и расход ГСМ на 1 км пробега.

6. Сведения о водителе: фамилия, инициалы. 7. Вносить данные можно как на компьютере, так и от руки.

Важно: С момента вступления в силу Закона Минтранса №152 (26.02.17 г.) ставить штамп во главе путевого листа необязательно. Все необходимые сведения указываются без дополнительного заверения печатью.

2 блок должен содержать: Информацию о прохождении водителем предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра

Это обязательный реквизит документа. К прохождению предрейсового медосмотра вынуждает Приказ Министерства здравоохранения №835н, вступивший в силу с 01.05.

15 г Важность своевременного его проведения заключается в том, что игнорирование требования, влечет наказание. Путевой лист выдается водителю до медицинского осмотра.

Исполнение предписания касается организаций и ИП (даже если используется личный транспорт, и за рулем находится его владелец). Без данного реквизита, документ считается не действительным.

ФНС откажется списывать средства по путевке, заполненной с нарушением законодательства, и будет права. Если же сотрудник ГИБДД обнаружит, что сведения отсутствуют, выпишет штраф по части 2, ст. 12.31.1 КоАП РФ: • организации – 30 тыс. рублей; • водителю – 3 тыс.; • директору – 5 тыс.

Важно: Данное положение касается всех работающих водителей, занимающихся перевозками как грузов, так и людей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб (скорая помощь, пожарная, полиция, МЧС и др.) Для них обязателен предсменный медосмотр

согласно нормативно-правовой базе

3 блок должен содержать: Сведения о техническом состоянии автомобиля

1. По новому закону Минтранса №152 в этот реквизит внесены изменения. 2. В п/л необходимо прописывать дату и время прохождения техосмотра ТС перед каждым выездом на линию. 3. Указывается должность, ФИО контролера тех. состояния ТС. 4. Лицо, проводящее осмотр, заверяет факт исправности транспорта подписью. 5.

Выдвигаются особые требования к работнику, контролирующему безопасный выезд автомобиля из гаража. 6. Повышается ответственность компании по организации техосмотра с привлечением квалифицированного специалиста. 7.

Закон предписывает проведение предрейсового технического осмотра состояния автомобиля как организациям, так и ИП.

Примечание: Когда организация обладает небольшим автопарком (менее ста единиц транспорта), она не обязана иметь в штате специалиста по оценке технического состояния ТС. Чтобы вести контроль за исправностью автомобилей, пользуйтесь услугами сервисных центров.

4 блок должен содержать: Показания спидометра, служебное задание и маршрут

Четвертый блок представлен, как таблица для нескольких видов записей об использовании автотранспорта. Сведения записываются от руки, так как носят непредсказуемый характер: невозможно указать время выезда и приезда заранее; обозначить фактический маршрут или срок действия путевого листа.

Показания спидометра Раньше, в устаревших формах п/л Госкомстата, заполнять эти сведения полагалось механику или диспетчеру предприятия. Теперь эти правила не действуют. Не все транспортные предприятия имеют в штате сотрудников, занимающих перечисленные должности.

Поэтому от типа перевозок зависит, кто делает отметки в таблице.

В случаях, когда автомобиль выезжает из гаража под управлением одного водителя, а заезжает другой, сменивший его, то показания одометра вписывает сначала первый, потом сменщик. В каждом путевом листе будет зафиксировано время выезда и въезда автотранспорта (п. 15 действующего Закона Минтранса №152 от 18.09.08 г.)

Правила по заполнению дат и времени устанавливают руководители предприятия. Они могут прописывать данные сами, нанимать для этих целей работников, доверять делать отметки водителям. Кто-то может удалить графы вовсе, не требуя отчета о времени поездок. Но…

Учтите: Налоговые органы смотрят на эти данные по-иному. Придерживаясь старых правил, отсутствие показаний одометра и времени, проведенного в пути, может оказать негативное влияние на отказ в целях налогообложения по прибыли и расходам.

Задание . Если закон не требует, можно игнорировать эту графу. Но иногда создается впечатление, что у налогоплательщика одни правила, а у ФНС – другие. Для них это лишний повод проявить бдительность. Окончательное решение ложится на руководителей: заполнять или не заполнять. С другой стороны, это контроль над работниками. С них можно спросить, почему оказались вдалеке от маршрута. Какова цель поездки и т. п. Даже краткое обозначение задания, лишит проверяющих повода придраться. Маршрут Конечные пункты назначения прописывались всегда. Сейчас выбор предоставлен организациям. Хотите прописывайте, не хотите – не прописывайте. В судебной практике есть решения как за обязательное указание маршрута, так и его отсутствие. Чаще всего этот пункт не обременителен, его прописывают, так как на основании расчета пройденного расстояния списывается ГСМ. Если же служебный автомобиль не имеет четкого маршрута, выезжает на линию с разными поручениями, то лучше указать хотя бы основные пункты назначения и желательно избегать общих формулировок (по городу). Налоговикам надо предъявлять обоснованные сведения о пройденном расстоянии и списании горючего. Даже такая мелочь может стать поводом оспаривать сведения первичного отчетного документа в суде.

Существует мнение: Если есть возможность подтвердить маршрут иным способом, например, данными навигационной системы Глонасс или JPS то п/л можно не вести совсем.

Умы смутило Письмо Минфина №03-03-06/1 ДО 354 2011 г.

Но в письме финансисты лишь обращают внимание на то, что первичный документ, подтверждающий расходы на ГСМ, это не всегда путевой лист по форме, утвержденной Приказом Минтранса.

Если руководствоваться этим Приказом вы не обязаны, то можете разработать первичку самостоятельно. При использовании таких документов допускается прилагать данные о перемещении транспорта с устройств Глонасс, JPS и др. для того, чтобы достоверно определить пройденный путь.

Примите к сведению: Если хотите подтвердить расходы для целей налогообложения, первичный документ оформлять обязательно. Данные Глобальной Спутниковой Системы Глонасс не являются безусловным доказательством. Из этого исходят и суды.

Порядок выдачи и учета движения путевых листов с предрейсовыми осмотрами

Как такового строгого предписания по порядку выдачи и учета движения п/л нет. Предрейсовые осмотры проводятся проводятся на осовании ФЗ.

Различные формы собственности, количество автотранспорта, ограниченный штат сотрудников диктуют свой способ выдачи и контроля за движением документов. Путевки может выдавать любой сотрудник, которому поручили этим заниматься.

В крупных транспортных организациях вводят должность диспетчера. В других – это может взять на себя бухгалтер или сам директор компании. В новом законе Минтранса №152 прямого указания на обязательное ведение журнала нет. В нем оговаривается журнал отраслевого уровня.

Но лучше иметь книгу, где можно проследить даты поступления листов в бухгалтерию, сколько уходит времени на их обработку. Форма журнала есть в редакции Госкомстата №78, можно использовать ее.

Каким образом контролировать первичные документы, кто и когда их получает, передает другим служащим, обрабатывает, хранит и учитывает, прописывается в «Учетной политике» компании в разделе «Документооборот». Не будет лишним включить обязанности по заполнению и сдаче путевок в должностные инструкции тех работников, которым вы собираетесь это поручить.

Заключение: Правильно оформленный путевой лист выгоден владельцу транспортного средства. Заполненный с нарушением – налоговой инспекции и ГИБДД.

Скачать бланк путевого листа грузового автомобиля 2020 года в формате ExcelСкачать бланк путевого листа легкового автомобиля 2020 года в формате Excel

Приказ минтранса о путевых листах. III

Путевой лист является одним из важнейших учетных документов, который имеет хождение на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд.

ФАЙЛЫ

Роль документа

Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:

  • его техническое состояние;
  • пройденный километраж;
  • часы работы водителя;
  • совершенные переезды в течение смены;
  • расход горюче-смазочных материалов и пр.

На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.

Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.

Что должен иметь при себе водитель

Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:

  • водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
  • бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
  • сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
  • если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
  • путевой лист.

Кто заполняет бланк

Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).

ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.

  • Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.
  • Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.
  • В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).

Особенности документа

Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).

Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно.

Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

  1. После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).
  2. Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.
  3. Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.
  4. В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.

Образец заполнения путевого листа

Итак, в лист по порядку вписываются:

  • дата его составления;
  • название организации и ее адрес;
  • код по ОКПО;
  • марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
  • государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
  • данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.

Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:

  • кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
  • адрес подачи;
  • время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
  • подписи механика и водителя.

После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.

С правой стороны документа указываются:

  • сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
  • затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
  • затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется

  • адрес, с которого автомобиль выехал,
  • место назначения,
  • время выезда и возвращения,
  • пройденный километраж,
  • подпись водителя.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Можно ли обойтись без путевого листа

Поскольку путевой лист относится к первичным бухгалтерским документам, его применение обязательно. Если организация пренебрегает заполнением этого документа, в случае она может быть подвергнута административному наказанию в виде штрафа.

Сколько времени хранить документ

Все первичные документы подлежат достаточно длительному хранению. Путевые листы – не исключение. После оформления и проведения по ним всех бухгалтерских операций, эти документы необходимо держать в закрытом от доступа посторонних лиц месте не менее пяти лет или период, установленный внутренними нормативными бумагами организации.

Небольшая поправочка вот к этому: «В том числе проводить предрейсовые проверки может и сам индивидуальный предприниматель, который занимается перевозками.»

ИП может сам проводить только при условии прохождении соответствующих курсов. Такие курсы есть, обучение на механика.

Без соответствующей квалификации (корочки) проводить самостоятельно предрейсовый осмотр нельзя!

Сам ИП по форме ПГ-1 иногда заполняю ПЛ.

По правилам сам себе выписываешь и даже, если ИП сам за рулём, предрейсовый мед и тех осмотры обязательны. Соответсвующие штампы и подписи медика и механика в ПЛ должны быть.

  • Рустам
    , в предшествующем предложении в статье как раз и говориться, что ИП должен иметь документы о специальной подготовке и пройти соответствующую аттестацию.
  • Естественно, без этих документов проводить осмотр нельзя.
  • Удачи на дорогах!

Добрый день. Вопрос сумбурный, мы небольшая компания, производим товар. Хотим приобрести свой парк 3-5 боксеров для доставки клиентам. Нужно ли совершать предрейсовый контроль ежедневно(ведь путевой можно выписать на месяц) и в каких сервисах его можно производить (держать своего механика нереалистично) ? Аналогичный вопрос про медосмотр. Спасибо!

Оформление путевых листов по новому приказу Минтранса № 152: изменения 2020 года. Приказ 152н последняя редакция

С 1 марта 2020 года начинает действовать новая редакция приказа Минтранса 152. Он регулирует порядок оформления путевых листов для компаний, которые используют транспорт. Новшества важно принять для работы, чтобы избежать претензий к расходам на ГСМ, входящему НДС по ним.

С 1 марта 2020 года изменились требования к путевым листам. Регулирует оформление путевых листов приказ 152, 2020 год начинается с поправок в этом документе. Минтранс утвердил изменения еще в декабре 2020 года, сейчас они только вступили в силу.

Выполнять новые требования должны все компании, которые используют в своей работе транспорт. Учитывайте новшества при подтверждении расходов на горюче-смазочные материалы, запчасти и для вычета НДС по таким покупкам. Оформленные с нарушениями путевые листы лишат и расходов и вычетов.

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями 2020 года содержит не так много новшеств. Прежде всего, его нормы скорректированы в соответствии с Законом о безопасности дорожного движения и правилами дорожного движения. Понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» чиновники заменили на «парковку (парковочное место)». Другие изменения приведем в статье в порядке значимости.

Новые требования к порядку оформления путевых листов — предельный срок

Предыдущая редакция приказа 152 позволяла составлять путевые листы на срок вплоть до одного месяца. С 1 марта этот период нельзя установить произвольно, по усмотрению компании. Путевой лист оформляйте:

  • на время рейса, если он длится больше смены или рабочего дня. При длительных поездках путевой лист можно оформить на срок и более месяца;
  • на время смены или рабочего дня, если за это время водитель совершит несколько рейсов.
  • В 2020 году водители компании составляли путевые листы по поездкам сразу за месяц.
    С марта 2020 года следует соблюдать такую периодичность:
    — Иванов А.С. возит директора в течение рабочего дня с возвращением на парковку и выездом по другому адресу в новый рейс. Путевой лист оформляйте в начале рабочего дня на весь день. Следующий рабочий день — новый путевой лист.
    — Петров В.А. перевозит товары по торговым точкам по территории всей России. Он выехал 5 марта из Москвы для доставки партии товаров в Тверь. Вернулся Петров в Москву 8 апреля. Путевой лист оформляйте один: с 5 марта по 8 апреля.

    Изменения в реквизитах путевых листов

    Изменил приказ 152 путевые листы 2020 года и в части обязательных реквизитов. Напомним, что применять формы путевых листов, которые утвердил Госкомстат приказом № 78 от 28.11.1997 не обязательно. Компании вправе разработать свои бланки, возможно на основе форм Госкомстата. Важно наличие обязательных реквизитов из закона о бухгалтерском учете и приказа 152.
    Так как эти обязательные требования изменились, известите работников, ответственных за оформление путевых листов. Иначе документы не будут иметь юридической силы.

    Показания одометра при возвращении

    Из числа обязательных реквизитов путевого листа приказ 152 убрал показания одометра при возвращении автомобиля на парковку (подп. 3 п. 6 приказа Минтранса № 152). В прежнем варианте документа полные км пробега автомобиля надлежало указывать как при выезде, так и при возвращении.
    Это новшество создает противоречие в самом документе. Порядок заполнения путевых листов в этом же приказе 152 предусматривает внесение данных одометра в путевой лист дважды — при выезде с парковки и при возвращении. Поэтому отказываться от заполнения спорного реквизита не спешите.
    Подтверждение тому, что прежний порядок оформления безопаснее сохранить, есть и в правилах оформления путевых листов при поочередной работе нескольких водителей на одном авто. Если в таких случаях оформляют отдельный путевой лист на каждого водителя, указывать данные одометра приказ 152 рекомендует так:

  • показания на начало дня при выезде с парковки указать в путевом листе первого водителя, который приступил к работе;
  • показания на конец дня при возвращении на парковку пропишите в путевом листе водителя, который вернул машину.
  • Штампы медицинского работника и автомеханника

    В путевых листах проставить штампы требовалось от двух специалистов:

  • от медицинского работника, который осматривает водителей;
  • от ответственного за внесение показаний одометра.

С 1 марта эти требования отменили. Отметку о прохождении водителем медицинского осмотра допустимо заверить подписью врача с фамилией и инициалами. Расписывать полностью имя и отчество не нужно. Штамп для дополнительного подтверждения теперь не требуется.

Здесь новшество вступает в противоречие с другой нормой. Порядок проведения медосмотров (утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н) штамп не отменил. Чтобы избежать споров с контролерами, медосмотры безопаснее сопроводить штампом врача.

Сотрудник, который заверяет данные одометра при выезде, должен поставить свою подпись и расшифровку к ней. Проставить вместо них штамп теперь нельзя. Оформление путевых листов образец для бухгалтерии 2020 можно посмотреть ниже.

Минтранс напомнил о заполнении путевых листов

Появился реквизит «предрейсовый контроль»

Это новшество приводит путевые листы в соответствие с нормами технического контроля автомобиля. С прошлого года машина может проходить как предсменный, так и предрейсовый технический контроль.

В путевых листах добавился новый реквизит — предсменный контроль технического состояния. Предрейсовый контроль также остался.

Путёвка в рейс. Что нужно знать о путевых листах – ИТ в логистике, бухгалтерия – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Основные водительские документы, необходимые для управления транспортными средствами, прописаны в Правилах дорожного движения. Казалось бы, вопросов здесь быть не должно. И все-таки есть один момент – речь идет о путевом листе

Читайте также:  Проверки в сфере закупок при проведении электронного аукциона может осуществлять только фас

Если автомобиль зарегистрирован на физическое лицо, то путевой лист никто требовать не будет. А если собственником является юридическое лицо, или, простым языком, машина зарегистрирована на фирму? Вот здесь и начинаются споры со служивыми на дороге.

Для кого

Необходимость предъявления путевого листа в «установленных случаях» прописана в пункте 2.1.1 ПДД. Большинство инспекторов ДПС знать не знают, что это за установленные случаи, и требуют путевой лист от всех водителей, управляющих «казенными» автомобилями. И если «путевки» нет, тотребуют штраф.

Это незаконно. Рассмотрим тот самый «установленный случай». Статьей 6 Федерального закона («Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») установлен запрет на перевозку пассажиров и багажа, грузов автобусами, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.

При этом необходимо учесть, что пассажиром становится любой пользователь общественного транспорта или коммерческого рейса. А багажом – вещи пассажира. С грузом тоже все ясно, это специальный материальный объект, принятый для перевозки из одного пункта в другой.

Ну и самое главное. Здесь речь идет именно о профессиональных пассажирских и грузо­перевозках, которые являются средством зарабатывания денег. 

Поэтому, даже если у вас есть служебный автомобиль, на котором вы ездите по делам, никакого путевого листа иметь не нужно.

Для чего

Вообще, «путевка» – это своего рода средство отчета. Водителю она позволяет отчитаться перед организацией за потраченные на топливо деньги. А организации – уменьшить налоговую базу.

Если уж вам путевой лист необходим (скажем, работаете в службе такси, ваша компания перевозит грузы или пассажиров, занимается доставкой товаров), то нужно знать некоторые моменты.

Прежде всего, единой стандартной формы оформления путевых листов не существует. В принципе, каждая организация может сделать свой вариант «путевки».

Однако в приказе Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» перечислены сведения, которые в любом случае должны в них быть.

В частности, это наименование и номер документа (путевого листа), срок его действия, данные о собственнике транспортного средства, информация о самом транспортном средстве и, конечно, о водителе.

Важно также знать, что при перевозке груза или пассажиров необходим предрейсовый технический осмотр. 

Этим должно заниматься лицо, уполномоченное руководителем организации (к примеру, заведующий гаражом или начальник транспортного цеха).

Стоит обратить внимание на срок действия путевого листа. До 1 марта 2019 года его можно было оформлять сразу на месяц. Теперь с этим сложнее.

Дело в том, что в требованиях Минтранса РФ указано, что «путевка» выдается на один день, если продолжительность рейса укладывается в этот самый день или за день выполняется несколько рейсов. И только если длительность рейса превышает сутки, путевой лист оформляется перед началом рейса и закрывается по его окончании.

Например, водитель грузовика собирается доставить груз из Москвы во Владивосток и приехать обратно. Несмотря на то что в дороге он проведет, допустим, три недели, «путевка» будет одна.

Надеюсь, теперь вы разобрались, когда нужен путевой лист, а когда – нет. И знаете, что именно должно быть в этом документе. А напоследок информация об ответственности. Штраф за отсутствие путевого листа в соответствии с частью 2 статьи 12.3 КоАП составляет 500 рублей.

Минтранс России оцифрует транспортную накладную и путевой лист

Опубликовано 17 Февраля 2020

Минтранс России запустил эксперимент для внедрения электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) при пассажирских и грузовых автоперевозках. Он будет проводиться до 30 октября 2020 года на территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.

Проект позволит повысить безопасность дорожного движения за счет цифровизации предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и медосмотра водителя.

При этом перевод на «цифру» почти 3 млрд первичных документов, ежегодно оформляемых перевозчиками, сократит издержки бизнеса, ускорит и упростит прохождение контрольно-надзорных процедур.

Макет единой государственной информационной системы для сбора, обработки и хранения данных из ЭПЛ и ЭТрН разрабатывает ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Система обеспечит обмен юридически значимыми данными в режиме онлайн между всеми участниками перевозки: от коммерческих платформ документооборота до государственных органов исполнительной власти.

По итогам эксперимента будут внесены предложения об изменении нормативных правовых актов и сформирована дорожная карта для внедрения ЭПЛ и ЭТрН на территории Российской Федерации.

Для реализации эксперимента до 28 февраля будет создана Межведомственная рабочая группа, включающая представителей МВД, ФНС, Минтранса, Ространснадзора, Росавтотранса, Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

«Эксперимент ускорит запуск Суперсервиса 22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» — комплексной электронной государственной услуги цифрового оформления перевозочного процесса на принципах «единого окна».

Для нас принципиально важно отточить все процедуры совместно с бизнесом, сделать открытую госплатформу для всех коммерческих сервисов. Далее мы будем подключать другие виды транспорта.

Это обеспечит реальную мультимодальность и цифровую трансформацию целого сектора экономики страны», — отметил заместитель министра транспорта России Алексей Семенов, руководящий реализацией проекта.

Ассоциация ЦТЛ совместно с Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) организуют в рамках эксперимента взаимодействие платформ электронного документооборота («КОРУС Консалтинг», «Directum» (Synerdocs), «Э-КОМ») и участие крупнейших грузоперевозчиков и агрегаторов (ГК «Совтрансавто», ГК «Деловые линии», «Сельта» — перевозчик сети «Магнит», АПХ «Мираторг», «Агро-Авто» — перевозчик «Х5 Retail Group», «XPO Logistics», «FM-Logistics», «Яндекс.Такси»). Компании примут участие в эксперименте на добровольной и безвозмездной основе.

«Ведение бумажного документооборота составляет 2-2,5% от годового оборота перевозчиков.

К этому надо приплюсовать время при прохождении административных процедур и проверок, отсутствие сквозной интеграции данных и дублирование одной информации для разных проверок.

И поэтому оцифровка транспортных документов на государственном уровне, создание единых стандартов обмена данными между госорганами и бизнесом – масштабные и важнейшие шаги для развития отрасли», — подчеркнул в свою очередь директор Ассоциации ЦТЛ Антон Замков.

В рамках эксперимента Яндекс.Такси помимо решения по ЭТрН предоставит технологии собственной разработки для дистанционных предрейсовых осмотров водителей.

  «Мы в плотном контакте с Минтрансом, уже почти год в экспериментальном порядке тестируется электронный путевой лист – система, позволяющая наладить выпуск в рейс водителя такси с помощью цифровых технологий, — рассказал директор по развитию бизнеса Яндекс.Такси в России Алексей Федотов.

— Медицинский предрейсовый осмотр водителя и технический осмотр автомобиля проводятся в удобной для водителя точке, после чего доступ к базе данных ЭПЛ могут получить все заинтересованные органы. Система позволяет в 4 раза сократить затраты перевозчиков на организацию выпуска транспорта на линию».

Координатором проведения эксперимента назначен руководитель департамента цифровой трансформации Минтранса Дмитрий Баканов.

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями в 2020 году — дата

В предприятиях, имеющих транспортные средства, с целью правильного их использования применяется путевой лист.

Приказ Минтранса № 152 регламентирует реквизиты, которые должны иметься на бланке этого документа.
В 2020 году путевые листы должны быть оформлены согласно последним изменениям, внесенным в приказ.

Датой приказа 152 Минтранса РФ с последними изменениями является 15 декабря 2020 года.

Основные моменты

Путевые листы имеют различный вид в зависимости от того на какой вид транспорта они оформляются — легковые автомобили, грузовики, общественный пассажирский транспорт.   

В них указываются:

  • наименование документа;
  • уникальный номер;
  • период действия;
  • данные собственника машины;
  • данные используемой машины;
  • сведения о шофере автотранспорта.

Когда владелец – юридическое лицо, то сообщаются наименование организации, адрес регистрации, контактные данные.

В сведения о транспортных средствах включают — модель типа, наличие прицепа и его модель, регистрационный номер, количество пробега в километрах за поездку, дату поездки.

Кроме обязательных реквизитов, перечисленных в приказе № 152, могут быть включены дополнительные.

Это может быть, например, перевозка различных грузов или людей, являющихся пассажирами.

Заполнение бланка путевого листа:

Показатели Описание
Документ необходимо оформлять на каждый автотранспорт юридического лица или владельца ИП который совершает поездку с целью перевозки автомобильным или другим наземным транспортом
Заполнение происходит на текущий день возможно заполнение на несколько дней, но не более, чем на один месяц
Если водителей несколько заполняется на каждого свой документ
В наименовании должен быть указан тип автотранспорта
До внесения последних изменений в заголовке должна быть проставлена печать предприятия или частного предпринимателя сейчас это возможно, но обязательным не является
Дата и время при выезде со стоянки и при возвращении после поездки
Данные со шкалы одометра – устройства показывающего пробег машины на основе количества оборотов колес. Дату, время и показание этого прибора ставит уполномоченный с указанием ФИО и печатью. Когда индивидуальный предприниматель и водитель – одно лицо, данные вписывает он сам
При оформлении на одну машину нескольких листов на соответствующее количество водителей дату, время и данные со шкалы одометра отмечают в путевом листе первого водителя а соответствующие данные при возвращении – последнего
Сведения о предрейсовом медицинском осмотре шофера машины перед началом поездки данные вносит медицинский сотрудник, осуществляющий осмотр. Его подпись с расшифровкой ФИО заверяется печатью

Проведение медицинского осмотра регистрируется в журнале, наличие которого является обязательным.

Предрейсовый осмотр следует проводить непосредственно перед началом смены, чтобы обнаружить наличие факторов или нюансов состояния здоровья водителя, которые могут помешать управлять транспортным средством.

Медицинские осмотры проводятся  в качестве профилактики аварий на дорогах. Организуют их и финансируют работодатели. Осуществляются штатными работниками организации.

  • При их отсутствии привлекаются сторонние медицинские организации, имеющие лицензию на этот род деятельности.
  • Результаты проведения осмотров регистрируются в специальном журнале.
  • Изменения в приказе 152 Минтранса предписывают увеличение количества требуемых процедур для признания водителя годным для исполнения своих обязанностей.
  • Проведение медицинского осмотра:
Показатели Описание
Вопросы водителю о его самочувствии и анализ его субъективных жалоб
Внешний осмотр включает осмотр кожного покрова, слизистой оболочки глаз, полости рта, реакцию зрачков
Измерение давления при отметке в медицинской карте водителя о наличии у него гипертонии должны быть указаны пределы, которые для него считаются нормальными, и при каком давлении он может быть допущен к работе
Измерение пульса
Измерение температуры
Определение признаков нетрезвого состояния подозрения на опьянение уточняются с помощью алкотестера для предрейсовых осмотров
Выявление наличия психотропных средств подозрения на наличие наркотиков подтверждаются анализами крови и мочи

Заключение на основании медицинского осмотра свидетельствуют о том, может ли водитель исполнять свои обязанности.

Если выявлены обстоятельства, согласно которым водитель не может быть допущен к вождению, то об этом информируют работодателя. Результаты осмотра фиксируют в путевом листе.

Предрейсовые осмотры проводятся для всех водителей, кроме тех, кто управляет машинами экстренных служб. Они обязаны проходить медосмотры только перед началом смены.

Приказ устанавливает требования к кабинету, в котором происходит осмотр:

Показатели Описание
Площадь кабинета должна быть не менее 12 м2
Должны иметься
  • чемоданчик с инструментами в случае необходимости оказания срочной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • пара стульев;
  • шкаф для одежды;
  • стол с лампой;
  • алкотестер;
  • тесты на наркотики;
  • термометр;
  • тонометр;
  • тумбочка для хранения медикаментов и приборов
Кабинет должен обеспечиваться системами
  • отопления;
  • водоснабжения, электричеством, достаточным освещением

При отсутствии такого помещения водителей отправляют в медучреждения, в том числе частные, имеющие соответствующую лицензию.

Проводить осмотр могут медработники, прошедшие курс обучения и имеющие сертификат об этом.

За отсутствие предрейсовых осмотров или нарушение правил его проведения налагаются штрафы.

  1. Сотрудник ГИБДД обладает правом остановить автотранспорт для проверки документов.
  2. Оформленные листы регистрируются в журнале, предназначенном для этого, и сохраняются минимум 5 лет.
  3. В указанном документе должны присутствовать данные:
Показатели Описание
ОГРН для юридических лиц
ОГРНИП для владельцев ИП

ОГРН – основной государственный регистрационный номер, являющийся уникальным. Он вносится в госреестр, поэтому по нему можно получить сведения об организации.

Его присваивает налоговая инспекция при постановке транспорта на учет.

ОГРНИП– основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя. Его получает физическое лицо во время регистрации в качестве владельца ИП.

Кто должен знать

Правила, по которым осуществляется заполнение путевого листа в зависимости от формы предприятия, должен знать диспетчер, уполномоченное лицо фирмы или индивидуальный предприниматель.

Сведения о медицинском предрейсовом осмотре вносятся медицинским сотрудником, осуществляющим его.

Оформление путевого листа осуществляется на каждый автотранспорт, который применяется его владельцем для поездок с целью перевозки грузов или людей с багажом автомобилями, грузовиками, наземным транспортом в виде автобусов, трамваев, троллейбусов.

Перевозки могут осуществляться в пределах города, пригородах и междугородних сообщениях.

Где найти

Согласно п.17 Приказа организации и ИП, получающие доход оказанием услуг с помощью транспорта, обязаны отмечать путевые листы в книжке, называемой журнал или реестр регистрации.

Журнал зарегистрированного контроля результатов, осуществляемого перед началом рейса, содержит:

  • марку, модель и модификацию автотранспортного средства;
  • номер машины;
  • ФИО водителя и контролера;
  • дату и время контроля;
  • показания на одометре;
  • подписи шофера и контролера.

При окончании мест для записей в журнал регистрации его помещают в архив. Там он должен храниться сроком 5 лет. Ограничения по более длительному хранению не существует.

Приказ 152 Минтранса РФ

Приказ устанавливает правила, согласно которым должно происходить оформление путевых листов.

Читайте также:  Росреестр проинформировал, как получить сведения о кадастровой стоимости недвижимости

После того, как были внесены изменения и дополнения, приказ в настоящее время действителен в редакции от 15 декабря 2020 года.

Путевой лист является документом, имеющим свой уникальный номер. Для правильного оформления выпущен другой бланк листа.

Предприятие имеет право разработки своего варианта оформления, но в нем должны присутствовать места для реквизитов, являющихся обязательными.

При наличии этих документов происходит контроль движения автотранспорта. Это исключает злоупотребления при поездках в случае отклонений от заданного маршрута для своих целей.

На основе данных, указанных в документе, рассчитывается заработная плата, фиксируется расход горюче-смазочных материалов, амортизационные начисления.

При остановке инспектором ГИБДД предъявление путевого листа подтвердит обоснования совершаемой поездки, законность перевозки, исправность используемого автотранспорта, способность водителя к управлению.

Что в себе содержит

Оформляется путевой лист диспетчером или специальным уполномоченным лицом.

Данные о медицинском осмотре водителя перед совершаемым рейсом вносятся медперсоналом, проводящим осмотр. Водители вносят сведения о показаниях приборов.

Применение различающихся между собой форм бланков находится в зависимости от вида автотранспорта:

  1. Автомобили.
  2. Грузовики.
  3. Спецтранспорт.
  4. Такси – легковые автомобили.
  5. Такси – грузовики.
  6. Автобусы.

Разные виды форм отличны друг от друга отмечаемыми сведениями и их заполнением:

Показатели Описание
Форма № 3 для легковых автомобилей.
Правила заполнения по этой форме указаны в письме Росстата за номером ИУ-09-22/257
Форма № 3-спец. для особых видов транспортных машин — бетономешалок, перевозки мусора, цистерн для перевозки жидкостей.
Форма № 3-спец. предназначена для компаний, занимающихся перевозкой специальных грузов.
Форма № 4 для легковых такси.
Бланк содержит сведения о показаниях таксометра. После окончания смены сдается диспетчеру
Форма № 4-с для грузовой машины, зарплата водителя которой начисляется сдельно
Форма № 4-п для грузовика, шофер которого получает оплату повременно.
В бланке указываются номера накладных
Форма № 6 для автобусов.
Бланк этого вида применяется для автобусных рейсов на маршрутах внутри города
Форма № ЭСМ-2 для строительных технических машин.
Бланки должны использовать предприятия, имеющие в своем распоряжении такую технику, как тракторы, автокраны, бульдозеры, автокраны и другую подобную технику
Форма № 6-спец. документ, не предназначенный для машин, являющихся общественным транспортом.
Примером может служить заказ автобуса компанией

Какие произошли изменения

Согласно изменениям в законодательстве простановка вверху документа печати или штампа теперь не является обязательным.

В правилах появился пункт, гласящий, что в заполненном листе должны находиться данные о техническом состоянии транспорта перед началом поездки.

  • Контроль называет предрейсовым и осуществляется механиком, имеющим право на этот вид работ.
  • Должны иметься дата и время контроля, подпись контролера с расшифровкой.
  • В связи с появлением новых типов и модификаций машин механик-контролер должен периодически посещать курсы для подтверждения своей квалификации.

В правилах добавлены сведения об обязательном наличии реквизитов – ОГРН и ОГРНИП.

С 2020 года будет возможность проводить осмотр перед началом рейса дистанционно.

Пример заполнения путевого листа

  1. Путевые документы в 2020 году заполняют, учитывая изменения, являющиеся дополнением к приказу Минтранса.
  2. Пример правильно заполненного путевого листа для автомобиля:
  3. Обратная сторона:

В 2020 году при заполнении следует учитывать нововведения.

  • При использовании самостоятельно разработанных бланков необходимо следить, чтобы в нем имелись графы для реквизитов, являющихся обязательными.
  • Бланк имеет две стороны, заполняемые согласно правилам.
  • На основной стороне отмечаются:
  1. Наименование.
  2. Серия и уникальный номер.
  3. Наименование предприятия или название ИП.
  4. Коды ОКПО и ОКУД.
  5. Марка автотранспорта, его номер.
  6. Данные о шофере, номер его водительского удостоверения.
  7. ФИО механика, проводящего предрейсовый осмотр.
  8. ФИО диспетчера.
  9. Марка используемого горючего и его расход.
  10. Время ожидания.
  11. Время начала поездки и возвращения.
  12. Задание водителю, где указан адрес назначения.
  13. Должны иметься подписи уполномоченных лиц.

Оборотная часть бланка оформлена в виде таблицы.

В ней указываются:

  1. Код заказчика.
  2. Место отправления и возвращения.
  3. Время начала поездки и возвращения.
  4. Количество километров.
  5. Подпись шофера.

От корректно заполненного дорожного документа зависит зарплата шофера.

Лист оформляется на одни сутки, а в случае длительной командировки – на 30 дней. В случае затяжного характера поездки в другие региона допускается продление срока действия.

Штраф за отсутствие составляет минимум 500 рублей. Кроме этого дорожного документа водитель должен иметь с собой права, разрешение на грузоперевозки, транспортную накладную.

  1. Стандартный образец путевого листа содержит графы и поля, являющиеся обязательными для заполнения.
  2. Кроме них на основании приказа руководителя предприятия могут быть введены дополнительные сведения, являющиеся важными для конкретной организации или предпринимателя.
  3. Видео: новые вопросы в билета ПДД

Важные нюансы

Если при проверке во время поездки инспектором ГИБДД документов путевого листа не окажется, то согласно ст.12.13 КоАП начисляется штраф.

  • С 2020 года вводится дистанционный предрейсовый осмотр водителей.
  • В отличие от прежних предписаний, по которым контроль технического состояния транспорта проводится и после возвращения, теперь предрейсовый контроль осуществляется только до выезда.
  • Для корректного заполнения следует выполнять правила, указанные в приказе № 152 Минтранса РФ, включая последние изменения.
  • Наличие путевого листа и его правильное заполнение регулируют отношения организации и контролирующих органов.
  • Документ фиксирует расход горюче-смазанных материалов и амортизацию автотранспорта.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Путевые листы 2020: шаблоны, формы, примеры и пояснения

Подробный обзор правил заполнения путевых листов, в том числе с учетом изменений, которые вступают в силу 1 марта 2019 года.

Главные изменения в правилах заполнения путевых листов

В конце 2018 года Минтранс РФ опубликовал Приказ от 21.12.2018 № 467 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152».

В соответствии с этим документом, с 1 марта 2019 года вступают в силу следующие поправки: ◼ Если ранее путевой лист оформлялся «на один день или срок, не превышающий один месяц», то теперь действуют такие правила:- до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня); — до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.Тем самым, если рейсы совершаются в течение 1 дня, то путевой лист можно, как и раньше, выписывать на несколько рейсов. Но если их длительность превышает рабочий день, то каждый рейс оформляется отдельно. Один путевой лист может быть выписан на более длительный срок только при условии , что ТС не возвращается в течение указанного в документе времени на парковку (стоянку) своего работодателя. При этом в приказе больше нет ограничения в виде одного месяца. ◼ Штамп теперь не требуется проставлять:- при внесении сведений о предрейсовом и послерейсовом медосмотре;- при внесении показаний одометра.В данных случаях достаточно подписи уполномоченных лиц с указанием ФИО.◼ При заполнении сведений о техническом состоянии транспорта можно указывать данные как о предрейсовом, так и о предсменном техническом контроле.◼ При оформлении на одно ТС нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя:

— дата, время и показания одометра при выезде ТС с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки;

— дата, время и показания одометра при заезде ТС на парковку – в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.

Обратите внимание, что теперь формулировка «постоянная стоянка» заменена на слово «парковка». Данные изменения внесены под влиянием поправок в N196 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со Статьей 20 этого закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать по возвращении из рейса и окончании смены водителя стоянку ТС на парковках (в границах городов).

Оригинал Приказа от 21.12.2018 № 467:

Путевые листы собственной разработки

Письмо Минтранса России от 14.05.2019 N ДЗ/10239-ис О заполнении путевых листов

  • МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
  • от 14 мая 2019 г. N ДЗ/10239-ис
  • О ЗАПОЛНЕНИИ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ
  • В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо и сообщает.

Статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации транспортных средств.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России N 152).

  1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
  2. В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:
  3. 1) наименование и номер путевого листа;
  4. 2) сведения о сроке действия путевого листа;
  5. 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  6. 4) сведения о транспортном средстве;
  7. 5) сведения о водителе.
  8. В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, в соответствии с приказом Минтранса России N 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Вместе с тем в письме Минфина от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 указано, что организации могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения.

  • Дополнительно сообщаем, что приказом Минтранса России N 152 форма типового бланка путевого листа не установлена.
  • Вместе с тем, необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.
  • Заместитель директора департамента
  • государственной политики в области
  • автомобильного и городского
  • пассажирского транспорта Минтранса

В.В.ЛУГОВЕНКО

Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика

Как известно, обязательные реквизиты и правила заполнения путевого листа утверждены приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152. Этот порядок должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Обязательными реквизитами путевого листа являются:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»

Таким образом, информация о маршруте не является обязательной для путевого листа.

Подтверждение транспортных расходов

Однако при расчете налога на прибыль возникает другой вопрос.

Может ли путевой лист без указания детализированного маршрута (пункта назначения) являться документом, подтверждающим транспортные расходы (в частности, расходы на ГСМ)? Прямого ответа на этот вопрос авторы письма не дали, поскольку он не находится в их компетенции.

Однако они подчеркнули, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Решения судов о расходах по путевым листам без маршрута

Несмотря на то, что пункт назначения не является обязательным реквизитом путевого листа, налоговые органы считают, что без такой информации нельзя подтвердить расходы на ГСМ. Проблема в том, что отсутствие маршрута не позволяет доказать использование автомобиля в служебных целях.

Судебная практика по вопросу указания маршрута в путевом листе складывается следующим образом.

Ранее некоторые суды исходили из того, что само по себе отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не является достаточным основанием для снятия расходов из налоговой базы (см.

постановления ФАС Московского округа от 30.09.10 № А40-19787/10-111-132, ФАС Уральского округа от 16.09.10 № А50-1575/2010).

Однако в более «свежих» решениях суды чаще поддерживают налоговиков, которые снимают расходы. Например, в постановлении от 08.04.

15 № А40-108772/14 тот же АС Московского округа указал: при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Соответственно такой лист не подтверждает спорные затраты на ГСМ.

Аналогичный вывод содержится в постановлении АС Поволжского округа от 02.12.16 № Ф06-15152/2016 (см. «Какие решения арбитражные суды принимали в декабре 2016 года: детский вычет по НДФЛ в двойном размере, заполнение путевых листов, НДС и «упрощенка»»).

Формулировку «по городу» в путевом листе также лучше не использовать. Как указал ВАС РФ в определении от 30.08.13 № ВАС-11880/13, в путевых листах необходимо указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля (см. «ВАС: нельзя обосновать понесенные затраты на ГСМ, если в путевом листе нет подробной информации о маршруте автомобиля»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *