К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

В первую очередь ответим на главный вопрос – оба закона не содержат ни одного положения об ответственности простых интернет-пользователей за обход блокировок запрещенных сайтов. Ответственность несут те, кто обеспечивает доступ к таким сайтам, т. е. владельцы «анонимайзеров» и операторы поисковых систем.

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Так на кого направлены эти законы?

Согласно первому документу, так называемому закону об «анонимайзерах» (прим. ред. — поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые вступили в силу 1 ноября прошлого года), должна действовать следующая процедура: 

  1. Роскомнадзор, по обращению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определяет работающие «анонимайзеры», после чего в установленном законом порядке направляет им требования подключиться к ФГИС — Федеральной государственной информационной системе, содержащей реестр запрещенных сайтов. Подключение к данной системе подразумевает дальнейший запрет для «анонимайзеров» выдавать пользователям доступ к сайтам, которые были признаны запрещенными на территории РФ. 
  2. Если владелец «анонимайзера» не сделал этого в течение 30 дней с момента получения требования от Роскомнадзора, он будет заблокирован. 

Поясним, «анонимайзерами» упрощенно называют любые аппаратно-программные решения, которые предназначены для того, чтобы скрыть от сервера реальный IP-адрес и другую идентификационную информацию пользователя, пользующегося услугами этого сервера.

В том числе к ним могут относиться VPN — это совокупное название различных программ, позволяющих строить свои собственные виртуальные защищенные (шифрованные) сети передачи данных внутри сети Интернет. VPN, в частности, используют для доступа к заблокированным ресурсам.

Также к «анонимайзерам» относятся прокси-серверы, Web-proxy, TOR, I2P и другие. 

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Теперь поясним положения второго закона — о введении штрафов за выдачу ссылок на запрещенные сайты.

Напомним, он был принят Государственной Думой 5 июня 2018 года и вызвал много дискуссий и споров. Чаще всего недопонимания положений этого закона касаются того, что его путают с законом об «анонимайзерах», либо приписывают установленную в нем ответственность обычным интернет-пользователям.

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Итак, процедура, установленная данным законом, следующая:

  1. Операторы поисковых систем (как ранее это было установлено для «анонимайзеров») обязаны подключиться к Федеральной государственной информационной системе (ФГИС), содержащей реестр запрещенных сайтов.

Можно ли заверить сайт, заблокированный Роскомнадзором?

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Сегодня обсуждаем проблему обеспечения доказательств, а именно заверение информации на заблокированном интернет-ресурсе. Как добыть доказательства, не нарушив закон? Надеемся, что данная публикация вызовет интерес как у практикующих юристов, так и у нотариусов.

В соответствии с частью 2 статьи 55 ГПК РФ и частью 3 статьи 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Такие доказательства являются недопустимыми.

Зачем вообще заверять информацию на заблокированном сайте спросите Вы.

Вроде как процедура блокировки не предусматривает обязанности кого-либо из ее участников по заверению информации на таком интернет-ресурсе.

Но, что делать, если информация, размещенная на заблокированном сайте, необходима для судебной защиты?

Нарушается ли закон нотариусом при осмотре заблокированного сайта, есть ли способы нивелировать нарушение или избежать его вовсе?

Основания и порядок ограничения доступа к информации, распространяемой в сети Интернет, установлены Федеральным законом N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с данным законом порядок блокировки можно поделить на блокировку осуществляемую по решению компетентного органа и в соответствии с вступившим в силу судебным актом.

На текущий момент в России заблокировано 165 670 интернет-ресурсов. Ниже приведена статистика блокировок по инициативе различных органов и судов по данным сайта Роскомсвобода:

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Подробно разбирать порядок ограничения доступа в данной статье не будем, оставим эту тему для будущих публикаций. Сегодня уделим внимание возможности и правомерности обеспечения доказательств в зависимости от оснований блокировки.

Для начала огласим список из 9-ти оснований (причин) для удаления информации и/или блокировки сайта:

  • Размещение на интернет-ресурсе информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации или признано запрещенной на основании вступившего в силу решения суда (например, интернет-казино)
  • Размещение на сайте информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, либо предоставление информации для незаконного доступа к объектам авторских прав, во исполнение вступившего в законную силу судебного акта(многие могут попасть в их число)
  • Размещение на сайте информации, распространяемой с нарушением закона или сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, а именно информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации (оппозиционные сайты, сайты экстремистских организаций)
  • Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» в установленный срок обязанностей, предусмотренных статьей 10.1. Федеральным законом №149-ФЗ настоящего Федерального закона, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда (например, мессенджер Telegram)
  • Обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта (многие сайты могут попасть в их число)
  • Неоднократное и неправомерное размещение на сайте в сети Интернет информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения, на основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда (чаще всего видеохостинги, торрент трекеры)
  • Размещение в Интернет сайта, сходного до степени смешения с сайтом, доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения(копия заблокированного сайта)
  • Неисполнения владельцем сайта и иных программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен (реестру заблокированных сайтов РКН) для обеспечения соблюдения установленных ограничений (поисковые системы, электронные архивы)
  • Размещение в Интернет информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ или госорганам (ждем примеров, думается их будет много)
  • В каких случаях заверение нотариусом заблокированного сайта является недопустимым, а когда обход блокировки не влияет на легитимность нотариального акта?
  • Основываясь на приведенных выше нормах закона, а также на других положениях законодательства, мы пришли к следующим выводам.
  • Заверение интернет-страницы или сайта, доступ к которому ограничен в России, технически возможно тремя способами:
  • осмотр и заверение сайта в обход блокировки с использованием специальных программных средств или сервисов (анонимайзеров)
  • осмотр и заверение зеркала (копии сайта), расположенного на другом домене (заверение зеркала сайта)
  • заверение сайта нотариусом за пределами РФ, в стране, где доступ к указанному сайту не ограничен органами власти.

Использование VPN и различных анонимайзеров нотариусом для заверения заблокированного сайта на территории РФ очевидно не соответствует закону, а следовательно не допустимо при совершении нотариального действия по обеспечению доказательств. Доказательство, полученное таким способом, едва ли будет признано допустимым, а такое нотариальное действие может быть оспорено, заинтересованным лицом.

Данный вывод основан на анализе норм статьи 15.1-15.6.-1 и 15.8 и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», суть которых сводится к установлению мер по охране государственного интереса в недопущении доступа к интернет-ресурсам, доступ к которым ограничен в соответствии с указанным законом.

Осмотр и заверение заблокированного сайта в обход такой блокировки, хотя и не образует состава самостоятельного правонарушения, но в сущности свидетельствует о нарушении установленных ограничений по прямому доступу к указанному сайту с использованием специальных программно-технических средств, предоставление которых пользователям для получения возможности доступа к заблокированном ресурсам, прямо запрещено.

Осмотр и заверение зеркала сайта, доступного по иному сетевому идентификатору, не является нарушением в том случае, если создание копии заблокированного сайта не нарушает закон. Вот тут следует вернуться к пункту 1 статьи 15.6-1 нашего любимого закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где буквально указано следующее:

Не допускается размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», сайта, сходного до степени смешения с сайтом в сети «Интернет», доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (далее — копия заблокированного сайта).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает запрет на создание копий заблокированных сайтов исключительно в случае ограничения доступа к исходному сайту по решению Московского городского суда, по причине неоднократного нарушения его владельцем авторских и (или) смежных прав.

Следовательно, в остальных случаях создание зеркала заблокированного сайта является законным, а значит информация на нем может быть заверена для реализации права на судебную защиту (например, заверение linkedin.cn, являющегося зеркалом известной соцсети linkedin.com или заверение переписки в зеркале мессенджера телеграм www.web-telegram.ru)

Важно понимать, что законность заверения «зеркала» сайта будет зависеть еще и от того, какого рода информация на нем размещена.

Если на исходном сайте и соответственно на его копии размещена информация, распространение которой запрещено в Российской Федерации или признано запрещенной на основании вступившего в силу решения суда, то заверение такой информации нельзя признать правомерным.

В сущности трудно себе представить нотариуса, который решится заверить, например, детскую порнографию или видео с казнью человека, снятое запрещенной в России террористической организацией.

Отличной альтернативой при блокировке сайта, представляется заверение сайта нотариусом за пределами РФ, в стране, где доступ к указанному сайту не ограничен органами власти. Предпочтительно конечно выбрать одну из стран СНГ — участников Минской конвенции 1993 года.

Сразу оговоримся, мы выделили маркером слова территория РФ и государственный орган не для того, чтобы придать красочности данному тексту. Это ключевые признаки юрисдикции любого суверенного государства, поскольку оно реализует свои властные полномочия исключительно в пределах своих границ.

Именно поэтому на граждан РФ не распространяется обязательное действие актов Министерства Одиночества Великобритании или Министерства Йоги Индийской республики (да, есть и такие).

Аналогично на любую другую страну мира и ее граждан не распространяются полномочия отечественного Роскомнадзора.

Указанная выше конвенция подписана и обязательна для применения в следующих странах: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Республика Армения, Украина, Кыргыская Республика, Республика Молдова, Азербайджанская Республика, Грузия, Туркменистан.

В соответствии со статьей 13 Минской конвенции от 22 января 1993 года нотариальные протоколы и другие нотариальные акты (действия) выполненные на территории любой страны — участника конвенции действительны на территории остальных и не нуждаются в каком-либо дополнительном удостоверении.

Документы, изготовленные и засвидетельствованные специально уполномоченным лицом в рамках своих полномочий, принимаются на территории Договаривающихся стран без специального удостоверения.

Лучше всего конечно выбрать страну, где нотариальные действия совершаются на русском языке, и протокол ни только не потребует апостилирования, но и даже перевода. Идеальный вариант — это Республика Казахстан.

Если сайт не заблокирован в РК, то казахский нотариус сможет правомерно произвести заверение такой информации, что не приведет к нарушению закона при собирании доказательств. Кстати, обеспечение доказательств в Казахстане стоит не дороже чем в России.

Так вы получите «правильное доказательство» и без проблем сможете использовать нотариальный протокол, составленный нотариусом Республики Казахстан, в российском суде или арбитражном суде.

Наглядным примером может служить кейс с заверением профиля в социальной сети linkedin, заблокированной в России, но доступной в Казахстане.

Читайте также:  Комментарий 16500 к статье: как узнать результаты рассмотрения жалобы, поданной в роспотребнадзор?

Источник: https://www.webjustice.ru/blog/mozno-li-zaverit-sajt-zablokirovannyj-roskomnadzorom

«Зеркалам» пиратских сайтов не грозит внесудебная блокировка

Законопроект о копиях пиратских интернет-ресурсов, появляющихся после их блокировки («зеркалах»), ко второму чтению претерпит ряд изменений. Депутаты исключили из него процедуру блокировки на основании судебного приказа, а также уточнили терминологию и характеристики таких ресурсов.

Комитет Госдумы по информполитике по итогам заседания в четверг рекомендовал к принятию законопроект о быстрой блокировке «зеркал» пиратских сайтов во втором чтении, следует из официального сообщения комитета. Документ, разработанный Минкомсвязью, вносит изменения в закон «Об информации» и Гражданский процессуальный кодекс РФ и принят Госдумой в первом чтении в марте.

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Законопроект претерпит ряд изменений. Так, термин «производный сайт в сети интернет» заменен понятием «копия заблокированного сайта».

Исключен механизм ограничения доступа к таким ресурсам на основании судебного приказа Мосгорсуда.

Также была уточнена процедура принятия решения Минкомсвязью о признании сайта копией заблокированного и уточнены характеристики сайта, по которым он может быть признан «зеркалом».

В законопроект также не войдут предложения Министерства культуры о возможности введения внесудебной блокировки информационных ресурсов, о которых “Ъ” сообщал 30 марта.

Механизм предлагался следующий: правообладатель, обнаруживший свой незаконно размещенный фильм в интернете, мог написать заявление в Минкульт. Министерство, подтвердив данные о правообладателе, в течение дня выносило бы требование о блокировке страницы с фильмом и направляло его в Роскомнадзор.

Последний «незамедлительно» и без суда направит операторам связи уведомление о блокировке страницы сайта с фильмом, а поисковикам запретит давать ссылки на эти страницы. Если сайт не согласен с претензиями, ему предлагалось их оспорить в течение десяти дней.

В случае повторного нарушения в течение десяти дней правообладатель мог бы подать иск в суд на постоянную блокировку сайта, а суд рассмотрел бы его «в упрощенном порядке».

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

  • Это не соотносится с предметом правового регулирования и концепцией внесенного правительством РФ законопроекта, и не было поддержано правовым управлением аппарата Госдумы, Минкомсвязью, Роскомнадзором и большинством представителей интернет-индустрии, подчеркнул руководитель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин.
  • Роман Рожков
  • Как поправки о блокировке сайтов-зеркал согласовали в правительстве

В феврале правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки об ограничении доступа к так называемым зеркалам — сайтам—копиям пиратских ресурсов, куда переезжают последние после их блокировки.

При этом Минкомсвязь может получить полномочия по признанию того или иного интернет-ресурса копией пиратского. У владельцев производных сайтов должно быть право обжаловать решение властей, считают участники рынка.

Читайте подробнее

Роскомнадзор предлагает банить «зеркала» сайтов без решения суда, а также штрафовать за советы по обходу блокировки

А поисковики могут обязать удалять ссылки на пиратский контент К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

Группа правообладателей совместно с Роскомнадзором подготовила новый законопроект, в котором прописываются новые правила относительно блокировки сайтов и их «зеркал», пишет «Газета.ру». В частности, предлагается банить зеркала сайтов (в отношении которых вынесено решение о «вечной» блокировке) без решения суда. Кроме того, вводятся штрафы за «пропаганду средств обхода блокировки пиратских ресурсов». Таким образом, ведомство облегчает работу правообладателей — теперь не нужно судиться в отношении любого из зеркал уже заблокированного сайта, копии ресурсов будут баниться автоматически.

В настоящий момент законодательно не закреплено само понятие «зеркала» или копии сайта, соответственно, и нет судебной процедуры блокировки клонов заблокированных сайтов.

Мосгорсуд в феврале этого года отказался принять решение о перманентной блокировке зеркал Rutracker именно на основании отсутствия законодательной базы.

Если законопроект, предлагаемый Роскомнадзором и правообладателями, примут, то такой проблемы уже не будет — блокировать копии сайтов будут уже в полуавтоматическом режиме.

«При наличии решения о постоянном ограничении доступа к информационному ресурсу правообладатель вправе обратиться в Мосгорсуд для получения судебного постановления об ограничении доступа к соответствующему «зеркалу» сайта», — говорится в пояснительной записке к документу. Что касается зеркала сайта, то предлагается закрепить законодательно вот какую формулировку: «Производный сайт в сети интернет — имеющий сходное наименование и отображение сайт в сети интернет, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации другого сайта в сети интернет, их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на другом сайте, посредством общей системы управления». Пока не совсем понятно, кто будет принимать решение о признании сайта «зеркалом». «Либо уполномоченный эксперт, либо сам Роскомнадзор будут давать заключение о том, что данный сайт является «зеркалом», то есть подходит под ряд технических характеристик, позволяющих говорить о том, что он не является самостоятельным ресурсом, а лишь отображает или копирует ранее заблокированный сайт», — комментирует вице-президент ассоциации «Русский щит» Олег Яшин.

Поисковики тоже обяжут бороться с «зеркалами»

Правообладатели предлагают обязать бороться с копиями заблокированных ресурсов и поисковые сервисы. Если те не согласятся или будут некачественно выполнять работу по блокированию ссылок на пиратский контент, поисковики станут штрафовать. Будут наказывать и провайдеров, которые вовремя не ограничили доступ к заблокированному ресурсу.

Рассказал, как обойти блокировку? Получи штраф

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с пиратами правообладатели считают наказание тех, кто распространяет информацию по обходу блокировок. В прошлом месяце Роскомнадзор одобрил документ об административной ответственности за пропаганду средств обхода блокировки сайтов (чуть позже одобрение этого документа Роскомнадзором опровергалось).

Его разработала Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ). «Введение административной ответственности за пропаганду средств обхода блокировки будет способствовать повышению эффективности блокирования запрещенных интернет-ресурсов», — отмечал глава АЗАПИ Максим Рябыко. Предлагаемая сумма штрафа для нарушителя — 50 тысяч рублей.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский также заявил, что запрещать расширения для браузера, которые помогают обходить блокировку, не планируется. «Эти технические, программные средства имеют широкую сферу полезного применения.

Но реклама этих средств как способов обхода блокировок не должна быть правомерным действием», — прокомментировал он ситуацию.

При этом ранее Роскомнадзор сообщал о преждевременности ввода штрафов за размещение информации по обходу блокировок ресурсов.

Как разблокировать сайты (11 методов)

Бывало ли такое, что вы пытаетесь открыть сайт, но он недоступен (даже при стабильном интернет-подключении). Часто даже можно видеть сообщения о том, что контент заблокирован или недоступен в вашей стране/регионе.

Вы не одиноки с этой проблемой, ведь блокировка сайтов — это то, с чем приходится мириться людям по всему миру. Не беспокойтесь, так как в сегодняшнем руководстве мы расскажем и покажем вам, как можно разблокировать эти сайты.

Если вы регулярно пользуетесь интернетом, то наверняка хотя бы раз натыкались на сайты, вместо которых отображается сообщение о том, что контент недоступен в вашей стране. В некоторых случаях сайт может просто не открываться и не реагировать на запросы браузера.

Почему это происходит? Как правило, существует три вида препятствий, которые могут помешать вам просматривать желаемый онлайн-контент:

1. Геоблокировка

Гео-ограничения/Геоблокировка — это ограничения, которые поставщики контента используют, чтобы запретить пользователям из определённых стран открывать их сайты или пользоваться определённым контентом на своих платформах и устройствах

В этом случае геоблокированный веб-сайт сканирует ваш IP-адрес, в котором содержится информация о вашем географическом местонахождении. Следовательно, алгоритм сайта может заблокировать вам доступ или же перенаправить на другую страницу.

К копиям заблокированных сайтов доступ может быть ограничен

К примеру, если вы попробуете открыть Spotify, находясь в Республике Беларусь, то не сможете этого сделать.

Для чего это нужно?

Обычно это происходит по следующим причинам:

  • Правила лицензирования.Чтобы поставщики контента могли предоставлять доступ к своим платформам по всему миру, им необходимо приобрести лицензионные права в каждой стране. Иногда это бывает очень дорого, поэтому им выгоднее просто ограничить доступ к такому контенту для какой-нибудь страны.
  • Законы об авторском праве. Сайты с различным контентом не всегда владеют правами на контент, который вы видите на экране. И в данной ситуации если владельцы контента выступают против этого, то поставщики контента не могут сделать музыку, шоу и фильмы доступными по всему миру.
  • Национальные законы. В некоторых странах в соответствии с законом на локальный контент накладываются ограничения. Например, в Великобритании многие шоу и фильмы финансируются за счёт денег налогоплательщиков, поэтому они заблокированы за пределами страны из соображений справедливости перед гражданами Великобритании.
  • Блэкаут — Они обычно используются при трансляции крупных спортивных мероприятий в США. Блэкаута — это когда вы не можете посмотреть локальный футбольный матч по DirecTV. Потому что мероприятие транслируется локально, а местная сеть выкупила эксклюзивные права на его трансляцию.

2. Ограничения фаервола

На рабочих местах и в учебных заведениях часто любят ограничивать доступ в интернет для сотрудников и студентов. Как правило, в этом случае системные администраторы блокируют определённые веб-сайты настройками фаервола.

Почему это происходит?

Самой распространённой отговоркой здесь является нечто вроде “чтобы студенты/сотрудники не отвлекались”. Хотя в этом и есть некоторый смысл, это также означает, что сотрудники не могут слушать музыку во время работы (хотя это зачастую способствует продуктивности). Студенты же не могут сделать передышку и проветрить мозг за просмотром любимого сериала или шоу.

3. Государственная цензура

Бывают случаи, когда сайты не используют никаких ограничений со своей стороны. Но при этом тот или иной сайт может быть заблокирован правительством страны, в которой вы находитесь в данный момент. Для этого государства используют мощные фаерволы. Кроме этого, правительство может заставить местных интернет-провайдеров также заблокировать некоторые неугодные сайты.

Ограничение доступа к копиям заблокированных сайтов

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае поступления от федеральных органов исполнительной власти или правообладателей информации об обнаружении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», сайта, сходного до степени смешения с сайтом в сети «Интернет», доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (далее – копия заблокированного сайта) принимает мотивированное решение о признании сайта в сети «Интернет» копией заблокированного сайта.

Направить информацию об обнаружении копии заблокированного сайта можно с использованием электронной формы подачи информации размещенной по адресу: 156-fz.minsvyaz.ru.

В направляемой информации рекомендуется указать максимально возможные сведения, необходимые  для принятия мотивированного решения о признании сайта в сети «Интернет» копией заблокированного сайта, в том числе:

  • ФИО/наименование и контактные данные лица, направляющего информацию;
  • доменное имя сайта в сети «Интернет», доступ к которому ограничен на основании решения Московского городского суда («заблокированный сайт»), а также номер и дата решения Московского городского суда;
  • доменное имя и иные данные, позволяющие идентифицировать сайт в сети «Интернет», в отношении которого направляется информация;
  • адрес электронной почты владельца сайта в сети «Интернет», в отношении которого направляется информация;
  • иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению вопроса о признании сайта в сети «Интернет» копией заблокированного сайта.

К направляемой информации рекомендуется приложить следующие документы и изображения:

  • копия вступившего в законную силу решения Московского городского суда о постоянном ограничении доступа к заблокированному сайту;
  • снимки экрана, содержащие изображение главной страницы заблокированного сайта (при наличии), и сайта, в отношении которого направляется информация.

После принятия Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации мотивированного решения о признании сайта в сети «Интернет» копией заблокированного сайта решение направляется в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа к копии заблокированного сайта.

Читайте также:  Комментарий 17520 к статье: кассационная жалоба в верховный суд - образец

Мотивированное решение о признании сайта в сети «Интернет» копией заблокированного сайта направляется на адрес владельца копии заблокированного сайта в электронном виде на русском и английском языках с адреса электронной почты info156-fz@minsvyaz.ru.

Блокировка "зеркал" Роскомнадзором

В законодательстве есть упрощённая процедура ограничения доступа к копиям сайтов в сети Интернет, доступ к которым был ограничен на постоянной основе (так называемым «зеркалам«), предусмотренная статьёй 15.6-1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Мотивированное решение Минкомсвязи

Порядок принятия мотивированного решения о признании сайта в сети Интернет копией заблокированного сайта утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1225.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия мотивированного решения о признании сайта в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), сайтом, сходным до степени смешения с сайтом в сети «Интернет», доступ к которому ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения, с использованием сети «Интернет» (далее соответственно — копия заблокированного сайта, заблокированный сайт).

Как принимается мотивированное решение о блокировке «зеркала»

3. Мотивированное решение принимается в течение суток с привлечением специалистов, осуществляющих экспертную оценку информации, указанной в пункте 2 настоящих Правил (далее — эксперты).

Общее количество экспертов, привлекаемых для оценки указанной информации, должно быть не менее 3 человек.

Перечень экспертов определяется Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или его заместителем.

Что определяется в мотивированном решении

4.

При принятии мотивированного решения принимаются во внимание следующие критерии сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта:а) общие признаки внешнего сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта (шаблон, цветовая гамма, расположение элементов);б) сходство доменных имен копии заблокированного сайта и заблокированного сайта;в) сходство наименований копии заблокированного сайта и заблокированного сайта;г) совпадение размещенной на копии заблокированного сайта и заблокированном сайте информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (полностью или в части);д) совпадение учетных записей (аккаунтов) пользователей копии заблокированного сайта и заблокированного сайта, необходимых для их аутентификации и предоставления доступа к их личным данным и настройкам;е) признаки технического взаимодействия копии заблокированного сайта и заблокированного сайта, в том числе автоматическая переадресация пользователей с заблокированного сайта, синхронизация индекса положений копии заблокированного сайта и заблокированного сайта в поисковой выдаче, использование одной системы управления, резервирование имен на сетевом адресе;ж) совпадение контактных данных администраторов копии заблокированного сайта и заблокированного сайта;з) иные признаки сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта.

Что должно содержать мотивированное решение Минкомсвязи

5. Мотивированное решение должно содержать:а) доменное имя копии заблокированного сайта;б) обоснование принятия решения путем указания на критерии, указанные в пункте 4 настоящих Правил.6.

Мотивированное решение оформляется в виде электронного документа, подписанного заместителем Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Далее, решение передаётся в Роскомнадзор.

Что делает Роскомнадзор

Роскомнадзор на основании мотивированного решения Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по системе взаимодействия предпринимает следующий комплекс мер:

  • определяет провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение копии заблокированного сайта в сети Интернет лицо и направляет ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о принятом решении о признании сайта в сети Интернет копией заблокированного сайта, фиксируя дату и время направления такого уведомления;
  • направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к копии заблокированного сайта;
  • направляет операторам поисковых систем, распространяющим в сети Интернет рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в электронном виде требование о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц копии заблокированного сайта.

По данным Роскомнадзора за 2017 год с момента вступления в силу Федерального закона № 156-ФЗ поступило 600 мотивированных решений Минкомсвязи России. Указанные решения поступают в формате файлов PDF и WORD.

На момент вступления в силу закона правообладатели заявляли о наличии до 2000 выявленных «зеркал» пиратских сайтов.

Для поднятия настроения можно почитать правовой нарратив про взаимодействие с Роскомнадзором:«Как web-дизайнер сумел отомстить».

автор публикации: Демешин С.В.

8 признаков сайта-копии заблокированного сайта

Опубликовано и вступило в силу постановление Правительства РФ, в котором описаны правила принятия мотивированного решения о признании сайта копией ранее заблокированного интернет-ресурса. Информация о сайте-копии будет отправляться в Минкомсвязи, где в течение суток с привлечением экспертов должны принять решение.

Правообладатели смогут более эффективно бороться за свои доходы, добиваясь блокировки не только сайтов, неправомерно разместивших объекты авторских и (или) смежных прав или содержащих информацию для незаконного получения этих объектов.

Такие интернет-ресурсы блокируются на основании решений Московского городского суда.

Теперь правообладатели получили механизм получения решений и о том, что какой-либо сайт является копией другого сайта, доступ к которому был ограничен на основании судебного решения.

Информация об обнаруженных в Интернете сайтов, являющихся копией заблокированного сайта («зеркалом»), может поступать в Минкомсвязи как от правообладателей, так и от федеральных органов исполнительной власти.

Для оценки поступившей информации должны привлекать не менее 3 экспертов. На принятие мотивированного решения отводятся одни сутки, оно оформляется в виде электронного документа, подписанного зам.

министра связи с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Критериями сходства какого-либо сайта и заблокированного сайта являются: внешнее подобие (шаблон, цветовая гамма и расположение элементов), схожие доменные имена сайта-копии и заблокированного сайта, сходство наименований сайтов, полное или частичное совпадение информации в виде незаконно размещённых объектов авторских и/или смежных прав на анализируемом сайте и на ранее заблокированном интернет-ресурсе.

Подтверждением того, что сайт является копией заблокированного сайта, также будут являться совпадение учётных записей (аккаунтов) пользователей, зарегистрированных на заблокированном сайте и на другом сайте, наличие механизмов взаимодействия заблокированного сайта и анализируемого сайта в виде автоматической переадресации, использования одной системы управления, резервирования имён на сетевом адресе. Ещё два критерия, указывающие на «родство» сайтов – это совпадение контактных данных администратора/администраторов сайтов или «иные признаки сходства копии заблокированного сайта и заблокированного сайта».

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1225 «Об утверждении Правил принятия мотивированного решения о признании сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» копией заблокированного сайта» опубликовано 17 октября 2017 года (ссылка).

Роскомнадзор готов к выполнению закона о блокировке "зеркал" пиратских сайтов

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/.

Закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов вступает в силу с воскресенья на территории России, поправки направлены на то, чтобы дать правообладателям инструменты для более быстрой блокировки «зеркал» пиратских сайтов, которые ранее были навечно заблокированы по решению суда. Информационная система Роскомнадзора полностью готова исполнять новые требования, сообщил ТАСС представитель ведомства Вадим Ампелонский.

«Роскомнадзор готов в короткие сроки обеспечить прием решений от Минкомсвязи о признании копиями, «зеркалами» пиратских сайтов, которые заблокированы на постоянной основе. Наша информационная система полностью готова», — сказал он.

Согласно вступившему в силу закону, если в Минкомсвязь России поступает информация от федеральных органов или правообладателей информации об обнаружении в интернете копий заблокированных сайтов, то ведомство в течение суток принимает решение о признании данной страницы копией заблокированного сайта. Свое решение Минкомсвязь направляет на русском и английском языках владельцу «зеркала», а также в Роскомнадзор. Операторы связи обязаны в течение суток с момента получения от Роскомнадзора соответствующего требования ограничивать доступ к копии заблокированного сайта.

Закон также обязывает поисковые системы исключать из выдачи ссылки на пиратские сайты и их «зеркала».

Также закон определяет само понятие «зеркала». Это сайт, «сходный до степени смешения с сайтами, доступ к которым ограничен по решению Московского городского суда в связи с неоднократным и неправомерным размещением информации, содержащей объекты авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для их получения».

Изменения были внесены в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в Гражданский процессуальный кодекс РФ. Федеральный закон был принят Госдумой 23 июня и одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года.

Не победить, но разорить

Ужесточение антипиратского законодательства позволяет сделать более сложным доступ к контенту с нарушением авторских прав, но не исключить его полностью. По мнению замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, при желании, человек все равно сможет найти нужный контент, какие бы действия не предпринимались государством.

«Ни запрет анонимайзеров (соответствующий закон вступает в силу с 1 ноября 2017 года), ни блокировка «зеркал» тотально и целиком никогда не решат вопрос с противоправным контентом в интернете.

Данные законы направлены на то, чтобы ограничить количество людей, которые этим пользуются, и выбить бизнес-составляющую, потому что пиратский сайт, условно, имеет коммерческую привлекательность только тогда, когда собирает у себя, предположим, миллион человек», — сказал ТАСС Волин.

По его мнению, если сам пиратский сайт и его зеркала будут заблокированы, то контент из сети не исчезнет, а распространится на большое количество других сайтов.

При этом количество посетителей начнет резко сокращаться, и бизнес потеряет возможность зарабатывать. «Все негативнее вещи, которые мы имеем в интернете, все равно останутся.

Вопрос в том, чтобы на них нельзя было бы зарабатывать, к чему мы и стремимся», — подчеркнул Волин.

Он добавил, что практика применения закона покажет, требует он изменений или нет. «Нужно, как правило, несколько лет», — сказал собеседник агентства.

Нагрузка на операторов

Вице-президент, руководитель российской юридической и налоговой практики O2 Consulting Наталья Кузнецова считает, что данные изменения в законе позитивны для правообладателей, но усложняют обязанности «поисковиков» и могут привести к высокой загруженности регулирующих органов.

«Формально, можно относительно просто заблокировать копию пиратского сайта и потребовать очистить поисковик от ссылок на такой сайт. Это будет делать все более и более сложным для пользователей доступ к нелегальному контенту, и как следствие, должно помочь сократить количество пользователей таких сайтов.

С другой стороны, новые правила накладывают достаточно существенные обязанности на поисковые системы, они в крайне сжатый срок (один день) должны будут реагировать на требования контролирующих органов удалять рекламу пиратских сайтов и исключать выдачи ссылок на такие ресурсы при поиске», — сказала Кузнецова.

Она пояснила, что для исполнения требований закона «поисковикам» потребуются дополнительные ресурсы, техническая наладка обмена информацией с соответствующим государственным органом.

«Существенное бремя может лечь и на госорган. Запуск пиратских ресурсов поставлен на поток, и владельцы таких ресурсов каждый раз после блокировки могут создавать новые копии. Это может привести к огромному количеству заявлений о блокировке в контрольных органах, с которым они могут не справиться», — сказала собеседница агентства.

По мнению Кузнецовой, вступившие в силу поправки не закрывают все технические лазейки для создателей и пользователей сайтов с нелегальным контентом, поэтому не следует оценивать эти поправки закона как механизм, который решит проблему полностью.

«С юридической точки зрения, одним из важнейших вопросов остается ограниченность действия российских законов только территорией России, что при глобальности интернета оставляет большое поле для пиратов и пользователей.

Читайте также:  Раздел квартиры при разводе

Борьба с пиратством в большей степени должна переноситься на глобальный и международный уровень», — считает эксперт.

Досудебная блокировка сайтов по закону | Суворов Групп

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Нарушение требований законодательства влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Досудебная блокировка сайта

Досудебная блокировка сайта закреплена в Федеральном законе №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в статье 15.3. Иные способы блокировки возможны только по суду.

Причины блокировки

  1. За призывы к массовым беспорядкам
  2. За призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
  3. За призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

  4. Размещение информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации.
  5. Реклама или информирование о деятельности признанной нежелательной на территории РФ.

Закон не обязывает Интернет-провайдера блокировать конкретную проблемную страницу, а может ограничить доступ по IP-адресу ко всему ресурсу.

Сколько времени нужно на блокировку сайта

  • В законе говорится о незамедлительности, но по практике для сайтов размещенных у российских провайдеров время составляет от 2 до 6 часов с момента получения ими требования от органов государственной власти.
  • Для западных хостингов время исполнения не менее 24 часов (обращение идет на 2 языках), так как не со всеми странами подписаны соглашения по урегулированию подобных вопросов.

На какое время могут заблокировать сайт

До момента устранения выявленных нарушений,а именно направления уведомления в орган государственной власти и получения провайдером запроса об отменен требования блокировки.

Как быстро снять блокировку

  • После блокировки в течение 24 часов (суток), владельцу направляется требование хостинга о удалении информации, также владелец может сделать это раньше и самостоятельно через панель хостинга.
  • После удаления информации с сайта требуемого, владелец направляет в госорганы уведомление об исполнении требования, и только после проверки, госорган незамедлительно уведомляет провайдера о снятии ограничений.
  • Закон позволяет всю переписку можно вести электронно.

Кто еще может пострадать

При этом в «черные списки» регулярно попадают сайты, которые не несут никакой противоправной информации, но оказываются заблокированными только потому, что находятся на тех же IP-адресах, что и сайты с незаконным контентом.

Стоимость наших услуг

О сроках, гарантиях и стоимости смотреть тут.

Как проверить кем заблокирован

Прежде чем думать, как восстановить для пользователей доступ к вашему ресурсу, убедитесь, что ваш сайт/страница/сервис действительно не работает по требованию одного из государственных органов, которым даны полномочия по блокировке. Важно убедиться, что это не проблема “ошибки 404”, настройки браузера, интернет-провайдера или самого хостинга. Попробуйте зайти на сайт с другого устройства, либо использовать для входа на сайт другого оператора связи.

О блокировке сайта интернет-провайдером может свидетельствовать специальная заглушка-предупреждение.

Мы также рекомендуем сделать трассировку сайта в командной строке, которая Вам даст точное понимание места обрыва цепи соединения:

  1. для Windows — tracert домен_вашего_сайта
  2. для Linux и MacOsX — traceroute домен_вашего_сайта

Если смена устройства или оператора не принесла результата, то стоит зайти на свой сайт с нероссийских IP-адресов с помощью любых программных решений, позволяющих получать доступ в глобальную сеть путем подмены IP-адресов.

Если сайт все же открывается с помощью указанных технических средств, то это может означать, что вашим хостинг-провайдером было принято решение об ограничении доступа к сайту.

Причины досудебной от судебной по сути

Обобщая имеющиеся на сегодняшний день основания для блокировки сайтов, можно отметить, что такие ограничения доступа могут быть направлены как на защиту

  1. общественных интересов (например, для целей пресечения экстремизма);
  2. так и на защиту частных интересов конкретного лица (например, для защиты его персональных данных или интеллектуальной собственности).

Порядок досудебной блокировки сайта

  • Данный порядок установлен статьей 15.3 ФЗ №249 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона»
  • В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
  • 2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:
  1. направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.
    1. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию;
  2. определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;
  3. направляет провайдеру хостинга или иному указанному лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
  4. фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.

В течение суток с момента получения уведомления органа власти, провайдер хостинга или иное указанное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса (сайта) и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

После получения уведомления, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».

После получения уведомления, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет».

Общий порядок блокировки

Установлен статьей 15.6.ФЗ №149

В случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 ФЗ 149, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.

В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных указанной выше статьей, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда.

В течение суток с момента поступления по системе взаимодействия в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, вступившего в законную силу соответствующего решения  суда указанный орган:

  1. направляет операторам связи по системе взаимодействия требование о принятии мер по постоянному ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;
  2. направляет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, операторам поисковых систем, распространяющим в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в электронном виде требование о прекращении выдачи сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В течение суток с момента получения указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи требования оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к соответствующему сайту в сети «Интернет». Снятие ограничения доступа к такому сайту в сети «Интернет» не допускается.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 156-ФЗ)

В течение суток с момента получения указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи требования оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан прекратить выдачу сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 156-ФЗ)

Сведения о сайтах в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на основании решения Московского городского суда, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *