Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-фз

Минпромторг подготавливает соответствующий акт для правительства. В первую очередь это связано с проблемами автопроизводителей

Минпромторг совместно с Минюстом и Минфином разрабатывает акт, в соответствии с которым ограничения из-за нового коронавируса будут признаны форс-мажорными обстоятельствами при госзакупках.

Об этом сообщили в Минпромторге, передает «Коммерсантъ». Действующее законодательство позволяет правительству определять особенности осуществления конкретных закупок (ст.

111 ФЗ-44), отметили в ведомстве.

Ранее глава КамАЗа Сергей Когогин заявил, что автопроизводители, которые работают по федеральному закону о госзакупках (ФЗ-44), сталкиваются с «гигантскими» штрафами при невыполнении обязательство по госконтрактам на фоне последствий вспышки коронавируса.

При этом производителям мешает не сам коронавирус, а те ограничения, которые вводят на своих территориях Россия и другие страны для борьбы с распространением вируса.

«Необходимо нивелировать проблемы из-за коронавируса, связанные с исполнением обязательств по заключенным автопроизводителями госконтрактам, поэтому по поручению оперативного штаба по предупреждению завоза и распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, Минпромторг совместно с Минюстом и Минфином прорабатывает вопрос выпуска соответствующего нормативного правового акта», — сообщили позднее РБК в министерстве.
Документ разрабатывается по поручению штаба по предупреждению завоза новой коронавирусной инфекции в Россию.

Уфас россии не включила в рнп компанию, уклонившуюся от заключения контракта с заказчиком из-за пандемии короновируса

Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-ФЗ

В Пермское УФАС России поступило обращение АО Пермский завод «МАШИНОСТРОИТЕЛЬ» о включении ООО «Техинтрейд» в реестр недобросовестных поставщиков. Причина – уклонение саратовской компании, признанной победителем закупки на поставку инструментов, от подписания договора с заказчиком из-за пандемии короновируса. Пермское УФАС России приняло решение — не включать поставщика в РНП.

Как следует из пояснений ООО «Техинтрейд», подписание контракта на предложенную участником сумму около 50 тысяч долларов стало невозможным по причине распространения на территории Южной Кореи вируса SARS-CoV-2. При данных обстоятельствах, сроки прямой поставки из Южной Кореи стали неопределенными.

После этого ООО «Техинтрейд» обратилось к российскому дилеру, который предложил цены выше начальной максимальной цены, предложенной заказчику, кроме того,  отсутствовали гарантии относительно срока поставки.

В связи с этим поставщик письменно уведомил АО Пермский завод «МАШИНОСТРОИТЕЛЬ» о невозможности поставки, чтобы заказчик оперативно заключил договор со вторым поставщиком.

  • Общество просило не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
  • При изучении документов и материалов, предоставленных сторонами при рассмотрении обращения, Пермское УФАС России приняло решение, исходя из следующего:
  • — в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер;
  • — согласно статье 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» к чрезвычайным обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации, в том числе эпидемии;

— Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработано Положение о порядке свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся массовые заболевания (эпидемии), запретительные меры государств и другие, не зависящие от воли сторон договора обстоятельства.

«Антимонопольное ведомство считает, что поставщик предпринял все необходимые меры, направленные на заключение контракта. Однако он не мог предвидеть, а тем более предотвратить последствия эпидемии.

Очевидно, что распространение короновируса в Южной Корее, повлиявшее на срыв сроков поставки, носит характер чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы, из-за чего поставщик и не смог бы выполнить условия контракта, а потому отказался заключать договор с заказчиком.

Мы не усмотрели в действиях поставщика умышленного уклонения от заключения контракта», — пояснил руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин.

При указанных обстоятельствах Пермское УФАС России не нашло оснований для включения сведений об ООО «Техинтрейд» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.

Подготовим вашу правовую позицию и отстоим ваши интересы в УФАС — оплата за результат!

Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-ФЗ Защитим от попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) ПОДРОБНЕЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ

В закон № 44-фз внесены поправки в связи с ситуацией с коронавирусом

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, основными из которых являются следующие:

1) порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций значительно упрощен:

  • теперь положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на закупки для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) или ее ликвидации. При этом определено право заказчика закупать любые товары, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для осуществления перечисленных в данном пункте действий, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • утрачивают силу статьи 80 — 82 Закона № 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок связи с чрезвычайными ситуациями;

2) до 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой частью 64);

3) суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году контрактов подлежат списанию в установленном Правительством РФ порядке (изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ);

4) в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, пеня будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта (изменения в ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

5) в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением новой коронавирусной инфекцией, а также в иных дополнительных случаях, которые определит Правительство РФ.

При этом необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением (ст.

112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 65);

6) в положения ч. 55 и 57 ст. 112 Закона № 44-ФЗ об «особых» закупках в сфере строительства внесены следующие изменения:

  • исключено условие о том, что указанная норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

Изменения вступили в силу со дня их официального опубликования, т.е. с 1 апреля 2020 г.

Помимо указанных изменений, пояснения заказчикам, как правильно закупить продукцию у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в текущем режиме повышенной готовности в связи с необходимостью предупреждения распространения коронавирусной инфекции, можно посмотреть в видео, подготовленном экспертами Института госзакупок.

Также посмотрите материал, подготовленный экспертами Института в помощь заказчикам: Короткий алгоритм закупок по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с учетом изменений с 1 апреля 2020 г.

Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-ФЗ

Госзакупки: изменения в Закон № 44-ФЗ

05 апреля 2020

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в закон о госзакупках 44-фз. их принятие связано с распространением эпидемии коронавируса

Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-ФЗ

Тронин Андрей АлексеевичВедущий юрист

В кратчайшие сроки принят и вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ), который внес ряд изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ), которые и освещаются в этом материале.

1. Новые основания закупки у единственного контрагента

С 1 апреля действует новая редакция п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона №44-ФЗ, согласно которой закупки у единственного контрагента в соответствии с этим пунктом осуществляются в том числе для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом признаны утратившими силу статьи 80, 81 и 82 Закона №44-ФЗ, устанавливающие порядок проведения предварительного отбора участников, а также запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Также в ст. 93 Закона №44-ФЗ включено совершенно новое основание закупки у единственного контрагента (п. 56 ч.

1): осуществление закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.

Кроме этого, в соответствии со ст. 16 Закона №98-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом в период до 31 декабря 2020 года включительно устанавливать иные, не предусмотренные ч. 1 ст.

93 Закона №44-ФЗ, случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного контрагента, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Читайте также:  Передача движимого имущества с баланса на баланс

2. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок у субъектов малого предпринимательства

Ст. 112 Закона №44-ФЗ дополнена временными правилами, которые направлены на расширение возможности участия в закупках субъектов малого предпринимательства в новых условиях.

Теперь до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, которые заказчики и ранее должны были осуществлять в объеме не менее чем 15% совокупного годового объёма закупок, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

3. Дополнительное временное основание для изменения отдельных существенных условий контракта

В 2020 году допускается изменение срока исполнения контракта и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Для того чтобы реализовать такое изменение, необходимо выполнить следующие условия:

  • письменное обоснование изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
  • поставщик (подрядчик, исполнитель) должен предварительно предоставить обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом №44-ФЗ, если изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона №44-ФЗ (речь идёт о ранее существовавшей возможности уменьшить размер обеспечения исполнения контракта при частичном исполнении обязательств по такому контракту);

  • 2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);
  • 3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:
  • а) в случае увеличения цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • б) в случае уменьшения цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;
  • в) в случае изменения срока исполнения контракта определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
  • Изменения в части увеличения цены контракта государственным или муниципальным заказчиком может осуществляться в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
  • Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»
  • Скачать материал в формате PDF >>
  • Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>
  • COVID-19, госзаказ, коммерческое право

Поставщики по госзаказу столкнулись с проблемами из-за коронавируса

Предприятия «Ростеха» готовятся стать единственным поставщиком оборудования для борьбы с ним.

Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-ФЗ

Евгений Разумный / Ведомости

Одной из мер антикризисного плана правительства стало введение коронавируса в список причин форс-мажора в госзаказ — у поставщиков могут быть срывы поставок не по их вине. Мера обсуждается, говорит представитель Минфина, но в принципе закон уже позволяет освободить исполнителя госконтракта от уплаты неустойки, если просрочка произошла из-за действия непреодолимой силы.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещает решить проблему – служба даст соответствующие указания территориальным управлениям. При этом они будут касаться не только госзаказа, но и закупок госкомпаний.

«Очевидно, что пандемия – это форс-мажор и для госзаказа, и для закупок госкомпаний, – комментирует замруководителя службы Михаил Евраев. – Решения ФАС будут основываться на этом».

Соответствующее письмо он намерен направить территориальным управлениям в ближайшее время.

В 2019 г. государство закупило товаров и услуг на 8 трлн руб., с начала 2020 г. – на 1,2 трлн руб. (данные по открытой части портала zakupki.gov.ru). Правила закупок жестко регулируются, за нарушение сроков или срыв поставок компании грозит не только штраф, но и попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Компании из этого реестра не могут участвовать в торгах за госзаказ.

Волна форс-мажорных невыполнений по госконтрактам накрыла в первую очередь региональные контракты по поставкам средств индивидуальной защиты, бесконтактных термометров, антисептических и дезинфицирующих средств, знает предприниматель Дмитрий Тортев.

Российские производители не смогли справиться с резким ростом потребности, а европейские и азиатские партнеры ограничили отгрузки для обеспечения своих внутренних потребностей, объясняет он. Производить медицинские маски на территории России, видимо, начнут учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

О таком поручении премьера Михаила Мишустина сообщил РБК со ссылкой на письмо. 

Вторыми пострадавшими оказались поставщики компьютерной техники – низкая маржинальность поставок и привязка к курсу доллара ставит под угрозу выполнение крупных контрактов, которые выполняются не со складских остатков, а прямым импортом, рассказывает Тортев.

По многим госконтрактам поставляется иностранное оборудование, но во многих странах уже введен карантин, встают заводы, говорит поставщик материалов и оборудования государству и госкомпаниям Сергей Званцугов.

Его предприятие должно поставить спецтехнику, манипулятор которой делается в Италии, поэтому в срок привезти его не получится.

Пока заказчик «реагирует на это адекватно», но это госкомпания, а у них правила более лояльные, говорит он.

«Заводы, которые производят платы, для наших компьютеров, серверов и систем хранения находятся на в Китае и Тайване, перебоев с поставками пока не было — где-то незначительно подняли цену, где-то увеличили срок с 10 дней до 12», – говорит гендиректор группы компаний Delta Solutions (поставляет вычислительную технику российской сборки государству и госкомпаниям) Андрей Чернышев. Но что будет с поставками дальше, непонятно – из-за снижения спроса на большинство товаров (кроме продуктов питания) сокращаются отгрузки, транспортные компании вслед за этим могут сократить квоты, и тогда могут быть проблемы с тем, чтобы получить место в самолете или грузовике, объясняет он​.

Третья волна накроет оставшиеся госконтракты длинного цикла, по которым предполагается не разовое исполнение – логистические цепочки разорваны, подвоз товаров может быть остановлен, замечает Тортев.

Косвенную оценку сложностей, возникших с госзаказом, можно оценить по количеству исполненных контрактов, комментирует представитель электронной площадки для госзаказа «РТС-Тендер». По их статистике, в Московской области, за 14-16 марта было опубликовано чуть более 21 000 документов об исполнении госконтрактов, тогда как годом ранее было уже более 32 000 документов.

Мера правительства по расширению форс-мажора полезна, но любую хорошую инициативу будут использовать в свою пользу и недобросовестные поставщики, предупреждает Званцугов, нужен адекватный алгоритм признания форс-мажора в каждой конкретной ситуации.

Много поставщиков страдает от падающего курса рубля – у многих долгосрочные контракты на поставку импортного товара, а многие отечественные производители тоже поднимают цены, так как часть сырья, а также оборудование для производства покупаются в валюте, рассказал Званцугов: каждый день присылают обновленную стоимость. Конечно, можно сказать, что курс валют, это риски предпринимателя, но было бы неплохо разрешить поднимать и цену контракта, отмечает он. 

Госкомпании также признают проблемы.

Например, «дочкам» «Ростеха» приходится корректировать работу с поставщиками и прорабатывать альтернативные источники комплектующих, в частности, китайских, хотя серьезных негативных последствий пока нет, говорит директор по внешним коммуникациям «Росэлектроники» (входит в «Ростех») Арсений Брыкин.

Одновременно «Ростех» наращивает производство востребованной сейчас в здравоохранении продукции: тепловизионной техники (позволяет выявить человека с повышенной температурой в большом потоке людей), медоборудования, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких, говорит Брыкин.

Корпорация, как крупнейший индустриальный государственный механизм, по его словам, готова стать поставщиком большого спектра продукции, которая поможет справиться с распространением вируса. Этот вопрос сейчас обсуждается в правительстве, знает Брыкин. Частный и малый бизнес с предстоящим масштабом задач не справятся, уверен он. 

Представители аппарата правительства и Минпромтрогра не ответили на запрос «Ведомостей» о возможном назначении «Ростеха» единственным поставщиком.

Екатерина Мереминская

Регионы будут приобретать необходимые для борьбы с коронавирусом товары через прямые закупки

Регионам поручено использовать механизм прямых закупок при решении задач по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.

Это следует из протокола заседания рабочей группы Государственного совета по противодействию распространению заболевания, который есть в распоряжении «ФВ».

Документ датирован 20 марта и подписан руководителем группы и мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Согласно документу, у единого поставщика регионы могут закупать оборудование, лекарственные средства, средства индивидуальной защиты, а также другие товары, необходимые для обеспечения медицинских организаций.

Основанием для закупки определенных товаров, работ, услуг у единого поставщика являются обстоятельства непреодолимой силы, к которым относится пандемия коронавируса. Это следует из письма Федеральной антимонопольной службы, с которым ознакомился «ФВ».

В документе уточняется, что, согласно п.9 ч.1 ст.

93 Закона 44-ФЗ, заказчик имеет право проводить прямую закупку «при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий коронавирусной инфекции и предметом закупки».

Читайте также:  Бланк заявления на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

Минфин направил руководителям федеральных органов исполнительной власти письмо, в котором разъяснил правила осуществления закупок у единого поставщика при введении режима повышенной готовности.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ заказчик может заключить контракт о прямой закупке с любым поставщиком, способным оперативно поставить товар, пояснила в разговоре с «ФВ» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова.

Однако она отметила, что среди прочего единственный поставщик, согласно закону, может назначаться президентом или правительством России. «Механизм назначения такого поставщика есть в Законе о контрактной системе», – сказала Борзова.

Минпромторг уже запустил механизм централизованных поставок средств индивидуальной защиты (СИЗ) в регионы. Первая партия поступила в Калужскую область 22 марта.

Росздравнадзор начинает мониторинг цен на лекарственные препараты и медицинские изделия. Соответствующее письмо ведомство направило фармацевтическим организациям 17 марта. Оперативный мониторинг цен на социально значимые товары предусмотрен планом правительства по борьбе с коронавирусом, подписанным премьер-министром Михаилом Мишустиным 17 марта.

  • В плане также указано, что Минпромторг и Минздрав определят перечень лекарств и медицинских изделий, при закупках которых временно не будет действовать правило «третьего лишнего».
  • Сегодня пресс-служба правительства сообщила, что АО «Концерн радиоэлектронные технологии» (входит в ГК «Ростех»)назначен единственным исполнителем осуществляемых Минпромторгом России в 2020 году закупок аппаратов искусственной вентиляции легких и экстракорпоральной мембранной оксигенации, включающих работы и услуги по их доставке в медицинские организации, расположенные в субъектах Российской Федерации.
  • Кроме того, подписано распоряжение, в соответствии с которым АО «Швабе» (входит в «Ростех») определено единственным исполнителем осуществляемых Минпромторгом России в 2020 году закупок теплотелевизионных регистраторов, бесконтактных термометров и установок обеззараживания воздуха, включающих работы и услуги по их доставке в федеральные органы исполнительной власти, установке и расширенному гарантийному обслуживанию.
  • Подробнее про протокол Собянина написал портал «Медицинский вестник».
  • Как коронавирус отразился на закупках по закону № 44-ФЗ
  • Источник: Роспотребнадзор и «ФВ»

Коронавирус как форс-мажор при госзакупках

В связи с влиянием пандемии на государственные закупки Правительством РФ приняты меры поддержки для заказчиков

В Москве коронавирус признали чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством 14 марта 2020 г., в Московской области — 13 марта 2020 г. 17 марта 2020 г. Банк России выпустил пресс-релиз, перечислив меры поддержки экономики в период борьбы с коронавирусом. Их планируют придерживаться Банк России и Правительство РФ.

Согласно этому документу, изменен подход к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации. В частности, они могут рассчитывать на отмену штрафов по контрактам, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации не удалось исполнить вовремя.

Специальное урегулирование по контрактам, исполнение которых происходит в нестабильных условиях, вводят также и региональные власти.

Давайте посмотрим, какие ведомства отреагировали на сложившуюся ситуацию и какие инициативы с их подачи были приняты.

Указ Мэра Москвы

Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», где говорится о введении режима повышенной готовности, положил начало периоду самоизоляции в России. В соответствии с п.

 13 Указа, распространение новой коронавирусной инфекции в сложившихся условиях является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.

1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и считается обстоятельством непреодолимой силы».

Как эта норма может быть применена в контрактной системе? В силу обстоятельств непреодолимой силы заказчики и поставщики могут оказаться в режиме вынужденной изоляции, который может повлечь за собой неисполнение обязательств по контракту. В дальнейшем это обстоятельство дает возможность освободить стороны контракта от уплаты неустойки в соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Министерство финансов

17 марта 2020 г. Минфин издал документ № ТГ-П13-1924, согласно которому заказчики получают возможность проводить закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы.

Этот пункт не имеет верхней границы по сумме закупок в этот период и не влияет на процентное количество договоров по малым закупкам, за превышение которого заказчики несут административную ответственность. При осуществлении закупки при форс-мажоре заказчик обязан внести сведения в план-график закупок.

Причем не в третий раздел, содержащий «особые закупки», а во второй, куда заносятся текущие плановые закупки. Контракт при этом можно заключить в день размещения сведений в плане-графике. Наличие извещения для проведения такой закупки не требуется.

В срок не позднее одного дня с даты заключения такого контракта заказчик должен направить уведомление о наличии закупки в контрольный орган в сфере закупок. К нему необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт в данном случае должен содержать обоснование его цены.

Признание коронавирусной инфекции форс-мажором при исполнении контрактов может освободить стороны от уплаты неустойки, но не обнуляет обязательства по контракту. При этом обстоятельства неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам должны быть взаимосвязаны с пандемией коронавируса.

Отметим еще раз, в Письме Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 прямо указано на то, что пандемию COVID-19 можно рассматривать как основание заключения контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При этом заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, необходимых в связи с введением режима повышенной готовности.

Федеральная антимонопольная служба

Согласно Письму ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, антимонопольная служба также признает пандемию обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, будет учитывать это при рассмотрении жалоб по закупкам, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, а также при проведении проверок.

ФАС уже сталкивается с обращениями заказчиков, проводивших торги на организацию форумов и выставок, которые должны были состояться в апреле и мае 2020 года.

Сейчас, когда приходит время подводить итоги таких торгов, очевидно, что запланированные мероприятия не состоятся по графику в виду мирового карантина.

Если в обычных обстоятельствах закон о контрактной системе не позволяет отменить такую закупку, то в условиях, когда мероприятия по профилактике распространения COVID-19 признаны форс-мажором, это возможно.

Также ФАС особое внимание обращает на то, что закупки у единственного поставщика, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий инфекции могут проводиться при условии, что между целью, которой является борьба с коронавирусом, и предметом закупки установлена причинно-следственная связь.

Штрафы для заказчика

В обычных условиях и в ситуации пандемии коронавируса как форс-мажора при исполнении контрактов применяются следующие суммы штрафов для заказчиков:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам с ценой до 3 млн руб. влечет взыскание штрафа в сумме одной тысячи руб.
  • С ценой от 3 млн до 50 млн — 5 тыс. руб.
  • С ценой от 50 млн до 100 млн — 10 тыс. руб.
  • С ценой выше 100 млн — 100 тыс. руб.

Коронавирус 2020 и госзакупки (госконтракты)

Минфин России подготовил ряд мер, а также дал важные разъяснения, которые должны снизить негативное влияние коронавируса 2020 на госзакупки и исполнение госконтрактов. Разбираем их в этой статье.

  • Также смотрите:
  • 17 марта 2020 года Правительство России утвердило План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
  • В части госзакупок, он предусматривает:
  • временную приостановку действия правила «третий лишний» при государственных закупках лекарственных средств и медицинских изделий по Перечню товаров, определяемых Минпромторгом и Минздравом России (п. 1.16);
  • снижение требований к обеспечению контрактов при осуществлении государственных закупок у малого и среднего бизнеса (МСП) (п. 3.9).

Правительство также приняло решение об изменении подхода к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации, в целях неприменения штрафных санкций (информационное сообщение Правительства и ЦБ РФ от 17.03.2020 «О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития»).

Поправки в ФЗ о госзакупках

В марте 2020 года Минфин России оперативно подготовил и внёс в Правительство РФ законопроект с изменениями в порядок проведения закупок в рамках 44-ФЗ на 2020 год.

Для поддержки хозяйствующих субъектов, в том числе с целью недопущения наступления негативных последствий в связи с распространением коронавирусной инфекции, поправки вводят новые важные меры:

  • предусмотрено право заказчика не устанавливать требование о предоставлении обеспечения исполнения госконтракта при закупках у субъектов малого предпринимательства;
  • оптимизируется порядок госзакупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) и чрезвычайной ситуации;
  • введено положение о праве изменения в 2020 году условий заключенного контракта, если из-за короновирусной инфекции возникли обстоятельства, препятствующие его исполнению.

  Кому проиндексируют пенсии с 1 апреля 2018 года

https://www.youtube.com/watch?v=mIG2O27VoEY

Последнее возможно при соблюдении двух условий:

  1. обоснование заказчиком необходимости изменений;
  2. есть соответствующее решение высшего органа исполнительной власти.

Разъяснения Минфина

В связи с внесением изменений в закон №44-фз минфин, мчс и фас россии выпустили совместное письмо о закупках в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией

В совместном письме «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» (далее – совместное письмо) в очередной раз разъясняют возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон №44-ФЗ) заказчиками для борьбы с коронавирусной инфекцией.

Новым для заказчиков в этом письме стало указание на возможность применения п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона №44-ФЗ для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Указанная возможность появилась у заказчиков в связи с внесением изменений в Закон №44-ФЗ федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон №98-ФЗ), который вступил в силу с 01.04.2020г.

В совместном письме уточняется, что при применении п. 9 ч. 1 ст.

Читайте также:  Статьи раздела понятие и условия договора

93 Закона №44-ФЗ надо учитывать необходимость наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Закупать по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ можно любую продукцию, поскольку ранее действующее ограничение на закупку товаров, работ, услуг с отсылкой нараспоряжение Правительства РФ от 30.09.

2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» исключено в новой редакции.

Изменения, внесенные Законом №98-ФЗ, также коснулись отмены процедуры предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

По-видимому, процедура предварительного отбора показала свою неэффективность в вопросе закупок в условиях чрезвычайной ситуации, и от нее решили отказаться совсем, что можно считать весьма правильным решением в сложившихся условиях.

Часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ была дополнена пунктом 56, дающим право на осуществление закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.

Под влиянием коронавирусной инфекции были внесены изменения в статью 112 Закона №44-ФЗ.

В частности, у заказчиков появилась возможность применения ч. 42.1. ст.

112 Закона №44-ФЗ, которая позволяет списывать начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации впостановлении от 04.07.2018 N 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом». Напомним, что указанная норма была принята под влиянием экономического кризиса 2014 года.

При проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций частью 64 статьи 112 Закона №44-ФЗ до 31 декабря 2020 года предусмотрена возможность не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе.

Согласно части 65 статьи 112 Закона №44-ФЗ с 01.04.2020г.

при наличии письменного обоснования и на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

При этом государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств указанное изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В совместном письме указывается на возможность освобождения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от ответственности в виде уплаты неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов на основании части 9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, если указанное нарушение было вызвано распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения.

Неисполнение Заказчиком контрактов из-за коронавируса. — вопрос №17105138 от 18.03.2020

Не такой простой вопрос. Надо прежде всего смотреть условия муниципальных контрактов — что там сказан о относительно форс-мажорных обстоятельств. Безусловно, коронавирус и пандемия относится к таковым.

Как оформить

Для того чтобы в последствии иметь возможность изменить условия на основании возникновения обстоятельств непреодолимой силы, это должно быть указано в договоре. Последствия наступления таких событий всегда прописываются отдельным пунктом.

Данный раздел должен содержать информацию об условиях, при которых ситуация признается форс-мажорной. Прописывается также обязанность сторон уведомлять друг друга о возникновении подобных случаев.

Может быть оговорена форма такого уведомления и способ его передачи, например, только в письменном виде.

Не запрещено прописывать ответственность контрагента за не предоставление уведомления или его несвоевременную отправку.

Пунктом 9 статьи 34 44-ФЗ разрешено указывать в договорах порядок освобождения сторон от выплаты неустоек и штрафов в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. При этом сторона должна доказать факт их наступления. Таким подтверждением может, например, стать справка, предоставленная МЧС России о свершении техногенной или экологической катастрофы.

Последствия наступления обстоятельств непреодолимой силы могут быть различными. Все зависит от особенностей заключенного договора. Возможны следующие варианты:

  • Полное прекращение договорных обязательств.
  • Частичное освобождение от ответственности за нарушение требований контракта.
  • Увеличение или перенос сроков исполнения.

Если форс-мажор признан постоянным, то есть устранить его в течение 30 дней невозможно, то договор расторгается. При этом заказчик обязан будет вернуть на счет поставщика средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта.

При временных форс-мажорах срок исполнения контракта может быть перенесен. В сам текст договора при этом корректировки не вносятся и дополнительное соглашение не заключается. Просто сторона, просрочившая исполнение своих обязательств, освобождается от выплаты штрафов и неустоек.

Действия заказчиков и поставщиков

Действия заказчика будут определяться тем, на каком этапе закупки возникли обстоятельства непреодолимой силы — если они появились перед заключением контракта, и продолжаются более 30 дней — закупка признается несостоявшейся. Оформляется соответствующий протокол, который размещается в ЕИС. В пятидневный срок с момента подписания протокола денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику.

Если заказчик не может исполнить свои обязательства по заключенному контракту в силу форс-мажора, то в первую очередь он отсылает поставщику уведомление об этом. Оно оформляется на бланке организации и подписывается руководителем.

Чтобы контракт считался расторгнутым на законных основаниях, заказчик должен документально подтвердить возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности контролирующими органами.

Когда поставщик не может выполнить свои обязательство в силу форс-мажора, он обязан сразу же уведомить об этом заказчика в письменной форме. При этом ему также придется доказать наступление непреодолимой ситуации. Стоит отметить, что в 44-ФЗ не указан конкретный перечень подтверждающих документов.

https://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/261-fors-mazhor

ст.531 ГК РФ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Новые поправки к Законам № 44-ФЗ и N 223-ФЗ в связи с коронавирусом

15 апреля 2020 года

В числе предложений – поправки к Закону N 44-ФЗ о снижении нагрузки на участников в части обеспечения исполнения контракта, а также порядок проведения закупок по Закону N 223-ФЗ в дни, объявленные нерабочими из-за коронавируса.

Смягчение требований к обеспечению обязательств по контракту

Требование обеспечения гарантийных обязательств хотят сделать правом заказчика, а не обязанностью, как сейчас (пп. «а», «б» п. 2 ст. 1 проекта).

Заказчик сможет установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5 до 30 % НМЦК (пп. «в» п. 2 ст. 1 проекта). Сейчас допустимый минимум составляет 5 % НМЦК.

Также проект предусматривает льготные условия для контрактов с казначейским сопровождением:

  • при казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса;
  • при казначейском сопровождении расчетов по контракту размер обеспечения исполнения контракта составит от 0,5 до 10 % НМЦК. При этом аванс можно предусмотреть в большем размере.

Исчисление сроков в закупках по Закону N223-ФЗ

Проект предусматривает правила исчисления сроков для проведения закупок по Закону N 223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом (ст. 3 проекта). По этим правилам:

  • сроки, которые по Закону N 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных днях. В этих расчетах не нужно учитывать субботу и воскресенье;
  • последний день срока, который приходится на указанный период, следует переносить только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье.

Ранее подобные правила Правительство установило для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.

Прочие положения

В проекте также предусмотрены поправки в Закон N 44-ФЗ, не связанные с пандемией. Так, комиссию хотят обязать проверять юрлицо на то, привлекалось ли оно к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки (п. 1 ст. 1 проекта). Сейчас это ее право.

Также ряд поправок в Закон N 44-ФЗ направлен на доработку порядка проведения электронных малых закупок, которые должны заработать с 1 июля 2020 года (ст. 2 проекта).

Документ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *