Контрольные закупки будут проводиться по новым правилам (проект)

Летом 2019 года начали действовать основные поправки к Закону № 44-ФЗ, которые серьёзно повлияли на работу компаний. Чтобы вы не допустили ошибок при проведении закупок, заключении контрактов и их исполнении, эксперт-юрист Ксения Антоновская ответила на наиболее актуальные вопросы по теме.

Начиная с 2019 года Закон о контрактной системе (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ) претерпел масштабные изменения. Основные поправки начали действовать  в июле 2019 года, а очередные нововведения вступят в силу уже в январе 2020 года. У заказчиков и участников закупок появляется большое количество вопросов, связанных с изменениями.

Вопрос № 1

На какую сумму можно проводить «малые» закупки у единственного поставщика с июля 2019 года?

Теперь можно заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. рублей. Годовой лимит таких закупок не изменился. А предельный размер одной закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона вырос до 600 тыс. рублей.

Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50 % совокупного годового объёма закупок (размер этой доли не должен превышать 30 млн руб.).

К примеру, заказчик, у которого СГОЗ не превышает 7 млн руб., может заключить все контракты в рамках данного пункта и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соблюдая требования о цене контрактов.

Отметим, что расширился и перечень заказчиков, установленный пунктом 5 ч. 1 ст. 93 Закона. В него включили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремёсел.

Вопрос № 2

В течение какого срока можно начать закупку после изменения плана-графика?

Если заказчик корректирует план-график, исправляя данные о закупке или добавляя новую закупку, то начать процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком можно уже через день во всех ситуациях. Ранее этот срок составлял десять дней.

Вопрос № 3

Что изменилось в процедуре закупки у единственного поставщика?

Заказчику больше не нужно:

  • размещать извещение о закупке у единственного поставщика, а также отчёт с обоснованием выбора такого способа и существенных условий контракта;
  • проводить внешнюю экспертизу исполнения контрактов до тех пор, пока Правительство не установит, при каких обстоятельствах она необходима (ч. 4.1. ст. 94 Закона).

Вопрос № 4

Когда не нужно включать обоснование цены в контракт с единственным поставщиком?

Перечень случаев, когда обоснование цены не нужно, дополнен  контрактами:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определённых авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определённых авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

Вопрос № 5

Какие особенности осуществления закупок  с неизвестным объёмом?

Если заказчик не может рассчитать потребность в любых товарах, работах или услугах, то он может провести закупку с неопределённым объёмом. В этом случае заказчик должен рассчитать три вида цен:

  • начальную цену единиц,
  • сумму цен единиц,
  • максимальное значение цены контракта.

В извещении о закупке заказчик должен указать все цены: начальную цену единицы, начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта. В документации информация о ценах дублируется, а также обосновывается начальная цена единицы посредством тех же методов, с помощью которых определяется НМЦК.

И в извещении, и в документации следует указать, что оплата осуществляется по цене единицы исходя из фактического исполнения, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

А в контракте отражается условие о том, что объём товаров, работ или услуг, подлежащих передаче или исполнению, определяется на основании заявок заказчика.

Кроме того, требуется указать цену каждой единицы и максимальное значение цены контракта.

Рассчитать цену за единицу можно разделив сумму цен, предложенную участником, на начальную сумму цен единиц и умножив результат на начальную цену единицы.

Участники делают предложения не о цене контракта, а о сумме цен единиц. Именно эту величину заказчик использует как критерий оценки заявок и окончательных предложений. Нельзя подать предложение, которое превышает начальную сумму цен.

Антидемпинговые меры заказчик применит, если участник предложит сумму цен, которая меньше начальной на 25 % и более. Прочие правила применения мер такие же, как при обычных закупках.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта заказчик рассчитывает от максимального значения цены контракта.

Вопрос № 6

Какие сроки применяются при проведении аукционов?

При проведении аукционов с НМЦК не более 300 млн руб. можно размещать извещение по-прежнему за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок. Максимальный срок рассмотрения первых частей заявок составляет 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для «коротких» аукционов срок не изменился.

Назначить дату проведения аукционов нужно на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

Вопрос № 7

Что учитывать при проведении строительных аукционов?

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. нужно опубликовать извещение за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Проектную документацию нужно включать в документацию о закупке, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдёт через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Вопрос № 8

Как изменились требования к обеспечению исполнения контракта?

Срок действия банковской гарантии, обеспечивающей обязательства по контракту, должен превышать срок исполнения контракта как минимум на месяц.

Победитель сам определяет продолжительность действия гарантии с учётом этого условия. Если исполнитель получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придётся договориться с банком о продлении гарантии или предоставить другое обеспечение.

Поправки закрепили предельный срок, в который заказчик должен вернуть исполнителю денежные средства, внесённые в качестве обеспечения исполнения контракта. Срок возврата не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО – 15 дней. Конкретный срок нужно по-прежнему указывать в контракте.

Контрольные закупки будут проводиться по новым Правилам (проект)

Более того, срок возврата средств надо указать и для случаев уменьшения размера обеспечения из-за частичного исполнения обязательств.

Если у банка-гаранта отзовут лицензию, исполнителю придётся предоставить новое обеспечение. Сделать это нужно в течение месяца со дня получения уведомления от заказчика, так как за просрочку начисляются пени.

Гарантийные обязательства получили собственное обеспечение.

Теперь заказчики должны требовать обеспечить гарантийные обязательства, предусмотренные контрактом, если должны быть обеспечены основные обязательства. Размер обеспечения не может превышать 10 % НМЦК.

Участник самостоятельно выбирает способ обеспечения (банковская гарантия или деньги). Но заказчик должен получить обеспечение гарантийных обязательств до подписания итогового документа о приёмке.

А для СМП и СОНКО появились новые льготы.

Так, если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, размер обеспечения контракта рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК. Но обеспечение не должно быть меньше аванса.

У победителя есть возможность вовсе не предоставлять обеспечение. Для этого нужно направить заказчику информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трёх лет до подачи заявки победитель исполнил три контракта без штрафов и пеней. Общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК.

Вопрос № 9

Как уменьшить обеспечение исполнения контракта при частичном исполнении обязательств?

Размер обеспечения снижается пропорционально стоимости своевременно выполненных обязательств. Обеспечение не подлежит уменьшению, если исполнитель:

  • не отработал аванс;
  • не выплатил неустойки по контракту.

Если препятствий для уменьшения нет, то заказчик возвращает исполнителю лишние деньги в срок, предусмотренный контрактом.

В случае, когда обеспечением служит банковская гарантия, заказчик отказывается от части прав по ней.

При любом варианте оформлять дополнительные документы не нужно, заказчику достаточно направить в реестр контрактов информацию об исполнении обязательств (ч. 7.2 ст. 96 Закона 44-ФЗ).

Несмотря на то что эти правила действуют с 1 июля 2019 года, по соглашению сторон их можно распространить и на контракты, заключённые ранее.

Вопрос № 10

Почему к закупкам с дополнительными требованиями нужно готовиться заранее?

Потому что в закупках с дополнительными требованиями можно участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям. Теперь операторы проверяют соответствие участников дополнительным требованиям.

На рассмотрение документов у оператора есть 5 рабочих дней. В размещении документов будет отказано, если участник нарушит порядок направления документов либо пришлёт не все или не те документы.

Для заказчиков ничего не поменялось. Комиссия по-прежнему должна проверять документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

  • Вопрос № 11
  • Какие появились новые возможности для пересмотра условий контракта?
  • По соглашению сторон можно менять существенные условия контракта с единственным поставщиком, если закупаются, в частности:
  • услуги естественных монополий;
  • коммунальные услуги, услуги по газоснабжению, подключению к сетям;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги по содержанию, ремонту, охране помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • электроэнергия или услуги по энергоснабжению;
  • аренда нежилых зданий и помещений.

По строительным контрактам можно изменить не только объём, но и вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10 %. Данное основание необходимо указать в документации о закупке и контракте.

Также появилась возможность продлить любой строительный контракт, если сроки нарушены по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам. Дополнительное время не должно превышать исходного срока.

Сторонам придётся согласовать новый срок возврата суммы, предоставленной в обеспечение контракта.

Если в нарушении первоначального срока виноват подрядчик, до заключения дополнительного соглашения он должен выплатить все начисленные неустойки и предоставить обеспечение на новый срок.

В строительных контрактах со сроком исполнения более года можно увеличить на 30 % цену и срок исполнения, если возникли независящие от сторон препятствия: например, потребовалось доработать проектную документацию.

Первоначальная цена контракта не должна превышать предела, установленного Правительством. Для изменения условий необходимо решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Вопрос № 12

Как после расторжения контракта заключить «новый»?

Читайте также:  Процедура получения автомобильных номеров стала проще

После расторжения контракта «новый» можно заключить без проведения конкурентных процедур.

Контракт заключается с участником, которому при проведении закупки был присвоен второй номер, с соблюдением требований ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. От участника нужно получить согласие на заключение контракта и обеспечение его исполнения (при необходимости).

Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, новый можно заключить только после включения исполнителя в РНП. Это правило не распространяется на поставку товара для нормального жизнеобеспечения (ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Вопрос № 13

Может ли заказчик запретить привлекать субподрядчиков?

Заказчик может включить в контракт условие о личном исполнении обязательств, если будет проводить закупки по п. 2 ч. 2 ст. 56, п. 2 ч. 2 ст. 56.1, п. 3 ч. 2 ст. 84 Закона №  44-ФЗ. Такое условие можно включить, например, в проект контракта на выполнение работ (оказание услуг) по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, коллекций и иных ценностей.

При наличии такого условия подрядчик (исполнитель) должен выполнить работы (оказать услуги) самостоятельно, без привлечения других лиц.

Это право действует для закупок, объявленных после 31 июля 2019 года.

Вопрос № 14

Должна ли в извещении об осуществлении закупки содержаться информация об авансе?

С 1 октября 2019 года в извещении о закупке заказчик должен указывать размер аванса, если предусмотрена его выплата.аванса, если предусмотрена его выплата.

Вопрос № 15

Каким документом оформлять планы?

С 1 октября 2019 года составлять план закупок не нужно. Для планирования закупок на 2020 и последующие годы заказчики формируют только план-график по новым правилам.

Состав информации, которую нужно включать в план-график, изменился. В законе предусмотрен такой перечень:

  • идентификационные коды закупок;
  • наименования объектов закупок;
  • объём финансового обеспечения закупок;
  • сроки (периодичность) осуществления закупок;
  • информация об обязательном общественном обсуждении.

План-график нужно оформлять на срок, равный сроку действия закона или муниципального акта о бюджете. В документ также придётся включать информацию о закупках, которые в соответствии с бюджетным законодательством будут осуществлены по истечении планового периода.

Вопрос № 16

Какие изменения ожидают заказчиков в 2020 году?

С 01 апреля 2020 года окончательно уйдёт в прошлое план закупок. Вместе с этим изменится и система контроля документов. Документы не будут проверяться на соответствие законодательству и друг другу, как это происходит сейчас.

Начиная со второго квартала 2020 года контроль в ЕИС всех документов (от планов-графиков до проектов контрактов) будет касаться двух параметров:

  • соответствия информации об идентификационных кодах закупок;
  • непревышения объёма финансового обеспечения для закупок.

Таким же образом изменяется и содержание контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Указанные контрольные органы будут осуществлять контроль:

  • за непревышением объёма финансового обеспечения, включённого в планы-графики, над объёмом финансового обеспечения для осуществления закупок, утверждённым и доведённым до заказчика;
  • за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.

В статье мы осветили наиболее актуальные вопросы, возникающие при проведении закупок и исполнении контрактов. Как видно, большинство изменений вызваны практической необходимостью и направлены на упрощение закупочных процедур.

Обзор основных изменений законодательства РФ о контрактной системе в декабре 2019 года – начале 2020 года

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.

2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара  в заявке на участие в конкурентной процедуре закупке в электронной форме.

Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.

При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

Контрольные закупки будут проводиться по новым Правилам (проект)Проблема указания наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке

  • По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.
  • Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
  • При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):
  • — в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.
  • В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, по мнению автора, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок.
  •  При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.

Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.

Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а  речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?

Кто будет определять разницу между использованием и поставкой товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг?

Ответа на эти вопросы у автора нет, также как, видимо, и у самих разработчиков поправок.  Правоприменительная практика ответит на вопрос, что подразумевал в этой новелле законодатель.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, противоречат новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части случаев указания наименования страны происхождения товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

2-е изменение: с 08 января 2020 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме

Суть изменений:

Кто может к вам прийти и что будут проверять

Мы изучили новый порядок для таких проверок, чтобы вы знали, как это работает, к чему нужно готовиться и какие есть шансы оспорить штраф.

Поводов для контрольных закупок стало больше еще в апреле. А теперь стало понятно, как именно их будут проводить: появился официальный регламент.

При контрольных закупках никогда не бывает предупреждений, и их можно даже не согласовывать с прокуратурой. Для проверок нужны основания, но поводом запросто станет жалоба покупателя. Контрольные закупки будут проводить в магазине, через интернет и даже по телефону. Но если знать, по каким правилам все это положено делать, есть шанс оспорить результаты и отменить штраф.

Правила контрольных закупок касаются всех, кто ведет какой угодно бизнес: торгует оптом и в розницу, оказывает услуги, выполняет работы или продает что-нибудь через интернет. Это относится и к крупным компаниям, и к малому бизнесу с двумя удаленными сотрудниками.

И хотя такие проверки проводят без предупреждения, это не значит, что контролеры могут делать что захотят. Для контрольных закупок теперь есть внятные правила. Если их не соблюдали — это повод оспорить результаты проверки и отменить штраф.

Контрольные закупки проводят разные госорганы, которые по закону обязаны что-то контролировать. Налоговая так проверяет использование онлайн-касс, Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав потребителей, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, санэпиднадзор и антимонопольная служба следят за своими сферами. Еще есть проверочные закупки, но это другой вид контроля.

Контрольные закупки проводят не когда угодно. Налоговый инспектор или сотрудник Роспотребнадзора не может просто так идти мимо магазина или сидеть в интернете и решить: «А сделаю-ка я контрольную закупку». Он даже не может прийти к руководству со словами: «Давайте проведем вот в этом интернет-магазине контрольную закупку, подпишите приказ».

Вот какие нарушения можно установить только с помощью контрольной закупки:

  1. Магазин обвешивает покупателей.
  2. Кассир не пробивает чек или указывает там не все.
  3. Покупателям не додают сдачу, ссылаясь на отсутствие разменных купюр.
  4. Алкоголь продают без паспорта или ночью, а лекарства — без рецепта.
  5. Вместе с полисом ОСАГО навязывают страхование жизни, а ипотеку выдают только при заказе правовой экспертизы.
  6. Услуги называют образовательными, но обучают без лицензии.
  7. На сайте указана одна цена, а при оплате требуют больше денег или выдвигают дополнительные условия.
  8. В кафе включают в счет музыку, хотя посетитель ее не заказывал.

Тогда нужно назначать внеплановую проверку. Это тоже неприятно, но там хотя бы понятно, что это пришла проверка. Пока руководство изучает документы, менеджеры и продавцы могут навести порядок, предупредить кассиров, убрать лишние документы и прикрепить маркировку на все шубы.

Проверяющие делают то же самое, что сделал бы обычный покупатель или заказчик. Они берут товар, идут на кассу и отдают деньги. Или добавляют товар в корзину и ждут звонка от менеджера интернет-магазина.

Читайте также:  Новые требования к банкам, открывающим счета эскроу

Или приходят в офис, заказывают услугу и смотрят, будут ли им навязывать еще что-то. При проверке могут сразу купить товар, а могут задавать вопросы по поводу гарантии, сроков возврата или сертификации.

На стороне бизнеса обнаружить проверяющих сложно.

В обычных магазинах еще есть небольшой шанс это сделать, если наблюдать за поведением посетителей: например, кто-то ведет видеосъемку или переписывает цифры с ценников.

Или вместо одного человека по магазину ходит странная группа, непохожая на семью, — это может быть проверяющий и два свидетеля. При заказах по телефону и в интернете обнаружить проверку почти невозможно.

Для контрольной закупки должен быть приказ. Его подписывает руководитель органа или его зам. В приказе пишут, что за орган проверяет, кто конкретно из людей это делает, кого именно нужно проверить, по какому адресу или на каком сайте. Там даже должно быть написано, какие товары нужно купить, в какой день и нужно ли проводить при этом съемку. Нет приказа — нет и закупки.

Допустим, сотрудник Роспотребнадзора купил молоко или шубу. И это была контрольная закупка: у него есть приказ. После этого он сразу предъявляет удостоверение и говорит, что это была проверка. Приказ он тоже показывает, а копию отдает сотруднику магазина под подпись.

По итогам проверки составляют акт — на это есть максимум три часа или один рабочий день, если покупали через интернет. Акт тоже нужно составлять по правилам, а не как захочется. Любое нарушение при оформлении акта — повод оспорить штраф. Полный список реквизитов акта — в пункте 15 правил.

Обязательно проверяйте, что именно покупали, были ли два свидетеля, велась ли видеосъемка. Пусть проверяющий покажет документы — сверьте его данные с приказом. Пишите, с чем не согласны. Вообще не подписывать акт — не вариант, от штрафа это не спасет. Второй экземпляр акта берите себе.

Да, товар после контрольной закупки вернут. Взамен придется вернуть проверяющим деньги. Причем это нужно сделать сразу: отдать наличные или оформить возврат по карте.

Дистанционные проверки — это когда покупают не в магазине, а заказывают через интернет, по почте, телефону или в мессенджере.

Если контрольную закупку провели дистанционно, тогда есть такие нюансы:

  1. В приказе должен быть указан способ закупки: с номером телефона, адресом сайта или еще какой-то идентификацией. То есть должно быть понятно, что проверяют именно ваш сайт, а не вообще все сайты этой тематики.
  2. После закупки вам не скажут сразу, что это была проверка. И приказ моментально не покажут. Его отправят на следующий день.
  3. Акт о результатах проверки тоже направят не позднее следующего рабочего дня. Получить его вы можете гораздо позже.
  4. Возвращать деньги нужно тем же способом, как делали бы это обычному покупателю, — и только после возврата товара, а не по требованию проверяющего.

Если выяснилось, что предприниматель что-то нарушил, могут назначить внеплановую проверку или сразу возбудить дело об административном правонарушении. Дополнительную проверку назначат, когда нужны еще доказательства или не все понятно: например, нужно изучить документы, опросить сотрудников, проверить склад.

А если все ясно и нарушение налицо, нужно готовиться к обжалованию, суду или штрафу. Суммы зависят от вида нарушения.

Распечатайте списки с обязательными реквизитами приказов и актов. Пусть они всегда будут в доступе у сотрудников.

Проинструктируйте кассиров, продавцов и менеджеров на случай контрольной закупки. Они должны знать, что подписывать, как проверять документы и в каких случаях можно не возвращать деньги.

Или продавцы могут требовать доплату при расчетах картой. Это очевидный повод для жалоб, проверки и штрафа. Руководитель бизнеса о таком может даже не знать, но штраф платить именно ему.

Контрольная закупка: порядок, кто может проводить, документы

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года.

Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя.

Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа.

В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день.

Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть.

В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.  

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб.

для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки.

Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться.

Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме.

Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение.

Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.  

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.  

Минэкономразвития утвердило правила контрольных закупок :: Экономика :: РБК

Как следует из закона о защите юрлиц, контрольные закупки проводятся без предупреждения. Основания такие же, как для внеплановых проверок: жалобы, неправильная маркировка, предыдущие нарушения. Они затронут предприятия по продаже товаров, услуг и сферу e-commerce, так как могут проводиться и по интернету.

Нужно согласие прокуратуры

Минэкономразвития предложило следующие правила контрольных закупок. Инспектор выступает в роли обычного клиента. После покупки он должен раскрыть себя — предъявить сотруднику предприятия или непосредственно предпринимателю удостоверение и передать копию приказа с основаниями проверки.

Читайте также:  Межрайонная инспекция вправе привлечь к административной ответственности лицо, не состоящее у нее на учете

Предприятие должно сразу же вернуть сумму покупки, а инспектор — товар или же отменить заказ услуги. При контрольной закупке через интернет товар вернут по тем же правилам, что и при обычном возврате клиенту. Товар не подлежит возврату, если был испорчен при проверке. Его также могут забрать на исследование или для применения обеспечительных мер по административному нарушению.

В случае нарушений инспектор составит акт и передаст копию предпринимателю. А при контрольной закупке по интернету проверяющий должен прислать акт о нарушении не позднее чем на следующий рабочий день.

В проекте Минэкономразвития предусмотрены меры защиты от злоупотреблений. Проверяющим нужно заранее получить разрешение прокуратуры. Если контрольная закупка требуется незамедлительно, проверяющий должен известить об этом ведомство. Несогласные с результатами контрольной закупки могут их обжаловать.

Проведение контрольной закупки не означает, что невозможна внеплановая проверка. Ее могут назначить, если выявлены нарушения и нужна дополнительная оценка соблюдения законодательства. ​

При обсуждении регламента представители бизнеса, в частности, просили точнее прописать процедуру возврата товаров: определить срок, обязать проверяющих указывать в акте причину невозврата и прикреплять к нему чек для доказательства, что предприятие вернуло деньги инспектору.

Минэкономразвития учло замечание Ассоциации компаний розничной торговли о недостаточном регулировании срока составления акта. В доработанной версии уточняется, что акт о контрольной закупке должен быть составлен не позднее чем за три часа. В случае закупки по интернету — направлен предпринимателю не позднее чем на следующий рабочий день.

Также появилось требование сообщить предпринимателю результаты исследований товаров не позднее следующего рабочего дня.

Контрольные закупки касаются всех, кто продает товары народного потребления или оказывает услуги гражданам, пояснил РБК вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.

«Контрольные закупки снизят нагрузку на предпринимателей с точки зрения уменьшения контрольных мероприятий, связанных с непосредственным взаимодействием», — считает он. А согласование с прокуратурой, по его словам, уменьшит риск злоупотреблений.

«Если контрольные закупки будут достаточно четко регламентированы и будут под контролем прокуратуры, то возможность произвола на местах снизится», — считает Корочкин.

Количество проверок бизнеса снизилось на 25% в 2017 году по сравнению с 2015 годом, сообщало ранее Минэкономразвития. С 2016 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса, который планируют продлить до 2022-го.

Сами предприниматели, напротив, заявляют об усилении контроля. Треть представителей малого бизнеса столкнулась с нарушениями при проверках, выяснил MAGRAM Market Research. Активнее всего, по данным агентства, проверки проводят налоговая, инспекторы пожарной безопасности и Роспотребнадзор.

Административные дела против предпринимателей могут возбуждаться и без проведения проверок.

Роспотребнадзор возбуждает около 25% административных дел без проведения плановых и внеплановых проверок, Россельхознадзор — до 50%, Росприроднадзор — до 60% дел, ФАС — до 70%, подсчитал Экспертный центр при уполномоченном по защите прав предпринимателей.

Ольга Агеева

Минфин разъяснил порядок проведения госзакупок во время нерабочих дней

Минфин РФ подготовил рекомендации о проведении госзакупок во время нерабочих дней (с 30 марта по 3 апреля), введенных соответствующим указом президента РФ Владимира Путина, говорится в сообщении на сайте министерства.

В официальном письме участникам контрактной системы, также размещенном на сайте ведомства, Минфин рекомендует перенести или отменить те или иные этапы проведения закупок, в которых сроки исчисляются только рабочими днями.

Так, по оценке министерства, переносу на рабочие дни подлежат сроки подачи заявок (при условии, что они исчисляются рабочими днями – ИФ), которые истекают в нерабочие дни.

Необходимость такого переноса сроков Минфин объясняет тем, что, согласно нормам закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), заказчики должны обеспечить минимальный, предусмотренный 44-ФЗ, срок подачи заявок.

При этом министерство отмечает, что если в подобных закупках (требующих переноса сроков подачи заявок) истек срок, в течение которого заказчик мог вносить соответствующие изменения, то следует отменить процедуру определения поставщика, ссылаясь на пандемию коронавирусной инфекции как на обстоятельство непреодолимой силы.

Также переносу на рабочие дни подлежат даты подачи окончательных предложений о цене контракта (при проведении открытых конкурсов в электронной форме и электронных аукционов).

В письме Минфина отмечается, что имеются закупки, сроки проведения которых (их отдельных этапов – ИФ) переносу на рабочие дни не подлежат.

К ним министерство отнесло электронные аукционы, в конкурсную документацию которых включена проектная документация.

Срок проведения таких аукционов должен оставаться неизменным, даже если он приходится на нерабочие дни – дело в том, что такие аукционы должны проводиться через 4 часа после завершения сроков подачи заявок.

Минфин указывает также, что ряд этапов закупок госзаказчики могут выполнять как в рабочие, так и в нерабочие дни. Речь идет о совершении тех или иных действий по истечению сроков рассмотрения и оценки заявок на участие в закупках (их частей), заключения контракта.

Если эти сроки истекают в нерабочие дни, то согласно статье 193 Гражданского кодекса РФ, формально они оканчиваются в ближайший за ними рабочий день.

Поэтому Минфин считает, что заказчики вправе совершать те или иные действия по соответствующим этапам закупок как в нерабочие, так и в рабочие дни.

Также в письме Минфина отмечается, что те госзаказчики, на которых не распространяется действие президентского указа, могут в течение нерабочей недели не только руководствоваться этими рекомендациями, но и при необходимости проводить срочные закупки любых товаров, работ, услуг у единственных поставщиков.

Минфин объясняет разнообразие своих рекомендаций, в частности, тем, что в 44-ФЗ установлены различные требования к исчислению сроков осуществления тех или иных действий при проведении госзакупок.

Так, например, часть сроков исчисляется исключительно в рабочих днях.

При этом ситуацию усложняет статья 193 ГК РФ, согласно которой, если тот или иной срок истекает в нерабочие дни, то днем окончания срока считается ближайший за ними рабочий день.

В письме Минфина отмечается также, что в течение нерабочих дней Федеральное казначейство будет осуществлять свои контрольные функции «без учета отнесения дней, определенных указом президента РФ, к категории нерабочих дней». Ранее само Казначейство разместило на сайте Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок информацию о том, что в течение нерабочей недели ЕИС будет работать в штатном режиме.

Аналогичные заявления сделали или планируют сделать электронные торговые площадки, отобранные правительством РФ для проведения госзакупок.

В частности, ЭТП «ТЭК-Торг» объявила, что будет обеспечивать проведение торгов в обычном режиме, а автоматизированные средства площадки будут учитывать дни с 30 марта по 3 апреля как рабочие.

О работе в штатном режиме сообщили также «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП, «Росэторг»), «РТС-тендер» и некоторые другие.

Как сообщалось, ранее президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому дни с 30 марта по 3 апреля текущего года были определены, как нерабочие.

При этом в документе указаны организации, на которые эта норма не распространяется.

В их число вошли непрерывно действующие, медицинские и аптечные организации, организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, а также ряд других.

Кроме того, в течение нерабочей недели свою работу должны продолжать органы власти различных уровней, а также средства массовой информации.

Автомобили и запчасти проверят контрольными закупками

Контрольные закупки автомобилей, которые при плохом качестве сборки несут большую угрозу здоровью граждан, готов производить Росстандарт.

Но для того чтобы ведомство смогло проводить такие мероприятия, нужно внести изменения в закон. Соответствующие поправки в закон о техрегулировании уже подготовлены Минпромторгом и направлены на согласование в правительство.

Помимо автомобилей, контрольные закупки коснутся автозапчастей, топлива, ГСМ и цемента.

Контрольная закупка будет осуществляться только при достаточно серьезных основаниях и в рамках внеплановой выездной проверки, в первую очередь мероприятия коснутся контрафакта и фальсификата.

 В Росстандарте пояснили «Известиям», что такой подход позволит ведомству провести лабораторные испытания и в случае неудовлетворительного результата принять меры.

Возможность проводить контрольные закупки будет предоставлена в случае, если надзор не осуществляется в рамках иных видов контроля, сообщили «Известиям» в Минпромторге. 

Справка «Известий»

Минпромторг подготовил поправки в п. 1 ст. 34 ФЗ «О техническом регулировании»

В новой формулировке ведомства к словам «На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:» был добавлен абзац «проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если соответствующий контроль (надзор) не осуществляется в рамках иных видов государственного контроля (надзора), предусмотренных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора)». Сейчас проект находится на согласовании в правительстве. 

— Такого рода закупки касаются всех объектов техрегулирования. Прежде всего речь идет о фальсифицированных товарах, от которых страдают рядовые потребители, — это и цемент, и топливо, ГСМ, автозапчасти.

Можно будет проводить контрольные закупки автомобилей, если есть риск причинения серьезного вреда людям при обороте небезопасной продукции, — рассказал «Известиям» замруководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

 

Осенью прошлого года ведомство выявило поставщиков фальсифицированных автодеталей, которые получали на них сертификаты на основе одобрения типа транспортного средства одной известной автокомпании. В действительности этого не позволяет техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», на что и указал Росстандарт.

Во-первых, таким образом могут сертифицироваться только автозапчасти, аналогичные тем, что поставляются на конвейер автокомпании. Во-вторых, такой сертификат оформлять могут производитель или уполномоченные им лица. Это справедливо, поскольку и тот и другой разделяют ответственность.

Поставщикам альтернативных запчастей по техрегламенту необходимо проводить полноценные испытания в российской лаборатории.

  • — В числе продукции, находящейся в наибольшей зоне риска в части несоответствия обязательным требованиям безопасности, — запасные части, детские удерживающие устройства, колеса из легких сплавов и ряд других товаров, — рассказал «Известиям» директор Центра испытаний автомобильного института «НАМИ» Денис Загарин. 
  • По его словам, схем манипуляции на рынке очень много: попытки выдать свои комплектующие за поставляемые на конвейер завода-изготовителя, откровенные подделки протоколов якобы проведенных испытаний и сертификаты, выданные фирмами-однодневками.
  • — Такой товар, как правило, и продается по левым схемам в обход уплаты налогов и сборов, — добавил исполнительный директор содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексей Поповичев.
  • По оценке национального исследовательского университета ВШЭ, в среднем за год оборот рынка контрафакта в России составляет 2,5 трлн рублей, что соответствует 9% доли рынка розничной торговли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *