Когда возможен принудительный перевод со спецрежима на общий: разъяснение фнс

Права налогоплательщиков на получение информации

Когда возможен принудительный перевод со спецрежима на общий: разъяснение ФНС

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.

2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Важно (!): В своем Письме ФНС России от 12.08.2019 № ЕД-4-2/15891 «О рассмотрении обращений и представлении заключений по поручениям ФНС России» сообщила о недопустимости формальных отписок по обращениям граждан в налоговые органы, отметив при этом, что анализируя ответы налоговых инспекций в адрес заявителей, ФНС России отмечает однотипность большинства писем с перечислением статей НК РФ, с акцентированием внимания на необходимости соблюдения налоговой тайны и просьбой предоставить документы, подтверждающие нарушения, допущенные в отношении налогоплательщика. Заявители, получившие «формальный» ответ, обращаются в центральный аппарат ФНС России в целях его обжалования и рассмотрения по существу поставленных вопросов. В целях исключения таких ситуаций ФНС России поручает, в частности:

  • организовать работу по объективному и всестороннему рассмотрению обращений граждан и направлению ответов по существу поставленных вопросов, направлению обращений в иные госорганы, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, изложенных заявителями;
  • осуществлять последующий контроль за организованными проверочными мероприятиями и их результатами;
  • представлять по запросам ФНС России компетентные заключения по всем перечисленным заявителями доводам и обстоятельствам, отвечающие требованиям законодательства.

Мнение Федеральной налоговой службы РФ

ФНС исходит из того, что по общему правилу (Постановление Правительства РФ N 1009) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому акты, изданные в ином виде, чем определено и в законодательстве (к примеру, методические указания, информационные письма, официальные разъяснения и др.), не должны носить нормативно-правовой характер.

Однако, как свидетельствует судебная практика, форма и наименование подзаконного правового акта могут только в самом общем виде свидетельствовать о его нормативном (либо ненормативном) характере. Поэтому актуальным является вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 9 октября 2007 г.

N 7526/07) о том, что, «рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах. При этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, содержания и других условий»

По мнению Минфина России, его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.

2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.

Мнение налоговых консультантов

На наш взгляд, письменные разъяснения Минфина России следует разделить на две группы:

  • письма по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций — представляют собой акты казуального толкования налогово-правовых норм — официальные консультации в форме ответа на запрос налогоплательщика, не обязательные для участников налоговых правоотношений и судов; их неисполнение не является основанием для привлечения частного лица к налоговой ответственности; следовательно, эти акты не должны и не могут носить нормативный характер.
  • Такие письма, как правило, используются формулировки: «Минфин России просит довести настоящие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе»; «доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов».

  • письма, адресованные налоговым органам, по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах —  являются обязательными для публичных субъектов налогового права, поэтому фактически воспринимаются в качестве обязательных налогоплательщиками. Каждое такое письмо может быть признано нормативным либо ненормативным лишь путем тщательного анализа предписаний, которые в нем содержатся. Несмотря на свой внутриведомственный характер, будучи обязательными для налоговых органов, они автоматически воспринимаются таковыми и налогоплательщиками, приобретая (пусть не де-юре, но де-факто) силу своеобразных административных прецедентов. Ни о каком информационно-разъяснительном характере правового акта здесь речи быть не может. >>>

Таким образом, при оценке правовой природы подзаконных актов в сфере налогов и сборов следует руководствоваться принципом «существо над формой», который в данном случае означает, что не формальные признаки (наименование, обязательные реквизиты, государственная регистрация, официальное опубликование и проч.), а смысловое содержание акта должно приниматься за основу при установлении его нормативного либо ненормативного характера.

Данный вывод подтверждает Минфин и ФНС — Письмами Минфина РФ от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.

№ ГД-4-3/21097 «О формировании единой правоприменительной практики» разъяснено, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами

Своим Письмом от 23 сентября 2011 года N ЕД-4-3/15678@ ФНС проинформировала о размещении на сайте ФНС России www.nalog.ru раздела «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» (формирование и правила его организации регламентированы Приказом ФНС от 14.11.

2012 N ММВ-7-3/845@), содержащего информационные письма ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, адресованные налоговым органам, а также налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК.

Согласно этому разъяснению в Базе данных разъяснений ФНС России подлежат размещению разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России, либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России, адресованных налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

ФНС России обращает внимание на необходимость неукоснительного применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий положений писем ФНС России, размещенных в указанном разделе сайта ФНС России, и информирует, что в отношении изложенной в данных письмах правовой позиции положения абзацев 9, 10 письма ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716 не применяются.

С помощью этого сервиса налогоплательщики могут сообщить о несогласии с действиями налоговых органов, противоречащими содержащимся там разъяснениям.

Переход на УСН и обратно — уведомление требуется?

прайс на все услуги

Упрощенная система налогообложения (УСН или единый налог) представляет собой один из налоговых режимов, ориентированный на представителей малого и среднего бизнеса, и подразумевает особый порядок уплаты налогов.

Именно поэтому данную систему применяют как вновь созданные предприятия, так и организации, ранее применявшие другие режимы налогообложения. В данной статье мы остановимся на вопросах перехода и возврата с УСН.

Каков порядок и условия перехода на УСН? Как вернуться на ОСН и какие при этом могут возникнуть сложности?

Упрощённая система налогообложения  (УСН) была введена в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. УСН регламентируется гл. 26.

2 НК РФ и представляет собой специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки, а также облегчение и упрощение ведения налогового и  бухгалтерского учета.

В большинстве своем УСН применяется индивидуальными предпринимателями и бизнесменами, имеющими отношение к малому бизнесу.

Коротко, УСН это:

  • упрощенное ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • упрощенное налогообложение: доход 6% или доход минус расход 15%, три налога заменяются на один, а ИП не платит НДФЛ;
  • упрощенная отчетность, декларация по УСН подается 1 (один) раз в год.

Если нужно подробнее — Общая информация про упрощенку, Отчетность на УСН.

01. Переход на УСН: требуется уведомление

Процедура перехода на упрощенку предусматривает 2 варианта:

  • переход одновременно с регистрацией организации (ИП);
  • переход с иных режимов налогообложения

Важно! С 1 января 2013г. переход на УСН носит уведомительный характер. Это означает, что если Вы решили применять УСН, то об этом в обязательном порядке необходимо уведомить налоговый орган.

 Когда возможен принудительный перевод со спецрежима на общий: разъяснение ФНС

Для применения УСН необходимо одновременное выполнение трех условий (ст. 346.13 НК РФ):

  1. Доходы налогоплательщика не должны превысить 150 млн. руб. по итогам налогового периода;
  2. Средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек. Средняя численность сотрудников организации включает:среднесписочную численность сотрудников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера;
  3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн.руб., данное условие не распространяется на ИП.

Не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения или теряют это право:

  • По итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы превысили 112,5 млн. рублей
  • Доля участия других организаций превышает 25%
  • Организации, имеющие филиалы или представительства
  • Банки, Страховщики, Негосударственные пенсионные фонды и др. (ст. 346.12 НК РФ)

02. Уход с УСН: требуется уведомление

Уходите с УСН? При возврате с УСН на ОСН возможно следующие ситуации:

  • Принудительный переход осуществляется в случае, если организация нарушила, хотя бы одно из условий применения УСН;
  • Добровольный переход осуществляется в случае, если организация самостоятельно приняла решения о переходе на ОСН.
Читайте также:  Субсидиарный долг руководителя является реестровым

Важно! При переходе с одной системы на другую могут возникнуть сложности с налогообложением из-за того, что сама дата перехода граничит с отчетным периодом. Вся недополученная выручка будет включена в налоговую базу общего режима, независимо от того, когда была отгружена продукция.

В обоих случаях организации (ИП) обязаны уведомить налоговую инспекцию о смене налогового режима:

  • Добровольный переход. При переходе с упрощенки необходимо подать в налоговую уведомление по форме 26.2-1 до 1 февраля года, в котором планируется принять другую систему налогообложения (п.6 ст 346.13 НК РФ);
  • Потеря права применения спецрежима в середине года.  В данном случае необходимо сообщить в ИФНС о данном факте по форме 26.2-2 в течение 15 календарных дней с момента окончания квартала (п.5 ст.346.13 НК РФ);
  • Прекращение вида деятельности на УСН

Когда возможен принудительный перевод со спецрежима на общий: разъяснение ФНС

Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий — прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите — нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик!  Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее — Минфин или ФНС?  Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил…

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов», которая гласит:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ «Обязанности налоговых органов»:

Налоговые органы обязаны:

…. 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; …

Проверила формулировки по Налоговому кодексу — все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять… Вроде, и ёжику должно быть понятно…

Но не тут-то было…

Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями». Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Читаем дальше…

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе  «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».  При этом идет ссылка на  Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

И что это для нас, дорогие читатели, означает?

А означает это только одно — те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То  есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера.  А то, что идет за одним номером Минфина — просто принимаем к сведению…

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это — не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Слово «вправе» подчеркнула — не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина…

Ну, доколе эти ведомства будут издеваться над налогоплательщиками?!

Как перейти с УСН на ОСНО в середине года

Общая система налогообложения доступна для всех организаций и предпринимателей. В отличие от УСН и других спецрежимов, для нее нет лимитов по выручке, видам деятельности, численности работников и т.д.

Работая на ОСНО, вы будете обязаны начислять и уплачивать налоги, от которых были освобождены в период применения УСН:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль (для юрлиц);
  • налог на доход от предпринимательской деятельности (для ИП);
  • налог на имущество.

Соответственно, по всем этим налогам придется еще и отчитываться. Если на УСН вы сдавали всего одну декларацию в год, то с переходом на общий режим ни один квартал не обойдется без отчета.

Поможем с отчетностью при переходе на ОСНО

Также уплачиваются земельный, водный, транспортный и все другие предусмотренные законодательством налоги, если есть соответствующие объекты (например, автомобили, земельные участки в собственности).

Это значит потерять право применять этот спецрежим и автоматически перейти на ОСНО. С первого дня квартала, в котором право утеряно, нужно пересчитать и уплатить налоги, а также сдать отчеты, предусмотренные для общего режима.

Так, право на применение спецрежима будет утеряно, если:

  • превысить допустимую п.4 ст. 346.13 НК РФ сумму доходов – в 2019 и 2020 годах это 150 млн руб.;
  • открыть филиал;
  • увеличить доли участия других организаций в уставном капитале. Для УСН они должны быть не более 25%;
  • принять на работу новых сотрудников, в результате чего средняя численность превысит 100 человек;
  • допустить, чтобы остаточная стоимость основных средств стала более 150 млн. руб.;
  • начать другой вид деятельности, для которого не предусмотрено применение упрощенной системы (например, заняться производством алкогольной продукции или электронных сигарет).

Если не хотите внезапно слететь с УСН на ОСНО, держите эти ограничения под контролем.

Перейти на общую систему налогообложения можно по собственной инициативе либо автоматически, например, при превышении лимита доходов. Условия, сроки подачи заявления и порядок перехода при этом будут различаться.

Уже действующие компании или ИП могут сами принять решение уйти с упрощенного на общий режим, несмотря на его высокую налоговую нагрузку.

Например, крупным организациям чаще всего выгоднее работать с подрядчиками и поставщиками, у которых тоже есть возможность выставлять счета-фактуры с НДС.

Ради сотрудничества с такими контрагентами, компании или предприниматели идут на смену системы налогообложения.

Для этого заполняют уведомление об отказе от применения УСНО по форме № 26.2-3. Направить заявление в налоговую нужно не позднее 15 января года, с которого собираетесь поменять режим.

Скачать бланк уведомления по форме 26.2-3

Незапланированная смена системы налогообложения произойдет, если нарушить какие-либо условия применения УСН из пунктов 3 и 4 статьи 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.

В частности, принудительный переход случится, если нарастающим итогом с начала года доходы превысят лимит 150 000 000 руб.

Тогда ИП или юрлицо будут числиться на ОСНО с первого дня квартала, в котором «слетели с упрощенки» (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

О том, что произошел переход с УСН на ОСНО в течение отчетного налогового периода нужно известить ИФНС. В 15-дневный срок с момента окончания квартала, в котором допустили нарушения требований (п. 5 ст. 346.13 НК РФ), нужно отправить сообщение по форме N 26.2-2.

Скачать сообщение 26.2-2

По собственной инициативе – нельзя. Если выбрали УСН, в течение года года вы должны применять этот режим.

Перевести ООО или ИП с УСН на ОСНО в середине года возможно только в том случае, если деятельность перестала соответствовать критериям спецрежима. На 2019 год они такие:

  1. Доходы – до 150 млн руб.
  2. Средняя численность сотрудников – до 100 человек.
  3. Остаточная стоимость основных средств – до 150 млн. руб.;
  4. Доля участия других компаний в УК – до 25%;
  5. Отсутствуют филиалы.

Если не уложились в лимиты или обзавелись филиалом, значит, как минимум до конца года уже не сможете применять упрощенку. При утрате права на УСН общий режим налогообложения начнет действовать с того квартала, в котором произошло превышение или нарушение.

Если же критерии были нарушены в последнем квартале, на ОСНО переходят с 1 января следующего года.

Прежде всего, отправьте уведомление об утрате права на применение упрощенки по форме 26.2-2. На это дается 15 календарных дней. Отсчитывайте их с первого дня квартала, в котором потеряли право на УСН.

В течение 25 дней нужно составить и подать декларацию по УСН (п. 3 ст. 346.23 НК РФ). В этот же срок оплатите налог по этой декларации.

Затем с начала квартала, в котором было утеряно право на спецрежим, пересчитайте налоги, предусмотренные для общего режима: НДС, налог на имущество, на прибыль или НДФЛ. Оплатите их и сдайте декларации. В переходном периоде налоговая не начислит штрафы и пени за несоблюдение сроков.

У перехода с УСН на ОСНО есть особенности, связанные с различиями в бухгалтерском и налоговом учетах. О них сказано в ст. 346.25 НК РФ.

На УСН применяют кассовый метод учета доходов, то есть они признаются в периоде, в котором были получены. С аванса, поступившего на расчетный счет или в кассу, упрощенцу необходимо заплатить налог, даже если работа или услуги еще не выполнены, либо товар пока не отгружен.

Когда организация или индивидуальный предприниматель переходят на общий режим налогообложения, чаще всего они могут использовать только метод начисления, и принимать доходы к учету в том периоде, к которому относятся.

Допустим, на момент, когда вам пришлось сменить УСН на ОСНО, ваши покупатели еще не перевели оплату за отгруженные товары, или заказчики не перечислили деньги за оказанные услуги (либо вы получили от них только частичную оплату). Неполученные средства нужно отразить в учете как выручку от реализации товаров и услуг. Проводят их в том месяце, в котором произошел переход с упрощенки на ОСНО. Они учтутся в налоге на прибыль.

А вот суммы, полученные от покупателей и заказчиков еще в период действия УСН, попадут в базу для расчета налога при упрощенке.

Читайте также:  При досрочном погашении кредита вернут часть страховки

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Еще нюанс: вы не успели отгрузить оплаченный товар (или не оказали услуги, не выполнили работы), находясь на упрощенной системе. Выполнив свои обязательства перед покупателями (заказчиками) после перехода на общий режим, вам нужно выставить им счет-фактуру с НДС, так как теперь вы стали плательщиком этого налога.

Учет расходов ведут только те упрощенцы, которые работают по варианту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» с 15%-ной ставкой.

Расходы в период применения УСН у них тоже принимаются к учету по кассовому методу, то есть в момент оплаты или погашения задолженности. Но, в отличие от признания доходов, есть второе условие: товар при этом должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).

Предположим, вы приобрели товары во времена УСН, а задолженность погасили, когда уже стали общережимником. В расходах при упрощенке учесть их нельзя согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ, так как не было фактической оплаты.

Зато можно признать в расходах при расчете налога на прибыль, причем сразу (в первом месяце применения ОСНО), не дожидаясь момента погашения задолженности.

Метод начисления подразумевает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, учитываются в периоде их возникновения независимо от оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

А вот при «доходной» УСН (6%) подобную кредиторскую задолженность, возникшую до перехода на общую систему налогообложения, нельзя включать в базу для расчета налога на прибыль.

Вс защитил права налогоплательщиков, которых налоговый орган не уведомил о потере права применять усн

2 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 310-ЭС19-1705 по спору между налоговой инспекцией и обществом, длительное время применявшим УСН без уведомления налогового органа, но с его молчаливого согласия.

Суды трех инстанций поддержали выводы налоговиков об утрате обществом права на УСН

В 2017 г. межрайонная инспекция ФНС № 2 по Смоленской области провела выездную проверку ООО СП «Бетула» за 2013–2015 гг., по результатам которой общество было оштрафовано на сумму свыше 200 тыс. руб.

за неуплату (неполную уплату) НДС и налога на прибыль, а также за непредставление различных налоговых деклараций и документации (ст. 119 и 126 НК РФ). Кроме того, инспекция доначислила ему почти 5,5 млн руб. налогов и пеней в связи с утратой права на применение УСН с 1 октября 2007 г.

По мнению контролирующего органа, налогоплательщик неправомерно использовал данную систему налогообложения в проверяемом периоде без надлежащего уведомления налоговой инспекции.

Впоследствии общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении данных требований, установив, что общество применяло УСН с 1 января 2006 г. на основании уведомления о возможности его применения, выданного налоговым органом в декабре 2005 г. В то же время с конца 2007 г.

по июнь 2012 г. единственным участником общества согласно данным ЕГРЮЛ являлось ООО «Гжать-Инвест». При таких обстоятельствах суды заключили, что в указанный период общество не имело права использовать УСН, а должно было применять общий режим налогообложения. Следовательно, общество было вправе перейти на УСН не ранее чем 24 июня 2013 г.

, уведомив налоговый орган об этом, чего, однако, не сделало.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Не согласившись с решениями судов, общество обратилось с кассационной жалобой в ВС.

Изучив материалы дела № А62-5153/2017, Верховный Суд со ссылкой на Закон о развитии малого и среднего предпринимательства напомнил, что применение УСН субъектами малого и среднего предпринимательства носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Сославшись на правовые позиции Конституционного Суда РФ (в частности, Постановление от 16 июля 2004 г. № 14-П, Определение от 12 июля 2006 г.

№ 266-О), ВС подчеркнул, что применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Соответственно, превращение налогового контроля в инструмент подавления экономической самостоятельности и чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности недопустимо.

«Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер», – сообщается в определении.

Там же поясняется, что общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа.

«Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п.

3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены», – подчеркивается в документе.

В этой связи ВС заключил, что общество долгое время применяло УСН (уплачивало соответствующий налог и сдавало отчетность) без каких-либо возражений налогового органа, который знал как об изменении в составе участников налогоплательщика, так и об утрате им с этого момента права применять спецрежим.

Так, налоговая инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от него представления отчетности по общей системе налогообложения и не уведомляла об отсутствии права использовать УСН. Кроме того, налоговый орган осуществлял налоговое администрирование общества именно как плательщика налогов по УСН.

Соответственно, общество своими конклюдентными действиями подтвердило намерение применять специальный налоговый режим.

«При таких обстоятельствах сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 г. в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима», – резюмировал Верховный Суд.

С учетом изложенного он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требование заявителя, признав решение налоговой инспекции недействительным, за исключением эпизода, связанного с доначислением НДФЛ и пеней.

«Болевая точка» налогового правосудия

Комментируя «АГ» данное определение, партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков отметил, что изложенная в нем позиция не нова: «Еще в июле 2018 г. она была озвучена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом ВС 4 июля 2018 г.».

О правовых позициях по экономическим делам из Обзора судебной практики ВС № 2Большая часть Обзора посвящена правовым позициям, приведенным Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда

По мнению эксперта, данная позиция является следствием последовательного и крайне позитивного для бизнеса применения Верховным Судом принципов, сформулированных им за последние два года. «Так, примененные в данном деле подходы перекликаются с принципом последовательности в формулировании налоговыми органами своих выводов (например, определения ВС от 3 августа 2018 г.

№ 305-КГ18-4557 и от 27 сентября 2018 г. № 305-КГ187133), а также с принципом добросовестности налогового администрирования, которое должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов налогоплательщиков (Определение ВС № 302-КГ17-16602 от 16 февраля 2018 г.

), и принципом защиты правомерных ожиданий (Определение ВС № 308-КГ17-14457 от 6 марта 2018 г.)», – подчеркнул он.

Вместе с тем, добавил Андрей Зуйков, в данном деле вскрывается одна из основных «болевых» точек налогового правосудия.

Так, решение суда первой инстанции по данному делу, равно как и акты вышестоящих судов, принятые в защиту позиции налогового органа, противоречат позиции ВС, выраженной в указанном Обзоре № 2, по льготным режимам налогообложения, который к моменту принятия таких решений уже существовал.

«В этом и заключается большая проблема отправления правосудия в налоговой сфере последних лет, – отметил он. – При взвешенных, позитивных и справедливых позициях ВС его подходы не учитываются нижестоящими судами».

По мнению адвоката, ВС принимает для пересмотра незначительное количество дел, которых явно недостаточно для формирования повсеместной практики применения его принципов и подходов, что является основной причиной игнорирования позиций нижестоящими судами. «До устранения этих причин пока не видится других обстоятельств, которые могли бы преломить сложившуюся негативную практику», – заключил он.

Адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль также отметил, что определение подтверждает и развивает позицию, отраженную в Обзоре № 2, когда Суд фактически сформулировал принцип непротиворечивости поведения налогового органа.

«Если налогоплательщик выразил свое волеизъявление использовать УСН и применял ее, налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.

В определенной мере здесь проявляется ранее сформулированный КС принцип стабильных условий хозяйствования», – пояснил он.

Такой подход, полагает Алексей Пауль, требует от налоговых органов более быстрой реакции при обнаружении оснований для прекращения применения налогоплательщиками УСН, в том числе в рамках проведения камеральных проверок, а также сопоставления данных ЕГРЮЛ с требованиями к лицам, применяющим спецрежим. «Выездная проверка не должна быть единственной процедурой, при проведении которой возможны выявление нарушений в применении УСН и доначисление налогов, применяемых при ОСН», – считает эксперт.

По его словам, ВС таким образом борется с формальным подходом в налоговом правоприменении, когда отсутствие уведомления о переходе на УСН ставится налоговыми органами во главу угла при решении вопроса о наличии права на ее применение, так как сообщение о применении УСН носит уведомительный характер.

«Определение ВС будет препятствовать злоупотреблениям со стороны налоговых органов, когда они в течение продолжительного периода времени, имея возможность установить нарушения при применении УСН, не делают этого, увеличивая тем самым возможные доначисления», – резюмировал адвокат.

Разъяснения ФНС России о применении концепции фактического получателя дохода

02.07.2018

Андрей Кириллов Петр Попов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Федеральная налоговая служба направила налоговым органам письменные разъяснения по вопросам использования концепции «лица, имеющего фактическое право на доход» (фактического получателя дохода) при применении международных договоров об избежании двойного налогообложения.[1]

В письме обобщена судебная практика, сложившаяся в пользу налоговых органов. Также приведены дела, рассмотрение которых в различных инстанциях не окончено, однако ФНС России, вероятно, полагает, что позиции, занятые судами в этих делах, утвердятся.

Читайте также:  С 30.03.2018 можно будет обжаловать отказ в открытии счета и блокировку счета

Некоторые подходы уже широко известны и во многом повторяют схожее письмо 2017 г.[2] Но есть и новые ориентиры для практики.

В письме отмечается, что международные налоговые договоры должны применяться с учётом их целей и задач, которые связаны с привлечением иностранного капитала, и не могут применяться исключительно для создания благоприятных налоговых условий.

Вовлечение иностранных лиц в структуру операций должно иметь деловые цели, не связанные с уменьшением налогового бремени.

Налоговые преимущества не могут применяться, в частности, когда иностранный элемент введён в структуру операций искусственно или иностранное лицо является подставным и действует в интересах третьего лица, которое само не может воспользоваться такими преимуществами.

Иностранные лица должны иметь реальное присутствие в стране, с которой заключён международный договор, и самостоятельно распоряжаться доходом, полученным от российских лиц.

Изложенные подходы – тесты реальности операций, основной цели и «существа над формой» – известны из концепции необоснованной налоговой выгоды, предусмотренной Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, и из ст. 54.1 НК РФ. В целом они не представляют собой нового подхода, новшеством можно признать лишь их применение к конкретным разновидностям ситуаций, описанным в письме ФНС России.

В письме подтверждается подход налоговых органов, поддержанный судами, что бремя доказывания «фактического права на доход» несёт налоговый агент, производящий облагаемые налогом у источника выплаты иностранному лицу. Налоговый орган, опровергнув, что иностранное лицо, которое получает доход, имеет фактическое право на доход, не обязан самостоятельно устанавливать, какое иное лицо имеет фактическое право на доход.

Предоставление налоговых преимуществ, которые предусмотрены международными договорами, не может происходить на основе формального соблюдения необходимых для этого условий, без установления реальных экономических оснований. Государство имеет основания ожидать от налоговых агентов соблюдения не только интересов своих контрагентов, но и фискальных интересов государства. Однако российский подход к применению концепции фактического получателя дохода отличается возложением на налогового агента бремени доказывания правомерности применения налоговых преимуществ, предусмотренных международным договором, даже когда стороны не являются взаимозависимыми и налоговому агенту может быть затруднительно собрать соответствующие доказательства. По мере развития практики применения новых требований можно ожидать большей сбалансированности подходов, когда к выплатам в пользу взаимозависимых лиц будут применяться наиболее строгие требования, а к выплатам в пользу самостоятельных сторон – менее строгие.

Если налоговый агент заявляет, что фактическое право на доход имеет третье лицо, это заявление, по мнению ФНС России, должно быть подтверждено однозначным образом. При этом российскому налоговому агенту необходимо проверить, уплачивало ли такое лицо налог со своих доходов, и получить соответствующее подтверждение.

В письме предложен весьма строгий стандарт доказывания того, что фактическим получателем дохода является третье лицо («сквозной подход», «взгляд насквозь): простого заявления третьего лица, а тем более налогового агента, недостаточно. На это разъяснение необходимо обратить особое внимание в рамках текущих проверок, где вероятно оспаривание статуса фактического получателя дохода, и заранее подготовить необходимое обоснование статуса третьего лица. В Государственной Думе прошёл первое чтение законопроект № 442400-7, который значительно упрощает применение «сквозного подхода» для физических лиц, а также для иностранных организаций, чьи акции торгуются на бирже, либо с долей участия российского или иностранного государства более 50%, если они являются фактическими получателями дохода.

Новым ориентиром в письме ФНС России можно называть подход, согласно которому «деятельность, осуществляемая только в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых , не свидетельствует об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности». Кроме того, ФНС России пришла к новому выводу, что «компании, только обслуживающие интересы собственной группы и аффилированных с ней лиц», не могут пользоваться преимуществами международных налоговых договоров, если получение ими дохода не оправдано с экономической точки зрения.

Несущественными с точки зрения реальной деятельности признаются доходы от оказания информационно-консультационных услуг, в виде положительной курсовой разницы от купли-продажи иностранной валюты, в виде «высокой процентной ставки по вкладам».

В российском законодательстве выполнение функций холдинга или внутригрупповое финансирование признаётся предпринимательской деятельностью, и изложенное требование ФНС России не имеет прямой законодательной основы. Однако подобный подход известен из практики международного налогообложения. Фактически письмом ФНС России в российскую практику внедряется наиболее жёсткий подход к взиманию налога у источника – американское «ограничение льгот» (limitation of benefits), в рамках которого из «предпринимательской деятельности» исключается не только имитация деятельности (создание формального документооборота), но и реальная деятельность холдинговых и казначейских компаний, если таковая ведётся в условиях льготного налогообложения. Схожий подход проводится в позднейших по времени соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Россией иностранными государствами.

О чем подумать, что сделать

  • Мы рекомендуем проверить, как существующие сейчас структуры трансграничных обязательств соотносятся с подходами ФНС России, и принять меры уменьшения возникающих рисков.
  • Помощь консультанта
  • Юристы «Пепеляев Групп» обладают уникальным методологическим опытом в вопросах международного налогообложения и готовы предоставить любую правовую поддержку по вопросам международного налогообложения и применения концепции фактического получателя дохода, включая оптимизацию существующих структур, сопровождение проверок и судебных споров с налоговыми органами.

[1] Письмо ФНС России от 28.04.2018 № СА-4-9/8285@.

Форма уведомления 2020 о выборе налогового органа для НДФЛ от обособленного подразделения: бланк (скачать) и образец заполнения

В силу поправок в Налоговый кодекс РФ, с 2020 года налоговым агентам по НДФЛ с обособленными подразделениями стало проще платить подоходный налог и сдавать отчётность по нему (справки 2-НДФЛ, расчеты 6-НДФЛ). Для этой цели введена с 2020 года форма уведомления о выборе налогового органа для НДФЛ обособленных подразделений. Рассказываем об этом бланке (можно скачать) и его заполнении.

Также смотрите:

При наличии у организации нескольких обособленных подразделений на одной муниципальной территории или её расположении с обособками вместе на этой территории, с 2020 года уплачивать НДФЛ и сдавать отчётность по нему можно одним из 2-х способов:

  • по месту нахождения одной из таких обособок;
  • по месту нахождения головной организации.

Это регулирует новый абзац п. 7 ст. 226 НК РФ с 1 января 2020 года (ввёл Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Налоговый агент сам выбирает обособку либо головной офис (это его право, а не обязанность) с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ.

Отметим, что до 2020 года такие налоговые агенты платили НДФЛ и сдавали отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения.

Срок подачи

По общему правилу компания должна уведомить о выборе ИФНС не позднее 1 января (п. 2 ст. 230 НК РФ).

С учётом новогодних каникул с 1 по 8 января, этот документ нужно было направить в инспекцию не позднее 9 января.

Однако в связи с довольно поздним утверждением формы уведомления в 2020 году, ФНС выпустила специальное разъяснение. Согласно ему, организации-налоговые агенты, планирующие с 2020 года применять новый порядок перечисления НДФЛ и представления отчетности,  могут представить в инспекцию уведомление о выборе налогового органа до 31 января 2020 года (пятница). 

Если же налоговый агент планирует представить уведомление после перечисления НДФЛ, то во избежание недоимки и переплаты эти суммы налога следует перечислять с 1 января 2020 года по платежным реквизитам выбранного обособленного подразделения.

При этом у налогового агента есть право подать заявление на уточнение платежа при необходимости корректировки отдельных реквизитов (КПП плательщика, ИНН, КПП и наименование получателя платежа).

Какой использовать бланк

Для указанной цели бланк уведомления о выборе налогового органа, порядок его заполнения и электронный формат подачи утверждены приказом ФНС России от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622.

Согласно приказу, новая форма уведомления о выборе налогового органа для обособленного подразделения вступает в силу с 1 января 2020 года. Её КНД – 1150097.

Бланк уведомления состоит из 2-х листов – стандартного титульного и листа с перечнем вносимых КПП организации/её обособок и соответствующими кодами ИФНС.

Далее по прямой ссылке можно  бесплатно скачать бланк уведомления 2020 :

УВЕДОМЛЕНИЕ О ВЫБОРЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА 2020

Как заполнить уведомление

В целом, правила не отличаются от заполнения других налоговых форм. Это можно сделать как на бумаге, так и электронно. То же касается его отправки в ИФНС.

Так, в случае отсутствия какого-либо показателя во всех знакоместах соответствующего поля проставляют прочерк. То же самое касается ситуации, когда для указания какого-либо показателя не требуется заполнение всех знакомест.

КПП организации/обособленного подразделения КПП головной организации либо выбранной обособки, через которое будут перечисляться исчисленные и удержанные суммы налога, а также представляться справки 2-НДФЛ и расчеты 6-НДФЛ
Код по ОКТМО Код муниципального образования, на территории которого находится организация либо выбранная обособка, а также обособленные подразделения, за которые будет производиться перечисление налога, представление 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.
Если код по ОКТМО имеет 8 знаков, свободные места справа не заполняют.
Причина представления уведомления (код) «1» – если уведомление представляете в связи с принятием решения о переходе на уплату налога в бюджет региона по месту нахождения организации либо выбранного подразделения

  • «2» – если уведомление представляете в связи с изменением количества подразделений
  • «3» – если уведомление представляете в связи с отказом от перехода на уплату налога в бюджет региона по месту нахождения организации либо выбранного подразделения
  • «4» – если уведомление представляете в связи с другими изменениями, влияющими на порядок представления 2-НДФЛ и 6-НДФЛ
(указать другие изменения, влияющие на порядок представления справок по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ) Указывают изменения, влияющие на порядок представления этих отчётов. Заполняют, если в поле «Причина представления уведомления (код)» указана цифра «4».

В последнем разделе уведомления приводят КПП организации и всех обособленных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, в отношении которых организация либо выбранное ею обособленное подразделение будет платить НДФЛ и отчитываться.

Учтите: количество полей «КПП организации/обособленного подразделения» и «Код налогового органа» должно соответствовать количеству обособок, расположенных на территории одного муниципального образования с организацией либо выбранным подразделением.

Пример заполнения

Допустим, что ООО «Гуру» имеет 2 обособленных подразделения на территории одного муниципального образования. Они состоят на учете в ИФНС России № 19 и 21 по г. Москве (условимся, что две эти налоговые курируют одно муниципальное образование, каждая в своей части территории).

Платить НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу по данным подразделениям компания в 2020 году хочет через ИФНС России № 19 по г. Москве (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Значит, она уведомляет о своем выборе инспекцию № 19.

Далее показан  образец заполнения 2020 уведомления о выборе налогового органа для НДФЛ по обособленным подразделениям .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *